Прокурор отказ от иска кас

Обновлено: 16.05.2024

1. Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместитель Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, военный суд, районный суд; прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители - в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд, гарнизонный военный суд, районный суд; прокурор города, района и приравненные к ним прокуроры - в гарнизонный военный суд, районный суд.

3. Административное исковое заявление прокурора должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса.

4. Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

5. Утратил силу. - Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ.

6. В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, суд оставляет соответствующее заявление без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит об отказе от административного иска. В случае отказа этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.

7. Прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Прокурор не дает заключение по административному делу, если административное дело возбуждено на основании его административного искового заявления.

  • Статья 214 КАС РФ Прекращение производства по административному делу об оспаривании нормативного правового акта

1. Суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 39, частями 6 и 7 статьи 40, пунктами 1 - 3, 5 и 6 части 1 статьи 194 КАС РФ. Открыть статью

1. Суд прекращает производство по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что имеются основания, указанные в частях 5 и 6 статьи 39, частях 6 и 7 статьи 40, частях 1 и 2 статьи 194 КАС РФ. Открыть статью

6. Прокурор в порядке, установленном настоящей главой, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в случаях, предусмотренных настоящей статьей, частью 1 статьи 39 КАС РФ, в защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Открыть статью

1. Суд прекращает производство по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, если установит, что имеются основания, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 39, частями 6 и 7 статьи 40, пунктами 1 - 4 и 6 части 1 и частью 2 статьи 194 КАС РФ, а по административным делам, связанным с отказом в регистрации кандидата или отмене регистрации кандидата, также по основаниям, предусмотренным пунктом 5 части 1 статьи 194 КАС РФ. Открыть статью

4. Прокурор в порядке, установленном частью 1 статьи 39 КАС РФ, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений для защиты прав и свобод поднадзорного лица при условии, что поднадзорное лицо по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не может само обратиться в суд. Открыть статью

Сайт использует cookie для персонализации сервисов и сбора статистики посещений. Продолжая использовать наш сайт, Вы выражаете согласие с условиями обработки персональных данных.

Преображенским районным судом города Москвы рассмотреныадминистративные дела№ 2а-1630/16, № 2а-5105/16 и № 2а-5452/16, об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя, доводы административного истца признаны обоснованными, и вынесены решения, мотивированные ст.ст.175-177 КАС РФ, которыми постановления судебного пристава-исполнителя признаны незаконными.

Однако суд не указал способа восстановления нарушенного права административного истца, что по сути делает решения суданезаконными и фактически неисполнимыми, не восстанавливающими права административного истца, ввиду отсутствия в них указания на способ или порядок восстановления таких прав, совершение конкретных действий и срок в течении, которого должны быть полностью восстановлены права и законные интересыстороны исполнительного производства, в том числе и потому, что бездействие должностного лица службы судебных приставов, было предметом исследования в судебном заседании, однако оценки в резолютивной части судебного постановления не получило.

либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению;

либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия (Признано не подлежащим применению постановлением Пленума от 27.09.2016 г. № 36).

При принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения (ч.2 ст.178, п.2 ч.6 ст.180 КАС РФ), и необходимость эта следует из императивного предписания закона.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ: «По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

Заслуживают внимания и рассмотренные Преображенским районным судом города Москвыадминистративные дела№ 2а-2564/16 и № 2а-3975/16, о признании бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным.

Доводы административного истца признаны несостоятельными и необоснованными, поскольку из представленных в судебное заседание материалов исполнительного производствасуд установил, что судебным приставом-исполнителем осуществлены исполнительные действия и применены меры принудительного исполнения.

Фактическим исполнением,по делам о взыскании денежных средств, может признаваться исполнение обязанности по передаче непосредственно взыскателю денежных средств в конкретном размере (п.35 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 г. № 50).

Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

Не могут рассматриваться как основания, оправдывающие превышение сроков исполнения исполнительных документов, обстоятельства, связанные с организацией работы структурного подразделения службы судебных приставов (ч.ч.4 и 5 ст.61 ГПК РФ, ч.ч.4 и 5 ст.10 КАС РФ, ч.ч.4 и 5 ст.61 АПК РФ). Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя (п.15 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 г. № 50).

Под незаконным бездействием следует понимать несовершение в установленные сроки государственным органом действий, отнесенных к его компетенции, при наличии условий и установленных законом и иными нормативными правовыми актами оснований, в связи с которыми возникает обязанность совершить эти действия (решение Арбитражного суда города Москвы от 29.02.2015 г. по делу № А40-5827/2016).

Принципы исполнительного производства имеют исключительнопрактическое значение в рамках процесса исполнения требований исполнительного документа, поскольку они гарантируютполное, своевременное, правильное и эффективное исполнение, защиту прав участников исполнительного производства,определяют роль государства в регулировании данной сферы, презюмируют уважение к суду и закону.

Принцип независимости судебного пристава-исполнителя следует из логической конструкции в рамках аналогии права, применительно к независимости судей.

Независимость не является абсолютной и безграничной, поскольку суд, как и судебный пристав подчинены закону и в любом случае являются подконтрольными в соответствии с ним, а потому можно говорить только лишь об определенном уровне независимости, необходимом для осуществления беспристрастной процессуальнойдеятельности.

Судебный пристав-исполнитель и суд, как орган осуществляющий контроль и надзор за его деятельностью, должны помнить, что независимость,при осуществлении процессуальной деятельности по исполнению требований исполнительного документа, не является самоцелью, а выступает лишь предпосылкой для совершения законных и обоснованных действий, в том числе вынесения постановлений, а в случаях определенных законом,воздержания от совершения каких-либо действий в интересах участников исполнительного производства с целью защиты их прав и законных интересов. Из чего следует, что независимость должна быть направлена на обеспечение возможности реализовать права и законные интересы субъектами правоотношения посредством совершения процессуальных действий.

Разумеется, понимание независимости суда и судебного пристава-исполнителя не должно и не может отождествляться.

Независимость судебного пристава-исполнителя следует трактовать не как элемент правового статуса гражданского служащего, а в качестве особого режима его процессуальной деятельности. При этом последнюю традиционно рассматривают как деятельность, в которой уже отсутствует спор о праве, так как права взыскателя установлены вступившим в законную силу судебным актом, последним же устанавливается и обязанность должника совершить определенные действия в пользу взыскателя.

Судебный контроль за деятельностью судебного пристава-исполнителя предполагает контроль со стороны суда за производством принудительного исполнения исполнительных документов.

Использование данного понятия характерно именно для судебной практики и тесно связано с учением о толковании правовых норм (выявление цели закона).

Вместе с тем, Е.Н. Трубецкой [1] связывал contra legem с проблемой толкования правовых норм в рамках правовой доктрины и судебной практики.

В англо-американском праве судьи строго относятся к закону [4] и приводят в действие только те последствия, которые им прямо предусмотрены [5].

Пленум Верховного Суда Российской Федерации, в постановлении № 35 от 07.02.1967 г., указал следующее: Встречаются случаи пренебрежительного отношения судей к соблюдению установленных законом правил судебного разбирательства,невыполнения требований закона о порядке разрешения судом заявлений и ходатайств лиц, участвующих в процессе. Все чаще встречаются факты вынесения судами недостаточно мотивированных решений, определений и постановлений. Зачастую в них не приводится юридическая аргументация принятого решения, в связи с чем постановил:

1. Рассмотрение и разрешение дел должно проводиться судами на основе строгого соблюдения законности, в полном соответствии с материальным и процессуальным законодательством.

2. Судьям следует учитывать, что надлежащая подготовка дела к судебному разбирательству, имеющая целью обеспечить его правильное и своевременное разрешение, обязательна по всем делам.

4. Решения, определения и постановления судов должны быть не только законными и обоснованными, но и мотивированными, составленными в ясных и понятных выражениях.

Законность, на которую указал Верховный Суд Российской Федерации – это строгое соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Кодекс административного судопроизводства (КАС РФ) был принят в Российской Федерации 15 сентября 2015 года. Данный документ предоставил прокурору несколько возможных форм участия в рассмотрении дел административного характера. Согласно закону, представитель прокуратуры имеет право не только участвовать в делопроизводстве, но и самостоятельно инициировать его возбуждение.

Возможные формы участия прокурора в судебном процессе

Статья №39 КАС РФ предусматривает две возможных формы участия прокуратуры в административном производстве:

  • непосредственное участие в рассмотрении дела в качестве ответчика;
  • инициирование рассмотрения спора в судебном порядке с помощью подачи иска, направленного в защиту прав и законных интересов отдельных граждан, круга лиц, муниципальных образований, организаций и субъектов Российской Федерации.

ВАЖНО! Для того чтобы прокурор мог представить интересы гражданина, имеющего ограниченные возможности, последнему потребуется предоставить в прокуратуру письменное заявление, информирующее о допущенном нарушении законных интересов, социальных прав и свобод человека. Также в документе необходимо объяснить причины, по которым у гражданина отсутствует возможность самостоятельного обращения в судебную инстанцию.

Полномочия прокуратуры

В пределах вверенных ему полномочий, сотрудник прокуратуры имеет право:

  • инициировать возбуждение дела о правонарушении административного характера;
  • участвовать в рассмотрении дела, предоставлять имеющиеся доказательства, заявлять ходатайства, давать собственные заключения по вопросам, возникающим в процессе;
  • выносить протест относительно постановления по делу о правонарушении (вне зависимости от того, принимал ли сам прокурор участие в нем) и совершать иные действия, допустимые законом Российской Федерации.

ВАЖНО! Прокурор может участвовать в рассмотрении дела, присоединившись к судебному производству на любом из его этапов. В свою очередь, суд обязан известить прокурора о месте и точном времени рассмотрения дела о правонарушении со стороны несовершеннолетних граждан, а также дел, возбужденных по инициативе самого представителя прокуратуры.

Если сравнивать возможности представителя прокуратуры в административном судопроизводстве, то они будут более ограничены по сравнению с Гражданско-правовым кодексом РФ. В частности, прокурор имеет право принимать участие в рассмотрении ограниченных категорий дел , к которым относятся споры:

  • об оспаривании нормативных правовых актов (ст.213);
  • об оспаривании действия (либо бездействия) государственных органов власти, органов местного самоуправления или иных организаций и структур (ст.218);
  • о защите прав избирателей и права граждан РФ принимать участие в референдуме (ст. 243);
  • о принудительной госпитализации граждан в медицинские учреждения, оказывающие психологическую помощь пациентам, а также о необходимости продления срока госпитализации (ст. 277);
  • о принудительном психиатрическом освидетельствовании гражданина (ст. 280);
  • о принудительной госпитализации в противотуберкулезное медицинское учреждение (ст. 283);
  • об оспаривании действий со стороны медицинского персонала, врачебных комиссий, а также работников органов образования и социального обеспечения, ущемляющих законные права и интересы граждан в процессе оказания психиатрической помощи (ст. 48 закона РФ №3185-1 от 2 июля 1992 года);
  • об осуществлении административного надзора за лицами, освобожденными на свободу из исправительных учреждений (ст.272);
  • о защите интересов лица, не достигшего совершеннолетия и признанного недееспособным, в случае, если его законный представитель отказывается от медицинской помощи, необходимой для сохранения жизни (гл.31.1).

Обязанности

При направлении в суд искового заявления, сотрудник органов прокуратуры пользуется определенными процессуальными правами и несет обязанности истца. Однако ему не предоставляется право заключать соглашение о перемирии и обязанности по возмещению судебных расходов.

Также прокурор должен уведомить гражданина или его представителя о своем отказе от административного иска, подаваемого в интересах конкретного лица.

Отказ от участия в судебном деле

Представитель прокуратуры имеет право отказаться от участия в административном деле на основании пп.5-6 ст.39 КАС РФ.

Если он откажется от административного иска, направленного в защиту интересов, прав и свобод неопределенного круга лиц, относящегося к субъектам административных или иных публичных правоотношений, рассмотрение дела будет продолжаться без участия прокурора. Если же решение об отказе произойдет по причине удовлетворения административным ответчиком установленных требований, суд прекратит производство по существующему делу.

Если же сотрудник прокуратуры откажется от иска, направленного на защиту прав и свобод конкретного гражданина, суд оставит поступившее заявление без рассмотрения, если сам гражданин или его законный представитель не заявит об отказе от иска . Если отказ от имени указанных лиц поступит в судебную инстанцию и при этом не будет противоречить закону, не нарушит права и интересы других лиц, суд примет решение о прекращении производства по существующему делу.

Заключение прокурора по административному делу

Согласно п.7 ст.39 КАС РФ, вступая в судебный процесс по административному делу, прокурор должен дать заключение в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами РФ.

Однако если дело было возбуждено на основании искового заявления, поступившего от сотрудника прокуратуры, его заключение не предоставляется.

Прокурор имеет право принимать участие в административных делах в качестве участника или заявителя, инициировавшего судебный процесс. Все допустимые формы и особенности его участия в судебном делопроизводстве прописаны в Кодексе административного судопроизводства (КАС), принятом в Российской Федерации в 2015 году.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут


Отказ от административного иска - образец удобен для использования в ежедневной практике юриста, участвующего в разрешении споров из публично-правовых отношений. О том, как правильно его составить и что необходимо при этом учитывать, рассказано в предлагаемой статье.

Что представляет собой отказ от административного иска по КАС РФ

Кодекс административного судопроизводства РФ не дает определения отказа от административного иска, но из норм ч. 5 ст. 46, ст. 113, ч. 1 ст. 157 КАС РФ можно сделать вывод, что это воля истца, направленная на прекращение поддержания выдвинутых требований и выраженная:

  • устно (заносится в протокол заседания и подписывается истцом или его представителем);
  • письменно (подается заявление за подписью вышеуказанных лиц).

Важно! Представителю для отказа требуется четко выраженное в доверенности специальное полномочие на отказ от иска (ч. 2 ст. 56 КАС РФ).

Сам факт отказа от административного иска не гарантирует прекращения производства по делу. Обращение истца рассматривается судом, и отказ не может быть принят, если он:

  • противоречит нормам действующего законодательства;
  • нарушает права и законные интересы третьих лиц;
  • препятствует защите публичных интересов (п. 2 ч. 2 ст. 214 КАС РФ, апелляционное определение Верховного суда РФ от 20.01.2016 № 49-АПГ15-66).

Обратите внимание! Если в качестве административного истца выступал прокурор, защищавший общественные интересы, его отказ от иска не прекращает производство по делу, если не связан с добровольным удовлетворением требований ответчиком (ч. 5 ст. 39 КАС РФ).

Если прокурор отказался от административного иска, поданного в интересах конкретного гражданина, суд оставляет заявление без рассмотрения, что дает гражданину возможность защитить свои права в рамках КАС РФ самостоятельно.

Основные элементы содержания заявления об отказе от административного иска

Ввиду отсутствия жесткого нормативного регулирования КАС РФ отказа от иска в плане составления документа отказ в письменной форме нужно составить, следуя правилам делового оборота и ГОСТ Р 7.0.97-2016.

При составлении заявления стоит указать:

  • Наименование суда, в который подается заявление.
  • Сведения об административном истце. Если иск подавало физическое лицо, достаточно указать Ф. И. О., адрес и дату рождения. Если обращение поступает от юридического лица, необходимо привести его регистрационные данные.
  • Наименование организации-ответчика. Если ответчик — должностное лицо, то указывается Ф. И. О., должность и место службы.
  • Сведения о представителе истца и наличии у него юридического образования.
  • Контактные данные участников судопроизводства: почтовые адреса, телефоны, адреса электронных почтовых ящиков.
  • Данные об административном производстве, по которому подается заявление: номер и участники.
  • Собственно однозначно выраженный отказ от иска полностью или в части (тогда необходимо указать, какого именно требования касается отказ).

Под заявлением ставится дата и подпись истца или представителя.

Образец заявления об отказе от административного иска можно скачать здесь: Образец отказа от иска по КАС РФ.

Имеют ли значение причины отказа

Обратите внимание! Закон не предусматривает обязательного указания в заявлении причин, побудивших истца отказаться от поддержания своих требований полностью или в части.

Однако представляется правильным делать это по ряду причин:

  • С целью способствования разрешению вопроса о возможности ущемления законных прав и интересов третьих лиц.
  • Для решения вопроса о возможности дальнейшего возмещения судебных расходов. В соответствии с ч. 1 ст. 113 КАС РФ по общему правилу в случае отказа истца от иска понесенные им судебные расходы не возмещаются ответчиком, напротив, судебные расходы обеих сторон в этом случае ложатся на плечи истца. Если же истец отказался от требований по причине их исполнения ответчиком до принятия судебного решения, компенсация судебных расходов истца за счет ответчика возможна.

Резюмировать стоит так: несмотря на отсутствие в действующем законодательстве указаний относительно содержания заявления об отказе от административного иска, при составлении образца отказа от иска по КАС РФ нужно учитывать правила делового оборота, необходимость кратко и емко изложить обстоятельства дела и указать, от каких именно требований отказывается истец.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: