1 соотношение права ес и международного права принципы их взаимодействия позиция суда ес

Обновлено: 19.04.2024

Международный договор как источник европейского права. Международные договоры и соглашения, заключаемые ЕС с третьими странами, и их значение в качестве источника европейского права. Основные разновидности международных договоров и соглашений, заключаемых Союзом и государствами-членами ЕС, их воздействие на формирование и развитие европейского права.

Право Европейского Союза, внутригосударственное (национальное) право и международное право: соотношение и взаимодействие.

Верховенство норм европейского права отношению к национальным правовым системам государств-участников. Порядок разрешения коллизий между нормами национального, европейского и международного права. Закрепление принципа верховенства европейского права в судебной практике Европейского суда. Решение Суда Европейских сообществ по делу Costa v. ENEL (1964). Подтверждение принципов, установленных Европейским судом, в учредительных актах.

Прямое действие европейского права. Закрепление принципа прямого действия европейского права в судебной практике Европейского суда и в учредительных договорах. Интеграция норм европейского права в систему национального права государств-участников. Защита норм европейского права национальными судебными органами государств-членов ЕС. Осуществление контроля за соблюдением европейского права со стороны Европейского суда.

Вопрос о соотношении права ЕС и национального права го­сударств-членов, иерархии норм и их соподчиненности в Европейском Союзе решал Суд ЕС. Эта проблема встала перед ЕС буквально в первые же годы его функциониро­вания. Проблема имела не только доктринальное, но и чисто практическое значение. Принцип верховенства норм европейского права нередко основывают на том факте, что к числу основных источников относятся международные договоры, примат международно-правовой нормы по отношению к национальной норме государства выводится из теории международных договоров и общих принципов и норм международного права. Однако не во всех странах законодателъство предусматривает нормы о приоритете международного права и содержит специальные ограничения относительно их приоритета. Подобное положение не только противоречиит основам интеграции, но и создавало совершенно реальную угрозу единству и целостности права ЕС.

Таким образом, Суд определил, во-первых, что верховенство права Сообществ является жизненно важным условием существования сообществ и развития европейской интеграции, и что это верховенство вытекает из самой природы Сообществ и не определяется нормами национального, включая конституционное, права. В-третьих, что правопорядок Сообществ является в иерархическом отношении вышестоя­щим по отношению к национальному правопорядку. В-четвер­тых, что верховенство права ЕС должно пронизывать и нацио­нальный правопорядок, определяя позицию и отношение к праву ЕС со стороны национальных судебных органов.

В дальнейшем, развивая концепцию верховенства, Суд ЕС (в частности, в деле Симменталь) показал, что национальные судебные органы в случае коллизии нормы национального и европейского права не просто обязаны применять норму евро­пейского права, но и независимо от внутринационального регу­лирования принять меры к тому, чтобы противоречащий праву ЕС национальный правовой акт не подлежал применению.

В решении по делу Комиссия против Италии от 13 июля 1972 г. Суд прямо подтвердил, что национальные власти в слу­чае констатации противоречия национальной нормы праву Со­обществ должны немедленно издать предписание о прекраще­нии действия такого рода нормы. Тем не менее в последующие годы Суду ЕС пришлось сталкиваться с определенной оппози­цией со стороны некоторых национальных судебных учрежде­ний в государствах-членах. В частности, французская админи­стративная юстиция в течение довольно длительного периода отстаивала принцип, в соответствии с которым акты админист­ративного права, не признанные антиконституционными по национальному законодательству, не могут быть подчинены напрямую принципу примата европейского права. Только по­сле довольно длительного сопротивления Государственный совет Франции присоединился в целом к концепции верховенст­ва права ЕС.

Определенные возражения против универсально­го применения этого принципа были выдвинуты и в ФРГ. Речь шла, в частности, о том, что поскольку право ЕС не содержит развернутых постановлений относительно основных прав и свобод, то судебные органы ФРГ, в частности Федеральный конституционный суд, сохраняют за собой право оценки воз­можности применения актов европейского права, если послед­ние противоречат фундаментальным правам и свободам, закре­пленным в Основном законе ФРГ.

В данном случае противо­речие удалось снять главным образом за счет признания со стороны Суда ЕС основных демократических прав и свобод, провозглашаемых национальными конституциями государств-членов как равно Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, в качестве общих принципов права ЕС.

В последующем это нашло отражение и закрепление в ст. 6 Договора о ЕС. Позиция, занятая Судом ЕС, позволила свести к минимуму возможность конфликта юрисдикции между европейскими и национальными судебными органами.

Ст. 6 Договора о Европейском Союзе:

1. Союз основан на принципах свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, а также принципе правового государства - принципах, которые являются общими для государств-членов.

2. Союз в качестве общих принципов права Сообщества уважает основные права, как они гарантированы Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 г., и как они вытекают из общих для государств-членов конституционных традиций.

3. Союз уважает национальную индивидуальность своих государств-членов.

4. Союз наделяет себя средствами, необходимыми для достижения своих целей и для успешной реализации своей политики.

Европейский Союз в 2004 году разработал и приступил к процессу ратификации Конституционного договора Союза, призванный заменить собой действующие учредительные документы организации.

сферы внутренней политики и деятельности (внутренний рынок, экономическая и валютная политика, внутренняя безопасность и др.);

внешнеполитическая деятельность (внешнеторговая политика, помощь развивающимся странам и др.);

функционирование Союза (оборона и, возможно, правила процедуры).

Структура и содержание данной части установлены в общих чертах.

Также данная конституция определяет положение Европейского Союза в мире, дает разъяснение целей и задач Союза, которые сейчас намного ближе к своим жителям, нежели раньше.

Правила функционирования Европейского Союза стали более понятными для его граждан, что немаловажно для дальнейшего развития европейской интеграции.

Принятие единого Конституционного договора повлекло за собой наделение Европейского Союза в целом достаточно широкой международной правосубъектностью.

Без Конституции объединенная Европа станет политически менее управляема и утратит свое влияние на международной арене.

Право ЕС сформировалось на основе и под воздействием правовых систем государств-членов и международного права в той части, в которой оно касалось отношений внутри ЕС. Далее оно трансформировалось с учетом целей и задач, стоящих перед Европейскими сообществами и Союзом.

Европейские сообщества, воплощая новый и оригинальный правопорядок, основывают свое существование на особой и самостоятельной системе права. Однако эта система непосредственным образом взаимосвязана с национальными правовыми системами и международным правопорядком. Достаточно напомнить, что защита прав и интересов частных лиц, порождаемых правом ЕС, обеспечивается в решающей степени национальными судебными учреждениями.

Таким образом, право ЕС выступает как симбиоз межнационального и наднационального начал. Отделившись от международного права, право Европейских сообществ и Союза не слилось с внутригосударственным правом. Оно выступает как самостоятельная правовая система со своими источниками, формами правотворчества и правоприменения, специфическими механизмами защиты правовых норм от нарушений.

При этом, как и другие правовые системы, право ЕС имеет комплексный объект правового регулирования. Оно регламентирует разнообразные общественные отношения и как система права подразделяется на различные отрасли и институты.

Взаимодействие права ЕС и национального права государств-членов осуществляется на базе принципов, закрепленных в учредительных договорах. Контроль над соответствием нормативных актов основным принципам права ЕС является сферой совместной юрисдикции Суда ЕС и национальных судебных органов.

Попытки национальных судов присвоить себе право судить о законности актов Сообществ и ЕС, равно как и попытки органов конституционного контроля монополизировать право установления соответствия норм национального и европейского права, были решительно отвергнуты Судом ЕС как противоречащие принципам, определяющим взаимоотношения европейского и национального права.

Источники права ЕС

В праве Европейского Союза выделяют следующие группы источников:

1) учредительные договоры;

2) нормативно-правовые акты институтов ЕС;

3) решения (прецеденты) Суда ЕС;

4) международные договоры и соглашения.

Источники права ЕС образуют взаимосвязанную систему, построенную по принципу иерархии. Акты, имеющие большую юридическую силу, занимают более высокое место в этой иерархии.

1. Учредительные договоры. Они образуют фундамент (основу) права ЕС. По способу подготовки, заключения и введения в действие учредительные договоры имеют сходство с международными договорами. В то же время по своему значению они близки к такому источнику национального права как конституция.

Основными учредительными договорами являются: Парижский договор 1951 г. о создании ЕОУС, Римские договоры 1957 г. о создании Евроатома и ЕЭС, Маастрихтский договор 1992 г. о создании ЕС, договоры о внесении изменений и дополнений в указанные договоры (в частности, Амстердамский договор 1997 г. и Ниццский договор 2001 г.).

С учетом необходимости внесения изменений в учредительные договоры такой же юридической силой наделяются договоры о присоединении и некоторые другие акты, связанные с формированием институтов сообществ и ЕС. Это связано с тем, что при вступлении в состав Союза нового государства на высшем уровне подписывается Акт об условиях присоединения, который вносит соответствующие поправки в учредительные договоры в части распределения мест (квот) в Совете, Комиссии, Суде и других органах. Одновременно устанавливается переходный период для постепенной адаптации новых государств-членов к требованиям Европейского Союза.

Составной частью учредительных договоров является большое число различного рода приложений, протоколов и деклараций. Таковы, например, приложения к Маастрихтскому договору 1992 г., регулирующие порядок создания Экономического и валютного союза.

Учредительные договоры принято считать актами прямого действия, поскольку их положения действуют независимо от принятия актов имплементации. Однако, как разъяснил Суд ЕС, прямое действие учредительного договора должно быть подчинено таким требованиям, как ясность, непротиворечивость и отсутствие необходимости в специальных актах применения.

Регламент является актом общего характера, обязательным во всех своих частях и подлежащим прямому применению во всех государствах-членах. В силу важности регламенты называют законами прямого действия.

Директива как нормативно-правовой акт содержит указание на цели и результаты, которые должны быть достигнуты теми субъектами, которым она адресуется. При этом национальным властям предоставляется право самим определять, в какой форме или посредством каких механизмов эти цели могут быть достигнуты. По общему правилу, указываются и сроки достижения поставленных целей.

Решения как вид нормативно-правовых актов касаются, как правило, специальных вопросов и имеют конкретный круг адресатов. Они обычно нотифицируются (сообщаются) государствам, которым адресуются.

Правом издания нормативно-правовых актов ЕС обладают Совет, Совет совместно с Парламентом, Комиссия, а также финансовые институты (например, Европейский центральный банк).

Наряду с нормативно-правовыми актами, которые издают основные органы ЕС, Договор о ЕС (ст.189) предусматривает возможность принятия еще двух видов актов – рекомендаций и заключений. Они принимаются консультативными органами ЕС (Экономическим и социальным комитетом и Комитетом регионов) и не носят обязательного характера для субъектов права ЕС.

3. Решения Суда ЕС (Европейского Суда Правосудия) составляют особую группу источников права ЕС. Они не создают новых норм права, а устанавливают прецеденты (образцы разрешения споров). Кроме того, Суд ЕС по запросам национальных судов дает официальное толкование положений учредительных договоров и, тем самым, формируют единообразную практику понимания европейского права.

Решения Суда ЕС являются обязательными для судебных органов государств-членов при рассмотрении сходных дел и в этой связи выступают источниками права.

4. Международные договоры и соглашения выступают источником права, когда они дополняют нормативную базу Евросоюза. В соответствии со ст.300 Договора о ЕС международные договоры обязательны для институтов ЕС и государств-членов.

Международные договоры можно условно подразделить на три группы:

1) договоры, заключаемые Союзом либо совместно Союзом и государствами-членами с третьими странами;

2) договоры, заключаемые государствами-членами с третьими странами или международными организациями по вопросам, касающимся полномочий Союза;

3) договоры, заключаемые между государствами-членами для достижения целей учредительных договоров в рамках второй и третьей опор.

Специфика международных договоров, заключаемых Союзом, состоит в том, что их положения не должны противоречить учредительным договорам. Контроль за этим в предварительном порядке осуществляется Судом ЕС по запросам институтов Союза и государств-членов.

Принципы права ЕС

Принципы права Европейского Союза – это основные начала, на которых функционирует и развивается правовая система ЕС.

Указанные начала (положения) зафиксированы в учредительных договорах, а также в решениях Суда ЕС.

Принципы права ЕС (их еще называют общими принципами права ЕС) формулируются исходя из взаимоотношений с национальным правом государств-членов. Это позволяет выделить особенности (или квалификационные признаки) права ЕС.

К числу принципов (общих принципов) права ЕС относятся следующие положения:

1) верховенство права ЕС по отношению к праву государств-членов;

2) прямое действие права ЕС на территории европространства;

3) интегрированность норм права ЕС в национальные системы права;

4) защита права ЕС судебными учреждениями ЕС.

Рассмотрим содержание названных принципов.

1. Принцип верховенства права ЕС означает, что правовые нормы Сообщества имеют приоритет перед правилами, закрепленными в законодательстве конкретного государства-члена.

Действие этого принципа распространяется не только на учредительные договоры Сообщества, но и другие законодательные акты ЕС (регламенты, директивы, решения). Они обладают на территории каждой страны более высокой юридической силой, чем, например, конституционные положения.

Особенно трудно проблема признания данного принципа решалась в Великобритании, которая на протяжении столетий придерживалась примата норм собственного конституционного права. В 1972 году, когда решался вопрос о вступлении Великобритании в состав ЕС, в этой стране был принят специальный акт, известный как Акт о Европейских сообществах 1972 г. Согласно этому Акту, все нормы права Сообществ, как принятые до вступления Великобритании в Сообщество, так и после вступления в Сообщество, будут иметь прямое действие на территории этой страны и обладать верховенством по отношению к нормам национального права.

Большую роль в обеспечение верховенства права ЕС над национальным правом играет Суд ЕС. В своих решениях он не раз подчеркивал приоритет норм права ЕС. При этом Суд ссылался на ст.10 Договора о ЕС, согласно которой государства должны воздерживаться от принятия мер, которые могут затруднить достижение целей Договора. То есть, Суд ЕС взял на себя роль защитника этих целей и толкователя Договора.

2. Принцип прямого действия права ЕС означает непосредственное и обязательное применение нормативно-правовых актов Сообщества в государствах-членах независимо от их согласия или условий, устанавливаемых государствами-членами.

В решениях Суда ЕС и в специальной литературе обращается внимание на два момента, характеризующих принцип прямого действия. Во-первых, такого рода нормы непосредственно порождают права и обязанности субъектов правоотношений, включая физических и юридических лиц, а во-вторых, эти нормы должны иметь единообразное применение на территории европространства.

Принцип прямого действия имеет отношение не только к учредительным договорам, но и к законодательным актам, принимаемым органами ЕС. Что касается таких актов как регламенты, то их положения строго обязательны для исполнения всеми государствами-членами. Реализация директив в определенной степени зависит от усмотрения национальных властей. Тем не менее, Суд ЕС, хотя и не сразу, но признал обязательный характер директив органов ЕС.

Положения, содержащиеся в рамочных решениях ЕС, также приобрели обязательный характер на территории государств-членов. Права и обязанности, возникающие на основе исполнения рамочных решений, могут служить предметом разбирательства в суде без каких-либо условий. Если решения адресуются конкретным государствам, то они накладывают соответствующие обязательства на эти государства.

3. Принцип интеграции норм права ЕС означает их включение в национальные правовые системы, в результате чего они становятся интегральной составной этих систем.

Именно интеграция (включение) в национальное право придает юридическую силу нормативным актам ЕС на территории государств-членов и делает их обязательными для национальных судов.

4. Принцип защиты права ЕС предполагает обязательность для всех национальных судебных учреждений правовых предписаний Сообщества, в том числе решений Суда ЕС.

Национальный суд обязан применить норму права ЕС, даже если ей противостоит национальный источник права. Это следует из принципа верховенства права ЕС.

Претензия, основанная на праве ЕС, рассматривается судебными органами государств-членов в соответствии с нормами национального процессуального права.

В своих решениях Суд ЕС сформулировал ряд требований, которым должно отвечать национальное процессуальное право, используемое при применении права ЕС.

К числу таких требований относятся:

- требование пропорциональности (соразмерности), согласно которому любые действия и решения публичных властей должны соответствовать поставленной перед ними цели и не идти дальше ее, в том числе при наложении санкций;

- равенство участников судопроизводства;

- недопустимость обратной силы для предписаний, ухудшающих правовое положение физических и юридических лиц.

Приведенный перечень принципов права ЕС не является исчерпывающим. Так, в специальной литературе отмечается, что общим принципом права ЕС выступает также уважение прав человека и основных свобод (см.: Право Европейского Союза: учеб. пособие / С.Ю.Кашкин и др.. – М.:ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – С.42-43)..

На наш взгляд, такая позиция согласуется со ст.6 Договора о ЕС 1992 г. В ней закрепляется привежденность ЕС принципам свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод и правового государства. Эти принципы признаются в качестве основ функционирования Европейского Союза, государств-членов и европейского гражданского общества.

Наряду с принципами права ЕС, в законодательстве и специальной литературе выделяются принципы деятельности Европейского Союза.Наиболее важные из них следующие: 1) принцип законности; 2) принцип субсидиарности; 3) принцип пропорциональности.

Принцип законности предполагает, что деятельность Сообществ и Союза в целом должны осуществляться в рамках полномочий и целей, закрепленных в учредительных документах организации.

Принцип субсидиарности требует от союзных органов воздерживаться от вмешательства в те вопросы, которые государства-члены могут эффективно решать самостоятельно. Однако действие этого принципа не распространяется на сферы, отнесенные к исключительной компетенции институтов (основных органов) ЕС.

Развитие права ЕС приводит к закреплению новых принципов организации и деятельности Союза. Так, в проекте Конституции ЕС предполагалось закрепить такие принципы, как: принцип демократического равенства; принцип представительной демократии; принцип демократии; принцип гласности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие признаки характеризуют право ЕС?

3. Какой признак является системообразующим в праве ЕС?

4. Что представляет собой структура права ЕС?

5. Какие нормы образуют первичный уровень права ЕС?

6. Какие нормы образуют вторичный уровень права ЕС?

7. Какие акты относятся к нормам третичного уровня?

8. Что представляет собой горизонтальная структура права ЕС?

9. Как право ЕС соотносится с национальным правом государств-членов?

10. В каком соотношении находится право ЕС и международное право?

11. Какие источники права выделяются в правовой системе ЕС?

12. Назовите основные учредительные договоры в рамках ЕС?

13. Какие источники входят в систему нормативно-правовых актов ЕС?

14. Чем регламенты ЕС отличаются от директив?

15. Почему решения Суда ЕС относятся к источникам права ЕС?

16. В чем особенности международных договоров и соглашений как источника права ЕС?

17. Чем характеризуются принципы права ЕС?

18. Назовите общие принципы права ЕС?

19. Что означает интегрированность норм права ЕС в национальные правовые системы государств-членов?

Читайте также: