Судебные споры с участием перегринов преторы рассматривали на основе норм

Обновлено: 16.05.2024

Латины (жители Лациума, латины италийских колоний) пользовались только частной правоспособностью, они могли получить гражданство, если переселялись в Рим, оставив одного сына на родине, цензор мог включить их в специальные списки.

гражданство, если в течение года занимал должность в магистратуре или участвовал в обвинении римского магистрата во взяточничестве (в период республики). Латинами становились и римские граждане, добровольно переходившие в их число в целях приобретения земель в провинциях и при освобождении из рабства латином или римлянином по закону Норбана 19 г. до н.э.

Лациум находился в Латинском Союзе с Римом, а в 494 г. до н.э. включен в состав Римского государства. В имущественной сфере древние латины пользовались той же судебной защитой, что и римляне, однако они обладали меньшими правами в публично-правовой сфере (не имели права участвовать в народном собрании, занимать выборные должности, не имели пассивного избирательного права и нрава служить в легионах, служили во вспомогательных войсках и др.). Латины были несколько ограничены и в имущественных правах (они, например, не могли составлять завещаний).

Такое неравноправие между римлянами и латинами вызывало у последних протест, что привело к Союзнической войне (90-89 гг. до н.э.), после которой все латины получили те же права, что имели римские граждане. В 89 г. до н. э. всем свободным жителям было предоставлено римское гражданство: общинам в Галлии, Македонии, Греции, Испании, Малой Азии.

Перегрины (чужестранцы, в древности понимаемые как враги) — это свободные лица, не имеющие ни римского, ни латинского гражданства, подданные Рима, жители завоеванных или присоединенных территорий (римских провинций).

Перегрины считались свободными, но с ограниченной правоспособностью (без гражданства). Гражданство они иолучали как награду за услуги государству по единоличному акту государственных органов, консула или претора.

Перегрины имели право пользоваться своими собственными правовыми порядками, которые Рим сохранял для своих провинций (египетское, греческое, еврейское право и др.) в качестве субсидиарного права. Перегрины были неправоспособными по цивильному праву (не могли заключать договоров займа, ссуды, осуществлять манципации), они являлись субъектами права народов. Эдикт Каракаллы 212 г. уравнял Перегринов в правах с римскими гражданами (в фискальных целях — для распространения на все население империи налога с наследства).

Вольноотпущенники (libertim) — это лица, отпущенные на свободу из рабства, сохраняющие большую зависимость от бывшего хозяина (патрона). Их статус зависел от статуса патрона. Раб квирита стано

вился римским гражданином или просто свободным с правом голоса в народном собрании. Раб латина мог получить латинское гражданство. Раб перегрина тоже становился перегрином. Они продолжали выполнять различные работы на своего патрона; кроме того, патрон имел наследственное право на имущество вольноотпущенника. Все они имели и другие ограничения в частном праве: запрет на вступление в брак со свободными лицами (до Августа) и с лицами сенаторского сословия (до Юстиниана).

Патронатные отношения включали для вольноотпущенников три группы обязанностей: оказывать почтение патрону и его семье (подарки, отказ на право на некоторые иски; на практике это означало запрет на обращение в суд против господина, и, следовательно, бывший раб оставался фактически беззащитным против произвола патрона); оказывать личные услуги патрону: работать в доме и в хозяйстве; помогать патрону в материальной нужде (патрон имел право на часть наследства вольноотпущенника, а также на получение от него алиментов).

Так, бывший раб оставался зависимым (обязанным) от своего господина (патрона). В классическом праве положение вольноотпущенников стало лучше, они получили даже право ношения золотого кольца. Это был очень активный слой в римском обществе: они занимались торговлей, ремеслом и в массе своей были деловыми людьми.

Колоны (colonus) — это свободный арендатор земли (парцелла, пекулий), состоящий с ее собственником в договорных отношениях. Земля сдавалась в аренду за денежную плату или часть урожая (оброк). Позже арендаторы обязывались выполнять и барщинные работы. Вначале колоны были лично свободными и могли уйти с обрабатываемой земли. Позже договоры аренды заканчивались, но колоны не могли уйти чаще всего из-за неуплаты денежного займа. В IV в. колоны были юридически прикреплены к земле. В 322 г. Константин издал императорский эдикт против бегства колонов. Государство было очень заинтересовано в их закрепощении, ведь колоны не только обрабатывали землю, но и платили налоги. В 457 г. закон запретил отчуждать землю без живущих на ней колонов.

Колоны были ограниченно правоспособными: могли совершать сделки, имели наследственные права, но не могли предъявлять иски к собственнику земли.

По Кодексу Юстиниана известны следующие основания возникновения колоната: рождение от родителей, из которых хотя бы один — колон; проживание 30 лет на чужой земле на условиях колоната;

¦ обращение трудоспособных лиц, изобличенных в занятии нищенством.

Колонат прекращался в случае, если колон выкупал арендуемую землю в собственность или становился епископом.

Правовое положение рабов (servi). Правовое положение раба определялось в первую очередь тем, что он рассматривался не как субъект, а как объект права. Это давало возможность хозяину иметь беспредельную власть над рабом: он мог не только его безжалостно эксплуатировать, но и в любой момент продать и убить.

Действовали нормы: рабы не имеют никаких прав; раб — это говорящее орудие (вещь); все, что принадлежит рабу, принадлежит его господину; и, наконец, сколько рабов — столько врагов.

Рабство устанавливалось (возникало) пожизненно следующих случаях (в том числе и для свободных): рождение от матери-рабыни; если отец был рабом, а мать — свободной, то ребенок не признавался рабом; пленение и даже просто захват не гражданина Рима; самопродажы в долговое рабство (в древнейшую эпоху); к категориям воров, неплательщиков налогов и неисполнения военных обязанностей, несостоятельных должников (только с высылкой за границу в период республики); присуждение к смертной казни или к работам в рудниках (в период империи); для свободной женщины за неразорванную связь с рабом; для не почтительного к патрону вольноотпущенника.

Прекращалось рабство смертью раба или отпущением на свободу

специальными действиями в храме; в классический период в порядке исключения раб мог выкупить себя; решением государственных органов; по эдикту императора (освобождались старые, больные, имеющие заслуги и кто 20 лет фактически пользовался свободой).

Август ограничил количество отпускаемых рабов: единовременно — не более 100 человек (а были римляне, у которых было по 10-20 тыс. рабов).

Позже, в 4 г. н.э., начал действовать закон об условиях освобождения, нельзя было освобождать рабов, если: господин моложе 20 лет; раб моложе 30 лет (позже отменили); вопреки интересам кредиторов.

Verna — это раб, родившийся в доме от хозяина и рабыни (домородные рабы). Положение этих рабов отличалось от купленных и захваченных в плен, оно было легче.

Бывали в Риме даже рабы, которым удалось стать не только свободными, но и богатыми, приблизиться к императорскому престолу.

Например, при правлении Клавдия I (41-54 гг.), дяди Калигулы, вольноотпущенник Феликс возглавлял легионы в Иудее, Нарцисс стал его секретарем, и особенно могущественным стал Палант, который заведовал финансами и имел 300 млн сестерциев личного капитала. Император Диоклетиан был сыном вольноотпущенника.

Богатые вольноотпущенники и рабы занимались общественной благотворительностью (личная благотворительность не была распростра

нена — ведь античный мир не знал нищенства как социального явления), которая обеспечивала почет (а это было главное).

В конце принципата, и особенно в эпоху домината, рабы могли получать в управление и пользование ^асть имущества рабовладельца в оперативное управление — пекулий, то есть некоторые имущественные права, в том числе возможность обязываться по договорам.

В дальнейшем рабовладелец стал отвечать по обязательствам своего раба. Имелось четыре вида преторских исков к рабовладельцам: из договора, заключенного рабом — капитаном корабля; из договора раба — управляющего;

> ¦ из договора раба любой формы, заключенного по приказу господина; из договора, на основании которого имущество господина пополнилось.

По первым трем искам рабовладелец отвечал полностью, т. к. раб действовал от его имени. В последнем случае раб действовал по своей инициативе, поэтому господин отвечал в пределах суммы, поступившей в его имущество благодаря данному договору.

Необходимо отметить существование особых статусных судов, решающих спорные вопросы правового положения физических лиц. Были случаи признания раба свободным, и, наоборот, действовало два вердикта: liberum esse (свободен) и senmm esse (раб). Эти же суды рассматривали споры, возникающие в патронатных отношениях.

Латины. На территории Италии, а затем и вне ее, в римских провинциях, проживала такая часть населения, как латины. Вначале латинами именовались древнейшие жители Лациума (latinii veteres) и их потомство. После того как в I в. до н.э. римское гражданство было распространено на всю Италию, латинами считалось население вне италийских общин или даже провинций. Латинами были и жители римских колоний (latinii coloniarh).

Правое положение латина (latinitas) приобреталось: в силу рождения, присвоения этого положения актом государственной власти, добровольным переходом римского гражданина в разряд латина в целях приобретения земель, раздаваемых населению колоний, освобождения из рабства господином, латином или римлянином. Латины во время нахождения в Риме могли участвовать в народных собраниях (ius suffragii), они обладали правом приобретения собственности (ius commercii), а некоторые — брачным правом. Латины сравнительно легко могли приобретать права римского гражданина в силу общих актов Римского государства или в силу специальных актов государства.

Перегрины. На территории Рима обитало немалое число иностранцев (peregrini). Они вступали в те или иные имущественные отношения с римскими гражданами, но так как они не пользовались их правами, то и были лишены правовой защиты. Поэтому они искали себе покровителя или защитника — патрона (patronus) из числа римских граждан. Какое-то время они жили по праву того государства, гражданами которого они были. В 242 г. до н. э. была учреждена должность претора по делам иностранцев (praetor peregrinus), который разбирал споры между римлянами и иностранцами или между иностранцами. На этой почве и выработалось так называемое право народов (ius gentium).

Правовое положение рабов. Рабство в своем развитии прошло две стадии: патриархальное рабство и античное рабство. Характерными чертами патриархального рабства является то, что рабы в это время не многочисленны. Они трудятся в основном в домашнем хозяйстве господина и являются как бы низшими членами семьи (familia). В земледелии применялся главным образом труд свободных. Численность рабов не могла быть особенно значительной в связи с небольшими земельными наделами римлян. В ремесле труд рабов также не имел большого распространения.

Основным источником рабства являлась война. Рабами становились военнопленные, нередко даже члены родственных Риму латинских племен. Вторым источником рабства была долговая кабала. Рабами становились свободные ранее граждане, ставшие неоплатными должниками. Незначительную роль в первый период развития римского права играл такой источник рабства, как рождение от рабыни. Кроме того, некоторых свободных обращали в рабство за преступления.

Это было уголовное рабство. Рабов приобретали и за деньги, т.е. путем купли-продажи. Как общая тенденция, должно быть отмечено постепенное увеличение числа рабов. Развивается торговля рабами. В середине IV в. до н.э. был установлен налог на отпуск рабов на волю. По свидетельству Тита Ливия, консул Гней Манлий в лагере под Сутрием небывалым способом провел в трибутных комициях закон об уплате 5 % каждым, кого отпускают на волю.

Что касается юридического положения рабов, они всегда считались вещами — servi res sunt, т. е. рабы суть вещи. Этот принцип римского права имел силу уже в древнейший период, хотя тогда он, может, и не достаточно сознавался, и не был, вероятно, сформулирован с такой четкостью, как в период действия преторского права.

Раб не считался субъектом права. Он был его объектом, т. е. не признавался лицом (servi pro nullis habentur). Поэтому они не могли служить в армии и не платили налога. Раб не имел права на создание семьи. Если своими действиями раб наносил ущерб третьим лицам, то господин мог выдать его потерпевшему, в порядке так называемого нокзального иска (actiones noxales) (иска о возмещении ущерба). Но тем самым господин как бы ограничивал пределы и размеры собственной ответственности за действия раба.

Господин был вправе наказывать раба, вплоть до лишения жизни (ius vitae as necis). Что касается имущественного положения раба, то всякая вещь, находившаяся в его обладании, считалась принадлежащей господину. Нередко господин предоставлял рабу небольшой земельный участок, скот или мастерскую, даже других рабов, под условием уплаты рабом какого-то оброка. Такое имущество, вверенное господином рабу, именовалось пекулием (peculium).

Господин мог в любой момент отобрать пекулий. Для того чтобы уплатить оброк, раб должен был что-то продавать со своего участка. Поэтому римское право начинает признавать за действиями раба известную юридическую силу. Рабы нередко совершали сделки в качестве судоводителей и капитанов. Конечно, выгоды от таких сделок получал господин раба. Убыток также ложился на господина. Стали допускать даже иски рабов к господам (actio de peculio), в пределах стоимости пекулия. Государственные же рабы получили право распоряжаться по завещанию половиной предоставленного им пекулия.

Положение рабов во все времена римской истории было тяжелым. Неудивительно поэтому, что рабы оказывали сопротивление своим господам сперва в скрытых формах, путем порчи и ломки орудий труда, а затем путем побегов, убийств своих хозяев и даже вооруженных восстаний, которые сурово подавлялись.

Все же общая тенденция заключалась в установлении сравнительно терпимого отношения к рабам. В период империи наблюдается более активное вмешательство государства в отношения между господами и рабами. Некоторые императорские законы в какой-то мере смягчали личное положение рабов.

Правовое положение вольноотпущенников. Отпущенные своими господами на волю рабы именовались вольноотпущенниками (libertini). Совокупность таких лиц можно считать особым сословием. В древнейший период не существовало каких-либо ограничений в деле освобождения рабов. Но в период поздней республики и ранней империи, когда численность рабов заметно уменьшается, усиливается контроль государства в этой области.

Законом Элия Секция 4 г. н. э. господин, не достигший 20 лет, был вправе освободить своих рабов только при наличии должных оснований. Это доказывалось перед особой комиссией (de causis liberalibus). Если рабу не исполнилось 30 лет, то требовалось разрешения той же комиссии. Закон объявлял недействительным отпущение на волю, сделанное во вред кредиторам (in fraudem creditorum) в предвидении несостоятельности отпускающего на волю. Рабы, наказанные по суду за более тяжелые преступления, в случае их последующего освобождения, становились перегринами и выселялись из Рима. Следовательно, свободными гражданами они не становились. Законом запрещалось отпускать по завещанию всех рабов.

Если у господина было трое рабов, то можно было отпустить двух; при количестве рабов от 4 до 10 дозволялось отпустить половину; при числе от 10 до 30 разрешалось отпустить треть рабов; при числе 30—100 допускалось отпущение четверти рабов; при 100–500 — пятую часть. Но ни в коем случае не разрешалось отпустить более 100 рабов.

Отпущение на волю без указанных выше форм или с их нарушением считалось недействительным.

Были и другие, уже не формальные, способы отпущения рабов на волю:

• объявление в кругу друзей;

• объявление в письме к рабу (per epistolam);

• усаживание господином раба за стол рядом с собой (per mensam);

Можно отметить еще, что указом 380 г. н. э. получал свободу раб, выдавший дезертировавшего солдата. И все же в конечном счете либертины были ограничены в сфере частного и публичного прав: они не служили в войске; в I в. н. э. они утратили право голоса на народных собраниях; они не имели права быть включаемыми в состав сената.

Но в период империи вольноотпущенники могли получить полную политическую правоспособность по специальному постановлению императора. Одновременно они получали полную правоспособность и в сфере частного права.

Император порой награждал вольноотпущенников золотым перстнем (кольцом). Отсюда право кольца (ius aureum). Такие отпущенники при жизни становились полностью независимыми от своих бывших господ.

Претор по сути своих функций был градоначальником, в компетенцию которого входило разрешение вопросов, связанных с жизнью города, поддержанием в нем общественного порядка. Претор избирался центуриатными комициями сроком на один год и выполнял консульские функции в отсутствие самого консула.

В 367 году до н. э. патриции создали для управления городом особую должность высшего магистрата городского претора praetor urbanus , наделив его соответствующими полномочиями. Претор специализировался на отправлении правосудия, и учреждение этой магистратуры по сути означало институциональное выделение судебной власти. Эта перемена привела к формированию новой формы процесса и постепенной перестройке всей риской правовой системы, являясь, таким образом, не столько событием конституционной истории, сколько событием истории гражданского права.Именно оно маркирует конец архаического периода и начало нового, предклассического периода истории римского права. Предклассический период время становления новых форм сделок и правовой науки. Контракты, заключенные без соблюдения ритуальной формы и основанные лишь на изъявлении воли сторон, получают защиту претора. Если сделка состоялась между римскими гражданами, они обращались к городскому претору. Если же одна или обе стороны соглашения были чужестранцами, перегринами, то уже 242 года до н. э. дело рассматривал специальный претор по делам перегринов praetor peregrinus . Претор устанавливал суть дела и в соответствии с этим давал приказ судье частному лицу, обычно выбранному самими сторонами вынести по делу решение, если факты, изложенные истцом, подтвердятся. Судебные полномочия делегировались частному судье претором в виде особого приказа формулы , поэтому новый, преторский вид судебного разбирательства назывался процесс по формуле per formulas .

Вступая в должность, каждый из преторов издавал эдикт, в котором объявлял, какие правоотношения получат защиту в течение его магистратуры. Таким образом, общие положения эдикта и приведенные в нем формулы исков обладали определенной устойчивостью во времени, в отличие от разовых решений по отдельным делам декретов и соответствующих формул. Новый магистрат в следующем году вносил изменения в эдикт предшественника, но в целом установилась преемственность содержания. За последующие сто лет римская правовая система заметно усложнилась возникла система преторских исков, посредством которых стало возможным защищать отношения, не предусмотренные строгим гражданским правом и даже противоречащие ему. Возможность прибегнуть к преторским средствам защиты приводила к тому, что частные лица строили свои отношения на новой основе, исходя из положений преторского эдикта.

Преторское право, или право магистратов, изменило римскую правовую систему не только в процессуальном, но и материальном плане. 5. Роль римских юристов в развитии римского права. Юристы представляли класс рабовладельцев, следовательно, их интересы совпадали, а значит, происходило дальнейшее закрепление собственников. Суть юридической практики заключалась в толковании норм права посредством следующих глаголов а respondere отвечать давать советы, консультировать б agere вести дела давать какие-то советы по надлежащим действиям в гражданском процессе в cavere руководить процессуальными действиями клиентов. Именно соответствующая аргументация юристами норм права привела тому, что они приобрели значение права как такового.

В период I-III вв. н. э. право частной собственности достигло наивысшего расцвета. Этот же исторический период отмечен и соответствующим развитием юридической науки. Именно в этот период юристы не только изменяли или дополняли изжившие себя юридические нормы, но и создавали ряд новых правовых норм. Это в полной мере относится не только к имущественным отношениям, но и к судопроизводству в целом. В компетенцию юристов входили следующие сферы деятельности а разработка основных норм цивильного права представители Павел, Ульпиан б составление комментариев к преторскому эдикту данным вопросом занимались известные юристы Гай, Лабеон в разработка дигест, которые представляли собой толкование как цивильного, так и преторского права г составление учебников, к ним относятся и сборники правил regulae, авторами которых являлись такие юристы, как Папиниан и Цельзом.

Вопрос № 5 Ответы юристов как источники римского частного права

Римская юриспруденция ведет свое начало от практической деятельности юристов республиканского периода. Развивавшаяся экономика и усложнение форм оборота предъявляли новые разнообразные запросы, требовавшие точной формулировки прав рабовладельцев. Рядом с этим противоречия интересов крупных землевладельцев и богачей-ростовщиков на почве различия применявшихся теми и другими методов эксплуатации крестьян и других малоимущих слоев населения, в частности - провинциалов, в свою очередь, делало необходимой помощь юристов в целях наилучшего урегулирования возникавших вопросов.

Юристы, являвшиеся представителями класса рабовладельцев, с успехом разрешали ставившиеся им жизнью задачи: закрепление прав собственника, выработку форм договоров и т.п.

В республиканский период их деятельность имела практический характер и выражалась в редактировании формальных актов (cavere), в руководстве ведением судебных дел (agere), в даче советов (respondere). По дошедшим до нас отрывкам сочинений республиканских юристов и ссылкам на них позднейших юристов следует признать, что уже тогда юридическая техника достигла довольно высокого уровня.

Деятельность старых республиканских юристов выражалась, прежде всего, в толковании права.

В соответствии с практическим характером деятельности старых республиканских юристов их литературная деятельность выражалась в комментариях к законам 12 таблиц (таков комментарий Элия Пета Ката, 2 в. до н.э., в трех частях: объяснения текста, толкования юристов и исковые формулы). Более поздние произведения дают обобщение практики, ряд юридических правил - regulae (Марк Порций Катон - отец и сын, 2 до н.э.). Наконец, появились систематические комментарии по отдельным системам цивильного и преторского права. Кв. М. Сцевола (1 в. до н.э.) был составителем первого подробного изложения цивильного права в 18 книгах. Сервий Сульпиций Руф (2 в. до н.э.) дал первый комментарий преторского эдикта. Его ученик Алфен Вар комментировал обе системы (цивильного и преторского) права в 40 книгах дигест.

Из других республиканских юристов нужно назвать Марка Манилия, Марка Юния Брута и Публия Муция Сцеволу (2 в. до н.э.), о которых позднейшие юристы говорили, что они "основали цивильное право" (D. 1. 2. 2. 39). Выдающимся юристом был также Цицерон (1 в. до н.э.).

Особого расцвета римская юриспруденция достигла в период принципата (1 - 3 вв. н.э.), признаваемый за классический. В именно эту эпоху право частной собственности, частное право, достигло своего высшего развития. Это обусловливало широкое развитие деятельности юристов.

Задачи, стоявшие перед юристами классической эпохи, отличались большой сложностью. Классовые противоречия все больше углублялись и обострялись, восстания рабов приняли такие формы и размеры, что весь рабовладельческий строй оказывался в опасности, и требовались чрезвычайные меры для обеспечения господства верхушки рабовладельческого класса. Беспрерывно росли и противоречия между различными группировками свободного населения. С другой стороны, рост государственной территории, расширение торгового оборота, развитие и усложнение всех хозяйственных отношений вызывали необходимость соответствующих изменений правовой надстройки. Необходимо было проявить гибкость и разрешать вновь возникающие вопросы в интересах господствующего класса, в первую очередь - в целях закрепления неограниченного права собственности рабовладельцев на рабов и права собственности на землю.

В эпоху принципата издавались конституции в четырех основных формах: а) эдикты - общие распоряжения (по названию продолжавшие практику республиканских магистратов, но существенно отличавшиеся от эдиктов магистратов, поскольку императорские эдикты содержали не программу деятельности, а постановления, обязательные для всех должностных лиц и населения); б) декреты - решения по судебным делам; в) рескрипты - ответы на поступавшие к императорам вопросы; г) мандаты - инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам.

Постепенно количество иностранцев в Риме возрастало, особенно много их стало после 2-й Пунической войны. Появляются иностранцы, состоящие в столь оживленных торговых и гражданско-правовых отношениях с римлянами и между собой, что для разбора споров между ними учрежден был второй претор. Вего юрисдикции вырабатываются и новая система судопроизводства, и новая система права, которая оттеснила нормы старого права.

В принципе, юридическое различие в положении перегринов и римских граждан существовало до дарования Каракаллой прав гражданства всем свободным жителям империи. Со времен Каракаллы образовались 2 рода перегринов: подданные Римской империи, равные в правах с гражданами, и подданные других государств, получавшие права по договорам с этими государствами.

Со времен Юстиниана ухудшилось лишь положение перегринов-дедитициев, которые лишены были прав свободных людей и сделались полусвободными. Поскольку за пределами Римской империи существовали лишь нецивилизованные народы, то во взгляде римлян на иностранцев происходит перемена – они стали их называть варварами.

В конечном итоге император Каракалла в 212 г. уравнял права всех подданных империи, хотя фактически между ними сохранились существенные различия. С этого времени правоспособность римских граждан и перегринов стала одинаковой. Затем они получили законодательное закрепление в Кодексе Юстиниана а теоретическое – в трудах римских юристов.

14. Право народов в Древнем Риме

Право народов (юс гентиум) стало третьим элементом старого римского права, которое сложилось из "Законов XII таблиц", постановлений Народного собрания, Сената, респонса римских юристов. Старое римское право носило название цивильного права.

Остальная часть римского права делилась традиционно на две части:

Публичному праву принадлежат те нормы, которые относятся к положению римского государства как целого, а частное право имеет дело с тем, что касается пользы отдельных лиц. Так, к частному праву были отнесены отношения по поводу права собственности и владения, семейные и наследственные права, обязательственные и другие права. В каждой норме права присутствует публичный интерес, поскольку оно исходит от государства и им же сохраняется. Однако даже в силу этого нельзя не признать принятого в Риме деления права.

Право народов было свободно от римских традиций и охватывало те правила, которые были установлены для людей "мировым разумом". Рассматриваемое право характеризуется большей гибкостью, нежели цивильное право. Это право заимствовало правовые нормы из права и торговых обычаев других стран Античного мира, стран, находящихся в торговых отношениях с Римом, либо тех стран, которые попали под его господство. Из этого следует, что право народов использовалось римлянами в отношениях с соседними и покоренными государствами.

Творец права народов находился в постоянном общении с претором цивильным в тех случаях, когда одна из сторон в том или ином судебном споре принадлежала перегринам.

Именно правом народов были введены война, рабство, основание царств, международная торговля и другие положения.

Данным правом народов регулировались отношения между римскими гражданами и перегринами, в т. ч. между самими перегринами, находящимися на территории Римского государства.

Право народов отличается простотой (отсутствием формальностеи) и гибкостью.

Право народов и римское частное право длительное время дополняли друг друга. Преимущество принадлежало именно праву народов. Оно оказывало влияние на квиритское право, в силу чего квиритское право стало утрачивать свои специфические черты.

Право народов, созданное преторами перегринов являлось внутригосударственным правом, а не международным, т. е. исключительно римским правом в его наиболее совершенной и развитой части.

С формированием права народов экономические отношения получили надежную защиту (как только формирующиеся, так и уже развитые). По этой причине произошло сближение цивильного права и преторского. Особенно велико было влияние права народов на оборот недвижимого имущества и договорного права в Риме. Теоретическая разработка преторского права находилась под влиянием греческой философии, которая оказывала влияние на представителей римской юридической науки и практики.

Римскими юристами к праву народов было отнесено установление рабства и отпущение рабов на волю. Эти институты не были институтами римского права. Сюда же были отнесены такие гражданские правоотношения, как разделение имущества, учреждение торговли, возникновение отношений по поводу купли-продажи, найма, какого-либо обязательства. Исключениями являлись те отношения, которые были введены непосредственно римским правом.

Все народы пользовались частично своим собственным правом, а частично правом, предусмотренным для всего народа (общим правом). В таких случаях зачастую возникали всевозможные противоречия между применяемыми правами. Так, письменная форма обязательств была принята первоначально у перегринов, и только через определенный отрезок времени она была заимствована римскими гражданами.

15. Наследственное право Древнего Рима

Римское право определяло наследование как передачу имущества умершего к одному или нескольким лицам (наследникам). В римском праве также существовало и сингулярное правопреемство – предоставление наследнику не всех, а лишь некоторых прав наследодателя.

Римское право выделяло 2 вида наследования: наследование по закону и наследование по завещанию.

Само название "наследование по закону" означает, что наследование происходит в порядке, определенном законом. Первым таким законом был "Закон XII таблиц", а затем Уложение Юстиниана.

Общим и основным признаком, определяющим право на наследство, было наличие родственных связей между наследником и наследодателем. Но имел значение вид родства.

Выделяли 3 очереди наследников . Первую группу составляли дети наследодателя, а также внуки умерших детей. Если у умершего не было своих наследников, то к наследованию призывались агнаты – лица, которые связаны законным родством по мужской линии: домовладыка возглавляет семью, и все ее представители юридически являются родственниками (например родной брат умершего). Когда имелось несколько агнатов, то преимущество имел тот, кто имел ближайшую родственную связь с наследодателем. Третью очередь наследников составляли когнаты (кровные родственники умершего).

Если отсутствовал наследник какой-либо очереди, то право на наследство передавалось представителю следующей очереди.

Со временем цивильная система наследования, основанная на агнатском родстве, заменяется преторской системой наследования.

Преторское право устанавливает уже не 3, а 4 очереди наследников:

1) дети наследодателя;

2) все агнаты наследодателя;

3) когнаты до шестой степени;

4) супруг (супруга) умершего.

Последующее принятое Юстинианом Уложение выделило следующие 5 очередей законных наследников:

1) все нисходящие наследники умершего, причем усыновленные дети наследодателя наследовали имущество наравне сродными детьми;

2) восходящие родственники умершего наследодателя, включая его родных братьев, сестер и племянников;

3) неполнокровные братья и сестры умершего наследодателя;

4) остальные родственники умершего независимо от степени родства;

5) супруг или супруга умершего наследодателя.

Если наследники как по закону, так и по завещанию отсутствовали либо они отказались от наследства, то наследство становилось выморочным. Сначала данное имущество признавалось бесхозным и могло стать собственностью любого, кто пожелает, но начиная с эпохи принципата оно передавалось государству.

Наследство делилось между представителями очереди поровну.

Римское право определяло такие институты наследования, как наследование по праву представления (возникновение права у внуков получить долю наследства, которая бы досталась их родителям, если бы они не умерли раньше наследодателя) и наследственная трансмиссия (ситуация, когда наследник пережил наследодателя).

В римском праве завещание наследодателя рассматривалось как распоряжение лица своим имуществом при наличии одного условия – завещание должно содержать назначение наследника. Причем назначение наследника должно находиться в начале завещания (без него завещание не имело юридической силы).

Завещание представляло собой одностороннюю сделку, которая выражала волю завещателя. Это обстоятельство позволяло завещателю в любой момент отменить или изменить завещание.

Институт римского права знал такое понятие, как обязательная доля в наследстве, которая представляла собой часть наследственного имущества, принадлежавшая определенной категории наследников независимо от желания наследодателя.

Читайте также: