Как оплачивается внеклассная работа по физической культуре в школе

Обновлено: 19.04.2024

Важнейшей составляющей целостного физического воспитания в современной школе является внеклассная работа - деятельность, в которой учащиеся могут в полной мере продемонстрировать приобретенные на уроках навыки, умения в неформальной, состязательной обстановке .

Цель внеклассных мероприятий состоит в том, чтобы на основе различных склонностей и интересов учащихся:

углубить их знания;

расширить и закрепить арсенал двигательного опыта в определенных видах спорта;

развивать различные двигательные способности, морально- нравственные и эстетические качества;

приобретать бесценный опыт в ведении документации (оформлении заявок, заполнении протоколов, турнирных таблиц);

научиться оказывать помощь в судействе;

В условиях сельской малокомплектной школы все вышесказанное еще более актуально, из-за отсутствия организаций дополнительного образования, соответствующей инфраструктуры, малочисленности населения, достаточно низкого уровня жизни семей с детьми.

В сложившихся обстоятельствах, в отдаленной школе с общим количеством детей – 50 человек школьная спартакиада- это просто находка, т.к., по моему глубокому убеждению, детям без соревнований нельзя!

В нашей образовательной организации школьная спартакиада проходит в течение всего учебного года. График ее проведения составлен в соответствии с районными соревнованиями, и иногда школьные соревнования являются отборочными для участия в районных мероприятиях.

Начинается учебный год в нашей школе со Дня Здоровья, который проходит в начале сентября. Раньше мы, учителя и учащиеся, в этот день ходили в походы - километраж зависит от возраста учащихся. Малыши поближе к поселку, старшие ребята идут или едут на велосипедах уже на более значимые расстояния. Ребята вместе со своими классными руководителями разбивали лагерь и чудесно проводили день.

А старшеклассники ходили в поход с ночевкой на природе. Воспоминаний хватает на долгие годы. Сейчас, уже пару лет, с походами не получается из-за погодных условий. ПоэтомуДень Здоровья проходит на территории школы.

Программа спортивного праздника включает в себя следующие виды состязаний:

1) подтягивание на высокой перекладине (мальчики), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девочки);

2) тест на гибкость;

3) бег 30 метров;

4) прыжок в длину с места;

5) поднимание туловища из положения лежа;

6) прыжки через скакалку;

7) метание мяча на дальность.

Следующим соревнованием в рамках школьной спартакиады является легкоатлетический кросс. Бег на дистанцию 500 м для учащихся 1-2 класcов; бег 1000 м для 3-9 классов. Девочки соревнуются отдельно от мальчиков.

Победители своих забегов в различных возрастных группах отбираются для районного легкоатлетического кросса.

Самыми необычными, по крайней мере для нашего района, и самыми любимыми для детей являются соревнования по пляжному волейболу (5-9 классы) и пляжному пионерболу (1-5 классы). Идея проведения данных соревнований пришла так же из-за маленького количества детей и из-за большой любви детей к волейболу. Команды, разнополые и разновозрастные, состоящие из двух игроков, ребята составляют сами - единственным условием является то, что в одной команде не могут играть два члена сборной школы по волейболу, чтобы сразу исключить явное лидерство.

Заявку обязательно подписывает классный руководитель каждого ученика. Так что стимул вовремя учить стихи и теоремы налицо!

Жеребьевка, турнирная таблица, протоколы с подписями капитанов и судьи, лучшими игроками из обеих команд - все по-взрослому. Зал всегда заполнен болельщиками, даже в лице бабушек и дедушек. Ребята внимательно следят за ходом турнира, строят тактические планы и схемы по успешному завершению соревнований. Награждается лучший игрок турнира и команды, занявшие 1,2,3 места.

Информация обо всех проведенных соревнованиях, участниках, победителях и призерах отражается на сайте школы. Мероприятие довольно длительное, интересное, очень востребованное в детской среде, бесспорно позитивное, хотя не обходится и без слез.

Интересно, что все значимые спортивные события, происходящие в мире и стране, мы стараемся обозначить в школе. К Олимпиаде в Сочи на стенде школы висела карта России и каждый день ребята приклеивали стикеры к месту, где находится олимпийский огонь. А во время Олимпиады активно следили за достижениями наших спортсменов и на самодельном пьедестале отмечали наши победы и спортсменов.

Подведение итогов соревнований проходит на общешкольной линейке, ребята награждаются медалями и грамотами. Охват учащихся, участвующих в Школьной Спартакиаде практически 100%! Даже если ребенок не участвует в конкретном соревновании, он ведет документацию, что тоже оценивается (5 верно заполненных протоколов - оценка 5).

Школьные соревнования помогают нам добиваться серьезных результатов в районной Спартакиаде школьников. Наши команды постоянно являются победителями или призерами районных турниров. Три обучающихся нашей школы, к слову, самой маленькой в районе, стали участниками Областного Фестиваля ГТО, где две девочки взяли серебро и бронзу в своих ступенях.

Школа должна притягивать к себе детей. Она должна помогать испытывать радость первых побед, горечь неудач, учить стремлению преодолевать трудности, верить в себя. Школа должна учить беречь здоровье, интересно и с пользой проводить свободной время, быть членом команды, которая радуется твоим достижениям и может поддержать, когда что-то не получается.

Школьная спартакиада в полной мере позволяет реализовать основные принципы здоровьесозидательного образовательного пространства!


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Внеклассная работа по физической культуре

Внеклассная работа представляет собой систему организованных занятий физическими упражнениями, проводимых школой с учащимися во внеурочное время.

Задачи внеклассной работы:

  • содействовать школе в выполнении стоящих перед ней учебно-воспитательных задач;
  • содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся;
  • углублять и расширять здания, умения, навыки, получаемые учащимися на уроках, физической культуры;
  • воспитывать и развивать организаторские навыки у школьников;
  • организовывать здоровый отдых учащихся;
  • прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Содержание внеклассной работы

Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Создана система внеурочной деятельности по физическому воспитанию, которая включает в себя различные формы работы. Основными формами являются: походы, занятия в группах общей физической подготовки, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях.

Выделяют два вида внеклассных занятий:

Систематические занятия – занятия в кружках физической культуры, занятия по видам спорта в секциях, занятия в группах общей физической подготовки.

Эпизодические занятия – ежемесячные дни здоровья и спорта, соревнования, прогулки, экскурсии, спортивные праздники.

Внеклассная работа имеет специфические организационно-методические особенности:

· Внеклассная работа строится на добровольных началах;

· Содержание и формы организации занятий определяются с учетом интересов большинства учащихся;

· Внеклассная работа строится на основе активности школьников при постоянном контроле их деятельности со стороны администрации, учителей физической культуры, педагогов школы.

Внеклассная работа призвана решать следующие задачи:

· Вовлечение в систематические занятия физическими упражнениями как можно большего количества школьников;

· Расширение и совершенствование знаний, умений, навыков, физических качеств, приобретенных на уроках физической культуры;

· Формирование умений и привычки самостоятельно использовать доступные средства физической культуры в повседневной жизни;

· Выбор спортивной специализации;

· Подготовка актива школы.

Формы организации работы.

Кружки физической культуры организуются для учащихся начальных классов.

Учебно-тренировочная работа кружка направлена на решение следующих задач:

· Активизацию двигательного режима младших школьников;

· Расширение круга занятий по физической культуре;

· Овладение новыми двигательными умениями и навыками, полученными учащимися на уроках физической культуры;

· Формирование интереса к занятиям физической культурой.

Основой содержания занятий является программа по физическому воспитанию, но основное место отводится подвижным играм. В состав одного кружка привлекаются не более 25 учащихся. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю продолжительностью 40-60 минут в 1-2 классах и 60-90 минут в 3-4 классах.

В каждом кружке учащиеся распределяются на группы по уровню их физического развития и подготовленности.

Секции общей физической подготовки создаются для желающих улучшить свою физическую подготовленность. Группы формируются по 20-25 человек в соответствии с возрастом, полом, уровнем физической подготовленности. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45-60 минут.

Спортивные секции создаются для учащихся, желающих регулярно заниматься тем или иным видом спорта.

В процессе тренировочных занятий решаются следующие задачи:

· Приобщение наиболее подготовленных школьников к систематическим занятиям спортом;

· Содействие совершенствованию учащихся в избранном виде спорта;

· Подготовка школьников к участию в соревнованиях за команду школы;

· Подготовка к инструкторской работе и судейству.

Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 60-90 минут, в форме урока и самостоятельной тренировки по заданию тренера.

В секцию принимаются школьники основной медицинской группы, получившие допуск врача к занятиям.

Массовые физкультурные и спортивные мероприятия.

К массовым внутришкольным физкультурным и спортивным мероприятиям относят дни здоровья и спорта, физкультурные праздники и разнообразные спортивные соревнования, которые занимают особое место во внеклассной работе по физической культуре.

В общеобразовательной школе различают соревнования внутри класса или секции, между классами.

По характеру зачета соревнования могут быть личными, командными и лично-командными.

Физкультурные праздники являются действенным средством пропаганды физической культуры и спорта среди учащихся. Праздник должен демонстрировать достижения школьного коллектива физической культуры и подводить итоги его работы за определенный период времени.

Программу практики составляют следующие мероприятия:

· Открытие праздника (парад участников, торжественная часть);

· Показательные физкультурные и спортивные выступления;

· Массовые спортивные соревнования;

· Массовые игры, спортивные развлечения;

· Завершение праздника (награждение победителей, торжественное закрытие).

Дни здоровья и спорта в школах должны решать следующие основные задачи:

· Укрепление здоровья и улучшение физического развития учащихся;

· Повышение интереса детей к занятиям физической культурой;

· Активный отдых учащихся.

Особенности проведения дней здоровья:

Главным критерием дней здоровья и спорта является их массовость.

По продолжительности они не должны превышать трех часов для 1-4 классов, четырех часов для учащихся 5-9 классов, пяти часов для учащихся 10-11 классов.

Проведение дней здоровья требует совместных усилий всего педагогического коллектива.

Эффективность внеклассной работы обеспечивается при соблюдении следующих условий:

  • тесная связь с учебной работой (преемственность содержания, организационно-методические приемы и т. д.);
  • доступность занятий и разнообразие форм, обеспечивающих включение в физкультурно-спортивную деятельность широкого контингента учащихся;
  • преемственность принципов и методов всей системы внеклассной образовательно-воспитательной работы при широком участии ученического актива;
  • привлечение родителей и шефов к материально-техническому обеспечению условий для занятий, к руководству секциями, командами;
  • четкое руководство со стороны администрации и учителей деятельностью школьного коллектива физической культуры.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Внеклассная работа по физической культуре - основа здорового образа жизни"

Главная цель внеклассной работы– организация досуга школьников, несущего оздоровительный эффект.

Методическая разработка для организации и проведения внеклассной работы по физической культуре "Спортландия"

Предлагаю подборку всевозможных названий команд, девизов и эмблем для организации и проведения спортивных праздников, спортландий, весёлых стартов, эстафет. и др. В помощь не только учителям физическо.

Внеклассная работа по физической культуре

Каждый человек при рождении получает замечательный подарок- здоровье. Оно как волшебная палочка, помогает выполнять самые заветные желания.

План внеклассной работы по физической культуре

Основные мероприятия, проводимые в соответствии с планом воспитательной работы по физической культуре в МБОУ "Усть-Удинская СОШ №2" и с участием учащихся школы.

Организация внеклассной работы по физической культуре

Как организовать работу спортивных секций в школе.

Внеклассная работа по физической культуре как средство воспитания учащихся

Физическая культура — часть образа жизни человека — система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научн.


"Физическое здоровье школьников в условиях урочной и внеклассной работы по физической культуре" Выступление на родительском собрании

физическое здоровье школьников в условиях урочной и внеклассной работы по физической культуре.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассная спортивно-массовая работа в общеобразовательной школе является одним из главных звеньев физического воспитания.

Внеклассная спортивно-массовая и оздоровительная работа строится на основе широкой самодеятельности учащихся при умелом педагогическом руководстве директора школы, заместителя директора по УВР, организатора внеклассной работы, коллектива учителей, врача школы и направлена прежде всего на максимальное использование средств физической культуры и спорта в воспитательных целях. Она строится под руководством учителей физического воспитания при активном участии всего педагогического коллектива и самих школьников.

Функции работников школы по обеспечению педагогического руководства внеклассной работой по физическому воспитанию заключаются в следующем:

Заместитель директора по УВР

– координирует мероприятия по физическому воспитанию во внеурочное время.

- помогает совету коллектива физической культуры в организации массовой спортивно-оздоровительной работы.

- предусматривает в планах внеклассной работы в школе мероприятия по физическому воспитанию.

- содействует укреплению материально-технической базы школы.

Организатор по внеклассной работе (учитель физической культуры)

- осуществляет непосредственное организационное и методическое руководство внеклассной работой по физическому воспитанию в тесном контакте с организатором внеклассной и внешкольной работы.

- организует совет коллектива физической культуры.

- направляет деятельность совета коллектива физической культуры школы и организует повседневную помощь в ее работе.

- организация спортивного клуба на базе действующего коллектива физической культуры.

- организует работу спортивных тренировочных занятий сборных команд по различным видам спорта, привлекает для этого общественно физкультурный актив школы, учителей других предметов, родителей, физкультурный актив микрорайона.

- обеспечивает подготовку физкультурного актива юных инструкторов по спорту, юных судей по спорту, физоргов класса.

- организует методическую помощь учителям начальных классов и классным руководителям по вопросам физкультурно-оздоровительной работы в классе.

- планирует совместно с организатора внеклассной и внешкольной работы общешкольные физикультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия (дни здоровья, физкультурные праздники и вечера).

- помогает совету коллектива физической культуры в организации массовой спортивно-оздоровительной работы и привлекает к ней в порядке шефской помощи спонсоров.

- предусматривает в планах внеклассной работы в школе мероприятия по физическому воспитанию.

Классный руководитель

- содействует активному участию школьников в различных физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

- следит за соблюдением учащимися санитарно-гигиенических требований.

- организует привлечение учащихся к спортивным мероприятиям

- помогает физоргам планировать и проводить физкультурные мероприятия, тренировки спортивных команд класса, для подготовки к соревнованиям.

Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа проводится во внеурочное время (за исключением физкультурных праздников) и включают мероприятия на улучшение здоровья и физического развития учащихся.

Основными формами физкультурно-оздоровительной работы являются:

физкультурные праздники – проводятся как правило один раз в четверть.

создание коллектива физической культуры.

массовые спортивные соревнования и мероприятия по различным видам спорта, согласно утвержденного положения (коллектив физической культуры).

проведение внутришкольных соревнований по видам, которые входят в спартакиаду школьников согласно календарному плану спортивно-массовых мероприятий в течении учебного года ( 1 этап – школьный этап).

проведение спартакиады школьников среди 3-4 классов, 5-6 классов, 7-8 классов,

подготовка юных судей по различным видам спорта, для осуществления судейства на внутришкольных соревнованиях.

подготовка к сдаче норм ГТО.

составление календарного плана внутришкольных соревнований утвержденного директором школы на учебный год.

подготовка сборных команд из лучших спортсменов школы для участия в районных и городских соревнованиях.

Организационные вопросы

В период с 1981 по 1989 год необходимость оплаты такой работы всегда был под контролем государственных органов власти. Например, в Постановлении ЦК КПСС, Совмина СССР от 11.09.1981 N 890 "О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта". Министерству финансов СССР было поручено с 1982 года выделять средства на оплату внеклассной работы по физической культуре в общеобразовательных школах с 30 и более классами в размере полной ставки учителя, а также предусматривать постепенное увеличение норм расходов на физическое воспитание учащейся молодежи. Инструктивное письмо Министерства просвещения СССР 3.09.82 N 59-М "О порядке оплаты за внеклассную работу по физическому воспитанию учащихся", в соответствии с которым такая работа оплачивалась, утратило силу в 1991 году. В период с 1991г. по 2016 г. на федеральном уровне такой норматив не определен. Данный вопрос находится в компетенции органов власти и регулируется локальными актами образовательного учреждения.

При возложении внеклассной работы по физическому воспитанию учащихся на учителя, оплата за эту работу производится исходя из ставки заработной платы по ЕТС. Если в школе два и более учителя, которые проводят внеклассную работу по физическому воспитанию, доплата распределяется между ними по усмотрению директора школы в зависимости от объема выполняемой работы. При этом один из них назначается ответственным за проведение этой работы, и размер ассигнований для оплаты работы по физическому воспитанию учащихся определяется из его ставки заработной платы.

Оплата за внеклассную работу по физическому воспитанию в школах, образовательных учреждениях, зависит от количества классов - комплектов в образовательном учреждении и определяется в процентах от одной месячной ставки учителя:

- от 1 до 10 классов - комплектов - 10%

- от 10 до 19 классов - комплектов - 25%

- от 20 до 30 классов - комплектов - 50%

- от 30 до 39 классов - комплектов - 100% от ставки.

Основными документами внеклассная работа по физическому воспитанию, являются:

- календарь спортивно-массовых мероприятий на учебный год.

- помощь в подготовке и организации сдачи комплекса "ГТО", спортсменов - разрядников, общественных инструкторов и судей из числа учащихся.

- положения и протоколы спортивно-массовых мероприятий.

- отчет работы коллектива физического воспитания.

Контроль за выполнением спортивно-массовой и оздоровительной работы по физическому воспитанию учащихся возлагается на директора школы или его заместителей.

Основным критериям оценки работы при этом являются:

- охват учащихся организованными занятиями в спортивных секциях, клубах, группах ОФП и других объединениях.

- проведение физикультурно-оздоровительных мероприятий.

- проведение массовой работы, соревнований, спортивных мероприятий, Дней здоровья, Дней по видам спорта, школьных спартакиад, туристских походов и др., проводимых внутри школы.

Организация внеурочной деятельности по физической культуре на ступени основного общего образования по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению.

Характеристика внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и оздоровительной работы

Содержание внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной работы

Направления внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной работы

Реализация основных направлений внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности МКОУ Красноселовской СОШ:

Утренняя гимнастика (зарядка до уроков)

Подвижные игры, развлечения

Спортивные кружки и секции

Анализ деятельности школы по реализации модели внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направленности


Характеристика внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и оздоровительной работы.

На современном этапе развития общества акцент ставится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. При этом ориентация нового стандарта не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты образования определяет развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Такая работа помогает удовлетворить потребность детей и молодежи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т . д.

Необходимость построения внеурочной деятельности нужна для того, чтобы ученик сохранил физическое и духовное здоровье, укрепил веру в свои силы, сформировал симпатию к людям, окружающим его в лицее, проявил интерес к содержанию школьной жизни.

Большое развитие внеурочная деятельность получила при таких педагогах как: А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий ,В.Н. Сорока-Росинский. Они рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанную на принципах добровольности, активности и самостоятельности

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса школы и организуется по направлениям развития личности:

В учебном плане школы на уроки физической культуры отводится ограниченное количество времени. Одна из приоритетных направлений внеурочной деятельности школы является физкультурно-спортивная и оздоровительная работа. Она проводится вне урочного расписания, в свободное для учащихся время, имеет широкий выбор внеурочных форм занятий физическими упражнениями. Школьнику предоставляется свобода выбора форм занятий по своему усмотрению.

Внеурочные формы занятий школьников составляют особое содержание работы учителя физической культуры. Они способствуют более успешному решению общих задач физического воспитания, и в то же время имеют свои специфические особенности.

Такими задачами являются следующие:

1. Осуществлять неразрывную связь учебной и внеклассной работы.

2. Привить интерес к физической культуре и спорту, к профессии учителя физической культуры, тренера.

3. Выработать потребность обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

4. Реализовать скрытые возможности каждого ученика, развивая необходимые физические качества.

5. Мотивировать школьников к систематической физической подготовке на уроке, в спортивной секции, самостоятельно с цель сдачи норм комплекса ГТО.

6. Достижение спортивных результатов учащимися на основе Единой спортивной классификации.

7. Привлечь к физическому воспитанию обучающихся, педагогический коллектив, родителей, общественные организации.

В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Физическая культура является не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности учащихся, но бесспорно влияет на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в коллективе.

Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.

Современная школа – это та социальная среда, в которой дети находятся значительное время, и нередко создаёт для них психологические трудности. Современный учебный процесс обусловлен не только продолжительностью учебного дня, объёмом домашних заданий, количеством, темпом и способами преподавания, но и исходным функциональным состоянием, адаптивностью ученика, характером его эмоционального фона и другими факторами его физиологии. Следовательно, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, психологически здоровой образовательной среды через различные формы внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Внеурочная деятельность призвана:

- обеспечить благоприятную адаптацию школьников в общеобразовательном учреждении;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития учащихся в школе;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности школьников.

Внеурочная деятельность отличается от учебной тем, что:

- осуществляется на добровольных началах, а ее содержание и формы организации определяются с учетом интересов большинства учащихся и условий школы;

- она строится на основе широкой общественной активности школьников, объединенных в коллектив физической культуры, при контроле и поддержке со стороны администрации, учителей, родителей, шефов;

Основными задачами внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направленности школьников являются:

1.Совершенствование нормативно-правовых условий развития и сохранения здоровья учащихся.

2.Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся.

3.Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры, спорта и туризма.

Внеурочная деятельность помогает удовлетворять потребность детей и молодёжи в свободное от учёбы время, а также формирование негативного отношения к вредным привычкам через различные формы здорового образа жизни.

Успех внеурочной деятельности зависит не только от активности детей заниматься спортом и вести здоровый образ жизни, но и от педагогического влияния, умения учителей придать интересам воспитанников общественно-полезную направленность.

1. Разносторонность её содержания, и общественную направленность.

2.Необходимо, чтобы она охватывала нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание.

3. Важной стороной этой работы является использование её массовых форм, как для воспитания школьников, так и для разумной организации их свободного времени.

4. Педагогическому коллективу следует заботиться, чтобы внеурочная работа охватывала всех учащихся.

5. Внеурочная работа должна способствовать развитию общественных интересов, активности и самостоятельности учащихся.

Успеху внеурочной воспитательной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направленности, содействует чёткая организация. Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач. При выборе содержания, организацией форм всегда необходимо соблюдать принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

Содержание внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной работы

В настоящее время необходимость изменения приоритетов в образовательном процессе, не только выдвигает на первый план традиционную задачу повышения качества образования, соответствия его требованиям ФГОС НОО и ФГОС ООО, но и требует в первую очередь педагогических усилий для решения проблем адаптации и сохранения здоровья учащихся. Качество здоровья подрастающего поколения - важный показатель качества жизни общества и государства.

Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья через многообразие форм внеурочной деятельности - это, прежде всего процесс социализации - воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов имеющих подготовку по основам валеологии формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

Двигательная активность школьников является естественным фактором стимуляции роста и развития. Очень большое значение имеет проблема оценки влияния разных уровней двигательной активности на организм школьников. Лишь оптимальная двигательная активность оказывает благоприятное влияние на развитие детей.

При организации внеклассных форм работы наши учителя, педагоги дополнительного образования осуществляют преемственность между учебным и воспитательным процессом и тем самым учат детей беречь свое здоровье. В их обязанности входит:

1) Организация классных часов по профилактике вредных привычек.

2) Подготовка и проведение экскурсий, туристических походов, отдыха на природе;

3) Организация динамических пауз на свежем воздухе в группах продленного дня;

6) Подготовка и проведение спортивных праздников Здоровья.

7) Предметных недель

8) Спортивных соревнований

9) Организация спортивных кружков и секций дополнительного образования.

Чтобы правильно организовать внеурочную деятельность школьников, особенно средних и старших классов, педагогам целесообразно руководствоваться основами возрастных особенностей школьников. Учитывать медицинские противопоказания к различным видам спортивных нагрузок. Консультироваться со специалистами местной поликлиники.

В каждой школе должна быть общешкольная программа "Здоровье", которая должна включать следующие разделы:

- повышение медицинских знаний педагогов, персонала школы;

- обучение учащихся сохранению здоровья (урочные, внеурочные

-оздоровление детей в школе;

- работа с родителями;

Для ее реализации используются различные формы деятельности администрации школы, педагогического коллектива, учащихся. Одной из форм обучения школьников основам здоровья является подготовка и проведение дня, недели, месячника здоровья как видов эмоционально-игровой деятельности, которые способствуют закреплению урочного материала. Они повышают уровень знаний учащихся о том, как сохранить свое здоровье, формируют соответствующие навыки.

Основными принципами организации внеурочной деятельности являются:

- учёт возрастных особенностей;

- преемственность с технологиями учебной деятельности;

- опора на ценности воспитательной системы школы;

- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы.

Ориентиры в организации внеурочной деятельности:

- запросы родителей, законных представителей учащихся;

- приоритетные направления деятельности школы;

- интересы и склонности педагогов;

- рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

В ходе реализации программы Здоровья в нашей школе была создана здоровьесберегающая образовательная среда, способствующая не только сохранению, но и развитию здоровья, обеспечивающая высокий потенциал творческого роста учащихся.

Программа разработана с целью оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе образования учащихся и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья через различные формы внеурочной деятельности, получение полноценного образования.

Путем реализации программы раскрываются возможности образовательного учреждения в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья воспитанников.

Большую роль для реализации системы работы по здоровьесбережению играет такой компонент, как социум. На современном этапе развития образования становится ясным, что заказ общества - это здоровый и успешный выпускник. Для достижения этой цели у нас налажены взаимоотношения с внешними учреждениями, образовательными центрами в области охраны здоровья.

Для формирования навыков ЗОЖ школа работает по следующим направлениям:

- формирование негативного отношения к вредным привычкам;

- разработка и проведение уроков здоровья, тематических классных часов (1-11 классы);

- организация внеклассной и внеурочной работы (День здоровья-1 раз в месяц, кружки, секции, спортивные праздники, военно-спортивные игры, походы).

Направления внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной работы.

Одна из перспективных направлений развития образования является разработка модели организации деятельности по сохранению и укреплению здоровья школьников в процессе обучения, способствующих не только решению образовательных задач, воспитанию личностных качеств и гармоничному физическому развитию, но и развитию индивидуальности учащихся через внеурочные виды деятельности.

Для механизма реализации внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной работы среди школьников, наша школа на протяжении многих лет сталкивается с одной и той же проблемой:

- отсутствие сельского дома культуры с наличием второго спортивного зала;

-отсутствие компетентных тренеров-преподавателей дополнительного образования;

- отсутствие зачастую материально-технических условий;

- проблемы финансового обеспечения

В данной ситуации возникает необходимость в выявлении наиболее типичных социокультурных ситуаций, в условиях которых будет организовываться внеурочная деятельность, определении педагогических условий создания развивающей среды для воспитания и социализации и на основе полученных результатов – в разработке оптимальной модели реализации внеурочной деятельности по сохранению и укреплению здоровья школьников в условиях сельской малокомплектной школы.

Разработка модели формирования здоровьесберегающей среды в МКОУ Красноселовская СОШ с учетом индивидуального подхода к обучающимся, воспитанникам основывается на имеющихся документах, законодательных правовых актах Российской Федерации, гарантирующих право на охрану здоровья, образование, оздоровление и отдых всем детям, а также основных нормативных документах, обеспечивающих функционирование системы отдыха детей и молодежи, регламентирующих различные отношения в рамках системы организаций и физических лиц:

- Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 г. (от 17.11.2008 № 1663-р) Формирование здорового образа жизни и экологических стандартов жизни.

- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки от 28 декабря 2010 г. № 2106)9

Для успешной реализации внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направленности в условиях сельской малокомплектной школы, мы разработали системную модель здоровьеформирующего образовательного пространства среднего общеобразовательного учреждения.

Главной целью внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной работы – это создание условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, как важнейшего фактора развития личности.

Основными задачами являются:

1. Обеспечение безопасной и здоровой среды в образовательном учреждении. 2.Последовательное формирование в образовательном учреждении здоровьесберегающего образовательного пространства, с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий.

3. Просветительско-воспитательная работа с учащимися, педагогами, специалистами и родителями, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

4. Организация здорового питания.

5. Осуществление медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и всех его участников.

6. Установление тесной взаимосвязи с медицинскими, спортивными и дополнительными образовательными учреждениями района.

Для нашей школы приемлема оптимизационная модель внеурочной деятельности, которая на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие не только учителя-предметники ОБЖ и физической культуры, но и заместитель директора по ВР, старшая вожатая, классные руководители, учреждения дополнительного образования района.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Обучающимся предоставляется возможность выбора, спектра занятий, направленных на их развитие. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности дети посещают детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием при школе, трёхдневный передвижной палаточный лагерь, районный туристический слёт.

Читайте также: