Что такое судебный примиритель

Обновлено: 16.05.2024

Представляется, что на сегодняшний день загруженность судов очень большая, что в свою очередь вызывает необходимость оптимизации судопроизводства и улучшения, развития процессов досудебного урегулирования споров. В связи с указанными обстоятельствами отечественным законодателем предпринимаются меры, направленные на нивелирование существующих процессуальных проблем.

Обзор нововведений

Если до обращения в суд стороны пытались примириться, в исковом заявлении будет необходимо указать, какие именно меры были предприняты сторонами для разрешения возникших разногласий. К исковому заявлению потребуется приложить документы, подтверждающие соответствующие действия сторон (при наличии).

Если примирительные процедуры инициировал ответчик, их нужно будет обозначить в отзыве на исковое заявление, приложив подтверждающие документы (при наличии). В отзыве также потребуется изложить мнение о том, есть ли у сторон перспектива примирения.

О проведении примирительной процедуры суд должен будет вынести определение и при необходимости отложить. Это произойдет, если, например, стороны согласились с предложением суда провести данную процедуру или суд удовлетворил ходатайство о ней.

В определении суд укажет, среди прочего, срок, в течение которого должна быть завершена примирительная процедура. Стороны смогут ходатайствовать о его продлении.

Если до обращения в суд с требованиями об оспаривании, например, решений органов власти стороны не использовали досудебное урегулирование спора, будет работать следующее правило: суд имеет право при согласии юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина отложить разбирательство и провести примирительную процедуру, по правилам, установленным в главе 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (далее также – АПК РФ), в том числе с участием судебного примирителя. Такими примирительными процедурами являются: заключение мирового соглашения, урегулирование спора через посредника, передача дела на рассмотрение в третейский суд.

Примирительные процедуры

Следует отметить, что список примирительных процедур расширится, но при этом останется открытым. В частности, согласно нововведенной статье 138.2 АПК РФ споры могут быть урегулированы путем проведения:

посредничества, в том числе медиации;

других примирительных процедур, если это не противоречит федеральному закону.

Некоторым из примирительных процедур (например, переговорам, медиации, судебному примирению) будут посвящены отдельные статьи АПК РФ, в которых будут установлены базовые требования к соответствующим примирительным процедурам.

Особо стоит выделить судебное примирение. Предполагается проведение указанной процедуры с участием судебного примирителя, которым станет судья в отставке, изъявивший желание выступать в качестве судебного примирителя.

Список лиц, которые смогут выступать в качестве судебного примирителя, утвердит Пленум Верховного Суда Российской Федерации на основе предложений арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей.

Кандидатуру для разрешения конкретного спора согласуют стороны, а суд будет утверждать предложенную кандидатуру.

При этом стоит учитывать, что примиритель не является участником судебного разбирательства и не сможет совершать действия, которые повлекут возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей участников процесса.

Справедливо предположить, что новый вид примирения сторон в процессе по своей природе напоминает процедуру медиации, однако между двумя названными процедурами есть ряд отличий.

Среди основных отличий можно выделить следующие:

судебным примирителем, в отличие от медиатора, может стать только судья в отставке;

судебный примиритель будет иметь право ознакомиться с материалами дела, документами, у медиатора такая возможность отсутствует.

Указанный перечень отличительных черт медиации и судебного примирения не является исчерпывающим и может быть расширен в ходе детального сравнения данных примирительных процедур.

Подробные правила проведения процедуры судебного примирения утвердит Верховный Суд Российской Федерации в виде регламента.


26 июля Президент России Владимир Путин подписал пакет законов, существенно расширяющих возможности применения примирительных процедур при осуществлении правосудия и конкретизирующих нормы о мировом соглашении.

Принят пакет законов о существенном изменении порядка внесудебного урегулирования споров между сторонами гражданского и административного судопроизводства

Новации предусматривают три примирительные процедуры: переговоры, судебное примирение и посредничество, к которому относится и медиация. Теперь осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе смогут также судьи, пребывающие в отставке. Списки таких лиц будут вести советы судей субъектов РФ. Также отмечается, что стороны могут воспользоваться любыми другими примирительными процедурами, если это не противоречит законодательству.

Что касается переговоров, то стороны самостоятельно определяют условия их проведения. При этом в законодательстве или в договоре могут быть предусмотрены случаи, когда переговоры проводятся в обязательном порядке.

Судебное примирение предполагает участие новой для российского права фигуры – судебного примирителя. Им может быть исключительно судья в отставке, изъявивший желание выступать в таком качестве. Список судебных примирителей формирует и утверждает Пленум ВС, который основывается на предложениях нижестоящих судов. Стороны вправе выбрать любое лицо из указанного списка.

Эксперты обсуждают поправки Верховного Суда в Налоговый кодекс РФ в связи с совершенствованием примирительных процедур

Судебный примиритель сможет вести переговоры со сторонами и другими участвующими в деле лицами, изучать представленные сторонами документы, знакомиться с материалами дела с согласия суда, давать сторонам рекомендации для скорейшего урегулирования спора и сохранения их деловых отношений. Другие права судебного примирителя будут предусмотрены в соответствующем регламенте. При этом примиритель не является участником судебного разбирательства и не может совершать действия, влекущие возникновение, изменение или прекращение прав или обязанностей участников процесса. Предполагается, что труд судебного примирителя будет оплачиваться. Порядок и условия такой оплаты должно определить Правительство РФ.

Порядок проведения процедуры судебного примирения определяется не только процессуальным законом, но и регламентом, который должен быть утвержден ВС. Так, судья имеет право запросить информацию о ходе примирения, однако не чаще чем один раз в 14 дней.

Установлен примерный перечень результатов примирительных процедур, куда вошли мировое соглашение, отказ от иска или его признание, а также признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения.

Более детально урегулировано примирение по арбитражным спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Теперь невозможность примирения может быть не только установлена законом, но и обоснована существом соответствующих правоотношений. Кроме того, поправками в КАС РФ установлена невозможность применения процедуры медиации по административным делам, прямо указанным в законе: об оспаривании нормативных актов, о защите избирательных прав граждан, о прекращении деятельности – и ряду других.

Согласно скорректированным нормам о мировом соглашении третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, вправе выступать участниками мирового соглашения в случаях, если они приобретают права либо на них возлагается обязанность по условиям этого соглашения.

Поправки, внесенные в НК РФ, побуждают стороны примириться как можно раньше. Установлено, что, если до принятия судебного акта было заключено мировое соглашение или соглашение о примирении, произведены отказ от иска или признание иска, которые в том числе стали итогом примирительных процедур, часть госпошлины подлежит возврату истцу: в суде первой инстанции – 70% госпошлины, в апелляционной – 50%, в кассационной и надзорной – 30%.


Судебное примирение сравнительно новый институт, появившийся в гражданском и арбитражном судопроизводстве. В статье рассматриваются особенности судебного примирения.

Ключевые слова: судебное примирение, АПК РФ, ГПК РФ, судебный примиритель

В 2019 году был введён новый институт, который называется судебное примирение. Что же он из себя представляет и с какой целью он был введён?

Целью судебного примирения является достижение сторонами взаимоприемлемого результата и урегулирование конфликта с учетом интересов сторон. Задачами судебного примирения являются соотнесение и сближение позиций сторон по делу, выявление дополнительных возможностей для урегулирования спора с учетом интересов сторон, оказания им содействия в достижении результата примирения [1]. В Гражданском процессуальном кодексе и в Арбитражном процессуальном кодексе существуют статьи, идентичные по своему содержанию (ст.138.5 АПК РФ и ст.153.6 ГПК РФ). В них указываются основные принципы осуществления судебного примирения, кто может выступать в качестве судебного примирителя, какие действия может выполнять судебный примиритель. Принципы проведения процедуры судебного примирения: добровольность, сотрудничество, равноправие сторон, независимость и беспристрастность судебного примирителя, конфиденциальность, добросовестность.

Какие основания существуют для того, чтобы судебное примирение началось? В данном случае этим основанием является ходатайство одной сторон, либо обеих сторон, заявленное в устной либо в письменной форме, либо если судья, рассматривающий дело предложит сторонам воспользоваться данной процедурой и стороны согласятся на использование данной процедуры. В данном случае судом будет вынесено соответствующее определение. Срок проведения данной процедуры устанавливается судом, которым было вынесено определение, но по ходатайству сторон этот срок может быть продлён. Интересен тот факт, что ни в гражданском ни в арбитражном процессе не предусмотрена возможность приостановления производства по делу в связи с использованием процедуры судебного примирения, а возможно только отложить основное судебное разбирательству по делу. Таким образом, получается, что данный срок включается в общий срок рассмотрения дела, а мы знаем, что он составляет всего 2 месяца с момента проведения предварительного судебного заседания.

Итак, кто же может выступать в качестве судебного примирителя? Судебным примирителем является судья в отставке. Список судебных примирителей формируется и утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации на основе предложений кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших желание выступать в качестве судебного примирителя [2, 3]. При формировании списка учитываются в том числе опыт работы в качестве судьи, опыт научной деятельности, специализация, регион проживания кандидата, деятельность, осуществлявшаяся судьей в отставке с момента ухода в отставку, и соответствие данной деятельности законодательству о статусе судей и кодексу судейской этики. А как именно из данного списка выбирается судья, который будет осуществлять роль судебного примирителя? На самом деле всё очень просто, сами стороны по взаимному согласию выбирают соответствующего судью и данное действие утверждается определением суда.

Из каких стадий состоит судебное примирение и где проводится данная процедура? Судебное примирение проходит в отдельном переговорном помещении в здании суда. Возможные стадии судебного примирения:

— открытие судебного примирения;

— изложение обстоятельств спора и интересов сторон;

— формулирование сторонами вопросов для обсуждения;

— индивидуальная беседа примирителя со сторонами и их представителями;

— выработка сторонами предложений по урегулированию спора и достижению результатов примирения;

— оформление его результатов;

Результатами примирения лиц, участвующих в деле, могут быть, в частности:

1) мировое соглашение в отношении всех или части заявленных требований;

2) частичный или полный отказ от иска;

3) частичное или полное признание иска;

4) полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы (представления);

5) признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения.

Таким образом, судебное примирение как уже было сказано является новой и ещё не до конца проработанной процедурой примирения сторон. Из плюсов данной процедуры можно выделить то, что в отличие, например, от медиации, данная процедура является бесплатной, в качестве судебного примирителя является судья, который не отдаёт преимуществ ни одной сторон, является беспристрастным, данная процедура может закончиться мировым соглашением, которое предполагает, что стороны действительно договорились и нашли взаимовыгодные для себя условия, при данной процедуре сохраняются деловые связи между сторонами, разрешается спор. Также, что немаловажно, при данной процедуре сохраняется конфиденциальность, что позволит не распространять информацию, которую стороны хотят оставить в тайне.

Что касается минусов, то следует отменить, что данная процедура была введена достаточно недавно, отсутствует детальная проработанность, также судебным примирителем выступает судья в отставке, но сможет ли он помочь сторонам закончить дело мирным путём? Имеются ли у судебного примирителя специальные навыки для этого? Также из отрицательных сторон можно выделить сроки, так как судебное примирение не предполагает приостановление производства по делу, а лишь откладывает основное судебное разбирательство.

Основные термины (генерируются автоматически): судебное примирение, судебный примиритель, сторона, процедура, АПК РФ, дело, мировое соглашение, РФ, урегулирование спора, учет интересов сторон.


Какие способы разрешения конфликтов уже существуют?

  1. Через суд. Это стандартная процедура защиты нарушенных прав в любой области права — гражданской, административной и уголовной.
  2. По соглашению сторон в досудебном порядке. В этом случае физические лица просто пытаются договориться между собой о мирном урегулировании спора, а предприятия используют переговоры, а также обмен письменными претензиями и ответами на них.
  3. Путем обращения в вышестоящие органы или надзорные инстанции. Этот способ применим в административных делах, когда в споре замешаны государственные органы, например, налоговая служба, а также в делах о защите прав потребителей.

Но, как показывает судебная практика, пока этот способ не пользуется популярностью. По данным Верховного суда, за 7 лет помощью медиаторов воспользовались только 0,008% участников гражданских дел. Еще меньше таковых было в арбитражном процессе: всего 0,002%.

Чтобы разгрузить действующих судей и популяризовать мирное разрешение споров, Пленум Верховного суда предложил ввести новый институт — судебных примирителей.

Кто может быть судебным примирителем

Основные претенденты на эту должность — отставные судьи. Им разрешат профессионально заниматься примирением сторон. Благодаря опыту и знаниям, имеющимся у судей в отставке, их помощь будет по-настоящему бесценна. Они смогут квалифицированно оценить перспективы дела и дать сторонам профессиональные советы по мирному разрешению спора.

Вторая категория лиц, которым позволено стать примирителями — работники аппарата судов разных уровней. Допуск к такой деятельности судебные чиновники получат, если у них будет диплом о высшем образовании в сфере права и не менее 5 лет работы по юридической специальности.

Какие функции возлагаются на примирителей

Эти специалисты будут помогать сторонам в мирном урегулировании в процессе гражданских и административных споров, которые не связаны с правонарушениями. Ранее процедура медиации предусматривалась только для дел, рассматриваемых гражданскими и арбитражными судами. Теперь, согласно законопроекту, примириться можно будет и с государством. В частности, это касается вопросов, связанных с налоговым и антимонопольным законодательством.

Попробовать мирно решить вопрос можно будет на любой стадии судебного процесса. Предложить мирное урегулирование может как суд, так и сами стороны.

Судебный примиритель получит полномочия на изучение документов и ведение переговоров с истцом и ответчиком. Цель его работы — помочь сторонам прийти к компромиссу и, таким образом, завершить судебное разбирательство. Если же мирно решить проблему не удастся, суд возобновит рассмотрение дела.

Будут ли судебные примирители эффективны?

Учитывая слабое доверие граждан и предпринимателей к институту медиации, Верховный суд добавил финансовую мотивацию, чтобы склонить стороны к мирному решению спора.

Сделано это с помощью частичного возврата уплаченной госпошлины. Если истец и ответчик придут к мирному решению на этапе первичного рассмотрения спора, то им вернут 70% госпошлины. Если стороны примирились во время рассмотрения апелляции, они получат обратно 50% оплаченной пошлины. Если же дело дошло до кассации, то тут можно рассчитывать на возврат только 30%.

Специалисты надеются, что институт судебных исполнителей будет действенным. В западных странах существует несколько десятков способов внесудебного разрешения споров, и все они направлены на примирение сторон. Поэтому есть большая вероятность, что доработанный законопроект и принятые в дополнение к нему регламенты позволят существенно разгрузить российских судей и увеличить число конфликтов, разрешенных мирным путем.

НДС – 2022

Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На курсе повышения квалификации осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>

Читайте также: