Можно ли проводить около зданий суда митинги апк

Обновлено: 10.05.2024

МОСКВА, 21 июня. /ТАСС/. Проведение митингов и шествий должно считаться согласованным, если власти в течение трех дней после уведомления об их проведении не внесли предложений об изменении их места или формата.

Об этом говорится в разработанном пленумом Верховного суда РФ постановлении с разъяснениями по спорам о проведении публичных мероприятий.

Пленум отметил, что закон о шествиях и митингах предусматривает четкие сроки согласования публичных акций. "Если в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц органом публичной власти не доведено до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места или времени проведения публичного мероприятия или предложение об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям публичное мероприятие может расцениваться как согласованное", - отметил пленум ВС в разъяснении судьям.

Исключением является случай, когда организатор публичного мероприятия уклоняется от получения соответствующего предложения.

Пленум обратил внимание судов "на недопустимость доведения до сведения организатора публичного мероприятия предложения об изменении места или времени проведения публичного мероприятия по истечении трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия". Закон не предусматривает продления срока, даже если один из трех дней приходится на выходной, пояснил пленум.

В связи с этим "органу публичной власти следует использовать все доступные ему средства связи и доставки, позволяющие довести в указанный срок содержание названных документов до сведения организатора публичного мероприятия с фиксацией факта получения соответствующей информации адресатом", отмечается в проекте разъяснений пленума ВС.

В свою очередь и для организаторов публичных акций закон устанавливает жесткие сроки для уведомления о проведении мероприятия - оно должно быть получено органом власти не ранее дня, после которого остается 15 дней до проведения мероприятия, и не позднее дня, после которого остается 10 дней до мероприятия.

Если последний день срока подачи уведомления совпадает с нерабочим днем, то уведомление подается в предыдущий рабочий день. Уведомление, поданное за пределами срока, не подлежит рассмотрению, о чем организатор мероприятия должен быть незамедлительно уведомлен, но это не лишает его права на повторное обращение. При этом сроки подачи уведомления о проведении публичного мероприятия не включают дни направления уведомления и проведения публичных мероприятий.

Пленум также напомнил о сокращенных сроках обращения с иском в суд для оспаривания отказа в согласовании публичного мероприятия, предложения об изменении места или времени его проведения либо предложения об устранении несоответствия целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям закона, сокращенного срока для направления судом копий определения о принятии к производству административного иска, срока на его рассмотрение и составление мотивированного решения об отказе в удовлетворении иска, незамедлительному вручению сторонам копий решения по административному делу, рассмотренному до дня или в день проведения публичного мероприятия, а также после немедленного исполнения решения суда, если действия органа власти по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия, а также с вынесенным предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения признаны незаконными.

Об административном аресте нарушителей

Пленум Верховного суда России считает, что административный арест за нарушения в ходе митингов и других публичных акций допустим лишь в исключительных случаях, а назначаемые гражданам штрафы могут быть ниже предусмотренных статьей КоАП.

"При решении вопроса о назначении виновному в нарушении законодательства РФ о публичных мероприятиях лицу административного наказания необходимо иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами", - отмечается в тексте проекта.

Пленум напомнил, что КоАП предусматривает в отношении граждан по статьям 5.38 и 20.2 ("Воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством РФ" и "Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования") возможность назначения наказания в виде административного штрафа ниже минимального уровня, предусмотренного этими статьями (в отношении должностных лиц и юридических лиц - только санкции ч. 3, 4, 6.1-8 ст. 20.2 КоАП РФ) в случае признания его виновным.

Кроме того, пленум намерен обратить внимание судей на то, что административный арест за административные правонарушения, связанные с организацией и проведением публичных мероприятий либо участием в них, "назначается лишь в исключительных случаях, в том числе когда применение иного более мягкого административного наказания из числа предусмотренных санкцией подлежащей применению статьи не будет отвечать задачам законодательства об административных правонарушениях и целям административного наказания".

В свою очередь для применения введенных шесть лет назад обязательных работ за совершение административных правонарушений во время проведения публичных мероприятий (предусмотренных ст. 20.2 КоАП РФ), "судам необходимо исследовать вопрос о наличии вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц либо иных подобных последствий, а также причинно-следственную связь между совершенными действиями и наступившими последствиями".

О незаконном отказе в проведении митинга

Заведомо незаконный отказ в проведении митинга или другого публичного мероприятия (шествия, демонстрации и т. д.) является административным правонарушением, равно как и попытки других лиц не дать провести законное мероприятие, говорится также в подготовленном проекте постановления пленума Верховного суда РФ.

"Воспрепятствование организации или проведению публичного мероприятия состоит в недопущении либо незаконном создании препятствий для реализации организатором или участниками публичного мероприятия прав, предусмотренных законодательством РФ о публичных мероприятиях", - говорится в тексте проекта.

При решении вопроса о наличии в действиях или бездействии должностного лица признаков состава административного правонарушения по ст. 5.38 КоАП РФ ("Воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствие с законодательством РФ, либо участию в них") "следует учитывать, что воспрепятствование организации или проведению публичного мероприятия может иметь место, в частности, при уклонении от получения уведомления о проведении публичного мероприятия; заведомо незаконном отказе в проведении публичного мероприятия; недоведении до сведения организатора публичного мероприятия информации об установленной норме предельной заполняемости территории".

Также речь идет о неназначении уполномоченного представителя органа власти для содействия в проведении публичного мероприятия и необеспечении совместно с организатором акции и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественного порядка и безопасности граждан.

К воспрепятствованию проведению публичного мероприятия, по оценке пленума ВС РФ, "следует относить действия не являющихся участниками публичного мероприятия граждан, нарушающие нормальный ход публичного мероприятия и затрудняющие или исключающие достижение его целей".

Такие действия могут представлять собой громкие крики и звуки с целью невозможности доведения мнений участников публичного мероприятия, уничтожение или повреждение плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации. Воспрепятствованием участию в публичном мероприятии может быть расценен и запрет прохода гражданина к месту проведения акции путем незаконного создания заслонов, ограждений, а также в недопущении выражения участником публичного мероприятия своего мнения способом, не нарушающим общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия.

В то же время действия должностного лица, "например, при использовании материально-технических средств для осуществления деятельности, препятствующей проведению публичного мероприятия; привлечении лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, к недопущению людей к месту проведения согласованного и проводимого в соответствии с законом публичного мероприятия; выделении сил охраны правопорядка для неправомерного приостановления или прекращения публичного мероприятия" при наличии к тому оснований могут быть квалифицированы в качестве преступления по ст. 149 УК РФ ("Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия").

По этой же статье УК, говорится в проекте постановления, могут квалифицироваться действия должностного лица для принуждения к участию в публичном мероприятии, "например, путем угрозы увольнения с работы, переводом на нижеоплачиваемую должность, лишением премии, надбавки, применения мер взыскания и т. п., либо с применением насилия".

За последние 10 лет, согласно судебной статистике, российские суды рассмотрели 110 дел по ст. 5.38 КоАП РФ, по которым подверглись административным наказаниям 39 граждан и должностных лиц.

ВС РФ защитил право граждан на проведение митингов

В последнее время в свете определённых событий интерес к правилам проведения шествий, пикетов, митингов и т. д. вспыхнул с новой силой.

Многих стали интересовать условия проведения, соответствующее законодательство и возможные последствия, которые могут наступить в случае, если что-то пойдёт не так.

Несмотря на то, что статьёй 31 Конституции РФ закреплено право граждан России на проведение мирных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, возникает ряд вопросов, связанных с тем, насколько проведение таких мероприятий возможно и, что не менее важно, безопасно.

Для проведения митинга необходимо заблаговременно подать уведомление в администрацию города о намерении провести публичное мероприятие. Но далеко не факт, что разрешение на его проведение будет дано.

То же случилось и с обратившимися в Верховный Суд гражданами России Мировым и Шашковым.

Фабула дела

Мужчины решили провести митинг с целью инициирования процедуры отставки губернатора области. Администрация города заявила о невозможности проведения мероприятия в предложенном организаторами месте в связи с проведением там ранее запланированного мероприятия. При этом администрация не предложила мужчинам альтернативы, что и побудило Мирового обратиться в суд с иском о бездействии администрации.

Согласно материалам дела в качестве обоснования требований заявитель указал, что отказ в проведении публичного мероприятия является незаконным, поскольку не содержит обоснованного предложения об изменении места и (или) времени его проведения, не предложены конкретные места и (или) время возможного проведения этого мероприятия. Также ссылался на то, что в установленный срок данный отказ административному истцу вручен не был. Поскольку административный ответчик обязан был назначить уполномоченного представителя и вручить под роспись административному истцу соответствующее распоряжение, то полагал, что администрацией было допущено незаконное бездействие.

Районный суд и суд кассационной инстанции сошлись во мнении и отказали в удовлетворении административного иска. Суды сослались на то, что на административного ответчика не возлагалась обязанность по информированию организаторов заявленного публичного мероприятия о возможности проведения публичного мероприятия в ином месте и (или) иное время. Тогда было принято решение искать помощи у судей Верховного Суда. Верховный Суд с доводами нижестоящих инстанций не согласился.

Позиция Верховного суда

Судьи сослались на положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в которой закреплено право граждан на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Также Верховный Суд напомнил, что орган исполнительной власти вправе отказать в проведении мероприятия только в двух случаях:

  1. Лицо не имеет права быть организатором публичного мероприятия;
  2. В качестве места проведения мероприятия организатор выбрал место, в котором устраивать подобные шествия запрещено законом.

Коллегия Верховного Суда обратила внимание и на определение Конституционного суда, в котором сформулированы следующие правовые позиции:

Орган публичной власти не может запретить проведение мероприятия по своему усмотрению;

Орган власти вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным;

При отказе в проведении органами власти должны быть представлены веские причины невозможности проведения мероприятия;

Органы власти должны предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов.

Так, Верховный Суд признал незаконным ответ главы города, т. к. в нём не содержится предложение об ином месте проведения митинга, а также определил отменить принятые по делу решения.

Юрист разбирает протесты с точки зрения закона: что разрешено и что запрещено

Протестная активность населения представляет значительный интерес для исследователей, так как протесты являются одним из наиболее действенных каналов коммуникации гражданского общества и власти. С другой стороны, протестные настроения способны объединить различающиеся по интересам, ценностям и общественному настроению социальные слои.

Что именно называется протестом?

Выделяют несколько видов протестов, в первую очередь политический и социальный.

С точки зрения публичного управления, протест рассматривается как один из активных способов обратной связи граждан с государством.

Социальный протест — протест, направленный против социального неравенства, проблем, существующих в обществе, как правило экономического характера. Зачастую перерастает в политическую форму. Например, протест по невыплатам пенсий.

Протест может происходить как с применением, так и без применения насилия со стороны протестующих. В 2019 году было проведено исследование протестов, проходивших в мире в последние десятилетия. Вывод однозначен — ненасильственные кампании имели вдвое больше шансов на успех, чем насильственные: они приводили к политическим изменениям в 53% случаев по сравнению с 26% для насильственных протестов. Кроме того, было доказано, что протест практически всегда достигает своих целей, если в нем участвует не менее 3,5 % населения.

Формы ненасильственных протестов: митинг, протестное голосование, молчание, флешмоб, пикетирование, бойкот, голодовка, петиция, забастовка и др.

Протест с применением насилия: бунт, восстание, революция и террор.

Этот термин используется в других значениях. Существует, например, протест прокурора, который обозначает меру прокурорского реагирования в виде принесения протеста на противоречащий закону правовой акт в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Также известны вексельный протест и протест против оплаты чека, то есть нотариальные действия, удостоверяющие протесты векселей и отказы от оплаты чеков в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Законны ли протесты?

На этот вопрос было бы проще ответить, если бы законодательство РФ знало такое понятия как протест в политическом смысле.

Если исходить из классификации протестов на насильственные и ненасильственные, то да, однозначно можно ответить, что ненасильственные протесты законны.

В соответствии со ст. 2 ФЗ № 54, под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

ФЗ № 54 дает следующие определения митинга, демонстрации и шествия:

  • Митинг — это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
  • Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
  • Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
  • Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Кроме того, несмотря на отсутствие права на протест как такового и, соответственно, обязанности государства действовать в соответствии с мнением протестующих граждан, в реальной жизни протесты против значимых политических решений неизбежны.

Как понять, что группа людей, — это именно группа? Какое расстояние должно быть между людьми, чтобы понять, что это одна группа?

Группа людей — это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определенным признакам, подобное объединение в социологии принято называть социальной группой.

К критериям выделения групп относятся: пол, возраст, единство интересов, национальность, расовая принадлежность, вера, профессия, статус, образование, место проживания и другие.

Чтобы признать, что группа людей действительно является социальной группой, она должна соответствовать определенным признакам:

  1. деятельность группы и каждого его члена, заданная целью существования данной группы;
  2. межличностные отношения между членами группы, которые строятся вокруг разных видов деятельности, как общегрупповой, так и индивидуальной;
  3. коммуникация между членами группы;
  4. групповые ценности, принятые и поддерживаемые всеми членами группы.

Группой может быть названо объединение лиц независимо от расстояния между членами группы, например, в связи с последними событиями студенты перешли на дистанционное обучение, многие вернулись в свои родные города, но они по-прежнему были группой с общими целями и особыми межличностными отношениями.

В чём разница между группой из 10 человек, протестующих, и 10 человек, которые, скажем, просто вышли в парк и играют в карты?

Конечно же, цели, которые преследуют каждая из групп. Группа людей, которые вышли в парк погулять и поиграть в карты не преследуют политических целей. Конечно, люди могут вовремя прогулки или игры обсуждать политику, но это не главная цель данного объединения. Такие лица прежде всего удовлетворяют свои потребности в общении и досуге, а не стремятся изменить политическую ситуацию.

Что можно и что нельзя делать на законном протесте?

Санкционированный митинг, шествие или другое публичное мероприятие имеют строгий порядок поведения, установленный ФЗ № 54, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность.

В частности, нельзя:

  1. скрывать лицо маской или другим средством маскировки;
  2. иметь при себе оружие, боеприпасы, отравляющие вещества, пиротехнику, горючие материалы, алкоголь и т. д.;
  3. находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

Кроме того, во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:

  1. выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
  2. соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
  3. соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Участники публичного мероприятия имеют право:

  1. участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;
  2. использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации;
  3. принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.

Молчаливый (тихий) протест как особая разновидность протеста.

Мы привыкли к тому, что, если слышим слово протест, всегда ассоциируем его с каким-то шумным, многолюдным мероприятием. Но нет, истории известны случаи так называемых молчаливых протестов.

Например, совсем недавно произошел следующий случай. Софи Вильмес, премьер-министр Бельгии, 16 мая 2020 года посетила больницу Святого Петра в Брюсселе. Однако, представители больницы устроили Софи далеко не тёплый приём. Сотрудники больницы, как медики, так и нет, сформировали коридор вдоль дороги в здание, по которой проезжал кортеж Вильмес. Они стояли лицом к машинам, но, когда автомобили приближались, молча поворачивались к ним спиной.

Причиной протеста стало разочарование медиков, работающих с COVID-19, политикой правительства, причём не только в отношении урегулирования пандемии, а в целом всего здравоохранения.

То есть даже такие мероприятия, в случае если их цель — выразить недовольство политике государства, критиковать действия (бездействие) органов государственной власти, признаются протестами.

Где и как можно митинговать в России: разъясняет Верховный суд

Верховный суд России работает над разъяснениями закона о митингах. По разработанному в суде проекту, разрешения властей придется спрашивать на встречи в помещениях, а в некоторых случаях и на одиночные пикеты. Ряд предложений призван облегчить процедуру согласования акций и смягчить наказания за нарушения на них. Правда, пока проект вызвал споры и отправлен на доработку.

Постановление пленума Верховного суда, разъясняющее порядок рассмотрения дел о митингах и массовых мероприятиях, должно было быть принято в четверг 21 июня. Однако из-за того, что многие положения проекта вызвали бурные дискуссии, пленум отправил проект на доработку. Обновленную версию пленум рассмотрит 26 июня, сообщили Би-би-си в пресс-службе Верховного суда.

Правозащитные организации и ЕСПЧ неоднократно осуждали российские власти за жестокое обращение с митингующими и за многочисленные отказы организаторам публичных мероприятий, а применение отдельных статей закона становится предметом спора между митингующими и властями.

Как сообщает портал Legal.Report, при обсуждении документа на заседании президиума ВС возникли споры, хотя большинство членов судейского сообщества отнеслись к нему в целом положительно. С критикой действующего правоприменения выступил заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ Сурен Авакьян. "Многовато положений, которые просто излагают текст закона. Наверное, судьи более внимательно читают постановления пленума Верховного суда, чем сам закон! - приводит слова Авакьяна Legal.Report. - Многовато, многовато…".

Текст проекта постановления был накануне опубликован в нескольких российских СМИ. Би-би-си выбрала основные положения, которые содержатся в документе.

По действующему закону уведомлять власти о проведении акций нужно лишь в случае, если это массовое мероприятие, одиночные пикеты согласования не требуют. В законе даже содержатся критерии того, что считается митингом - на каком расстоянии должны стоять люди. Политические активисты часто используют этот закон и проводят серию одиночных пикетов, но полиция задерживает и тех, кто стоит в одиночку.

Согласно проекту постановления пленума ВС, серия одиночных пикетов может быть оценена как единое публичное мероприятие, если люди используют схожие средства агитации и объединены одной целью. Их участники должны использовать схожие средства агитации и выдвигать общие требования и призывы.

Минимальное допустимое расстояние между участниками пикета определяется региональными законами, но для того, чтобы призвать серию пикетов митингом, это расстояние не должно быть более пятидесяти метров.

  • Считается ли митингом встреча в помещении?

Организаторы публичного мероприятия должны согласовывать его, даже если митинг планируется провести в помещении, которое находится в частной собственности, а также, например, в торговом центре и на иной территории со свободным доступом для всех желающих.

То, что люди собираются в одном помещении, не освобождает организаторов от обязанности уведомить власти об этом митинге, говорится в проекте постановления.

  • Когда митинг считается согласованным?

Проведение митинга считается согласованным, если власти в течение трех дней после уведомления о его проведении не внесли предложений об изменении его места или формата.

Для организаторов публичных акций также устанавливаются жесткие сроки - уведомление должно быть получено органом власти не ранее, чем за 15 дней до проведения мероприятия, и не позднее, чем за 10 дней до митинга.

Этот пункт также вызвал критику профессора Авакьяна. "Пункт десятый: "мероприятие может расцениваться как согласованное"… Кем, кем оно может так расцениваться? Участником, организатором, представителем частной территории, кем?" - спрашивал профессор во время рассмотрения документа.

  • В каких случаях власти вправе отказать в проведении митинга?

Власти имеют право отказать организаторам в проведении публичного мероприятия только в двух случаях: если заявка подана лицом, не имеющим права выступать в таком качестве, либо если в заявке указано место, где массовые мероприятия запрещены.

Зачастую российские власти отказывают заявителям митинга, обосновывая это тем, что на это время уже запланировано другое мероприятие - например, городской праздник.

В проекте постановления сказано, что одновременное проведение публичных акций в одном и том же месте не может быть самостоятельным основанием для отказа в проведении митинга.

Если власти все же отклонили заявку организаторов митинга, то те имеют право предложить свои варианты нового места его проведения.

Заведомо незаконный отказ в проведении митинга является административным правонарушением, подчеркивается в документе.

Если участники митинга закрывают свои лица масками или другими средствами маскировки, это влечет административную ответственность. Однако при этом должно быть доказано, что эти предметы использовались именно в целях затруднения определения личностей участников.

Согласно проекту постановления, административный арест за нарушения в ходе митинга допустим лишь в исключительных случаях, когда применение более мягкого наказания не отвечает задачам законодательства.

Если нарушителю назначается штраф, то он может быть ниже минимального уровня, предусмотренного статьей КоАП, напоминают авторы документа.

А вот для нарушающих закон чиновников предлагается ввести более суровые наказания: незаконное препятствование проведению публичного мероприятия или принуждение подчиненных к участию в нем могут стать поводом для уголовного, а не административного дела.

Читайте также: