В каких случаях правило 15 не применяется к судам на пересекающихся курсах

Обновлено: 13.06.2024

141. Скоростные суда при встречном плавании должны расходиться между собой только левыми бортами; при этом отмашку первым подает судно, идущее вверх.

142. Обгон одного скоростного судна другим должен осуществляться только по левому борту обгоняемого судна; при этом обгоняемое судно, получив запрос и разрешив обгон, должно незамедлительно уменьшить скорость и следовать с минимальной скоростью до окончания обгона.

143. Сторону обгона и расхождения с другими судами, кроме плотоводов, определяет и показывает скоростное судно. При этом, как правило, расхождение должно осуществляться левыми бортами, а обгон - по левому борту обгоняемого судна. Встречные и обгоняемые суда должны подтвердить отмашкой указанную сторону и не допускать отклонения от своего пути до окончания расхождения или обгона.

144. Движение скоростных судов в неводоизмещающем положении разрешается только в светлое время суток, когда не менее чем за 1 км невооруженным глазом видны и отчетливо опознаются навигационные знаки.

145. Маломерные суда должны следовать за пределами судового хода или по установленной полосе движения. В случае, когда по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти по судовому ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах до 10 м от нее; при этом они не должны затруднять движение и маневрирование немаломерных судов на судовом ходу и обязаны заблаговременно уходить с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами. Маломерные суда не могут требовать, чтобы им уступили дорогу.

146. Если два маломерных судна идут курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то применяются следующие правила:

147. Если два парусных судна идут курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то одно из них должно уступать дорогу согласно следующим правилам:

- когда оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром;

- если судно, идущее левым галсом, видит другое судно с наветренной стороны и не может точно определить, левым или правым галсом идет это судно, то оно должно уступить ему дорогу.

148. Маломерные и парусные суда при необходимости могут пересекать судовой ход (полосу движения, рекомендованный курс), а также выполнять поворот с пересечением судового хода, как правило, за кормой проходящих судов.

- маневрировать и останавливаться вблизи идущих или стоящих других судов, земснарядов, плавучих кранов и т.д. и в промежутках между ними;

- останавливаться и становиться на якорь в пределах судового хода (полосы движения, рекомендованного курса), а также у плавучих навигационных знаков;

- выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости, а парусным судам, кроме того, и ночью.

150. Во избежание встречи на участках или местах, где расхождение судов затруднено, применяются следующие правила:

судно при подходе к непросматриваемому и затруднительному участку, где встречное судно визуально заблаговременно обнаружить невозможно, должно сообщить о подходе по радиотелефонной связи, уменьшить ход и подать "один продолжительный звук". Ночью этот сигнал должен дублироваться лучом прожектора, направленным вверх;

судно при движении по указанному участку большой протяженности должно через каждые 2-3 минуты подавать "два продолжительных звука";

суда, убедившись в занятости участка, должны принять меры для обеспечения безопасного расхождения (пропуска), а если участок с односторонним движением - остановиться и ожидать в безопасном для пропуска встречного судна месте;

при одновременном подходе судов сверху и снизу к участку с односторонним движением судно, идущее вверх, должно остановиться в безопасном месте и пропустить судно, идущее вниз.

151. При приближении к участкам, обозначенным специальным знаком или указанным в документах, определяющих особенности движения судов в бассейне, или указанным на навигационных картах, на которых запрещается расхождение, идущие вверх суда при получении информации о приближении идущих вниз судов должны остановиться и ждать, пока встречные суда не пройдут этот участок.

152. Обгон может производиться лишь тогда, когда обгоняющее и обгоняемое суда удостоверились в том, что обгон не представляет опасности и подтвердили согласие на обгон по радиотелефонной связи и световыми сигналами.

Обгоняемое судно должно по требованию обгоняющего судна уменьшить скорость и предпринять другие действия для обеспечения безопасности обгона.

153. Обгоняющее судно должно обходить обгоняемое судно по левому борту. Обгон по правому борту допускается как исключение, когда обгон по левому борту затруднен из-за путевых, метеорологических или других условий.

154. При обгоне парусного судна другим парусным судном обгоняемое судно должно обеспечить проход обгоняющего судна с наветренной стороны.

При обгоне какого-либо судна парусным судном обгоняемое судно должно обеспечить проход обгоняющего судна с наветренной стороны.

155. Когда обгон невозможен ввиду опасности столкновения, обгоняемое судно должно подать сигнал "Предупреждение". В этом случае производить обгон запрещается впредь до получения обгоняемым судном разрешения, которое должно быть дано судном без повторного запроса.

156. Суда могут произвести оборот лишь после того, как они удостоверились в том, что движение других судов дает возможность это сделать без риска и что другие суда не будут вынуждены внезапно изменить свой курс или скорость.

159. Положение пункта 156 настоящих Правил применяется также к судам, которые покидают место якорной стоянки или швартовки.

160. Суда могут пересекать судовой ход, входить в подходы к портам в притоки, выходить из них после того, как они удостоверились, что эти маневры могут производиться безопасно и что другие суда не будут вынуждены внезапно изменять свой курс или скорость.

161. Суда, идущие от берега, причала или дополнительного судового хода, должны беспрепятственно пропускать суда, следующие по основному судовому ходу.

162. Судно на участках с ограниченными габаритами судового хода, в затонах, при приближении к откосу канала, берегу, при проходе вблизи земснарядов, стоящих судов, пляжей и мест отдыха, а также на участках пути, где скорость движения ограничена документами, определяющими особенности движения судов в бассейне, предписывающими знаками или обозначена на карте, должно осуществлять движение на пониженной скорости (вплоть до минимальной), чтобы не создавать опасного волнения.

163. Самоходные суда, движущие составы, должны обладать мощностью, достаточной для того, чтобы обеспечить надлежащую маневренность состава.

164. Толкач должен иметь возможность своевременно остановить состав и обеспечить его надлежащую управляемость.

165. Самоходным судам, буксирующим и толкающим составы, запрещается оставлять эти суда при швартовке и постановке на якорь до тех пор, пока они не освободили судовой ход и пока судоводитель состава не убедился в безопасности их постановки.

166. Толкаемые и буксируемые составы должны соответствовать схемам, подготовленным судовладельцами, утвержденным БОГУ на ВВТ и согласованным с Государственной речной судоходной инспекцией бассейна.

167. Когда БОГУ на ВВТ вводят в действие общий запрещающий сигнальный знак (приложение N 5 к настоящим Правилам), указывающий, что судоходство на участке временно прекращено, все суда должны остановиться, не доходя до этого запрещающего сигнального знака.

168. Принятое БОГУ на ВВТ решение о временном прекращении или ограничении судоходства на определенном участке водных путей должно быть доведено также до судовладельцев и судоводителей по радиотелефонной связи и в извещениях судоводителям, или другим способом (приказ N 55, 2002 г. (регистрационный N 3551) пункт 8.5. Правил).

169. Судно при подходе к работающему на судовом ходу дноуглубительному или дноочистительному снаряду на расстояние не менее 1 км должно подать звуковой сигнал "Внимание" и согласовать по УКВ радиосвязи сторону прохода.

170. Дноуглубительный снаряд должен освободить часть судового хода, достаточную для пропуска судна, и показать сторону прохода ночью миганием двух тентовых огней (если земснаряд отошел к левой кромке - зелеными, к правой - красными), днем - светоимпульсной отмашкой или флагом-отмашкой.

171. Дноочистительный снаряд должен показать сторону прохода ночью миганием одного кругового огня (белого - при работе у левой кромки судового хода, красного - у правой), днем - светоимпульсной отмашкой или флагом-отмашкой.

172. Судно при получении разрешительного сигнала должно подать отмашку с соответствующего борта и проходить, принимая необходимые меры предосторожности.

173. Обмен сигналами и прохождение мимо судна, занятого подводными и водолазными работами на судовом ходу (подъем судов, прокладка труб, кабеля и т.д.), осуществляются в таком же порядке, как и с дноочистительным снарядом.

174. При одновременном подходе судов к дноуглубительному или дноочистительному снаряду сверху и снизу судно, идущее вниз, или скоростное судно независимо от направления движения проходит в первую очередь.

Правила этого раздела применяются при любых условиях видимости.

Правило 5. Наблюдение

Каждое судно должно постоянно вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, так же как и наблюдение с помощью всех имеющихся средств, применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям, с тем чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения.

Правило 6. Безопасная скорость

Каждое судно должно всегда следовать с безопасной скоростью, с тем чтобы оно могло предпринять надлежащее и эффективное действие для предупреждения столкновения и могло быть остановлено в пределах расстояния, требуемого при существующих обстоятельствах и условиях.

При выборе безопасной скорости следующие факторы должны быть в числе тех, которые надлежит учитывать:

(I) состояние видимости;

(II) плотность движения, включая скопление рыболовных или любых других судов;

(III) манёвренные возможности судна и особенно расстояние, необходимое для полной остановки судна, и поворотливость судна в преобладающих условиях;

(IV) ночью - наличие фона освещения как от береговых огней, так и от рассеяния света собственных огней;

(V) состояние ветра, моря и течения и близость навигационных опасностей;

(VI) соотношение между осадкой и имеющимися глубинами.

(b) дополнительно судам, использующим радиолокатор:

(I) характеристики, эффективность и ограничения радиолокационного оборудования;

(II) любые ограничения, накладываемые используемой радиолокационной шкалой дальности;

(III) влияние на радиолокационное обнаружение состояния моря и метеорологических факторов, а также других источников помех;

(IV) возможность того, что радиолокатор может не обнаружить на достаточном расстоянии малые суда, лёд и другие плавающие объекты;

(V) количество, местоположение и перемещение судов, обнаруженных радиолокатором;

(VI) более точную оценку видимости, которая может быть получена при радиолокационном измерении расстояния до судов или других объектов, находящихся поблизости.

Правило 7. Опасность столкновения

(а) Каждое судно должно использовать все имеющиеся средства в соответствии с преобладающими обстоятельствами и условиями для определения наличия опасности столкновения. Если имеются сомнения в отношении наличия опасности столкновения, то следует считать, что она существует.

(b) Установленное на судне исправное радиолокационное оборудование должно использоваться надлежащим образом, включая наблюдение на шкалах дальнего обзора с целью получения заблаговременного предупреждения об опасности столкновения, а также радиолокационную прокладку или равноценное систематическое наблюдение за обнаруженными объектами.

(c) Предположения не должны делаться на основании неполной информации, и особенно радиолокационной.

(d) При определении наличия опасности столкновения необходимо прежде всего учитывать следующее:

(I) опасность столкновения должна считаться существующей, если пеленг приближающегося судна заметно не изменяется;

(II) опасность столкновения может иногда существовать даже при заметном изменении пеленга, в частности при сближении с очень большим судном или буксиром или при сближении судов на малое расстояние.

Правило 8. Действия для предупреждения столкновения

(а) Любое действие, предпринимаемое для предупреждения столкновения, если позволяют обстоятельства, должно быть уверенным, своевременным и соответствовать хорошей морской практике.

(b) Любое изменение курса и (или) скорости, предпринимаемое для предупреждения столкновения, если позволяют обстоятельства, должно быть достаточно большим, с тем чтобы оно могло быть легко обнаружено другим судном, наблюдающим его визуально или с помощью радиолокатора; следует избегать ряда последовательных небольших изменений курса и (или) скорости.

(c) Если имеется достаточное водное пространство, то изменение только курса может быть наиболее эффективным действием для предупреждения чрезмерного сближения при условии, что изменение сделано заблаговременно, является существенным и не вызывает чрезмерного сближения с другими судами.

(d) Действие, предпринимаемое для предупреждения столкновения с другим судном, должно быть таким, чтобы привести к расхождению на безопасном расстоянии. Эффективность этого действия должна тщательно контролироваться до тех пор, пока другое судно не будет окончательно пройдено и оставлено позади.

(e) Если необходимо предотвратить столкновение или иметь больше времени для оценки ситуации, судно должно уменьшить ход или остановиться, застопорив свои движители или дав задний ход.

(I) Судно, обязанное согласно какому-либо из настоящих Правил не затруднять движение или безопасный проход другого судна, должно, когда этого требуют обстоятельства, предпринять заблаговременное действие с тем, чтобы оставить достаточное водное пространство для безопасного прохода другого судна;

(II) Судно, обязанное не затруднять движение или безопасный проход другого судна, не освобождается от этой обязанности при приближении к другому судну так, что возникает опасность столкновения, и должно, предпринимая свои действия, полностью учитывать тс действия, которые могут потребоваться согласно Правилам настоящей части;

(III) Когда два судна приближаются друг к другу так, что возникает опасность столкновения, судно, движение которого не должно затрудняться, обязано полностью соблюдать Правила настоящей части.

Правило 9. Плавание в узкостях

(а) Судно, следующее вдоль узкого прохода или фарватера, должно держаться внешней границы прохода или фарватера, которая находится с его правого борта настолько близко, насколько это безопасно и практически возможно.

(b) Судно длиной менее 20 м или парусное судно не должны затруднять движение такого судна, которое может безопасно следовать только в пределах узкого прохода или фарватера.

(c) Судно, занятое ловом рыбы, не должно затруднять движение любого другого судна, следующего в пределах узкого прохода или фарватера.

(d) Судно не должно пересекать узкий проход или фарватер, если такое пересечение затруднит движение судна, которое может безопасно следовать только в пределах такого прохода или фарватера; это последнее судно может использовать звуковой сигнал, предписанный Правилом 34 (d), если оно испытывает сомнения в отношении намерений судна, пересекающего проход или фарватер.

(I) В узком проходе или на фарватере в том случае, если обгон может быть совершён только при условии, что обгоняемое судно предпримет действие, позволяющее безопасный проход, то судно, намеревающееся произвести обгон, должно указать своё намерение подачей соответствующего звукового сигнала, предписанного Правилом 34 (с) (I). Обгоняемое судно должно, если оно согласно на обгон, подать соответствующий сигнал, предписанный Правилом 34 (с) (ii), и предпринять действия, позволяющие безопасный проход обгоняющего судка. Если обгоняемое судно испытывает сомнения в отношении безопасности обгона, оно может подать звуковые сигналы, предписанные Правилом 34 (d).

(II) Это Правило не освобождает обгоняющее судно от выполнения требований Правила 13.

(f) Судно, приближающееся к изгибу или к такому участку узкого прохода или фарватера, где другие суда могут быть не видны из-за наличия препятствий, должно следовать с особой внимательностью и осторожностью и подавать соответствующий звуковой сигнал, предписанный Правилом 34 (e).

(g) Любое судно, если позволяют обстоятельства, должно избегать постановки на якорь в узком проходе.

Правило 10. Плавание по системам разделения движения

(а) Это Правило применяется при плавании по системам разделения движения, принятым Организацией, и не освобождает никакое судно от его обязанностей, вытекающих из любого другого Правила.

(b) Судно, использующее систему разделения движения, должно:

(I) следовать в соответствующей полосе движения в принятом на ней общем направлении потока движения;

(II) держаться, насколько это практически возможно, в стороне от линии разделения движения или от зоны разделения движения;

(III) в общем случае входить в полосу движения или покидать её на конечных участках, но, если судно покидает полосу движения или входит в неё с любой стороны , оно должно делать это под возможно меньшим углом к общему направлению потока движения.

(c) Судно должно, насколько это практически возможно, избегать пересечения полос движения, но если оно вынуждено пересекать полосу движения, то должно делать это, насколько это возможно, курсом под прямым углом к общему направлению потока движения.

(I) Судно не должно использовать зону прибрежного плавания, если оно может безопасно использовать соответствующую полосу движения в прилегающей системе разделения движения. Однако, суда длиной менее 20 м, парусные суда и суда, занятые ловом рыбы, могут использовать зону прибрежного плавания.

(II) Независимо от предписаний подпункта (d) (i) судно может использовать зону прибрежного плавания, когда оно направляется в порт или из него, следует к расположенным у берега сооружениям, лоцманской станции или какому - либо другому месту, которые находятся в пределах зоны прибрежного плавания, или для избежания непосредственной опасности.

(e) Судно, если оно не пересекает систему разделения движения, не входит в полосу движения или не выходит из неё, не должно, в общем случае, входить в зону разделения движения или пересекать линию разделения движения, кроме:

(I) случаев крайней необходимости для избежания непосредственной опасности;

(II) случаев, когда это связано с ловом рыбы в пределах зоны разделения движения.

(f) Судно, плавающее вблизи конечных участков систем разделения движения, должно соблюдать особую осторожность.

(g) Судно должно, насколько это практически возможно, избегать постановки на якорь в пределах системы разделения движения или вблизи от её конечных участков.

(h) Судно, не использующее систему разделения движения, должно держаться от неё на достаточно большом расстоянии.

(i) Судно, занятое ловом рыбы, не должно затруднять движение любого другого судна, идущего в полосе движения.

(j) Судно длиной менее 20 м или парусное судно не должно затруднять безопасное движение судна с механическим двигателем, идущего в полосе движения.

(k) Судно, ограниченное в возможности маневрировать, когда оно занято деятельностью по поддержанию безопасности мореплавания в системе разделения движения, освобождается от выполнения этого Правила в такой степени, в какой это необходимо для выполнения этой деятельности.

(l) Судно, ограниченное в возможности маневрировать, когда оно занято работами по прокладке, обслуживанию или поднятию подводного кабеля в пределах системы разделения движения, освобождается от выполнения требований этого Правила настолько, насколько это необходимо для выполнения этих работ.

Раздел II - Плавание судов, находящихся на виду друг у друга

Правило 11. Применение

Правила этого Раздела применяются к судам, находящимся на виду друг у друга.

Правило 12. Парусные суда

(а) Когда два парусных судна сближаются так, что возникает опасность столкновения, то одно из них должно уступить дорогу другому следующим образом:

(I) когда суда идут разными галсами, то судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу другому судну;

(II) когда оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром;

(III) если судно, идущее левым галсом, видит другое судно с наветренной стороны и не может точно определить, левым или правым галсом идёт это другое судно, то оно должно уступить ему дорогу.

(b) По этому Правилу наветренной стороной считается сторона, противоположная той, на которой находится грот, а при прямом вооружении - сторона, противоположная той, на которой находится самый большой косой парус.

Правило 13. Обгон

(а) Независимо от предписаний, содержащихся в Правилах Разделов 1 и 2 Части В каждое судно, обгоняющее другое, должно держаться в стороне от пути обгоняемого судна.

(b) Судно считается обгоняющим другое судно, когда оно подходит к нему с направления более 22.5 градусов позади траверза последнего, т.е. когда обгоняющее судно находится в таком положении по отношению к обгоняемому, что ночью обгоняющее судно может видеть только кормовой огонь обгоняемого судна и не может видеть ни один из его бортовых огней.

(c) Если имеется сомнение в отношении того, является ли судно обгоняющим, то следует считать, что это именно так, и действовать соответственно.

(d) Никакое последовавшее изменение во взаимном положении двух судов не может дать повода считать обгоняющее судно, по смыслу настоящих Правил, судном, идущим на пересечение курса, или освободить обгоняющее судно от обязанности держаться в стороне от обгоняемого до тех пор, пока последнее не будет окончательно пройдено и оставлено позади.

Правило 14. Ситуация сближения судов, идущих прямо друг на друга

(а) Когда два судна с механическими двигателями сближаются на противоположных или почти противоположных курсах так, что возникает опасность столкновения, каждое из них должно изменить свой курс вправо, с тем чтобы каждое судно прошло у другого по левому борту.

(b) Такая ситуация должна считаться существующей, когда судно видит другое прямо или почти прямо по курсу, и при этом ночью оно может видеть в створе или почти в створе топовые огни и (или) оба бортовых огня другого судна, а днём оно наблюдает его соответствующий ракурс.

(c) Если имеется сомнение в отношении того, существует ли такая ситуация, то следует считать, что она существует, и действовать соответственно.

Правило 15. Ситуация пересечения курсов

Когда два судна с механическими двигателями идут пересекающимися курсами так, что возникает опасность столкновения, то судно, которое имеет другое на своей правой стороне, должно уступить дорогу другому судну и при этом оно должно, если позволяют обстоятельства, избегать пересечения курса другого судна у него по носу.

Правило 16. Действия судна, уступающего дорогу

Каждое судно, которое обязано уступить дорогу другому судну, должно, насколько это возможно, предпринять заблаговременное и решительное действие с тем, чтобы чисто разойтись с другим судном.

Правило 17. Действия судна, которому уступают дорогу

(I) Когда одно судно из двух судов должно уступить дорогу другому, то это другое судно должно сохранять курс и скорость.

(II) Однако это другое судно, когда для него становится очевидным, что судно, обязанное уступить дорогу, не предпринимает соответствующего действия, требуемого этими Правилами, может предпринять действие, чтобы избежать столкновения только собственным манёвром.

(b) Когда по какой-либо причине судно, обязанное сохранять курс и скорость, обнаруживает, что оно находится настолько близко к другому судну, что столкновения нельзя избежать только действием судна, уступающего дорогу, оно должно предпринять такое действие, которое наилучшим образом поможет предотвратить столкновение.

(c) Судно с механическим двигателем, которое в ситуации пересечения курсов предпринимает в соответствии с подпунктом (a) (II) этого Правила действие, чтобы избежать столкновения с другим судном с механическим двигателем, не должно, если позволяют обстоятельства, изменять курс влево, если другое судно находится слева от него.

(d) Это Правило не освобождает судно, обязанное уступить дорогу, от выполнения этой обязанности.

Правило 18. Взаимные обязанности судов

За исключением случаев, когда Правила 9, 10 и 13 требуют иного:

(а) Судно с механическим двигателем на ходу должно уступать дорогу:

(I) судну, лишённому возможности управляться;

(II) судну, ограниченному в возможности маневрировать;

(III) судну, занятому ловом рыбы;

(IV) парусному судну.

(b) Парусное судно на ходу должно уступать дорогу:

(I) судну, лишённому возможности управляться;

(II) судну, ограниченному в возможности маневрировать;

(III) судну, занятому ловом рыбы.

(c) Судно, занятое ловом рыбы, на ходу должно, насколько это возможно, уступать дорогу:

(I) судну, лишённому возможности управляться;

(II) судну, ограниченному в возможности маневрировать.

(I) Любое судно, за исключением судна, лишённого возможности управляться, или судна, ограниченного в возможности маневрировать, не должно, если позволяют обстоятельства, затруднять безопасный проход судна, стеснённого своей осадкой и выставляющего сигналы, предписанные Правилом 28.

(II) судно, стеснённое своей осадкой, должно следовать с особой осторожностью, тщательно сообразуясь с особенностью своего состояния.

(e) Гидросамолёт на воде должен, в общем случае, держаться в стороне от всех судов и не затруднять их движение. Однако в тех случаях, когда существует опасность столкновения, он должен выполнять Правила этой Части.

(I) Экраноплан при взлёте, посадке и в полете вблизи поверхности должен держаться в стороне от всех других судов и не затруднять их движение;

(II) Экраноплан, находящийся на поверхности воды, должен выполнять Правила этой Части как с механическим двигателем.

Раздел III - Плавание судов при ограниченной видимости

Правило 19. Плавание судов при ограниченной видимости

(а) Это Правило относится к судам, не находящимся на виду друг у друга при плавании в районах ограниченной видимости или вблизи таких районов.

(b) Каждое судно должно следовать с безопасной скоростью, установленной применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям ограниченной видимости. Судно с механическим двигателем должно держать свои машины готовыми к немедленному манёвру.

(c) При выполнении Правил Раздела I этой Части каждое судно должно тщательно сообразовывать свои действия с преобладающими обстоятельствами и условиями ограниченной видимости.

(d) Судно, которое обнаружило присутствие другого судна только с помощью радиолокатора, должно определить, развивается ли ситуация чрезмерного сближения и (или) существует ли опасность столкновения. Если это так, то оно должно своевременно предпринять действие для расхождения, причём если этим действием является изменение курса, то, насколько это возможно, следует избегать:

(I) изменения курса влево, если другое судно находится впереди траверза и не является обгоняемым;

(II) изменения курса в сторону судна, находящегося на траверзе или позади траверза.

(e) За исключением случаев, когда установлено, что опасности столкновения нет, каждое судно, которое услышит, по-видимому, впереди своего траверза, туманный сигнал другого судна или которое не может предотвратить чрезмерное сближение с другим судном, находящимся впереди траверза, должно уменьшить ход до минимального, достаточного для удержания судна на курсе. Оно должно, если это необходимо, остановить движение и в любом случае следовать с крайней осторожностью до тех пор, пока не минует опасность столкновения.

Компания Evergreen Marine, ставшая всемирно известной в связи с блокировкой Суэцкого канала севшим на мель контейнеровозом Ever Given, в начале текущего года выиграла спор в Верховном суде Соединенного Королевства (далее – Верховный суд) в связи со столкновением другого своего контейнеровоза Ever Smart с нефтяным танкером Alexandra I.

Первый вопрос, поставленный перед Судом, связан с тем, применяются ли правила пересечения курсов и как они соотносятся с правилами плавания в узкостях (правило 9) в ситуации, когда одно судно выходит в море, двигаясь по узкому каналу, а второе судно с пересекающимся курсом приближается к узкому каналу с намерением захода в него. Согласно правилу 9(а) суда, следующие вдоль узкого прохода, должны держаться как можно ближе к внешней границе прохода, которая находится со стороны правого борта, насколько это безопасно и практически возможно.

Второй вопрос, рассмотренный в рамках данного дела: необходимо ли предполагаемому судну, уступающему дорогу, находиться на устойчивом курсе (сохранять заданное направление прямолинейного движения) для срабатывания правил пересечения курсов? В данном случае он возник в связи с тем, что одно из судов, участвовавших в столкновении, двигалось с очень медленной скоростью и поэтому направление его движения изменялось.

Факты: 11 февраля 2015 г. недалеко от углубленного канала входа (выхода) в порт ДжебальАли в Объединенных Арабских Эмиратах (далее – канал) произошло столкновение между большим контейнеровозом истца Ever Smart и очень большим нефтеналивным танкером ответчика Alexandra I. Судно Ever Smart отправлялось из Джебаль-Али по каналу в то время, как судно Alexandra I, двигаясь с очень медленной скоростью, ожидало лоцмана, чтобы зайти в канал. Канал является узкостью для целей правила 9.

Судья Адмиралтейского суда и Суд апелляционной инстанции пришли к выводу, что правила пересечения курсов в данном случае не применяются, а если бы и применялись, то правила плавания в узкостях в любом случае имели бы приоритет. В связи с этим у судна Alexandra I отсутствовала обязанность уступать дорогу Ever Smart. Убытки, понесенные каждым судном в результате столкновения, были распределены пропорционально: 9 308 594,71 долл. США для “Alexandra I” и 2 531 373,71 долл. США для “Ever Smart”.

Кроме того, при принятии решения судья учел, что курс судна Alexandra I менялся, что было связано с низкой скоростью движения (судно ожидало прибытия лоцмана) и, как следствие этого, низкой маневренностью. Основываясь на этом, судья пришел к выводу, что курс не был достаточно определенным для применения правил пересечения. Сделав вывод о неприменимости правил пересечения курсов, судья рассмотрел нарушения, допущенные каждым из судов, и пришел к следующему выводу о распределении вины: Ever Smart – 80% ответственности за столкновение, а Alexandra I – 20%.

Суд апелляционной инстанции поддержал выводы адмиралтейского судьи, согласившись, что в данном случае правила пересечения курсов не применяются. Было также отмечено, что неприменение правил, обязывающих одно из судов уступать другому дорогу, обеспечивает непрерывность и беспрепятственность захода в канал.

Верховный суд Англии с решениями нижестоящих инстанций не согласился. Рассматривая соотношение правил пересечения курсов и правил плавания в узкостях, Суд обратил внимание на то, что Правила, как международная конвенция, должны толковаться со ссылкой на общие принципы толкования, а не на какие-либо более узкие принципы внутреннего права. Согласно положениям п. 1 ст. 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора.

Позиция ответчика по делу основывалась на том, что согласно правилу 2(b) при толковании и применении правил следует обращать должное внимание на всякого рода опасности плавания и столкновения и на все особые обстоятельства, включая самих судов, которые могут вызвать необходимость отступить от этих правил для избежания непосредственной опасности. По мнению ответчика, применение правил пересечения курсов очевидно противоречило хорошей морской практике, а предпринятые им действия являются достаточной альтернативой применению правил пересечения курсов.

Суд с данной позицией не согласился, отметив, что правило 2(b) является гибким в целях противостояния особым опасностям и особым обстоятельствам, а не просто отклоняет какое-либо из правил ввиду того, что его соблюдение является затруднительным. Отступление от правил может быть оправдано только в том случае, если имеются четкие доказательства того, что их соблюдение вызвало бы определенную опасность, а предпринятые вместо этого действия соответствуют хорошей морской практике.

Вопрос 1: применяются ли правила пересечения курсов (правила 15–17) и как они соотносятся с правилами плавания в узкостях (правило 9) в ситуации, когда одно судно выходит в море, двигаясь по узкому каналу, а второе судно с пересекающимся курсом приближается к узкому каналу с намерением захода в него?

Суды нижестоящих инстанций руководствовались сложившейся практикой, в которой был выработан подход, согласно которому правила пересечения курсов неприменимы, когда два судна приближаются друг к другу по узкому каналу; когда одно судно движется в одном направлении по нему, а другое – в обратном направлении, даже если кажется, что они находятся в ситуации пересечения курсов. Исключением являются ситуации, при которых одно из судов пересекает канал либо имеет место пересечение двух каналов.

В качестве примера была рассмотрена ситуация, когда суда движутся по изогнутому каналу. Их курсы, очевидно, пересекаются, однако безопасность полностью обеспечивается правилами плавания в узкостях, если оба судна придерживаются внешней границы канала со стороны правого борта.

Применительно к обстоятельствам данного дела Верховным судом рассмотрена ситуация, когда одно судно выходит из узкого канала, а другое находится на подходе к нему. Суд выделил три группы судов, находящихся в районе захода в узкий проход или фарватер:

  • группа 1 – суда, которые подходят к каналу, но не собираются и не готовятся зайти в него;
  • группа 2 – суда, которые намереваются зайти и при подходе к каналу корректируют свой курс, чтобы оказаться на стороне внешней границы канала по правому борту;
  • группа 3 – суда, которые также намереваются и готовятся зайти в канал, но скорее ждут захода, чем заходят в канал (неподвижно или двигаясь). “Alexandra I” относится к данной группе.

Указано, что между судном, выходящим из канала, и судном группы 1 применяются правила пересечения курсов, поскольку последнее не намеревается зайти в канал. Между судами, покидающими канал, и судами группы 2 должны применяться правила плавания в узкостях, а не правила пересечения курсов, поскольку судно группы 2 уже намеревается зайти в канал и корректирует свой курс и скорость для этого.

Суд в данном деле поддержал позицию истца, указав следующее.
В первую очередь суд учел принцип, обозначенный выше, согласно которому правила пересечения курсов следует применять везде, где они могут быть применены. Указанный принцип означает, что эти правила не должны отменяться при отсутствии явного положения об этом, за исключением случаев, когда в этом есть неотложная необходимость. Последняя существует или может возникнуть в случаях с судами группы 2, однако не с судами группы 3.
Относительно группы 2 возникает необходимость отклонить правила пересечения курсов, поскольку, как только судно формирует и корректирует свой курс для захода в узкий канал, оно, достигая захода в канал, уже имеет навигацию, определяемую необходимостью соблюдения правила 9(a).

Напротив, такая необходимость не влияет на ожидающее судно группы 3 или любое судно, приближающееся к каналу с намерением зайти в него, которое еще не определило свой курс, чтобы зайти в него по правой стороне. Если судно уступает дорогу в соответствии с правилами пересечения курсов, оно может изменить курс или снизить скорость, чтобы не приближаться к судну, выходящему из канала. В данном случае судно Alexandra I было уступающим дорогу.

Суд предпочел тест, предложенный истцом, тесту, предложенному ответчиком, поскольку он отменяет правила пересечения курсов в более ограниченном круге ситуаций. Правила должны применяться таким образом, чтобы действия судна были предсказуемыми для тех, кто управляет другим судном. Поэтому правила пересечения курсов отменяются только тогда, когда приближающееся судно собирается зайти в канал, уже корректируя свой курс так, чтобы достичь входа по его правой стороне. В отношении судна, покидающего канал, это можно определить путем визуального (или радиолокационного) наблюдения за курсом и скоростью приближающегося судна. Простое нахождение судна в зоне посадки лоцмана само по себе не отменяет данные правила, поскольку суда могут находиться в этом районе и по другим причинам, например потому, что они покидают узкий канал или просто пересекают его вход по пути к другому пункту назначения (и не планируют корректировать свой курс в соответствии с правилом 9(а)).

На основе изложенного, отвечая на первый из поставленных вопросов, Суд пришел к выводу, что в обозначенной ситуации, когда курсы выходящего по узкому каналу судна и приближающегося к каналу судна пересекаются, что вызывает риск столкновения, правила пересечения курсов не отменяются правилами плавания в узкостях лишь на том основании, что приближающееся судно намеревается и готовится зайти в узкий канал. Правила пересечения курсов отменяются только в том случае, если приближающееся судно корректирует свой курс так, чтобы достичь входа в канал со стороны его внешней границы по правому борту.

Вопрос 2: необходимо ли предполагаемому судну, уступающему дорогу, находиться на устойчивом курсе для срабатывания правил пересечения курсов?

Верховный суд с этим утверждением не согласился, указав, что для двух судов, находящихся под угрозой столкновения, безопаснее понимать, какое из них должно уступать дорогу, а не следовать обычной морской практике, не зная при этом, что предпримет второе судно.

Кроме того, Судом было отмечено, что риск столкновения, вызванный тем, что два судна имеют пересекающиеся курсы, не зависит от того, идет ли одно из них на устойчивом курсе. Достаточно, чтобы суда находились в видимости друг друга и пеленг приближающегося судна заметно не изменялся (правило 7(d)(i)). При этом могут быть и другие причины, по которым существует риск столкновения, которые не имеют ничего общего с устойчивостью курса (например, указанные в правиле 7(d)(ii)).

Во-первых, с учетом возможности того, что Alexandra I могла осуществить поворот на правый борт поздно, этого было недостаточно для устранения риска столкновения. Риск столкновения не может быть нивелирован вероятностью того, что оно по тем или иным причинам не произойдет.
Во-вторых, если два судна приближаются друг к другу и пеленг приближающегося судна заметно не изменяется, риск считается существующим (правило 7(d)(i)).
В-третьих, правило 7(а) предусматривает, что если есть какие-либо сомнения относительно наличия риска столкновения, то он считается существующим, а следовательно, нет оснований не применять правила пересечения курсов на основе предположения, что курсы двух судов не пересекаются.
Исходя из вышеизложенного, Верховный суд пришел к следующему выводу.

Если курсы двух судов пересекаются так, что возникает риск столкновения, соблюдение правил пересечения курсов не зависит от того, находится ли уступающее дорогу судно на устойчивом курсе. Если для тех, кто управляет двумя судами, достаточно очевидно, что суда приближаются друг к другу (с течением времени), даже если судно, уступающее дорогу, движется по неустойчивому курсу, правила пересечения курсов подлежат применению.

Относительно фактов данного дела Суд предложил следующий анализ:

  1. И “Alexandra I”, и “Ever Smart” находились в движении в течение 23 минут до столкновения, хотя “Alexandra I” и двигалась очень медленно.
  2. Оба судна были видны друг другу, и их пеленги относительно друг друга можно было легко измерить как с помощью компаса, так и с помощью радара.
  • Оба могли также наблюдать, как они приближаются друг к другу, как визуально, так и с помощью радара. iv) Судно “Ever Smart” всегда находилось

по правому борту у “Alexandra I”.

  1. Оба судна в течение этого периода фактически находились на пеленгах друг от друга, которые существенно не изменились, что легко наблюдалось с каждого судна. Суда не шли навстречу друг другу, и не было условий для применения правил обгона.
  1. Оба судна, таким образом, имели пересекающиеся курсы в значении правила 15, и поскольку они приближались друг к другу, это создавало риск столкновения.
  • “Alexandra I” не сохраняла курс или скорость, но основное направление судна было восток – юго-восток. Судно “Ever Smart” было на стабильном курсе, но не на постоянной скорости. Изменения курса и скорости “Alexandra I” вместе с изменениями скорости “Ever Smart” не имели значения в том смысле, что в совокупности они не вызвали заметных изменений в пеленге каждого судна по компасу относительно другого судна.
  • Таким образом, правила пересечения курсов применяются к обоим судам с учетом действия правил плавания в узкостях. “Alexandra I” была судном, уступающим дорогу, а “Ever Smart” – судном, которому уступают дорогу. Исходя из этого, “Alexandra I” должна была уступить дорогу, чтобы чисто разойтись с судном “Ever Smart”.

В заключение Суд указал, что правила пересечения курсов действительно применялись к “Alexandra I” и “Ever Smart” в течение всего соответствующего периода времени (чуть менее получаса) до столкновения.

Впрочем, ни одна из сторон не просила Верховный суд пересмотреть вопрос распределения вины или ответственности. Вопросы распределения ответственности при необходимости могут быть пересмотрены Адмиралтейским судом.

Комментарий: помимо того, что это дело является первым делом по столкновению судов, рассмотренным Верховным судом за последние 50 лет, оно также примечательно следующим.

Рассмотренные в настоящем деле вопросы имеют не только теоретическое, но и практическое значение для моряков, поскольку связаны с эффективностью применения Правил и, как следствие, с эффективностью обеспечения безопасности судоходства. Ситуации пересечения курсов двух судов, находящихся при этом в узкости (к которым в том числе может относиться и узкий заход в гавань (канал)), возникают достаточно часто во всем мире.

Правила пересечения курсов лежат в основе схемы предотвращения столкновений наряду с правилами обгона (правило 13) и правилами сближения судов, идущих прямо друг на друга (правило 14).

Правило 16 налагает на судно, уступающее дорогу, практически безоговорочное обязательство предпринять своевременные действия, чтобы чисто разойтись с другим судном. Единственными очевидными исключениями являются (1) то, что судно, уступающее дорогу, не обязано делать невозможное (правило 16), и (2) общее предупреждение о том, что могут возникнуть особые обстоятельства, при которых отступление от Правил становится необходимым в целях избежания непосредственной опасности (правило 2(b)). Кроме того, действия судна, уступающего дорогу, должны совершаться с должным учетом обычной морской практики.

В ситуации конкуренции двух правил правила пересечения курсов отменяются только тогда, когда правила плавания в узкостях фактически начали применяться и это очевидно для обоих судов: нет оснований не применять правила пересечения курсов до тех пор, пока судно не начнет фактически заходить в канал, корректируя свой курс и скорость, чтобы держаться у внешней границы канала по правому борту в соответствии с правилом 9(а). Только при такой ситуации соблюдения правила 9 достаточно для обеспечения безопасности и предотвращения столкновения.

Вопрос о необходимости учитывать, находится ли судно на устойчивом курсе, в целях применения правил пересечения курсов также имеет большое практическое значение, поскольку, если признать данное условие необходимым, то предполагаемое судно, уступающее дорогу, при отсутствии вышеупомянутого условия может быть освобождено от возложенной на него правилом 16 обязанности.

Правило 15 определяет условия, при которых срабатывают правила пересечения курсов: два судна с механическим двигателем, пересечение курсов, риск столкновения. В данном положении отсутствует какое-либо указание на наличие дополнительного условия, согласно которому судно должно следовать устойчивым курсом.

Мы выделим несколько существенных моментов относительно данного вопроса:

iii) Правила должны быть простыми и четкими

для понимания и применения моряками, как профессионалами, так и любителями: как только вы заметите, что с вашего правого борта приближается другое судно по пеленгу компаса, который существенно не меняется, этого должно быть достаточно, чтобы вы потребовали уступить дорогу, т.е. предпринять заблаговременное и решительное действие с тем, чтобы чисто разойтись с вашим судном. iv) Установление дополнительного условия для применения правил пересечения курсов (нахождение судна, уступающего дорогу, на устойчивом курсе) может привести к возникновению ситуаций, когда вообще будет отсутствовать какое-либо применимое положение Правил (за исключением хорошей морской практики).


Сотрудникам, совмещающим работу с обучением, для сдачи экзаменов, защиты диссертации или просто для прохождения промежуточной сессии законодательством преду­смотрены учебные отпуска. Причем, в отличие от ежегодного оплачиваемого отпуска, учебный отпуск предоставляется независимо от того, сколько в конкретной организации проработал этот сотрудник – день или полгода. Практически в каждой организации есть работники-студенты и периодически в связи с этим возникают вопросы. В статье расскажем, что должен знать работодатель об учебном отпуске.

Условия предоставления учебного отпуска

В соответствии с гл. 26 ТК РФ работодатель обязан предоставлять лицам, совмещающим работу с получением образования, дополнительные учебные отпуска. Данная обязанность возникает вне зависимости от того, изъявил ли желание учиться сам работник или его направил на обучение работодатель.

Отпуска могут быть как оплачиваемыми, так и неоплачиваемыми – на это влияет форма обучения работника (очная, заочная или очно-заочная). В основном, если работник обучается очно, отпуск не оплачивается, а если заочно или очно-заочно – оплачивается.

Однако у работодателя нет обязанности предоставлять учебные отпуска всем без исключения обучающимся работникам, поскольку законодатель установил для этого определенные условия.

При этом учебный отпуск предоставляется не только работникам, которые получают образование впервые, но и уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня и направленным для получения образования работодателем по трудовому или ученическому договору, заключенному в письменной форме (ч. 1 ст. 177 ТК РФ).

а

Гарантии и компенсации работникам, получающим образование соответствующего уровня не впервые и по своей инициативе, а также обучающимся по не имеющим государственной аккредитации программам, могут устанавливаться коллективным или трудовым договором.

Успешно обучающимся считается тот, кто не имеет задолженности за предыдущий курс (семестр), подтверждением чему является справка-вызов, без предъявления которой работником учебный отпуск работодатель предоставлять не обязан.

Если работник получает образование одновременно в двух организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебный отпуск предоставляется только в связи с получением образования в одной из этих организаций (по выбору работника).

Обязан ли работодатель предоставлять работникам-совместителям учебный отпуск или ежегодный оплачиваемый отпуск на время учебного?

Гарантии и компенсации сотрудникам, совмещающим работу с получением образования, предоставляются только по основному месту работы (ст. 287 ТК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 286 ТК РФ лицам, работающим по совместительству, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе. Если на работе по совместительству сотрудник не отработал 6 месяцев, отпуск предоставляется авансом. То есть работодатель, у которого сотрудник работает по совместительству, обязан предоставить ему только ежегодный оплачиваемый отпуск одновременно с отпуском по основному месту работы. Предоставление совместителям учебного отпуска или ежегодного оплачиваемого отпуска одновременно с учебным отпуском по основной работе Трудовой кодекс не предусматривает.

Таким образом, на работе по совместительству можно обратиться к работодателю с копией справки-вызова и заявлением с просьбой только об отпуске без сохранения заработной платы на время учебного отпуска. И если работодатель не возражает, совместитель на время обучения оформит отпуск за свой счет, продолжительность которого определяется по соглашению работодателя и работника.

Виды отпуска

Виды и продолжительность отпусков в зависимости от программ образования и формы обучения представим в таблице.

Вид отпуска

Программа образования

Форма обучения

Цель отпуска и его продолжительность (в календарных днях в учебном году)

Профессиональное высшее (бакалавриат, магистратура, специалитет)

Заочная или очно-заочная

1. Промежуточная аттестация:

– на 1‑м и 2‑м курсах – 40 дней;

– на последующих курсах – 50 дней.

2. Государственная итоговая аттестация – до 4 месяцев в соответствии с учебным планом (ст. 173 ТК РФ)

Подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, ординатуре, ассистентуре-стажировке

30 дней в течение календарного года плюс время, затраченное на проезд от места работы до места обучения и обратно за счет работодателя (ст. 173.1 ТК РФ)

На соискание ученой степени кандидата или доктора наук

Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени:

– кандидата наук – 3 месяца;

– доктора наук – 6 месяцев (ст. 173.1)

Заочная или очно-заочная

1. Промежуточная аттестация:

– на 1‑м и 2‑м курсах – 30 дней;

– на последующих курсах – по 40 дней.

2. Государственная итоговая аттестация – не более 2 месяцев (ст. 174 ТК РФ)

Государственная итоговая аттестация – 9 дней (ст. 176 ТК РФ)

Государственная итоговая аттестация – 22 дня (ст. 176)

Профессиональное высшее (бакалавриат, магистратура, специалитет)

Итоговая аттестация после обучения на подготовительном отделении – 15 дней (ст. 173 ТК РФ)

Вступительные испытания – 15 дней (ст. 173)

1. Промежуточная аттестация – 15 дней в учебном году (ст. 173).

2. Сдача итоговых государственных экзаменов – месяц; сдача итоговых государственных экзаменов и защита выпускной квалификационной работы – 4 месяца (ст. 173)

Вступительные испытания – 10 дней (ст. 174 ТК РФ)

1. Промежуточная аттестация – 10 дней в учебном году.

2. Государственная итоговая аттестация – до 2 месяцев (ст. 174)

Работникам-студентам, кроме учебного отпуска, предоставляются и другие гарантии. Так, работникам, осваивающим имеющие государственную аккредитацию программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры, программы среднего профессионального образования по заочной или очно-заочной форме обучения, на период до 10 учебных месяцев перед началом прохождения государственной итоговой аттестации устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 % среднего заработка по основному месту работы, но не ниже МРОТ.

А для некоторых лиц, совмещающих работу и обучение, преду­смотрены такие гарантии, как оплата проезда к месту нахождения образовательной организации и свободный от работы день.

Порядок предоставления учебного отпуска

Как уже было отмечено, основанием для учебного отпуска при соблюдении всех остальных условий является справка-вызов, выдаваемая работнику образовательным учреждением. Форма справки-вызова, дающей право на предоставление гарантий и компенсаций лицам, совмещающим работу с получением образования, утверждена Приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2013 № 1368. Одновременно со справкой работодатели, как правило, запрашивают у работника заявление с просьбой об учебном отпуске.

Заявление не является обязательным документом согласно законодательству и его отсутствие не должно быть основанием для отказа работнику в отпуске.

Сроки представления работником справки-вызова не установлены, поэтому работник может представить ее в любое время, хоть накануне учебного отпуска.

На основании справки-вызова (и заявления) работодатель издает приказ о предоставлении дополнительного отпуска, который может быть оформлен по унифицированной форме Т-6, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1. В приказе указывается, какой вид дополнительного (учебного) отпуска предоставляется: с сохранением среднего заработка или без такового. Работник должен быть ознакомлен с приказом под подпись.

Может ли работодатель на основании просьбы работника предоставить учебный отпуск меньшей продолжительности, чем указано в справке-вызове?

Роструд в Письме от 12.09.2013 № 697‑6‑1 по этому вопросу сообщил, что поскольку отпуска, предоставляемые в связи с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования без отрыва от работы, имеют строго целевое назначение, они должны быть использованы только в установленные сроки. Чиновники считают, что предоставление учебного отпуска меньшей продолжительности, чем указано в справке-вызове, даже при условии, что об этом просит работник, не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

Однако многие специалисты считают, что если работник в заявлении укажет меньшее количество дней, то можно предоставить ему отпуск меньшей продолжительности, поскольку запрет на это законодательством не установлен.

По соглашению между работодателем и работником к учебному отпуску могут присоединяться ежегодные оплачиваемые отпуска (ч. 2 ст. 177 ТК РФ).

Отметим, что для работников, допущенных к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук, установлен отдельный порядок получения учебного отпуска – см. Правила предоставления отпуска лицам, допущенным к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 409.

В отличие от остальных учебных отпусков, соискатель ученой степени кандидата наук или доктора наук должен в письменной форме уведомить работодателя о намерении реализовать свое право на отпуск не позднее чем за год до предполагаемой даты начала отпуска.

Можно ли предоставить работнику учебный отпуск с последующим увольнением в соответствии со ст. 127 ТК РФ?

В силу того, что в Трудовом кодексе есть нормы, в которых не уточняется, какой отпуск имеется в виду, возникает вопрос – относится ли к этим отпускам учебный отпуск (аналогичные проблемы возникают с отпуском без предоставления заработной платы)? Вопрос спорный, но на практике учебный отпуск с последующим увольнением применяется.

Однако в ст. 127 ТК РФ говорится, что работнику при увольнении могут предоставляться все неиспользованные отпуска. Здесь явно речь идет не об учебном отпуске, а о ежегодных основном и дополнительных. Поэтому положения ст. 127 на учебный отпуск не распространяются.

Причем работник-студент вправе расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за 2 недели, если законом не установлен иной срок. Течение срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении (ч. 1 ст. 80 ТК РФ).

Можно ли по инициативе работодателя уволить работника во время нахождения его в учебном отпуске?

А вот в этом случае, считаем, положение ч. 6 ст. 81 ТК РФ, согласно которому не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в периоды его временной нетрудоспособности и пребывания в отпуске, распространяется и на учебный отпуск. Поэтому если, например, работника хотят уволить в связи с сокращением численности или штата, уведомив его за 2 месяца, и дата его увольнения приходится на время учебного отпуска, то расторгать трудовой договор в тот же день нельзя. Уволить работника нужно в первый день после выхода его из отпуска.

Сотрудник, с которым заключен срочный трудовой договор на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за несколько дней до выхода последнего на работу принес справку-вызов. Должны ли мы предоставить ему учебный отпуск и на сколько дней?

Мнений по данному вопросу несколько.

Кто‑то считает, что сотрудника нужно уволить в день выхода основного работника в силу ч. 3 ст. 79 ТК РФ, но предоставить учебный отпуск и оплатить его полностью. Такой вывод, в частности, сделан в Определении Ленинградского областного суда от 06.08.2015 № 33‑3731/2015.

Вторая позиция: нужно продлить с работником срочный трудовой договор на время учебного отпуска, а расчет с ним произвести в последний рабочий день, то есть по аналогии со ст. 127 ТК РФ при предоставлении работнику отпуска с последующим увольнением.

Однако мы придерживаемся третьей позиции: если известна дата выхода основного работника, трудовой договор прекращается с выходом его на работу, поскольку учебный отпуск не является основанием для продления срочного договора. А учебный отпуск должен быть предоставлен и оплачен только в пределах сроков действия срочного трудового договора.

Оплата учебного отпуска

Итак, за время нахождения работника в учебном отпуске ему выплачивается средний заработок. Его расчет производится в соответствии со ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение № 922).

Выплатить средний заработок, начисленный работнику за время учебного отпуска, нужно за 3 календарных дня до его начала
(ст. 136 ТК РФ, Письмо Роструда от 30.07.2014 № 1693‑6‑1).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков исчисляется за последние 12 календарных месяцев (расчетный период) (п. 4 Положения № 922). При этом средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и среднемесячное число календарных дней (29,3) (п. 10 Положения № 922).

Сумма отпускных, причитающаяся работнику, определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество календарных дней в периоде, подлежащем оплате (то есть на количество календарных дней учебного отпуска) (п. 9 Положения № 922).

В силу п. 14 Положения № 922 при определении среднего заработка для оплаты дополнительных учебных отпусков оплате подлежат все календарные дни (включая нерабочие праздничные), приходящиеся на период таких отпусков, предоставляемых в соответствии со справкой-вызовом учебного заведения.

Например, если учебный отпуск совпал с новогодними праздниками, за сотрудником сохранится средний заработок и за эти праздничные дни.

Если в период учебного отпуска работник заболел, пособие по временной нетрудоспособности ему выплачиваться не будет, независимо от того, сохранялся за ним на время учебного отпуска средний или частичный заработок либо нет [1] .

Если работник досрочно сдал экзамены, можно ли удержать с него сумму среднего заработка за оставшийся период отпуска?

Так как учебный отпуск был уже оплачен по среднему заработку до его начала, а Трудовой кодекс не позволяет удержать данную сумму или ее часть при увольнении лица, работающего по срочному трудовому договору, в связи с окончанием действия этого договора, работодатель не имеет права удержать указанную сумму при окончательном расчете.

Нет и правовых оснований удерживать ранее выплаченные отпускные при отчислении из образовательного учреждения до окончания учебного отпуска. На основании ст. 137 ТК РФ удержания из зарплаты работника производятся только в случаях, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

Если учебный отпуск совпал с ежегодным

В силу ст. 124 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случаях временной нетрудоспособности последнего, исполнения им во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы, и в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, локальными нормативными актами. То есть указания о продлении или переносе ежегодного отпуска в случае совпадения с учебным нет, как и соответствующей обязанности у работодателя.

При этом, как уже было отмечено, в силу ч. 2 ст. 177 ТК РФ к дополнительным отпускам, предусмотренным ст. 173 – 176 ТК РФ, ежегодные оплачиваемые отпуска могут присоединяться по соглашению работодателя и работника.

Таким образом, по согласованию с работником (на основании его заявления) работодатель должен или присоединить к учебному отпуску ежегодный отпуск, или перенести на другое время.

В Апелляционном определении Ярославского областного суда от 23.07.2012 по делу № 33‑3831/2012 суд рассмотрел заявление работницы, которой работодатель не предоставил учебный отпуск, поскольку он совпал по времени с ежегодным отпуском. Вывод суда: сотрудник, обучающийся без отрыва от производства, имеет право на оба отпуска и при совпадении учебного отпуска с основным работодатель по согласованию с сотрудником должен перенести основной отпуск на другой период или продлить его.

Если работник и работодатель не успели согласовать вопрос о том, присоединить ежегодный отпуск к учебному или перенести, работодатель может продлить отпуск самостоятельно, но только если эта возможность установлена локальным нормативным актом.

Итак, мы проанализировали порядок и особенности предоставления учебного отпуска. И как видим, есть достаточно много вопросов, не урегулированных трудовым законодательством. До внесения каких‑либо изменений или уточнений в законодательство мы рассмотрели ситуацию со своей точки зрения, руководствуясь позицией судей и контролирующих органов. Тем не менее основные правила вы должны помнить и соблюдать.

АКЦИЯ ГОДА

Читайте также: