Если сотрудник принес справку об инвалидности задним числом

Обновлено: 11.05.2024

Что не так с документами, оформленными задним числом

Кадровые документы (приказы, акты и прочее) — это юридически значимые документы. Они порождают права и обязанности, официально фиксируют какие-то факты, их используют как судебные доказательства и официальные подтверждения. Все такие документы имеют обязательные реквизиты, и дата — как раз такой реквизит.

Если говорить простым языком, то составление, например, приказа задним числом — это подделка документа. Уже только за это есть и административная по ст. 19.23 КоАП, и уголовная по ст. 327 УК ответственность. И хотя до привлечения по этим статьям, как правило, дело не доходит, другие негативные последствия — тоже серьёзная опасность. Её проще показать на конкретных примерах.

Приём на работу

Основные причины оформления задним числом:

1. Некогда, заболел, отсутствует кадровик, не работает программа и т.п.

2. Надо сначала проверить работника в деле, а потом уже определиться с оформлением.

3. Работник трудится неофициально, но грядёт проверка, и надо его легализовать.

4. Идёт административная проверка или судебный процесс, и нужно представлять документы, которых нет.

Причины важны. Они определяют мотивы и обстоятельства составления документа задним числом. А это влияет на оценку ситуации и ответственность. И ещё один важный момент — сроки, которые прошли от фактического допуска к работе до легализации трудоустройства.

Чем грозит оформление приёма на работу задним числом:

2. Если условия трудового договора не совпадут с ожиданиями работниками, он сам может оспорить своё оформление задним числом. Или отомстить работодателю, сообщив о нарушении в трудовую инспекцию. В этом случае проверки не избежать, а значит, могут найти и другие нарушения трудового законодательства. Выявят — статья 5.27 КоАП РФ. Санкции разные — от предупреждения до штрафа. Максимум — 100 тыс. рублей, при повторном нарушении — до 200 тыс. рублей.

3. Фальсификация доказательств по гражданским или административным делам — ст. 303 УК РФ. Ответственность наступит, если документы, оформленные задним числом, будут представлены в качестве доказательств, а фиктивная дата — иметь значение для разрешения спора.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Приказы по работе и увольнению

В этой сфере больше всего нарушений. Как правило, при оформлении задним числом приказов и актов о взысканиях и увольнениях. И эти ситуации явно провоцируют конфликт.

Первая угроза — документ может быть оспорен. Даже особых доводов приводить не потребуется. Достаточно указать, что дата в документе не соответствует реальной дате его издания. Для подтверждения не нужно личного признания. Помогут свидетельские показания, другие (достоверные) документы и (или) экспертиза.

Оспаривание может повлечь разные последствия:

1. Когда вопрос только в юридической силе, недостоверные сведения — основание для признания документа недействительным. Приказ о взыскании отменят, при увольнении — восстановят на работе, если истец этого требует, и обяжут выплатить зарплату. Возможно и возмещение морального вреда.

2. Если в действиях работодателя усмотрят нарушения трудового законодательства, а их, как правило, несложно выявить, то не избежать ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

3. Если документ используется как доказательство — его не примут.

4. Если составлялся как доказательство — грозит уголовная ответственность по ст. 303 УК РФ.

Оспорить приказ можно только при условии, что он нарушает права заявителя. Если этого нет, то оформленный задним числом документ не будет поводом для обращения в суд. Более того, в такой ситуации появляется возможность использовать сильный аргумент — оформление задним числом не нарушало, а восстанавливало нарушенные права. Но, с другой стороны, в таких делах приказы и акты — это лишь свидетельства нарушения, а оспаривается, как правило, сам порядок наложения взыскания или увольнения. Выявленные при этом нарушения, в итоге, становятся основаниями для отмены приказа.

Крайне опасно оформлять документы задним числом для их представления в суд или в контролирующие органы. Здесь прямая угроза уголовной ответственности. Но даже если суд просто не примет такие доказательства, поставит их под сомнение — это уже высокая вероятность проигрыша дела для техтем, кто их представил.

Коротко:

1. Дата в приказе, акте и т.п. документе — обязательный реквизит. Если он не соответствует действительности — документ фиктивный.

2. Фиктивный документ можно оспорить.

3. За подделку документов есть административная и уголовная ответственность.

4. Для оценки опасности оформления задним числом кадровых документов нужно анализировать, как и для чего будет использоваться документ, а также возможные последствия. Но в 99% случаев риск не оправдан.

Статья актуальна на 03.02.2021

оформленные документы задним числом - опасность

Для всех документов дата – это особый реквизит, который обеспечивает его юридическую силу. В связи с этим в зависимости от типа и назначения документа могут менять требования к оформлению и назначению даты на нем. Именно поэтому важно знать, как и для чего в документах прописываются даты, а также чем может грозить их своевольное изменение. Но обо всем по порядку.

Правила оформления документов

В любом делопроизводстве документы имеют ключевое значение. Каждый из них проходит несколько этапов – от заполнения до занесения в архив. Когда в организации ведется учет большого количества документов, тогда возникает необходимость составления реестра. Каждый документ будет учтен и отображен в этом перечне. Сотрудники организации всегда смогут найти его и использовать в дальнейшей работе.

Реестр значительно упрощает работу со всеми документами организации, как входящими, так и исходящими. Он включает в себя описание документов, которое позволяет сотруднику найти нужный из них, а также информацию о том, что в нем собственно находится. Эти данные помогут определить кому и когда был выдан документ.

Правила оформления документов изображение

Таким образом, можно выделить основные задачи ведения реестра:

  • Помощь в работе и быстрый поиск необходимого для работы документа;
  • Учет и хранение всей имеющейся документации;
  • Выдача по требованию.

Для быстрого поиска записи в реестре ведутся в хронологическом порядке. Если его оформлением и учетом в различные периоды времени занимались разные люди, то в последней графе должно быть указано, кем была внесена последняя запись.

Реестр подразумевает проверку документов, которые подлежат учету. Каждому присваивается индивидуальный регистрационный номер, а также туда вносится подробная информация о сотрудниках, которые когда-либо занимались этим документом. Прежде чем вносить конкретный документ в реестр его необходимо проверить и определить не содержится ли в нем нарушения.

Причины, по которым документы оформляются задним числом

В целом, можно смело заключить, что документ, оформленный задним числом, является поддельным. Для лица, использовавшего такой документ, может наступить административная или уголовная ответственность. Первая регламентируется ст. 19.23 кодекса РФ об административных правонарушениях, вторая – ст. 327 УК РФ. Ответственность наступает только за подделку документов, которые удостоверяют личность или подтверждают права. Например, если при трудоустройстве работник предоставил поддельные документы, руководитель компании должен поставить в известность органы внутренних дел о выявленном нарушении. Также контролирующие органы могут выявить факт нарушения с документами, которые содержат перечень структурных подразделений, наименование должностей, информацию о количестве сотрудников.

Дата документа, вступающего в силу, должна соответствовать дате приказа.

Причины, по которым документы оформляются задним числом картинка

Важно понимать, что за кадровые документы, оформленные задним числом, ни административная, ни уголовная ответственность не предусмотрена. Однако такого рода документ легко оспаривается судом с помощью экспертизы.

Например, налоговая проверка может не признать документ с измененной датой или фальсифицированной подписью. Это приведет к тому, что указанные расходы на оплату труда будут аннулированы, так как все издержки компании должны быть подтверждены документально.

В любом случае документ, подписанный задним числом, определяет его в разряд подложных. Ведь указанная дата не соответствует реальной и не подтверждает установленные договоренности сторон. Статья 186 гражданско-процессуального кодекса РФ предусматривает назначение экспертизы в случае возникновения подозрений в отношении достоверности представленных фактов. В этом случае назначается судебно-техническая экспертиза, которая определяет дату составления документа. Она проводит исследование чернил, оттиска печати. В результате анализа эксперт определяет соответствие указанной даты реальной.

Уголовная ответственность за оформление документов задним числом

Как было сказано выше, уголовная ответственность определяется статьей 327 уголовного кодекса РФ. Сюда входит подделка официальных документов, которые предоставляют права или освобождают от обязанностей, с целью использования или сбыта. Уголовная ответственность наступает не только за подделку документов, но и наград, а также штампов, печатей и бланков.

Наказания за эти преступления:

  • Лишение свободы сроком до 2-х лет;
  • Принудительные работы сроком до 2-х лет;
  • Арест сроком до полугода.

За использование поддельных документов предусмотрен:

  • Штраф до 80 000 рублей или размер месячной зарплаты;
  • Штраф равный доходу за полгода работы;
  • Принудительные работы сроком до 480 часов;
  • Исправительные работы на срок до 2-х лет;
  • Арест сроком до полугода.

 Уголовная ответственность за оформление документов задним числом снимок

Опасность преступления заключается в том, что документ предоставляет определенные права или освобождает от конкретных обязанностей.

В связи с этим если при трудоустройстве человека выявлена поддельная трудовая книжка или иной документ (аттестат, диплом), работодатель должен известить контролирующие органы о выявленном нарушении.

Работа должностного лица определяется либо Должностной Инструкцией, либо напрямую законом. Так, личная заинтересованность сотрудника может привести к так называемому служебному подлогу. Данное преступление регламентируется статьей 292 УК РФ. Например, в зачетную книжку были внесены ложные сведения (преподаватель получил взятку) или в отчетный реестр добавлены сведения о несуществующих расходах (бухгалтер присваивает себе денежные средства), трудоустроен родственник директора, не имеющий должного образования и другое. Здесь представлены примеры сотрудников, имеющих личную заинтересованность. За такое преступление предусмотрено наказание до 4-х лет лишения свободы, а также исключение возможности занимать определенные должности.

Почему нельзя оформлять документы об образовании задним числом

Для лучшего понимания принципов работы с документами и их датированием остановимся на конкретном случае документов с измененной датой. Рассмотрим в качестве примера документы об образовании, подписанные задним числом. Как было указано выше, такой документ будет относиться к разряду подложных, поскольку проставленная дата не соответствует действительной. Это говорит о том, что договоренности сторон не подтверждены документально. Такой документ легко оспорит судебно-техническая экспертиза и признает его недействительным. Организация, которая выдает такого рода документы и сертификаты является мошеннической.

Почему нельзя оформлять документы об образовании задним числом фотоснимок

Также если организация выдает документ, подписанный задним числом, значит на данный момент она может быть лишена лицензии. Необходимо всегда проверять актуальность лицензии, это можно сделать на сайте Рособрнадзора. В случае проверки диплом, сертификат, удостоверение, выданные учреждением без лицензии, будут считаться фальшивым.

В настоящее время проверки выявляют большое число поддельных документов в системе дополнительного профессионального образования. Как правильно выбрать центр?

Человек в поиске дистанционных образовательных курсов легко может попасться на уловки мошенников. Как обезопасить себя от этого?

В первую очередь необходимо обратить внимание на стоимость курса. Если повышение квалификации стоит не больше 2000 рублей, а переподготовка около 15000, вас скорее всего хотят обмануть. Значит, придется дополнительно оплачивать зачеты, пересдачи, бланки, справки и т.д. Также некоторые документы об образовании просто бесполезны без выписок, сертификатов, удостоверений. А чтобы все это получить, организация-мошенник заставит вас заплатить и за это.

Человек узнает о дополнительной оплате после разговора с сотрудником учреждения, поскольку о ней могли в договоре и не сказать. Поэтому прежде чем подписывать документ, необходимо все тщательно проверить, связаться с сотрудниками и уточнить все нюансы.

Почему нельзя оформлять документы об образовании задним числом фотоизображение

Еще один важный момент – условия расторжения договора. Слушатель, который отказывается дополнительно за что-то заплатить (тест, зачет и др.), может остаться и без денег, и без документа об образовании.

ФРДО и документы, оформленные задним числом

С 29 июня 2021 года в силу вступает статья 19.30.2, которая вводит штрафные санкции за неверное предоставление или же не предоставление данных об образовательных документах в реестр ФРДО. Штрафы грозят как организациям в целом, так и должностным лицам.

Кроме того, образовательные организации должны вносить данные в течение шести месяцев с момента выдачи соответствующих документов. Все эти факторы делают невозможным внесение в ФРДО документов, которые были оформлены задним числом. Для начала стоит отметить, что сами организации могут быть не заинтересованы в том, чтобы предоставлять информацию, тем самым афишируя свою незаконную деятельность надзорным органам. Кроме того, за несоблюдение сроков им грозят следующие штрафы:

  • от 10 до 15 тыс. руб. - должностным лицам;
  • от 100 до 150 тыс. руб. - организациям.

На что еще следует обратить внимание?

  • Необходимо проверить учебный план. Перед тем, как заключать договор с организацией, нужно проверить из чего собственно состоит курс. Данный документ должен быть утвержден и заверен печатью.
  • Отсутствие демодоступа к учебно-методическим материалам. Мошенники могут просто продавать доступ к базе знаний, а тесты и аттестацию придется оплачивать отдельно. Если организация не может предоставить ознакомительный доступ к образовательному порталу, это должно вас насторожить.

Как выбрать центр дополнительного профессионального образования (ДПО)?

Для начала отметим плюсы негосударственных образовательных учреждений:

  • Диплом организации ДПО такой, же как у ВУЗа – установленного образца. Иными словами, как и любой государственный ВУЗ, центр самостоятельно определяет образец диплома;
  • Большой выбор программ;
  • Возможность пройти обучение дистанционно. Не нужно оплачивать дорогу и проживание. Нет необходимости оформлять командировку, отпуск;
  • Всесторонняя поддержка центра в процессе ознакомления с условиями оказаниями образовательных услуг, а также во время обучения (телефон горячей линии, помощь куратора).

Чтобы выбрать центр обучения нужно:

 На что еще следует обратить внимание? кадр

  • Проверить учебную программу и количество учебных часов. Для повышения квалификации – минимум 16 часов, для профессиональной переподготовки – 250 часов. Если в дипломе цифры будут меньше указанных, документ будет считаться недействительным;
  • Изучите историю центра: с какого года осуществляет деятельность, данные почтового адреса, индекса, ОГРН и ИНН и др.;
  • Узнайте обо всех доплатах сразу, еще до подписания договора. Осуществление самой оплаты происходит только после заключения договора, не раньше;
  • Проверьте доступность сотрудников. Позвоните по указанным телефонам, напишите в чат, на почту, проверьте социальные сети организации. Задайте все интересующие вас вопросы, оцените скорость и качество реакции специалистов ДПО.

Проверьте каждый центр, который выдает вам поисковая система, по этим пунктам. Только в этом случае вы легко сможете выбрать учреждение, которое предоставит вам качественное образование и диплом, сертификат установленного образца.

Разъяснения о временном порядке признания инвалидности

15 апреля 2020 г. 0:05

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО МСЭ

Вопрос 1. Как оформить направление на МСЭ, если (1) в районной поликлинике отказывают в выдаче направлений к специалистам, на выполнение исследований и обследований; (2) для оформления направления на МСЭ нужна госпитализация, а в стационар попасть нет возможности?

Документы для продления инвалидности собирать не нужно, она будет продлеваться автоматически на 6 месяцев.

Для первичного освидетельствования, изменения (утяжеления) группы инвалидности, внесения новых ТСР и изменения ИПРА документы понадобятся, их должна подготовить поликлиника.

Однако в соответствии с Разъяснениями Министерства здравоохранения России от 8 апреля 2020 г. относительно оказания плановой медицинской помощи:

«…В настоящее время, в связи с необходимостью организации оказания медицинской помощи большому числу пациентов с коронавирусной инфекцией, Минздравом России принято решение по временному изменению действующих порядков организации оказания медпомощи.

С полным текстом Разъяснений можно ознакомиться по ссылке:

Обращаем ваше внимание на то, что ситуация с организацией подготовки документов и прохождению комиссии в МСЭ в ЛПУ различается по регионам в зависимости от распространения пандемии коронавируса. В связи с эти вам требуется отдельно уточнить ситуацию с возможностью оформления на МСЭ в своём регионе.

Таким образом, в нынешних условиях сложно получить плановую помощь в виде оформления документов для первичного освидетельствования или пересмотра группы инвалидности. В данном случае мы рекомендуем отложить оформление направления на МСЭ.

Вопрос 2. Постановление касается только детей-инвалидов или всех инвалидов?

Всех инвалидов, включая детей-инвалидов.

Вопрос 3. Какой срок действия моей имеющейся справки по временному порядку, если на имеющейся справке указано, что она действительна до мая/июня/…/сентября/октября 2020 года?

Вопрос 4. Что делать, если направление на МСЭ выдано, начали оформлять, а теперь в поликлинике отказываются продолжить оформление направления?

Если направление на МСЭ выдано для продления срока инвалидности, то ничего делать не надо. Инвалидность будет продлена автоматически на 6 месяцев тем гражданам, у которых срок очередного переосвидетельствования наступает в период с 1 марта по 1 октября 2020 г. включительно.

Если направление нужно для первичного освидетельствования или пересмотра группы инвалидности и т.п., то смотреть ответ на вопрос 1.

Вопрос 5. Как устанавливается группа, если в период с 1 марта по 1 октября 2020 года ребенку-инвалиду исполняется 18 лет?

Вопрос 6. Как получить и подписать заявление на обжалование решения комиссии, проведенной заочно?

Вопрос 7. Как получить акт и протокол заседания комиссии МСЭ, проведенной заочно?

В соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2014 г. N 59н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы":

113. При проведении медико-социальной экспертизы ведется протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы по форме, утвержденной приказом Минтруда России от 17 октября 2012 г. N 322н (далее - протокол), и составляется акт медико-социальной экспертизы гражданина по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 17 апреля 2012 г. N 373н (далее - акт).

Протокол и акт могут быть оформлены на бумажном носителе и (или) в форме электронных документов.

Ведение электронных форм документов, указанных в настоящем пункте, а также электронных форм документов, оформленных по результатам проведения медико-социальной экспертизы, допускается при условии обеспечения их архивирования, а также сохранения электронных форм документов с содержащимися учетными записями на внешних запоминающих устройствах, для возможного выведения их на бумажный носитель.

Вопрос 8. Как получить новую справку об инвалидности при автоматическом продлении срока действия справки или при проведении комиссии МСЭ заочно?

Временный порядок признания лица инвалидом, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. № 467

9. Справка, подтверждающая факт установления инвалидности, и индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) направляются гражданину заказным почтовым отправлением с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.

Вопрос 9. Какие документы и когда приносить на работу, если Почта России не доставила справку и ИПРА на дом в срок?

Необходимо уведомить ГБ МСЭ о неполучении документов и получить разъяснение по телефону о путях решения проблемы.

Вопрос 10. Что нужно сделать для продления льгот на лекарства по инвалидности или получения ТСР на тот же срок?

Ничего. Сведения о продлении инвалидности будут отправлены из ФБ МСЭ в ПФР РФ и ФСС РФ. Если пациент не отказался от соцпакета в виде льготного лекарственного обеспечения, то он сможет и дальше получать льготные лекарственные средства бесплатно по рецепту врача.

Временный порядок признания лица инвалидом, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. № 467

10. Сведения о результатах медико-социальной экспертизы представляются федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в Пенсионный фонд Российской Федерации для размещения в федеральном реестре инвалидов в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами формирования и ведения федерального реестра инвалидов и использования содержащихся в нем сведений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. № 674 "О формировании и ведении федерального реестра инвалидов и об использовании содержащихся в нем сведений".

11. Выписка из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) в части обеспечения техническими средствами реабилитации, предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, направляется федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в Фонд социального страхования Российской Федерации в течение 3 рабочих дней в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Картинка Условия труда работников-инвалидов

Условия труда инвалидов —- это совокупность факторов, оказывающих влияние на состояние работника с ограничениями по здоровью в процессе его трудовой деятельности. Работодатель в силу действующего законодательства обязан организовать производственный процесс так, чтобы не нанести вреда персоналу. В связи с этим трудоустройство людей с ограниченными возможностями имеет свои особенности.

Трудоустройство работника с инвалидностью

Инвалиды с 3 группой (самая легкая) обычно не испытывают значительных проблем с трудоустройством, так как ограничения их способности к труду незначительны. А вот можно ли по ТК принимать на работу с вредными условиями инвалида 2 группы, определить не так просто. Формально ТК РФ такого запрета не содержит, а значит, руководствоваться необходимо индивидуальной программой реабилитации (ИПР) сотрудника и санитарными правилами СП 2.2.9.2510-09, исключающими работу лиц с ограниченными возможностями в условиях повышенного влияния вредных и опасных производственных факторов. Что касается первой группы, то она традиционно считалась нерабочей, в последнее время такие ограничения частично сняты, но первую группу присваивают все же людям, не способным к труду. Однако если индивидуальная программа реабилитации подразумевает возможность работать, а работодатель готов создать необходимые условия, трудоустраивать их не возбраняется.

критерии инвалидности

На каких должностях работают инвалиды

Если труд работнику не противопоказан, то его принимают на работу на любую должность, которая подходит по квалификации и состоянию здоровья. К примеру, персонал, имеющий ограниченные возможности здоровья, трудоустраивают на должности, для которых определены оптимальные условия труда 1 класса, и примеры профессий людей - инвалидов 2 группы в этом случае выглядят следующим образом:

  • комплектовщики;
  • вахтеры;
  • гардеробщики;
  • массажисты;
  • бухгалтеры;
  • операторы call-центра;
  • интернет-маркетологи;
  • SMM-менеджеры;
  • копирайтеры;
  • программисты и т.д.

Какие документы нужны при трудоустройстве

При приеме на работу такого сотрудника закон позволяет требовать от него только те документы, которые предусмотрены статьей 65 ТК РФ:

  • паспорт;
  • трудовую книжку;
  • СНИЛС.

Этот список работодатель вправе дополнить другими документами, обусловленными характером будущей работы, например, справкой об отсутствии судимости, которая необходима педагогам. Требовать же документы о состоянии здоровья не допускается, если работа не связана с вредными или опасными производственными факторами или если должность не поименована в приложении № 2 к приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н.

При наличии ограничений работник по собственной инициативе может предъявить работодателю документы, подтверждающие его статус инвалида, к ним относятся:

  • справка об инвалидности с указанием присвоенной группы. По действующему порядку 1 группа инвалидности присваивается на два года, 2 и 3 — на один год. Таким образом, справка имеет определенный срок действия: после его окончания работник предъявляет новый документ или теряет льготы и компенсации, обусловленные его статусом;
  • индивидуальная программа реабилитации (ИПР). В ней прописываются ограничения и требования к условиям труда для этого специалиста, разрешенные для него параметры работы и т.д.

Работодателю необходимо изучить ИПР соискателя и определиться, сможет ли он предоставить необходимые условия или нет.

Пример

На должность специалиста по кадрам устраивается гражданка Иванова А., у которой в справке об инвалидности написано, что нужна работа в помещении, где отсутствуют вредные производственные факторы, позволяющее отнести рабочее место к третьему классу опасности. Работа по этой должности не предполагает нахождение на улице, условия труда на рабочем месте оптимальные, что отражено в карте СОУТ, следовательно, Иванову А. мы принимаем на работу.

Если организация не имеет возможности организовать специальные рабочие места или не готова нести затраты по дооборудованию имеющихся, кандидату отказывают в трудоустройстве. К этому вопросу стоит подойти серьезно, особенно если соискатель пришел с направлением из службы занятости или обратился через аналогичный портал. Необходимо развернуто обосновать свою позицию и указать причину отказа. В противном случае работодателя обвинят в дискриминации людей с инвалидностью и привлекут к административной ответственности.

Особенности оформления взаимоотношений с работником, получившим инвалидность в период работы

Пример

В организации работает сварщик Семенов К., получивший инвалидность 3 группы. В карте СОУТ рабочего места сварщика определен класс 3.2 — вредные условия труда. В соответствии со статьей 209 ТК РФ и СП 2.2.9.2510-09 работодатель обязан создавать работникам-инвалидам допустимые условия труда. Таким образом, ответ на вопрос, может ли инвалид 3 группы работать во вредных условиях труда, звучит отрицательно — не может. Такого работника необходимо немедленно, с даты получения документов об инвалидности, отстранить от работы, а в дальнейшем перевести на безопасное место либо уволить. Аналогично придется поступить, если у организации нет возможности соблюсти требования ИПР работника.

Если же ИПР позволяет трудиться, условия труда не являются вредными, а работодатель готов дооборудовать рабочее место или предложить другое подходящее по здоровью, с работником заключается дополнительное соглашение, в котором фиксируются все новые условия.

особенности труда инвалидов

Обязанности работодателя по созданию условий для работника

Все условия прописываются в ИПР, и организация обязана выполнить эти требования. Важнейший вопрос, который необходимо решить при приеме на работу сотрудника с ограничениями по здоровью — разрешенный для него график работы. В ТК РФ оговорены ограничения по труду работающим инвалидам, которые зависят от имеющейся группы инвалидности:

для инвалидов I и II групп максимальная продолжительность рабочей недели составляет не более 35 часов — таким работникам устанавливается стандартный размер оклада для их должностной позиции, то есть такой же, как и здоровым работникам, которые трудятся 40 часов в неделю;

для инвалидов III группы стандартная рабочая неделя составляет обычные 40 часов, но если по состоянию здоровья ему устанавливается сокращенная рабочая неделя, например, 35 часов или меньше, то оплата его труда производится пропорционально объему отработанного им времени.

Эти общие ограничения применяются в случае, если сотрудник при трудоустройстве предъявил только справку, подтверждающую имеющуюся у него группу инвалидности. Если же он принес индивидуальную программу реабилитации, то приведенные ограничения подлежат корректировке в соответствии с ИПР конкретного работника. В ней четко указывается максимальное количество часов работы в неделю, допустимое для данного сотрудника.

Кроме сокращенного рабочего времени работодатель обязан предоставить работнику, имеющему ограничения по здоровью, другие компенсации, предусмотренные ТК РФ. Наиболее важные из них перечислены в таблице.

Характер предоставляемой льготы

Удлиненная продолжительность оплачиваемого отпуска

Общая длительность ежегодного оплачиваемого отпуска должна составлять не менее 30 календарных дней. Ее увеличивают в соответствии с ИПР или по согласованию между работодателем и работником. Конкретная продолжительность отпуска прописывается в трудовом договоре

Предоставление неоплачиваемого отпуска по заявлению работника

По заявлению сотрудника работодатель обязан предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в течение рабочего года. Такой отпуск не подлежит переносу на следующий год, если он не использовался в текущем периоде

Ограничения на привлечение к сверхурочной работе

Сотрудника привлекают к сверхурочной работе только тогда, когда он изъявил письменное согласие на такую деятельность, и она не запрещена ему в соответствии с его ИПР

Особая продолжительность оплачиваемого периода временной нетрудоспособности

Продолжительность длительности одного больничного листа ограничивается 4 месяцами. Максимальная общая длительность пребывания на больничном в течение года составляет 5 месяцев. При заболевании туберкулезом эти ограничения не действуют, больничный оплачивается полностью до восстановления трудоспособности или пересмотра имеющейся группы инвалидности

В дополнение к перечисленным льготам работник с инвалидностью имеет право на получение налогового вычета в размере 500 рублей ежемесячно. Для некоторых категорий работников-инвалидов, например, так называемых чернобыльцев, эта сумма увеличивается до 3000 рублей в месяц.

В случае проверок действия инспектора по охране труда при наличии в штате учреждения среди работников инвалида с третьей группы инвалидности, не говоря уж о второй или первой, сводятся к проверке документов. Информацию о предоставляемых сотруднику льготах, продолжительности рабочей смены, продолжительности отпусков и прочее целесообразно отразить в трудовом договоре, чтобы избежать лишних вопросов. Если набор льгот меняется, например, в связи с пересмотром присвоенной группы инвалидности, то это необходимо указать в дополнительном соглашении.

Проведение специальной оценки условий труда на местах работников с инвалидностью

Когда создаются выделенные рабочие места для инвалидов, спецоценка их проводится в соответствии с положениями федерального закона № 426-ФЗ. Особенно внимательно необходимо отнестись к оценке результатов этой процедуры. В частности, убедиться, что условия работы, в которых трудится такой специалист, соответствуют его индивидуальной программе реабилитации и требованиям Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09, которые определяют допустимые условия работы для данной группы сотрудников. Согласно разделу 4 этого нормативного документа запрещается привлечение работников к труду, если условия на их рабочих местах не укладываются в установленные гигиенические нормативы и оказывают выраженное негативное влияние на состояние их здоровья.

Когда работать нельзя

Не допускается организация работы инвалидов на местах, характеризующихся повышенным влиянием следующих вредных и опасных факторов:

  • физические факторы, включая шум, повышенную температуру воздуха, вибрацию и т.д.;
  • химические факторы, в том числе загазованность воздуха в рабочем помещении, присутствие вредных химических веществ в рабочей зоне и проч.;
  • биологические факторы, включая патогенную флору и микроорганизмы, контактирующие с организмом работника;
  • нервные и психические нагрузки, включая высокую степень монотонности труда, значительные эмоциональные перегрузки и др.

Если проведена специальная оценка условий труда инвалидов и места сотрудников, имеющих ограничения по здоровью, признаны оптимальными или допустимыми, они продолжат работу в прежних условиях. В этом случае информация об установленном классе условий их труда вносится в трудовой договор. Кроме того, работодатель подает в территориальное подразделение Государственной инспекции труда декларацию, подтверждающую соответствие условий труда на данном месте действующим нормативам.

Сколько платить на травматизм

На основании результатов специальной оценки и с учетом наличия подтвержденной группы инвалидности определяется размер страховых взносов, уплачиваемых работодателем в Фонд социального страхования на травматизм. Для сотрудников этой категории они будут составлять 60% от установленного для данной организации тарифа. Для остальных страховых взносов, уплачиваемых в ФСС и ПФ РФ в 2021 году, их размер составляет:

  • в ПФР – 22% - тариф действует до достижения предельной величины дохода, которая составляет 1150 тыс. рублей (после того, как выплаты сотруднику превысили эту сумму, тариф взносов в ПФР сокращается до 10%);
  • в ФСС – 2,9% - после достижения предельной величины дохода, установленной на уровне 865 тыс. руб., взносы не начисляются;
  • в ФОМС – 5,1% - для этой категории взносов предельная величина дохода не определена: они уплачиваются с любых размеров сумм, выплаченных работникам.

Таким образом, трудоустройство инвалидов, которое является обязанностью всех крупных работодателей, налагает на организацию дополнительные условия в части организации их труда. Этому вопросу необходимо уделить особое внимание, так как они наиболее тщательно контролируются специалистами Трудовой инспекции.

Читайте также: