Какие изменения были произведены при объединении верховного суда и высшего хозяйственного суда

Обновлено: 13.06.2024

Расширение полномочий Верховного Суда Российской Федерации в результате слияния с Высшим Арбитражным Судом. Поправки в статью 126 Конституции РФ. Порядок рассмотрения и обжалования кассационных и надзорных жалоб. Изменения полномочий и состава судей.

Рубрика Государство и право
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 28.12.2014
Размер файла 11,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Тема: Объединение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации

В нашей стране произошла, пожалуй, самая крупная судебная реформа - Объединение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.

21 июня 2013 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге предложил объединить Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. По мнению Президента, данная реформа позволит обеспечить единые подходы к разрешению споров с участием граждан и организаций, а также с органами государственной власти и местного самоуправления.

До 2013 года Конституцией Российской Федерации было предусмотрено, что Верховный суд Российской Федерации является высшим судебный органом по разрешению гражданских, уголовных, административных и иных, подсудных ему, дел. В процессе реформы Верховному Суду Российской Федерации были переданы полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по разрешению экономических споров.

Данное изменение потребовало внесение поправки в статью 126 Конституции Российской Федерации, теперь она звучит так: Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Функции по разрешению экономических споров, ранее подсудных Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, теперь осуществляет Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, состоящая из 30 судей. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации стала второй кассационной инстанцией, в которой пересматриваются определенные судебные акты (см. ч. 1 ст. 291.1 АПК РФ в редакции Федерального закона от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"). Кассационная жалоба предварительно изучается единолично судьей Верховного Суда Российской Федерации, после чего может быть передана в указанную коллегию.

Кроме того, акты Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации обжалуются в Президиум Верховного Суда Российской Федерации. Надзорная жалоба, как и кассационная, предварительно изучается судьей Верховного Суда Российской Федерации и лишь после этого может быть направлена для рассмотрения в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Помимо полномочий, изменился и состав судей. Предусмотрено, что в состав Верховного Суда Российской Федерации должны входить 170 судей, отобранных по новым правилам. Порядок отбора установлен Федеральным законом от 05.02.2014 N 16-ФЗ.

В ходе реформы возникает как минимум три проблемы.

Первая - это изменение месторасположения здания суда. Ранее здание Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации располагалось в Москве, в связи с реформой здание Верховного Суда теперь находиться в Санкт-Петербурге.

Из первой проблемы вытекает вторая - для строительства нового здания Верховного Суда Российской Федерации потребовалось выделение больших денежных средств из бюджета страны, что повлекло за собой некоторые экономические трудности в государстве.

И, наконец, третья проблема - это нежелание заслуженных и опытных судей изменить свое место жительство и переезжать из Москвы в Санкт-Петербург. Возраст некоторых судей приблизился к предельному, и они, не желая менять что-либо в своей жизни, добровольно подали в отставку. Следовательно, нужно было набрать новый состав судей, а это заняло немало времени.

Нельзя сказать однозначно, улучшит ли реформа судебную систему или нет, должно пройти время, чтобы понять все положительные и отрицательные стороны нововведения.

суд верховный кассационный

1. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"

2. Конституция Российской Федерации (в редакции от 2014 года)

3. Информационно-правовой портал ГАРАНТ

Подобные документы

Анализ закона Российской Федерации о поправке к Конституции от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде и прокуратуре". Рассмотрение основных проблем, возникающих в процессе объединения Высшего Арбитражного суда и Верховного суда государства.

реферат [28,6 K], добавлен 02.06.2014

Понятие и структура судебной системы Российской Федерации, конституционные принципы ее функционирования. История развития, полномочия и порядок действий высших судов: Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

курсовая работа [33,0 K], добавлен 01.06.2010

Место Верховного Суда Российской Федерации в системе органов судебной власти, его функции и этапы истории. Порядок формирования Верховного Суда Российской Федерации, его состав и структура, подразделения и полномочия. Организация деятельности суда.

контрольная работа [79,5 K], добавлен 20.10.2014

Суды среднего звена системы арбитражных судов РФ. Участники уголовного судопроизводства по законодательству РФ. Избрание Судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Конституционное право на неприкосновенность жилища.

тест [23,5 K], добавлен 12.08.2011

Верховный Суд Российской Федерации: правовое регулирование деятельности, состав. Полномочия Верховного Суда РФ. Правовое положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения. Подведомственность Верховного Суда Российской Федерации.

курсовая работа [36,3 K], добавлен 02.03.2010

Место Верховного Суда Российской Федерации в системе судов общей юрисдикции, его состав и структура. Рассмотрение Верховным Судом гражданских, уголовных, административных дел. Пересмотр судебных дел в кассационном порядке, а также в порядке надзора.

курсовая работа [59,3 K], добавлен 12.07.2012

Характеристика кассационного судопроизводства по гражданским делам. Право на кассационное обжалование и опротестование судебных решений. Порядок подачи и рассмотрения кассационных жалоб и представлений. Изучение полномочий суда кассационной инстанции.

Новый принцип в судебной системе и другие изменения – беседа с заместителем председателя Верховного суда

На прошлой неделе президент подписал новый указ о деятельности судебной системы. В нём предусмотрены несколько организационно-правовых мер, направленных на совершенствование системы, повышение эффективности правосудия.

По этому поводу мы обратились с рядом вопросов к заместителю председателя Верховного суда Бахтиёру Исокову.

Кроме того, указана система создания эффективной судебной системы путём дальнейшего упрощения стадий рассмотрения дела в судах. В частности:

  • ликвидация института рассмотрения судебных дел в надзорном порядке;
  • рассмотрение в апелляционном порядке постановлений районных судов в качестве судов первой инстанции областными судами, а постановлений областных судов – судебными коллегиями Верховного суда;
  • рассмотрение в кассационном порядке судебных постановлений, рассмотренных в апелляционном порядке, судебными коллегиями Верховного суда;
  • внедряется порядок рассмотрения в кассационном порядке судебных постановлений, вынесенных по делам, рассмотренным в кассационном порядке судебными коллегиями Верховного суда, согласно протесту председателя Верховного суда, Генерального прокурора и их заместителей.

- Намечено также создание системы эффективного административного правосудия с учётом передового иностранного опыта и международных стандартов. Что подразумевается под иностранным опытом и международными стандартами? Какие изменения ожидаются?


- До сегодняшнего дня дела, связанные с административными правонарушениями, рассматривали административные суды. Теперь, настоящим указом дела, связанные с административными правонарушениями, переводятся в суды по уголовным делам.

В областных административных судах и межрайонных административных судах, расположенных в областных центрах, будут рассматриваться только административные дела и споры, исходящие из массовых правовых отношений. При изучении мировой практики мы убедились в том, что административные суды рассматривают споры, исходящие из массовых правовых отношений, жалобы на действия должностных лиц и вынесенные ими решения.

Районные административные суды будут ликвидированы, а их штатные единицы будут переведены районным судам по уголовным делам. Штатные единицы межрайонных административных судов, которые будут созданы в областях, установлены исходя из населения каждой области и объёма рассматриваемых дел.

- В структуре верховного суда будет создан особый Судебный состав по рассмотрению инвестиционных споров и дел, связанных с конкуренцией. Насколько это оправдает или гарантирует доверие иностранных инвесторов к судебной системе Узбекистана?


- В данный момент осуществляется широкомасштабная работа в целях дальнейшего развития экономики нашей страны. Поэтому особую значимость имеет создание привлекательной инвестиционной среды в республике, привлечение в нашу экономику больших капиталовложений, создание эффективного механизма защиты прав инвесторов.

Согласно порядку, установленному процессуальным законодательством, инвестиционные споры рассматриваются гражданскими, административными и экономическими судами. Это, в свою очередь, затрудняет формирование единой судебной практики при решении инвестиционных споров.

В этих целях указом намечено создание Судебного состава по рассмотрению инвестиционных споров и дел, связанных с конкуренцией, в структуре Верховного суда. При этом, судебному составу будут предоставлены полномочия решения инвестиционных споров, возникших между государственными ведомствами и физическими или юридическими лицами, осуществившими инвестиции на сумму не менее 20 млн долларов США на дату внесения инвестиции, и разногласия по поводу конкуренции.

Касательно этих споров инвестор по желанию сможет обратиться непосредственно в судебный состав или в областные экономические суды. Заслуживает внимания тот факт, что судебный состав в структуре Верховного суда сможет рассматривать дела также в качестве первой инстанции.


Естественно, что иностранные инвесторы, которые собираются вложить капиталы в нашу страну, интересуются уровнем исполнения законов в нашей стране, как решаются экономические споры. Кроме того, таких споров очень много, и нужно рассматривать их качественно. Поэтому установление областных судов и судебных коллегий Верховного суда в качестве первой инстанции подразумевает законную защиту интересов инвесторов.

- Рассмотрение дел в надзорном порядке будет устранено из судебной системы. Напротив, вместо этого намечено повторное рассмотрение в кассационной инстанции. Не вызовет ли такая практика недоверие граждан к стадии рассмотрения дела в кассационном порядке? Или это поможет? Как это будет осуществляться?

- Выше мы уже говорили, что первая инстанция будет рассматривать дела только в качестве первой инстанции. Предыдущие областные суды рассматривали некоторые дела в качестве первой инстанции, а затем рассматривали поступившие жалобы в апелляционной и кассационной инстанции. А теперь так не будет. Вопрос, рассмотренный в районном суде, будет рассматриваться в апелляционной инстанции в областном суде, а заявление, рассмотренное в областном суде в качестве первой инстанции, будет рассмотрено в качестве апелляционной инстанции Судебным составом в структуре Верховного суда.

I. Образуется система судов общей юрисдикции
Как было:
Существовало две системы судов — общие суды и хозяйственные суды, компетенция между судами разделялась в соответствии с установленной подведомственностью. Система общих судов возглавлялась Верховным судом Республики Беларусь, система хозяйственных судов — Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь.
Как стало:
С 1 января 2014 года будет существовать единая система судов общей юрисдикции, которая объединит общие и хозяйственные суды, последние будут переименованы в экономические суды областей и г. Минска. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь (далее — ВХС) присоединяется к Верховному Суду Республики Беларусь.
Вся система судов общей юрисдикции возглавляется Верховным судом. В состав Верховного суда входит судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда.
За экономическими судами сохраняется компетенция хозяйственных судов; компетенция разделяется в рамках судов общей юрисдикции, согласно следующему принципу: споры между юридическими лицами и ИП, носящие хозяйственный (экономический) характер (ст. 39 ХПК). Экономические суды продолжают руководствоваться ХПК при рассмотрении подсудных им споров.

II. Изменяется наименование инстанций, рассматривающих экономические споры

Инстанция Как было Как стало
Первая инстанция Хозяйственные суды областей (города Минска) Экономические суды областей (города Минска)
Апелляционная инстанция Апелляционная инстанция соответствующего хозяйственного суда, вынесшего постановление по первой инстанции. Апелляционная инстанция экономического суда соответствующей области (города Минска)
Кассационная инстанция Кассационная коллегия ВХС Коллегия по экономическим спорам Верховного суда
Надзор:
Лица, имеющие право принесения протеста
Председатель ВХС либо его заместители;
Генеральный прокурор либо его заместители
Председатель Верховного Суда либо его заместители; Генеральный прокурор либо его заместители
Суд надзорной инстанции Президиум ВХС - в отношении постановлений, принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций).
Пленум ВХС - отношении постановлений Президиума ВХС.
Президиум Верховного Суда - в отношении постановлений, принятых экономическими судами первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Пленум Верховного суда - в отношении постановлений Президиума Верховного суда.

III. Унификация системы органов, осуществляющих принудительное исполнение судебных постановлений.
Как было:
Принудительное исполнение до 01 января 2014 года осуществляется службой судебных исполнителей, функционирующих в составе соответствующего хозяйственного суда. Заявление о возбуждении исполнительного производства подавалось в соответствующий хозяйственный суд по месту нахождения должника.
Действия (бездействие) судебного исполнителя обжалуются в суд, при котором состоит судебный исполнитель.
При принудительном исполнении исполнительного документа с должника взыскиваются (удерживаются) пять процентов от суммы, взысканной в пользу взыскателя.
Как стало:
С 01 января 2014 года создается единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений, в состав которой войдут исполнители общих и хозяйственных судов. Возглавит всю систему органов принудительного исполнения Министерство юстиции. Исполнение будет осуществляться соответствующими управлениями принудительного исполнения управлений юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета.
Исполнение постановлений экономических судов осуществляется по правилам, предусмотренным хозяйственным процессуальным законодательством (ХПК, инструкцией по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь, утв. постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26.11.2009 № 21 и др.)
Обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя в случаях, предусмотренных ХПК, будет осуществляться в вышестоящий орган принудительного исполнения (вышестоящему должностному лицу) — Главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции, а в случае несогласия с его решением — в суд по месту исполнения исполнительного документа.
С 01 января 2014 г. расширяются права судебных исполнителей. Так, например, исполнитель вправе обращаться в организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для осуществления государственной регистрации создания принадлежащего должнику недвижимого имущества, возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним.
При принудительном совершении действий по имущественным взысканиям согласно постановлению судебного исполнителя с должника будет взыскиваться (удерживаться) 10% от взысканных сумм или стоимости взысканного имущества.
При принудительном совершении действий по требованиям, носящим неимущественный характер, согласно постановлению судебного исполнителя взыскивается (удерживается) с должника — физического лица денежная сумма в размере 5 базовых величин по каждому исполнительному документу, а с должника — юридического лица — в размере 10 базовых величин по каждому исполнительному документу.

Комментарий:
Из принятого пакета актов, направленных на создание единой судебной системы, следует, что по сути, ВХС вошел в состав Верховного суда, а хозяйственные суды - переименованы в экономические суды с сохранением своих функций (организационно экономические суды пока будут располагаться там же, где сейчас хозяйственные суды).
С 01 января 2014 года следует обращать внимание на наименование суда (инстанции), в который подается процессуальный документ. Процессуальное же законодательство (в том числе и по делам об административных правонарушениях) продолжает действовать пока в неизменном виде. Принятие единого процессуального кодекса пока не ожидается.
Унифицирована также система судебного исполнения. Принятые акты пока наметили общую концепцию, более детально статус органов принудительного исполнения должен быть утвержден до 01 января 2014 года Советом Министров.
Таким образом, на сегодняшний день принятый пакет актов, направленный на объединение общих и хозяйственных судов, не несет глобальных изменений в части судопроизводства при рассмотрении споров между субъектами хозяйствования. В дальнейшем объединение судов, вероятно, приведет и к унификации как процессуального законодательства, так и судебной практики.

Читайте также: