Назначить наказание в виде штрафа приговор суда

Обновлено: 16.05.2024

В рамках исполнительного производства может взыскиваться штраф за административные проступки и за уголовные преступления. Основанием для начала взыскания будут постановления и приговоры суда по соответствующему делу, акты других органов и должностных лиц. За несвоевременную уплату или за другие противоправные действия с должника могут взыскать дополнительные санкции. Также отдельным видом штрафных санкций является исполнительский сбор, назначаемый приставом. После удержания сумма штрафа по исполнительному производству зачисляется в бюджет.

Какие штрафы взыскивают приставы

Штрафы взыскиваются приставами по тем же правилам, что и другие виды долгов. Но есть и ряд важных отличий, которые нужно учитывать сторонам исполнительного производства:

  • для административных штрафов действуют специальные сроки на добровольное погашение;
  • специальные сроки предусмотрены для предъявления к исполнению судебных и иных актов о наложении штрафа;
  • за нарушения закона и ненадлежащее поведение с должника могут взыскать дополнительные штрафные санкции уже после возбуждения исполнительного производства;
  • так как штраф взыскивается от имени государства, после удержания его перечислят в бюджет (федеральный, местный или региональный).

Институт штрафа напрямую связан с какими-либо нарушениями закона. За относительно мягкие и незначительные проступки штраф взыскивают по административным составам КоАП РФ. Во многих статьях УК РФ также есть такой вид ответственности как штраф. Его могут применять в виде основного или дополнительного наказания.

Взыскателем по уголовным и административным делам является государство. От его имени суды, другие органы и должностные лица выносятся постановления и приговоры. После направления документов в ФССП штраф исполняют судебные приставы. Общие и специальные правила взыскания определены законом № 229-ФЗ об исполнительном производстве.

Можно ли за неуплату алиментов
отделаться штрафом?
Спросите юриста

Могут ли с должника взыскать штраф в исполнительном производстве

Могут, если должник нарушает нормы законодательства и не выполняет обязательные предписания пристава. Вот несколько направлений, по которым должнику может грозить ответственность уже после возбуждения исполнительного производства:

  • злостное уклонение от выплаты задолженности (например, за просрочку по алиментам должника привлекут сначала к административной, а затем и к уголовной ответственности);
  • неправомерные действия с имуществом (например, умышленное повреждение, уничтожение или сокрытие имущества, арестованного для реализации);
  • противодействие приставам при совершении исполнительных действий (например, применение физической силы к приставу, повреждение имущества ФССП).

Специальным видом наказания является ответственность за неуплату административного штрафа. Наказание может заключаться в виде дополнительного штрафа, ареста, обязательных работ. При этом у должника сохранится обязанность по погашению первоначальной санкции.

Также специальным видом санкций является наложение приставами исполнительского сбора. Это аналог штрафа, который назначают за отказ добровольно выплатить задолженность по постановлению ФССП. Размер сбора определяется в фиксированной сумме или в процентах от основного долга (это зависит от характера требований взыскателя).

Может ли пристав отменить
решение о взыскании сбора?
Закажите звонок юриста

Порядок взыскания административного штрафа

Штрафы по КоАП РФ могут взыскиваться судами, государственными органами и должностными лицами. Это зависит от состава административного проступка. Например, санкции за нарушение ПДД могут взыскиваться инспекторами ГИБДД или судами, в зависимости от статьи КоАП РФ.

Наложение штрафа в исполнительном производстве допускается при неоплате долга в добровольном порядке и за противоправные действия со стороны должника

Взыскание уголовных и административных штрафов осуществляется по специальным правилам и срокам. При неоплате административного штрафа должнику могут назначить дополнительное наказание. При неоплате уголовного штрафа суд может заменить наказание на более суровые санкции.

Взыскание штрафа через приставов начнется после того, как суд, государственные орган или должностное лицо направит постановление в ФССП. При этом действуют специальные сроки на добровольное погашение и на направление постановления в ФССП . Эти правила можно найти в статьях КоАП РФ и закона № 229-ФЗ.

Срок добровольной уплаты

После назначения наказания по КоАП РФ должнику дается время на добровольную выплату. Этот срок составляет 60 дней, а отсчитывается он с момента вступления в силу постановления. Если штраф оплачен до возбуждения исполнительного производства, то нарушителю не грозят никакие дополнительные санкции. В этом случае постановление попросту не будут направлять в ФССП, поэтому не придется платить и исполнительский сбор.

Еще один специальный срок на оплату применяется после возбуждения производства. Пристав обязан дать должнику 5 дней на добровольную оплату. Этот срок не входит в 60 дней на добровольную оплату по КоАП РФ. Если виновное лицо не выполнит требование пристава и не погасит долг за 5 дней, то будет взыскан исполнительский сбор. Если же санкция погашена, то и производство будет окончено, а приставы не начнут исполнительные действия.

Ведется ли где-то в Интернете база
выписанных и уплаченных штрафов?
Спросите юриста

Действия пристава в исполнительном производстве

Полномочия приставов, указанные в законе № 229-ФЗ, распространяются на взыскание всех видов долгов, в том числе административных штрафов. Для взыскания пристав может:

При взыскании штрафа в исполнительном производстве важна его сумма. Например, нельзя арестовать какое-либо имущество, если размер санкции не превышает 3 000 рублей. Также пристав обязан убедиться, что стоимость арестованного имущества соразмерна сумме долга.

Специальное ограничение в исполнительном производстве может применяться при неуплате штрафа за нарушение ПДД. Пристав может лишить должника водительских прав, пока тот не оплатит всю сумму санкции. После лишения прав должника могут привлекать к дополнительной ответственности, если он будет пойман за рулем.

Прав на автомобиль приставы лишают
за какие-то особо крупные штрафы
или за все подряд?

Последствия неуплаты административного штрафа

Если не выплатить штраф после возбуждения производства, могут применяться дополнительные санкции. Прежде всего, пристав обязательно взыщет исполнительский сбор. Его размер составит 7% от первоначальной штрафной санкции, но не менее 1 000 рублей. Также пристав может начать реализацию имущества, арестованного после возбуждения дела .

Специальным видом наказания будет дополнительная ответственность за неуплату административного штрафа. Такие дела возбуждаются по ст. 20.25 КоАП РФ. Рассмотрение дела и назначение дополнительного наказания по этой статье входит в компетенцию пристава. О порядке взыскания дополнительных санкций в рамках исполнительного производства расскажем ниже.

Порядок взыскания уголовного штрафа в исполнительном производстве

За уголовные преступления штраф могут назначить, если это предусмотрено статьей УК РФ. Возможны следующие варианты назначения уголовных штрафов:

  • как основное наказание, т.е. осужденному присудят только штраф;
  • как дополнительное наказание (например, по некоторым статьям УК РФ его могут назначить дополнительно к обязательным работам);
  • штраф могут взыскать в фиксированной сумме (например, 100 тыс. руб.), либо в размере дохода за определенный период (например, заработок за 6 месяцев).

В большинстве случаев в статье УК РФ указаны минимальные и максимальные размеры штрафных санкций. Суд сам определит точный размер наказания, исходя из опасности преступления, действий виновного лица, смягчающих и отягчающих факторов. Выше максимальной планки штраф назначить не могут.

Взыскание штрафных санкций по уголовному делу подтверждается вынесением приговора. Когда он вступит в силу, суд оформит исполнительный лист, направит его в ФССП. На основании исполнительного листа пристав возбудит производство в отношении осужденного и начнет принудительное удержание.

Можно ли заплатить штраф
наличными и на месте, в руки
пристава? Спросите юриста

Срок уплаты штрафа

В отличие от административных норм, в УК РФ и УПК РФ не предусмотрен льготный срок на добровольную оплату уголовного штрафа. Как только приговор суда вступит в силу, исполнительный лист могут сразу направлять в ФССП.

  • 2 года — если максимальный тюремный срок по соответствующей статье УК РФ не превышает 3-х лет;
  • 6 лет — если максимальный тюремный срок по статье УК РФ превышает 3 года (за преступления по неосторожности) или составляет от 3 до 5 лет (за умышленные преступления);
  • 10 лет — если максимальный тюремный срок по соответствующей статье УК РФ составляет от 5 до 10 лет;
  • 15 лет — если максимальный тюремный срок по соответствующей статье УК РФ составляет 10 лет и более.

Пристав обязан проверять указанные сроки. Если суд направит исполнительный лист после истечения соответствующего срока, представитель ФССП обязан вернуть документ без исполнения. Но на практике это происходит крайне редко.

Может ли за осужденного заплатить
штраф его родственник или знакомый?
Спросите юриста

Действия пристава

По УК РФ штраф является наказанием, не связанным с лишением свободы. Так как осужденный остается на свободе, приставы будут взыскивать уголовный штраф по общим правилам.

Но есть специальные правила и сроки, указанные в ст. 103 закона № 229-ФЗ:

  • после получения исполнительного листа и приговора приставу дается 3 дня на возбуждение производства;
  • взыскать штраф пристав обязан в течение 60 дней (этот срок отсчитывается с даты вступления приговора в силу);
  • если пристав получил документы по истечении 45 дней после вступления приговора в силу, срок взыскания не может превышать 15 дней;
  • в постановлении о возбуждении производства пристав дает должнику 60 дней на добровольную выплату (исключение может быть для приговоров, где суд дал рассрочку по выплате);
  • если дело возбуждено по истечении 25 дней после вступления приговора в силу, на добровольную оплату дается 35 дней.

Нарушение сроков оплаты может стать причиной для замены наказания на более строгое. Об этом пристав обязан уведомить должника в постановлении.

В пределах указанных сроков пристав может не предпринимать никаких активных исполнительных действий в отношении должника и его имущества. Если указанные сроки нарушены, т.е. штрафная санкция не погашена добровольно, то представитель ФССП обращается в суд для замены наказания на более строгое. Если суд откажет в этом, то пристав начнет обычные исполнительные действия по взысканию.

Последствия неуплаты уголовного штрафа

Неуплата уголовного штрафа в срок 60 или 35 дней может повлечь для должника серьезные проблемы. В зависимости от ситуации, могут наступать следующие последствия:

  • по обращению пристава суд заменит штрафную санкцию на другой вид наказания;
  • если суд отказал в замене на другой вид наказания, ФССП начнет взыскание по общим правилам, в том числе за счет доходов и имущества;
  • с должника взыщут исполнительский сбор, если он добровольно не оплатил штраф.

Если уголовный штраф был дополнительным наказанием по приговору, пристав не обращается для его замены на другой вид санкции. В этом случае сразу начнется принудительное взыскание по общим правилам закона № 229-ФЗ.

Вернут ли сумму штрафа, если приговор
будет пересмотрен и обвинение снято?
Спросите юриста

Порядок наложения штрафа в исполнительном производстве

За неуплату штрафной санкции после возбуждения производства пристав может привлекать должника к дополнительной ответственности. Это относится только к санкциям, ранее назначенным по КоАП РФ. Основания и порядок привлечения к дополнительной ответственности можно посмотреть в ст. 20.25 КоАП РФ.

Основания и статья

Пристав может применить статью 20.25 КоАП РФ, если должник не выплатил штраф добровольно в течение 5 дней после возбуждения производства. Если требование пристава не исполнено по уважительным причинам (например, ввиду нахождения в служебной командировке или при нахождении в больнице), то привлечение к ответственности не допускается. Об уважительных причинах нужно уведомить пристава, представить соответствующие доказательства.

Чтобы не получить дополнительное наказание, рекомендуем сразу после оплаты штрафа представить в ФССП подтверждающий документ. Это может быть квитанция об оплате, письменный или электронный чек, другие документы. На основании представленного документа приставу будет проще найти платеж.

Процедура взыскания

Если срок на добровольную уплату прошел, то представитель ФССП возбудит административное дело по ст. 20.25 КоАП РФ. В зависимости от обстоятельств, должнику могут назначить еще одно наказание:

  • штраф в двукратном размере, но не менее 1 000 рублей;
  • арест на период до 15 суток;
  • работы обязательного характера на период до 50 часов.

Постановление по указанной статье выносит суд на основании материалов, представленных приставом. При этом суд вправе сам выбрать один из перечисленных видов наказания. При назначении дополнительного наказания с должника не снимается обязанность погасить первую штрафную санкцию.

Если у вас возникли вопросы, связанные с наложением штрафа в исполнительном производстве, проконсультируйтесь у наших специалистов. Мы поможем разобраться в основаниях привлечения к ответственности, в вариантах защиты при взыскании.


Один из адвокатов отметил, что, учитывая конструкцию ст. 291.1 УК, она действительно допускает возможность вынесения противоречивого приговора. Второй посчитал, что предусмотренное за коррупционные преступления наказание в виде штрафа определено в очень широком диапазоне. Третий заметил, что дела данной категории должны рассматриваться только судом присяжных во избежание любого воздействия для объективного и всестороннего их рассмотрения.

Конституционный Суд опубликовал Определение № 3252-О от 28 ноября 2019 г., в котором указал, что назначение основного и дополнительного наказания не может противоречить Конституции, поскольку они определяются исходя из совокупности обстоятельств, характеризующих личность виновного и его поведение после совершения преступления.

Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, КС отметил, что согласно ч. 3 ст. 46 УК РФ размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. Суд указал, что с учетом тех же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до пяти лет.

Конституционный Суд сослался на свое Определение от 27 февраля 2018 г. № 320-О, указав, что установление в законе дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в отношении лиц, осужденных за совершение преступлений коррупционного характера, согласуется с положениями Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., которые предусматривают в целях обеспечения выполнения договаривающимися сторонами обязательств по защите демократических институтов и ценностей, предупреждению, искоренению коррупции и формированию антикоррупционной политики введение временного запрета на занятие определенных должностей в публичном и частном секторах лицами, осужденными за преступления коррупционного характера.

Также КС отметил, что, согласно Определению от 25 мая 2017 г. № 1030-О, ст. 48 УК, закрепляющая лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград в качестве дополнительного наказания при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, не предполагает произвольного принятия судом решения о его назначении. Он указал, что, разрешая данный вопрос, суд учитывает личность виновного, иные существенные для дела обстоятельства, такие как форма вины, поведение лица после совершения преступления, в том числе его деятельное раскаяние и стремление загладить причиненный вред, и другие факторы, имеющие значение для достижения целей наказания, предусмотренных ч. 2 ст. 43 УК. При этом, подчеркнул Суд, назначение за одно преступление наряду с основным еще и дополнительного наказания не противоречит принципу non bis in idem (Определение от 26 ноября 2018 г. № 2844-О).

На заседании СПЧ вице-президент ФПА также обозначил необходимость расширения компетенции суда присяжных, введения фигуры следственного судьи и обеспечения реальной возможности защитника представлять заключение специалиста

По мнению эксперта, следует скорректировать санкцию ст. 291.1 УК РФ, исключив возможность назначения наказания в виде штрафа в размере исходя из величины, кратной стоимости предмета взятки, как дополнительного наказания.

Сергей Малюкин отметил, что зачастую при назначении наказания суд оценивает имущественное положение осужденного и его семьи, возможность получения им какого-либо дохода, наличие иждивенцев и подобные критерии формально, в результате чего приговор в части назначения дополнительного наказания в виде штрафа неисполним, тем более когда основное наказание у осужденного представляет собой длительный срок лишения свободы.

Об этом он заявил в ходе встречи Президента РФ Владимира Путина с судьями Конституционного Суда РФ, приуроченной ко Дню Конституции

Он отметил, что, как правило, по делам данной категории привлекаются чиновники разного уровня. При этом у адвокатского сообщества вызывает тревогу порядок применения данных статей по делам о коррупции, о чем было заявлено на встрече в Кремле вице-президентом ФПА РФ, членом СПЧ Генри Резником и поддержано Владимиром Путиным. Вадим Кудрявцев указал, что дела данной категории должны рассматриваться только судом присяжных, чтобы избежать любого воздействия для объективного и всестороннего их рассмотрения.

Адвокат заметил, что практика применения статей за коррупционные преступления показывает, что часто они используются для силового давления и обвиняемые по ним получают очень жестокое наказание, что не имеет ничего общего с целями наказания по УК РФ. В связи с этим, указал он, также вызывают тревогу у юридического сообщества слова председателя КС Валерия Зорькина о том, что нужно усложнить порядок подачи жалобы в Конституционный Суд РФ.

Правовые основы.

Наложение на осужденного штрафа возможно в двух ситуациях.

Во-первых, штраф осужденного назначается в случае совершения отдельного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена соответствующей нормой КоАП РФ.

Приведем пример из практики. Тверской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях возбуждено административное производство по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ в отношении осужденного, отбывающего наказание в исправительной колонии. Данной нормой предусмотрена ответственность за пропаганду или публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики.

Во-вторых, осужденного могут привлечь к ответственности за нарушение установленного порядка отбывания наказания. При этом в соответствии со ст. 115 УИК РФ могут применяться следующие меры взыскания:

б) дисциплинарный штраф в размере до 200 руб.;

в) водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток;

г) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима – в одиночные камеры на срок до шести месяцев;

д) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года;

е) перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев.

Далее детально рассмотрим наложение взыскания в виде штрафа.

Согласно ч. 3 ст. 117 УИК РФ дисциплинарный штраф налагается только за совершение таких нарушений, как:

употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ;

угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления;

изготовление, хранение или передача запрещенных предметов;

уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии;

организация забастовок или иных групповых неповиновений, а также активное участие в них;

отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин и другие злостные нарушения осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания, перечисленные в ч. 1 ст. 116 УИК РФ.

Взысканная сумма дисциплинарного штрафа перечисляется в федеральный бюджет.

Оформление.

В соответствии со ст. 117 УИК РФ взыскание в виде дисциплинарного штрафа налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт.

Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка, то со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях – не позднее 30 дней со дня его наложения.

Поскольку нормами законодательства ограничена только максимальная сумма штрафа (в соответствии со ст. 115 УИК РФ дисциплинарный штраф назначается в сумме до 200 руб.), нарушителю можно назначить штраф и в меньшем размере (например, 100 или 50 руб.). Отдельно следует рассмотреть вопрос применения формулировок УИК РФ, а именно толкования фразы относительно размер штрафа осужденных до 200 руб. В частности, у практикующих специалистов может возникать вопрос: возможно ли назначение штрафа в сумме 200 руб. или его максимальный размер штрафа осужденных составляет 199,99 руб.?

Достаточно распространенным является заблуждение, что штраф может быть назначен только осужденным, привлекаемым к труду и имеющим начисленную зарплату. Таких ограничений нормы действующего законодательства РФ не предусматривают. Штраф можно взыскать за счет любых средств на лицевом счете осужденного.

В соответствии с ч. 3 ст. 129 УИК РФ труд осужденных регулируется законодательством РФ о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения и перевода на другую работу.

На этом основании некоторые практикующие специалисты делают вывод, что удержать сумму дисциплинарного штрафа из зарплаты можно, только заручившись соответствующим заявлением осужденного.

В судебной практике есть примеры, которыми такой подход не подтверждается. Так, по материалам одного из дел гражданин пытался через суд оспорить действия исправительной колонии, выразившиеся в удержании суммы дисциплинарного штрафа с лицевого счета осужденного без его согласия и перечислении ее в федеральный бюджет.

Суд указал: из анализа норм действующего законодательства следует, что согласие осужденного на перечисление в федеральный бюджет взысканных сумм дисциплинарного штрафа не требуется (Решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 05.04.2013 по делу № 2-376/2013).

Аналогичным образом не требуется заявление осужденного на снятие с его лицевого счета денежных средств для погашения штрафа.

Согласно п. 9.4.5 Порядка № 209н на подстатью 145 КОСГУ относятся прочие поступления от денежных взысканий (штрафов), налагаемых в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств, иных денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, иных денежных взысканий (штрафов), от конфискаций, компенсаций, пеней, неустоек и сумм принудительного изъятия, которые не отражены по подстатьям 141 – 144 КОСГУ.

С точки зрения Минфина, администрируемые ФССП денежные взыскания с осужденных (штрафы) можно отнести к иным денежным взысканиям (штрафам) за нарушение законодательства РФ и подстатью 145 можно применять.

Напомним, что по ряду позиций детализация по подстатьям КОСГУ обобщенная.

Так, статьи 560 и 660 КОСГУ не детализируются при отражении:

доходов от уплаты налогов, государственных пошлин, сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

таможенных пошлин, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, обязательных платежей, предусмотренных законодательством РФ о таможенном регулировании;

платежей на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, взносов, взимаемых в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц, поступлений в погашение задолженности по отмененным страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

недоимок, пеней и денежных взысканий (штрафов) по указанным платежам, иных денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ;

Дисциплинарный штраф, взыскиваемый на основании ст. 115 УИК РФ, может быть отнесен к категории иных денежных штрафов за нарушение законодательства РФ.

Пример.

На лицевой счет осужденного поступили денежные средства в размере 10 000 руб. На основании ст. 115 УИК РФ на осужденного наложен дисциплинарный штраф в сумме 100 руб. Сумма штрафа взыскивается за счет средств на лицевом счете осужденного. Данные в примере условные.

В учете будут сделаны следующие проводки:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступили средства на лицевой счет осужденного

3 201 11 510

3 304 01 737

10 000

Начислен доход бюджета от взыскания с осужденных

1 205 45 560

1 401 10 145

100

Взыскана сумма штрафа за счет средств на лицевом счете осужденного

3 304 01 837

3 201 11 610

100

Поступила в бюджет сумма дисциплинарного штрафа

1 210 02 145

1 205 45 660

100

[1] Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.

[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[3] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Правовые основы.

Наложение на осужденного штрафа возможно в двух ситуациях.

Во-первых, штраф осужденного назначается в случае совершения отдельного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена соответствующей нормой КоАП РФ.

Приведем пример из практики. Тверской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях возбуждено административное производство по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ в отношении осужденного, отбывающего наказание в исправительной колонии. Данной нормой предусмотрена ответственность за пропаганду или публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики.

Во-вторых, осужденного могут привлечь к ответственности за нарушение установленного порядка отбывания наказания. При этом в соответствии со ст. 115 УИК РФ могут применяться следующие меры взыскания:

б) дисциплинарный штраф в размере до 200 руб.;

в) водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток;

г) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима – в одиночные камеры на срок до шести месяцев;

д) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года;

е) перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев.

Далее детально рассмотрим наложение взыскания в виде штрафа.

Согласно ч. 3 ст. 117 УИК РФ дисциплинарный штраф налагается только за совершение таких нарушений, как:

употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ;

угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления;

изготовление, хранение или передача запрещенных предметов;

уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии;

организация забастовок или иных групповых неповиновений, а также активное участие в них;

отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин и другие злостные нарушения осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания, перечисленные в ч. 1 ст. 116 УИК РФ.

Взысканная сумма дисциплинарного штрафа перечисляется в федеральный бюджет.

Оформление.

В соответствии со ст. 117 УИК РФ взыскание в виде дисциплинарного штрафа налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт.

Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка, то со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях – не позднее 30 дней со дня его наложения.

Поскольку нормами законодательства ограничена только максимальная сумма штрафа (в соответствии со ст. 115 УИК РФ дисциплинарный штраф назначается в сумме до 200 руб.), нарушителю можно назначить штраф и в меньшем размере (например, 100 или 50 руб.). Отдельно следует рассмотреть вопрос применения формулировок УИК РФ, а именно толкования фразы относительно размер штрафа осужденных до 200 руб. В частности, у практикующих специалистов может возникать вопрос: возможно ли назначение штрафа в сумме 200 руб. или его максимальный размер штрафа осужденных составляет 199,99 руб.?

Достаточно распространенным является заблуждение, что штраф может быть назначен только осужденным, привлекаемым к труду и имеющим начисленную зарплату. Таких ограничений нормы действующего законодательства РФ не предусматривают. Штраф можно взыскать за счет любых средств на лицевом счете осужденного.

В соответствии с ч. 3 ст. 129 УИК РФ труд осужденных регулируется законодательством РФ о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения и перевода на другую работу.

На этом основании некоторые практикующие специалисты делают вывод, что удержать сумму дисциплинарного штрафа из зарплаты можно, только заручившись соответствующим заявлением осужденного.

В судебной практике есть примеры, которыми такой подход не подтверждается. Так, по материалам одного из дел гражданин пытался через суд оспорить действия исправительной колонии, выразившиеся в удержании суммы дисциплинарного штрафа с лицевого счета осужденного без его согласия и перечислении ее в федеральный бюджет.

Суд указал: из анализа норм действующего законодательства следует, что согласие осужденного на перечисление в федеральный бюджет взысканных сумм дисциплинарного штрафа не требуется (Решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 05.04.2013 по делу № 2-376/2013).

Аналогичным образом не требуется заявление осужденного на снятие с его лицевого счета денежных средств для погашения штрафа.

Согласно п. 9.4.5 Порядка № 209н на подстатью 145 КОСГУ относятся прочие поступления от денежных взысканий (штрафов), налагаемых в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств, иных денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, иных денежных взысканий (штрафов), от конфискаций, компенсаций, пеней, неустоек и сумм принудительного изъятия, которые не отражены по подстатьям 141 – 144 КОСГУ.

С точки зрения Минфина, администрируемые ФССП денежные взыскания с осужденных (штрафы) можно отнести к иным денежным взысканиям (штрафам) за нарушение законодательства РФ и подстатью 145 можно применять.

Напомним, что по ряду позиций детализация по подстатьям КОСГУ обобщенная.

Так, статьи 560 и 660 КОСГУ не детализируются при отражении:

доходов от уплаты налогов, государственных пошлин, сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

таможенных пошлин, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, обязательных платежей, предусмотренных законодательством РФ о таможенном регулировании;

платежей на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, взносов, взимаемых в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц, поступлений в погашение задолженности по отмененным страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

недоимок, пеней и денежных взысканий (штрафов) по указанным платежам, иных денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ;

Дисциплинарный штраф, взыскиваемый на основании ст. 115 УИК РФ, может быть отнесен к категории иных денежных штрафов за нарушение законодательства РФ.

Пример.

На лицевой счет осужденного поступили денежные средства в размере 10 000 руб. На основании ст. 115 УИК РФ на осужденного наложен дисциплинарный штраф в сумме 100 руб. Сумма штрафа взыскивается за счет средств на лицевом счете осужденного. Данные в примере условные.

В учете будут сделаны следующие проводки:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступили средства на лицевой счет осужденного

3 201 11 510

3 304 01 737

10 000

Начислен доход бюджета от взыскания с осужденных

1 205 45 560

1 401 10 145

100

Взыскана сумма штрафа за счет средств на лицевом счете осужденного

3 304 01 837

3 201 11 610

100

Поступила в бюджет сумма дисциплинарного штрафа

1 210 02 145

1 205 45 660

100

[1] Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.

[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[3] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Читайте также: