Уголовная ответственность арендатора лесного участка

Обновлено: 06.05.2024

Федеральное агентство лесного хозяйства, учитывая многочисленные обращения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений по вопросам образования и предоставления лесных участков и (или) их частей для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, считает необходимым сообщить следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Земельного кодекса объектом земельных правоотношений являются в том числе части земельных участков.

Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусматривающие предоставление юридическим лицам в пользование частей лесного участка в составе земель лесного фонда в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, в порядке, установленном для предоставления лесных участков.

Вопросы предоставления лесных участков в целях использования лесов для указанных целей урегулированы статьями 9, 21, 25, 43, 46 Лесного кодекса.

Частью 2 статьи 43 Лесного кодекса предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 указанной статьи. Предоставление лесных участков в аренду для указанных целей осуществляется без проведения торгов (пункт 1 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса).

Частью 2 статьи 45 Лесного кодекса предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 данного Кодекса для строительства линейных объектов. Лесные участки, на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты (часть 3 статьи 45 Лесного кодекса).

С учетом положений Лесного кодекса и Земельного кодекса предоставление юридическим лицам лесных участков из состава земель лесного фонда для размещения линейных объектов может осуществляться в постоянное (бессрочное) пользование (статьи 9 и 45 Лесного кодекса, подпункты 2 - 4 пункта 2 статьи 39.9 Земельного кодекса); в аренду без проведения торгов (статьи 9 и 45, пункт 1 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса); в безвозмездное пользование (статьи 9 и 45 Лесного кодекса, подпункты 1 и 5 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса).

В соответствии с земельным законодательством образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности, для предоставления в пользование осуществляется в соответствии с проектной документацией лесных участков.

Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения. При этом согласно части 12.3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям лесного фонда, до ее утверждения подлежит согласованию с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда.

Таким образом, образование части лесного участка для предоставления в пользование в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, для постановки на государственный кадастровый учет осуществляется на основании как проектной документации лесных участков, так и утвержденного проекта межевания территории для линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Следует учитывать, что образование части лесного участка влечет ограничение права (например, права аренды лесного участка при многоцелевом использовании лесов) или обременение такого лесного участка и не является образованием нового объекта недвижимости.

Учитывая изложенное, необходимо также отметить, что требования, предусмотренные статьей 11.2 Земельного кодекса, в части согласования образования земельных участков землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков при образовании частей лесного участка не применяются.

Допускается осуществление государственного кадастрового учета части лесного участка в составе земель лесного фонда в целях предоставления ее в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их составной частью, без одновременной государственной регистрации обременения лесного участка. Государственная регистрация обременения лесного участка в указанных случаях осуществляется в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о регистрации.

Следует учитывать, что положениями Федерального закона N 280-ФЗ установлено основание предоставления частей лесных участков в аренду сроком до одного года без осуществления их государственного кадастрового учета. В указанном случае определение местоположения части лесного участка осуществляется в соответствии с прилагаемой к договору аренды схемой расположения части лесного участка, составленной на основании проектной документации лесного участка либо проекта межевания территории. Сведения о таких частях лесных участков следует учитывать в форме N 7-ГЛР, утвержденной приказом Минприроды России от 6 октября 2016 г., с указанием местоположения и списка координат их границ, определяемых на основании документов об образовании частей лесного участка.

Юридические лица, которым части лесных участков предоставляются в пользование, осуществляют самостоятельно деятельность, связанную с использованием лесов, с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации при использовании лесных участков, включая подготовку проекта освоения лесов, подачу декларации об использовании лесов, подготовку отчета об использовании лесов и рубку лесных насаждений применительно к принадлежащим им частям лесных участков.

Учитывая изложенное и принимая во внимание необходимость обеспечения многоцелевого, рационального использования лесов, Рослесхоз рекомендует для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, предоставление юридическим лицам лесных участков из состава земель лесного фонда осуществлять с учетом изменений законодательства, в том числе на основании договора аренды части лесного участка.

Природоохранная прокуратура разъясняет, что статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) предусмотрено, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

Постановлением Правительства РФ от 21.09.2015 № 1003 утвержден типовой договор аренды лесного участка.

Так, арендодатель имеет право и обязан: осуществлять осмотр арендованного лесного участка для оценки соблюдения Арендатором выполнения условий Договора в части использования лесного участка по назначению, предоставлять арендованный лесной участок или его часть третьим лицам для иных видов использования лесов, предусмотренных лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), (за исключением когда одновременное многоцелевое использование лесного участка невозможно), а также выдавать разрешение на выполнение работ по геологическому изучению недр, после завершения Арендатором работ по заготовке древесины проводить осмотр и оценку состояния лесосек и иные. Обязан передать лесной участок Арендатору по акту приема-передачи лесного участка, в течение 5 рабочих дней со дня заключения Договора; информировать в письменной форме в течение 15 дней со дня принятия решения о предоставлении арендованного лесного участка или его части третьим лицам для иных видов использования лесов, предусмотренных лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), уведомить Арендатора о времени и месте проведения проверки соблюдения Арендатором условий настоящего Договора и проекта освоения лесов за 3 дня до проведения проверки; принять от Арендатора в день окончания срока действия настоящего Договора лесной участок по акту приема-передачи лесного участка, форма которого предусмотрена приложением № 6 к настоящему Договору, в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на день окончания срока действия настоящего Договора и иные.

Арендатор имеет право и обязан приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями Договора аренды после заключения Договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка, получать от Арендодателя информацию о возможности и местах приобретения районированного посевного и посадочного материала и иные. Обязан принять лесной участок от Арендодателя по акту приема-передачи лесного участка, форма которого предусмотрена приложением № 6 к настоящему Договору, в течение 5 рабочих дней со дня заключения настоящего Договора; вносить арендную плату, в соответствии с приложением № 5 к настоящему Договору; в случае обнаружения лесного пожара на арендованном лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара и иные

Так, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Договором, Арендодатель и Арендатор несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации (включая обязанность возместить в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации убытки, причиненные таким неисполнением или ненадлежащим исполнением) и настоящему Договору.

Неустойка, предусмотренная типовым договором за совершенные правонарушения, не освобождает лицо от уплаты ущерба, а также привлечения виновного лица к административной или уголовной ответственности.

Согласно существующей правоприменительной практике рубка и (или) повреждение деревьев за пределами лесосеки, либо без оформления лесной декларации, либо в объеме, превышающем установленный лесной декларацией объем, либо с нарушением установленного лесной декларацией породного состава влечет ответственность по ст. 8.28 КоАП РФ (незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан), а незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере влечет уголовную ответственность, предусмотренную ст. 260 УК РФ.

Указанным Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации обращено внимание судов на то, что рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.

Дополнительно разъясняю, федеральным законодательством определено, что согласно части 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей (часть 1 ст. 1068 ГК РФ).

Более того, статьей 100 ЛК РФ установлено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред (ч. 2 ст. 99 ЛК РФ).

Более этого, в соответствии пунктом 43 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в случае, если вред окружающей среде причинен совместными действиями нескольких лиц, суд в силу статьи 40 ГПК РФ обязан привлечь к участию в деле всех лиц, совместными действиями которых причинен вред окружающей среде.

Таким образом, в случае привлечения к работам по рубке лесных насаждений подрядчиков, арендаторы должны учитывать правовую позицию указанного Постановления Пленума ВС РФ, в том числе солидарную меру ответственности за вред причиненный окружающей среде.

Подборка наиболее важных документов по запросу Нецелевое использование древесины (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Нецелевое использование древесины

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 30 "Заготовка гражданами древесины для собственных нужд" ЛК РФ
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Руководствуясь статьей 30 Лесного кодекса РФ и установив, что с ответчиком заключен договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд для строительства индивидуального жилого дома, хозяйственных построек на землях населенных пунктов и хозяйственных потребностей; по результатам проверки составлен соответствующий акт, которым установлено, что на земельном участке лес выпилен, древесина отсутствует, земельный участок спланирован, построен капитальный фундамент, ни дом, ни хозяйственные постройки не возведены, суд правомерно частично взыскал неустойку за нецелевое использование древесины, придя к обоснованному выводу о нарушении ответчиком условий договора купли-продажи лесных насаждений; расчет неустойки произведен исходя из объема и пород древесины, соответствующих ставок платы за нее.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Нецелевое использование древесины

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Проблемы уголовно-правовой оценки оборота незаконно заготовленной древесины
(Скрипченко Н.Ю.)
("Журнал российского права", 2018, N 4) Отвечая на вопрос относительно практической реализации ст. 191.1 УК РФ, следует согласиться с С.А. Петровым, отмечающим, что законодатель, включая анализируемую норму в Уголовный кодекс РФ, преследовал цель борьбы с нецелевым использованием древесины. Свой вывод автор делает на основе анализа принятия нормативных правовых актов в их последовательности. Так, Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 415-ФЗ ст. 30 ЛК РФ была дополнена ч. 4.1, согласно которой древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд (для целей отопления, возведения строений и т.п.), не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому. Ранее этот запрет лишь подразумевался, но не был прямо закреплен в законе. Позднее Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 277-ФЗ была установлена уголовная ответственность за нарушение этого запрета (ст. 191.1 УК РФ) .

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Вопросы квалификации незаконного оборота древесины
(Винокуров В.Н., Ступина С.А., Швецова М.А.)
("Уголовное право", 2020, N 6) Рассмотрим возможность квалификации действий предпринимателя по ст. 191.1 УК РФ. Согласно ст. 702 ГК РФ одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. В соответствии со ст. 704 ГК работа выполняется силами и средствами подрядчика. Поскольку рубка лесных насаждений и заготовка древесины, например, для строительства или ремонта помещения, возможна только при наличии специальной техники (автомобиля, погрузчика), гражданин (заказчик), получивший право на заготовку древесины, заключает договор с предпринимателем (подрядчиком) и на заготовку древесины. В этом случае древесина будет считаться заготовленной законно, и если гражданин за вознаграждение ее передает предпринимателю, а не использует на цели, которые были указаны в договоре купли-продажи лесных насаждений, то речь идет не о незаконном приобретении древесины предпринимателем, а о ее нецелевом использовании гражданином. Ни административная, ни уголовная ответственность для гражданина за такие действия не предусмотрена.

Нормативные акты: Нецелевое использование древесины

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1482
"О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации" наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания сорными растениями по перечню согласно приложению и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, плодовых и ягодных насаждений), и (или) наличие дерна, характеризующегося переплетением корней, побегов, корневищ многолетних сорных растений, глубина которого достигает 15 и более сантиметров (за исключением наличия дерна на земельных участках, предназначенных и используемых для выпаса сельскохозяйственных животных), и (или) распространение деградации земель;

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Обзор: "Что может привести к штрафу за нецелевое использование бюджетных средств: практика за 2019 - 2020 годы"
(КонсультантПлюс, 2020) Как показывает практика, должностных лиц (как правило, руководителей) также нередко привлекают к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств. Вот несколько примеров, когда суды поддержали проверяющих:

Цель статьи - охрана древесно-кустарниковой и иной лесной растительности.

Статьей 260 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконную рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном, крупном или особо крупном размере.

Повреждение до степени прекращения роста может проявляться в раздроблении, уничтожении части растения (корневой системы, ветвей и проч.), которое нарушает способность деревьев, кустарников и лиан расти.

Преступление считается оконченным с момента:

- рубки, т.е. полного отделения дерева, кустарника или лианы от корня;

- повреждения их до степени прекращения роста (гибели)

Субъектом преступления признается лицо, достигшее 16-летнего возраста. Преступление характеризуется умышленной формой вины.

За совершение указанного преступления предусмотрена ответственность: при значительном ущербе – в виде штрафа в размере до 200 тыс.руб. или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 1 года, либо лишением свободы на тот же срок. При крупном ущербе среди видов ответственности предусмотрен штраф в размере от 100 до 500 тыс.руб., лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. При нанесении особо крупного ущерба – штраф в размере от 500 тыс.руб. до 1 млн.руб., лишение свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Кроме уголовной предусмотрена административная ответственность по ст. 8.28 КоАП РФ – незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.

Совершение указанного правонарушения влечет наложение штрафа на граждан до 3 500 руб., на должностных лиц до 30 000 руб., на юридических лиц – до 100 000 руб.

Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (то есть преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ) влечет наложение штрафа с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования: на граждан – до 4 500 руб., на должностных лиц – до 40 000 руб., на юридических лиц – до 150 000 руб.

Предметами правонарушения являются различные виды лесной растительности как естественного, так и искусственного происхождения, произрастающие на землях лесного фонда, находящиеся в естественном состоянии - на корню

По ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ незаконной является рубка, совершенная без заключения договора, либо до истечения срока действия ранее выданного документа, либо при наличии надлежащего договора или разрешения рубка, совершенная с нарушением условий места (отведенного для заготовки древесины участка), объема, сорта вырубленных деревьев, кустарников, их возраста и с иными нарушениями условий лесопользования. Рубка - отделение ствола дерева, стебля кустарника от корня. Способами рубки могут быть срубание, спиливание, подрезание и т.п.

Второй основной состав - повреждение лесных насаждений, выражающееся в раздроблении, смятии, уничтожении части дерева или кустарника (корневой системы, ветвей и т.п.) до прекращения роста или не влекущих прекращение роста. Степень повреждения не имеет значения для решения вопроса об административной ответственности. Способы повреждения могут быть разными: при рубке других деревьев, перемещении заготовленной древесины, устройстве стоянок для туристов и т.п.

Повреждение может происходить в результате проезда транспорта, ведения строительных работ, лесозаготовительных работ, прогона скота и пр.

Самовольное выкапывание означает изъятие деревьев, кустарников и т.п. механическим способом без повреждения корневой системы с целью пересадки, осуществляемое без разрешения либо вопреки установленному запрету. Правонарушение считается оконченным с момента извлечения дерева, лианы и т.п. из почвы.

Учитывая, что лесное браконьерство имеет многовековую историю, необходимо каждому принимать посильное участие для обеспечения конституционного права гражданина и человека на благоприятную окружающую среду, исключая посягательство на стабильность окружающей среды и природно-ресурсного потенциала.

Читайте также: