Денежная компенсация за неиспользованный отпуск военнослужащим

Обновлено: 31.05.2024

Положены ли дополнительные выходные дни военному при уходе со службы?

Дополнительный отпуск можно взять в один год из 3 лет до достижения военнослужащим установленного предельного возраста пребывания на службе в ВС РФ или в год увольнения по текущему состоянию здоровья или в связи с сокращением штата.

Подобное отпускное время положено и тем военным, которые не использовали его ранее и остаются в строю после истечения предельного срока пребывания на службе. В дополнительный отпуск можно уйти только 1 раз за весь срок службы.

  • истечение срока военной службы наступает не через 3 года или раньше;
  • сокращение штата;
  • по текущему состоянию здоровья.

Также должно соблюдаться условие про стаж военной службы в 20 лет.

Согласно ст. 49 ФЗ № 53 от 28 марта 1998 г., предельный возраст пребывания на военной службе для:

  • маршала РФ (генерала армии, адмирала, адмирала флота, генерал-полковника) составляет 65 лет;
  • генерал-лейтенанта (вице-адмирала, контр-адмирала, генерал-майора) — 60 лет;
  • полковника и капитана 1-го ранга — 55 лет;
  • военнослужащего, который имеет иное воинское звание, — 50 лет.
  • для женщин-военнослужащих этот возраст меньше — 45 лет.

В п. 15 ст. 28 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 г., перечислены иные виды дополнительных отпусков для военных:

  • учебные, творческие, по болезни, по личным обстоятельствам;
  • допотпуска для ветеранов боевых действий;
  • допотпуска для военнослужащих, проходящих службу на территориях, пострадавших после аварии на Чернобыльской АЭС;
  • отпуска, предоставляемые после космического полета.

В дополнительный отпуск по личным обстоятельствам на 10 дней военнослужащий может уйти только в следующих ситуациях:

  • при наличии тяжелой болезни или смерти (гибели) семьи или определенного близкого родственника военнослужащего (например, супруга/супруги, матери, сына и др.) или лица, на иждивении которого находился военный;
  • после возникновения пожара или иного стихийного бедствия в квартире военнослужащего или у его близкого родственника;
  • в иных случаях — по отдельному решению командира части.

Порядок предоставления

Порядок получения военнослужащим отпуска в год официального увольнения таков:

  1. В конкретный срок сдачи дел, который установлен старшим командиром (ст. 90 Устава внутренней службы ВС РФ, утв. Указом Президента РФ № 1495 от 10 ноября 2007 г.), до завершения контракта сотрудник отдела кадров письменно предупреждает военного об увольнении. Вместе с таким предупреждением военному предоставляется информация о количестве неотгулянных отпускных дней.
  2. Военнослужащий составляет рапорт на имя действующего командира части с просьбой предоставить положенный отпуск (основной или дополнительный), который еще не отгулян по состоянию на конкретный год увольнения.
  3. После одобрения руководством рапорта военнослужащего и подготовки официального приказа военный уходит в отпуск.
  4. На следующий день после завершения отпуска подготавливается приказ об увольнении. В это же время проводится финансовый полный расчет с увольняемым лицом

Отпуск при увольнении предоставляется полностью или частями. Причем одна часть составляет 15 дней как минимум (п. 1 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы).

Как правильно рассчитать отпускные дни?

Продолжительность положенного основного отпуска в год увольнения со службы исчисляется по специальной формуле:

Количество отпускных дней на день увольнения = (Стандартная продолжительность отпускного времени / 12) х (Количество полных месяцев несения воинской службы с начала текущего календарного года до определенного дня увольнения).

Округление неполных месяцев и дней выполняется в сторону увеличения.

Стандартное количество дней в ежегодном отпуске военнослужащего зависит от выслуги лет (ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы):

blank

  • от 1 до 9 лет — 30 суток;
  • от 10 до 15 лет — 35 суток;
  • от 15 до 20 лет — 40 суток;
  • от 20 лет — 45 суток.

Выслуга считается в льготном исчислении, то есть учитываются повышающие коэффициенты. Основные правила расчета льготной выслуги определены в постановлении Правительства № 941 от 22 сентября 1993 г.

Пример! Степанов П. С. увольняется со службы 21 августа 2017 г. Его стаж военной службы составляет 11 лет. Он вправе уйти в основной отпуск на 35 суток. В 2017 году Степанов еще не отгулял положенные отпускные дни. Таким образом, до увольнения со службы Степанов отправится в основной отпуск на такой срок = 24 дн. (35 дн. / 12 мес. х 8 мес.).

Если действующий контракт завершается до 15-го числа, текущий конкретный месяц в расчет не берется. После 15-го к отпуску добавляются сутки еще за 1 месяц. К этому времени отдыха прибавляются еще и те дни, которые положены за участие в различных боевых действиях, несение суточного дежурства и выполнение иных служебных задач.

К полученной величине основного отпуска надо будет добавить дни положенного дополнительного отпуска. Он предоставляется в полном объеме.

Есть ли выплаты?

При увольнении военнослужащему положены такие выплаты:

  • разовая выплата в соответствии со ст. 3 ФЗ № 306 от 7 ноября 2011 г. — 2 оклада (до 20 лет службы) и 7 окладов (свыше 20 лет);
  • премия в размере до 3 окладов — выплачивается только тем военным, кто добросовестно исполнял свои воинские обязанности (п. 77 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих, утв. приказом Минобороны РФ № 2700 от 30 декабря 2011 г.);
  • матпомощь — выплата, которая начисляется в зависимости от конкретных условий прохождения службы (п. 84, 89 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих).

В списке вышеприведенных выплат нет денежной компенсации за неотгулянные отпускные дни. Таким образом, военнослужащему необходимо использовать все отпуска в тех годах, когда они были положены.

Если же по каким-либо определенным причинам в прошедшие годы не получилось отгулять положенные отпускные дни, они автоматически сгорают без предоставления премии и иной денежной выплаты.

О выплатах и льготах военнослужащим при увольнении читайте тут.

Рапорт

Рапорт на дополнительный отпуск подается после возникновения у военнослужащего права на подобный отдых. Раньше нельзя этого сделать.

blank

Военнослужащий подает рапорт как минимум за 6 месяцев до дня увольнения со службы. В случае освобождения от службы по сокращению штата или болезни этот документ следует подавать со дня устного уведомления отделом кадров об этом.

Образец рапорта можно получить в своей части. В этом документе указываются следующие сведения:

В просительной части рапорта можно не уточнять выслуги лет и сроков окончания контракта. Кадровики самостоятельно проводят подобный расчет, по результатам которого они устанавливают право военнослужащего на получение дополнительных отпускных дней при увольнении.

В рапорте указывается ссылка на такую норму закона — п.10 ст.11 ФЗ № 76 от 27 мая 1998 г. Рапорт рассматривается на протяжении 30 суток со дня подачи (на практике — на протяжении 2 недель).

По результатам рассмотрения военнослужащему выдается отдельная выписка из нового приказа, в котором отражены даты окончания и начала предоставленного допотпуска.

По каким причинам могут отказать в предоставлении отпускного периода?

Если гражданин получил право на дополнительный отпуск по закону, отказать в нем командир не имеет права. То есть отказ может быть связан только с отсутствием оснований для отпуска. Такое возможно в двух случаях:

В последнем случае нужно обжаловать отказ в дополнительном отпуске, обратившись к военному прокурору или в суд. Ниже — пример того, как военному удалось отстоять свои права на дополнительный отпуск как ветерану боевых действий.

Могут ли уволить военнослужащего без предоставления жилья или субсидии? Каков порядок обеспечения военнослужащих жильем при увольнении? На эти вопросы вам помогут ответить наши статьи.

Пример из судебной практики

Военнослужащему-ветерану боевых действий Л. не был предоставлен дополнительный отпуск. Поэтому он был исключен из списков личного состава воинской части раньше, чем рассчитывал. Командование отклонило рапорт Л. о получении допотпуска за 2015 год и исключило его из личного состава воинской части 5 июля 2015 г.

После подобного нарушения законных прав ветеран боевых действий Л., находящийся в запасе, обратился с иском в военный гарнизонный суд г. Улан-Удэ. В исковом заявлении Л. просил изменить день исключения из списков личного состава с учетом предоставления отпускного дополнительного времени.

По результатам рассмотрения Улан-Удэнский суд отклонил подобный иск. Однако Восточно-Сибирский окружной военный суд отменил решение первой судебной инстанции и удовлетворил требование Л. Он посчитал, что решение суда первой инстанции нарушает ст. 29 Указа Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 г., согласно которому дополнительное отпускное время устанавливается до дня исключения увольняемого из списков личного состава воинской части.

blank

Чтобы восстановить права Л., Восточно-Сибирский суд обязал конкретных должностных лиц воинской части перенести установленную дату исключения Л. из списков личного состава на количество положенных ему отпускных дней — на 21 июля 2015 г. — и выплатить ему соответствующее денежное довольствие.

В итоге, выполняя решение Восточно-Сибирского суда, командование предоставило Л. дополнительный отпуск за 2015 год.

Пример взят из судебной практики о предоставлении военнослужащему отпуска при увольнении. Источник — обзор судебной практики военных окружных судов по административным и гражданским делам в 2016 году, утвержденный Президиумом ВС РФ 19 июля 2017 г.


Фото Бориса Мальцева, Кублог

Возможность замены ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией предусмотрена ст. 126 ТК РФ. Выплата денежной компенсации взамен неиспользованного отпуска может быть осуществлена в двух случаях: при замене части отпуска денежной компенсацией и при увольнении работника.

Расчет самой денежной компенсации в обоих случаях производится аналогично расчету оплаты за отпуск по тем же правилам. Рассмотрим особенности обоих случаев выплаты компенсации.

Замена части отпуска денежной компенсацией

До недавнего времени Трудовой кодекс РФ не давал однозначного ответа о том, как определить часть отпуска, которая может быть заменена компенсацией.

Министерство труда РФ в письме от 25.04.02 г. № 966–10 отмечало, что в связи с отсутствием практики применения Трудового кодекса РФ, а также судебной практики по данному вопросу, его решение должно осуществляться в организации по соглашению сторон. Также Минтруд России напоминал, что замена отпуска денежной компенсацией является правом, а не обязанностью работодателя. Эту точку зрения разделял и Минфин России в письмах от 16.01.06 г. № 03-03-04/1/24 и от 21.06.06 г. № 03-03-04/4/110.

Однако Федеральным законом от 30.06.06 г. № 90-ФЗ были внесены изменения в ст. 126 ТК РФ, согласно которым при суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или переносе ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией может быть заменена только часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.

Пример 1

Замена части отпуска денежной компенсацией разрешена не всем

Запрещается замена денежной компенсацией не только ежегодного оплачиваемого отпуска, но и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков: беременным женщинам; работникам в возрасте до восемнадцати лет.

Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, запрещается замена денежной компенсацией ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставленного за работу в соответствующих условиях (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении).

Денежная компенсация при увольнении работника

По желанию работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему перед увольнением. Статьей 127 ТК РФ предусмотрено, что при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. При этом днем увольнения считается последний день отпуска. Работник должен в заявлении на увольнение отразить это. Исключением является увольнение за виновные действия.

Выплата компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника является обязанностью работодателя и не зависит от причины увольнения работника. Основанием для ее выплаты является приказ об увольнении и должна быть произведена в день увольнения работника.

Порядок определения срока, за который выплачивается компенсация

Этот порядок приведен в п. 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных Народным Комиссариатом Труда СССР 30.04.30 г. № 169 (далее — Правила). Следует отметить, что Правила действуют в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ. При исчислении стажа работы, дающего право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, необходимо учитывать положения ст. 121 ТК РФ, а при исчислении стажа для дополнительных оплачиваемых отпусков — требования тех нормативных актов, на основании которых они предоставляются.

Работники, проработавшие у одного нанимателя не менее 11 месяцев, имеют право на получение компенсации за отпуск в полном объеме. Во всех остальных случаях работники получают пропорциональную компенсацию.

Аналогичное мнение высказано и в письме Федеральной службы по труду и занятости от 23.06.06 г. № 944–6, где указано, что в случае, когда рабочий год полностью не отработан, дни отпуска, за которые должна быть выплачена компенсация, рассчитываются пропорционально отработанным месяцам. При этом излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца.

Пример 2

Рабочий год работника — с 1 июня по 31 мая. Ему положен отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Работник увольняется 1 марта. Он имеет право получить компенсацию за 9 месяцев работы.

Определим количество дней, за которые следует выплатить компенсацию: 28 календ. дн. : 12 мес. х 9 мес. = 21 календ.день

Для того чтобы постоянно не производить лишние операции, при расчете можно использовать постоянный коэффи­циент 2,33 (28 календарных дней: 12 месяцев).

Если продолжительность отпуска не 28 календарных дней, то коэффициент будет другой. Например, работнику в возрасте до 18 лет положен отпуск продолжительностью 31 календарный день. Коэффициент будет равен 2,58 (31 календарный день: 12 месяцев).

На данный момент нет законодательного указания, можно ли и нужно ли округлять количество дней неиспользованного отпуска при увольнении работника, поэтому организация сама вправе принять решение по данному вопросу и закрепить его в своих локальных нормативных актах.

Если организация примет решение об округлении дней неиспользованного отпуска до целых величин, то возникает следующая проблема: как округлять? Обычно на практике при округлении мы пользуемся правилами арифметики, т. е. при величине менее 5 округление делается в меньшую сторону, а при 5 и более — в большую. Однако Минздравсоцразвития России в частном письме от 7.12.05 г. № 4334–17 высказало свое особое мнение по этому вопросу: поскольку законодательством округление не предусмотрено, то при принятии организацией решения в пользу округления до целых дней делать это следует не по правилам арифметики, а в пользу работника. Например, работодатель должен выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск продолжительностью 20,4 календарных дня, которые округляются до 21 календарного дня, а не до 20 календарных дней.

Естественно, для работника такое положение более выгодно, а как посмотрит на это налоговая инспекция, неизвестно, ведь происходит завышение себестоимости. Поэтому мы рекомендуем делать точный расчет количества дней неиспользованного отпуска при увольнении без округления.

Месяц отработан не полностью

В п. 35 Правил разъясняется, как определить срок работы для расчета компенсации, если месяц отработан не полностью.

При исчислении сроков работы, дающих право на компенсацию за отпуск при увольнении, излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца.

Пример 3

Работник принят на работу 26 января 2016 г., увольняется 31 августа 2016 г. На момент увольнения отработано 7 месяцев и 6 дней.

Так как в не полностью отработанном месяце отработанные дни составляют менее половины месяца, то этот месяц не участвует в расчете. Поэтому компенсация положена за 7 месяцев:7 мес. х 2,33 = 16,31 календ. дн.

Если бы он увольнялся, например, 10 сентября, то отработанное время составило бы 7 месяцев и 16 дней. Количество отработанных дней в не полностью отработанном месяце составляет более половины месяца, следовательно, этот месяц участвует в расчете. В этом случае, работнику положена компенсация за 8 месяцев: 8 мес. х 2,33 = 18,64 календ. дн.

Отпуск авансом

На практике встречаются случаи, когда на момент увольнения работник уже отгулял отпуск авансом за текущий рабочий год. В этой ситуации сумма среднего заработка, выплаченного за неотработанные дни отпуска, согласно ст. 137 ТК РФ подлежит удержанию из заработной платы работника.

Пример 4

Работник принят на работу 25 января 2016 г. Его первый рабочий год с 25 января 2016 г. по 24 января 2017 г.

Работник отгулял очередной отпуск продолжительностью 28 календарных дней с 1 по 28 августа 2016 г. Предположим, что выплаченная сумма отпускных составила 7000 руб.

Он увольняется 30 ноября 2016 г. На момент увольнения отработано 10 месяцев и 6 календарных дней. Поскольку количество отработанных дней в не полностью отработанном месяце менее половины месяца, то этот месяц не участвует в расчете. Следовательно, на момент увольнения отработано 10 месяцев. Отпуск получен авансом за 2 неотработанных месяца. Удержанию подлежит сумма выплаченных отпускных за эти 2 месяца.

Количество незаработанных дней отпуска: 2 мес. х 2,33 = 4,66 календ. дн.

Сумма отпускных, подлежащих удержанию: 7000 руб. : 28 календ. дн. х 4,66 календ. дн. = 1165 руб.

Обратите внимание! Если бы в условиях примера 3 работник уволился на 10 дней позже, то последний месяц участвовал бы в расчете (день увольнения является последним днем работы). Напоминаем, что до полного месяца округляются излишки, составляющие не менее половины месяца.

Удержания за отгулянные авансом дни отпуска при увольнении производятся не всегда

Перечень оснований увольнения сотрудников, при которых удержания не производятся, представлен в абзаце 4 части 2 ст. 137 ТК РФ (см. таблицу).

При увольнении работника оформляется Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником по форме № Т-61.

Она составляется работником кадровой службы или уполномоченным им на это лицом. Расчет причитающейся заработной платы и других выплат производится работником бухгалтерии. Оформление Записки по форме № Т-61 во многом совпадает с Запиской по форме № Т-60.

Налогообложение денежных компенсаций за неиспользованный отпуск

Денежные компенсации за неиспользованный отпуск относятся к расходам на оплату труда, признаваемым для целей налогообложения в соответствии с п. 8 ст. 255 НК РФ. Но данное положение применимо только в части тех компенсаций, которые установлены трудовым законодательством.

Налог на прибыль

Как было отмечено, в коллективном договоре может быть предусмотрена продолжительность отпуска для отдельных категорий работников, превышающая установленную законодательством.

Например, для руководящих работников может быть предусмотрен дополнительный отпуск за ненормируемый рабочий день. Статьей 119 ТК РФ предусмотрено, что он не может быть менее трех календарных дней.

Согласно п. 24 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам. Не учитываются для целей налогообложения и компенсации за такие отпуска, т. е. они выплачиваются за счет средств, остающихся после налогообложения. Данное положение подтверждается в письмах Минфина России от 18.10.05 г. № 03-03-04/1/284 и УМНС России по г. Москве от 9.10.03 г. № 28–11/55896.

Обратите внимание! Налоговые органы придерживаются мнения о том, что организация может отнести на расходы для целей налогообложения прибыли денежную компенсацию части отпуска, превышающей 28 календарных дней, не использованного работником в течение двух лет (письмо УФНС России по г. Москве от 16.08.05 г. № 20–08/58249). Следовательно, если работник по производственным причинам не отгулял своевременно отпуска за ряд предшествующих лет (такое возможно только при условии письменного согласия работника), то компенсация за предыдущие годы (более двух лет) не может учитываться для целей налогообложения.

Данное предположение налоговых органов основывается на положении ст. 124 ТК РФ, запрещающем непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд.

Таким образом, ТК РФ запрещает предоставление отпуска реже 1 раза в 2 года, но не содержит ограничений на выплату компенсации взамен отпуска.

Тем более что п. 8 ст. 255 НК РФ предусмотрено включение в расходы по оплате труда для целей исчисления налога на прибыль денежных компенсаций за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством РФ.

Налог на доходы физических лиц

Денежные компенсации за неиспользованный отпуск включаются в налоговую базу по НДФЛ согласно п. 1 ст. 210 НК РФ.

В п. 3 ст. 217 НК РФ данное положение подтверждается путем исключения из доходов, не подлежащих налогообложению, компенсации за неиспользованный отпуск.

Источник выплаты компенсаций (себестоимость или прибыль) в данной ситуации значения не имеет.

Также отметим, что согласно Федеральным законам от 24.07.09 г. № 212-ФЗ и от 24.07.98 г. № 125-ФЗ с 1 января 2011 г. любая компенсация за неиспользованный отпуск подлежит как обложению взносами на обязательное страхование, так и обложению взносами от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Основания увольнения, при которых удержания за отгулянные авансом дни отпуска не производятся


В Военную коллегию адвокатов Приморского края неоднократно обращаются военнослужащие по вопросам, связанным с привлечением их к исполнению обязанностей военной службы сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

Настоящая статья подготовлена применительно к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Министерстве обороны РФ с целью доведения существующего порядка и условий выполнения служебных обязанностей и привлечения к мероприятиям, проводимым сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

В данном случае норма является отсылочной и для установления конкретного времени отсылает к обще трудовому законодательству.

Федеральным законом, дающим определение нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени является Трудовой кодекс РФ.

Нормальная продолжительность еженедельного рабочего времени установлена ст.91 Трудового кодекса РФ в размере, не превышающем 40 часов в неделю.

Вместе с тем, учитывая специфику военной службы, необходимость выполнение поставленных задач, ст.11 Закона предусмотрены следующие случаи привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей сверх общей продолжительности служебного времени и соответствующая компенсация.

1) Привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

В данном случае учету подлежит время привлечения военнослужащих сверх установленной продолжительности за исключением случае, указанных в п.3 ст.11 , п.3.1 ст.11 Закона.

2) Привлечение военнослужащих к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени: боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется Министром обороны Российской Федерации.

3) Привлечение военнослужащих к мероприятиям, указанным в п.1, 3 ст.11 Закона, проходящих военную службу в частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

По первому случаю:

Учет служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха производится согласно п.1 – 4 Приложения № 2 к Положению о порядке прохождения военной службы.

Привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей свыше 40 часов в неделю подлежит компенсации посредством предоставления суток отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели.

Согласно данного Приложения, учет ведется в часах, отдельно относительно сверхурочного времени в рабочие дни и отдельно относительно сверхурочного времени в выходные и праздничные дни.

Ответственность по учету возложена на командиров подразделений посредством ведения журнала учета.

Порядок и форма ведения журнала учета определены Приказом МО РФ от 30.10.2015 № 660.

Суть правовой нормы, закрепленной в п.1 ст.11 Закона сводится к тому, что в течение недели командиром подразделения производится учет привлечения военнослужащего сверх нормальной продолжительности рабочего времени. Данный учет учитывается в часах. В случае, если суммарное количество часов достигло – 8, у военнослужащего появляется право на предоставление дня отдыха.

1) военнослужащий согласно распорядка дня должен находится на территории войсковой части до 18.30, однако в этот день, в связи с необходимость подготовки техники к убытию в утренний рейс, задержался до 20.20 – учету подлежат 2 часа.

2) военнослужащий в течение недели привлекался к несению службы в суточном наряде 2 суток, дополнительно помимо несения службы в наряде исполнял повседневные обязанности в течение недели 23 часа. Учету подлежит время, исходя из следующего расчета: 48 часов (2 суток) + 23 – 40 = 31 час = 31 : 8 = 3 суток 7 часов.

По второму случаю:

Мероприятия, подлежащие учету при предоставлении дополнительных суток отдыха, определены Приказом МО РФ от 10.11.1998г № 492, к ним относятся:

  1. Мероприятия, связанные с введением высших степеней боевой готовности или с объявлением мобилизации, в том числе с учебными целями.
  2. Боевое дежурство (боевая служба).
  3. Мероприятия оперативной и боевой подготовки органов военного управления и войск (сил):
  • оперативные учения;
  • оперативно-тактические учения;
  • тактические учения с боевой стрельбой;
  • командно-штабные и штабные учения;
  • командно-штабные тренировки;
  • тактико-специальные учения;
  • опытные и исследовательские учения;
  • мобилизационные и специальные учения;
  • летно-тактические учения;
  • военные игры;
  • маневры войск (сил);
  • оперативно-полевые поездки;
  • выходы в море кораблей (судов) и подводных лодок, вылеты авиации по плану боевой подготовки, выполнения задач обеспечения сил флота, межбазовых переходов и в чрезвычайных обстоятельствах.
  1. Проверки состояния боевой и мобилизационной готовности, организации боевой работы, выполнения специальных задач, боевой учебы:
  • плановые;
  • внезапные;
  • итоговые (контрольные).
  1. Инспектирование войск (сил).
  2. Проведение государственных, заводских и ходовых испытаний вновь разработанных или модернизированных образцов вооружения и военной техники.
  3. Выполнение мероприятий в зонах чрезвычайного положения. Участие войск в обеспечении режима чрезвычайного положения.
  4. Выполнение мероприятий по ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий, проведение карантинных мероприятий.
  5. Погрузка (выгрузка) оружия и боеприпасов на носители, производство которой не может быть остановлено без завершения технологических процессов.
  6. Участие в проведении миротворческих операций.
  7. Выполнение других боевых и специальных задач, определенных действующим законодательством.

Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определен в п.5 Приложения № 2 к Положению о порядке прохождения военной службы.

Согласно данного Приложения, учет ведется в сутках.

В отличие от предыдущего вида, содержащегося в п.1 ст.11 Закона, ведение журнала учета ни в войсковой части, ни в подразделении не предусмотрено. Данное обстоятельство обусловлено тем, что привлечение к вышеназванным мероприятиям производится на основании соответствующих приказов, вследствие чего у командования имеется реальная возможность проверить обстоятельства фактического привлечения военнослужащего к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени и дополнительный учет нецелесообразен.

Суть правовой нормы, закрепленной в п.3 ст.11 Закона сводится к тому, что военнослужащий после окончания мероприятий, вправе обратиться с рапортом о компенсации времени, привлечения его к мероприятиям. При этом данная норма не связана с нормальной продолжительностью рабочего времени и компенсация производится в зависимости от количества суток привлечения к мероприятиям.

При этом расчет компенсации производится из расчета 3 суток мероприятий = 2 суткам отдыха.

В соответствии с п.3 ст.11 Закона предусмотрено два вида компенсации: предоставление дополнительных суток отдыха, либо предоставление по желанию военнослужащих вместо дополнительных суток отдыха денежной компенсации.

Порядок и условия выплаты денежной компенсации предусмотрены Приказом МО РФ от 14 февраля 2010 года № 80.

Данным приказом Министром обороны РФ подчиненным должностным лицам предписано выплачивать компенсацию при наличии просьб военнослужащих.

Данная выплата производится посредством издания приказа командиром воинской части, в котором военнослужащий проходит военную службу на основании поданных военнослужащими рапортов. В приказе указывается количество дополнительных суток отдыха и сумма компенсации.

Для определения суммы компенсации применяется следующий расчет:

(оклад по должности + оклад по воинскому званию) : 30 х количество суток отдыха.

По третьему случаю:

Согласно п.3.1 ст.11 Закона военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (далее - соединения и воинские части постоянной готовности), дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 настоящей статьи не предоставляется.

После ознакомления с данной правовой нормой у военнослужащих, проходящих военную службу в частях боевой готовности, возникает закономерный вопрос, а каким образом компенсируется переработка применительно к ним.

При этом Закон в отличие от предыдущих случаев не дает прямого ответа.

П.3.1. Закона был введен Федеральным законом от 26.04.2004 № 29-ФЗ, этим же законом в ст.13 Закона вводилась правовая норма, согласно которой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, дополнительно выплачивается дифференцированная надбавка за особые условия боевой подготовки в размере, устанавливаемом министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Однако, уже 22.08.2004 года, данная редакция была изменена Федеральным законом № 122-ФЗ, и в новой редакции указание на установление дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки непосредственно для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, была исключена, вместо этого надбавка была распространена на всех военнослужащих.

С введением нового порядка обеспечения денежным довольствием с 2012 года дифференцированная надбавка за особые условия боевой подготовки была вовсе исключена.

Неопределенность порядка компенсации переработки для данной категории военнослужащих, была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который в свое Определении от 09 декабря 2014 года № 2743-О пришел к выводу о том, что время переработки и привлечения к мероприятиям компенсируются посредством установления и выплаты дополнительной надбавки, как военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях (воинских частях, подразделениях) специального (особого) назначения.

Согласно п.53 Порядка, утвержденного Приказом МО РФ от 30.12.2011 № 2700 такая надбавка установлена в размере 50% оклада по воинской должности.

Каждый гражданин РФ имеет право на увольнение с занимаемой должности по собственному желанию или по состоянию здоровья. Военнослужащий по контракту, являясь гражданином своей страны, также имеет на это право.

Специфика же воинской службы обязывает при увольнении соблюдать определенную процедуру освобождения от должностных обязательств и перехода в запас.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Материальные компенсации

Итак, разберем разновидности пособий, получаемых при увольнении по состоянию здоровья. По закону их классифицируют так:

  • ежемесячные выплаты за отработанный срок;
  • единовременное пособие;
  • страховые выплаты военнослужащему;
  • компенсация за неиспользованный отпуск;
  • премиальные денежные выплаты.

Ежемесячные

Ссылаясь на ФЗ 306, ст.2 ч.10 отметим, что при увольнении военнослужащий имеет право на получение денежного довольствия в размере, который пропорционален отработанному времени с момента предыдущего получения выплат.

В ст.2 ФЗ №306 говорится, что каждый военнослужащий по контракту должен получать ежемесячное денежное довольствие, в которое входит:

  1. Оклад по воинскому званию.
  2. Оклад по воинской должности.
  3. Дополнительные выплаты (ч.10 ст.2 ФЗ 306.).

Единовременные пособия

А также в ст.3 ФЗ №306 прописано о единовременной выплате, которая полагается при увольнении по состоянию здоровья военнослужащего. Большое значение здесь имеет выслуга лет, так как от ее продолжительности напрямую зависит размер выплаты:

  • выслуга менее 20 лет — выплачивается 2 оклада;
  • выслуга более 20 лет — 7 окладов;
  • если военнослужащий имеет государственные награды за служебный период, дополнительно ему выплачивается 1 оклад.

Страховые

Каждый защитник Российской Федерации является застрахованным лицом и при наступлении страхового случая компания-страховщик обязана материально компенсировать нанесенный вред здоровью.

Выделим их суть:

  1. При увольнении служащего данной категории с военной службы или отчислении с военных сборов в связи с признанием его непригодным к последующему осуществлению службы вследствие военной травмы, ему выплачивается единовременное пособие в размере 2 млн рублей.
  2. При установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период исполнения своего долга на военной службе (военных сборах) или после увольнения (отчисления с военных сборов или при их завершении) инвалидности по причине травмы по месту службы ему выплачивается ежемесячная материальная компенсация в размере:

  • 14 тысяч рублей — инвалид 1 группы;
  • 7 тысяч рублей — инвалид 2 группы;
  • 2 800 рублей — инвалид 3 группы.

Инвалидность устанавливается только после прохождения всех процедур медико-социальной экспертизы. Рассматривается коллегиально.

Если страховая компания в установленный срок не перечисляет указанной суммы гражданину, за каждый просроченный день она выплачивает неустойку в размере 1% от положенной военному суммы.

Следует отметить, что страховые выплаты не предусмотрены при отсутствии инвалидности.

Страховая компания вправе отказать военнослужащему в материальной компенсации, если:

  1. Причиной неумышленного ущерба здоровью является сам защитник Родины (например, при исполнении какого-либо военного маневра, который затем был переведен в ранг общественно опасных).
  2. Гражданин в момент травмы находился в алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении.
  3. Вред здоровью был нанесен самим военнослужащим умышленно.

При получении застрахованным лицом в момент прохождения военной службы или военных сборов тяжелого увечья — 200 тысяч рублей, легкого увечья — 50 тысяч рублей.

За неиспользуемые дни отпуска

При увольнении в запас защитника Родины государством предусмотрена денежная компенсация за неиспользуемые дни отпуска. Исчисляется ее размер следующим образом: деление суммы оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию, назначенных военнослужащему в день издания приказов о выплате указанной компенсации по контракту, на 30 и умножение на количество компенсируемых суток отпуска.

Например, размер оклада по званию составляет 10 000 рублей, размер оклада по должности 15 000 рублей. При условии, что дней отпуска, за которые положена компенсация 20, получаем расчет: (10 000 + 15 000) / 30 * 20 = 16 666 рублей. Такую сумму необходимо получить военнослужащему в качестве компенсации за неиспользованный отпуск.

Премиальные

За выслугу лет и безупречную военную службу командиром подразделения могут быть назначены премиальные выплаты. Так же на размер суммы повлияет наличие благодарностей в личном деле защитника Родины, грамот, государственных наград, полученных в период исполнения воинских обязанностей.

При получении застрахованным военнослужащим во время несения воинских обязанностей травмы производятся денежные выплаты в размере 2 000 000 рублей, попадающие под категорию страхового случая.

Увольнение по состоянию здоровья возможно не только для военнослужащих, но и для других категорий сотрудников. Поэтому нужно знать общую информацию о положенных им выплатах и грамотном документальном оформлении процедуры. Также предлагаем вам прочитать об особенностях такого увольнения для инвалидов и сотрудников МВД.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

Читайте также: