Основные причины пожаров в машинных отделениях судов и тактика их тушения

Обновлено: 17.05.2024

Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС

Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)

Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим

Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций

Одной из самых распространенных ЧС на водном транспорте является пожар, причинами которого могут стать:
- наличие на всех видах судов большого количества легковоспламеняющихся и самовозгорающихся веществ (горюче-смазочные, лакокрасочные материалы, запасы сыпучих пищевых продуктов и др.);
- неисправности и нарушения правил эксплуатации электрооборудования;
- притупление бдительности (в связи с длительностью пребывания на судне) членов экипажа и пассажиров, нарушение ими элементарных правил пожарной безопасности, например, курение в неотведенных для этого местах, беспорядок в машинном отделении и др.

Эффективность борьбы с пожаром зависит от местонахождения его очага и особенностей конструкции судна. Огнетушащее вещество выбирается в зависимости от свойств горящих материалов, а выбор способа атаки - от местонахождения пожара. Конкретные условия пожара определяют порядок проведения операции по борьбе с ним.
Руководитель операции, находясь на месте пожара, проводит оценку пожарной ситуации. По возможности быстро определяются тип пожара (какие материалы горят), огнетушащее вещество, требуемый способ атаки, способ предотвращения распространения огня. количество людей, привлекаемых к тушению пожара, и другие задачи. При оценке условий пожара должна быть налажена связь и определено место сосредоточения спасателей и техники. Связь устанавливается по телефону, посыльными и двухсторонней радиосвязью.

Место сосредоточения спасателей и техники должно выбираться в незадымленной зоне, но как можно ближе к месту пожара. Идеальным является место на открытой палубе с наветренной стороны. Если пожар возник в нижней части судна, то спасатели и техника сосредотачиваются ниже палубы, желательно поблизости от судового телефона. Если телефон отсутствует, то разворачивается временный пункт связи. Спасатели и техника не должны располагаться там, где существует опасность пожара. Все средства борьбы с ним (запасные рукава, стволы, топоры, запасные баллоны для дыхательных аппаратов, переносные фонари и др.) должны быть доставлены к месту нахождения спасателей и техники. Туда же доставляется всё необходимое для оказания первой помощи пострадавшим.

Немедленная атака предпринимается для предотвращения или ограничения распространения огня на прилегающие к пожару районы. В зависимости от пожарной ситуации существуют два способа атаки - прямой и непрямой, которые при правильном их применении в равной степени эффективны, но значительно отличаются по мерам пожаротушения.
При прямой атаке огнетушащее вещество направляется непосредственно в очаг пожара. Приблизиться к зоне пожара нетрудно, если пожар еще небольшой. Однако по мере его усиления тепло, газы и дым затрудняют локализацию огня и подход к очагу. Если пожар уже набрал силу, то прямую атаку сочетают с вентиляцией, то есть отводом продуктов сгорания, оказавшихся внутри судна, в атмосферу. Большая часть смертельных случаев в результате пожара является следствием не воздействия пламени, а отравления газами, образующимися при сгорании, или недостатка кислорода. С целью отвода газа наружу открывают двери, иллюминаторы, люки. Используются также переносные вентиляторы, работающие в комплексе с судовой системой приточной вентиляции. Вентиляция используется только при прямой атаке.
Непрямая атака применяется, когда спасатели не могут приблизиться к очагу пожара: как правило, это может происходить в нижней части судна. Успех непрямой атаки зависит от полной локализации пожара. Все возможные пути распространения огня должны быть отрезаны закрытыми дверями и люками, отключенной системой вентиляции. Атака в этом случае производится с определенного расстояния.

При одном из способов тушения в помещение, где возник пожар, пробивается небольшое отверстие, куда вставляется ствол и впрыскивается распыленная струя воды. Вода превращается в пар, который действует как средство объемного тушения. Для успешной атаки этим способом, во-первых, необходимо полностью локализовать огонь, чтобы с помощью пара уменьшить содержание кислорода в воздухе зоны пожара, во-вторых, такая атака возможна лишь при достаточно высокой температуре, позволяющей превратить воду в пар. Другой способ непрямой атаки связан с применением такого вещества объемного тушения, как углекислый газ.

Спасение людей, оставшихся в помещениях судна, должно осуществляться одновременно с тушением пожара. Если к спасательным работам приступить не сразу, то в результате прямой атаки с использованием распыленной струи воды пожар может переместиться в район, где находятся люди. При непрямой атаке возможно образование пара, который способен вызвать ожоги у людей.

До того, как пострадавшему будет оказана первая помощь, его необходимо эвакуировать с места происшествия. Отравившегося угарным газом следует как можно быстрее вынести на свежий воздух. Человека, находящегося под обломками, высвобождают и выносят из опасного места, затем осматривают и, при необходимости, оказывают медицинскую помощь.

Специфической особенностью деятельности спасателей является выполнение ПСР под водой, включающих в себя оказание помощи пострадавшим, находящимся под водой, поиск и подъем утонувших, эвакуацию людей из отсеков затонувших судов, обследование дна и поиск затонувших предметов, обследование подводной части судна, обнаружение повреждений судна и их устранение, обследование подводных гидротехнических сооружений, расчистку фарватера, промывку тоннелей, участие в подъеме затонувших судов и различных предметов.

Машинное помещение это зона повышенного риска, в которой находятся преимущественно горючие вещества класса Б (нефтепродукты). Хотя огонь и может начаться от электрического источника, если его не остановить, он вероятнее всего распространится на нефтепродукты и горючее.

Пена – лучший способ борьбы с горящими нефтепродуктами.

Человек, обнаруживший пожар в машинном отделении, должен после поднятия тревоги попытаться затушить огонь с помощью портативного оборудования для получения пены, находящегося в машинном отделении, или другого портативного пожарного оборудования.

Когда аварийная группа прибудет на место, старший механик берет на себя управление группой и руководит действиями в машинном отсеке.

Старший механик должен:

Организовать снабжение команды дополнительным оборудованием.

Убедиться, что огонь не распространяется за пределы машинного отделения.

Организовать эвакуацию раненых, если таковые имеются.

Поддерживать связь с капитаном.

На всех судах машинные отделения, включая насосные помещения, оснащены стационарной системой пожаротушения, пенной или инертных газов.

В случае возникновения крупного пожара в таких помещениях, возможно нужно будет воспользоваться этой системой. Однако, помните, что CO2-система, использованная однажды, не может быть повторно использована, пока ее не наполнят заново. Такие системы нельзя применять необдуманно, они должны быть запущены только по приказу капитана или старшего на борту.

Перед запуском CO2-системы необходимо, чтобы все люди покинули помещение, а вентиляционная система была перекрыта.

Если CO2-систему предполагается запустить в небольшом помещении, таким как насосное отделение, одно вентиляционное отверстие должно оставаться открытым до момента выпуска углекислоты. В небольшом замкнутом пространстве быстрое повышение давления, вызванное выпуском газа, может быть причиной появления трещины в переборке или подволоке, делая ситуацию еще более опасной, чем она была.

Перед открытием и входом в помещение остатки углекислоты должны быть удалены через систему вентиляции. Первый человек, входящий в машинное помещение, должен быть оснащен дыхательным аппаратом и провести проверку анализатором кислорода, особенно в труднодоступных местах.

В помещение, насыщенное углекислотой, следует входить с большой осторожностью. Перед тем, как войти, нужно подумать:

Насколько жарким был огонь?

Если в эту зону попадет кислород, не будет ли металл достаточно горячим, чтобы вызвать повторное воспламенение?

Необходимо ли, чтобы машинное отделение было восстановлено как можно скорее (например, из-за сильного волнения, приближения к мелководью и т.д.)?

Общее правило гласит: в машинное отделение нельзя входить как минимум в течение одного часа после использования системы объёмного тушения для того, чтобы температура внутри помещения понизилась..

Углекислота не имеет охлаждающего эффекта, поэтому металлические поверхности остаются горячими и существует опасность повторного возгорания.


С другой стороны, на высоких уровнях происходит увеличение температуры, а горючие газы могут ухудшить видимость и создать опасную среду.

Члены спасательной группы, входящие в машинное отделение должны:

НЕ снимать маску дыхательного аппарата, так как обстановка будет опасна для жизни.

СЛЕДИТЬ за временем, в течение которого они находятся в машинном помещении, чтобы покинуть его до того, как закончится воздух в их дыхательных аппаратах.

5.16.Возгорание грузовых танков.

Возгорание грузовых цистерн или танков с нефтепродуктами являются самыми потенциально опасными среди всех типов возгораний на судне из-за возможности взрыва и неограниченных топливных ресурсов, способствующих поддержанию огня.

Для тушения пожаров такого типа применяется обильное количество пены. Необходимо, чтобы было задействовано как можно больше воздушно-пенных стволов, чтобы быстро затушить пожар. Пена должна быть направлена не на горящие нефтепродукты, а отскакивать от расположенных рядом переборок или вертикальных поверхностей, чтобы образовалось покрытие из пены, которое распространится по всей поверхности горящего вещества.

При использовании пены, рекомендуется также использовать спринклерную систему тушения для того, чтобы защитить пожарных от чрезмерного тепла, однако нужно следить, чтобы вода не попадала на слой пены, иначе он разрушится.

Никогда не направляйте струю воды на горящие нефтепродукты – это вызовет дальнейшее распространение огня.

Читайте также: