Как переводится с татарского на русский иске
Обновлено: 03.05.2024
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Puzzle
Август 20191 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
1.Иске-Казань - Нижняя Айша
"У татар Казанской губернии до сих пор бережно сохраняются старинные рукописи, касающиеся прошлого Камско-Волжской Булгарии. Иногда на их долю выпадает и более высокая честь: быть единственным источником, который выдвигает из прошлого факт совершенно неведомый." так писал известный казанский археолог (1847-1919) Петр Алексеевич Пономарев в своей работе про булгарский город Кашан.
Татарские рукописи "Повесть о несгораемой царевне" и "Беан Дастан уд Тарих" повествуют , что при взятии Тимуром города Булгара - хан Абдулла со своими женами и некоторыми детьим заперся в судной палате. Но это здание по приказу победителя обложили снизу доверху бревнами, облитыми горючими веществами, и зажгли. Хан и все бывшие с ним погибли.Согласно легенде огнь не коснулся непорочной девушки. Невредимая, сидела она на своде сгоревшего здания в белом одеянии праведного муллы Хисамуддина, могила которого до ныне почитается магометянами. Тимур, пораженный чудом, а также умом и красотой "несгораемой царевны" даровал ей жизнь и взял с собою в Самарканд с одним из братьев Шеуне-беком, которому также удалось избегнуть гибели.
Из прочих детей Абдуллаха спаслись еще два малолетних сына Алтын-бек и Галим-бек. Скрытые в лесу во время погрома, они впоследствии основали на р.Казанке город Казань.
Что касается идеальной булгарской царевны и Шеуне-бека, то им после смерти Тимура удалось освободится из плена и пробраться на родину. Вначале они нашли себе приют в городе Кашан, где царевич скрывал свое настоящее звание под профессией учителя, но потом узнав о судьбе братьев, переселились к ним в Казань (сейчас известоно как городище Иске-Казань).Здесь царевна вышла замуж за муллу Хозятаза, которй вместе с Алтан-беком был основателем Казани. Умер мулла в Старой Казани, там же и похоронен."Повесть" указывает его могилу, почитаемую как святую, в Иске-Казани, а могилу его жены - у деревни Айша в двух км от Старой Казани
Городище Старая Казань (Иске-Казань) находится на самой высокой горе на правом берегу реки Казанка напротив села Камаево (дорога Казань-Арск, поворот налево под железную дорогу после Куркачей) и в трех км от деревни Татрская Айша.
Этот утес с западной и восточной сторон обрамлен оврагами, с южной стороны находится долина реки Казанка. С напольной стороны сохранились ров и вал. На месте городища - распаханное поле.
Въезд в городище через вал с восточной сотроны
Вид городища со стороны левого берега Казанки
Круто изгибающаяся долина реки Казанки действительно напоминает котел (казан)
Более подробное описание Иске-Казани и фотографии находятся здесь. В пост не вошла фотография памятника, поставленного рядом с городищем
К этой надписи хочется добавить, что кому-то Великая империя, а кому-то разоренная Великая Булгария ( Билярск, Сувар и Булгар)
Старинное кладбище около городища Иске-Казань, которому уже более 500 лет, легко найти - накатанная дорога от деревни Татрская Айша ведет прямо к этому кладбищу.
К востоку от городища примерно в 1 км находится кладбище, где более 500 лет назад был похоронен полководец и один из основателей Казани Мулла Хозятаз (Мулла Ходжи, Мулла Хаззей ).
От старинных надгробий ничего не осталось, так как говорят в совесткое время кладбище было уничтожено. В старинных изданиях указывалось, что возле могилы Муллы Хозятаза протекал ключ. Ключ существует до сих пор, и к этому ключу приезжают на богомолье. Его называют родником святого Муллы-Хаззея.
Сейчас кладбище обнесено камнем.
Ограды и памятники новые.
Ленточки на оградах - символ кольца, они обязательно должны быть образовать замкнутую окружность.Что это означает, пока не знаю. Но по смыслу это не те ленточки, которые повязывают в Мари эл в святых местах.
Построен дом для чтения молитв
Обратите внимание на прорезь в молельном доме - это для пожертвований, когда дом закрыт.
В 1 км на восток от этого кладбища находится неприметное клабище, на котором три современных памятника
Гайши-бике, супруге святого
Гайши-бике, дочери Муллы
и третий памятник
нижняя часть памятника, может кто-нибудь прочитает
В татарских преданиях есть рассказ о том, что в племени Каджи(существует вариант племени Корса) в ауле Айши-Беки была сама Айша-Бека, дочь святого Хаджи Армалия. Могилы их находятся на берегу р.Казана. Т.е.в легендах встречается еще одна Айша-беки, но дочь Муллы Армалия. И два памятника отражают, что есть Гайша - супруга Муллы Хаззея, и есть Гайша - дочь Хаджи Армалия.
Ограда трех памятников находится в поле
Нет сюда проторенной дорожки и отсутствуют ленты, связанные в кольцо, т.е. или люди забыли, где могила Гайши, или еще есть вариант могилы Гайши-бике.
В Татрстане несколько селений под названием Айша (Айша - под Зеленодольском, Татарская Айша на левом берегу Казанки, рядом с городищем Старая Казань, деревня Верхняя Айша - тоже рядом с городищем, но не на реке Казанке, а на реке Иша, а также деревня Русско-татарская Айша - в верховьях речки Крылай.
В литературных источниках пишут, что народные предания русских и татар указывают что на кладбище близ деревни Нижней Айши находится могила Гайши-бике, но она без всякого могильного камня.
Читайте также: