Как бороться с пассивной агрессией на работе

Обновлено: 19.05.2024

Количество источников, использованных в этой статье: 11. Вы найдете их список внизу страницы.

Термин “пассивная агрессия” впервые начал использоваться после Второй мировой войны, когда так описывали поведение солдат, которые выражали едва заметное неподчинение. [1] X Источник информации Hopwood, C.J., & Wright, A.G.C. (2012). A comparison of passive-aggressive and negativistic personality disorders. Journal of Personality Assessment, 94(3), pp. 296-303. Пассивно-агрессивное поведение несет в себе косвенное противодействие вышестоящим лицам или косвенное недовольство человеком. Пассивно-агрессивные люди обычно стараются избежать конфликта. Разрушительное пассивно-агрессивное поведение может остаться незамеченным, так как человек маскирует разочарование поверхностной обходительностью. Через некоторое время ваш внутренний гнев достигнет точки кипения и выплеснется наружу. Учитесь замечать и корректировать свои пассивно-агрессивные наклонности, чтобы прийти к положительным изменениям, построить счастливую карьеру и вести здоровую общественную жизнь.

Изображение с названием Stop Being Passive Aggressive Step 2

Ведите дневник поведения. Дневник позволяет описывать, оценивать и корректировать собственное поведение. С его помощью можно определить триггеры такого поведения и открыто рассмотреть свои реакции, а также обдумать, как следует реагировать в будущем.

Изображение с названием Passive Aggressive Conflict_Long_List(1)_v2

  • Первый этап цикла пассивно-агрессивного конфликта — это развитие пассивно-агрессивного поведения. Люди живут и формируются в обществе, поэтому принято считать, что открытый гнев опасен и недопустим. [3] X Источник информации Whitson, S. (2013). The passive aggressive conflict cycle. Reclaiming Children & Youth, 22(93), pp. 24-27. В результате человек маскирует свои гневные порывы в пассивной агрессии. [4] X Источник информации Whitson, S. (2013). The passive aggressive conflict cycle. Reclaiming Children & Youth, 22(93), pp. 24-27.
  • Второй этап цикла пассивно-агрессивного конфликта — это стрессовая ситуация, которая провоцирует иррациональные мысли, основанные на предшествующем жизненном опыте. [5] X Источник информации Whitson, S. (2013). The passive aggressive conflict cycle. Reclaiming Children & Youth, 22(93), pp. 24-27.
    • Например, если учитель просит ученика раздать рабочие материалы, а ученик сталкивался в прошлом с ситуациями, когда его просили выполнить задание и не оценили такую помощь, то он может экстраполировать прошлый опыт на текущую ситуацию. Вместо чувства уважения он увидит в просьбе отголосок прошлого и обидится, так как просьба спровоцировала “условную” реакцию.

    Изображение с названием Stop Being Passive Aggressive Step 3

    • Например, пассивная агрессия часто встречается на рабочем месте. [9] X Источник информации Whitson, S. (June 2010). Checking passive aggression. HR Magazine Выделяют четыре конкретных примера, которые характерны для рабочей обстановки: временное согласие, намеренная неэффективность, усугубление проблемы и скрытная, но осознанная месть.
    • Так как вы стремитесь выявить свою пассивную агрессию, рекомендуется начать с собственного профессионального поведения на работе, чтобы обнаружить четкие закономерности.

    Изображение с названием Stop Being Passive Aggressive Step 4

    • Кто еще участвовал в ситуации? Какие между вами отношения (например: начальник, сотрудник, друг, родитель, сосед или учитель)? Человек имеет власть над вами, является ровней, решающая роль была за вами?
    • Где произошла ситуация? На работе, дома, на учебе, на вечеринке, на матче, в клубе?
    • Когда произошла ситуация? Иногда время играет важную роль (начало учебного года или напряженный сезон праздников).
    • Как развивались события? Имел место конкретный раздражитель или ряд событий? В каком порядке происходили события и последующие реакции?
    • Что произошло в конце? Ваше негативное поведение достигло цели? Какими были реакции остальных?

    Изображение с названием Stop Being Passive Aggressive Step 5

    • человек публично предлагает поддержку, но косвенно противится, затягивает время или мешает успешно реализовать социальные и рабочие задачи;
    • человек соглашается выполнить задачу, но не выполняет обещание либо притворяется, будто забыл о нем;
    • человек прекращает общаться с оппонентом, но не объясняет причины;
    • человек публично хвалит других, но унижает их за спиной;
    • человеку недостает решимости выразить свои чувства и желания, но он ожидает, что другие все понимают;
    • человек дополняет положительные слова колким сарказмом или отрицательным языком тела;
    • человек жалуется на то, что его не понимают и не ценят;
    • человек сердится и спорит, но не предлагает конструктивных идей;
    • человек во всем винит других, а сам уклоняется от ответственности;
    • человек неоправданно критикует и высмеивает начальство в присутствии коллег;
    • человек реагирует на критику скрытными, нечестными действиями;
    • человек подавляет эмоции, поскольку боится конфликта, неудачи или разочарования;
    • человек завидует и обижается на более успешных людей;
    • человек преувеличенно и настойчиво жалуется на личные неудачи;
    • человек мечется между враждебным неповиновением и раскаянием;
    • человек прогнозирует отрицательные результаты еще до начала выполнения задачи.

    Изображение с названием Stop Being Passive Aggressive Step 6

    Ищите закономерности в поведении. Вы заметили, как повторяются ваши реакции на конкретные ситуации или людей, когда рассматривали свои прошлые поступки? Исход всегда был одинаков? Люди реагировали на вас одинаково? Ваше самочувствие становилось лучше или хуже? Считаете ли вы, что такие закономерности сослужили плохую службу?

    Изображение с названием Stop Being Passive Aggressive Step 7

    Развивайте самосознание. Будьте откровенны с самим собой, чтобы понять истинные причины отрицательных эмоций. Дело в словах сотрудника? Вы чувствовали, будто вас заставляют делать то, чего вы не хотите делать? Руководитель не отметил ваш вклад в последний проект? Подруга получила более высокую оценку, чем заслуживала (по вашему мнению)? Копайте глубже, чтобы найти истинные мотивы.

    5 приемов психологической защиты от агрессии на работе.

    photo5ccc3c0833452.jpg

    Травля на рабочем месте, агрессивное поведение коллег или руководства может не просто испортить настроение, но и ухудшить качество жизни.

    Как распознать и остановить агрессию? Перевели статью французского онлайн-ресурса Madame Le Figaro.

    Что такое вербальная агрессия

    Вербальная агрессия не менее разрушительна, чем физические атаки.

    Она часто проявляется исподтишка, изо дня в день, и делает ваше пребывание в офисе невыносимым, — говорит Флоранс Бенишу, специалист по улучшению качества жизни на работе, генеральный менеджер коуч-центра Better Human Co.

    Исследовательское агентство DARES при Министерстве труда Франции перечислило признаки словесной агрессии:

    иконка 1

    - унижающие достоинство замечания

    - презрительное отношение

    - непризнание труда

    Мари Пезе, доктор психологических наук, консультант по улучшению рабочего климата отметила, что 30% сотрудников во Франции хотя бы раз испытывали подобное.

    DARES обратило внимание, что агрессивное поведение чаще встречается в организациях, где:

    иконка 1

    - нет четких границ в графике работы и в отношениях в коллективе

    - не хватает материальных ресурсов

    - установлены жесткие рамки руководитель-подчиненный

    Работники, испытывающие агрессию от коллег, чаще жалуются на проблемы со здоровьем, попадают в несчастные случаи на работе и берут отгулы.

    Мари Пезе:

    5 приемов психологической защиты от агрессии на работе. 4

    Напряженная обстановка на работе делает сотрудников более тревожными, и у некоторых тревога проявляется через агрессию. Люди, работающие в стрессовых условиях, проявляют агрессию на 66% чаще других.

    Такое поведение часто усугубляется незнанием закона работодателями, которые должны препятствовать этому и дать отпор агрессору.

    IDEWE Group, специалист в области профилактики подобных случаев на работе, провел опрос среди 45 000 французских работников. Он показал: каждый девятый работник сталкивается с оскорблениями, угрозами физического насилия или агрессией.

    Сектор строительства, государственной службы и промышленности наиболее подвержен агрессии внутри коллектива (58,3% случаев). А сфере здравоохранения и образования более свойственна агрессия извне, в первую очередь от клиентов (64,9% и 57,4%).

    5 приемов психологической защиты от агрессии на работе. 4

    Что делать, когда вы столкнулись с агрессией впервые

    Это не напоминает ответную агрессию, которая приведет к эскалации конфликта. К тому же, вы ясно дадите понять отношение к ситуации.

    Что делать, когда агрессия повторяется

    Поговорите об этом с коллегами, которым доверяете.

    Сотрудники, против которых направлена агрессия, часто думают, что они единственные жертвы. Флоранс Бенишу отметил, что агрессия на рабочем месте обычно направлена против нескольких человек.

    Чем больше вы будете говорить об этом, тем больше похожих историй услышите.

    Используйте метод ОВПВ

    Метод ОВПВ (DESC от фр. Description — Exprimer — Suggérer — Conclusion) — эффективный метод при общении с человеком, настроенным против вас агрессивно. Цель — описать переживание ситуации.

    Он состоит из четырех этапов:

    иконка 1

    Ставте в известность

    В первую очередь предупредите руководителя, если, конечно, не он является агрессором. Если вы слышите оскорбления от него, обратитесь к эйчару, прежде чем писать заявление и угрожать судом за оскорбление чести и достоинства.

    Отдел кадров должен провести беседу с тем, кто выражает агрессию, и объяснить ему, чем грозит подобное поведение с точки зрения законодательства.

    иконка 1

    Если ваши слова подтвердятся, агрессора могут оштрафовать или уволить.

    Вербальную агрессию доказать сложно. Поэтому важно сигнализировать о подобном как можно быстрее.

    Анн-Франсуаз Шаперон, клинический психолог, советует:

    5 приемов психологической защиты от агрессии на работе. 4

    5 приемов психологической защиты от агрессии на работе. 4

    Когда мы чувствуем угрозу, мы отвечаем на нее агрессивно или пассивно. По словам Анн-Франсуаз Шаперон, обе тактики не работают перед агрессором.

    Пассивность — принятие неприятных замечаний без попыток защититься, усиливает чувство всевластия у нападающего.

    Агрессия — обоюдоострое оружие. Агрессор всегда сможет выставить вас виноватым в неуважительном поведении по отношению к нему, чем вызовет чувство вины.

    Так вы сможете выразить несогласие с агрессором, оставаясь спокойными и вежливыми, не оскорбляя его, чтобы потом не чувствовать себя виноватым,

    Используйте дыхательные техники, чтобы снизить уровень волнения в таких разговорах.

    Ищите союзников

    Иногда важно признать бессилие перед агрессором, считает французская редакция журнала Psychologies.

    В компаниях часто работают механизмы коллективного отказа, но все равно постарайтесь найти хотя бы одного союзника среди коллег. Эти люди станут вашими свидетелями, если дело дойдет до серьезного разбирательства.

    Ничто не заменит поддержку команды. В случаях словесной агрессии часто именно коллеги жертвы предупреждают отдел кадров или руководство о происходящем.

    Пассивная агрессия — это склонность к косвенному выражению враждебности посредством таких действий, как неявные оскорбления, угрюмое поведение, упрямство или отказ выполнить просьбы. В западной практике такое поведение еще называют токсичным .

    Возможно, это сравнение слишком спорное, но современная психология согласна: если запретить проявлять агрессию открыто, скорее всего, человек будет делать это пассивно . Вот почему пассивная агрессия чаще всего проявляется в рабочих отношениях, ведь человек не может высказать претензии начальству. И начинает просто саботировать работу. Такое поведение часто встречается и в межличностных отношениях, когда один из партнеров — авторитарная фигура, и спорить с ней сложно.

    А если вы отреагируете со злостью, это лишь заставит пассивно-агрессивного человека защищаться, оправдываться или отрицать какую‑либо ответственность. Он может неоднократно заявлять, что он в порядке, даже когда на самом деле это не так. Отрицая то, что он чувствует, и отказываясь быть эмоционально открытым, такой человек часто прекращает дальнейшее общение и отказывается обсуждать проблему.

    Как понять, что человек проявляет скрытую агрессию?

    Существует много классификаций. Из личной практики я могу выделить следующие признаки пассивно-агрессивного поведения.

    Они скрывают свои чувства. Если вы спросите такого человека, что случилось, скорее всего, он ответит, что все в порядке, отлично и восхитительно, причем таким голосом, что сразу станет ясно: человек в беде. Но достучаться до него очень трудно.

    Пассивный агрессор любит играть в молчанку. Вы сами должны мучиться и угадать, что сделали не так. Агрессор может полностью игнорировать вас, отказаться отвечать на любой вопрос, даже не признавать вашего присутствия.

    Пассивно-агрессивный человек часто оставляет работу невыполненной или почти завершенной. Он часто опаздывает и искусно саботирует других, когда не соглашается со своей ролью в компании или романтических отношениях.

    Пассивный агрессор любит угрюмость. Например, человек может ответить на ваш невинный комментарий резко негативно. Угрюмый человек не будет улыбаться, даже когда коллега шутит, а остальные в офисе громко смеются.

    Он упрям. Человек проявляет упрямство только потому, что знает: это будет раздражать вас или кого‑то другого.

    Избегают вас. Согласившись с вами, такой человек избегает вас настолько, насколько это возможно.

    Делают что‑то наполовину. Вместо того чтобы вообще не сделать задачу, человек выполняет ее, но делает это небрежно или без особых усилий.

    Постоянно говорят колкости. Человек очень часто использует сарказм и неуместный юмор, чтобы подорвать ваше чувство уверенности в себе.

    Отдельно следует сказать об отношениях родителей и детей. Родители тоже могут объявить бойкот ребенку в качестве наказания, и это очень вредная практика. Ребенок может даже не догадаться, что он сделал не так, но мама или папа встречают его из школы с рассерженным лицом, грубят, не обращают внимания.

    Ребенок ищет, что же он сделал не так, теряет связь с родителями. Если к бойкоту присоединились бабушки, дедушки, сестры и братья — все станет еще хуже. Один из вариантов такого поведения — говорить с ребенком, но картинно игнорировать второго родителя. В таком случае у ребенка нарушаются базовые понятия о семье.

    Почему люди ведут себя пассивно-агрессивно?

    Последние исследования говорят о том, что есть несколько основных факторов, которые могут стать причиной пассивно-агрессивного поведения.

    Ситуация. Когда человек попадает в рамки, где проявление агрессии неприемлемо с социальной точки зрения, он может стать пассивным агрессором. Например, в деловых или семейных отношениях.

    Воспитание. Исследователи называют самой частой причиной пассивно-агрессивного поведения именно детство. Агрессоры часто растут в семьях, где прямое выражение эмоций не поощряется или запрещается. За любое возражение ребенку говорят, что он не заслужил того, что имеет, не понимает, о чем говорит, и так далее. Всячески дают понять, что он плохой. Ребенок верит родителям и вырастает с искренним убеждением в своей неправильности. И начинает подсознательно саботировать отношения с родителями, коллегами или партнерами, при этом с виду оставаясь белым и пушистым.

    Как противостоять пассивной агрессии?

    Недавние исследования показывают, что существуют эффективные способы противостоять пассивной агрессии. Но делать это непросто.

    Самое главное — не пытаться отвечать агрессору теми же методами. Это только раззадорит его. Делайте именно то, чего он больше всего боится, — скажите о своих чувствах. Не обманывайте сами себя, что все нормально и такое поведение другого человека — случайность. Прямо и ясно скажите ему, что для вас это неприемлемо, а взамен предложите уважительный формат отношений, когда можно выражать гнев, но более аккуратно.

    Что делать, если я узнал в этом тексте себя?

    В первую очередь нужно признать проблему. Это первый шаг на пути к осознанности. А дальше — практика. Вот несколько рекомендаций:

    Разрешите себе злиться. Даже если вы вступили в открытый конфликт, порой это лучше, чем копить в себе злость в течение долгого времени.

    Говорите о ваших обидах. Копить их — не выход. Ждать, что все нормализуется само собой, — тоже. Да, пусть вы в тысячный раз скажете мужу о грязных носках в ванной комнате, но если вообще об этом не говорить, ничего никогда не изменится.

    Честно ответьте себе на вопрос, что именно вас бесит. На первый взгляд, партнер просто не вынес мусор, но на самом деле вы не можете простить ему прошлых отношений. Пассивно-агрессивные действия иногда возникают из‑за того, что вы не понимаете, почему расстроены или что чувствуете. Начните обращать внимание на то, как вы реагируете на разных людей и ситуации.

    Не накручивайте себя и не смешивайте конфликты. Ссора с ребенком — это одно, а вот обвинение его отца в отсутствии заботы тут же — совсем другое. Рассмотрите каждую ситуацию, которая вызвала у вас гнев, отдельно.

    Дайте себе время. Признание, что вы ведете себя как пассивный агрессор, — хороший первый шаг к изменениям. Но изменить поведение нелегко, и это точно займет некоторое время.

    Тренируйтесь выражать эмоции. Скажите продавцу кофе, что он хорошо выглядит. Громко смейтесь в кино. Потанцуйте на свадьбе у друзей. Понимание своих эмоций и умение правильно выражать свои чувства — важный шаг к прекращению пассивно-агрессивного поведения.

    Как преодолевать агрессию на рабочем месте

    Вы не одиноки. И агрессоры нередко встречаются в любом коллективе.

    Исследования в Института Агрессии на Рабочем месте ( Workplace Bullying Institute, WBI ) показали, что:

    — 50% американцев не испытывали притеснений и не были свидетелями такой ситуации. Но 35% были жертвами агрессии, 15% были свидетелями притеснений.

    — 72% притеснений совершают руководители.

    — Среди мужчин преобладают агрессоры (62%), а среди женщин — жертвы (58%) Агрессоры-женщины чаще атакуют женщин, а не мужчин (в 80% случаев).

    — По словам жертв, наниматели предпочитают ничего не предпринимать для прекращения притеснений в 81% случаев. По общему мнению, наниматели ничего не предпринимают в 44,8% случаев.

    — 45% тех, кто стал мишенью давления, испытывали проблемы со здоровьем, связанные со стрессом, в том числе слабость, беспокойство, панические атаки и клиническую депрессию.

    Как обращаться с агрессором?

    1. Вначале установите пределы того, что вы готовы терпеть от агрессора.

    1.2. Расскажите ему о том, как именно он мешает вашей работе.

    1.3. Предупредите агрессора, чего вы не намерены больше терпеть.

    1.4. Настаивайте на своем, и когда агрессор нарушает личные границы, начинайте возражать.

    2. Противостояние агрессору в его собственном стиле.

    Но агрессивным людям удается добиваться своего только тогда,

    когда они чувствуют твердую почву под ногами.

    Твердую почву, которую вы можете убрать из-под их ног.

    Они полагают, что вы будете ругаться или замахнетесь телефонной книгой, или предложите выйти. Вместо этого отметьте, что он повысил голос и выйдите из комнаты. Или прекратите разговор.

    Вам нужно заставить агрессора действовать по вашим правилам.

    3. Документируйте агрессивные действия.

    Каждый раз, когда вы чувствуете давление, агрессию, документируйте ситуацию с указанием даты, времени и деталей инцидента. Указывайте свидетелей, если они есть. Если вы решите обратиться за помощью в отдел персонала, эти документы, особенно те из них, что показывают ущерб, наносимый результативности бизнеса, дадут работникам отдела полезную информацию и привлекут их на вашу сторону. Ведь притеснитель не только портит ваши нервы, но и ухудшает результаты работы.

    Если нападки осуществляют с помощью электронной или обычной почты, то сохраните их на вашем компьютере, а также распечатайте и сохраните в обычной папке.

    4. Если мишенью нападок стали и другие сослуживцы.

    Запишите, что агрессор распространил недостойное поведение и на ваших сослуживцев. Попросите сослуживцев документировать случаи плохого поведения, свидетелями которого они стали. Имея пять таких свидетельств, вы создаете топ-менеджменту и отделу персонала прочную почву для реагирования. Невзирая на то, что все знают, что агрессор есть агрессор, им нужны свидетельства. Кроме того, если вам в будущем понадобится вести судебное дело, свидетели и документы вам пригодятся. Исследования WBI показывают, что только 3% жертв притеснений подают в суд и 4% жалуются в государственные или федеральные органы.

    Итак. Лучше всего сопротивляться давлению, но нельзя исключать возможности судебного процесса, особенно в случае увольнения по вине агрессора.

    5. Расскажите об агрессии менеджменту и отделу персонала.

    Если вы уже устали бороться, а агрессор придерживается своей линии поведения, настало время обратиться за помощью. Идите к своему менеджеру и в отдел персонала и с помощью документов и свидетельств оформите официальную жалобу.

    Рассчитывайте на лучшее, но будьте готовы и к другим вариантам, предусматривающим снижение числа контактов с агрессором. Может быть, даже переход на другую работу. Никогда нельзя сказать точно, как поступит отдел персонала. Оценить результат можно только по поведению агрессора.

    Читайте также: