Рыболовное судно определение для детей

Обновлено: 18.05.2024

Инструкция является основополагающим документом идентификации судов рыбного хозяйства при внесении их в судовые реестры морских рыбных портов и позволяет однозначно идентифицировать каждое судно, включаемое в состав флота рыбного хозяйства страны.

Инструкция учитывает все изменения, происшедшие в составе флота отрасли после распада СССР, содержит полный перечень типов и символов добывающих, обрабатывающих, приемно-транспортных, вспомогательных судов промыслового флота, а также судов отрасли, не входящих в состав промыслового флота, по состоянию на 01.01.1995, и позволяет использовать установленные определения судов в системах автоматизированного учета флота на базе ПЭВМ.

1. Общие положения

1.1. Область распространения

1.1.1. Инструкция распространяется на все самоходные и несамоходные суда флота рыбного хозяйства, вносимые в судовые реестры морских рыбных портов.

1.1.2. Инструкция определяет условия, в соответствии с которыми каждое судно отрасли должно быть причислено к определенному, соответствующему его размерениям (для добывающих судов) и назначению типу судов.

1.2. Определения и пояснения

1.2.1. В соответствии с функциональным назначением судов флот рыбного хозяйства подразделяется на промысловый флота, включающий в себя: добывающие, обрабатывающие, приемно-транспортные и вспомогательные суда, и на суда, не входящие в состав промыслового флота.

Согласно определениям государственного стандарта:

Добывающие суда – суда промыслового флота для ведения водного промысла и обработки объектов этого промысла. Под объектами водного промысла следует понимать рыбу, морского зверя, моллюсков, головоногих, водоросли и др.

В зависимости от объектов промысла добывающие суда подразделяются на рыболовные, тунцеловные, зверобойно-рыболовные, креветколовные, кальмароловные и др. суда.

В зависимости от используемых орудий лова добывающие суда подразделяются на: траулеры – добывающие суда для тралового лова; сейнеры – добывающие суда для кошелькового лова; сейнер-траулеры – добывающие суда для тралового и кошелькового лова; ярусники – добывающие суда для ярусного лова.

Обрабатывающие суда – суда промыслового флота для обработки объектов водного промысла.

В составе обрабатывающих судов: производственные рефрижераторы – обрабатывающие суда для замораживания объектов водного промысла; плавбазы (универсальные, консервные, мучные) – обрабатывающие суда для выработки продукции из объектов водного промысла, а также для одновременного снабжения и обслуживания добывающих судов и их экипажей.

Приемно-транспортные суда промыслового флота – специализированные транспортные суда для приема грузов от добывающих и обрабатывающих судов непосредственно в море и их обеспечения необходимыми запасами для продолжения выполнения установленных производственных заданий.

Приемно-транспортные рефрижераторы промыслового флота – приемно-транспортные суда, оборудованные установкой для охлаждения грузовых помещений.

Вспомогательные суда промыслового флота – суда промыслового флота для научных рыбохозяйственных исследований, обучения кадров, охраны запасов объектов водного промысла, контроля за соблюдением правил рыболовства и мореплавания.

Суда промыслового флота составляют основу материально-технической базы рыбной отрасли и присущи только ей.

Суда, не входящие в состав промыслового флота, присущи и другим отраслям, включая многочисленные группы судов различного назначения: буксирные, наливные, сухогрузные, пассажирские, служебно-вспомогательные, суда по предотвращению загрязнения моря (ПЗМ) и технические суда.

В Приложении 1 к Инструкции приведена структурная схема классификации судов флота рыбной промышленности.

В Приложениях 2, 3 к Инструкции приводится полный перечень типов и символов добывающих, обрабатывающих, приемно-транспортных, вспомогательных судов промыслового флота, а также судов отрасли, не входящих в состав промыслового флота, по состоянию на 01.01.1995.

При этом понимается, что при регистрации каждое поступающее судно отрасли будет внесено в судовые реестры моррыбпортов под своим собственным наименованием.

1.2.2. Длина судна – длина между перпендикулярами.

2. Тип судна

2.1. В целях упорядочения классификации судов, принадлежащих объединениям, предприятиям, вне зависимости от их форм собственности, каждому судну присваивается символ типа в соответствии с Приложениями 2, 3 к настоящей Инструкции.

2.2. Символ типа состоит из букв и цифр, определяющих размерную категорию и (или) назначение судна с учетом, где это возможно, уже сложившихся на практике условных обозначений, а также название судна, номер проекта и суммарную мощность главных двигателей.

При этом для добывающих судов (как наиболее многочисленного отряда судов промыслового флота) за основу их отнесения к тому или иному типу по признаку непосредственного назначения судна (как и в ряде Правил и нормативных документов) принята длина судна между перпендикулярами.

В общем виде символ типа имеет вид – для добывающих судов: букв, определяющих размерную категорию и (или) непосредственное назначение судна, а также название судна;

– цифр, обозначающих номер проекта судна и суммарную мощность главных двигателей (в кВт).

– для обрабатывающих, приемно-транспортных, вспомогательных судов и судов, не входящих в состав промыслового флота: букв, определяющих непосредственное назначение судна, а также название судна;

цифр, обозначающих номер проекта судна и суммарную мощность главных двигателей (кВт).

Для всех типов судов, при необходимости, к символу типа допускается добавлять в скобках слово, поясняющее, например, преимущественный вид лова или вид вырабатываемой продукции и др.

2.3. Знак, определяющий назначение судна

Знаки, определяющие назначение судна, приводятся в приложениях 2, 3 к настоящей Инструкции, а также в структурной схеме классификации судов рыбной промышленности (приложение 1).

2.4. Знак, определяющий размерную категорию добывающих судов

В зависимости от своих размерений (длины между перпендикулярами) добывающие суда разделены на:

Знаками, определяющими размерную категорию, являются:

С – супер (знак располагается последним в буквенном символе типа судна), В – большой, С – средний, М – малый, Мм – маломерный (эти знаки располагаются первыми в буквенном символе типа судна).

Суперсудами считаются суда, длина между перпендикулярами которых равна или больше 100 метров.

Большими считаются суда длиной 65 метров и более (до 100 м).

Средними считаются суда длиной от 34 до 65 метров.

Малыми считаются суда длиной от 24 до 34 метров.

Маломерными считаются суда длиной менее 24 метров.

Кроме того, в зависимости от уже сложившейся практики условных обозначений типов судов, в отдельных случаях, знак, определяющий размерную категорию добывающих судов, разрешается опускать.

Например, ЗРС – сокращенное буквенное обозначение зверобойно-рыболовного судна. Данный тип судна представлен как в группе больших, так и в группе средних судов.

2.5. Знак, определяющий мощность главных двигателей

Таким знаком является цифра, определяющая суммарную мощность главных двигателей в кВт. Цифры мощности округляются:

– в диапазоне до 220 кВт – до разряда целых единиц, кратных пяти;

– свыше 220 кВт – до разряда десятков.

2.6. Знак, определяющий номер проекта судна

Таким знаком являются цифры и обозначения технического проекта судна как для отечественных судов, так и судов зарубежной постройки.

2.7. Изменение символа типа судна

При переоборудовании, модернизации, капитальном ремонте судна, если в конечном результате меняются назначение судна или его параметры, учитывающие символ типа, ранее действующий символ типа аннулируется и взамен него вводится новый символ типа, отвечающий назначению или новым параметрам судна.

3. Классификация и определение типов судов при их внесении в судовые реестры морских рыбных портов

При регистрации судов, особенно приобретаемых или построенных за рубежом, и внесении их в судовые реестры моррыбпортов возникает необходимость уточнения типов судов, включаемых в состав флота рыбного хозяйства страны.

В Приложении 1 к Инструкции приведена структурная схема классификации добывающих, обрабатывающих, приемно-транспортных, вспомогательных судов промыслового флота, а также судов, не входящих в состав промыслового флота, посредством которой может быть определено место поступающих судов в классификации судов отрасли.

Классификация судов флота рыбной промышленности является классификацией последовательного типа, построенной на использовании в качестве основных классификационных признаков признаки назначения судов.

Наряду с ними в зависимости от функционального назначения судов используются признаки, характеризующие: наличие пропульсивного комплекса (суда самоходные и несамоходные); главные размерения (длина между перпендикулярами для добывающих судов); район плавания (неограниченный или с ограничениями); использование орудий лова (трал, кошелек, ярус и др); применение холода в технологическом процессе (морозильные, рефрижераторные, нерефрижераторные суда) и др.

На первом уровне суда отрасли разделены на группы по признаку функционального назначения судов:

– добывающие суда промыслового флота;

– обрабатывающие суда промыслового флота;

– приемно-транспортные суда промыслового флота;

– вспомогательные суда промыслового флота;

– суда, не входящие в состав промыслового флота.

На втором уровне суда функциональных групп разделены на группы по признаку основного назначения, определяющего общую специализацию судов.

Добывающие суда как наиболее многочисленные в составе промыслового флота в зависимости от длины судна между перпендикулярами разделены на:

– крупные (суперсуда длиной 100 м и более);

– большие (длиной 65 м и более до 100 м);

– средние (длиной от 34 до 65 м);

– малые (длиной от 24 до 34 м);

– маломерные (длиной менее 24 м).

Причем в соответствии с основным назначением судов, определяющим их общую специализацию, добывающие суда перечисленных размерных групп рассматриваются как:

– суда для добычи рыбы и нерыбных объектов промысла;

– суда для добычи нерыбных объектов промысла.

Обрабатывающие суда разделены на следующие группы:

– обрабатывающие суда несамоходные.

Приемно-транспортные суда разделены на следующие группы:

– приемно-транспортные суда нерефрижераторные;

– транспортные суда несамоходные.

Вспомогательные суда разделены на следующие группы:

Суда, не входящие в состав промыслового флота, на втором уровне разделены на следующие группы:

– суда по предотвращению загрязнения моря;

На втором уровне для вспомогательных, а также некоторых групп обрабатывающих (производственные рефрижераторы, обрабатывающие несамоходные суда) и приемно-транспортных судов (приемно-транспортные суда нерефрижераторные, транспортные суда несамоходные) признаки общей специализации одновременно являются и признаками непосредственного назначения или узкой специализации судов, то есть совпадают с признаками назначения судов третьего уровня.

На третьем уровне добывающие суда, плавбазы, приемно-транспортные рефрижераторы и суда, не входящие в состав промыслового флота, разделены по признаку непосредственного назначения, определяющему узкую специализацию судов.

Для добывающих судов таким признаком являются используемые орудия лова, в зависимости от которых суда каждой из размерных групп (суперсуда, большие и т. д.) разделены на:

сейнер-траулеры (кошелек, трал);

рыбодобывающие обрабатывающие или морозильные суда (рыбонасос) и т. д.

Кроме того, некоторые из этих групп судов разделены в зависимости от признаков наличия холода в технологическом процессе. Например:

– средние рыболовные траулеры морозильные (СРТМ);

– средние рыболовные траулеры, рефрижераторные (СРТР).

В группе обрабатывающих судов на данном уровне плавбазы разделены на:

– универсальные плавбазы (несколько видов обработки объектов водного промысла);

– консервные плавбазы (выработка консервов из объектов водного промысла);

– мучные плавбазы (выработка муки из объектов водного промысла).

В группе приемно-транспортных судов приемно-транспортные рефрижераторы разделены на:

– приемно-транспортные рефрижераторы неограниченного района плавания;

– приемно-транспортные рефрижераторы ограниченного района плавания и внутренних водоемов.

Группы судов второго уровня, не входящих в состав промыслового флота, согласно признаку непосредственного назначения, определяющему узкую специализацию судов, разделены:

– буксирные суда на спасательные, линейные и т. д.;

– наливные суда на танкеры, плавбункеровщики, несамоходные;

– сухогрузные суда на теплоходы грузовые, баржи и т. д.;

– служебно-вспомогательные суда на разъездные, лоцманские катера, пожарные и т. д.;

– суда ПЗМ на нефтемусоросборщики, сборщики судовых отходов, зачистные станции;

– технические суда на дноуглубительные снаряды, плавкраны, плавкоперы и т. д.

На последних уровнях: третьем – для вспомогательных, производственных рефрижераторов, обрабатывающих несамоходных, приемно-транспортных нерефрижераторных, транспортных несамоходных и пассажирских судов и четвертом – для добывающих судов, плавбаз, приемно-транспортных рефрижераторов и судов, не входящих в состав промыслового флота (кроме пассажирских), суда отрасли разделены на конкретные типовые суда (см. приложения 2, 3).

Таким образом, основным признаком при уточнении типа судна для внесения его в судовые реестры моррыбпортов является назначение судна, которое может быть установлено из документации, имеющейся на судне, или при ее отсутствии (что маловероятно) при техническом осмотре судна.

Все другие характеристики судна, необходимые для внесения судна в судовые реестры моррыбпортов, могут быть определены из документации (спецификации) судна в соответствии с его назначением.

После установления назначения судна и его места в классификации судов отрасли следует определить полное (а также сокращенное) наименование типа судна, то есть символ типа судна с соответствующими характеристиками.

Поэтому в определении наименований типов судов при их серийном строительстве соблюдалось некоторое единообразие с учетом сложившейся практики обозначения типов судов.

В настоящее время приобретение судов производится непосредственно судовладельцами (на различных условиях их поставки), определяющих наименования типов судов произвольно, по существу без учета вышеназванных документов.

Даже промысловые суда серийной постройки (не говоря уже о приобретаемых единичных судах) различными судовладельцами именуются по-разному.

Орудие лова – трал. Номер проекта Р-8830. Мощность главных двигателей 2460 кВт. Морозильное оборудование.

Также могут быть определены символы типов любых поступающих в порт судов в следующей последовательности:

– назначение судна, для добывающих судов – объекты лова, орудия промысла, длина между перпендикулярами;

– номер проекта судна;

– мощность главного двигателя, кВт;

– наличие холода в технологическом процессе;

– в соответствии с функциональным назначением определяется место судна в структурной схеме классификации судов отрасли (приложение 1);

– согласно классификации определяются полное и сокращенное наименования типа судна и символ типа судна (приложения 2, 3).

В составе флота рыбного хозяйства имеется большое количество судов по ряду причин (износ комплектующего оборудования, производственная необходимость, отсутствие специализированных судов и др.), используемых не по своему прямому определенному проектом назначению.

Классификация данных судов и определение их символов производится в вышеуказанной последовательности (как и для судов, назначение которых определено проектом), при этом в символе типа судна следует указать тип и проект базового судна.

Например, рыбоохранное судно на базе СТР пр. 503, 970 кВт.

Зам. главного инженера
Ю. М. Ризанов

Главный специалист
Б. Н. Прудников

Приложение 1.

Структурная схема классификации добывающих судов промыслового флота

Структурная схема классификации обрабатывающих, приемно-транспортных и вспомогательных судов промыслового флота

Структурная схема классификации судов, не входящих в состав промыслового флота

Приложение 2. Символы классификации типов судов промыслового флота

Классификация судов промыслового флота по назначению. Полное наименование типов судов

Основная доля рыбы, попадающей на наш стол, добывается различными способами морского промысла. Для этого необходимы специализированные суда, спроектированные и оборудованные всем необходимым для вылова большого количества рыбы и немедленной переработки улова. Рассмотрим наиболее распространённые типы морских промысловых судов.

Сейнер


Wikimedia Commons / User:NancyHeise

Крупный сейнер может быть дополнительно оборудован активными рулями, поворотными колонками, устройствами для подруливания и т.д. Поиск рыбы выполняют при помощи эхолота и другого электронного оборудования, облегчающего обнаружение косяков сельди, сайры и других скоплений рыбы. Во время ловли используется вспомогательный мотобот, несущий один конец невода. Во время поисковых переходов он крепится на буксире или поднимается на рабочую палубу. Как правило, сейнеры используются для ловли рыбы в каком-либо определённом районе, относительно недалеко от порта приписки или от рыболовецкой базы.

Траулер

По своим габаритам траулер представляет собой достаточно крупное судно экспедиционного класса, не ограниченное определённым районом плавания. Надёжный корпус с высокими мореходными качествами, как правило, изготовлен из стали. В последнее время появились траулеры со стеклопластиковыми корпусами, обеспечивающими морякам выигрыш по весу и стоимости. Траулеры обладают высоким коэффициентом автономности, так как достаточно велики, чтобы нести на борту большие запасы топлива, воды и продовольствия. Это наиболее распространённый тип промысловых судов в мире.


Wikimedia Commons / Ronnie Robertson (CC BY-SA 2.0)

Основным отличием траулеров от других промысловых судов является оборудование для ловли рыбы траловой сетью, позволяющей работать эффективным методом траления. Кроме рыболовного, траулеры обязательно оборудуются разделочным оборудованием, холодильными и рефрижераторными камерами для заморозки и хранения улова.

В зависимости от размеров и назначения, траулеры подразделяются на несколько разновидностей в зависимости от размеров судна, способов траления (бокового или кормового), наличия определённых видов перерабатывающего оборудования. Размеры траулеров варьируют в очень широких пределах: от 30-50 до 120-160 метров в длину. Крупные суда представляют собой настоящие фабрики для переработки улова, выпускающие широкий спектр продукции, от обычных замороженных тушек до консервов и рыбной муки.

Ярусолов

Для добычи некоторых видов рыбы наиболее эффективным является так называемый ярусный лов при помощи яруса – длинного стального троса, усеянного многочисленными крючками, на которые надевается наживка. Длина яруса может достигать 5 км, а количество крючков на нём – 4 500 штук. Наживку на крючки надевают вручную либо с помощью специальной установки.


Wikimedia Commons / GeSHaFish (CC BY-SA 3.0)

Трос разматывают, опуская в воду в месте крупного скопления рыбы, и тунец, треска или палтус хватают наживку, заглатывая с ней крючок, как при ловле обычной удочкой. Через некоторое время ярус поднимают, пойманную рыбу снимают с крючков и перерабатывают, после чего отправляют на заморозку. Современные ярусники оснащены автоматическим оборудованием, позволяющим очень быстро подготавливать снасти к лову и разделывать пойманную рыбу.

Дрифтер


Wikimedia Commons / Chris Allen (CC BY-SA 2.0)

К сожалению, большинство рыб к этому времени успевает погибнуть без воды. По оценкам экологов, из-за дрифтерного лова ежегодно гибнет около 60 000 тонн рыбы. Кроме того, в сети, помимо рыбы, часто попадают и гибнут в ней водоплавающие птицы и млекопитающие. В настоящее время дрифтеры используются преимущественно государствами Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.

К рыболовным судам относятся лодки, катера или суда с которых осуществляется промысел рыбы, китов, тюленей или других живых ресурсов в океане, море, озере или реке. Всех их можно разделить по цели использования на несколько типов: коммерческие — промысловые суда, любительские или браконьерские.
В настоящее время насчитывается около четырех миллионов рыболовных судов коммерческого использования.
На самом деле фактическое число рыболовецких судов определить невозможно. В древности рыболовы выходили на промысел на плотах или лодках, построенных из коры деревьев или выдолбленных из бруса хвойных деревьев. Закрепленный на мачте парус, дал возможность рыбакам уходить дальше в море и вести разнообразные промыслы. Прекрасными рыбаками древности считались викинги, которые создали для этого промысла специальное судно.Чрезвычайно большое разнообразие размеров, внешних архитектурных форм, состава, расположения и назначения помещений судов флота рыбной промышленности обусловлено прежде всего их назначением и преимущест-венной специализацией, т.е. видами и количеством выполняемых функций.
Помимо этого, технические характеристики и особенности производст-венно-технологического оборудования определяются формой организации промысла: автономной или экспедиционной.
При автономной организации добыча морских биообъектов, их перера-ботка в полуфабрикаты или в готовую продукцию и транспортировка в порты производится одним и тем же судном.
При экспедиционной организации операции добычи, переработки улова, временного его хранения, перегрузки и транспортировки в порты для после-дующей реализации продукции производятся судами разного назначения с разными составами промыслового и технологического оборудования.
С учетом сказанного выше флот рыбной промышленности можно под-разделить на следующие пять классов:
— добывающие и добывающе-обрабатывающие суда; — обрабатывающие суда;
— приемо-транспортные суда;
— научно-исследовательские суда; — учебно-производственные суда.
I. Добывающие и добывающе-обрабатывающие суда
Это класс судов, предназначенных для добычи всевозможных пород и видов рыб, беспозвоночных, головоногих и брюхоногих моллюсков (крабов, креветок, осьминогов, кальмара, трубача, трепанга, морского гребешка), мор-ских млекопитающих животных (моржей, тюленей, котиков), а также мор-ских водорослей.
В зависимости от непосредственного назначения эти суда подразделяются на следующие группы:
— рыболовные;
— креветколовные; — кальмароловные; — зверобойные;
— водороследобывающие.

Рыболовные суда предназначены для добычи разнообразных рыб теми или иными орудиями лова (донные и пелагические тралы, снюрреводы, ко-шельковые неводы, дрифтерные сети, крючковые ярусы — донные, придон-ные, подвесные, вертикальные, кольцевые).
В зависимости от специализации все рыболовные суда подразделяются на следующие группы (отряды):
— траулеры; — сейнеры;
— тунцеловы;
— ярусные суда.
Траулеры. Это наиболее распространенный отряд рыболовных судов, основным орудием лова которых являются тралы. Однако многие из них, особенно средние и малые, имеют промысловое оборудование, часто съем-ное, позволяющее применять и другие орудия лова, такие как дрифтерные сети, снюрреводы и крючковые ярусы. Это позволяет использовать такие су-да в любое время года в зависимости от миграций, скоплений и поведения тех или иных пород рыб.
В зависимости от размеров, способа траления (бортового или кормово-го) и степени переработки улова траулеры подразделяются на крупные су-пертраулеры — БАТМ, большие морозильные — БМРТ, РТМ, рефрижератор-ные — РТР, нерефрижераторные — РТ, средние — СРТМ, СРТР, СРТ, малые -МРТР, МРТ, СТБ.
Супертраулеры — БАТМ (большие автономные траулеры морозильные). Это суда неограниченного района плавания с дальностью плавания 12000…15000 миль и автономностью около 130 суток, при численности лич-ного состава до 150 чел. Их назначение — лов рыбы разноглубинными и дон-ными тралами в отдаленных районах Мирового океана как автономно, так и в составе экспедиций. Объемы грузовых помещений, их тепловая изоляция, холодопроизводительность морозильной установки, имеющееся на борту технологическое оборудование позволяют принимать в море улов от других добывающих судов, производить его замораживание в неразделанном виде и переработку в целый ряд готовых продуктов:
— выработка рыбных консервов;
— выработка рыбьего и полуфабриката медицинского жира;
— переработка непищевого прилова и отходов рыбообработки на рыбную муку.
Изготовленная продукция может храниться на борту судна с последую-щей ее доставкой в порты, или перегружаться на приемно-транспортные рефрижераторные суда.
Рыболовные суда этого типа имеют следующие значения элементов и технических характеристик:
— главные размерения: L = 100…130 м; В = 17… 19 м; d— 6,5…7 м; — водоизмещение А = 7500… 10000 т;
— мощность главного двигателя ,Nе- 3000…3500 кВт; — скоростьхода Vs = 13,5…15 уз.
Большие траулеры подразделяются на БМРТ, РТМ, РТР, РТ и имеют неограниченный район плавания.
БМРТ — большие морозильные рыболовные траулеры в зависимости от предполагаемого района их эксплуатации и конкретного состава технологи-ческого оборудования имеют дальность плавания 10000… 17000 миль с рей-совойавтономностью60…80сутокпричисленностиэкипажа95…15человек.
Все суда снабжены в качестве орудия лова разноглубинными и донными траламиимогутэксплуатироватьсякакавтономно,такивсоставеэкспедиций.
Объемы грузовых рефрижераторных трюмов и твиндеков, кладовых и цистерн, установленное технологическое оборудование позволяют использовать БМРТ для приема в море от добывающих судов улов и последующую его переработку на обезглавленную и потрошеную рыбу, изготовление филе, консервов из печени трески и минтая, выработку рыбной муки и жира, изго-товление икры.
Переработанная рыба может храниться на судах в количествах, которые определяются вместимостью грузовых помещений.
Компрессорные рефрижераторные установки в качестве хладагента со-держат аммиак, а рассольная система охлаждения трюмов, твиндеков и кла-довых консервов обеспечивает поддержание в них требуемой температуры от
— 8 °С до — 25 °С.
На некоторых судах установлены дистанционные гидрометеорологические станции и промышленные телевизионные установки, а в качестве поисковой аппаратуры используются гидролокаторы и эхолоты.
Линейные размеры и основные характеристики этих судов:
— главные размерения:L = 75…95 м; В = 14… 16 м;d= 5,5…6,5 м; — водоизмещение А = 3500.. .6500 т;
— мощностьглавногодвигателя,Nе = 1400…2800 кВт; — скоростьхода Vs = 12,5…14 уз.
РТМ — рыболовные траулеры морозильные. Эти суда по своему назна-чению, дальности плавания, установленному технологическому оборудованию и рефрижераторным установкам практически не отличаются от БМРТ, но имеют несколько меньшие размеры и мощность энергетической установки, а именно:
-главные размерения: L = 65…75 м; В= 13…13,5 м;d~ 5,3 м;

— водоизмещение А = 2500.. .3400 т;
-мощностьглавногодвигателяNе =950…1700кВт; -скоростьхода Vs= 11,5… 13,5 уз.
РТР — рыболовные траулеры рефрижераторные. Дальность их плавания вдвое меньше, чем БМРТ и РТМ и составляет 5000…6000 миль при автоном-ности около 30 суток, с экипажем 25…45 человек.
Отсутствие мощных морозильных установок нередко обусловливает ис-пользование этих судов в составе экспедиционного лова с передачей уловов, добываемых тралом, на рыбообрабатывающие плавбазы.
В автономном режиме работы они могут вырабатывать соленую и све-жеохлажденную рыбопродукцию, жир, муку и консервы из печени.
Рефрижераторные установки РТР способны обеспечивать температуру в охлаждаемых помещениях лишь в пределах от — 5 °С до + 2 °С, которую вы-рабатывают холодильные компрессорные агрегаты с хладагентом фреоном-12 и системой охлаждения непосредственного испарения.
Для поиска рыбы используются эхолоты.
Линейные размеры и технические характеристики судов этого типа: — главные размерения:L = 50…55 м; В = 9,0… 11 м; d= 4,0…4,5 м;
— водоизмещение А = 1100… 1600 т;
— мощностьглавногодвигателя,Nе = 600…1300 кВт; — скорость хода Vs = 12… 13,5 уз.
РТ — рыболовные траулеры могут совершать переходы без пополнения запасов в пределах 3000…4500 миль при продолжительности рейса до 20 суток, имея на борту 40…55 человек.
Так как рефрижераторная установка на этих судах не предусмотрена, то работая в траловом лове автономно, они могут производить соленую рыбо-продукцию, рыбий жир и рыбную муку.
В качестве поисковой аппаратуры используются эхолоты. Основные элементы и характеристики судов этого типа:
— главные размерения:L~ 55 м; В ~ 9,3 м; d ~ 4,5 м; — водоизмещение А = 1200… 1800 т;
— мощность главного двигателя ,Nе = 600…800 кВт; — скорость хода Vs= 12.. .12,5 уз.
Средние траулеры подразделяются на СРТМ, СРТР и СРТ. Как и боль-шие, все эти суда имеют неограниченный район плавания. При дальности плавания 7500…9500 миль и автономности 30…35 суток, экипаж составляет около 30 человек.
СРТМ — морозильные и СРТР — рефрижераторные суда, с практически одинаковыми элементами корпуса и главного двигателя. Одинаковы у них и орудия лова: тралы, кошельковые неводы, дрифтерные сети, бортовые сайровые ловушки,анекоторыеснабженысъемнымоборудованиемдляярусноголова.
Стационарно установленное промысловое оборудование состоит из тра-ловых лебедок, силовых блоков, электрических дрифтерных шпилей.
Съемное промоборудование обычно включает в себя бортовые дрифтерные ролы с механизмами для выбирания поводцов, электроприводные сете-выборочные и сететрясные машины, а также устройства для лова сайры бор-товыми ловушками.
Поисковая аппаратура состоит из гидролокаторов и эхолотов.
Различия рассматриваемых двух типов средних рыболовных траулеров обусловлены установленными на них рефрежираторными установками, тех-нологическим оборудованием и изоляцией грузовых помещений.
СРТМ — суда, предназначенные для замораживания улова, выработки охлажденной и малосоленой продукции, изготовления пресервов.
Для этих целей устанавливается следующее технологическое оборудо-вание:
— бункеры для охлаждения и кратковременного хранения улова; — льдогенераторы;
— линии ручной разделки рыбы;
— линии производства пресервов с закаточными машинами.
Компрессорные рефустановки с хладагентом аммиаком и воздушной системой охлаждения поддерживают в трюмах температуру — 18 °С, а в мо-розильных аппаратах — 28 °С. В качестве теплоизоляционного материала ис-пользуется полиуретан, штапельное стекловолокно с толщиной изоляционного слоя по бортам и подволоку 250…400 мм.
СРТР — суда, предназначенные для выработки малосоленой и охлажденной продукции. Обычно устанавливаемое оборудование включает в себя:
— линии обработки посолом;
— линии приема рыбы и охлаждения ее льдом; — линии ручной разделки рыбы;
— линии с рыборезками для производства охлажденной продукции; — льдогенераторы.
Рефустановки с хладагентом фреоном-12 и воздушной или рассольной системой охлаждения трюмов обеспечивают поддержание в них температуры от — 2 до -5 °С. Изоляцией трюмов служат пакеты винидура, минерального войлока, пеностекла с толщиной изоляции 250 мм.
Элементы и характеристики судов СРТМ и СРТР:
— главные размерения: L = 40…50 м; В — 7,5…9,5 м; d— 3…4 м; — водоизмещение A = 700… 1100 т;
— мощностьглавногодвигателя,Nе = 400…700 кВт; — скорость хода Vs = 10… 12,5 уз.
СРТ — нерефрижераторные суда, осуществляющие лов рыбы тралами и дрифтерными сетями с последующей выработкой соленой продукции и жира из печени.
Их промысловое оборудование состоит из траловых лебедок и дрифтер-ных шпилей. Для дрифтерного лова на борту имеется съемное оборудование, состоящее из бортового рола с механизмом для выборки поводцов, электро-приводных сетевыборочной и сететрясной машин.
Технологическое оборудование включает в себя ручную обработку рыбы посолом и установку для выработки жира из печени.
Главные размерения и технические элементы этих судов:
— главные линейные параметры: L — 30…35 м; В = 7,0…7,5 м; d=3,0…3,5 м; -водоизмещениеА=450…470т;
-мощностьглавногодвигателяNе =220…300кВт; -скорость хода Vs = 9… 11 уз.
Дляпоискарыбыиспользуютсягидролокаторыиэхолоты.
Запасы топлива и пресной воды обеспечивают дальность плавания 6000…7500 миль при автономномности 25…30 суток с экипажем на борту около25человек.
Малые траулеры. Эти небольшие суда, осуществляющие лов рыбы тра-лами преимущественно для ее сдачи на обрабатывающие суда или на береговые рыбоперерабатывающие предприятия, делятся на три типа: МРТР, МРТ и СТБ. МРТР — малые рыболовные траулеры рефрежираторные. Эти суда, по-мимо передачи улова на обработку, могут также вырабатывать малосоленую и охлажденную продукцию, а также изготавливать пресервы. Устанавливаемое для этих целей технологическое оборудование включает льдогенераторы и
полуавтоматическиезакаточныемашины.
Рефрижераторная установка, имеющая в качестве хладагента фреон-12 и использующая рассольную или воздушную системы охлаждения, обеспечивает поддержаниетемпературы втрюмеот-2до-4°С.
Промысловое оборудование этих судов ограничено лишь траловой ле-бедкой для работы с разноглубинными или донными тралами, а для поиска рыбыустановленыэхолоты.
Район плавания МРТР ограничен максимальным удалением от порта-убежища 50 милями. Автономность пребывания на промысле ограничена 8…20 сутками. Экипаж на промыслесоставляет 7… 15 человек.
Основныеданныеэтихсудов:
— главные размерения: L = 25…30 м; В = 5,5…7,5 м; d = 2…3 м;

— водоизмещение A = 150…350 т;
-мощностьглавного двигателя Ne =110…225 кВт; -скорость хода Vs = 9…9,5 уз.
МРТ — малые рыболовные траулеры. Как и малые рефрижераторные траулеры, эти суда ограничены районом плавания до 50 миль удаления от порта-убежища. При экипаже 5…6 человек их автономность не превышает 10 суток.
Установка на этих судах каких-либо технологических механизмов и уст-ройствнепредусмотрена.
Изпромысловыхустройствимеетсялишь траловаялебедка. Техническиеданныеэтихсудов:
-главныеразмерения:L

Надеюсь каждый из Вас, когда-либо пробовал рыбу или ел консервы, но кто-нибудь задумывался о том, каким трудом достигается выемка этого продукта из среды ее обитания. Я постараюсь подробно рассказать об этом.


К рыболовным судам относятся лодки, катера или суда с которых осуществляется промысел рыбы, китов, тюленей или других живых ресурсов в океане, море, озере или реке. Всех их можно разделить по цели использования на несколько типов: коммерческие - промысловые суда, любительские или браконьерские.


В настоящее время насчитывается около четырех миллионов рыболовных судов коммерческого использования.


На самом деле фактическое число рыболовецких судов определить невозможно. В древности рыболовы выходили на промысел на плотах или лодках, построенных из коры деревьев или выдолбленных из бруса хвойных деревьев. Закрепленный на мачте парус, дал возможность рыбакам уходить дальше в море и вести разнообразные промыслы. Прекрасными рыбаками древности считались викинги , которые создали для этого промысла специальное судно.


На протяжении длительного периода развития, рыбная ловля превратилась в отдельную отрасль, что привело к появлению нескольких типов рыболовных судов: траулеры, плавучие базы, дрифтеры, сейнеры, тунцеловы и прочие промысловые корабли . Коммерческие рыболовные суда стали оборудоваться первыми радионавигационными приборами для определения косяков рыбы.


В последнее время рыболовецкие суда, отвечая международным стандартам, становятся все более модернизированными. Рыбную промышленность относят к отрасли связанной с высоким риском. В связи с этим на Международном морском форуме в 1959 году под руководством ООН была подписана Конвенция, определяющая допустимые стандарты проектирования и строительства рыболовных судов, а также оговариваются условия эксплуатации экипажей кораблей.

Большинство коммерческих рыболовных судов являются небольшими кораблями, имеющие размеры до 30 метров, но некоторые суда имеют и размеры крейсера до 150 метров, как правило, это плавучие рыбоперерабатывающие заводы или траулеры. Рыболовные суда коммерческого значения можно классифицировать по способу рыбной ловли.

дрифтеры и лов жаберной сетью

Рыболовные суда


Коммерческая рыбная ловля проверяет на прочность даже самых опытных капитанов. Многие матросы занимаются рыбной ловлей, чтобы заработать, но эти деньги достаются тяжким многочасовым трудом. Они работают по 20 часов в день, но в мире есть места, где можно заработать десятки тысяч долларов за небольшой срок.


Умелым капитанам сезонная рыбная ловля в городке Накнек приносит более 130000 долларов США чистой прибыли. Департамент рыболовства и охоты (Departament of fish and game) регулирует время ловли и объемы улова лосося. Это делается для того, чтобы сохранить тонкое равновесие экосистемы и не уничтожить всю рыбу.


Рыбалка в Накнек отличается агрессивностью, сосредоточенная на небольшом водоеме. За нарушение капитанам грозят крупные штрафы от 15000 долларов США или даже тюрьма.


Улов осуществляется дрифтерной (жаберной) сетью. Она похожа на волейбольную сеть, только движется вместе с подводными течениями прилива. Размер ячеек дрифтерной сети позволяет поймать за жабры рыбу определенного размера. Сеть с буем на конце выбрасывается с дрифтера в воду при помощи барабана, с которого она отматывается при помощи механического привода. Другой конец находится на корме рыболовецкого судна. Жаберная сеть находится в воде определенное время, по истечении которого она втягивается на судно.

траулеры и траловый лов

Рыболовные суда

Рыболовные суда

Рыболовные суда


Траулеры оборудованы траловыми лебедками, на барабанах которых укладывается до 4000 метров троса - ваера, что позволяет вести вылов рыбы на глубинах до 2 км. Трал поднимается на борт рыболовного судна через слип. Технологическое оборудование траулера состоит из комплекса машин и механизированных линий для разделки, мойки рыбы, иногда консервирования, а также для выработки рыбной муки и жира из отходов. Большинство современных траулеров оснащено рыбопоисковой аппаратурой и приборами контроля параметров трала, которые позволяют управлять его движением в воде и наведением на скопления рыбы.

ярусники и лов ярусом

Рыболовные суда


В штате Аляска в 120 км от побережья лежит континентальный шельф, в районе которого обитают самые большие популяции тихоокеанского палтуса и черной трески. За один пятидневный рейс команда рыболовного судна может заработать около 200000 долларов. За год рыболовецкие суда совершают около двенадцати рейсов к шельфу.


Пока рыболовецкое судно следует в точку, команда надевает наживку на 4500 крючков, прикрепленных к тросу длиной до 5 км, которые составляют большую снасть. Для исследования морского дна капитан использует эхолот и электронные карты. Для каждой рыбы существуют собственные особенности обитания. Палтус любит мелководье с каменистым дном, а треска предпочитает глубину и более мутную воду.


Снасти опускают на самое дно, где кормятся рыбы, при помощи якорей. Для развертывания яруса рыбаки сначала выбрасывают сигнальные буи, чтобы рыболовное судно могло его найти, когда вернется за уловом. Затем выбрасывается первый из двух якорей, благодаря которым снасти удерживаются на одном месте на морском дне. После этого рыбаки натягивают ярус, выбрасывая километры тросов с 5 см крючками за борт. Затем натягивается снасть, и выбрасывается второй якорь и еще сигнальные буи. Как правило, таким способом, выставляются еще две снасти.


Через определенный период времени рыболовные суда вытаскивают свой первый улов. Один конец яруса крепится к гидравлической системе шкивов. Дополнительно для нормального подъема снастей в кормой части имеется пульт управления судном. Первая поднятая рыба отправляется на поддон, где специальное устройство снимает рыбу с крючка и сбрасывает в контейнер со льдом. Механизм втягивает снасти и новые и новые рыбины падают в контейнер. Хороший улов зависит от количества заброшенных снастей. С появлением первой рыбы на борту рыболовное судно без оборудования для обработки рыбы обязано попасть в порт не позже 5 суток.


На рыболовецком судне с автоматическими снастями выловленная рыба сразу обрабатывается. Один оператор управляет лебедкой, второй - обрабатывает рыбу, выпотрошив внутренности. После чего ее промывают водой и сортируют по виду и размеру. Затем рыбу полностью замораживают на небольших поддонах через 7 часов после поимки. Когда морозильные камеры заполнены, команда современного рыболовного судна переходит к упаковке улова. Замерзшую рыбу кладут в емкость с водой разбавленную небольшим количеством хлора, где она покрывается коркой, что в свою очередь защищает ее от обморожения. Затем рыбу кладут в упаковки, откуда она снова отправляется в морозильную камеру, где температура составляет минус 15 градусов по Цельсию.

сейнеры и кошельковый способ

Рыболовные суда


Департамент рыбалки и охоты назначает определенные участки и отрезки времени, где можно выполнять улов сельди. Воздушная разведка дает представление о том, как будет распространяться сельдь в проливе. Ценность сельди определяется не тушей, а икрой и молокой. Чем более зрелая икра, тем выше качество продукта.


Сейнер это обычно однопалубное судно с надстройкой, смещенной к носовой части. На корме имеются рабочее пространство для хранения и обработки невода и поворотная площадка, откуда он выметывается при облове. Кроме того, сейнер буксирует за собой вспомогательную моторную лодку. По радиостанции департамент объявляет об открытии сезона и промысел начинается.

Рыболовные суда


Во время лова рыболовные суда находят большие стаи сельди при помощи эхолокатора. После обнаружения стаи вспомогательная моторная лодка с прикрепленным к ней концом невода удаляется от кормы рыболовецкого судна и окружает рыбу. Нижняя часть невода устроена так, что может стягиваться и превращаться в ловушку для рыбы. Пойманная рыба скапливается в сравнительно небольшой донной части невода. Затем судовая команда, воспользовавшись устройствами для выборки и укладки невода, сматывает и утрамбовывает его, поднимая рыбу на борт при помощи подъемного устройства - крана. Когда сеть затянута трепещущий улов насосом выкачивается на борт плавучей базы - судно с большей вместимостью.

Рыболовные суда

Иногда один улов может достигать до 900 тонн. На таком улове одно рыболовное судно может заработать свыше 1 миллиона долларов.

плавучие рыбоперерабатывающие заводы, плавучие базы и транспортные суда

Рыболовные суда

Улов выгружается на рыбоперерабатывающие суда - самый многочисленный рыболовецкий флот, работающий на больших расстояниях от берега, и имеющие на борту средства для хранения и переработки рыбы. На современном плавучем заводе выполняются все процессы переработки добытых морепродуктов, включая чистку, разделку, замораживание, брикетирование, расфасовку, упаковку, консервирование, извлечение рыбьего жира, изготовление пищевых продуктов. Полная грузоподъемность таких судов составляет от 2000 до 3000 тонн, численность экипажа доходит до 90 человек.


В условиях длительного пребывания в районах промысла, отдаленных от портов приписки рыбодобывающих судов, они и их команды обслуживаются специально предназначенными для этих целей плавучими базами. На таких плавбазах располагаются административные органы флота, средства связи с землей, госпитали и дома отдыха.


Перевозку в рыбной промышленности выполняют суда-рефрижераторы . Она включает доставку промысловой рыбы и пищевых продуктов в центры обработки или консервные заводы.

Рыболовные суда

В порту рыбоперерабатывающие компании еще раз сортируют рыбу и взвешивают. После чего рыба с помощью конвейеров отправляется в цеха, где замораживается. Затем в таком виде рыба помещается в ящики средним весом 600 кг и направляется в рефрижераторные контейнеры . После чего грузовики компаний рыбной промышленности следуют в терминалы, откуда груз может быть доставлен к пунктам назначения по всему миру на больших кораблях - контейнеровозах .

гарпунные или китобойные суда


Гарпунные суда используются для охоты на китов. Гарпун - это метательное орудие, к заднему концу штока которого прикреплен канат; наконечник гарпуна либо зазубрен, либо имеет поворотные лапы, благодаря чему и удерживается в теле кита или рыбы. Часто действуют не поодиночке, а в составе китобойных флотилий, при этом сами гарпунные суда небольшие, а добытые ими киты перерабатываются на борту плавучих баз ( промысловых судов ). Сейчас китобойный промысел ЗАПРЕЩЕН законами большинства стран, только Норвегия, Исландия и Япония до сих пор ведут китобойный промысел.

драги

Рыболовные суда

Заборная часть драги представляет собой последовательность металлических скребков, за каждым из которых находится проволочный черпак для сбора сгребаемых с морского дна устриц и морских гребешков. Основным узлом заборной части гидравлической драги для сбора моллюсков являются салазки с ножом спереди и цепным черпаком сзади; водометные сопла, расположенные перед ножом, облегчают съем моллюсков.

Рыболовные промыслы могут быть прибыльной индустрией, но для тех, кто выбрал этот путь, должен уметь идти на жертвы, ведь рыбаков, впрочем, как и всех моряков объединяет тоска по дому и семье.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: