Проблемы реализации норм земельного права

Обновлено: 08.06.2024

Гончарова Е.А., аспирантка ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права".

Земля - это уникальное богатство, дар природы. Статья 9 Конституции Российской Федерации провозглашает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Согласно положениям Земельного кодекса РФ, земля подлежит охране как главный природный объект. Одним из составляющих элементов обеспечения безопасного, надлежащего использования земли является институт юридической ответственности.

В связи с тем что земля обладает уникальными, присущими только ей свойствами, можно сделать вывод, что и охрану земельных отношений в первую очередь должны обеспечивать нормы специальной ответственности. Ученые называют ее земельно-правовой .

См.: Жариков Ю.Г., Улюкаев В.Х., Чуркин В.Э. Земельное право: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2003. С. 281, 265; Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Краснов. 9-е изд., перераб. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 443.

В юридической литературе не сложилось единого мнения о признании специальной земельно-правовой ответственности в качестве самостоятельного вида ответственности.

Однако институт земельно-правовой ответственности был предусмотрен еще в период действия советского права.

Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. предусматривали в ст. ст. 15, 16, 50 земельно-правовые санкции, фактически выступавшие в качестве самостоятельных мер юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. N 54. Ст. 485.

В качестве особого института советского земельного права земельно-правовую ответственность рассматривал О.В. Измайлов .

Измайлов О.В. Ответственность за нарушение земельного законодательства: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1973. С. 7.

О.В. Измайлов полагал, что существующие традиционные виды ответственности не могут обеспечить в полном объеме охрану таких важнейших отношений, какими являются земельные отношения .

Измайлов О.В. Ответственность за нарушение земельного законодательства: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1973. С. 7.

В юридической литературе нет единого мнения об определении специальной земельно-правовой ответственности. Вследствие того что Земельный кодекс РФ не перечисляет данный вид ответственности, не дает законодательного толкования данного понятия, среди ученых возникают споры о существовании земельно-правовой ответственности.

Так, М.С. Ромадин, говоря о процедуре прекращения прав на землю, предусмотренной статьей 54 Земельного кодекса РФ, считает, что "если и можно в данном случае говорить о какой-либо ответственности, то только о гражданско-правовой (ответственность правообладателя перед собственником)" .

Ромадин М.С. Некоторые проблемы принудительного прекращения прав на землю в Российской Федерации // Государство и право. 2003. N 11. С. 93.

Однако положения ст. 45 Земельного кодекса РФ устанавливают перечень оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 27. Ст. 2711; N 41. Ст. 3993; N 52 (ч. 1). Ст. 5276; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 17; N 30 (ч. 1). Ст. 3122; 2006. N 17 (ч. 3). Ст. 1720; N 27. Ст. 2880; N 31 (ч. 1). Ст. 3453; N 50. Ст. 5282; N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 23; N 1 (ч. 1). Ст. 24; N 10. Ст. 1148.

Статья 54 Земельного кодекса РФ регулирует условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка.

Пункт 2 ст. 54 Земельного кодекса РФ предусматривает, что принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Практика привлечения недобросовестных землевладельцев и землепользователей к административной ответственности существует. Примером может выступать Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 июля 2007 г. N КА-А40/6647-07 . Суть дела в следующем. Общество с ограниченной ответственностью "N" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Решением названного Арбитражного суда от 14 февраля 2007 г., оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2007 г., в удовлетворении заявленного по делу требования отказано. Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество подало кассационную жалобу. В ходе проведенной проверки соблюдения земельного законодательства по использованию земельного участка был установлен факт его неиспользования более 10 лет по целевому назначению - для жилищного и иного строительства. Решение Арбитражного суда г. Москвы и Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда по тому же делу оставлены без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 июля 2007 г. N КА-А40/6647-07 (извлечения) // Система "Гарант".

Если вопрос о факте существования специальной земельно-правовой ответственности является спорным среди ученых, то о противоречивости и неполноте законодательства в области принудительного прекращения земельных прав спора нет.

Итак, можно выделить следующие проблемы, затрудняющие привлечение правонарушителей к земельно-правовой ответственности.

Во-первых, п. 3 ст. 54 Земельного кодекса РФ указывает на то, что уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля одновременно с наложением административного взыскания выносит предупреждение о допущенных земельных правонарушениях виновному лицу. Но в соответствии со ст. 72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Во-вторых, М.С. Ромадин подчеркивает, что не совсем ясно, насколько активна роль суда при рассмотрении вопроса о прекращении права на землю; сводится ли она только к тому, чтобы проверить законность и обоснованность решения органа, предоставившего земельный участок, о прекращении вещного права и тем самым подтвердить или опровергнуть принятое решение об изъятии земельного участка .

Ромадин М.С. Некоторые проблемы принудительного прекращения прав на землю в Российской Федерации // Государство и право. 2003. N 11. С. 95.

Неясным остается вопрос применения норм земельного и гражданского законодательства относительно принудительного прекращения прав на землю у собственников.

Статья 286 Гражданского кодекса РФ при регулировании порядка изъятия земельного участка по основаниям, предусмотренным ст. ст. 284 и 285 Кодекса, отсылает к земельному законодательству. Земельный кодекс РФ, в свою очередь, в ст. 44 говорит, что принудительное прекращение права собственности на земельный участок осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Статьи 284 и 285 Гражданского кодекса РФ предусматривают возможность принудительного прекращения права собственности на землю, если собственник земельного участка не использует его по целевому назначению или осуществляет использование земельного участка с грубым нарушением земельного законодательства. Но ст. 286 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным ст. ст. 284 и 285 Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством. Сам же Гражданский кодекс РФ не содержит порядка изъятия земельных участков у собственников. Однако ст. 54 Земельного кодекса РФ упоминает только землепользователей и землевладельцев и как санкция не распространяется на собственников земельных участков. То есть два нормативно-правовых акта дают ссылку друг на друга, образуя при этом правовой вакуум.

Принудительное изъятие у правонарушителя земельного участка не означает, что этим его ответственность является исчерпанной. Принудительное изъятие земельного участка направлено прежде всего на прекращение противоправного воздействия субъекта на земельный участок. То есть необходима норма, согласно которой на бывшего собственника земельного участка, землевладельца, землепользователя будет возлагаться обязанность восстановить первоначальное состояние земельного участка либо возместить расходы на такое восстановление.

Анализ действующего законодательства позволил выявить ряд сложностей, без решения которых не будет применения надлежащей процедуры привлечения правонарушителей к специальной земельно-правовой ответственности.

  1. Прежде всего необходимо решить вопросы принудительного прекращения прав собственников на землю. Несмотря на то что Гражданский кодекс РФ в ст. ст. 285 - 286 затрагивает данные вопросы, применение такой процедуры на практике затруднительно. Порядок принудительного прекращения прав собственников на землю не разработан. Гражданский кодекс РФ, предусматривая основания привлечения собственников к ответственности, не устанавливает порядка привлечения к ней, а отсылает к Земельному кодексу РФ . Земельный кодекс РФ, в свою очередь, в ст. 54 упоминает только лиц, не являющихся собственниками земельного участка. Соответственно, так как речь идет о специальной земельно-правовой ответственности, применяемой в форме принудительного прекращения прав на землю ввиду ненадлежащего использования земельного участка, то и основания, и порядок привлечения к данной ответственности должны быть предусмотрены в Земельном кодексе РФ и должны распространяться как на лиц, не являющихся собственниками земельных участков, так и на собственников. То есть Земельный кодекс РФ должен быть дополнен статьей, касающейся порядка принудительного прекращения прав собственников на землю, а ст. 44 Кодекса должна быть дополнена основаниями, предусмотренными ст. ст. 284, 285 Гражданского кодекса.
  1. Также необходимо привести в надлежащее состояние процедуру принудительного прекращения прав на землю, регламентируемую статьей 54 Земельного кодекса РФ. Статья 72 Земельного кодекса РФ предусматривает муниципальный земельный контроль, ст. же 54 Кодекса предоставляет лишь органам государственной власти полномочия по наложению административного взыскания, предупреждению виновных лиц и уведомлению органа, предоставившего земельный участок, о допущенных правонарушениях. Соответственно, необходимо предоставить органам, которые осуществляют муниципальный земельный контроль, самостоятельно осуществлять подобные полномочия.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса РФ и Земельного кодекса РФ зачастую являются декларативными, не имеют механизма осуществления установленных требований, вследствие чего на практике возникают сложности применения законодательных норм. Поэтому представляется важным как с теоретической, так и с практической точки зрения обеспечить более точный и четкий механизм принудительного прекращения прав на землю ввиду ненадлежащего использования земельного участка.

В результате проведенного исследования теоретических положений, посвященных институту специальной земельно-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, в силу того, что Земельный кодекс РФ не раскрывает понятия ответственности, каждый ученый предлагает свое толкование. Но большинство ученых сходятся во мнении, что юридическая ответственность в области охраны и использования земель представляет собой комплекс принудительных мер, применяемых к правонарушителям в случае их неправомерного поведения.

Во-вторых, также ученые не сходятся во мнении относительно видов ответственности за нарушение земельного законодательства. Одни ученые делят их на общие и специальные (Б.В. Ерофеев , Ю.Г. Жариков ), другие говорят только о традиционных видах ответственности (О.И. Крассов и др.).

См.: Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Краснов. 9-е изд., перераб. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 444.
См.: Жариков Ю.Г., Улюкаев В.Х., Чуркин В.Э. Земельное право: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2003. С. 281, 265.
См.: Крассов О.И. Земельное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. С. 300.

В-третьих, расходятся мнения ученых и по поводу существования специальной земельно-правовой ответственности: одни полагают, что такой вид ответственности отсутствует (М.С. Ромадин , Ф.Б. Рысаев и др.), другие, напротив, утверждают обратное (Измайлов О.В. , Жариков Ю.Г , Ерофеев Б.В. и др.). Но необходимо отметить, что положения ст. 54 Земельного кодекса РФ дают законодательные основания полагать, что кроме традиционных видов ответственности существует еще и специальная земельно-правовая ответственность. Наличие специальной ответственности объясняется и тем, что земля обладает особыми чертами, принадлежащими только ей, и это не позволяет обеспечить ее правовой режим общими видами ответственности.

См.: Ромадин М.С. Некоторые проблемы принудительного прекращения прав на землю в Российской Федерации // Государство и право. 2003. N 11. С. 90 - 96.
См: Рысаев Ф.Б. Административно-правовое регулирование охраны окружающей среды в Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. наук. М., 2003. С. 19.
См.: Измайлов О.В. Ответственность за нарушение земельного законодательства: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1973. С. 7.
Жариков Ю.Г., Улюкаев В.Х., Чуркин В.Э. Земельное право: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2003. С. 281, 265.
Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Краснов. 9-е изд., перераб. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 443.

В-четвертых, исследование теоретических положений, разработанных учеными, позволяет сформулировать понятие земельно-правовой ответственности. Данная ответственность представляет собой специальную меру воздействия на правонарушителей за неисполнение земельного законодательства, применяется в качестве принудительного изъятия земельного участка у виновных лиц.

В-пятых, анализ положений Земельного кодекса РФ и Гражданского кодекса РФ, посвященных вопросам земельно-правовой ответственности, выявил ряд противоречий между данными законодательными актами. Рассмотренный порядок привлечения к специальной земельно-правовой ответственности указал на необходимость более детальной регламентации принудительного изъятия земельных участков. Особого внимания требуют вопросы принудительного прекращения прав собственников на землю.

Среди природных богатств, которыми дано владеть человеку, несомненно, самое ценное - земля . Охрана земель - одна из наиболее острых проблем современности. Меры юридической ответственности должны быть эффективными, так как они выступают гарантом прав и интересов граждан, регламентированных Конституцией РФ и другими законодательными актами. Для этого в первую очередь необходимо создать соответствующую законодательную базу как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Волкова Т.В. Правовые основы управления земельными ресурсами Российской Федерации / Под ред. К.Г. Пандакова. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2003. С. 6.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

С о времен проведения земельной реформы 1991 года и передачи части земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам прошло уже более двух десятков лет. В то время как земельное законодательство заметно стройнеет и совершенствуется в теории, судебных споров по вопросам его применения с каждым годом становится все больше на практике. Такие споры условно можно разделить на две группы: с участием публично-правового элемента ( например, в качестве собственника земельного участка, на котором находится здание) и без участия такового ( чаще всего споры между физическими и юридическими лицами о порядке пользования и о разделе земельного участка, находящегося в общей собственности).

Предлагаем рассмотреть некоторые актуальные проблемы практики применения земельного законодательства и возможные варианты их решения.

Проблема № 1

Не согласован порядок пользования земельным участком

Законодатель предусмотрел общий принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельного участка ( пункт 5 часть 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации). Указанный принцип не распространяется на случаи, прямо указанные в федеральных законах. Такие исключения предусмотрены нормами Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее — ГК РФ) и Земельного кодекса Российской Федерации ( далее — ЗК РФ).

Положением пункта 3 статьи 552 ГК РФ установлено, что продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором.

Статья 35 ЗК РФ гарантирует новому собственнику право использовать часть земельного участка, занятой приобретаемым зданием, строением и сооружением, и необходимой для эксплуатации указанных объектов недвижимости на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Поэтому первой проблемой, с которой может столкнуться собственник земельного участка и новый собственник здания, — это сохранение сложившегося прежде порядка пользования земельным участком.

К сожалению, далеко не каждого покупателя здания заботит порядок пользования земельным участком, на котором расположен приобретаемый им объект недвижимости. Результатом подобной неосмотрительности и легковерности становятся судебные тяжбы между собственником земельного участка и собственником расположенной на нем недвижимости.

Как показывает судебная практика, даже если новый собственник объекта недвижимости не был поставлен в известность о сложившемся порядке пользования земельным участком, требования об установлении нового порядка могут быть рассмотрены как посягательство на права собственника земельного участка и суды зачастую оставляют их без удовлетворения ( определение ВС № 306-ЭС15−16 430 по делу № А12−45 548/2014, Апелляционное определение Алтайского краевого суда по делу № 33−7863/2015).

А ведь разрешить такую проблему можно было и во внесудебном порядке, заблаговременно заключив соглашение о порядке пользования земельным участком. Важно, чтобы одной из сторон указанного соглашения выступал собственник земельного участка, на котором расположен объект недвижимости.

Проблема № 2

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка

Однако на практике снизить кадастровую стоимость земельного участка возможно в том случае, если ее размер превышает рыночную стоимость участка. Желательно, чтобы такие обстоятельства были подтверждены заключением судебной экспертизы об определении рыночной стоимости земельного участка ( определение ВС по делу № 51-АПГ15−22, определение ВС № 46-АПГ15−11).

Помимо судебного порядка оспаривания кадастровой стоимости земельного участка законодатель предусмотрел также возможность пересмотра кадастровой стоимости в комиссиях по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, которые созданы при территориальных управлениях Росреестра. Необходимо отметить, что соблюдение такого порядка не является обязательным.

При этом в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, такая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания ( абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Таким образом, даже если кадастровая стоимость в итоге будет снижена, затраченное предпринимателем время может стать катастрофой для бизнеса. Для того, чтобы решить проблему с наименьшими потерями, рекомендуем заранее позаботиться о надлежащих доказательствах действительной рыночной стоимости земельного участка, а также об экспертной организации, которая сможет организовать проведение судебной экспертизы.

Проблема № 3

Строительство объектов недвижимости до надлежащего оформления прав на земельный участок

В силу статьи 222 ГК РФ здание, строение или сооружение, возведенные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, являются самовольными постройками.

Указанные объекты подлежат сносу силами и средствами застройщика и за его счет. Исключения, установленные пунктом 3 статьи 222 ГК РФ, предусматривают ряд условий, при совокупном соблюдении которых возможно приобретение права собственности на самовольную постройку. Однако признание права собственности на объект возможно лишь за лицом, обладающим вещными правами на земельный участок.

Во избежание вышеуказанных проблем рекомендуем прежде чем возводить многоэтажное здание на земельном участке и вкладывать в строительство все нажитое честным трудом, позаботиться о надлежащем оформлении прав на планируемый к застройке земельный участок.

Проблема № 4

Переход права собственности или права аренды на землю посредством совершения сделок купли-продажи и аренды соответственно являются наиболее востребованными, поскольку в большей степени удовлетворяют экономическим интересам обеих сторон сделки, чем при сервитуте. Покупатель выплачивает соразмерную стоимости земельного участка цену и получает полное господство над земельным участком, а арендатор вносит арендные платежи и может на установленный договором срок владеть и пользоваться землей. Продавец и арендодатель со своей стороны также получают встречное предоставление, в размере и порядке, установленном договором. Это удобно и понятно.

Однако на практике сервитуты все же работают, конечно, если установлены в соответствии с требованиями закона. А вот на этом этапе и могут возникнуть сложности.

Право ограниченного пользования чужим земельным участком ( сервитут) закреплено в статье 23 ЗК РФ. Сервитут устанавливается в соответствии с требованиями гражданского законодательства.

В силу статьи 274 ГК РФ право требовать установления сервитута принадлежит собственнику недвижимого имущества. В соответствии с пунктом 1 указанной статьи собственник недвижимого имущества ( земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка ( соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком ( сервитута). Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что названная норма направлена на поддержание баланса между интересами собственника земельного участка и нуждами других лиц, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута ( определения № 510-О-О, № 1562-О, № 1046-О).

Лица, которым земельный участок был передан на праве пожизненно наследуемого владения, постоянного бессрочного пользования также вправе требовать установления сервитута ( пункт 4 статьи 274 ГК РФ). По требованию иных лиц сервитут может быть установлен, если такое право закреплено федеральным законом.

Нередко с требованием об установлении сервитута обращаются арендаторы земельных участков. Причем в отдельных случаях арендаторы подают негаторные иски, мотивируя свои требования невозможностью пользоваться арендованным земельных участком без установления сервитута и основывая их на статье 304 ГК РФ.

Положения указанной статьи предоставляют право собственнику недвижимой вещи требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. По вопросам применения данной нормы Верховный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что обратиться с такими требованиями вправе, в том числе, арендатор земельного участка. Такой вывод сделан в определении ВС по делу № 310-ЭС15−16 638, № А35−8277/2014 и в пункте 3 информационного письма Президиума ВАС РФ № 153.

Установление сервитута обусловлено необходимостью внесения правовой определенности в отношения собственников соседних земельных участков в тех случаях, когда потребности одного из них, связанные с использованием принадлежащего ему имущества, не могут быть удовлетворены иным образом. Эти интересы могут быть обеспечены как путем добровольного подписания собственниками господствующего и обслуживающего земельных участков соглашения о сервитуте, так и в судебном порядке, если между этими лицами не достигнуто такое соглашение или имеются разногласия по его отдельным условиям.

Таким образом, для установления сервитута необходимо доказать наличие оснований для его установления ( невозможность использования земельного участка без получения права ограниченного пользования другим земельным участком). В судебном порядке такие обстоятельства могут быть подтверждены, в частности, заключением экспертизы. Также спорным является вопрос о соразмерности платы за ограниченное пользование чужим земельным участком.

При таких обстоятельствах сервитут едва ли может заменить собой правоотношения, вытекающие из договоров купли-продажи и аренды. Однако в отдельных случаях установление сервитута не просто целесообразно, а необходимо.

Цель освоения дисциплины

приобретение студентами углубленных теоретических знаний и практических умений в области земельного права;

повышение качества навыков анализа источников земельного права и использования принципов и норм земельного права в практической деятельности юристов;

выработка у студентов способности разрабатывать и аргументировать правовые позиции по проблемным аспектам земельного и градостроительного права, а также вообще права недвижиости, при обращении за защитой прав участников земельных отношений в связи с нарушениями земельного и смежного с ним законодательства и (или) земельными спорами.

Планируемые результаты обучения

Сравнивает две концепции (подхода) к пониманию вещных прав, аргументированно проводит анализ законодательства и судебной практики в области земельных правоотношений.

Знает понятие градостроительной деятельности и ее основные элементы. Соотношение градостроительной деятельности с иными отраслями права. Может классифицировать ограничения прав на землю по различным основаниям. Знает их содержание. Ориентируется в градостроительной документации и особенностях ее разработки и утверждения.

Знает понятие и правовое содержание различных видов КУРТ. Может назвать отличительные признаки и сущностные различия видов КУРТ и знает этапы ее реализации.

Знает понятие линейного сооружения и его признаки. Осознает наличие правовых проблем оформления земельных участков и земель для размещения линейных сооружений. Может предложить варианты их разрешения.

Знает отличия между сервитутом, публичным сервитутом, сервитутом на публичных землях и пользованием землей без предоставления земельного участка. Знает различные виды ограничений прав на земельные участки их классификацию и правовой режим.

На основе имеющихся знаний, готов обсуждать отдельные публично- правовые проблемы совершенствования земельного законодательства, в том числе: Конституционные гарантии прав на земельные участки и проблематика способов защиты указанных прав. Правовой механизм рационального использования земли и уровни нормативного регулирования земельных отношений. Принципы земельного права как важнейший элемент эколого-правового механизма и кодификация земельного законодательства.

На основе имеющихся знаний, готов обсуждать: Правовые проблемы разграничения земель на категории и совершенствование видов разрешенного использования земли. Правовые проблемы использования земель сельскохозяйственного назначения и приобретение права собственности на землю по давности владения. Переоформление прав на землю правовые проблемы устранения реестровых ошибок при рассмотрении споров о границах земельных участков.

Содержание учебной дисциплины

Особенности правового регулирования отношений по использованию природных ресурсов и природных объектов и соотношение их использования с охраной природы. Анализ цивилистического и публичного подхода к пониманию вещных прав. Осмысление Концепции развития гражданского законодательства в свете реализации прав на природные ресурсы и концепции устойчивого развития.

Понятие градостроительной деятельности и ее основные элементы. Соотношение градостроительной деятельности с иными отраслями права. Ограничения прав на землю в публичных интересах, связанные с территориальным планированием и градостроительным зонированием. Правила землепользования и застройки как инструмент градостроительного регулирования в муниципальных образования.Градостроительный регламент как центральное звено правил землепользования и застройки. Особенности разработки и согласования документации по планировке территории на федеральном, региональном и местном уровнях. Роль и место градостроительных планов земельных участков в системе градостроительной документации.

Понятие КУРТ. Цели КУРТ и правовые формы ее реализации. Комплексное освоение территорий (КОТ) и эконом-КОТ как форма КУРТ. Развитие застроенных территорий (РЗТ) как форма КУРТ. Правовой режим РЗТ. Комплексное развитие территорий (КРТ), как форма (КУРТ). правовые проблемы КРТ. Реновация в Москве и основания изъятия земельных участков для КУРТ.

Конституционные гарантии прав на земельные участки и проблематика способов защиты указанных прав. Правовой механизм рационального использования земли и уровни нормативного регулирования земельных отношений. Принципы земельного права как важнейший элемент эколого-правового механизма и кодификация земельного законодательства. Правовые проблемы разграничения земель на категории и совершенствование видов разрешенного использования земли. Правовые проблемы использования земель сельскохозяйственного назначения и приобретение права собственности на землю по давности владения. Переоформление прав на землю правовые проблемы устранения реестровых ошибок при рассмотрении споров о границах земельных участков.

Элементы контроля

Посещение семинарских занятий

О наличии дополнительного балла к результирующей оценке студентам сообщается на последнем семинарском занятии.

Чтобы избежать разного рода неприятностей, собственникам земельных участков важно быть в курсе всех последних новелл от законодателей. Представлю обзор наиболее важных нововведений для землевладельцев за последнее время.

1. Собственники теперь отвечают за плодородие своих земель.

Бюджетные учреждения, подведомственные Министерству сельского хозяйства РФ, будут проводить плановые обследования земель сельхозназначения на предмет проверки их качества.

По результатам исследований собственнику выдадут план обязательных мероприятий, которые следует провести для восстановления плодородия почвы. А также ему предоставят необходимые агрохимикаты и технику для проведения работ.

Закон обязывает землевладельцев обеспечить доступ на свой участок для проведения такого обследования, а также выполнить все предписания госорганов по воспроизводству плодородия земли.

Хочу обратить внимание, что за несоблюдение требований по улучшению качества земель для собственников предусмотрены высокие штрафы: от 20 до 50 тысяч рублей (ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ).

Необходимо отметить, что новые правила не распространяются на владельцев земельных участков, предназначенных для ведения садоводства и огородничества. Но вот у тех, кто имеет свой собственный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения за пределами СНТ, забот теперь прибавится.

2. На частном земельном участке теперь могут проложить федеральную трассу.

Недавно Росреестр опубликовал на своем официальном сайте предупреждение для всех землевладельцев: если на принадлежащих им земельных участках не проведено межевание, то по ним теперь могут проложить линейные объекты федерального, регионального или местного значения (речь идет о дорогах, линиях связи, трубопроводах и т. п.).

С 31 июля этого года действует новый Закон, который предусматривает упрощенный порядок выдачи разрешений на строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры: теперь для них не требуется оформлять права на земельные участки, если те находятся в государственной или муниципальной собственности и не обременены правами третьих лиц (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 254-ФЗ).

Однако такое строительство может затронуть и частные земельные участки если их границы не установлены (не определены координаты характерных точек углов поворота границ земельных участков в Едином государственном реестре недвижимости), застройщик может и не узнать, что наравне с государственными и муниципальными землями строительство охватит еще и его, частную землю.

Он получит разрешение, построит объект – и только после этого собственник может узнать, что по его земле теперь проходит, к примеру, высокоскоростная магистраль или высоковольтная линия электропередач.

3. Введены новые штрафы за заросший участок.

Вот уже несколько лет владельцы земельных участков всех категорий обязаны своевременно скашивать траву на них под угрозой штрафа. Дело в том, что это предусматривает действующая редакция Правил противопожарного режима (утв. ПП РФ от 25.04.2012 г. № 390).

А за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрен штраф в размере от 3 до 4 тысяч рублей (ст. 20.4 КоАП РФ). Но теперь отдельные штрафы вводятся еще и за конкретный вид сорняков на участке, а именно – за борщевик Сосновского.

В феврале этого года Совет Федерации призвал власти начать активную борьбу с распространением борщевика. И регионы стали вводить штрафы для владельцев тех земельных участков, которые заросли этим растением.

Вместо заключения:

Специалист в области процессуального права

Заключение контрактов с иностранными контрагентами

Заключение контрактов с иностранными контрагентами

Введение в правовую систему Англии / Introduction to English Legal System

Комментарии (7)

Альмира, добрый день!

Порядок ведения ЕГРН установлен приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее - Порядок).

В соответствии с подпунктами 16, 17 пункта 22, пунктом 173 Порядка в записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются, в том числе сведения:

Порядок действий органа кадастрового учета в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 1 марта 2008 г., при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такие земельные участки или в реестре прав на недвижимость записей о правах (ограничениях прав) на такие земельные участки установлен пунктом 181 Порядка в зависимости от наличия в ГКН сведений об исходных земельных участках или расположенных на них объектах недвижимости и наличия в ГКН или ЕГРП сведений об их правообладателях, обеспечивающих возможность направления правообладателю уведомления по почтовому адресу или адресу электронной почты. В случае наличия указанной возможности орган регистрации прав направляет правообладателю уведомление. Если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета.

Относительно второго вопроса:

В соответствии со статьёй 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, то любое уполномоченное решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

С учетом положений статьи 16 Закона о введении в действие ЖК РФ государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий характер.

Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, в соответствии со статьёй 16 Закона о введении в действие ЖК РФ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе на земельный участок.

Заключения каких-либо дополнительных договоров передачи общего имущества в многоквартирном доме в общую долевую собственность действующим законодательством не предусмотрено, в Законе о введении в действие ЖК РФ также отсутствуют требования об издании органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах.

Относительно вопроса о приведении существующих границ земельного участка под МКД, сведения о характерных точках углов поворота которых содержатся в ЕГРН, в соответствие с фактическим использованием (включением придомовой территории в границы земельного участка МКД):

Учитывая наличие утвержденного проекта межевания территории, изменение границ существующего земельного участка под МКД осуществляется на основании Соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности (статья 39.29. ЗК РФ).

Для осуществления этой процедуры необходимо:

- провести общее собрание собственников помещений МКД для решения вопроса об изменении границ земельного участка под домом (о приведении границ земельного участка под МКД в соответствие с утвержденным проектом межевания территории);

- заказать у кадастрового инженера проведение кадастровых работ с подготовкой межевого плана по образованию земельного участка, путем перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

После чего с Протоколом общего собрания собственников помещений МКД и подготовленным кадастровым инженером межевым планом на земельный участок необходимо обратиться в КУГИ с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета образованного в результате перераспределения земельного участка (КУГИ имеет право на обращение с соответствующим заявлением в Росреестр в порядке межведомственного взаимодействия) и о заключении Соглашения о перераспределении земельного участка с землями государственной или муниципальной собственности.

Уважаемы Виталий, спасибо за развернутый ответ!
Проблемы с предоставлением зу под МКД не было -пока не обнаружился зу стоящий на кад учете, сформированный. То есть если бы его не было, то кад. инженер сформировал зу под мкд в соответствие с утв проектом межевания, там как раз 3 зу составляют придомовую территорию мкд- собственно по границе мкд, придомовая территория и проезд.Вместе с тем и зу под мкд и зу под киоском поставлены на кад учет в один день в 2005 году, в 2011 году утверждают проект межевания территории, чуть позже зу под киоском уточняет границы в пределах утв проектом межевания зу (который согласно этому проекту "подлежащий формированию земельный участок дворовой территории МКД"). Обратилась в КУГИ - отписались, что не они ставили зу на кад учет не им его и снимать, так же намекнули на действующий договор аренды.
В росреестр можно обратиться в соответствии со ст. 70, но знаю точно или передадут в мун собственность или зарегистрируют аренду в отношении данного зу.
Обратилась в Суд.
Только мне теперь непонятно зачем мне распределять зу если проектом межевания он подлежит формированию как дворовая часть, я ведь могу обратиться в суд с заявлением о понуждении администрации отмежевать зу под мкд в соответствие с проектом межевания квартала (ну по факту мы не будем так делать, после снятия с кад учета зу -сами отмежуем). По моему тут перераспределять нечего-он и так составляет территорию (общее имущество МКД). А вот отмежеваться кад инженер в таком виде не может, пока на кад учете стоит зу.
И еще если такие нормативные акты, которые бы запрещали размещение киосков, нто в пределах придомовой территории.
Еще раз благодарю за уделенное моему вопросу время!

Читайте также: