Как попросить повышение зарплаты у начальника лабковский

Обновлено: 19.05.2024

Просьба о повышении зарплаты: как правильно это сделать

Исходя из практики трудящихся зарубежных стран, можно утверждать, что увеличение размера оплаты – в большинстве случаев инициатива работника. На Западе периодическое напоминание о прибавке к заработку считается элементом трудовой культуры, при этом каждый руководитель считает своей обязанностью подробно отчитаться перед персоналом, почему повышение будет не таким большим, как планировалось. Ежегодный пересчет предусмотрен самой системой, успехи и достижения каждого сотрудника фиксируются, при этом подсчитывается прибыль, которую он принес компании, и издается приказ о повышении.

Иначе обстоят дела в России, где сотрудников, поднимающих денежный вопрос, считают самоуверенными выскочками. Каждый руководитель заботится, прежде всего, о собственной выгоде, и для него такое решение влечет дополнительные расходы, поэтому он всячески оттягивает этот момент. Следовательно, работнику самому приходится первым заводить разговор или отправлять письмо о повышении зарплаты. Согласно статистике 49% россиян после обсуждения получили заветную прибавку, и большинство утверждает, что успех зависел от способности правильно построить диалог и умело обосновать свои требования.

Не нужно молчать

В отечественных компаниях и организациях закономерной считается ситуация, когда работник проявляет ответственность и выполняет не только свои основные, но зачастую и дополнительные обязанности, а зарплата остается на уровне многолетней давности. Этика мешает обращаться к начальнику с просьбой о повышении финансовой ставки, поэтому человек занимает выжидательную позицию и надеется, что его достоинства будут замечены и справедливо оценены.

Важно знать! В денежном вопросе интересы работодателя и подчиненного не совпадают, поэтому выбранная тактика считается ошибочной. Самый простой способ добиться повышения оклада – просить.

Психологи советуют действовать с умом, и в первую очередь, донести до руководителя мысль, что человека не устраивает уровень его нынешнего дохода, и он хочет зарабатывать (а не получать готовые деньги) больше, но не знает, как это сделать. Для этого они рекомендуют правильно построить диалог, записавшись на прием, либо подготовить письмо (если не хватает смелости побеседовать лично). Именно такой подход способен заинтересовать начальство, и он захочет узнать, что получит в обмен на повышение заработка.

Разговор требует подготовки

Пока заложенная мысль будет трансформироваться в предложение, работник должен, не теряя времени, подготовиться к разговору. Новичку следует собрать информацию, и в первую очередь, выяснить, как происходит увеличение заработной платы в данной компании, и какие методы используются: ежегодная индексация, выслуга лет, аттестация специалистов. Накануне беседы следует составить план, как просить повышения зарплаты у руководителя или начальства, направив диалог в нужное русло. Для этого можно воспользоваться советами опытных сотрудников.

  1. Выбрать подходящий для разговора день недели. Следует исключить первый и последний рабочие дни, в которые планируется несколько совещаний или сдача отчета.
  2. Корректно обратиться к директору (начальнику), озвучив свое пожелание. Запрещается ставить собственные условия и разговаривать в требовательной форме.
  3. Привести все аргументы и доводы, на основании которых работнику, по его же мнению, положено увеличение размера оклада. Начинать нужно с собственных достоинств и только в конце перечислить жизненные ситуации, требующие улучшения финансовой ситуации (рождение ребенка, ипотека).
  4. Далее нужно выдержать паузу, предоставив возможность высказаться руководителю. В случае молчания, можно предложить ему время на обдумывание или же обрисовать свое видение решения проблемы. Одним из вариантов является расширение круга обязанностей за свет совмещения должностей.
  5. Только после этого можно озвучивать сумму, которая бы устроила просителя, уточнив, какого максимума он желал бы достичь, оставаясь в компании и способствуя ее развитию.
  6. В случае отказа в повышении жалования со стороны руководителя не нужно выяснять отношения. Лучше уточнить, когда можно обратиться к нему вновь с повторной просьбой.

Грамотно выстроенный диалог, как правило, способствует достижению желаемой цели. Отказ же в большинстве ситуаций может означать временные финансовые трудности, а отнюдь не скупость руководителя.

Нужный момент

Чтобы добиться положительного исхода от беседы, обращаться к руководству по поводу повышения заработной платы нужно, когда одновременно срабатывает несколько факторов.

Следует также помнить, что компанией руководит тоже человек, а не робот, поэтому стоит выбрать момент, когда он находится в приподнятом расположении духа. Хороший настрой повышает шансы на успех.

Располагающее место

Выбрав нужный момент, следует найти подходящее место для беседы. Лучше всего разговаривать в кабинете начальника. Считая его своей территорией, руководитель максимально расслаблен. Распространенной ошибкой является обращение с просьбой на корпоративных вечеринках или на отдыхе за городом. На подобных мероприятиях все находятся в хорошем благорасположении, но не настроены решать производственные вопросы.

Не рекомендуется обсуждать денежный вопрос в дни:

  • в понедельник, поскольку голова начальника забита множеством производственных задач;
  • в пятницу, так как он считается днем подведения итогов и сдачи отчетов.

И совсем недопустимым считается обращение в день выдачи заработной платы. Стрессовая обстановка плохой помощник в решении серьезной проблемы.

Веские аргументы

Одновременно руководитель готов рассмотреть возможные варианты, если служащий проявляет инициативу и активность и к тому же способен в беседе предъявить веские аргументы своей незаменимости или указать их в докладной. Примерами могут служить следующие действия.

  1. Оптимизация рабочего процесса за счет разработки алгоритма поиска, регистрации и выдачи документов в электронном виде.
  2. Усовершенствование процедуры закупок и расчета с поставщиками, позволяющее сократить расходы в среднем на 15-20%.

Если пожелания озвучиваются в устной форме, то можно донести до руководства идеи, которые будут реализованы в случае удовлетворения указанных требований. Вопреки советам специалистов, озвучивать окончательную сумму прибавки не стоит, поскольку она может оказаться ниже той, что предложит директор. Называть конкретные цифры рекомендуется в самом крайнем случае. Чтобы добиться увеличения заработка в значительных размерах, можно привести такие доводы.

  1. Наличие опыта и навыков, полученных в процессе трудовой деятельности в компании, которые отсутствуют у новичков.
  2. Обучение на курсах повышения квалификации.
  3. Посещение семинаров и лекций, вязанных с непосредственной работой сотрудника.
  4. Увеличение багажа знаний и умений должно стимулироваться соответствующим образом.

Больше обязанностей

Не зная, как попросить повышения зарплаты у начальника правильно, нельзя идти на поводу у эмоций. Шеф должен слышать не жалобы и нытье, а грамотную речь с достаточным перечнем аргументов. Необоснованна манипуляция в данной ситуации способна вызвать только гнев и спровоцировать агрессию. В результате человек получит гарантированный отказ.

Положительного результата можно добиться, начав разговор с озвучивания доводов, что он приносит очевидную пользу компании, способствуя ее развитию и процветанию. Далее стоит отметить достижения и заслуги перед коллективом. Заинтересовав собеседника, следует заверить, что работник постарается быстрее и эффективнее справляться с возникающими задачами, чтобы способствовать увеличению прибыли. Для этого он даже готов взять часть дополнительных обязанностей, но которые будут соответствующим образом оплачены.

Как попросить зарплату повыше

Определиться с суммой

Деловая этика не позволяет персоналу современных компаний обсуждать размер собственной, а тем более, чужой зарплаты. Однако нередко в неформальной обстановке такие разговоры все же встречаются. И если у сотрудников должность и обязанности примерно одинаковые, а суммы окладов различные это становится поводом для того, чтобы подать служебную записку с просьбой, направленной на повышение зарплаты. Допускается также вариант устного обсуждения. При этом подчиненный не должен позиционировать увеличение заработка как собственное решение. Информация может быть предоставлена в качестве рекомендации.

Начиная разговор, следует указать конкретную сумму прибавки, подтверждая ее расчетами. В них рекомендуется ссылаться на текущий уровень инфляции. Таким способом сотрудник доводит до сведения директора, что он не просит лишнего, а только стремиться получить прибавку для обеспечения прежнего уровня жизни. К примеру, в текущем году цены выросли на 15%, и именно такой размер компенсации он хочет иметь на данный момент.

Индексация зарплаты – обязательная процедура в деятельности любой компании или организации. Ее проводят раз в год, поэтому желание работника получить повышение базовой ставки является законным, если оно обосновано.

Неудачные доводы и прочие ошибки

Даже если в процессе разговора удалось завладеть вниманием шефа, не нужно обобщать ситуацию и в качестве доводов приводить следующие аргументы. Они абсолютно не годятся для обсуждения размера заработка и станут помехой для принятия решения.

  1. Инфляция. Руководитель одной компании не в состоянии повлиять на финансовое положение, сложившееся в стране. Следовательно, он не может регулярно покрывать коллективные издержки всех своих работников из собственного бюджета.
  2. Ссылка на заработок коллег. Во-первых, слухи могут быть неподтвержденными, и расцениваться как сплетни, во-вторых, нельзя сравнивать себя с другими. Особенно, если неизвестно какой объем работы выполняет тот ли иной сотрудник.
  3. Информация о житейских неурядицах. Несмотря на то, что руководитель тоже человек, не стоит грузить его своими проблемами. Ведь неизвестно, какие трудности имеются у него, но при этом он не решает их за счет уменьшения доход служащего персонала. В случае неблагоприятного стечения обстоятельств директор может пойти навстречу и предоставить ссуду под низкий процент или единовременную компенсацию.
  4. Шантаж. Так называются действия, применяемые некоторыми сотрудниками дл получения заветной прибавки к зарплате. Предъявлять требования (а не просьбу!), держа в другой руке заявление об уходе, никогда не считалось хорошей идеей. Даже если руководитель пойдет на уступки ввиду особой ценности опытного сотрудника, это будет единственный раз. В аналогичной ситуации он просто избавится от него.
  5. Озвучивание конкретной суммы. Разумеется, это нужно сделать, но в завершении беседы, после того, как будут представлены все аргументы. Строить диалог на данной основе не рекомендуется, поскольку он изначально обречен на провал, и никакие доводы не спасут идею.

Пример диалога с начальством

Если ваш начальник женщина, будет уместно сделать несколько изящных и ненавязчивых комплиментов по поводу внешнего вида директора. Сами же оденьтесь скромно и неброско.

Несмотря на то, что вы разговариваете с женщиной, не стоит вываливать на нее личные проблемы. От вас требуется профессионализм и знание дела.

Если у вас более доверительные отношения с руководством, можете вскользь упомянуть о личных затруднениях, но ни в коем случае не используйте их в качестве решающего аргумента.

Выражение просьбы в разных формах

Письменное обращение

Прежде чем записываться на прием по поводу решения денежного вопроса, необходимо узнать, как просить в письменном виде повышения зарплаты у руководства. Зачастую ознакомившись с документом, он сам назначит день встречи и возьмет инициативу в свои руки.

Существует и другая ситуация, когда договориться при личной встрече не удается. В этом случае необходимо написать заявление на повышение зарплаты и передать его в канцелярию. Оно может быть составлено в произвольной форме, но лучше использовать общепринятый шаблон

  1. Шапка. Содержит ФИО руководителя, должность, название организации.
  2. Основная информация. Здесь нужно изложить просьбу и ее серьезное обоснование. Необходимо указать примерный размер увеличения оплаты — 10%, 20%…, а также вид прибавки (от основного оклада или среднемесячного заработка).
  3. Заключительная часть. Содержит подпись заявителя, дату и расшифровку.

Просьба не должна выглядеть, будто сотрудник клянчит деньги у руководства, поэтому ее нужно четко аргументировать. Образец, как правильно составлять ходатайство, можно скачать в интернете.

Беседа по телефону

Данный вид решения производственных вопросов считается не совсем уместным. Подать прошение о прибавке к зарплате можно при личной встрече или же в письменной форме. И, тем не менее, такой разговор возможен, если его инициатором выступает руководящая сторона, а сотрудник является ветераном труда, проработавшим на данном предприятии много лет и лично знаком с начальником. Проявляя уважение к возрасту подчиненного, последний может побеседовать с ним, и подсказать, как написать о повышении зарплаты правильно.

Личная встреча

Запись на прием с последующей личной встречей – оптимальный вариант обсуждения денежного вопроса и его решения в короткий срок. В ходе беседы можно высказать свою просьбу, получить исчерпывающий ответ либо рекомендации, привести веские доводы и убедить руководителя в необходимости данного шага для подчиненного. Такой вариант позволяет сберечь не только нервы, но главное, время, которое может быть потрачено на ожидание ответа в письменной форме. Подробности беседы и ее преимуществ были рассмотрены в данной статье.

Как добиться у руководства более высокой должности?

Делать это нужно только в том случае, когда вы на примере готовы продемонстрировать ваши способности и когда вам известно, что в компании существуют вакантные места. Если штат укомплектован, скорее всего разговор не даст нужного результата.

В различных компаниях предъявляются свои критерии к кандидатам на повышение. Уточните все сведения о требованиях и проанализируйте свою трудовую деятельность на предмет соответствия им. Кстати, задобрить начальника помогут подарки на его день рождения.

Правильная реакция на отказ

Поскольку отечественная деловая этика сильно отличается от западного аналога, то отказ в увеличении размера заработка воспринимается работником как унижение и провал. В большинстве случаев итогом неудачных переговоров становится подача заявления на увольнение. Обида мешает сотруднику адекватно оценивать ситуацию и анализировать причины отказа, что является необходимым, если он хочет продолжать работать в данной компании и получить желаемую прибавку.

Внимание! Психологи утверждают: отказ не повод для депрессии. Если консенсуса достичь не удалось, можно попросить увеличения служебных функций, оплачиваемых соответствующим образом.

Одновременно стоит поговорить откровенно с собеседником. Чтобы он перечислил требования и пожелания, которые нужно выполнить, чтобы получить прибавку. После этого можно написать список целей и задач и представить для одобрения.

Практически половине всех служащих после того, как решила написать письмо в администрацию компании о повышении зарплаты, начислили прибавку. Но среди них оказались и такие, кто получил жесткий отпор. В каких случаях отказ считается гарантированным:

  • Отсутствие значимых достижений.
  • Привычка жаловаться и ныть.
  • Выбор неподходящего времени.
  • Неуверенность в своих силах.
  • Отсутствие мотивации и аргументов.
  • Чрезмерная настойчивость.
  • Ссылка на коллег.
  • Применение шантажа.

Внимание! Сотрудник, решившийся попросить увеличение размера оклада в период сокращения бюджета компании не только не получит надбавки, но окажется под угрозой увольнения, поскольку свои личные потребности ставит выше интересов работы.

Что делать, если количество выполняемых обязанностей на работе растет, а зарплата – нет? Спросили психолога Павла Зыгмантовича о том, как правильно просить прибавки.

Что делать, если количество выполняемых обязанностей на работе растет, а зарплата – нет? Спросили психолога Павла Зыгмантовича о том, как правильно просить прибавки.


павел зыгмантович

психолог

Общая идея такова: подбираем аргументы не мы сами, а тот человек, которому адресовано послание. Именно он будет аргументировать и сам себе что-то говорить. А нам нужно сделать так, чтобы он или говорил в нашу пользу, или хотя бы не возражал.

Как это сделать?

Прежде всего нужно понимать, что сами по себе вы ничего не значите. Хороший человек – это не профессия, к сожалению. На работе вам платят деньги за выполнение определенных обязанностей. И выполнять вы их можете хорошо или плохо, в срок или с опозданием, с надлежащим старанием или не очень. Поэтому, перед тем как пойти на разговор к начальнику, следует внимательно посмотреть на свою работу и оценить, часто ли вы ее выполняете как следует. Проанализируйте, какое у вас количество нагоняев за последнее время, как много вопросов начальству вы задаете, будучи не в состоянии самостоятельно решить задачу, и так далее. Адекватно оценить собственные действия достаточно сложно – мы часто видим их в лучшем свете, чем есть на самом деле.


Что нужно для повышения зарплаты? Будьте хорошим сотрудником

Проследите, сколько на самом деле вы работаете, а сколько зависаете в интернете, просматриваете соцсети, играете во что-то, с кем-то переписываетесь, пьете чай и прочее. И вы увидите, что за день работе посвящено не восемь часов, а много меньше.

Поэтому для того чтобы во время разговора вызвать у начальника позитивную аргументацию, нужно действительно хорошо работать и отдавать себе отчет в том, насколько хорошо вы выполняете свою функцию.

Второе – понимайте реальный размер прибавки

В качестве прибавки к зарплате лучше просить не очень большую сумму. Не 50, не 40, и даже не 30 процентов. Для человека вообще все, что больше 20%, уже значимо. Согласно исследованиям, когда сотруднику повышают зарплату на 20%, он какое-то время лучше работает. Потом, конечно, привыкает и снова работает так же, как до повышения, но тем не менее.

Также важно понимать, что начальник, повышая вам оплату труда, на самом деле вкладывает гораздо больше – с учетом подоходных налогов, ФСЗН и прочего. Поэтому когда вы просите прибавить, условно говоря, пять рублей, то у начальника в голове эта сумма вырастает до 10 рублей – и это его пугает.

Поэтому в идеале просить повышения зарплаты не более чем на 10% – самый реалистичный вариант.

Третье – спросите, что нужно для повышения

Можно зайти с другой стороны и прямо спросить: что нужно сделать, чтобы зарплата выросла на 50%? И тогда начальник сам скажет: например, освоить подводную сварку, изучить определенный язык программирования, научиться печатать вслепую, окончить курсы повышения квалификации, перестать опаздывать на работу и так далее.

Если человек вам сказал, что ему нужно, и вы это сделали, то шансов, что он начнет сам себе приводить аргументы в вашу пользу, гораздо больше.

Четвертое – поставьте своего рода ультиматум

Понятно, что в интересах начальника (как и всех людей, в принципе) получить максимальное качество за минимальную стоимость. Мы же тоже хотим максимально удобное такси, максимально профессионального психолога, максимально комфортный самолет, максимально вкусный хлеб – и желательно за минимальные деньги. И это нормально, так устроена человеческая психика.

Пятое – приходите на разговор после обеда

Приходите на разговор, когда человек максимально благодушен. Согласно одному из исследований, сразу после обеда судьи выносят больше приговоров об условном обвинении, чем до перерыва на трапезу. Поэтому и к начальнику лучше приходить тогда, когда он добр, сыт и не загружен делами. Или сразу с едой (смеется).


Шестое – сделайте начальнику одолжение

Перед тем как просить об одолжении, можно сделать человеку что-нибудь хорошее. И чем больше ваш вклад, тем больше вы можете попросить. Например, если вы принесли кофе, просить можно разве что о том, чтобы отпустили в отпуск пораньше. А если помогли закрыть полугодовой отчет, то по принципу равных обменов человек легче пойдет вам навстречу и в более серьезных вещах.

Седьмое – просите сразу много или сразу мало

Как вариант можно просить сначала большой кусок – 50%, а потом постепенно отступать назад и сойтись на 10%. А можно, наоборот, начинать, что называется, с низкого мяча и просить для начала 5%, а потом повысить до 8–10%.

Надо понимать, что, когда вы решаете поговорить о прибавке к зарплате, вы приходите к директору не просить, а предложить пересмотреть условия вашего найма. А это вполне обычная деловая процедура, при которой можно обходиться без эмоций и спокойно торговаться.

Если вы приходите в роли ребенка (и боитесь начальника как папу или маму), то говорить страшно. Если же вы приходите как уверенный в себе профессионал, то проблем возникнуть не должно. Надо сказать, что социальная роль – великая вещь. Достаточно примерить на себя какой-нибудь образ – и ваше поведение легко изменится.

Представьте, что вы – ЗАО (закрытое акционерное общество) имени себя. У вас есть один акционер – это вы, который получает все дивиденды. И идите к начальнику как один субъект хозяйственной деятельности к другому. Не просить, а продавать свои услуги: рабочее время, квалификацию, навыки и так далее. По большому счету, вы приходите торговаться. И делать это надо уважительно, спокойно, не прогибаясь.

Вообще, страшно говорить о повышении или прибавке к зарплате бывает только тогда, когда нет соответствующего навыка. Не нужно ожидать, что все идеально получится с первого раза – навык вождения авто вы же тоже не за один день освоили. Вопрос тренировок.

Я неоднократно натыкался на статистику, согласно которой приобретение нового сотрудника обходится компании примерно в два месячных его оклада. Поэтому большая текучка кадров не выгодна для компании. И надо понимать, что начальник зависит от вас ничуть не меньше, чем вы от него. И, если вас не устраивает оплата, нужно приходить и обсуждать вопрос повышения. Не каждый день, конечно, но раз в год точно можно. Можно и раз в полгода, но для этого нужно быть – смотри первый пункт – очень хорошим сотрудником.

Из практики могу сказать, что большинство людей решают этот вопрос хитрее – они просто увольняются и идут на новое место с более выгодным предложением. Это работает не во всех профессиях: скажем, библиотекарю вряд ли где-то предложат намного больше, но во многих новых областях с этим проще. Просто меняя место работы, можно повышать ставки. Такой вариант тоже возможен – почему бы и нет.

Не все переговоры ведут к стопроцентному успеху. Так не бывает. Даже если вы придете с пистолетом, это ничего вам не гарантирует.


2 апреля в минском Prime Hall прошла моя публичная консультация о внутренних страхах и о том, что поможет преуспеть в жизни и бизнесе. Портал Афиша TUT.BY подготовил репортаж о встрече.

В Prime Hall в день выступления Лабковского были проданы все билеты. На выступление пришло больше тысячи человек. Билеты стоили от 62 до 125 рублей. В зале присутствовало больше женщин, хотя и мужчин среди зрителей было достаточно.

Во время этого общения психолог рассказал, как просить у начальника повышение зарплаты. Тут просто: или вам повышают зарплату, или вы уходите, не надо бояться потерять работу, если есть стаж и опыт.

Лабковский интересуется, кто из минчан не решается задать такой вопрос руководству. В зале два человека поднимают руки.

— Ясно, остальные значит крутые, ничего не боятся, да? — смеется он.

Лекция — о страхах, поэтому Лабковский предупреждает, что панические атаки, гипервентиляция легких, депрессия, тахикардия, гипертония имеют прямое отношение к страхам и тревогам. А желание заработать кучу денег, чтобы потом не работать, — это только из-за опасения потерять доход и работу.

— Если страх проявляется, когда вы делаете шаг к желаемому, то делайте этот шаг. Чем больше вы делаете наперекор страхам, тем меньше их остается. Это самая большая эмоция, которая убивает все живое.

За два часа встречи психологу задали больше 20 вопросов, среди зрителей были бизнесмены, люди из сферы PR, услуг индустрии красоты, некоторые приходили семьями. Мы выбрали самые интересные, на наш взгляд, диалоги с Лабковским.

Психолог говорит, что людей любят не за то, что они безотказны. И советует научиться отказывать.

— Тогда с вами хотя бы будут считаться, — добавляет он.

На вопрос о том, как избавиться от прокрастинации, Лабковский рассказывает, что такая проблема, как откладывание дел на потом, касается только тревожных людей. Чтобы не прокрастинировать, нужно составить себе расписание и строго придерживаться поставленных в нем задач.

Один предприниматель рассказал, что его дело, которое ему нравится, сейчас находится в кризисе и через год мужчина все потеряет.

— Как сделать так, чтобы переключиться на что-то новое? — спросил он.

— Вы не знаете, что хотите делать? Ждите, пока не поймете, чем хотите заниматься.
На вопрос о том, как найти свое призвание, Лабковский советует спрашивать себя об этом. И выделяет несколько правил: нужно делать то, что хочется, принимая эмоциональные решения и доводить до конца свои первые желания. Психолог считает, что бытовые мелкие эмоциональные решения связаны с поиском призвания.

Как не стесняться высокой зарплаты и не бояться новых отношений после 30 лет брака

— Мы находимся в зале, где сидят представители славянских народов, и у нас такой менталитет. Ни русские, ни белорусы, ни украинцы не любят говорить про успехи. Не говорят о том, какие у них прекрасные, умные дети, какая у них шикарная работа. Знаете, почему? Тебя могут ненавидеть за твои успехи, и это неприлично.

Лабковский говорит, что это просто привычка так себя вести. Если спрашивают, нужно или отвечать честно, сколько зарабатываете, или сказать, что не хотите это обсуждать.

— Не надо этого бояться. Люди вас тогда воспринимают так, что вы успешны. Это целая система, которая вас поддерживает. Ведь успешные люди интересное что-то собой представляют, потому что они сами добились этого — не надо этого стесняться.

Женщина из зала спросила, как не бояться новых отношений после неудачного романа, тяжелого развода после 30 лет совместной жизни?

— Если ваше либидо так устроено, что вас не к тем тянет, вы можете с кем угодно начать отношения не боясь. Дальше согласно третьему правилу (сразу говорить о том, что не нравится), вы один раз делаете замечание и про себя уже знаете, что не будете терпеть токсичных отношений. Тогда вас отпустит страх и появится шанс найти нормальных мужчин. А еще вам надо перестать бояться одиночества.

Лабковский посоветовал женщине и всем, кто интересуется бизнесом, попробовать вести себя во время деловых переговоров естественно.

— Это будет намного эффективнее. Не надо никого из себя изображать. Будьте собой.

Каждый сотрудник хотя бы раз в жизни просил повысить ему зарплату. А иногда руководителям приходится отказывать, когда у них просят прибавку к зарплате. Это всегда непростые разговоры, к которым нужно готовиться заранее. А помогут в этом советы HR-экспертов.


Как специалистам повысить себе зарплату


Мало кто может набраться смелости и конструктивно поговорить с руководителем о повышении зарплаты. Без шантажа, угроз, демонстрации офферов и так далее.

Но на самом деле это не так страшно и сложно, если следовать нескольким правилам:

1. Перед разговором четко сформулируйте аргументы, на которые будете опираться в процессе. Например, вы:

— стали брать на себя новые обязанности;

— нашли новых клиентов;

— внедряете что-то полезное в работу команды;

— обучаете младших сотрудников;

— перевыполняете план по KPI.

Эти и подобные примеры — повод поговорить с руководителем об увеличении зарплаты.

3. Иногда разговор нужно отрепетировать. Можно с друзьями, а можно просто проговорить всё перед зеркалом, чтобы от волнения слова не вылетели из головы. Будьте готовы к тому, что руководитель может не согласиться с вашим мнением и привести контраргументы, их тоже нужно заранее отработать.

4. Разговаривать с руководителем стоит наедине, а не при коллегах. В противном случае можно получить демонстративный отказ, ведь на следующий день все остальные сотрудники тоже захотят прибавку к зарплате.


Словом, хорошие результаты работы, подготовка к разговору и конструктивные аргументы творят чудеса.

К встрече лучше подготовиться. Подумайте:

— Какие достижения у вас были за последние 6–12 месяцев. Приведите примеры и укажите конкретные цифры, если они есть.

— Какие вопросы могут быть у руководителя и как вы будете отвечать на них.

Перед встречей можно потренироваться перед зеркалом.

Встречу лучше ставить заранее и выбирать время после обеда. Как правило, люди добрее после еды.

Вести себя стоит спокойно и уверенно, а формат встречи зависит от ваших отношений с руководителем и регламентов в компании. В любом случае не стоит шантажировать руководителя и угрожать уходом в другую компанию. Театральных постановок тоже лучше избегать. Чтобы не волноваться, представьте, что самое страшное может произойти. И поймите, готовы ли вы на такой риск и что будете делать в случае неудачи.

В целом во многих компаниях принято повышать зарплату сотрудникам раз в год, поэтому получить прибавку к зарплате можно в этот период.

Если прозрачного процесса по повышению зарплаты в компании нет, то подумайте, за что руководитель может платить вам больше денег. Возможно, вы:

— совмещаете несколько ролей в рамках одной должности;

— успешно внедрили новый процесс, который привел к росту показателей или сделал работу коллег легче.

Эти и подобные истории — повод поговорить с руководителем о повышении зарплаты.

Если вы подготовились к разговору и в компании нет финансовых проблем, то руководитель, скорее всего, согласится поднять вам зарплату. Вполне вероятно, что он уже в курсе ваших достижений и готов вас поощрить.

Если вы всё же получили отказ, спросите руководителя о причинах и обсудите, что можно сделать. Как вариант, договориться о конкретных результатах, зафиксировать сроки, а после этого повторно обсудить вопрос о повышении зарплаты.

Что делать руководителям, если они не могут поднять сотрудникам зарплату


Что точно стоит сделать

1. Даже если вы боитесь потерять ценного сотрудника, нельзя по первому требованию бежать и поднимать ему зарплату. Иначе завтра все остальные ваши сотрудники тоже захотят зарплату побольше.

2. Диалог о повышении зарплаты это двусторонний процесс: ты — мне, я — тебе. Можете предложить сотруднику подготовить отчет о проделанной работе за последние 3, 6 или 12 месяцев: рассказать о результатах, проанализировать эффективные решения и ошибки. А уже после этого разговаривать о зарплате.

3. Стоит составить план задач и целей на следующие 3 месяца и зафиксировать договоренности, при соблюдении которых вы сможете поднять сотруднику зарплату. И тут два варианта: либо сотрудник выполнит план (а вы сможете справедливо повысить ему зарплату), либо он не будет работать по плану, а значит, и о повышении зарплаты говорить рано.

Чего делать нельзя

2. Уходить от разговора. Удивительно, но я до сих пор встречаю руководителей, которые пытаются избежать подобных диалогов с сотрудниками и начинают от них прятаться (в буквальном смысле).

3. Обещать повысить заработную плату в каком-то ближайшем будущем (например, в следующем году). Подобные поступки руководителя демотивируют сотрудника и коллектив в целом, а это приводит к снижению эффективности в работе.

Что можно предложить взамен, если не можете поднять зарплату

— Один дополнительный выходной в месяц. В тот день, когда сотруднику он нужен. Очень часто работодатели бояться этой мотивации, а зря. В большинстве случаев сотруднику просто важно знать, что у него есть этот день. А пользуются данной привилегией (по моему опыту) лишь 27% сотрудников.

— Возможность иногда работать удаленно, если должность сотрудника позволяет это сделать.

— Подумать о партнерских программах, благодаря которым сотрудники смогут получать скидки в салонах красоты, фитнес-студиях и т. д

Стоит ли искать другие варианты: например, предлагать сотруднику новую должность

Для начала разберитесь, насколько сотрудник ценен для вашего бизнеса. Применимы ли его навыки и компетенции на другой позиции, где зарплата более высокая? Готовы ли вы вкладывать время и деньги в обучение сотрудника? Если ответы утвердительные, то можно смело пробовать этот вариант.

Кроме этого, можно рассмотреть:

— Доплату за наставничество. Например, к вам обратился менеджер по продажам и просит повышения. При этом должность руководителя отдела продаж занята. Предложите сотруднику стать наставником и помогать новым коллегам.

— Дополнительные задачи, за которые сотрудник будет получать надбавку. При этом задачи могут и не относиться напрямую к его должности, главное, чтобы сотрудник смог их выполнить.


Напоследок скажу: если в компании есть гибкая система мотивации, оклад и бонусы, то таких разговоров, как правило, не возникает в принципе.

Если прямо сейчас вы не можете повысить сотруднику зарплату, то нужен честный и конструктивный диалог: расскажите, почему не можете поднять зарплату, и обсудите, что нужно сделать сотруднику, чтобы это было возможно в будущем. Зафиксируйте договоренности и сдержите свое обещание, конечно же.

Можно обсудить систему нематериальной мотивации. Для этого нужно поговорить с сотрудником и выяснить его мотиваторы: например, обучение, дополнительные дни отпуска или выходные. Если говорить о материальной мотивации, можно подумать над KPI или премиями, но это отдельная большая тема, которая требует проработки. Ещё можно предложить сотруднику другую должность, если у него есть желание и нужные компетенции.


— На мой взгляд, просить о повышении вообще не надо. Если ты специалист, твоя работа видна и люди прекрасно понимают, сколько ты стоишь. Когда человек делает больше, чем я от него ожидала, то я сама предложу повысить ему зарплату.

Как точно не надо просить зарплату?

Я всегда готова оплатить обучение. Самое ценное — это когда человек не стоит на месте и растёт. Но есть те, кто выучил три движения и считает себя самым крутым. А когда человек говорит, что хочет научиться, например, определённой технике массажа, то без проблем. Потом демонстрируем результат и смотрим, что из этого получается.


Когда вы в последний раз просили о повышении зарплаты сами?

— 20 лет назад в Америке. Мы работали с подругой, у нас предполагался финальный бонус по окончании контракта. Мы обсудили, что внесли большой вклад в дело и не спали по ночам, так что пойдём-ка к нашему работодателю и скажем, что наш труд стоит дороже. Он засмеялся и ответил, что мы обнаглели. А потом сутки подумал — и выплатил бонус.

То есть, чтобы повысить зарплату, нужно быть немного наглым?

— Я считаю, нужно быть честным и прямым. Конечно, руководитель на месте обязан предвидеть сам, как изменяется рынок труда, сколько и какой вклад вносит каждый человек. Он должен работать на опережение. Но это в идеале.

Если у сотрудника продолжительное время не растёт зарплата, это звонок?

— Я это расцениваю как то, что сотрудник не несёт добра бизнесу. И, соответственно, себе самому. Людей, которые довольствуются маленькой зарплатой, как работодатели мы любим меньше всего.

Если на собеседовании кандидат запрашивает зарплату ниже той, которую ожидали вы, о чём это говорит?

Нормально ли повысить зарплату за выслугу лет?

— Не-а. Те, кто долго в компании, делятся на две категории: балласт и золотой фонд. Среднего нет. Первые не развиваются, не учатся новому, ты их жалеешь, потому что помнишь, какими хорошими они были сотрудниками. А золотому фонду всегда чего-нибудь надо — они растут от продавца к менеджеру, оттуда к руководителю и так далее. Они и есть те 20%, которые выполняют 80% работы.

Самая креативная просьба о повышении зарплаты?

Дмитрий Заболотный, создатель и директор ателье Dmitry Zabolotny, в котором в лучших традициях bespoke tailoring шьют костюмы, смокинги, сорочки, пальто.


Идеальная просьба о повышении зарплаты, какая она?

— Во-первых, руководитель никогда не берёт цифру из воздуха. Он всегда назначает сотрудникам ту или иную зарплату, руководствуясь данными о положении на рынке труда. Во-вторых, если человек действительно хочет повышения зарплаты, он должен чётко понимать свою ценность для компании и осознавать, как можно поднять свою стоимость.

И, наконец, в-третьих, на такой разговор следует приходить подготовленным. Собрать список нынешних обязанностей и тех, которые он ещё может взять на себя. Это и будет идеальным способом повышения заработной платы.

Как лучше поступить: прийти и сразу предложить, что можно сделать для повышения, или же сначала спросить, что вы хотите от сотрудника?

— Любому руководителю нравится, когда сотрудник может ответить, как он помогает компании и как увеличивает её показатели. Ещё приятнее, если работник знает, что и как он может сделать лучше и какую ответственность готов взять на себя для повышения зарплаты. Такой вариант оптимален.

Как точно не стоит просить о повышении?

Также не советую говорить, что где-то платят больше. Не нужно сравнивать. Даже в одном сегменте компании конкурируют. Есть те, что крупнее. Есть те, что более узнаваем. В каждой из них могут платить по-разному, но каждая из них может предлагать разные типы мотивации. Зарплата — лишь один из них.

А просить повышения за выслугу лет — нормально?

— Нет. Даже если человек долго работает, он комфортный и проверенный, повышать зарплату просто так нельзя.

Самая креативная просьба о повышении зарплаты в вашей практике?

— Такой, к сожалению, не было, потому что за креатив как раз можно доплатить. Но могу рассказать один показательный кейс.

Год назад нанимали на работу сотрудника. Договорились на определённую сумму. Спустя две недели работник спросил, будет ли он получать больше. Я ответил, что если он хочет поднять зарплату, ему нужно стать незаменимым в рамках своих полномочий.

Через какое-то время с этим человеком пришлось расстаться, потому что он не просто не стал незаменимым, но и часть своих обязанностей выполнял плохо.

Кстати, сейчас подключиться к зарплатному проекту Альфа-Банка стало ещё проще. Никаких бумаг и встреч в офисе — тотальный онлайн и экономия вашего времени.

Читайте также: