Что такое отказ и сбой в работе эум

Обновлено: 08.05.2024

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЧИН ЗАВИСАНИЙ, ОТКАЗОВ И НЕИСПРАВНОСТЕЙ

7 типовых (часто встречающихся) причин зависаний и отказов ПК

Как показывает практика, к наиболее часто встречаемым причинам зависаний, отказов и неисправностей компьюте­ров относятся:

1. Нарушение контактов в аппаратной части ПК.

2. Перегрев СБИС (сверхбольших интегральных схем) электронных схем компьютера.

3. Разрыв фольгарованных полосок многослойных плат электроники.

4. Выход из строя отдельных узлов, блоков, устройств ПК.

5. Физическое подстирание магнитного слоя системной об­ласти жесткого диска (винчестера).

6. Нарушение целостности системного программного обес­печения из-за случайного или преднамеренного стирания.

7. Заражение программного обеспечения вирусами.

Например, апгрейдный ПК (с Pentium 166-го по 200-й) через несколько лет — отказал. При возврате к Pentium 166 (т. е. замене процессора снова на 166-й) восстановил свою работоспособность.

Существуют и другие типы отказов, но их можно отнес­ти к редко встречающимся или экзотическим, пользователи называют их глюками. Если при перезапуске ПК загрузка программ и дальнейшая работа компьютера носят нормаль­ный характер, значит отказ, или зависание, которое имело место, можно отнести к эпизодическому.

Поэтому первый совет пользователю — ПЕРЕЗАПУСТИ­ТЕ КОМПЬЮТЕР!

К аппаратным причинам относятся первые пять из пере­численных выше пунктов.

К программным зависаниям и отказам относятся 6-ой и 7-ой из вышеперечисленных пунктов.

Решение проблем, возникающих при включении компьютера: неполадки, отказы, зависания, неисправности

2. С применением программ диагностики

а) программ диагностики, встроенных в ПК;

б) стандартных программ (утилит) диагностики;

в) специальных программ диагностики.

Ваш компьютер не запускается

1. Проверьте, что отображается на жидкокристалличес­ком экране ( LCD ) системного блока (если он есть на вашем ПК).

2. Проверьте внешние соединения.

3. Проверьте внутренние соединения.

4. Заново перестройте конфигурацию компьютера в SETUP .

Проверка работы внешних (периферийных) устройств и соединений: 1. Убедитесь, что компьютер и дисплей включены (дол­жен светиться индикатор на системном блоке и на дис­плее).

2. Проверьте, работает ли регулировка яркости и контра­стности на дисплее.

3. Проверьте правильность подсоединения кабелей пита­ния и сигнальных кабелей к дисплею и системному блоку.

Если ваш компьютер все же не запускается:

1. Выключите дисплей, компьютер и все внешние уст­ройства.

2. Отключите кабель питания, сигнальные кабели, запом­ните позиции, в которых они были подсоединены.

3. Снимите кожух с системного блока ПК.

• процессор (или процессоры, если их два) установ­лен правильно вместе с блоками регулировки напря­жения ( CPU и VRM );

• убедитесь, что все внутренние соединения сделаны правильно;

• проверьте, правильно ли установлен переключатель скорости работы процессора;

• в соответствующих разъемах (слотах) должны быть установлены модули памяти — проверьте правиль­ность их установки;

• в соответствующих слотах должны быть установле­ны адаптеры, блоки VRM , сетевые карты;

• убедитесь, что все переключатели и перемычки на адаптерах занимают правильное (соответствующее) положение;

• убедитесь, что все вентиляторы работают, а воздуш­ный поток внутри системного блока не перекрыва­ется посторонней помехой — это позволит исключить перегрев жесткого диска ( HDD ), процессора ( CPU ) и буферных схем устрой ств вв ода/вывода (I/O);

• проверьте правильность соединения сетевого кабеля.

5. Снова закройте системный блок кожухом.

6. Соедините компьютер сигнальными кабелями и под­ключите сетевые кабели,

7. Включите сначала дисплей, затем системный блок.

Если после включения ПК не загружается нормально, вытащите все адаптеры и карты из слотов системной платы, кроме адаптера жесткого диска и видеоадаптера. Если ПК теперь загружается нормально, последовательно вставляйте по одной плате в материнскую плату системного блока, включая и выключая компьютер до тех пор, пока не будет определен неисправный адаптер.

2. Вы не можете изменить параметры или какие-то величины в SETUP

Убедитесь, что вы ввели правильный пароль, если он ус­тановлен на вашем ПК.

3. При загрузке ПК на экране дисплея отображаются ошибки программы самотестирования ( POST — Power On Self - Test )

Система самотестирования компьютера при включении ( Power On Self - Test — POST ) может обнаруживать как ошиб­ки из-за неисправности узлов или модулей компьютера, так и ошибки из-за изменения конфигурации. В обоих случаях на экран выводятся коды ошибок и короткий комментарий.

В зависимости от типа ошибки пользователь имеет опре­деленный выбор в своих действиях (для различных BIOS эти действия могут отличаться, но в целом они носят универ­сальный характер). Итак, при включении компьютера и в процессе самотестирования (т. е. через несколько секунд после включения) пользователь может:

* нажать клавишу F 1, чтобы проигнорировать ошибку и продолжить работу;

* нажать F 4, с тем чтобы согласиться с изменениями в конфигурации и принять их, т.е. позволить SETUP обновить свои данные;

может обойти вышеприведенные неполадки и загрузить ПК

для последующей работы.

4. Обнуление и переустановка конфигурационной памяти ( CMOS ) компьютера

1. Выключить компьютер, отсоединить кабель питания от сети и от системного блока, снять крышку компьюте­ра. Отключить от компьютера телекоммуникационный сетевой кабель, а затем:

• закрыть крышку комш ютера и подсоединить толь­ко кабель питания;

• включить ПК (этим пользователь сбросит те значе­ния, которые записаны в памяти);

2. Закрыть крышку системного блока ПК и подсоединить кабели питания и телекоммуникационные кабели.

4. Нажать клавишу (это может быть F 2 или F 7) для заг­рузки SETUP . В память конфигурации автоматичес­ки загрузятся и будут сохранены там значения конфи­гурации по умолчанию, то есть те значения, которые являются стандартными для данного ПК.

5. Если вы хотите сделать какие-то другие изменения конфигурации, вам нужно будет войти в SETUP , подставить эти значения, сохранить их и выйти из SETUP .

5. Пользователь не может выключить компьютер

1. Поскольку все современные ПК снабжаются режимом энергосбережения, то в процессе эксплуатации компь­ютера часто возникает ситуация, при которой пользо­ватель не может выключить ПК. В этом случае мож­но посоветовать следующее:

• разблокируйте пароль в ПК, т. е. снимите его;

• убедитесь, что вы не находитесь в режиме приос­тановки работы ( suspend ) — естественно, в этом случае выключение ПК может привести к риску по­тери информации, которую вы обрабатываете;

• при нажатии кнопки выключения сети (питания) и удержания ее в этом положении больше 4 секунд ПК должен выключиться. Заметим, что операционная система закрывается при таком выключении некор­ректно.

Отказы и зависания аппаратного ( hard ) характера

1. Дисплей не работает

В случае , если на экране дисплея нет изображения, а клавиатура, дисководы и другие периферийные устройства работают нормально, проделайте следующее:

• убедитесь, что регулировки яркости и контрастности работают нормально;

• проверьте, правильно ли подключен сигнальный кабель дисплея к системному блоку;

• выключите дисплей и извлеките из розетки сетевой ка­бель;

• отсоедините сигнальный кабель от дисплея (если это возможно) и проверьте целостность контактов в разъе­ме кабеля. Если контакты погнуты, аккуратно разог­ните их;

• проверьте, правильно ли установлена видеоплата, и снова включите дисплей, а затем ПК;

• если дисплей работает нормально в течение процеду­ры самотестирования ( POST ), а при загрузке операци­онной системы Windows экран меркнет, убедитесь, что на видеоплате установлена память, достаточная для установленного видеорежима. Загрузите операционную систему для режима VGA (возможного для некоторых систем),

• если кадровая частота дисплея установлена слишком высокой, экран будет темным. Выберите другую ус­тановку (возможно, для этого вам придется подклю­чить другой дисплей), при которой частота смены кад­ров не будет слишком высокой.

2. Отказ клавиатуры

Убедитесь, что клавиатура правильно подключена к си­стемному блоку. Если клавиатура не подсоединена к компьютеру, то на дисплее при загрузке отобразится значок (клавиатуры).

3. Мышь не реагирует на перемещение

• Проверьте, правильно ли подсоединена мышь к сис­темному блоку.

• Убедитесь, что драйвер мыши прописан в файле кон­фигурации и соответствует операционной системе.

• Очистите резиновый шарик от пыли, вытащив его из корпуса мыши, предварительно освободив заслонку.

Проверить первичную работоспособность принтера мож­но, нажав кнопку TEST и удерживая ее в нажатом состоя­нии при включении принтера в сеть (сетевым включателем). Если принтер исправен, он начинает печатать так называе­мую тестовую страницу или страницу самотеста.

Для исправления ситуации выберите тип принтера в со­ответствии с рекомендациями операционной системы Windows .

Если принтер не работает, а клавиатура, дисководы, и другие периферийные устройства работают нормально, про­делайте следующее:

• убедитесь, что индикатор питания светится;

• проверьте, правильно ли подключен сигнальный кабель принтера к системному блоку;

• выключите принтер и выдерните из розетки сетевой кабель;

• отсоедините сигнальный кабель от принтера и проверь­те целостность контактов в разъеме кабеля. Если кон­такты погнуты, аккуратно разогните их;

• проверьте, правильно ли установлена мультиплата (если она есть), и снова включите принтер, а затем ПК;

• если принтер работает нормально в течение процеду­ры самотестирования ( POST ), а после загрузки опера­ционной системы Windows принтер не работает, убе­дитесь, что в принтере установлена память, достаточ­ная для установленного режима.

5. Дисковод для гибких дисков не реагирует на обращение

• Проверьте, отформатирована ли дискета и правильно ли она вставляется в дисковод.

• Убедитесь, что плотность записи дискеты соответствует характеристикам дисковода.

• Проверьте, установлен ли драйвер дисковода в SETUP , (опция Flexible DiskDrive ).

• Вставьте в дисковод чистящую дискету и очистите го­ловки чтения/записи (обращением к соответствующе­му дисководу).

6. Не работает жесткий диск

• Убедитель, что четырехпроводный кабель питания и ленточные сигнальные кабели правильно подсоедине­ны к диску.

• Проверьте, что жесткий диск был обнаружен системой BIOS и прописан в SETUP ,

Если световой индикатор работы жесткого диска не мер­цает при обращении ПК к жесткому диску:

• убедитесь, что системная плата правильно соединена с контрольной панелью соответствующими проводни­ками;

• убедитесь, что четырехпроводный кабель питания и сигнальный ленточный кабель правильно подсоедине­ны к жесткому диску.

Если вы используете жесткий ди ск с пл атой контролле­ра, световой индикатор работы не должен мерцать, когда ПК обращается к жесткому диску.

7. Проблемы с CD - ROM

Если ваш компьютер оснащен устройством для воспроиз­ведения компакт-дисков и индикатор устройства при вклю­чении и загрузке программного обеспечения не загорелся, посмотрите, не забыли ли вы вставить компакт-диск.

При повторном включении компьютера, если компакт-ди ск вст авлен в CD - ROM , а индикатор по-прежнему не за­горается, проверьте (при вскрытом корпусе ПК), все ли ка­бельные соединения обеспечивают CD - ROM питанием (со­единение с блоком питания), сигналами обмена с системной платой (соединение с адаптером IDE ) или звуковым адапте­ром (соединение со звуковой платой).

Правильность соединения можно проверить с помощью руководства по пользованию:

• устройством CD - ROM .

Рекомендация:

Отказы и зависания из-за программного обеспечения

Примером такого зависания может быть следующее.

Вы забыли пароль

Если пользователь забыл пароль на Setup , можно восполь­зоваться различными программами для снятия пароля или одним из заводских паролей. Заводские пароли для AWARD BIOS следующие: AWARD _ SW , TTPTHA , HLT , lkwpeter , KDD , ZBAAACA , J 322, ZAAADA , Syxz , шесть пробелов, Wodj , девять пробелов, ZJAAADC , 01322222, J 256, ? award . Один из этих паролей должен подойти.

Однако в новых AWARD BIOS (версии 4.51) инженерные пароли отсутствуют. Но существует программа для снятия/ определения установленных паролей в таких BIOS .

Для AMI BIOS стандартных паролей нет. Единственный случай: если вы приобрели материнскую плату, то пароль может быть AMI .

Существуют программы для определения установленного на SETUP пароля. На некоторых AMI BIOS можно сразу после включения держать нажатой клавишу INS — при этом в CMOS -память загружаются стандартные параметры.

Почти на всех современных системных платах рядом с батарейкой есть перемычка для сброса CMOS -памяти (обыч­но 4 контакта, нормальное положение — 2-3, сброс — 1-2 или 3-4; иногда — 3 или 2 контакта).

Выпаивать и тем более замыкать батарейку не имеет смысла — это чаще всего не приводит к успеху из-за конструкции схемы питания CMOS -памяти, а замыкание батарейки сильно сокращает срок ее службы.

быть возле него. В случае , если перемычка для очистки CMOS -памяти отсутствует, то сначала попробуйте отключить или отсоединить батарейку.

При этом также рекомендуется отключить провода от бло­ка питания, так как заряд на его конденсаторах может со­храняться и поддерживать нормальное питание CMOS RAM более суток.

Эпизодические отказы (сбои) в работе компьютера

Существует целый набор неполадок или сбоев, которые носят эпизодический, редко повторяющийся или вовсе не повторяющийся характер. Эти отказы можно подразделить на следующие классы:

1. Всплески напряжения ( Power Surges ) приводят к сбро­су ОЗУ, возникновению ошибок, выходу из строя ПК

2. Высоковольтные выбросы ( high voltage Spikes ) приво­дят к сбросу ОЗУ, реже — к выходу из строя элемен­тов ПК.

3. Проседание напряжения ( Power Sags ) приводит к сбро­су ОЗУ, возникновению ошибок, реже — к выходу из строя ПК.

4. Высокочастотный шум ( Electrical Zine Noise ) приводит к возникновению ошибок, сбросу ОЗУ, зависанию ПК, выходу из строя, накопителей.

5. Выбег частоты ( Frequency Variations ) приводит к зави­санию ПК, выходу из строя накопителей, программ­ным сбоям и потере данных.

6. Подсадка напряжения ( Browmout ) приводит к потере данных и выходу из строя ПК.

7. Пропадание напряжения ( Power Failure ) приводит к потере файлов, потере данных и выходу из строя ПК.

Отказы этого типа являются основными неисправностя­ми, рассматриваемыми в данном справочном пособии. Для их четкой идентификации требуется необходимый минимум информации, которую пользователь получает в ходе реали-зации процедур диагностики. В сложном случае возможно применение профессиональной диагностической аппаратуры и специальных диагностических программ.

Аппаратные и программные неисправности

Неисправность, сбой или зависание ПК может быть замаскировано таким образом, что на первом этапе диагнос­тики пользователю может не хватить информации для пра­вильной классификации причины. И действительно, напри­мер, неполадки считывания системной информации, распо­ложенной в системной области накопителя на жестком магнитном диске (НЖМД), могут порождаться как случай­ным стиранием части системного файла, так и деградацией меток высокого или низкого уровня, и здесь определить ис­тинную причину сбоя или неисправности будет достаточно трудно. Если в перспективе нет возможности восстановить эти метки, значит, неисправность считается аппаратной.

Если файл действительно подвергся случайному стира­нию, причиной является программное обеспечение ПК.

Таким образом, в первый момент времени пользователь не сможет осуществить правильную классификацию (или идентификацию) причины неисправности, поскольку у него пока еще нет минимально необходимой для этой классифи­кации информации.

Типичные неисправности

Приведем несколько типичных признаков ненормальной работы ПК, наличие которых говорит о том, что пользова­телю необходимо всерьез позаботиться — как о сохранности инфромации, записанной на компьютере, так и просто о его физической целостности.

1. ПК работает много медленнее, чем обычно.

2. ПК не загружается с жесткого диска.

3. При включении компьютер не загружается, курсор за­висает в левом верхнем углу дисплея.

4. Случайно стерт файл или группа файлов, и это время от времени повторяется.

5. Ошибка чтения/записи жесткого или гибкого диска — это вид ошибки, получаемой из-за неправильного зна­чения CRC ( Cyclical Redundancy Check — цикличес­кого контрольного кода) или физически плохого сек­тора.

6. Плохая (искаженная) таблица распределения файлов ( FAT ), об этом сообщает специальная диагностическая программа.

7. Жесткий диск отформатирован случайным образом, т. е. применена команда из программного пакета DOS FORMAT и все данные оказались потеряны. В любом из этих случаев пользователь или сервис-инже­нер должен знать последовательность действий, которые смогут помочь ему диагностировать неисправность и спасти (если это возможно) информацию, записанную в ПК.

Наиболее серьезно сегодня стоит та проблема, что пользователь, обращаясь в сервис-центр за помощью, не может достаточно внятно сказать, что же с его компьютером приключилось и что ему не нравится в работе "электронного друга". И ничего тут не поделаешь, в наше время компьютер очень часто приобретают лишь для того, чтобы он стоял на своем месте в углу комнаты (почти как телевизор). Усугубляет эту проблему отношение к персональному компьютеру как к игровой приставке: сунул диск в дисковод и играй. О каком-нибудь уровне подготовки не может идти и речи.
Более или менее точно указать признаки неполадки поможет нижеследующий список "состояний" компьютера при возникновении проблем. Можно выделить следующие категории.

  • 1. Компьютер не подает "признаков жизни". Ни один из индикаторов не загорается, не слышно привычного шума вентиляторов и жесткого диска и т. п. Скорее всего, один из компонентов компьютера "приказал долго жить", хотя не исключено, что вполне достаточно, например, очистить блок питания от накопившейся пыли. При этом возможны варианты:
    • • компьютер нормально запускается при отключении одного из устройств;
    • • компьютер нормально запускается после "обнуления" CMOS-памяти;
    • • компьютер нормально запускается только после отключения сетевого шнура от блока питания и повторного его подключения:
    • • компьютер нормально запускается только после тщательной очистки от пыли блока питания, замены предохранителя, вентилятора и т. п.

    2. Проблемы при прохождении программы диагностики POST. При этом возможны варианты:

    Основные причины появления сбоев и неполадок — это поломка компонентов ПК, нарушение условий эксплуатации, возникновение аппаратных и программных сбоев, конфликтов и т. п.

    Поломка компонентов компьютера

    Согласно статистическим данным, чаще всего компоненты компьютера перестают работать (при соблюдении основных правил эксплуатации) по следующим причинам:

    • микротрещины в печатных проводниках, которые могут появиться в результате чрезмерного нажима при подключении кулера, соединительных шлейфов и т. п. Этот вид неисправности крайне сложно устранить;
    • отсутствие контактов в разъемных соединениях. Ситуация может встретиться на старых компьютерах, где могут использоваться контакты без золотого покрытия, что приводит к постепенному окислению. Устранить проблему можно, протерев все подозрительные контакты ластиком;
    • наличие проводящей пыли на контактах электронных компонентов и вследствие этого изменение уровня логических сигналов. Проблема устраняется удалением всей пыли при помощи мягкой кисти и пылесоса;
    • отсутствие контакта в переходном отверстии печатной платы. Может появиться в результате механического воздействия металлическим предметом или перегрева. Проблему устранить крайне сложно;
    • критичное изменение параметров транзисторов, резисторов и конденсаторов. Может появиться в результате их перегрева, устраняется их заменой;
    • пробой на "землю" или питание информационных выводов микросхем. Можно устранить только заменой "пробитых" элементов, хотя иногда подобная проблема может быть вызвана металлическим предметом, замкнувшим контакты;
    • некорректные установки параметров в CMOS-памяти. Могут появиться как из-за настроек пользователя, так и в результате разрядки аккумулятора или воздействия компьютерных вирусов. Устраняется путем "обнуления" CMOS-памяти или, если есть в этом необходимость, обновления/восстановления содержимого BIOS;
    • некорректные установки перемычек (джамперов). Причиной могут стать только "кривые" руки пользователя, который поленился прочитать инструкцию;
    • порча информации в микросхеме ПЗУ (BIOS). "Лечится" восстановлением при помощи программатора.

    Несмотря на внешнюю простоту дефектов, их поиск и идентификация требуют от пользователя достаточно высокой квалификации. При поиске неисправности внутри системного блока в большинстве случаев вам следует придерживаться следующей последовательности:

    • оценка всех компонентов по их внешнему виду. Искать следует детали, которые явно изменили свой цвет или форму (например, вздутые конденсаторы);
    • оценка условий эксплуатации каждого из них (запыленность, изменение формы, состояние контактов разъемов, нарушение паяных соединений);
    • оценка правильности установки всех компонентов, подключения разъемов, всех перемычек (даже если вы сами ничего не трогали) и т. д.;
    • измерение сопротивления между контактами питания +5 В и "землей". Разница между прямым и обратным замером должна находиться в пределах соотношения 3:2;
    • измерение напряжения на аккумуляторе, питающем микросхему CMOS-памяти. Оно должно быть в пределах от 2,8 до 3,3 вольт.

    Если все параметры находятся в пределах допустимого уровня, можно переходить к следующему этапу. Включаем напряжение питания системного блока и наблюдаем за происходящими событиями. Более подробную информацию о неисправности можно получить исходя из следующих признаков:

    Нарушение условий эксплуатации

    Все та же неумолимая статистика говорит о том, что более 70% всех случаев поломок и сбоев возникают из-за отсутствия у пользователя навыков использования данного устройства (компонента компьютера). Этот факт усугубляется еще тем, что пользователь практически никогда не читает инструкций, то ли полагаясь на опыт работы, то ли на то, что раз устройство новое, с ним не может быть проблем. Если инструкции не имеется, следует обратиться в компанию, продавшую устройство. Уже достаточно давно был принят закон, в котором говорится о том, что к любому изделию должна прилагаться инструкция, переведенная на русский язык. Если таковая отсутствует, то налицо нарушение ваших прав, ведь вас лишают возможности изучить основные принципы работы с устройством.
    Нередко приходится видеть, как системный блок устанавливается почти вплотную к трубам отопления. Это, конечно же, недопустимо, т. к. внутренние компоненты ПК, такие как процессор, видеоплата, жесткий диск, сами по себе выделяют немало тепла, а тут еще их дополнительно подогревают, что сильно уменьшает шансы стабильной работы компьютера в целом. К тому же дополнительный нагрев обычно приводит к преждевременному выходу из строя компонентов ПК. Иногда встречаются довольно нестандартные компьютерные столы, которые весьма ограничивают поток воздуха позади системного блока, что также приводит к перегреву компонентов системного блока.
    Однако не все зависит от желания и возможностей пользователя соблюдать все меры безопасности при работе с компьютером. Перепады в электросети не менее опасны для компонентов компьютера, чем их перегрев. Чрезмерное увеличение или падение напряжения, в лучшем случае, приводит к перезагрузке компьютера или аварийному отключению блока питания. В худшем случае происходит поломка одного или даже нескольких компонентов, таких как оперативная память, жесткий диск и т. п.
    Не менее опасным является скопление пыли внутри системного блока или монитора, что может привести как к перегреву, так и к короткому замыканию.

    Аппаратные конфликты и несовместимость устройств

    Практически любой пользователь ПК слышал о том, что некоторые устройства могут занимать "не те" прерывания, использовать "не те" области оперативной памяти и т. п. Некоторые в это не верят, считая, что им пытаются подсунуть нерабочую плату или плату, бывшую в употреблении. Некоторые пользователи настолько боятся этой проблемы, что, услышав, что на компьютере возник конфликт, сразу же начинают думать о продаже своего "электронного друга" и покупке нового, у которого не будет никаких конфликтов. Подобная реакция ничем не оправдана, т. к. практически любой аппаратный конфликт можно устранить.
    Аппаратный конфликт устройств — это ситуация, когда несколько устройств одновременно пытаются получить доступ к одному и тому же системному ресурсу. Конфликт прерываний возникает в том случае, если несколько устройств используют, например, одну линию для передачи сигналов и отсутствует механизм, позволяющий распределять эти сигналы, в результате чего либо отказ распространяется только на одно из устройств, либо компьютер вообще перестает работать.
    Нюанс проблемы аппаратных конфликтов состоит в том, что ресурсы компьютера "раздаются" при помоши соответствующего программного обеспечения, которое мы называем системой Plug and Play. Поэтому основная масса сбоев при распределении ресурсов вполне решаема либо отключением этой системы и ручным распределением прерываний, каналов DMA и областей памяти, либо переключением между Plug and Play BIOS и Plug and Play операционной системы, при этом отдавая приоритет в распределении BIOS или Windows. Определить наличие аппаратных конфликтов можно несколькими способами.

    1. 1. Войти в Панель управления и двойным щелчком левой кнопки мыши запустить ярлык Система. После этого активизировать вкладку Оборудование | Диспетчер устройств. Наличие восклицательного знака возле одного из устройств может говорить о возникновении конфликта при распределении ресурсов. Этот способ имеет силу для операционной системы Windows 2000 или Windows XP.
    2. 2. Войти в Панель управления и двойным щелчком левой кнопки мыши запустить ярлык Система. После этого активизировать вкладку Устройства. Наличие восклицательного знака возле одного из устройств может говорить о возникновении конфликта при распределении ресурсов. Этот способ имеет силу для всех операционных систем семейства Windows 9x.
    3. 3. Запустить программу Сведения о системе, которая находится в меню Пуск | Все программы | Стандартные | Служебные, в которой можно получить полную информацию о совместном использовании практически всех аппаратных ресурсов компьютера, таких как прерывания, каналы DMA, области оперативной памяти. Этот способ действителен для любой версии Windows.

    Как ни печально осознавать, но время от времени встречаются случаи крайне яркой несовместимости устройств, когда никакие ухищрения не могут заставить работать их вместе.
    Несовместимость — невозможность совместного функционирования некоторых из устройств, например, модулей оперативной памяти и материнской платы. Причиной обычно служит несоблюдение производителем общепринятых спецификаций или же использование нестандартных методов увеличения производительности.
    Яркий пример несовместимости — струйный принтер марки Lexmark Z45 сложно подключить к некоторым материнским платам с чипсетом производства Intel. Это становится возможным только лишь после установки специального обновления от компании Microsoft, которое, кстати, не всегда дает нужный эффект.

    Сбои в операционной системе

    Вот мы и подошли к очень распространенной причине нестабильной работы ПК.
    Первой и самой опасной проблемой являются ошибки в файловой системе жесткого диска. Если говорить простым языком, то наиболее опасны нарушения в структуре расположения файлов и каталогов, когда ссылки на информацию, расположенные в таблице размещения файлов, указывают совершенно не на то место, где на самом деле располагается файл. Еще одна проблема — неверные свойства файла, например, указан неправильный размер, что может привести к потере части документа.
    Время от времени встречается такой сбой, как нестандартные записи в именах файлов или каталогов. К этой категории относятся имена файлов и каталогов, содержащие недопустимые символы вроде "/", "

    Множество компаний уже не в состоянии вести свою деятельность без компьютерных сетей. Системные администраторы и сетевые инженеры играют ключевую роль в обеспечении их работоспособности. Предлагаемая вниманию читателей серия статей адресована именно таким специалистам. В них даются практические советы и рекомендации по поддержке компьютерных сетей и устранению наиболее распространенных проблем.

    Локальные сети охватывают разнообразные компоненты: принтеры, терминальные устройства, персональные компьютеры, IP-телефоны, серверы, устройства хранения, сетевое оборудование, программное обеспечение безопасности, сетевые приложения, корпоративные приложения, офисные пакеты и многое другое. Мы сосредоточимся на первом и втором уровнях сетевой модели OSI: физическом уровне (среде передачи) и коммутаторах. Кабельная система и коммутаторы — это основа современных локальных сетей.

    В предлагаемом введении будут рассмотрены методы устранения сбоев в локальных сетях, последовательность действий при поиске неисправностей и необходимые шаги для успешного устранения сбоя. В последующих статьях описываются типичные проблемы на физическом уровне и особенности медной и волоконно-оптической среды передачи, а также приводятся примеры диагностики в случае самых частых обращений пользователей, прежде всего, при жалобах на медленную работу сети и проблемы с подключением. В заключительных статьях будет дана подробная информация по диагностике сетевых коммутаторов, включая описания различных методов поиска и устранения сбоев. Освоив эти методы, можно достаточно быстро восстановить работоспособность сети.

    МЕТОД НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ

    Если специалист, ответственный за диагностику, недостаточно разбирается в конкретной сетевой технологии, если у него нет точной информации, поступающей от разных узлов и из разных источников, если ему не хватает опыта и широты кругозора, то выводы и предположения он сделает неправильные. Точность и быстрота анализа зависят от знаний, опыта и навыков каждого сотрудника отдела ИТ и от функциональности инструментов, имеющихся в его распоряжении. Иногда для постановки правильного диагноза приходится привлекать специалистов со стороны, способных сформировать объективное мнение.

    ПОДХОД К РАБОТЕ

    Успешно обнаружить и устранить сетевые неисправности может лишь тот, кому досконально известно, как должна работать сеть в нормальном режиме. Только при таком условии можно быстро распознать отклонение от нормы и диагностировать неполадку.

    Основы такого подхода стараются привить на специализированных курсах обучения. Но этого мало. Мастер своего дела продолжает непрерывно учиться, пробуя и ошибаясь, обсуждает разные случаи с коллегами и в итоге создает проверенные методы, которые нельзя перенять на семинарских занятиях. Ускорить накопление такого опыта в диагностике сбоев помогут несколько приемов: тщательно документируйте предпринятые вами действия и записывайте предположения о причинах сбоя и результаты принятых мер. Тем самым не только ускорится обучение, но и сократится время, необходимое для устранения сетевых проблем в будущем.

    Кабинетный ученый будет раз за разом анализировать ситуацию, пока однозначно не установит причину проблемы и хирургически точный метод ее устранения. Для такого анализа нужен многофункциональный (и потому очень дорогой) анализатор протоколов и колоссальная выборка данных по сетевому трафику — мегабайты информации. Этот подход дает вполне достоверные результаты, но мало кто согласится, чтобы корпоративная сеть простаивала те часы и даже дни, пока идет глубокий анализ.

    Метод, описанный далее, как нельзя лучше подходит для обнаружения и устранения проблем в сети. Однажды попробовав, в дальнейшем вы сможете применять его с незначительными изменениями практически в любой ситуации. Собственно, такой же подход можно использовать и для диагностики программного обеспечения. Сеть необходимо анализировать не столько как набор отдельных элементов, сколько как единую систему. Один опытный инженер, действующий последовательно, добьется лучшего результата, чем целая команда техников, каждый со своими инструментами и теориями.

    Опытный инженер задаст правильные вопросы пользователям, проведет диагностику и тщательно соберет информацию. Такому специалисту удастся за короткое время проанализировать и оценить симптомы, докопаться до корня проблемы и устранить ее, изменив единственную настройку или заменив какой-то элемент. Суть подхода в том, чтобы локализовать наименьший элемент, который и вызвал сбой, и заменить или перенастроить именно его. На этом этапе не надо стараться установить глубинную причину сбоя — гораздо важнее быстро восстановить работоспособность сети. Анализом собранной информации можно будет заняться после того, как сеть начнет функционировать снова.

    Многие специалисты так и не усвоили одну простую истину: потратив несколько минут на оценку симптомов, можно сэкономить целые часы, теряемые понапрасну на лечение мнимой болезни. Необходимо проанализировать всю собранную информацию для выяснения того, что именно влияет на работоспособность сети. Только так сетевой специалист правильно оценит ситуацию.

    После выявления симптомов необходимо провести тесты, чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутые предположения. Если симптомы ясны, то оценку зачастую можно провести мысленно, не прибегая к сетевым тестам и физическим изменениям. Если вы считаете, что идентифицировали проблему, необходимо проверить, действительно ли это так, т. е. попытаться вызвать ее искусственно.

    Очень важно помнить: после устранения проблемы требуется проверка восстановленного оборудования или системы, сколь бы просты ни были проведенные действия. Слишком часто оказывается, что какой-то очевидный симптом, на самом деле, — следствие скрытой проблемы, и пока не устранить причину, сбой будет появляться снова и снова.

    Далее необходимо задокументировать ситуацию, симптомы сбоя и предпринятые действия. На основе этой информации другие специалисты смогут оперативно устранить аналогичные сбои, не тратя времени на излишние исследования.

    И наконец, надо проинформировать пользователя и, возможно, проинструктировать его о том, что можно делать, а что нельзя. Если пользователь будет знать, какое действие приводит к возникновению сбоя, то либо он постарается его избегать, и тогда проблема не возникнет вовсе, либо, если она все-таки появится, сможет более четко описать ее.

    УСТРАНЕНИЕ СБОЕВ ЗА ВОСЕМЬ ШАГОВ

    Шаг 1. Определение сути проблемы. Очень важно правильно описать проблему и определить ее суть. Попросите человека, сообщившего о неисправности, подробно охарактеризовать нормальный режим работы системы, а затем продемонстрировать, в чем проблема. Если сбой то появляется, то исчезает, попросите немедленно сообщить вам, как только проблема появится снова. Крайне сложно устранить причину, если в данный момент все работает замечательно.

    Не отмахивайтесь от слов пользователя, даже если он описывает ситуацию, которая кажется вам абсолютно невозможной. Не имея опыта и специальных знаний, он не может описать проблему идеально точно и в правильных терминах, но раз уж он обратился к вам, значит, у него возникли действительно серьезные затруднения.

    Поинтересуйтесь, все ли работало раньше. Если нет, то к ситуации следует подходить как к внедрению новой функции и не диагностировать ранее реализованные возможности. Ведь тогда и предположения, и действия будут совсем другими.

    Когда проблема то появляется, то исчезает, проинструктируйте пользователя, какого рода симптомы могут возникнуть, и дайте ему список вопросов, требующих ответа. В таком случае он сможет собрать хоть какую-то информацию, если при следующем проявлении сбоя вы не сможете оказаться рядом. По возможности установите диагностическое устройство для непрерывного сбора информации. Анализатор протоколов следует настроить на сбор всего трафика в сети таким образом, чтобы при заполнении буферной памяти он записывал новые данные поверх старых. И при следующем проявлении сбоя пользователь должен немедленно прервать его работу, при этом текущие результаты тестов следует сохранить.

    Шаг 3. Выявление причины сбоя. Определив проблему, а если нужно, и воссоздав ее, надо попробовать локализовать сбой: установить, к какому устройству, соединению или приложению он относится. Область поисков нужно последовательно сужать, отсекая лишнее. Рамки проблемы необходимо ограничить наименьшим элементом системы, в нем-то и будет заключаться причина. Заодно стоит проверить, нет ли вирусов, отсутствует ли какая-либо важная для работы функция, появляется ли необычный отклик. Данные, накопленные средствами мониторинга, окажутся весьма полезными.

    Определите, вносились ли изменения в сеть или рабочую станцию перед возникновением сбоя. Часто пользователь не осознает, что какое-то действие, совершенно не связанное, по его мнению, с появлением проблемы, на самом деле является ее причиной. В качестве примера можно назвать перемещение масляного обогревателя или ксерокса, установку нового программного приложения или сетевой карты. При поиске изменений не упускайте из виду локальные условия: температурные колебания (часто причина сбоя — банальный перегрев), расположенные поблизости (включая соседние комнаты и даже этажи) электрические устройства, время суток, влияние источников электромагнитных наводок. Порой на работу сети воздействует лифт и даже беспроводной телефон.

    Можно ли воссоздать проблему на другой рабочей станции либо при использовании других программных приложений? Уточните, затрагиваются ли еще какие-либо сетевые ресурсы, например принтер. Переместитесь на один сегмент ближе к центральному сетевому ресурсу и проверьте, все ли в порядке. Если в случае приближения к нему проблема исчезает, значит, надо протестировать или заменить элементы инфраструктуры, оставшиеся позади.

    Когда сбой затрагивает весь разделяемый сегмент сети, необходимо последовательно отсекать лишние переменные, сводя количество факторов к минимально возможному. В топологии шины стоит попробовать подключиться по более короткому сегменту кабеля; в топологии кольца или звезды — временно проложить другие кабели для создания минимально возможной сети, чтобы ее было проще диагностировать. Попробуйте подключить другой сетевой коммутатор или концентратор. Если проблема охватывает разделяемый сегмент, где находится сетевой ресурс, попытайтесь выключить или отсоединить от сети все рабочие станции, кроме двух. Если они взаимодействуют нормально, добавьте еще одну, затем еще. Если же соединение между ними отсутствует, то следует проверить физические элементы канала — концевые разъемы на кабеле, сам кабель, задействованные порты на активном оборудовании (в концентраторах и коммутаторах).

    Если сбой затрагивает отдельную рабочую станцию, поменяйте сетевую карту или переустановите драйверы карты (при этом имеющееся сетевое программное обеспечение или конфигурационные файлы, содержащиеся на этой рабочей станции, лучше вообще удалить). Попробуйте подключиться к сети по существующему кабельному сегменту с помощью диагностического устройства. Если с соединением все в порядке, надо проверить, не вызывает ли сбой какое-либо приложение. Запустите с того же диска и в той же файловой системе другое приложение, сравните имеющиеся настройки с настройками рядом расположенной и нормально функционирующей рабочей станции и установите заново прикладное программное обеспечение (использовать находящееся на станции программное обеспечение и конфигурационные файлы не следует).

    Если от сбоя пострадал только один пользователь, проверьте его сетевые настройки безопасности и права доступа. Уточните, не производились ли какие-то изменения в настройках безопасности. Не удалялась ли в сети другая учетная запись, настройки безопасности которой служили основой для настроек этого пользователя? Не удалялось ли имя пользователя из какой-либо группы в сети, не переносилось ли используемое приложение на другой ресурс или устройство, не вносились ли изменения в сценарий регистрации всей системы или в последовательность регистрации данного пользователя? Сравните параметры его учетной записи с учетной записью того, кто успешно выполняет аналогичные действия. Пусть пользователь попытается войти в сеть с соседней рабочей станции, работающей нормально, и выполнить соответствующие действия с нее, а другой пользователь попробует войти в сеть с проблемной рабочей станции и выполнить ту же задачу.

    Шаг 4. Составление плана действий по устранению проблемы. После того как зона поисков сузилась до одного приложения, одной операции или одного соединения, необходимо продумать или разработать способ устранения неисправности, но надо учитывать, что некоторые меры, решая одну проблему, могут вызвать другие.

    Шаг 5. Действия по плану. Для устранения проблемы иногда приходится заменить сетевое устройство, сетевую карту, кабель или другой компонент физической инфраструктуры. Если причина сбоя заключается в программном обеспечении, возможно, потребуется применить заплаты, переустановить приложение или его компонент, вылечить файлы, зараженные вирусом. Если проблема заключается в учетной записи пользователя, надо внести изменения в сценарии регистрации и настройки безопасности.

    Когда сбой затрагивает аппаратную часть, самый верный путь — заменить неисправный элемент оборудования, чтобы попытаться отремонтировать вышедший из строя компонент позже, без спешки. Другой вариант — перевести соединение на свободный порт, а тот, который вызывает подозрение, закрыть заглушкой или отметить как неисправный. Помните, что первоочередная задача — максимально быстро восстановить работоспособность сети. Все остальное можно сделать потом.

    Для устранения сбоев программного обеспечения есть два пути. Первый — переустановить его, для чего необходимо удалить испорченные и предположительно испорченные файлы и проверить, все ли нужные файлы имеются в целости и сохранности. Это отличная основа для второго пути — реконфигурации программного обеспечения. В программе установки для многих приложений предусмотрена возможность отказа от использования имеющихся конфигурационных файлов — надо лишь снять или поставить галочку в нужном месте. Тем самым исключается вероятность воспроизведения ошибки. Если такой возможности нет или вы не знаете, как ею воспользоваться, то следует деинсталлировать приложение полностью и установить его с нуля.

    Если проблема затрагивает только учетную запись конкретного пользователя, то простейший путь состоит в том, чтобы заново пройти все этапы назначения ему прав доступа к тому или иному приложению или функции — так, словно вы впервые заводите его в системе. Выполнив все это еще раз, вы обнаружите пропущенную или неправильную настройку быстрее, чем при выборочной проверке. В некоторых случаях даже рекомендуется удалить учетную запись и опять завести ее.

    Шаг 6. Удостовериться, что проблема устранена. После применения запланированных мер пользователь должен проверить, может ли он работать нормально: пусть он выполнит несколько типовых действий. Довольно часто решение одной проблемы вызывает появление других. Случается и так, что устранение одного сбоя лишь ведет к проявлению симптомов, которые не были заметны на его фоне.

    Шаг 7. Документирование проблемы и ее решения. Вести подробные записи весьма полезно. Во-первых, такую документацию можно использовать в будущем, чтобы идентифицировать такие же или похожие неисправности. Во-вторых, накопленная информация пригодится для подготовки отчетов для руководства и/или пользователей по наиболее частым проблемам и сбоям в сети, а также инструктажа новых пользователей или специалистов отдела ИТ.

    Шаг 8. Информирование пользователя. Зачастую после устранения проблемы возникает искушение на том и закончить. Однако пользователь, раз уж обратился за помощью, будет признателен, если вы все-таки объясните ему, что произошло. В случае повторения подобного сбоя он сможет быстрее распознать опасную ситуацию и сразу сообщить о ней, тогда и работоспособность сети будет выше. Кроме того, разъясняя, что можно делать, а чего нельзя, вы снижаете вероятность возникновения аналогичного сбоя в будущем.

    Умение поддерживать контакт с пользователями очень важно для отдела ИТ: это позволяет лучше обслуживать сеть, что выражается в уменьшении количества сбоев и времени простоя. Если вы не принимаете обращения сотрудников всерьез или делаете едкие замечания насчет их умений и навыков, то такое поведение не характеризует вас как профессионала. В результате ваши отношения с ними станут натянутыми, а такое противостояние только мешает успешной работе.

    Как известно, решение любой сетевой проблемы на 75% состоит в разрешении проблем с пользователем. Если он не согласился с вами, что дело доведено до логического завершения (и неважно, устранили ли вы неполадку или привели тысячу причин — финансовых, технических, политических, — по которым она не может быть устранена), это означает, что работу по заявке вы не закончили.

    С ЧЕГО НАЧАТЬ

    Пройдя краткий курс обучения и прочитав один-два учебника по теме, профессиональных высот не достичь. Это верно для любой сферы деятельности. Прежде чем переходить к следующей теме, досконально изучите хотя бы некоторые аспекты работы сети. Не стесняйтесь обращаться за помощью к коллегам и задавать вопросы. Такой подход убережет вас от множества грубых ошибок.

    Первый этап в диагностике — сбор информации. Не зная, как сеть должна работать в нормальном режиме, не разбираясь в технологии, нельзя собрать нужную информацию и узнать симптомы сбоя.

    Начав с одного раздела, постепенно расширяйте изучаемую область. Со временем вы детально освоите все, в том числе более высокие уровни модели OSI. Зачастую специалисты по ИТ, занимающие высокие должности, либо забыли, либо вообще никогда не знали основ работы многих элементов компьютерных сетей. Поскольку в телекоммуникациях все меняется очень быстро, они предпочитают отслеживать только то, что касается высоких уровней управления сетями, но упускают из виду более низкие уровни. Как следствие, часто неверно трактуются симптомы сбоя, делаются неправильные предположения, и в итоге замедляется устранение проблемы. Поскольку такие специалисты в силу занимаемых ими должностей принимают решение о развитии и изменении сетевой архитектуры, нередко они заказывают дорогостоящие обновления или оборудование, которые на самом деле не нужны.

    Никто не может знать все на свете, поэтому не стесняйтесь попросить помощи. Если вы в чем-то сомневаетесь, не поленитесь обратиться за информацией к нескольким источникам.

    И последнее: руководства и учебные курсы могут давать глубокие знания в одной области компьютерных сетей и не вполне корректные данные в другой. Один из признаков того, что вы хорошо освоили тот или иной аспект сетевых технологий — четкое понимание того, в чем состоит сбой и где он мог произойти.

    Читайте также: