2 поиск правовой информации как базовый элемент юридической профессии

Обновлено: 17.06.2024

Цифровизация как основной тренд дня сегодняшнего проникает во все сферы повседневной жизни людей, серьезно корректирует деятельность профессиональных сообществ, а государственные институты стоят на пороге серьезных технологических преобразований. Эксперты отмечают, что бизнес и государство заинтересованы в алгоритмизации правовых процессов и нормотворчества, которая позволит снизить транзакционные издержки, повысить эффективность. В то же время, право – явление консервативное. По некоторым оценкам, уровень проникновения технологий в юриспруденцию сегодня составляет не более 30 процентов, а доля доступных юридических онлайн-услуг не превышает 4-5 процентов. Однако, legaltech становится одной из самых обсуждаемых тем в юридическом сообществе. Оценки и прогнозы профессиональных юристов, правоведов, ученых, экспертов, футурологов относительного перспектив профессии юриста в условиях глобальной цифровизации весьма разнятся.

Угрозы для юридической профессии

Если рассматривать цифровизацию как угрозу юридической профессии, то при самом пессимистичном сценарии эта угроза носит экзистенциальный характер. И причиной нанесения урона профессии может стать не искусственный интеллект, а сам человек. Особенно, если на волне объективных процессов технологического развития он решится на слом создаваемых веками достижений правовой науки и практики.

Не так давно довелось услышать экспертное мнение о том, что законы будущего – это алгоритмы. Обоснованием послужило то, что в будущем многие функции государства будут автоматизированы, поэтому регламентирующие их нормативные предписания предстоит переводить на язык программирования. Однако в таком случае идет ли речь о законе? Право призвано выступать регулятором общественных отношений, именно отношения людей регулирует тот или иной закон, а алгоритм, в свою очередь, призван не регулировать, а управлять, т.е. он не предполагает субъектности как таковой. Уже только поэтому закон-алгоритм не пригоден для регулирования общественных отношений, т.к. формирует суперимперативные отношения между человеком и искусственным интеллектом, либо между несколькими искусственными интеллектами. В то же время, активно обсуждается вопрос признания искусственного интеллекта самостоятельным субъектом правоотношений. Кроме как попыткой слома сложившейся правовой парадигмы данные инициативы назвать весьма сложно (упреки в сверхконсерватизме принимаются).

Относительно перспектив передачи функций судов искусственному интеллекту правильную, на мой взгляд, позицию высказал бывший председатель Высшего Арбитражного Суда Антон Иванов на конференции LegalTech, состоявшейся 1 декабря 2017 года. Он напомнил о случаях, когда правовые нормы могут иметь несколько значений, в том числе в рамках одного законодательного акта, а также о том, что автоматизация работы судов априори исключает такой важный аспект как судейское усмотрение.

В связи с этим, к цифровизации необходимо относиться всё же, как к спектру новых возможностей для юридического сообщества, а угрозу может представлять лишь неправильный подход к процессу адаптации правовой системы, юридических процессов к новым реалиям.

Возможности для юридической профессии

Оценив существующие наработки в области лигалтек, можно говорить о том, что цифровой арсенал профессиональных юристов в ближайшие годы может существенно пополниться.

В октябре 2016 года юридический мир заговорил о цифровой революции в юриспруденции, когда был презентован алгоритм, созданный учеными из США и Великобритании, угадывающий решения Страсбургского суда с вероятностью 79 %. Проекты предиктивной аналитики с использованием искусственного интеллекта имеются и в России (сервис Casebook, который позволяет рассчитывать вероятность исхода и продолжительности того или иного дела). Перспективный проект разработали студенты Казанского университета. Они создали робота-юриста, способного предсказать решения суда.

Отдельное место занимают технологические платформы по маркетплейсменту юристов, позволяющие подобрать специалиста под определенные задачи, с учетом специализации, стоимости услуг и других параметров. Подобные проекты созданы в США, Великобритании и России (Lexoo, Avvo и Legal Space соответственно). По сути, речь идет об уберизации рынка юридических услуг.

Создание юридических программных продуктов позволит уже в ближайшем будущем существенно видоизменить как структуру юридического рынка услуг, так и саму профессию юриста. В самое ближайшее время legal research, простейший правовой анализ, составление типовых документов станут уделом искусственного интеллекта, что позволит вывести работу юристов на более высокий профессиональный уровень, а также обострить конкуренцию на старте юридической карьеры для выпускников высших учебных заведений.

Помимо этого, необходимо учитывать, что цифровые технологии уже сегодня нуждаются в серьезной правовой поддержке на уровне регулирования их функционирования и применения. Поэтому впору говорить, что машинизация юриспруденции предопределяет новый виток развития сопутствующих отраслей права. В первую очередь, это касается гражданского, уголовного, административного, финансового права, а также процессуальных правовых отраслей. Особая роль в этом процессе отведена развитию информационного права. Нормативное регулирование цифровой экономики, институциональные преобразования, связанные с цифровизацией и автоматизацией, переориентирование государственного управления от воспроизводства процессов к управлению изменениями, определение правового статуса криптовалют – всё это вызовы, стоящие в первую очередь перед отечественной правовой системой, отвечать на которые будет призвано юридическое сообщество. Развитие технологических инструментов, усиление отраслей права, регулирующих вопросы защиты информации, а также указанные выше задачи позволят сформироваться самостоятельным юридическим практикам нового типа, новым профессиональным направлениям.

Вывод

Учитывая объективность процесса цифровизации, а также огромный потенциал внедрения технологий в профессию юриста, стоит обратить внимание на возрастающее значение юридического образования, которое должно обеспечивать фундаментальную межотраслевую подготовку профессиональных кадров. Поэтому крайне важно проводить постоянную актуализацию знаний, предлагаемых обучающимся. Необходимы новые подходы в подготовке юристов, позволяющие будущим профи научиться правильно формировать правовую позицию, аргументировать и доносить ее публично, проводить переговоры, и наконец – эффективно использовать профессиональные технологические инструменты.

Колоссальный объем и динамика изменений российского законодательства требуют от специалистов юридических специальностей, студентов, бизнесменов и любых, заинтересованных в достоверной и своевременной правовой информации лиц, использования современных инструментов для работы с юридической информацией. Сейчас такими инструментами стали справочные правовые системы (далее – СПС). Основная задача СПС – донести максимум достоверной правовой информации до предельного количества пользователей.

До появления СПС, всем заинтересованным в правовой информации лицам, приходилось много тратить времени на техническую работу – поиск документов, подготовку тематических подборок правовых актов, других взаимосвязанных по какой-то правовой проблеме источников информации. Сегодня, с появлением СПС, эта часть работы упростилась, существенно уменьшилось время на поиск необходимой информации, т.е. сейчас используя СПС, можно гораздо быстрее и эффективнее решить какую информационно-правовую проблему. Это стало возможным благодаря глубокой качественной юридической обработке, которая является основной характеристикой любой СПС. Эта необъятная работа, проведенная специалистами-разработчиками которую ни один юрист выполнить самостоятельно не сможет (тематическая классификация документов, поиск по ключевым словам, установление и отражение всех взаимосвязей документов). Большинство СПС позволяют не только быстро найти необходимую правовую информацию, но и сразу же автоматически получить представление о всей системе нормативных актов, касающихся данного вопроса. Другая важнейшая составляющая качества любой системы – это актуальность правовой информации.

1 СПРАВОЧНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ В РФ

В середине XX во всех развитых странах начался стремительный рост правовой информации. Число законодательных и иных нормативных правовых актов достигло сотен тысяч. Это привело к возникновению информационного кризиса. Как показывает опыт развитых стран, компьютер является идеальным средством аккумуляции, хранения и выдачи правовой информации, так как традиционные методы получения информации, такие как использование периодических печатных изданий или других печатных источников, не в состоянии решить задачу по правовому обеспечению всех заинтересованных лиц. Практика показала, что наиболее полное и последовательное решение находится на пути внедрения компьютерных справочных правовых систем.

Основная задача СПС – донести максимум достоверной правовой информации до предельного количества пользователей с различным уровнем компьютерной подготовки. Эта задача и определяет выбор в качестве средства разработки программного обеспечения СУБД (систем управления базами данных). Система должна обеспечиваться постоянным обновлением баз данных.

Компьютерные справочные правовые системы обладают рядом важнейших свойств, делающих их практически незаменимыми при работе с нормативно-правовой информацией: возможность работы с огромными массивами текстовой информации: объем информации в базе практически не ограничен, что позволяет вносить в нее ежедневно несколько десятков документов, одновременно хранить базы архивных документов и т.д.

Использование в СПС специальных поисковых программных средств, что позволяет осуществлять поиск в режиме реального времени по всей информационной базе.

Возможность работы СПС с использованием телекоммуникационных средств, т.е. с применением электронной почты или глобальных сетей, что позволяет обновлять информационные базы, и в тоже время не расходовать дисковое пространство на компьютере пользователя.

Но следует отметить, что наибольшим спросом пока пользуются модификации СПС с локальными базами данных. Во-первых, качество телефонных линий в России оставляет желать лучшего; во-вторых, при обращении к базе данных в режиме реального времени пользователь должен заплатить либо за междугородную телефонную связь, либо за трафик сети; в-третьих, СПС, хранящиеся на компьютере пользователя, часто имеют больше сервисных возможностей.

Если еще недавно было достаточно лишь найти нужный документ, то сегодня зачастую необходимо еще и проследить все возможные связи между документами, получить разъяснения, подготовить обзор по интересующей теме, создать свою пользовательскую базу данных. Как следствие, в развитии коммерческих СПС проявляются сходные тенденции – расширение спектра хранящихся в системе документов, улучшение программной оболочки систем, введение новых технологических возможностей. Фирмы-разработчики офис-юристов вводят в свои технологии то лучшее, что используется конкурентами. Вместе с тем, между существующими правовыми системами сохраняется много отличий, связанных с различными подходами к построению баз, к принципам их пополнения. Существует множество параметров, по которым можно сравнивать и оценивать справочные системы. К ним относятся:

  1. объем информационного банка;
  2. формирования пользовательской базы;
  3. скорость поиска документов по базе;
  4. актуальность информации и оперативность поступления документов;
  5. степень аутентичности документов оригиналу;
  6. юридическая обработка документов;
  7. возможность удаленного доступа в базе через телекоммуникационные линии.

Стопроцентное соответствие оригиналу гарантировано получением документов непосредственно из разрабатывающих их государственных органов власти и специальной многоуровневой проверкой электронного текста. Чтобы обеспечить полную аутентичность электронных текстов, все документы проверяются несколькими корректорами, а затем еще и с помощью специальных программных средств. Такой порядок включения документов практически полностью исключает возможность появления ошибок ввода. В результате пользователь в электронном виде получает документ, идентичный официальному тексту. Здесь необходимо отметить, что во всем мире юридическая информация на магнитных носителях не имеет юридической силы. И в этом Россия не является исключением. Информация в базах данных СПС носит исключительно справочный характер и на нее нельзя ссылаться в суде. Поэтому в базах данных обычно есть ссылки на печатное издание.

За двенадцать лет работы была создана настоящая индустрия распространения правовой информации. Координационный центр Сети разрабатывает программные продукты и планирует стратегию их распространения, а непосредственную продажу этих продуктов и их дальнейшее информационное сопровождение на компьютерах пользователей осуществляют РИЦ, являющиеся самостоятельными компаниями.

Схема информационного обмена СПС позволяет пользователю формировать свой собственный информационный банк и держать на компьютере тексты только непосредственно необходимых документов. Наличие у пользователя постоянно актуализируемого полного каталога Эталонного Информационного банка дает возможность в любой момент заказать тексты отсутствующих документов.

  1. высокой степенью сжатия информации;
  2. быстродействием;
  3. простотой и удобством работы с программной оболочкой.

Такие преимущества достигнуты в результате внедрения ряда оригинальных разработок, к которым относятся:

Каждый раздел, в свою очередь, состоит из Информационных банков (ИБ), содержащих схожий тип правовой информации. Информационные банки системы постоянно пополняются новыми документами. Все вводимые документы проверяются по достоверному печатному источнику и проходят тройную проверку на идентичность электронной копии оригиналу. Для наиболее часто используемых (и изменяемых) документов: основных законов, документов МНС, писем Минфина и т.п. – создаются новые редакции. Новые редакции вводятся в ИБ как новый документ. В ИБ хранится документ, документы его изменяющие и дополняющие, а также все редакции этого документа. Все редакции документа хранятся таким образом, что при нахождении любого документа в сформированный список автоматически включаются и все его редакции.

Информационные банки различаются полнотой информации и характером содержащихся в них документов. Это дает возможность при установке Консультант Плюс гибко подходить к выбору объема информации, заказывая необходимые именно вам информационные банки. Например, раздел Финансовые консультации содержит близкие по тематике, но разные по содержанию информационные банки:

  • Финансист, включая Вопросы Ответы (консультации по налогообложению, бухучету, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, по вопросам валютного регулирования, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг);
  • Корреспонденция Счетов (схемы отражения финансово-хозяйственных операций в бухучете, обоснованные федеральными нормативными документами);
  • Приложение Бухгалтерские Издания (материалы публикаций в бухгалтерской прессе).

Рассмотрим структуру Единого информационного массива:

Таким образом, информационные банки, содержащие схожий тип правовой информации, объединяются в Разделы, совокупность которых, в свою очередь, образует Единый Информационный Массив – совокупность разделов и Информационных банков, входящих в СПС Консультант Плюс.

  1. Виду документа;
  2. Регистрационному номеру документа;
  3. Названию органа, принявшего документ;
  4. Названию документа;
  5. Ключевым словам;
  6. Рубрикам;
  7. Дате принятия;
  8. Дате и номеру регистрации в Минюсте;
  9. Статусу документа;
  10. Словам и словосочетаниям, встречающимся в тексте документа.

Использование логических условий при формировании поискового запроса позволяет:

  • Работать только с последними редакциями документов;
  • Отбирать документы, полученные с очередным пополнением;
  • Отбирать документы, поступившие в Информационный банк пользователя за определенный промежуток времени.

В системе так же содержатся информация о ставках налогов, сроках уплаты налогов, индексе инфляции и потребительских цен, календарь бухгалтера, данные по курсам валют и многое другое. Кроме того, в разделе справочной информации содержатся формы первичных учетных документов и бухгалтерской отчетности, большинство официальных стандартных форм и бланков в форматах Microsoft Word и Microsoft Excel (которые также доступны непосредственно из текстов нормативных актов), что обеспечивает пользователю удобство заполнения и дальнейшей работы с бланками документов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовая информация в этой СПС представлена в программной оболочке Консультант Плюс Технология 3000, которая не только открывает доступ к самым разным типам правовой информации, но и обеспечивает широкие поисковые и аналитические возможности.

Успешно изучив материал, Вы будете знать :

виды и формы проявления информации;

роль БД в юридической деятельности;

технологии разработки правовых поисковых систем и направления их развития;

методы оценки эффективности поиска;

СПС, представленные на российском и зарубежных рынках и критериях их выбора;

После изучения данной темы Вы будете уметь :

составлять запросы на информационный поиск, используя разные возможности поиска;

оценивать точность полученной информации;

использовать сервисные возможности СПС для решения правовой задачи;

использовать возможности ЛВС для группового решения проблемы.

После изучения материала Вы будете обладать навыками :

Интеллектуальные поисковые системы

Позитивная и негативная избыточность правовой информации

Естественный язык запроса

Одним из важных вопросов при решении задач в области юриспруденции является поиск нормативной и ненормативной документированной информации, связанной с решаемой проблемой.

Поиск нужных документов осложнен многими факторами .

Постоянно растет количество документов, т.к. они непрерывно образуются в результате правотворческой и правоприменительной деятельности.

Местные и ведомственные нормативные документы не печатаются в центральной прессе, поэтому трудно отследить их обновление или изменение.

Россия входит в международное информационное пространство, поэтому необходимо учитывать законодательства зарубежных стран и международные соглашения.

Огромный объем ненормативной правовой информации, связанный с расследованием преступлений и антитеррористической деятельностью. Эта информация содержит не только текст, но и изображения, звук и др.

Часть правовых документов имеют ограниченный доступ.

Для компактного хранения, направленного поиска и защиты больших массивов информации используются базы данных (БД) . Выборку нужных документов можно получить по запросу. БД может храниться как на компьютере пользователя, так и на удаленном компьютере, связанном с пользователем по сети.

При разработке поисково-справочных систем по законодательству самой важной становится проблема индексации данных . Способ индексации определяет качество и скорость поиска, особенности построения запросов.

Рассмотрим основные понятия, касающиеся справочных правовых систем и работы с документами.

Индексация — обработка текста документа для осуществления полнотекстового поиска.

При индексации автоматически анализируется текст документа и создается таблица соответствия слов и их мест в документе. Обычно проводится морфологический анализ слова, чтобы объединить слова в разных падежах или формах. В результате индексации сокращается время поиска.

Информационно-поисковый язык (ИПЯ) — формализованный искусственный язык, предназначенный для индексирования документов, информационных запросов и описания фактов с целью их последующего хранения и поиска.

Информационный поисковый язык по законодательству должен обеспечивать:

эффективную формализацию правовых норм и нормативных правовых актов;

высокую скорость поиска на компьютере информации, необходимой для решения конкретных задач правотворчества; оптимальный (адекватный) перевод нормативного текста с юридического языка на язык, доступный ЭВМ;

полноту информационного поиска, т. е. получение всей необходимой информации для решения конкретных задач правотворчества.

Теория информационного поиска различает следующие типы ИПЯ.

Языки предметного типа — алфавитно-предметные указатели к сборникам и отдельным нормативным актам и широко распространенные алфавитно-предметные рубрикаторы . При использовании языка этого типа основная тема (предмет) документа выражается одним или несколькими типовыми словами — рубриками .

Язык классификационного типа представляет собой классификатор отраслей законодательства.

Языки дескрипторного типа — наиболее полно отражают смысл текста. Эти языки строятся на основе правового тезауруса.

Правовой тезаурус — собрание ключевых слов и дескрипторов, применяемых в качестве лингвистического обеспечения и использования автоматизированных информационно-поисковых системах правовой информации.

Ключевые слова наиболее полным образом описывают содержание правовых норм (актов), их самые существенные черты.

Дескриптор — выделенное ключевое слово, которое представляет целую группу ключевых слов, являющихся синонимами или уточнениями.

Поисковый образ правовой нормы (нормативно-правового акта) — формализованное представление структурных элементов НПА (нормы, статьи, акты в целом) в терминах информационно-поискового языка (ключевых слов, дескрипторов, индексов и т.п.). Поисковый образ правового акта (его части) служит для хранения данного документа в памяти компьютера.

Поиск документов происходит по запросу пользователя. В обычных поисковых системах существуют правила составления запроса (язык запросов). Естественный язык запроса — формулирование запроса к поисковой системе так же, как он был бы сформулирован при обращении к живому эксперту.

Самый легкий путь упрощения языка запроса — использование морфологического поиска. В этом случае на основе словаря или морфологического анализа определяется основа слова и возможные окончания. Поиск осуществляется по сочетанию основы и всех возможных окончаний.

При осуществлении семантического поиска определяется смысл вопроса. Для определения смысла текста используются базы знаний, формируемые системой автоматически, на основании словарей и справочников. Для этих целей применяются экспертные поисковые системы (ЭПС) .

Справочная правовая система (СПС) — информационная система, программно-информационный комплекс которой включает в себя информационные базы правовой информации и программные средства, позволяющие специалисту производить поиск, выборку и печать правовой информации.

Первая БД нормативных правовых актов была создана в СССР в 1975 г. в Научном центре правовой информации.

Задача построения Общенациональной системы правовой информации была провозглашена в указе Президента РФ от 28 июня 1993 г., утвердившего концепцию правовой информатизации России. Главным направлением создания Общенациональной системы правовой информации являются системы распределенной обработки информации, которые представляют собой совокупность территориально удаленных вычислительных средств, связанных друг с другом телекоммуникационными каналами связи.

В числе систем, созданных государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует выделить:

Среди негосударственных компаний-разработчиков СПС наиболее известны:

Основным отличием СПС можно считать способ обновления информационного банка.

При создании эффективных механизмов распространения правовой информации часто приходится сталкиваться со следующими задачами .

Задача повышения степени открытости правовой информации.

Задача усиления эффективности и доступности для массового потребителя каналов распространения правовой информации.

Задача создания эффективных инструментов для работы с огромным массивом разнообразной правовой информации.

Границы реальных возможностей и область применения СПС.

СПС предоставляет возможность получить полную, достоверную информацию по правовым проблемам, но при использовании тех или иных правовых актов при обращении, например, в суд ссылаться необходимо не на СПС, а на официальный источник публикации . Качественная СПС обязательно содержит информацию о том, когда и где был официально опубликован соответствующий нормативно-правовой акт (НПА).

Нельзя ожидать от СПС услуг, которые фактически могут быть оказаны лишь квалифицированными юристами. В СПС включен значительный объем конкретных консультаций по отдельным правовым вопросам и ситуациям, и пользователь может с легкостью извлекать из информационного банка системы любые из этих консультаций. Но СПС, в отличие от экспертов-консультантов, не могут во всех деталях проанализировать конкретную ситуацию пользователя, а только дают ему информацию для самостоятельной работы и принятия решений. Даже если среди консультаций, включенных в СПС, имеется та, которая в точности соответствует конкретной ситуации пользователя, необходима определенная квалификация, чтобы безошибочно установить сам факт такого соответствия.

Главными свойствами СПС являются следующие.

Качество информационного наполнения СПС :

полнота информации (наличие в ИБ системы практически всех документов, необходимых в повседневной деятельности этого пользователя);

оперативность поступления новой информации;

достоверность информации, ее аутентичность;

качество юридической обработки информации в системе.

Качество компьютерных технологий, заложенных в СПС :

поисковые и сервисные возможности;

возможности используемой технологии по передаче информации и ее актуализации у пользователя.

Общий уровень сервиса и наличие дополнительных услуг, предоставляемых пользователю СПС :

гарантии стабильного информационного сопровождения систем на компьютере пользователя (вплоть до ежедневного);

обучение пользователя работе с СПС и его консультирование в сложных ситуациях;

возможность поиска и заказа отдельных документов, не входящих в стандартный комплект поставки;

техническая поддержка систем на компьютере пользователя, восстановление их после аппаратных сбоев и др.

Принципы построения информационных банков (ИБ) по федеральному законодательству.

Существуют два основных принципа построения информационных банков СПС по федеральному законодательству.

Первый принцип основан на формировании одного или нескольких ИБ универсального характера, содержащих правовые акты практически по всем отраслям законодательства и ориентированных на определенные группы потребителей. При этом те или иные отрасли представлены неодинаковым объемом правовых актов в различных системах (информационных банках). Отбор актов и уровень представления той или иной отрасли зависит от интересов определенной группы потребителей. Для каждого такого типа создается универсальная система, охватывающая весь круг их интересов (по всем тематикам).

Второй принцип применяется сейчас незначительным числом фирм-разработчиков СПС. Он основан на формировании нескольких тематических ИБ, как правило, достаточно многочисленных. Каждая тематическая база содержит весь спектр документов — от нормативных правовых актов до правоприменительных актов.

Построение ИБ по тематическому принципу имеет три существенных недостатка:

1) значительное дублирование информации в различных ИБ;

2) отсутствие ИБ, содержащего всю совокупность нормативных правовых актов (наличие такого ИБ важно для фирм, имеющих в своем составе выделенные юридические службы);

3) на формирование тематического ИБ в значительной мере влияют субъективные взгляды разработчика, не всегда совпадающие с взглядами конкретного пользователя.

Юридическая обработка документа — выявление взаимосвязей между документами и реализация, фиксирование выявленных связей с помощью определенных форм (ссылок, примечаний, справочных сведений), а также создание редакций документов при их изменении.

На практике при отборе документа в ИБ специалист начинает юридическую обработку с определения его достоверности, актуальности, нормативности.

Затем следует этап подготовки документа к введению в ИБ, состоящий из следующих этапов :

классификация (рубрикация) документа;

подбор ключевых слов;

выявление взаимосвязей документов;

формирование перекрестных ссылок между документами;

составление примечаний, справочных сведений к документу;

подготовка новой редакции документа при издании официальных изменений.

Важно иметь в виду, что юридической обработке в той или иной степени свойственны объективность и субъективность.

Объективная юридическая обработка — такая обработка документа, при которой результат исследования, анализа документа основывается на положениях самого документа (или других документов, упоминающих анализируемый документ), а также на устоявшихся, бесспорных научных положениях теории права, отраслей права.

В отличие от объективной юридической обработки результат субъективной юридической обработки основывается, прежде всего, на опыте и умозаключениях эксперта, проводящего исследование документа и использующего положения других документов, в которых исследуемый документ не упоминается, а также на спорных научных теориях.

По своей сути результат субъективной юридической обработки является выражением взгляда, мнения об исследуемом предмете отдельного эксперта.

При характеристике каждого этапа юридической обработки необходимо выделять его объективные и субъективные черты, так как это имеет большое значение для правильного использования правовой информации.

Классификация (рубрикация) документов.

Разбиение документов по ключевым словам .

Выявление взаимосвязей документов .

Различают официально установленные взаимосвязи (например, один документ признает утратившими силу положения другого документа) и реальные взаимосвязи (т.е. такие взаимосвязи, при которых этот документ определенным образом взаимодействует с другими документами, но в первом документе не указывается ни характер взаимодействия, ни реквизиты других документов, с которыми он взаимодействует).

Оформляются эти два типа взаимосвязей разными способами с целью четкого разделения объективных и субъективных сторон юридической обработки.

Формирование ссылок между документами .

Официально установленные взаимосвязи документов оформляются в виде ссылок, которые могут быть смысловыми и формальными . Оба вида ссылок являются гипертекстовыми .

В тексте документа они выделены цветом и при необходимости можно нажатием одной клавиши на клавиатуре (или щелчком мыши) перейти по этой ссылке в текст соответствующего документа. При этом переход по гипертекстовой ссылке осуществляется в то место упоминаемого документа, которое указано в исходном.

Смысловые ссылки указывают на характер взаимосвязи документов (например, документ А дан в редакции документа Б). Такие ссылки делятся на прямые и обратные .

Формальные ссылки , не определяя характера взаимосвязи, позволяют, тем не менее, перейти из текста просматриваемого документа в упоминаемый в нем документ.

Составление примечаний и справочных сведений к документу .

Реально существующие между документами связи фиксируются, оформляются с помощью примечаний и справочных сведений к документу.

В примечаниях содержится информация о месте документа в действующем законодательстве, о его соотношении с другими документами, о его действии или фактически утрате силы и т.д.

Примечания могут носить объективный или субъективный характер.

Подготовка новых редакций документов .

Изменение нормативных правовых актов правотворческим органом, в большинстве случаев, происходит без одновременного утверждения новой редакции соответствующих частей (разделов, статей) изменяемого документа.

Многочисленные изменения одного документа без создания его редакции приводят к тому, что становится практически невозможно пользоваться таким документом. Выход из создавшегося положения эксперты фирмы — разработчика СПС видят в создании своих, не утвержденных правотворческим органом редакций нормативных правовых актов.

Перед каждым пользователем СПС при принятии решения о выборе системы для использования ее в конкретной работе встает вопрос определения тех ключевых свойств, на которые надо обратить внимание в первую очередь. Выделим главные свойства как СПС, так и фирмы-изготовителя СПС:

требования и ограничения по уровню вычислительной техники (например, объемы оперативной и дисковой памяти);

качество пользовательского интерфейса (например, наличие подсказок и помощи пользователю при работе с СПС);

удобство установки и настройки;

качество информационного наполнения СПС (количество и тематика документов);

качество компьютерных технологий, заложенных в СПС (быстрота и точность поиска);

уровень гарантий и сервисного обслуживания (обучение, настройка системы, возможность получить консультацию);

стоимость СПС (например, за страницу документа, включая налоги, годовое сопровождение).

Окончательный выбор системы следует делать после работы с демонстрационными версиями СПС и после консультаций с сопровождающими ее специалистами.

Поиск правовой информации осложнен многими факторами: огромным количеством уже имеющихся и непрерывно создающихся правовых документов; позитивной и негативной избыточностью правой информации; сложностью доступа к местным и ведомственным нормативным документам и пр.

Для компактного хранения, направленного поиска и защиты больших массивов информации используются базы данных (БД) . Выборку нужных документов можно получить по запросу. БД может храниться как на компьютере пользователя, так и на удаленном компьютере, связанном с пользователем по сети. АИС, предназначенные для хранения и поиска нормативных правовых актов, классифицируют как справочные правовые системы (СПС) .

СПС предоставляют доступ к открытой правовой информации массовому потребителю с помощью эффективных инструментов поиска. Для осуществления поиска разрабатывается информационно-поисковый образ документа, в котором содержатся его реквизиты, ключевые слова и проиндексированный текст.

Основными отличиями СПС, выпускаемых разными компаниями, являются поисковые возможности и метод обновления информационной базы. При приобретении СПС следует учитывать:

качество компьютерных технологий, реализованных в СПС;

качество информационного наполнения;

общий уровень сервиса;

способ обновления информационной базы;

требования к компьютеру пользователя;

стоимость (например, одной страницы документа).

Почему возникла необходимость компьютеризации ресурсов правовой информации? Как она осуществлялась в нашей стране?

В чем особенность конструирования баз данных текстовой информации?

Какую обработку проходят нормативные документы перед помещением их в справочную правовую систему?

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

1 ответ(а)


В самом широком смысле – профессии – это, возникшие на определённом этапе развития истории, формы деятельности, необходимые обществу. В более узком смысле под профессией понимается социально–значимая деятельность индивида, выполнение которой обусловлено наличием у него специальных знаний, навыков и умений. Кроме этого, предполагается наличие определённых способностей и профессионально важных качеств.

В зависимости от содержания труда, то есть предмета, цели, средств, способов и условий работы, различают виды профессиональной деятельности. Сочетание видов профессиональной деятельности с требованиями, предъявляемыми к человеку, формирует профессии. В англоязычной среде различают понятия "профессия" (ргоfession) и "занятие" (оссupation). Термин "профессия" употребляется применительно к высокостатусным видам профессиональной деятельности. Все другие виды деятельности относятся к специальностям. В отечественной науке также принято отделять понятия "профессия" и "специальность". Профессия – понятие более широкое, чем специальность. Профессия, как правило, объединяет группу родственных специальностей. В медицине, например, врач - это профессия, имеющая такие специальности, как хирург, терапевт, окулист, невропатолог и др. Профессия инженер, к примеру, объединяет такие специальности, как технолог, конструктор, испытатель, и т.д. Таким образом, профессия характеризует некоторую категорию людей, занимающихся определённым видом трудовой деятельности. Профессиональной деятельностью при этом считается только такая деятельность, которая характеризуется определённым уровнем квалификации, в результате профессиональной подготовки и служит источником доходов человека. Специальность – это один из видов профессиональной деятельности внутри профессии; это комплекс знаний, навыков, умений, необходимый для выполнения определённого вида деятельности в рамках профессии. Человека, обладающего указанным комплексом знаний и умений, называют специалистом.

Возникновение юридической профессии обусловлено потребностью в правовом регулировании общественных отношений, связанных с разделением труда. Каждая степень разделения труда определяет отношения индивидов и групп друг к другу, а также к орудиям, средствам труда и продуктам. Государство и право обеспечивают регулирование общественных отношений посредством профессиональных работников – юристов. Таким образом, сущность юридической профессии заключается в обеспечении функционирования механизма правового регулирования общественных отношений.

Сущность профессии конкретизируется в её содержании. Под содержанием в данном случае понимается совокупность трудовых функций, обусловленных спецификой юридической деятельности, её условий и используемых средств труда. Основанием профессиональной юридической деятельности служат конкретные действия и операции. Под действиями понимаются внешне выраженные, влекущие непосредственные правовые последствия, акты юристов. Что касается операций, то они представляют собой совокупность взаимосвязанных действий, объединённых общей целью и направленных на достижение определённого результата.

Таким образом, основным признаком юридической профессии можно считать осуществление юридической деятельности. Юридическая деятельность представляет собой разновидность социальной деятельности. Исходя из этого ей присущи все основные признаки, характерные для последней, а именно: системность, плановость, предметность, целесообразность. Специфика юридической деятельности, как разновидности социальной, заключается в том, что она направлена на регулирование правовых отношений. При этом - деятельность признаётся юридической не только потому, что она воздействует на право, а ещё и потому, что она приводит к юридически значимым результатам. В содержании трудовой деятельности юристов выделяются два аспекта, а именно: социальный и функциональный. Что касается, социального аспекта, то он показывает социально – экономическую направленность труда и определяет характер труда. Характер труда является важнейшим качественным признаком профессиональной трудовой деятельности. Именно на основе данного признака можно провести отличие между одним видом трудовой деятельности и другим. Каким же может быть характер труда? Он может быть: умственным и физическим; творческим и механическим; управленческим и исполнительским и т.д. Труд юристов является умственным, творческим, может быть как управленческим, так и исполнительским.

Функциональный аспект, в свою очередь, затрагивает общие аспекты работы юристов, касательно её содержания. С точки зрения выполняемых в обществе функций, всех профессиональных юристов можно разделить на следующие основные специальности: адвокаты, нотариусы, юрисконсульты, судьи, прокуроры, следователи, судебные эксперты, судебные приставы, научные работники.

Предметом профессиональной деятельности юристов является поведение людей, субъектов общественных отношений, подлежащих правовому регулированию.

Важнейшей целью труда юристов является установление режима законности, а также обеспечение правопорядка. Ведь законность и правопорядок – это основные элементы правового государства.

Под средствами труда принято понимать предметы, явления, процессы, благодаря которым обеспечивается достижение определенной цели, результата. Средства необходимы для поиска и анализа правовых актов, вынесения и оформления решений, то есть для выполнения различных юридических действий и операций. Набор средств, которые использует в своей профессиональной деятельности юрист, очень велик и разнообразен. Ведущее место в указанном наборе принадлежит правовым средствам, в состав которых входят: нормы закона, юридические договоры и т.д. К средствам профессиональной юридической деятельности также следует отнести действия и операции самих юристов, которые они совершают в рамках своей специальности. Некоторые исследователи, такие как, А.Э. Жалинский, подразделяют средства труда на средства интеллектуальной деятельности и на средства, с помощью которых осуществляется предметная деятельность, то есть работа по написанию юридических документов, проведению допросов и т.д. Средства интеллектуальной деятельности формируют приёмы правового мышления, понятийный аппарат. В свою очередь, к средствам предметной деятельности относятся, главным образом, технические средства поиска, сбора, обработки и хранения информации (различные специальные компьютерные базы данных). Указанные средства в современной юридической литературе называют информационным обеспечением профессиональной юридической деятельности. В настоящее время всё большее число юристов пользуется услугами различных компьютерных правовых баз, таких как: Консультант – плюс, Гарант, Кодекс, позволяющих за считанные секунды найти необходимый правовой документ.

Самостоятельным элементом содержания профессиональной юридической деятельности является способ совершения тех или иных действий и операций. Под способом понимается конкретный путь достижения намеченной цели. Способы накладывают свой отпечаток на выбор и специфику использования средств, обусловливают стиль деятельности юристов. Существуют официальные и неофициальные способы, научные и практические, тайные и гласные и т.д.

Что касается условий труда юристов, то их условно можно разделить на две группы. Первая группа включает в себя производственные условия, а вторая - социально–экономические. В группу производственных условий входят санитарно–гигиенические, психофизиологические, эстетические, психологические элементы. Производственные условия показывают уровень технической оснащённости труда, его интенсивность. Группа социально–экономических условий труда представляет собой набор факторов, связанных с общественно-экономическим строем государства. Данные факторы находят своё отражение, главным образом, в трудовом законодательстве.

Профессиональная деятельность юриста характеризуется рядом признаков. Важным признаком профессиональной деятельности юриста является социальная ответственность. Юрист должен понимать, что он стоит на страже интересов человека, государства, поэтому к своей деятельности должен предъявлять самые высокие профессиональные требования. От его действий, консультаций, решений зависят судьбы людей, их имущественные и не имущественные интересы.

Профессиональная деятельность юриста осуществляется в определённой форме. В качестве формы профессиональной юридической деятельности рассматриваются: 1) принятие актов – документов; 2) специализированная профессиональная деятельность (судебная, адвокатская, следственная, нотариальная и другие).

Всякая деятельность направлена на достижение результата, который является её венцом, представляет собой итог усилий субъектов. Юридическая деятельность, как и любая другая начинается с постановки цели, прогнозирования результата, а заканчивается получением фактического результата. В зависимости от того насколько прогнозируемое совпало с фактическим решается вопрос о достижении или недостижении целей. В качестве результата юридической деятельности можно рассматривать принятие закона, отмену закона, предъявление обвинения, изобличение виновного и т.д.

Исходя из изложенного, следует определить юридическую профессию как установленный государством род деятельности, связанный с правовым регулированием общественных отношений, требующий наличия соответствующих знаний, навыков и умений, характеризующийся набором определённых средств, способов и условий труда, направленный на достижение правового результата.

Юридическая обработка играет важнейшую роль в обеспечении качества информационного наполнения СПС, благодаря чему достигается упорядоченность массива правовых документов и внутренняя взаимосвязь документов друг с другом, возможность быстро и эффективно находить нужную информацию и работать с ней.

Юридическая обработка – это такой вид работы, при котором осуществляется выявление взаимосвязей между документами, реализация и фиксирование выявленных связей с помощью определенных форм (ссылок, примечаний, справочных сведений), создание новых редакций документов при их изменении, а также экспертная обработка информации, при которой создаются специальные аналитические материалы и инструменты поиска. Всё это обеспечивает эффективное выполнение основной функции СПС – дать пользователю возможность быстро и в удобной форме получить всю необходимую информацию для принятия верного решения по интересующей проблеме.

Так как юридическая обработка имеет аналитический, исследовательский характер, то ей свойственны в той или иной степени объективность и субъективность.

Объективная юридическая обработка – это такая обработка документов, при которой результат исследования, анализа документа основывается на положениях самого документа (или других документов, упоминающих анализируемый документ), а также на устоявшихся, бесспорных научных положениях теории права.

Субъективная юридическая обработка – это такая обработка документа, при которой результат основывается, прежде всего, на опыте и умозаключениях эксперта, проводящего исследование документа и использующего положения других документов, в которых исследуемый документ не упоминается, а также основывается на спорных научных теориях. По своей сути результат субъективной юридической обработки является выражением взгляда, мнения об исследуемом предмете отдельного эксперта.

Стандартные элементы юридической обработки следующие:

· Классификация (рубрикация) документа, подбор ключевых слов (понятий). Перед введением нового документа в ИБ, все правовые акты распределяются по определенным темам, т.е. происходит систематизация правовой информации.

· Подготовка новых редакций документа при издании официальных изменений, вносимых в изучаемый документ.

· Выявление взаимосвязей документов, формирование перекрестных ссылок между документами. Сформированный массив информации подвергается анализу с целью выявления других правовых актов, связанных с изучаемым документом, а также относящимся к определенной правовой проблеме.

· Подготовка примечаний к документу и справочных сведений.

Рассмотрим каждый элемент юридической обработки более подробно.

Подготовка новых редакций документа*

В условиях постоянного изменяющегося законодательства для пользователя правовой информации крайне важными и актуальными являются две возможности:

· возможность получить полный текст правового акта со всеми внесёнными в него на сегодняшний день изменениями;

· возможность получить текст правового акта в том виде, в каком он действовал на определённую дату в прошлом.

В связи с этим, обратим внимание на то, что изменение нормативных правовых актов (НПА) правотворческим органом в большинстве случаев происходит без одновременного утверждения новой редакции изменяемого документа. Изменения в документе могут вноситься разными способами. Перечислим наиболее распространенные:

· замена части текста (статьи, пункта, абзаца, отдельных слов) документа другим текстом;

· отмена отдельных частей текста документа;

· дополнение документа новыми частями.

Заметим, что нередко в одном документе применяется несколько способов внесения изменений.

Многочисленные изменения одного документа без создания его новой редакции приводят к тому, что становиться практически невозможно пользоваться таким документом. Поэтому выход из создавшейся ситуации заключается в том, чтобы специалисты компании-разработчика СПС сами создавали редакции НПА.

*Подредакцией документамы будем понимать текст документа с внесенными в него изменениями.

Например, изменения Налогового кодекса РФ (часть вторая), внесенные Федеральным законом от 30.06.2005г. № 71-ФЗ заключаются в следующем:





Этап 1. Оперативное предупреждение пользователя об изменениях, внесенных в документ.

До создания новой редакции документа А с помощью этих инструментов можно использовать измененный документ, не рискуя получить устаревшую информацию.

Несмотря на то, что этот процесс требует выполнения значительного объема вспомогательной работы, новая редакция создается и вводится в ИБ в максимально короткий срок.

В результате этой работы:

· После каждого измененного фрагмента указываются все документы, в соответствии с которыми внесены изменения, и дается ссылка на текст этого фрагмента в предыдущей редакции. Например, в Налоговом кодексе РФ (часть вторая) к статье 143:


· После заголовка изменённого документа приводится полный перечень изменяющих документов, которые учтены в тексте созданной редакции. Например, к Семейному кодексу РФ под заголовком указываются изменяющие кодекс Федеральные законы:


· Для каждой редакции документа, включённой в систему, указывается период действия этой редакции. Если есть неопределённость в этом вопросе, то обязательно указывается на наличие такой неопределённости и объясняется, с чем связано её наличие в данном случае. Например, это будет указано в Справке к документу:


Все редакции одного документа связаны между собой, и, находясь в тексте одной из редакций, можно попасть в последнюю действующую или в любую другую интересующую пользователя редакцию документа.

Читайте также: