Обособленность судебной власти означает что

Обновлено: 01.06.2024

Одним из признаков правового государства является независимая судебная власть. Господство права предполагает, что суд должен быть независимым от влияния любого властного органа и решать дела в качестве высшей инстанции. Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции.

Назначение судебной власти – защита прав и свобод граждан, конституционного строя России, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости при исполнении законов. В своей работе судебная власть опирается на Конституцию, федеральные конституционные законы о судебной системе.

Таким образом, судебная власть означает способность и возможность воздействия на поведение людей со стороны государства, осуществляемого через суды и посредством деятельности судей в особых установленных законом процедурных формах.

Судебной власти присущ ряд признаков, отличающих ее от других видов государственной деятельности. К ним относят: самостоятельность, исключительность, подзаконность и полноту.

Самостоятельность судебной власти исключает ее подчиненность какому-либо внешнему руководству. Судебные акты могут быть изменены или отменены вышестоящими судами в установленном процессуальном порядке, но не требуют согласования и утверждения со стороны иных государственных органов. Вступивший в законную силу приговор суда имеет силу закона по данному делу.

Особенностью судебной власти является то обстоятельство, что ее материальная основа – судебные органы – создается по решению законодательной власти, формируется органами исполнительной власти, но действуют судебные органы независимо от законодательной и исполнительной власти.

В силу принципа самостоятельности судебной власти суд не делит функции по осуществлению правосудия с иными государственными органами. Самостоятельность предполагает также и возможность решения вопросов внутри самой системы – с помощью органов, созданных этой властью и состоящих из ее представителей. В этой связи особо значимы такие органы и структуры, как Судебный департамент при Верховном Суде РФ, органы судейского сообщества, советы судей и квалификационные коллегии.

В литературе различаются внешняя и внутренняя стороны самостоятельности судебной власти. Если внешняя самостоятельность означает ее неподчиненность иным структурам власти, то внутренняя заключается в нравственных качествах судей, их способности противостоять внешнему воздействию, сохранять верность закону.

Исключительность судебной власти предполагает, что никакой иной орган государственной власти или управления, никакое должностное лицо не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию судов. Государство доверяет именно суду право использовать принудительные полномочия государственной власти. Суд является единственным органом власти, уполномоченным в установленном законом порядке признать лицо виновным в совершении преступления (а в некоторых случаях и административного правонарушения), применить к нему меру уголовного наказания (или административного наказания), либо разрешить правовой спор между гражданами (между гражданами и (или) организациями).

Подзаконность судебной власти выражается не только в том, что судебные органы и судьи действуют на основе закона, подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам, но и в том, что ее носители не вправе отступать в своей деятельности от требований закона. Компетенцию суда определяет только закон.

Характерной особенностью судебной власти является подробное регулирование ее деятельности процессуальным законом. Детальная регламентация процессуальной формы всех судебных действий, порядка принятия судебных решений и документов лежит в основе законодательства о судопроизводстве и сама по себе представляет юридическую ценность. Процессуальный порядок призван обеспечить законность всей судебной деятельности, исключить субъективизм, быть условием вынесения обоснованных и справедливых решений.

В основе процессуального порядка лежат демократические конституционные принципы судопроизводства. Их провозглашение Конституцией РФ – высшим законодательным актом Российской Федерации – подчеркивает высокое социальное и государственное значение процессуального порядка деятельности органов судебной власти.

Несоблюдение норм законодательства о судопроизводстве, процессуальные правонарушения являются основанием отмены или изменения судебных актов, в случае систематических и явных нарушений – постановки вопроса о прекращении судейских полномочий, а при вынесении судьей заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта – привлечения к уголовной ответственности (ст. 305 УК РФ).

Полнота судебной власти определяется содержанием и объемом компетенции ее органов, окончательностью ее решений, их обязательностью.

Становление судебной власти сопровождается существенным расширением компетенции судебных органов. Органы представительной и исполнительной власти все чаще стали обращаться к судебной юрисдикции в случаях возникновения коллизионных ситуаций. И хотя среди осуществляемых судами полномочий по-прежнему ведущая роль отведена правосудию как специфическому проявлению реализации судебной власти, законодательством последних лет к полномочиям судебной власти также отнесены: конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц; обеспечение исполнения судебных актов и решений некоторых других органов; разбирательство и разрешение дел о новых видах административных правонарушениях, подведомственных судам; разъяснение действующего законодательства на основе изучения и обобщения судебной практики; участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества; законодательная инициатива.

Эти полномочия необходимы судебной власти для реализации задач, поставленных перед ней Конституцией, и, в частности, гарантируют быструю и эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина; обеспечивают самостоятельность органов судебной власти, независимость от законодательной и исполнительной власти, взаимодействие всех отраслей государственной власти в формировании судебной системы, доступность правосудия на равных основаниях для всех, право граждан на участие в осуществлении правосудия.

Полнота судебной власти означает также безусловную обязательность исполнения всех судебных актов всеми государственными органами и должностными лицами на территории Российской Федерации5.

Судебная власть – вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Но власть – это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация.

Принцип разделения властей 21 апреля 1992 г. был закреплён в Конституции РСФСР. Конституция РФ 1993 г. считает его лежащим в основе государственной власти (ст. 10).

Из Конституции РФ следует, что судебная власть как вид государственной власти принадлежит специальным органам государства – судам, входящим в судебную систему РФ.

Помимо осуществления правосудия судебная власть включает и ряд других, принадлежащих ей и реализуемых ею полномочий. В числе иных, кроме правосудия, полномочий судебной власти её различным ветвям также принадлежат: конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов, должностных лиц и государственных служащих в случае их обжалования в суд; обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений; дача разъяснений по вопросам судебной практики;
участие в формировании судейского корпуса, содействие органам судейского сообщества и контроль за законностью их решений и др.
Эти полномочия было бы неправильно, как это нередко делается, полностью отождествлять с правосудием. Можно говорить, пожалуй, лишь о том, что их реализация тесно связана с правосудием и содействует его надлежащему осуществлению.

Следовательно, судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства.

Судебная власть основана на праве и реализуется путём применения права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда. Компетенция судебной власти урегулирована законом.

Таким образом, судебная власть есть предоставленные специальным органам государства – судам – полномочия по разрешению отнесённых к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путём конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.

Судебная власть как определённая функция суда обладает рядом основных признаков:

1. Судебная власть – вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, её составляют государственно-властные полномочия.

В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей (родительская власть, власть воспитателя, власть толпы, власть общественного мнения, власть средств массовой информации), судебная власть – одна из трёх ветвей государственной власти, установленных Конституцией России и другими законами.

Обособленность судебной власти тесно связана с её независимостью и самостоятельностью. Она означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, не подчинённую при выполнении своих функций кому-либо, действующую в своей специфической сфере. Это не означает, что суды изолированы от законодательной и исполнительной власти. Но их взаимодействие с другими ветвями государственной власти осуществляется в пределах законов, гарантирующих независимость судей, выделивших суды в самостоятельную, обособленную систему.

5. Процессуальный порядок деятельности – важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяется только законом. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Он устанавливает процессуальную форму как судебных действий, так и судебных решений и документов. Процессуальный порядок, регулируя правила судебной процедуры, представляет собой высокую социальную ценность, поскольку призван обеспечить законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедливость судебных решений, охрану прав лиц, чьи интересы в той или иной степени затрагивает судебная власть.

Порядок производства по гражданским делам, производства по уголовным делам, по делам в арбитражных судах, производства по административным делам регулируется в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом и Кодексом административного судопроизводства.

6. Осуществление полномочий путём судопроизводства – признак судебной власти, что определено в ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, где названы конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов: неопределённость в конституционности нормативного акта и соответствующее обращение в Конституционный Суд РФ; спор, возникший из гражданских правоотношений, и обращение в суд за защитой права или охраняемого законом интереса; факт административного правонарушения и (обычно) протокол об административном правонарушении; обнаружение признаков преступления, подтверждаемых определённым законом; экономический спор, возникший в сфере предпринимательской деятельности, и обращение за защитой в арбитражный суд.

Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом, и протекает в процессуальных формах. В ней участвуют заинтересованные лица и организации, реализующие свои права и исполняющие обязанности. Она может начинаться ещё до вмешательства суда. Например, расследование преступления следователем по терминологии действующего закона составляет часть судопроизводства. Но судопроизводство, о котором говорится в Конституции, означает непременно деятельность суда, который рассматривает конкретное дело и принимает решение на основе закона, формулируя его в установленном порядке, осуществляя тем самым правосудие.

7. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией РФ и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами.

8. Полнота судебной власти определяется содержанием компетенции её органов, её объёмом, окончательностью решений, принимаемых органами судебной власти, их обязательностью для государственных органов и должностных лиц. Эти решения, требования и распоряжения судей подлежат безусловному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с концепцией разделения властей государственная власть включает в себя три основных направления (ветви): законодательную, исполнительную и судебную.

При этом в соответствии со ст. 10 Конституции судебная власть представляет собой абсолютно самостоятельную и независимую часть государственного аппарата, обладающую рядом отличительных признаков:

1. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами - судами (ст. 11 Конституции РФ). Важность задач, возложенных на суды, характер деятельности, существенно затрагивающий права и свободы граждан, интересы различных органов и организаций, определяют особое положение суда в государственном механизме.

2. Исключительность судебной власти - признак, тесно связанный с предыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 Закона "О судебной системе РФ"). Никакой другой государственный орган, должностное лицо не имеет права присваивать себе судебные функции. Порядок образования судов, их перечень определяются Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. Создание судов, не входящих в судебную систему, определенную законом, не допускается.

3. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий судьи подчиняются только закону, не испытывая давления или влияния со стороны кого-либо (ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона "О судебной системе РФ"). Никто не имеет право давать судье рекомендации, как разрешить то или иное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Даже вышестоящий суд может отменить решение нижестоящего, но не вправе дать указания о квалификации, мере наказания. Вмешательство в судебную деятельность является преступлением против правосудия и влечет уголовную ответственность. Одновременно с этим независимость судей означает, что судьи сами не имеют права подчиняться чьему-либо мнению при рассмотрении дел. Самостоятельность судебной власти означает, что суды осуществляют свои полномочия самостоятельно. Никто, кроме вышестоящего суда, не контролирует и не проверяет судебные решения. Решения суда не требуют какого-либо утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в другую государственную структуру. Организационно они никому не подчинены. Конечно, суды имеют определенные взаимоотношения с органами законодательной и исполнительной власти, но они осуществляются в рамках закона, гарантирующего независимость судей и подчинения их только закону.

4. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства, что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона "О судебной системе РФ". Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии определенных законом поводов и оснований (например, поступление в суд уголовного дела и достаточность содержащихся в нем доказательств для разрешения уголовного дела), протекает в определенной законом последовательности и форме. Закон выделяет следующие виды судопроизводства: конституционное - разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и других актов; уголовное - разрешение уголовных дел; гражданское - рассмотрение и разрешение дел, вытекающих из гражданских правоотношений; административное - рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях. Хотя ни Конституция РФ, ни Закон "О судебной системе РФ", перечисляя виды судопроизводства, не называют среди них арбитражное, но вместе с тем ст. 127 Конституции РФ, посвященная Высшему Арбитражному Суду РФ, его деятельности также помещена в главу 7 "Судебная власть". Арбитражные дела представляют собой разновидность гражданских и административных дел, а их рассмотрение осуществляется в порядке,. Определенном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Все это дает основания для включения арбитражного процесса в понятие судопроизводства. Следует также учесть, что судебной властью является не только рассмотрение дел, но и рассмотрение жалоб на незаконные решения и действия государственных органов и должностных лиц, жалоб на необоснованное применение меры пресечения - заключения под стражу, санкционирование действий, ограничивающих права граждан, предусмотренных ст. 23 и 25 Конституции РФ.

5. Судебная власть осуществляется на основе и в строгом соответствии с процессуальным законом. Детальная регламентация судебного процесса, судебных документов и точное выполнение судами всех процессуальных требований гарантирует правильное установление всех фактических обстоятельств дела и вынесение обоснованного и законного решения, охрану прав лиц, чьи интересы затронуты в ходе судопроизводства. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с Законом "О Конституционном суде РФ". Уголовное, гражданское и арбитражное - по правилам, установленным соответственно Уголовно-процессуальным, Гражданско-процессуальным и Арбитражным кодексами. По делам об административных правонарушениях порядок деятельности суда определяется Кодексом об административных правонарушениях (4 и 5 разделами).

6. Властный характер полномочий суда - один из самых существенных признаков судебной власти. Все требования и распоряжения суда обязательны для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Суд применяет такие меры процессуального принуждения, как привод, наложение ареста на имущество, арест и т. д. Решение суда носит характер закона и подлежит обязательному исполнению на всей территории государства. В случае невыполнения органы, исполняющие судебные решения, могут применить принудительные меры для реализации судебных решений.

Наконец, следует указать такую черту судебной власти, как участие представителей народа. Хотя ч. 5 ст. 32 Конституции РФ закрепляет право граждан участвовать в осуществлении правосудия, но правосудие является основной частью судебной деятельности. Следовательно, участвуя в отправлении правосудия, граждане участвуют и в осуществлении судебной власти. В состав суда, рассматривающего уголовное, гражданское, арбитражное дело, помимо судьи могут входить и народные, и арбитражные заседатели. Некоторые уголовные дела рассматриваются с участием присяжных заседателей.

В Законе о судебной системе Российской Федерации закреплены основные признаки судебной власти с позиции разделения властей и отделения судебной власти от законодательной и исполнительной.

Однако анализ данного Закона и других законов о судоустройстве позволяет выдвинуть и обосновать еще ряд особенностей судебной власти, в частности:

* осуществляется на профессиональной основе судьями, обладающими особым статусом (правовым положением), установленным законом;

* подзаконность, в силу чего судьи при решении любого дела или вопроса их компетенции руководствуются только законом;

* правоприменительный характер: суд не издает законов и иных нормативных актов, а применяет их к конкретным фактам и обстоятельствам;

* полнота власти, выражаемая в широких, законодательно закрепленных полномочиях судов и судей как в разрешении самых разнообразных правовых споров и вопросов, так и в применении мер государственного принуждения к правонарушителям вплоть до самых строгих и исключительных;

* исключительность, т.е. не допускающая возможности вторичного рассмотрения и разрешения дела кем бы то ни было после вступления в силу судебного акта, следовательно, исключающая вторичное наказание лица судом.

Итак, судебная власть в нашей стране осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Эти разновидности судопроизводства составляют основное содержание, формы выражения судебной власти, вместе с тем они определяют границы правосудия как специфического вида государственной деятельности, осуществляемой судами и судьями. Однако судебная власть не сводится лишь к данному полномочию, хотя и самому главному. Она включает и ряд других, которые также имеют большое значение:

* контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц;

* обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений и решений некоторых других органов;

* разъяснение действующего законодательства на основе данных судебной практики;

* направление запросов в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

* участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судебного сообщества. Реализация этих полномочий тесно связана с правосудием и содействует его осуществлению.

Правосудие - это деятельность независимого суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в процессуальном порядке уголовных, гражданских и иных дел и правовых вопросов и применению на основе закона государственного принуждения к правонарушителям или оправдания невиновных в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений, охраны от всяких посягательств конституционного строя, прав и интересов граждан, организаций, общества и государства.

Специфическое положение суда как органа судебной власти состоит также в том, что для его деятельности установлены особые правила, процедуры. Их основная цель - обеспечение обоснованного, законного и справедливого решения. В настоящее время сложилось несколько вариантов осуществления судебной власти, которые принято называть видами судопроизводства. В соответствии с ч.2 ст.118 Конституции РФ к ним относятся: конституционное; гражданское, административное, уголовное судопроизводство.

Следует отметить, что указанные виды процедур (судопроизводства) применяются различными судами, действующими в единой судебной системе.

Смотрите также:

Обращения в правоохранительные органы. Наряду со специализированными природоохранными органами существуют правоохранительные органы, .

Органы государственной власти, осуществляющие установленные для них функции в сфере судопроизводства и правоохранительной деятельности, .

2) налоговый - осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы;. 3) банковский — контроль .

в сфере таможенного дела и постановление о направлении материалов в другие. правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении .

задерживать нарушителей законодательства об особо охраняемых природных территориях и доставлять их в правоохранительные органы; .

2) налоговый - осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы … зав. кафедрой финансов, .

. назначения, органы государственного управления, системы национальной обороны, правоохранительные органы, судебные органы и др. .

Счетная палата РФ передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизии и проверок должностные лица .

Правоохранительные органы – это специализированные государственные структуры, назначением которых является охрана прав и свобод граждан, .

г) правоохранительные органы - прокуратура, министерство внутренних дел , полиция, милиция, таможенные органы, нотариат. Каждый орган наделен .

Читайте также: