Утеряна расписка в получении денег за квартиру

Обновлено: 28.03.2024

Оформление расписки при покупке квартиры

Расписка при получении денег при покупке квартиры — специальная бумага, подтверждающая факт предоставления определенной суммы, а также исполнения покупателем взятых обязательства. По сути, это односторонний документ, который подписывается получателем денежных средств после или в момент передачи на руки полной суммы. Перед подписанием важно проверить текст и убедиться в отсутствии ошибок. Ниже рассмотрим правовые моменты оформления документа, приведем образец, а также выделим ряд моментов, касающихся привлечения свидетелей и нотариального органа.

Как оформляется расписка за получение денег: базовые требования

Современное законодательство внимательно относится к бумагам, подтверждающих факт передачи или получения денежных средств. Вот почему расписка должна составляться с учетом действующих правил во избежание конфликтных ситуаций и разбирательств в суде. >[/button]-->Выделим основные правила, как необходимо составлять документ при продаже недвижимости. Базовые требования:

  1. Расписка за получение денег оформляется лично получателем (ее пишет продавец). Допускается предоставление такой функции третьему лицу, но только при оформлении соответствующего статуса и получения этим субъектом доверенности.
  2. В тексте бумаги должны указываться точные факты по сделке, адрес, место рождения, личные данные и место регистрации.
  3. Расписка о совершении сделки оформляется вручную. Заполнять документ на ПК не рекомендуется, ведь в таком случае суд может отказать в приеме. Информация вносится на чистом листе без правок и внесения изменений.
  4. При написании используется синяя или черная ручка, чтобы через долгие годы можно было проверить бумагу на факт оригинала. Копия не имеет силы.
  5. Важный момент — наличие подписей. Это обязательный атрибут, без которого подтверждение бесполезно. Иногда основой текст оформляется на ПК, а росписи делаются вручную. Это не лучший вариант, ведь в случае проверки графологом диагностика может затянуться.

Получение расписки о залоге денежных средств или всей суммы может оформляться без нотариального подтверждения. Если стороны решили заверить бумагу, это только плюс, гарантирующий честность сделки и повышающий шансы доказательства своей правоты. В таком случае покупка квартиры получает дополнительное подтверждение законности, а вероятность действия мошенников сводится к минимуму.

Образец расписки при покупке квартиры: правила заполнения

Точного примера по оформлению расписки не существует. Она может составляться в свободном виде, но при условии добавления полного перечня реквизитов. Как отмечалось, необходимо взять чистый лист и внести в него следующую информацию:

  1. Заголовок. Первое, что необходимо написать — наименование документа. Например, оно должно звучать следующим образом — Расписка за задаток при покупке квартиры или как-то по-иному в зависимости от ситуации.
  2. Описание участников. В документе должен указываться покупатель и продавец с подробной расшифровкой этих лиц. Иными словами, важно прописать их ФИО и другие данные применительно к текущему статусу в договоре купли-продажи недвижимости. В роли продавца может указываться один или несколько владельцев. Далее при наличии двух и более собственников все они должны поставить подпись в документе (желательно). Дополнительный плюс — наличие в расписке о приобретении квартиры паспортных данных участников.
  3. Реквизиты договора. Обязательное условие — указание в теле документа информации об оформленном соглашении купли-продажи. Необходимо указать, на основании какой бумаги осуществляется передача денежных средств. На этом этапе важно указать информацию по недвижимости — квадратура, место расположения, этаж и т. д.
  4. Сумма операции и денежная единица. Особое внимание уделяется валюте, которая применяется для передачи. Указывая сумму, необходимо прописать данные в числовом и буквенном отображении, чтобы избежать подделки и изменения информации уже после оформления бумаги.
  5. Назначение. Расписка должна подтверждать совершение сделки. В ней указывается, за что покупатель передает деньги второй стороне. При этом не имеет значения тип оплаты — залог, аванс или внесения всей суммы за недвижимость. Многие для уменьшения налогообложения идут на снижение размера выплат за квартиру. Не стоит этого делать. В случае судебного разбирательства не получится досказать, сколько именно денег вы передали другому человеку. Даже при выигрыше разбирательства продавец должен передать ту сумму, которая оговорена в договоре. Второй момент — наличие возможности получить возврат по заявлению на имущественный вычет, который полагается стороне-покупателю с учетом НК РФ.

На завершающем этапе необходимо поставить подписи участников, без которых документ недействительный. Если владельцев у недвижимости несколько, все они должны расписаться.

Тонкости составления и применения

Имея перед глазами образец расписки при покупке квартиры, можно безошибочно оформить бумагу и избежать распространенных ошибок. Его можно взять в нотариальном органе, найти в Интернете или следовать рекомендациям, которые приведены в указанном выше разделе.В отношении расписки необходимо учесть еще ряд моментов:

  1. Если денежные средства передаются при участии свидетелей, их необходимо указать и попросить поставить свои подписи. Обязательным условием является наличие полной информации о каждом из субъектов.
  2. Обращение к нотариусу для заверки не обязательно, но желательно.
  3. При передаче денег в безналичной форме бумага подтверждает факт их передачи и получения. Многие рассчитывают на банковские бумаги, но это ошибка. Они лишь подтверждают распоряжение для финансовой организации, но никак не факт перевода денег.
  4. Оформленную расписку рекомендуется хранить ровно столько времени, сколько это необходимо. Определенных временных ограничений в этом отношении не предусмотрено.
  5. Заполненный документ никуда не передается, в том числе в Росреестр.
  6. Для снятия обременения в отношении бывшего собственника расписка не передается вместе с заявлением о прекращении записи по ипотечному кредиту.

Если деньги перечисляются при оформлении соглашения купли-продажи, в акте приемки необходимо указать факт полного расчета и отсутствие претензий к любой из сторон сделки.

Взаимоотношения с налоговой

Выше отмечалось, что занижение суммы продажи недвижимости является нежелательным шагом. Это связано с невозможностью в дальнейшем получить налоговый вычет. По закону, если недвижимости оформляется в долевое владение, а получатели недвижимости хотят вернуть часть затрат от государства за детей и себя, деньги должны приниматься по персональной расписке. В ином случае ФНС не примет бумагу.Чтобы добиться налогового вычета при приобретении недвижимости, стоит передать в ФНС расписку (копию). Сотрудники организации проверяют документ и выносят решение. При необходимости они вправе затребовать подлинник.

Итоги

Зная, как оформить расписку при покупке жилья, можно избежать многих трудностей и мошеннических действий. Если оформить документ должным образом, он будет подтверждать факт передачи денег и защитит обе стороны от многих непредвиденных ситуаций. Во избежание ошибок важно учитывать рекомендации в статье, а по возможности обратиться к нотариусу, который поможет с правильным оформлением.

Помощь юристов в составлении расписки о получении денежных средств

Как правильно составить документ именно в Вашем случае можно узнать у наших ведущих специалистов. Заполните форму ниже и получите бесплатную юридическую консультацию.

Читайте также: