Сгорел муниципальный дом обязанности администрации

Обновлено: 24.04.2024

Управление домом с муниципальным жилфондом нередко вызывает вопросы у УО и приводит их в суд для споров с органами местного самоуправления и ГЖИ. Сегодня рассмотрим очередной такой спор. На примере судебного дела разберём, имеет ли право местная администрация, а не ГЖИ, проводить в отношении УО жилищный контроль.

Муниципалитет принимает жалобы от жителей домов и проводит проверки по ним

В одну из городских администраций Брянской области с жалобой на плохое состояние общего имущества МКД обратились его жители. Муниципалитет провёл документарную и выездную проверки и выдал предписание управляющей домом организации, потребовав провести работы на мусоропроводе и остеклить окна в местах общего пользования.

  • Муниципалитет не может проводить проверки в рамках лицензионного контроля.
  • ОМС не согласовал надзорные мероприятия с прокуратурой.
  • В проверке участвовали жители дома, не аттестованные для этого в установленном порядке.

Дело № А09-8743/2019 дошло до Верховного суда РФ. Рассмотрим подробно его ход и аргументы сторон и судов разных инстанций.

Может ли ОМС отдать под застройку часть участка МКД без межевания

Орган ГЖН проводит в отношении УО лицензионный контроль

Суд первой инстанции встал на сторону управляющей организации, согласившись с её доводами. Судья отметил, что в проверке, согласно акту, участвовали два собственника помещений в МКД, но в распоряжении о её проведении они не указаны как уполномоченные на это лица.

Владельцы квартир не имеют специальных знаний, опыта в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности и не аттестованы в установленном Правительством РФ порядке. Следовательно, у муниципалитета не было оснований для привлечения жителей дома к проверке.

Согласно ч. 7 ст. 20 ЖК РФ, в отношении УО не проводится государственный жилищный надзор, исключительно лицензионный контроль. Сделать это вправе только органы Госжилнадзора, к которым относится ГЖИ Брянской области (ст. ст. 20, 192, 196 ЖК РФ). Суд указал, что у городской администрации отсутствуют правовые основания для проведения проверки лицензионной деятельности УО.

При этом внеплановая выездная проверка по жалобе граждан может состояться только после согласования в установленном порядке с прокуратурой. Проводить такие мероприятия в отношении лицензиатов без предварительного уведомления и согласования с органом прокуратурой вправе только ГЖИ (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ).

На основании этих выводов суд первой инстанции признал предписание, выданное муниципалитетом в отношении УО, незаконным. Спор переместился в апелляционный суд.

ОМС проводит муниципальный жилищный контроль в отношении УО в доме с муниципальными квартирами

  • действующее законодательство не содержит запрет на присутствие при проведении проверки заявителей, по чьим обращениям она проводится;
  • городская администрация проводила проверку в отношении УО в рамках муниципального жилищного, а не лицензионного контроля: три квартиры в МКД являются муниципальными;
  • запрет на государственный жилнадзор в отношении лицензиатов, установленный в ч. 7 ст. 20 ЖК РФ, не касается других видов жилищного контроля, в том числе муниципального.

Апелляционный суд поддержал орган местного самоуправления, указав, что в ст. 14 ЖК РФ определено, что к полномочиям такого органа в области жилищных отношений относится в том числе осуществление муниципального жилищного контроля. Если в МКД есть хотя бы одно помещение муниципального жилфонда, ОМС вправе проводить проверку, как этого помещения, так и общего имущества в доме (ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ).

Муниципальный жилищный контроль является самостоятельным видом деятельности. Положения ст. 20 ЖК РФ не устанавливают запрет на такой контроль в отношении УО, управляющих многоквартирными домами по лицензии. При этом уведомлять прокуратуру ОМС не был обязан: основанием для проведения проверки стало обращение граждан о фактах нарушения УО обязательств по договору управления (ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ).

Вывод суда первой инстанции о привлечении к проведению мероприятий по контролю не аттестованных в установленном порядке лиц также был признан ошибочным. Присутствие граждан, проживающих в многоквартирном доме, в отношении которого проводилась проверка, не противоречит положениям № 294-ФЗ и не нарушает права и законные интересы УО.

Суд определил, что муниципалитет был вправе выдать обязательное для исполнения предписание для обеспечения безопасности и комфортного проживания в МКД жильцов и сохранности жилого фонда. Решение первой инстанции было отменено, а иск УО отклонён. Кассационный суд и ВС РФ согласились с правильностью этих выводов и отказались пересмотреть апелляционное определение.

Запомнить

Выводы судов по делу № А09-8743/2019 доказывают, что несмотря на то, что управляющая организация осуществляет лицензионную деятельность по управлению МКД, в её отношении может быть проведён муниципальный жилнадзор.

Для этого достаточно, чтобы в доме была хотя бы одна муниципальная квартира, а в администрацию поступила жалоба хотя бы одного собственника помещения в таком МКД. При этом в деле нет указаний на то, жаловался ли на состояние общего имущества наниматель муниципальной квартиры или же владелец.

Конституционное право граждан на жилище имеет ряд проявлений, одним из которых является гарантия защиты жилищных прав в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу. При этом особенности механизма защиты прав граждан зависят от формы собственности жилого помещения, находящегося в аварийном доме.

Какие права есть у граждан — нанимателей муниципального жилья при сносе их дома?

Согласно ст. 86, ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ граждане, проживающие в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, и являющиеся нанимателями находящегося в нем жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, подлежат выселению с обязательным предоставлением другого, равнозначного по площади благоустроенного применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилого помещения по договору социального найма. Предоставляемое жилое помещение должно находиться в границах населённого пункта, в котором расположено аварийное жилье, за исключением случаев выраженного письменно согласия гражданина на предоставление ему жилья в другой местности.

Чем отличается ветхое жилье от аварийного? И влияет ли эта разница на права граждан.

А какие вопросы чаще всего возникают при расселении муниципального жилья?

Наиболее часто возникающие в правоприменительной практике вопросы связаны с понятием равнозначностии благоустроенности нового жилого помещения, его удаленности от ранее занимаемого жилья.

Что означает равнозначность?

Критерием равнозначности предоставляемого жилого помещения, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ, является его соответствие ранее занимаемому по площади. При этом, несмотря на фактическое ухудшение условий проживания, предоставление, например, вместо трехкомнатной квартиры хотя и равной по площади, но двухкомнатной или, скажем, вместо двух изолированных комнат двух смежных не является противоречащим закону (определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.04.2017 № 81-КГ17-2, определение Верховного Суда РФ от 03.11. 2015 № 1-КГ15-10).

Не исключены случаи предоставления гражданам квартир большей площади по сравнению с ранее занимаемыми, что вынуждает нанимателей осуществлять бремя содержания жилых помещений в повышенном размере. Указанный вариант не противоречит правилу о предоставлении равнозначного жилья, поскольку не ухудшает положение гражданина (п. 59 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018).

Какое жилье признается благоустроенным?

А какие ограничения по удалённости предоставляемого жилья?

Так, Верховным судом РС (Я) указано, что положения ст. ст. 86-89 Жилищного кодекса РФ о предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением из аварийного дома, не содержат требований к инфраструктуре жилого района (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 1 полугодие 2017 года). Разрешая спор, суд апелляционной инстанции указал, что отказ ответчиков от переселения по мотиву отсутствия инфраструктуры и удаленности от школы не основан на законе, в связи с чем суд первой инстанции принял правильное решение об удовлетворении заявленных Окружной администрацией г. Якутска исковых требований, выселив ответчиков из жилого помещения, признанного аварийным и подлежащего сносу, в другое жилое помещение.

Законна ли отсрочка предоставления другого жилья?

Вероятно, под отсрочкой Вы подразумеваете случаи, когда дом признан аварийным в текущем году, а его расселение производится спустя несколько лет. Если мы говорим о муниципальном жилье, то жилищное законодательство не предусматривает каких-либо сроков переселения граждан из аварийного дома в другой, поэтому в таких случаях следует руководствоваться общеправовым принципом о разумном сроке. Но в любом случае представляется неправомерным проживание граждан в аварийном жилье на протяжении нескольких лет при условии, что органом местного самоуправления не принимается никаких мер по восстановлению прав данных граждан на надлежащие условия проживания. При указанных обстоятельствах возможна успешная защита прав в судебном порядке. Вместе с тем, следует учитывать, что один лишь факт непригодности жилого помещения для проживания не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 2017 год).

Если же мы говорим о жилье, находящемся в собственности гражданина, то срок расселения аварийного дома устанавливается одновременно с его признанием аварийным. Данный срок законодательством также не определен. Вместе с тем, возложение на орган местного самоуправления обязанности по внеочередному предоставлению других жилых помещений до наступления установленных сроков сноса и расселения жильцов допустимо, если занимаемое жилое помещение создает непосредственную угрозу для проживающих и грозит обвалом на момент рассмотрения дела (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 1 полугодие 2018 года).

Вправе ли орган местного самоуправления делегировать застройщику свою обязанность по расселению нанимателей жилого дома, подпадающего под застройку?

Статьями 46.1, 46.2 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена возможность заключения органами местного самоуправления договоров о развитии застроенной территории, согласно условиям которых застройщики обязуются уплатить возмещение за изымаемые жилые помещения в аварийных многоквартирных домах, расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома.

В каком порядке происходит переселение граждан из жилья, находящегося в их собственности?

Вопросы переселения граждан, проживающих в находящихся в их собственности жилых помещениях имеют определенную специфику.

Так, ст. 32 Жилищного кодекса РФ предусматривает два способа обеспечения прав собственников жилых помещений, расположенных в аварийных домах: изъятие земельного участка вместе с находящимся на нем жилым помещением для государственных или муниципальных нужд с предоставлением либо денежного возмещения исходя из стоимости изъятого, либо другого, равноценного жилого помещения.

При этом процедура изъятия жилья вместе с земельным участком включает в себя несколько этапов (направление собственникам требований о сносе аварийного дома, принятие решения об изъятии, заключение с собственниками соглашений о таком изъятии).

Возможно ли признание аварийными частных домов?

Жилищный кодекс РФ и Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, предусматривают возможность признания аварийным только многоквартирного дома, вследствие чего частные дома не могут быть включены в региональную программу переселения из аварийного жилья. Вместе с тем, признание частного дома непригодным к проживанию влечет обязанность органа местного самоуправления обеспечить жилищных прав проживающих в нем граждан.

Какие проблемы наиболее часто возникают при восстановлении прав собственников аварийного жилья?

Наиболее часто в правоприменительной практике возникают вопросы, связанные с размером возмещения за изъятое жилье и обязанностью переселенных в новые жилые помещения граждан осуществить доплату за предоставление жилья большей площади, чем ранее занимаемые.

Как определяется размер возмещения?

Согласно ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением местапроживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Необходимо отметить, что рыночная стоимость жилого помещения зависит, в том числе, от места расположения земельного участка, т.е., например, очевидно, что жилые помещения, расположенные в г. Якутске, как правило, имеют более высокую стоимость, чем находящиеся в районах республики, а расположенное в центре города жилье стоит дороже, чем находящееся на периферии того же населенного пункта.

Собственникам жилых помещений следует понимать, что с одной стороны изъятие у них жилого помещения не допускается без заключения с ними соглашения, в котором должны быть определены условия такого изъятия, в том числе способ возмещения, но с другой стороны жилищное законодательство прямо предусматривает возможность принудительного изъятия жилья у граждан в судебном порядке.

Обязаны ли граждане осуществлять доплату?

В части вопросов о необходимости граждан осуществить доплату за предоставленное жилье соразмерно увеличившейся по сравнению с ранее занимаемым жилым помещением площади до недавних пор суды общей юрисдикции неизменно удовлетворяли иски органов местного самоуправления с такими требованиями, обязывая граждан уплатить в местный бюджет значительные для них суммы, вплоть до миллиона рублей.

Между тем, в определении от 11.06.2019 по делу № 1-КГ19-9 Верховный Суд РФ, отменяя апелляционное определение Архангельского областного суда от 06.08.2018, выразил противоположную правовую позицию. Так, высшим судебным органом указано, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность граждан оплачивать разницу в стоимости предоставленного и изъятого жилого помещения. Кроме того, региональная адресная программа переселения из аварийного жилья, во исполнение мероприятий которой истцы были переселены в новое жилое помещение,в качестве источников финансирования предусматривает средства ГК – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, областного и местного бюджетов, но не средства граждан.

В 2021 году органы МСУ должны руководствоваться новыми Правилами противопожарного режима в РФ. Работы у муниципалитетов станет больше, и завершить ее надо до начала очередного пожароопасного периода. Прочтите, какие задачи вы должны решить. Кроме того, изменились основания внеплановой проверки органа МСУ. А с 1 января 2022 года у муниципальных районов появятся новые полномочия в сфере пожарной безопасности.

Изменились Правила противопожарного режима

Документ: Новые Правила противопожарного режима утверждены постановлением Правительства от 16.09.2020 № 1479 и действуют до 31 декабря 2026 года

В Правилах противопожарного режима в РФ (ППР) теперь предусмотрена новая обязанность органов МСУ. Они должны до начала пожароопасного периода создать либо обновить противопожарные минерализованные полосы вокруг каждого населенного пункта. Прилегает он к лесу или нет, значения не имеет (п. 63 ППР). Раньше минерализованные полосы надо было обустраивать только вокруг населенных пунктов, прилегающих к лесам. Изменение обусловлено тем, что пожары могут быть не только лесными, но и ландшафтными. Например, когда горит сухая трава, возникает риск, что горение распространится на населенные пункты. Требования к ширине минерализованной полосы остались прежними: она должна быть не меньше 10 м.

Изменились правила выжигания сухой травянистой растительности на земельных участках населенных пунктов. Территория вокруг участка для выжигания должна быть очищена от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов в радиусе 30 м. Кроме того, вокруг этой территории надо создать противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 1,5 м (п. 63 ППР). Ранее Правила противопожарного режима допускали радиус 25–30 м и минимальная ширина полосы была другой — 1,4 м.

Новая редакция ППР запрещает разводить костры не только на землях общего пользования населенных пунктов, но и на территориях частных домовладений. Нельзя использовать открытый огонь для приготовления пищи вне специально отведенных и оборудованных для этого мест (п. 66 ППР). Эти места по-прежнему определяют органы местного самоуправления.

В населенном пункте теперь не всегда нужны пирсы для забора воды из естественных или искусственных источников (например, реки, озера, бассейна, градирни и др.). Без пирсов можно обойтись, если территория населенного пункта и находящиеся на ней здания и сооружения обеспечены иными источниками противопожарного водоснабжения. Например, пожарными гидрантами, водонапорными башнями (п. 80 ППР).

В ППР вернули запрет на установку на окнах объектов защиты глухих решеток. Их также нельзя устанавливать на приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами. Исключение — случаи, специально предусмотренные в нормативных правовых актах РФ и нормативных документах по пожарной безопасности (п. 16 ППР).

Уточнены основания для проверки органа МСУ

Документ: Положения федеральных законов № 69-ФЗ и 131-ФЗ изменил Федеральный закон от 22.12.2020 № 454-ФЗ

Внеплановая выездная проверка проводится в отношении деятельности органа местного самоуправления и его должностных лиц. В частности, контролеры выяснят, как орган МСУ обеспечивает первичные меры пожарной безопасности в подверженных угрозе природных пожаров населенных пунктах, где введен особый противопожарный режим.

Перечень населенных пунктов, подверженных угрозе природных пожаров, ежегодно утверждают органы государственной власти субъектов (ст. 18 Закона № 69-ФЗ). Критерии, которые должны использовать регионы при формировании перечня, устанавливает Правительство.

Изменился порядок оформления паспорта населенного пункта

15 дней — срок оформления паспорта населенного пункта. Отсчитайте их со дня, когда регион утвердил перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров

Установлен срок оформления паспорта населенного пункта — 15 дней со дня, когда регион утвердил перечень населенных пунктов и территорий, подверженных угрозе лесных пожаров. Это правило установлено в пункте 418 ППР. Ранее ограничений по срокам не было.

Паспорт населенного пункта надо оформить в трех экземплярах. В течение трех дней со дня его утверждения один экземпляр направьте в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования. Еще один — в структурное подразделение территориального органа МЧС. Третий экземпляр паспорта населенного пункта храните в органе МСУ.

Еще одно изменение касается организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе муниципальных. Теперь они тоже должны оформлять паспорта своих территорий. Паспорт понадобится, только если территория организации подвержена угрозе лесных пожаров. Оповестите руководителей таких муниципальных организаций о том, что они обязаны составить паспорт до начала пожароопасного сезона и соблюсти 15-дневный срок.

Незначительно изменились формы паспортов (нумерация, формулировки). Используйте формы паспортов населенного пункта, детского лагеря из приложений № 8 и 9 к новым ППР.

На заметку: Органам МСУ стало проще квалифицировать пожары

У муниципальных районов появятся полномочия в области пожарной безопасности

С 1 января 2022 года органы МСУ муниципальных районов начнут осуществлять полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах своих территорий за пределами городских и сельских населенных пунктов. В границах населенных пунктов аналогичные полномочия продолжат реализовывать органы МСУ поселений, муниципальных и городских округов, внутригородских районов.

Также органы МСУ муниципальных районов получат право создавать муниципальную пожарную охрану. Штрафовать за ее отсутствие не будут (ст. 15.1 Закона № 131-ФЗ). Для реализации данного права органам МСУ муниципального района нужно разработать и утвердить положение о деятельности муниципальной пожарной охраны. Посмотрите его образец ниже.

АЛЕКСЕЙ ЕВДОКИМОВ, доцент Саратовской государственной юридической академии, Саратовского ГАУ, к.ю.н. ГАЛИНА НАДЕЖКИНА, доцент Саратовского ГАУ, к.т.н.

Какая помощь полагается погорельцам по закону?

Огонь – страшная стихия, способная не только нанести вред жизни и здоровью человека, но и его имуществу.

От пожаров не застрахован никто, возгорание может произойти в любое время дня и ночи в частном или многоквартирном доме.

Источником и причиной пожара могут быть поджоги, нарушения эксплуатации электроприборов и просто несчастные случаи. Кроме того в стране часто происходят массовые пожары лесов, которые нередко затрагивают и жилые зоны.

Люди, ставшие жертвами пожаров, по закону обязаны получать государственную поддержку и помощь. Помощь погорельцам заключается не только в получении нового жилья, но и материальной помощи и различных денежных компенсаций.

Пожар и помощь пострадавшим: главные особенности

Пожар и помощь пострадавшим: главные особенности

В результате пожара страдает не только жилая недвижимость граждан. Помимо того, что они теряют своё часто единственное место жительства, нередко они утрачивают документы, деньги, сбережения и другие личные вещи.

В этом случае они не просто оказываются на улице, но и теряют абсолютно все средства и возможности существования.

Те же, кто не имеют такой возможности, расселяются обычно в пунктах временного размещения. Такие пункты часто организуются в школах, общежитиях и прочих учреждениях.

Пункты помощи погорельцам – это не просто место, где можно временно проживать. Там располагаются пункты приема гуманитарной помощи, туда приносят еду, необходимые вещи, предметы личной гигиены. Используются они, как правило, при массовых возгораниях, при которых пострадавшими являются десятки людей.

Для того, чтобы выдать необходимую помощь погорельцу, учитывается ряд важнейших факторов произошедшего пожара, в частности:

  • вид собственности сгоревшего жилья;
  • причина пожара и наличие виновного лица;
  • наличие страхового договора.

Для получения последующей помощи при возгорании погорельцы должны получить от сотрудников пожарной службы МЧС справку о возгорании.

Получить помощь от администрации или государства погорельцы могут только в ряде случаев:

Только в этих случаях погорельцам может быть выплачена компенсация от государства. Раньше выплаты погорельцам осуществлялись в размере стоимости жилья. Сейчас в 2022 году Постановление Правительства № 937 больше не действует.

Пожар частного дома

Итак, что положено погорельцам частного дома по закону? Чаще всего горят именно частные и индивидуальные строения. Что полагается погорельцам, будет определяться в каждом конкретном случае.

Если, к примеру, причиной возгорания стал поджог, рассчитывать на помощь государства не придётся. Будет заведено уголовное дело, определено виновное лицо, которое по приговору должно будет возместить причинённый ущерб.

Часто у таких граждан нет денег на возмещение ущерба, и потерпевшим приходится ждать призрачных выплат долгие годы. В такой ситуации им приходится рассчитывать только на собственные силы.

Пожар частного дома

Если жильё было застраховано от пожара, а страховая компания признает произошедший случай, страховым, выплаты будет осуществлять именно она по страховому договору. Страховые обычно так составляют договоры с гражданами, чтобы максимально обезопасить свои финансы от трат, не являющихся страховыми случаями.

Куда обращаться, если не было поджога и нет страхового договора? Тогда собственник помещения должен будет обратиться за помощью в местную администрацию.

Страховые компании очень внимательно проверяют все случаи пожаров, поскольку на этом поприще часто промышляют мошенники, которые совершают намеренные поджоги.

Пожар многоквартирного дома

В многоквартирном доме получить помощь от государства намного сложнее, чем в частном. Это происходит из-за большого числа жильцов и сложности в определении причины пожара.

Материальная помощь в этом случае может быть выплачена, если жильё находится в собственности, и кандидат на поддержку отвечает всем установленным законодательством критериям.

Если это единственное жильё и жить в нем после пожара невозможно, люди получают временное жильё с правом дальнейшего получения недвижимости.

Предоставление жилой недвижимости

Как получить жильё вместо сгоревшего – главный вопрос, который интересует пострадавших от пожаров граждан.

Предоставление жилой недвижимости

Предоставление жилья погорельцам зависит от статуса владения недвижимостью:

  1. Если недвижимость находилась в собственности гражданина, он сам несёт риск повреждения или утраты имущества. Рассчитывать он может только на денежную компенсацию от государства.
  2. Если недвижимость находилась в социальном найме, жильцы получают новое временное жильё.

Чтобы получить жилищный сертификат погорельцам нужно обратиться в государственные или муниципальные органы, которым принадлежит жилищный фонд.

Оказываться жилищная помощь может в нескольких формах:

  • выделение жилья из резервного фонда;
  • предоставление временного жилья за счёт государства или муниципалитета на весь срок до получения новой постоянной жилой площади;
  • выплата субсидий на приобретение нового жилья (жилищных сертификатов).

Если граждане владели жильем на условиях социального найма, они вправе претендовать на получение помощи только в отношении пострадавшего имущества. Размер помощи будет определяться на основании заявления гражданина и документов, подтверждающих причинённый ущерб.

Денежная помощь

Пострадавшие от пожара вправе рассчитывать на денежную помощь от федеральных или региональных органов власти. Размер помощи также будет определяться исходя из причинённого ущерба и доходов пострадавшего гражданина.

Если, к примеру, во время массового пожара умирают люди, государство обязано выплачивать денежные компенсации их семьям за жертвы. Однако, это очень редкий случай государственной помощи.

Такие варианты могут возникнуть только, если государственными органами власти не была оказана своевременная помощь в остановке распространения лесных пожаров, в результате чего они перекинулись на населённые пункты.

Чтобы получить полагающуюся по закону компенсацию, нужно следовать следующему алгоритму действий:

В случае массового пожара на определенной территории может быть создан благотворительный фонд. Там будут аккумулироваться все пожертвования граждан, которые в равной мере распределяться между пострадавшими и нуждающимися.

Чтобы получить денежную компенсацию от государства, нужно чтобы жильё не было застраховано.

Возможность получения денежных средств совсем не означает, что гражданин сможет в полной мере возместить весь свой ущерб. Есть максимальные значения таких выплат. Получить более 120 тысяч рублей в виде денежной компенсации по закону нельзя.

Но даже на эту сумму может рассчитывать далеко не каждая пострадавшая семья. Всем нам известна ситуация с подтопленными городами в Иркутской области. Там каждый собственник жилья получил только по 10 тысяч рублей и места для временного размещения.

Большие денежные суммы из государственного бюджета им никто не выплачивал. По сути же подтопления не имеют особых отличий от пожаров и возгораний.

Региональная помощь

Погорельцы обычно получают помощь на всех уровнях: на федеральном, региональном и местном. Все зависит от масштаба бедствия и причинённого ущерба.

Региональная помощь

На муниципальном уровне предоставляются, как правило, дополнительные льготы, такие как:

  • предоставление на полностью безвозмездной основе или на льготных условиях земельных участков для строительства нового жилья;
  • выплаты разовых денежных компенсаций на неотложные нужды;
  • иные льготы индивидуального характера.

Средства на подобные выплаты берутся из резервного фонда местного самоуправления, который ежегодно утверждается в размере 1 % от местного бюджета населенного пункта.

Обычно для получения денежной выплаты обязательно проводится экспертиза по определению суммы ущерба. И страховые компании, и государственные органы проводят такие экспертизы для того, чтобы точно определить сумму потенциально возможной выплаты в отношении одного погорельца. Выплачивать лишнее никто не будет.

Потерять имущество и недвижимость при пожаре может каждый, рассчитывать на помощь со стороны государства – далеко не все.

Государственная помощь погорельцам осуществляется в форме предоставления нового жилья и выплаты денежной компенсации. И та, и другая поддержка зависят от вида строения, формы владения им и других индивидуальных особенностях пострадавшего.

Читайте также: