Поддержание летной годности воздушных судов кем работать

Обновлено: 16.06.2024

Летная годность (ЛГ) является характеристикой ВС, которая обеспечивается предусмотренными и реализованными в его конструкции и летно-технических параметрах принципами и позволяет осуществлять безопасный полет в ожидаемых условиях и при установленных методах эксплуатации.

Ожидаемые условия эксплуатации содержат область расчетных условий, определенных нормами летной годности, а также эксплуатационные ограничения и рекомендуемые режимы полета, установленные для данного типа самолета во время его сертификации.

Нормы летной годности (НЛГ) - это свод требований, выполнение которых обеспечивает заданный уровень безопасности полетов.

Летная годность сертификат
Летная годность сертификат 2

Исторически сложилось так, что первыми полноценными нормативными документами стали нормы прочности самолетов начала 1920-х годов. Целью этих норм было определение нагрузок на самолет для всех условий эксплуатации его на земле и в полете. В дальнейшем встал вопрос о создании комплексных норм, которые охватывали бы требования к летным характеристикам, конструкции и прочности самолета, двигателей и всех видов оснащения. Такие нормы для гражданских летательных аппаратов были созданы перед Второй мировой войной в Англии (BCAR), а со временем - в Европе (JAR) и США (FAR).

Создание отечественных норм летной годности начинается в послевоенные годы в связи с бурным развитием Аэрофлота. Первые нормы для гражданских самолетов (НЛГС) были введены в 1967 г. В 1971 г. введены в действие нормы НЛГС-1, а в 1975 г. выданы сертификаты летной годности для самолетов Ил-86, Як-42, Ан-28 по действующим нормам НЛГС-2.

В рамках деятельности Постоянной комиссии по гражданской авиации стран - членов СЭВ на основе Норм летной годности 1984 г. были созданы Единые нормы летной годности гражданских транспортных самолетов стран - членов СЭВ (ЕНЛГС), которые введены в действие в 1985 г. Они распространяются на гражданские дозвуковые самолеты с количеством основных газотурбинных двигателей не менее двух и предназначены для перевозки пассажиров или пассажиров, почты и груза одновременно.

В ЕНЛГС установлены требования к летной годности самолетов, их двигателей и оборудования, которые служили основой взаимного признания государствами - членами СЭВ сертификатов летной годности, объема контрольных проверок летной годности самолетов, двигателей и оборудования, которые выпускаются и эксплуатируются соответствующими странами.

Тем не менее в настоящее время еще не созданы единые международные нормы летной годности. В США и большинстве стран мира действуют нормы FAR-25 с некоторыми национальными дополнениями, а в Великобритании - BCAR (JAR-25). Сравнительный анализ НЛГС-3, FAR и JAR показывает, что уровни безопасности, которые они устанавливают, практически эквивалентны. Относительно отдельных требований существует определенная разница между названными НЛГ. Наиболее существенным является отличие НЛГС-3 от FAR и JAR в отношении структуры расположения и нумерации требований, что затрудняет их понимание за границей.

С 1990 г. в Украине и России начата работа по сближению НЛГ к Нормам США и Западной Европы по структуре и содержанию требований с учетом обеспечения конкурентоспособности отечественных летательных аппаратов. Действующие Нормы летной годности самолетов транспортной категории являются частью 25 Авиационных правил (АП-25). Они учитывают требования НЛГС-3, построены по структуре, принятой для FAR-25, и содержат Поправки к FAR-25. Нумерация частей АП-25 аналогична нумерации соответствующих частей FAR. Правила АП-25 действуют в России, Украине, Узбекистане и некоторых других странах СНГ.

Нормы летной годности устанавливают требования к функциональным системам ВС, которые вытекают из анализа их влияния на безопасность полета:

функциональные системы должны быть практически безотказными, поскольку отказы приводят к аварийным или катастрофическим ситуациям, а их резервирование должно обеспечивать продолжение безопасного полета после двух последовательных отказов;

конструктивно функциональная система ВС должна быть выполнена так, чтобы экипаж мог своевременно обнаружить отказ, предотвратить его отрицательные последствия и осуществлять полет с отказавшим элементом или системой;

функциональная система должна быть простой в управлении, иметь возможность перехода в любой режим работы, предусмотренный инструкцией по летной эксплуатации, и оснащаться сигнализацией и средствами контроля ее работоспособности;

средства контроля работоспособности функциональной системы или ее элементов, встроенные в конструкцию ВС, не должны снижать безотказность в работе функциональной системы и ее составляющих;

конструкция функциональной системы вместе с элементами ее контроля и управления может снижать до минимума возможность допущения ошибок как в процессе летной эксплуатации, так и во время технического обслуживания.

Не менее важен комплексный подход к анализу взаимовлияния работы всех функциональных систем воздушного судна в ожидаемых условиях эксплуатации, т. е. к летным характеристикам, устойчивости и управляемости воздушного судна. Требованиями этого направления являются: номенклатура скоростей; обеспечение взлета, полета по маршруту, посадки и захода на посадку; продольная и боковая устойчивость и управляемость; обеспечение безопасности во время полетов на больших углах атаки и в случае возникновения особых ситуаций.

Летная годность сертификат траволта

Требования НЛГС к летным характеристикам в значительной степени определяют пределы применения самолета как по посадочным характеристикам, так и по диапазонам допустимых скоростей и высот полета. Это позволяет формулировать конкретные требования к летательному аппарату и его эксплуатационной документации. В частности, требования к прочности устанавливают нагрузку на воздушное судно и его основные части, особые случаи нагружения, жесткость конструкции, температурную прочность, условия усталостной прочности.

Таким образом, НЛГ, кроме требований, которые определяют основные принципы летной годности, содержат значительный объем конкретных требований к летным характеристикам, к двигателям и другим функциональным системам и оборудованию. Они сформулированы на основе опыта создания, испытаний и эксплуатации летательных аппаратов.

Относительно конструктивных особенностей ВС (его систем и агрегатов) НЛГ устанавливают требования к системам управления, шасси и тормозным устройствам, гидравлическим и пневматическим системам, пассажирской кабине и грузовым отсекам, герметической кабине, системе кондиционирования воздуха, бортовым средствам регистрации полетной информации, аварийно- спасательному оборудованию, защите самолета от молнии, эксплуатационной технологичности, материалам и технологии изготовления. Аналогичные требования относятся к силовым установкам - конструктивным элементам двигателя, его системам и агрегатам, воздухозаборным системам и выхлопным устройствам, противопожарной защите силовой установки, к системам управления и регулирования, топливной, смазочной, охладительной системам и др.

Требования НЛГ распространяются на бортовое оборудование, установленное на самолете для определения его местоположения в полете, обеспечения самолетовождения, управления воздушным движением, обеспечения внешней и внутренней связью и электроэнергией, а также для контроля за работой силовой установки.

Бортовое оборудование самолета должно быть сконструировано, изготовлено и установлено так, чтобы удовлетворялись следующие требования:

в ожидаемых условиях полета оборудование должно выполнять все функции для осуществления полета согласно Руководству по летной эксплуатации (РЛЭ);

необходимые функции оборудования должны обеспечиваться в условиях внешних влияний (перегрузки, вибрации, температуры и др.), которые могут возникнуть на самолете во время его эксплуатации;

в случае отказов функциональных систем, при которых может возникнуть особая ситуация, следует предусматривать средства контроля и индикации их состояния;

для проверки исправности оборудования в его конструкции необходимо предусматривать средства контроля работоспособности;

Функциональные системы, которые потребляют, генерируют, превращают или распределяют электроэнергию, не должны создавать в процессе их одновременной работы такие электромагнитные препятствия, которые приводили бы к нарушению работоспособности или возникновению особых ситуаций.

Компоновка кабины должна обеспечивать удобное размещение всех членов экипажа с учетом антропометрических требований, а также возможность эффективного выполнения функциональных обязанностей на режимах полета, предусмотренных РЛЭ.

В результате анализа структуры парка ВС, который находится в реестре Государственной администрации гражданской авиации, можно сделать вывод, что одной из основных проблем поддержания их летной годности является наличие не возобновляемого, стареющего парка самолетов и вертолетов, которые не отвечают новым международным требованиям.

Безопасность полетов и проблема стареющего парка воздушных судов

Дадим общую оценку ситуации, которая касается поддержания летной годности ВС и их модернизации.

Экономическая ситуация в Украине и других странах СНГ, а также структурные изменения в промышленности и на транспорте привели к отрицательным последствиям в развитии гражданской авиации, которыми являются:

резкое снижение объемов перевозок; изменения в структуре спроса на авиационные перевозки, в частности, свертывание перевозок внутри страны;

наличие стареющего парка ВС, который недоиспользуется;

снижение внимания авиакомпаний к безопасности полетов;

общее снижение уровня безопасности полетов;

прогрессирующее несоответствие стареющего парка ВС международным требованиям, которые постоянно изменяются.

упорядочение и системный анализ проблем, касающихся ресурсов и технологий реализации главной цели - эффективного использования ВС при обеспечении заданного уровня безопасности полетов;

создание и развитие национальной системы поддержания летной годности ВС гражданской авиации;

формирование стратегии вывода из эксплуатации стареющих ВС и пополнение парка новыми;

создание системы мониторинга технического состояния парка ВС по типам и экземплярам, а также уровня подготовленности персонала;

разработка системы финансового и материального обеспечения мероприятий по поддержанию летной годности и безопасности полетов.

Приведенные ниже критерии, отображающие текущее состояние парка ВС гражданской авиации, носят стохастический характер. Они представлены как показатели технического состояния типа ВС, тем не менее их легко можно сформулировать в стоимостном выражении.

Приведенные показатели можно использовать как критерии эффективности выполнения задач (мероприятий) относительно обеспечения летной годности ВС в процессе эксплуатации и безопасности полетов.

Читайте также: