Что рассматривает верховный суд рб

Обновлено: 16.05.2024

В соответствии со статьей 44 Кодекса о судоустройстве и статусе судей Верховный Суд Республики Беларусь возглавляет систему судов общей юрисдикции и является высшим судебным органом.

Основной задачей Верховного Суда является осуществление правосудия по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам, осуществление надзора за судебной деятельностью судов общей юрисдикции и реализация иных полномочий в соответствии с законодательными актами.

Верховный Суд Республики Беларусь состоит из судей Верховного Суда Республики Беларусь, в том числе:

Количество заместителей Председателя Верховного Суда определяется Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда.

Верховный Суд действует в составе:

ü Пленума Верховного Суда;

ü Президиума Верховного Суда;

ü судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда;

ü судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда;

ü судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда;

ü судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда в Верховном Суде могут образовываться иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Количественный состав судей Верховного Суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда.

Порядок формирования Верховного Суда Республики Беларусь определяется Конституцией Республики Беларусь и Кодексом о судоустройстве и статусе судей. Так, согласно статье 84 Конституции Президент Республики Беларусь с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Верховного Суда, судей Верховного Суда, иных судей Республики Беларусь, а также освобождает от должности Председателя и судей Верховного Суда по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики.

Компетенция Верховного Суда Республики Беларусь определена в статье 46 Кодекса о судоустройстве и статусе судей, в соответствии с которой данный орган:

® рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях;

® может рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке;

® вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;

® изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику общих судов и дает разъяснения по вопросам применения законодательства;

® осуществляет контроль за исполнением судами Республики Беларусь постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

® оказывает помощь судьям судов общей юрисдикции по применению законодательства;

® разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства;

® изучает деятельность судов общей юрисдикции, заслушивает информацию председателей, заместителей председателей и судей судов общей юрисдикции о деятельности соответствующих судов;

® решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями;

® осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВОСУДИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

До последнего времени экономическое правосудие в Республике Беларусь осуществлялось хозяйственными судами, которые являлись органами судебной власти, осуществлявшими в соответствии с Конституцией Республики Беларусь в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц.

Они осуществляли правосудие путем разрешения споров между субъектами хозяйствования в сфере отношений, возникающих из гражданских, административных, земельных, финансовых и иных публичных правоотношений, в том числе и с участием международных организаций, иностранных лиц и граждан.




Хозяйственные суды областей и г. Минска были переименованы в экономические суды областей (г. Минска). Указанным Декретом Главы государства было установлено, что система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда, областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (города Минска), а также районных и городских судов. При этом в системе судов общей юрисдикции могут создаваться специализированные суды[27].

Декретом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 установлено, что Верховный Суд, Пленум Верховного Суда и Президиум Верховного Суда помимо полномочий, отнесенных к их компетенции законодательными актами, наделяются полномочиями, предусмотренными законодательными актами соответственно для Высшего Хозяйственного Суда, Пленума Высшего Хозяйственного Суда и Президиума Высшего Хозяйственного Суда. В соответствии с указанным Декретом в компетенцию Верховного Суда входит рассмотрение экономических споров.

Тема № 19

Конституционно – правовые основы деятельности прокуратуры Республики Беларусь.

Задачи и направления деятельности прокуратуры Республики Беларусь.

Основные принципы деятельности прокуратуры.

Система органов прокуратуры. Полномочия Генеральной прокуратуры. Коллегии органов прокуратуры. Полномочия Генерального прокурора Республики Беларусь, прокуроров областей, районов и городов.

Понятие прокурорского надзора. Предмет надзора за исполнением законодательства. Акты прокурорского надзора.

Конституционно-правовой статус Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органов: система, структура, основные задачи, функции, принципы деятельности.

Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере деятельности Комитета государственного контроля и его территориальных органов.

Полномочия Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Полномочия Комитета государственного контроля Республики Беларусь и комитетов государственного контроля областей.

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 1. – 1/0; 2004. – № 188.– 1/6032.

2. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г.(с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 107. – 2/1236; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 12.01.2014. – 2/2119.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. Учебник / Г.А. Василевич.– Минск: Книжный Дом, 2010. – 768 с.

2. Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебное пособие / Д.М. Демичев. – Минск: Академия управления при Президенте Респ. Беларусь, 2003. – 379 с.

3. Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебное пособие / Д.М. Демичев. – Минск: Выш. школа, 2004. – 351 с.

4. Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебник / Д.М. Демичев. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2012. – 416 с.

Дополнительная

1. Василевич, Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь. − Минск, 1998.

2. Демичев, Д.М. Ветви одного дерева //Беларусская думка. − 2003. − № 12. − С. 100 – 104.

3. Демичев, Д.М. Конституционные основы классификации системы государственных органов в Республике Беларусь // Специфика государственного строительства на принципах устойчивого развития общества. − Монография. Минск: Право и экономика, 2006. − С. 147–149.

4. Демичев, Д.М. Государственное строительство как сфера деятельности органов государственной власти Республики Беларусь //Специфика государственного строительства на принципах устойчивого развития общества. Монография. − Минск: Право и экономика, 2006. − С. 132 – 230.

5. Демичев, Д.М. Конституция Республики Беларусь и принцип разделения властей // Проблемы реализации норм права в условиях формирования рыночных отношений: Материалы респ. науч.-практ. конф. (Минск, 24 нояб. 2006 г.). – Минск: БГЭУ, 2006. − С. 35 – 41.

6. Демичев, Д.М. Разделение властей: теория и практика // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. − 2007. − № 1 (13). − С. 16 –21.

7. Лукашенко, А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент. Доклад Президента Республики Беларусь на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы 27 марта 2003 г. // Рэспублiка. − 2003. − 29 марта. − С. 1 − 7.

8. Лукашенко, А.Г. Сильная экономика и честная власть – фундамент независимости страны и процветания нации. Послание Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию // Советская Белоруссия. – 2014. – 23 апреля. – С. 1 – 8.




Читайте также: