Правовой режим имущественного фонда понятие и виды имущественных фондов

Обновлено: 24.04.2024

С 1 сентября 2018 года в Российской Федерации действует новый правовой институт — наследственный фонд, который предоставляет гражданам дополнительные возможности распоряжения своим имуществом на случай смерти.

Согласно п. 1 ст. 123.20-1 ГК РФ наследственным фондом признается фонд, создаваемый в установленном законом порядке во исполнение завещания гражданина и на основе его имущества и осуществляющий деятельность по управлению имуществом этого гражданина, полученным в порядке наследования. Управление наследственным имуществом может осуществляться как бессрочно, так и в течение определенного срока в соответствии с условиями управления наследственным фондом.

Наследственный фонд как альтернативный способ распоряжения наследственным имуществом ориентирован, прежде всего, на граждан, обладающих высоким уровнем дохода и множеством активов, сохранение и преумножение которых после смерти таких наследодателей далеко не всегда может быть гарантировано совершением завещания. Наследственный фонд в этом смысле является эффективным инструментом управления имуществом после смерти таким образом и в таких целях, которые выберет и установит сам наследодатель. Создание наследственных фондов широко распространено в зарубежных правопорядках и в подавляющем большинстве случаев осуществляется в благотворительных целях. Так, например, наследодатель указывает в решении о создании фонда, что доходы от управления его активами должны быть потрачены
на помощь детям, малоимущим семьям или каким-либо общественным объединениям. Таким образом, благодаря учреждению наследственного фонда наследодатель и после смерти может оказывать финансовую поддержку избранным им гражданам или организациям.

В соответствии со ст. 1124 ГК РФ, а также ст. 63.2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы) нотариус, ведущий наследственное дело, после смерти завещателя обязан получить электронный образ решения об учреждении наследственного фонда и электронный образ устава наследственного фонда и передать их в уполномоченный государственный орган, а также запросить у нотариуса, хранящего экземпляры завещания, один экземпляр завещания и по его получении передать лицу, выполняющему функции единоличного исполнительного органа наследственного фонда, один экземпляр решения об учреждении наследственного фонда, устава наследственного фонда и условий управления наследственным фондом.

Наследственный фонд не подлежит регистрации по истечении одного года со дня открытия наследства (п. 2 ст. 123.20-1 ГК РФ). При создании наследственного фонда и принятии им наследства нотариус обязан выдать фонду свидетельство о праве на наследство в срок, указанный в решении об учреждении наследственного фонда, но не позднее срока, предусмотренного ГК РФ для принятия наследства, который
по общему правилу составляет шесть месяцев со дня открытия наследства. В случае неисполнения нотариусом указанных обязанностей наследственный фонд вправе обжаловать бездействие нотариуса (п. 3 ст. 123.20-1 ГК РФ). Кроме того, любые действия нотариуса, нарушающие распоряжения наследодателя относительно создания наследственного фонда и условий управления им, могут быть оспорены выгодоприобретателями наследственного фонда, душеприказчиком или наследниками. Если нотариус не исполняет обязанность по созданию наследственного фонда, наследственный фонд может быть создан на основании решения суда по требованию душеприказчика или выгодоприобретателя наследственного фонда (п. 2 ст. 123.20-1 ГК РФ).

Что касается требований к завещанию, предусматривающему создание наследственного фонда, то оно подлежит обязательному нотариальному удостоверению и должно включать в себя решение завещателя об учреждении наследственного фонда, устав фонда, а также условия управления наследственным фондом (п. 2 ст. 123.20-1 ГК РФ). Завещания, содержащие решение об учреждении наследственного фонда, не могут быть закрытыми, а также не могут быть совершены в чрезвычайных обстоятельствах. Несоблюдение этих требования влечет ничтожность указанных завещаний (п. 5 ст. 1126, п. 4 ст. 1129 ГК РФ).


Условия управления наследственным фондом должны содержать положения о передаче определенным третьим лицам (выгодоприобретателям фонда) или отдельным категориям лиц из неопределенного круга лиц всего имущества наследственного фонда или его части, в том числе при наступлении обстоятельств, относительно которых неизвестно, наступят они или нет. Кроме того, условиями управления наследственным фондом может быть предусмотрено, что выгодоприобретатели фонда или отдельные категории лиц, которым подлежит передаче имущество фонда, определяются органами фонда в соответствии с условиями управления фондом. В условиях управления наследственным фондом также должен быть определен порядок передачи выгодоприобретателям или отдельным категориям лиц всего имущества фонда или его части, в том числе доходов
от деятельности фонда. Для этого наследодатель должен указать вид и размер передаваемого имущества или порядок их определения, срок или периодичность передачи имущества, а также предусмотреть обстоятельства, при наступлении которых осуществляется такая передача (п. 4 ст. 123.20-1 ГК РФ). Условия управления наследственным фондом, равно как и его устав не могут быть изменены после создания наследственного фонда. Исключением из этого правила является изменение условий или устава решением суда по требованию любого органа фонда в одном из следующих случаев. Во-первых, если управление наследственным фондом на прежних условиях стало невозможно по обстоятельствам, возникновение которых при создании фонда нельзя было предполагать. Во-вторых, если будет установлено, что выгодоприобретатель является недостойным наследником, если только это обстоятельство не было известно в момент создания наследственного фонда (п. 6 ст. 123.20-1 ГК РФ).

Как указывается в ст. 63.2 Основ, нотариус, ведущий наследственное дело, обязан довести условия управления наследственным фондом до сведения лиц, которые в соответствии с решением об учреждении наследственного фонда вошли в состав коллегиальных органов наследственного фонда. Нотариус также обязан передать выгодоприобретателю по его заявлению копию решения об учреждении наследственного фонда вместе с копиями устава наследственного фонда и условий управления наследственным фондом.

Формирование имущества наследственного фонда происходит при создании фонда, в ходе осуществления им своей деятельности, а также за счет доходов от управления его имуществом. При этом безвозмездная передача иными лицами имущества в наследственный фонд не допускается (п. 3 ст. 123.20-1 ГК РФ).

умерший гражданин, имущество которого переходит другим лицам в порядке наследования. уполномоченное государством должностное лицо, имеющее право совершать нотариальные действия от имени Российской Федерации в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц). принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Нематериальные блага, неимущественные права и обязанности, а также имущественные права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя (право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и др.) в состав наследства не входят. это третье лицо, в пользу которого заключен гражданско-правовой договор (договор страхования, договор доверительного управления имуществом).

Также имеют место некоторые особенности в отношении деятельности высшего органа благотворительного фонда. Так, высший орган управления благотворительного фонда должен быть в обязательном порядке коллегиальным. При этом члены высшего органа управления благотворительной организацией выполняют свои обязанности в этом органе в качестве добровольцев. В составе высшего органа управления благотворительной организацией может быть не более одного работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса).

Кроме того, члены высшего органа управления благотворительной организацией и должностные лица благотворительной организации не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является эта благотворительная организация.

Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Также фонд вправе создавать другие некоммерческие организации или участвовать в них в случае, если это совершается в интересах достижения целей, предусмотренных уставом. Законом не предусмотрена возможность участия фонда в других видах коммерческих организаций.

В связи с тем, что фонды не основаны на членстве, учредители фонда не обязаны участвовать в деятельности организации и имеют возможность участвовать в управлении его делами только через органы фонда. Кроме того, фонд является собственником своего имущества, на которое у его учредителя (участников) отсутствуют какие-либо права.

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители фонда не сохраняют вещных прав в отношении имущества, переданного фонду, и не приобретают каких-либо обязательственных прав в отношении фонда. Также законом не предусмотрена возможность передачи имущества фонду на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Устав фонда, в отличие от других некоммерческих организаций, может быть изменен органами фонда только в том случае, если самим уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке. Если такая возможность не оговорена, изменить устав можно только в случае непредвиденных негативных последствий по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью, в суд общей юрисдикции.

Фонд как некоммерческая организация имеет отличия в налоговом режиме от других налогоплательщиков.

Для некоммерческих организаций существует список необлагаемых доходов, указанный в статье 251 НК РФ. Обязательным условием для льготирования по налогу на прибыль средств целевого финансирования и целевых отступлений является раздельный учет. НК РФ требует организовать раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ), а также раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (пункт 2 статьи 251 НК РФ).

Следует отметить, что порядок ликвидации фонда (в том числе общественного фонда) имеет значительное отличие в сравнении с другими организационно-правовыми формами некоммерческих организаций. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. При этом законодательством установлен перечень оснований, по которым может быть ликвидирован фонд, а именно:

если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;

в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Наиболее часто встречающимся основанием для ликвидации фонда является недостаточность имущества для осуществления его целей, другими словами, фонду не удалось привлечь необходимые для достижения своих целей средства.

Так, в 1 полугодии 2012 года Управление Министерства юстиции по Владимирской области (далее – Управление) было привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в 3 делах по исковым заявлениям о ликвидации фонда в связи с тем, что имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна.

Необходимо выделить также обязанность фондов представлять ежегодную информацию в территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации, в том числе в Управление.

- финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований указанного Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительного фонда;

- персональном составе высшего органа управления благотворительным фондом;

- составе и содержании благотворительных программ благотворительного фонда (перечень и описание указанных программ);

- содержании и результатах деятельности благотворительного фонда;

- нарушениях требований Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Отчет представляется в Управление в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности (в течение 90 дней по окончании года, следующего за отчетным), представляемый в налоговые органы.

Фонд — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Важно понимать, что сам фонд не оказывает услуг, ничего не производит и не участвует в реализации самостоятельно. Вся деятельность фонда построена на содействии. Другими словами, фонд занимается сбором денежных средств, после чего передает их согласно своим целям, т.е. содействует помощи, защите, развитию.

В связи с тем, что фонды не основаны на членстве, учредители фонда не обязаны участвовать в деятельности организации и имеют возможность участвовать в управлении его делами только через органы фонда.

Фонд является собственником своего имущества, на которое у его учредителя (участников) отсутствуют какие-либо права.

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители фонда не сохраняют вещных прав в отношении имущества, переданного фонду, и не приобретают каких-либо обязательственных прав в отношении фонда. Также законом не предусмотрена возможность передачи имущества фонду на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Что входит в услугу регистрации Фонда

  • консультирование по порядку проведения регистрации НКО в форме Фонда в соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе по выбору системы налогообложения.
  • консультирование и подбор вариантов адреса места нахождения.
  • подбор видов деятельности (ОКВЭД).
  • разработка пакета документов, необходимых для проведения процедуры регистрации в соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе подготовка проектов следующих документов:

— заявление по форме № р11001,

— решение единственного учредителя/ протокол общего собрания учредителей Фонда.

— Устав (стандартная редакция, разработанная специалистами нашего Бюро)

— квитанция (образец платежного поручения) об уплате государственной пошлины за регистрацию юридического лица (4000 рублей).

— приказ о вступлении в должность исполнительного органа (Президент, Председатель, Директор и т. п.), приказ о возложении обязанности по ведению бухгалтерского учета или о назначении главного бухгалтера.

— заявление о переходе на специальный режим налогообложения.

  • получение ЭЦП для электронного взаимодействия с гос. органами (мы являемся официальными представителями удостоверяющего центра, аккредитованного Минкомсвязи России, подробнее см. здесь)
  • подача и получение в регистрирующем органе документов различными способами:

— по электронным каналам связи в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (УКЭП, ЭЦП) учредителя/заявителя (по всем регионам РФ),

— по нотариальной доверенности (Москва и Московская область),

  • изготовление простой печати (по желанию можно выбрать различные оснастки для печати и либо разработать индивидуальный эскиз)

СПРАВОЧНО! С 7 апреля 2015 г. хозяйственные общества вправе, но не обязаны иметь печать. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.

  • получение кодов статистики — Информационного письма из Статрегистра Росстата
  • резервирование счета без посещения банка (Сбербанк)
  • дополнительно можно заказать Получение извещения и свидетельства о постановке на учет Общества в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования.

Перечень необходимой информации для регистрации компании:

1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

3) полные или сокращенные наименования общественных объединений;

4) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали

СПРАВОЧНО! Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо в течение трех месяцев обязано внести соответствующие изменения в свои учредительные документы.

Если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям законодательства РФ, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.

  1. Сведения об адресе места нахождения:

— точное написание адреса с указанием индекса и конкретным помещением согласно данным Росреестра,

— гарантийное письмо от собственника/владельца (образец гарантийного письма можно посмотреть здесь),

— копию документов на право собственности/владения: свидетельства о собственности или выписка из ЕГРП.

СПРАВОЧНО! Допускается использовать в качестве адреса места нахождения — адрес лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (ЕИО – Директор, Президент), учредителя – подтвердив документами на право пользования в отношении объекта недвижимости или его части (постоянная прописка).

В случае, когда на домашний адрес зарегистрироваться нет возможности, по роду деятельности нет необходимости в аренде офиса, либо нет согласия собственника арендуемых помещений, мы можем оказать содействие в подборе вариантов адреса для регистрации вашей компании для чего необходимо сообщить предпочтения: какая налоговая и тип помещения: бизнес – центр, и пр.

Виды деятельности

Коды ОКВЭД. Как и предмет деятельности, коды должны носить некоммерческий характер, строго ограниченно количество кодов. Количество цифр в коде не менее 4-х цифр. Абстрактные коды, обобщающие широкий диапазон деятельности при регистрации не проходят.

Если учредители — Физические лица, то потребуются полные паспортные данные, номер ИНН, информация о размере доли в рублях (%/ дробях к общей сумме Уставного капитала), номер контактного телефона и адрес электронной почты. СНИЛС в случае выпуска ЭЦП.

Если учредители — Юридические лица, потребуется номер ИНН/ОГРН, паспортные данные ЕИО (директора), информация о размере доли в рублях (%/ дробях к общей сумме Уставного капитала), номер контактного телефона и адрес электронной почты. УКЭП/ЭЦП в случае электронной подачи.

Предоставьте информацию о том, кто из учредителей будет являться Заявителем – от чьего имени будет заверяться доверенность и заявление на регистрацию Фонда.

  1. Структура органов управления Фонда.

Опишите желаемую структуру и наименование органов управления (собрание, попечительский совет и т.п.) которые Вы планируете в Вашем Фонде.

  1. Единоличный исполнительный орган Фонда.

Данные на кандидатуру Единоличного исполнительного органа:

Наименование: Директор, Президент, Председатель и т.п. + копия паспорта и номер ИНН.

  1. Формирование органов управления Фонда.

Если персональный состав Органов управления будет формироваться сразу на учредительном собрании, то необходимо сообщить ФИО избираемых членов каждого органа управления.

  1. Предпринимательская деятельность в Фонде.

НКО могут осуществлять приносящую доход деятельность, направленную на достижение основных целей, если это предусмотрено их уставами. Будет ли Ваш Фонд заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью, если да, то необходимо сформировать имущество НКО в размере не менее 10000 (десяти тысяч) рублей, если имуществом, то необходима оценка независимого оценщика.

Поэтому от вас необходимы пояснения, включать ли в Устав данные положения и в каком размере и каким образом будет формироваться данное имущество.

В случае, если Фонд планирует осуществлять предпринимательскую деятельности, то необходимо определиться с выбором системы налогообложения (ОСНО, УСН 6%/15%).

  1. Будет ли Фонд иметь печать, если да, то вид печати, пожелания по эскизу и оснасткам для печати.
  2. Банк в котором желаете открыть счет.
  3. Контактный телефон, e-mail и телефон для гос. органов.

Дополнительные услуги:

— Подбор юридического адреса.

— Получение электронно-цифровой подписи (ЭЦП) в кратчайшие сроки. Обращайтесь к нам! Удобный и быстрый выпуск ЭЦП.

— Получение извещения и свидетельства о постановке на учет Общества в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования.

— Нотариальные услуги по заверению копий или тождественности учредительных документов — по чеку нотариуса.

— Помощь в подготовке документов для открытия расчетных счетов.

Мы ценим Ваше время поэтому быстрая и удобная регистрация вашей компании – наша главная задача. Вы можете заказать услугу, получить юридическую консультацию как отправив нам запрос по электронной почте, телефону, так и обратившись в офис нашего бюро. Наш курьер привезет Вам документы на подпись и после регистрации доставит готовый комплект учредительных документов.

Правильная квалификация объектов основных средств в качестве движимого и недвижимого имущества важна в целях их налогообложения. Налогоплательщикам нельзя оставить без внимания выводы Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда, сформулированные в Определении от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241, А05-879/2018.

Суть налогового спора и неудача в трех судебных инстанциях

В проверяемом периоде организация (деревообрабатывающий комбинат) приняла к учету в качестве отдельных объектов основных средств:

здание построенного цеха (по производству древесных гранул);

приобретенные и установленные в здании объекты: оборудование линии по производству древесных гранул, поперечный транспортер подачи щепы, поперечный транспортер подачи щепы и опилок, поперечный транспортер подачи коры, автоматическую систему защиты от пожаров.

Инспекция по крупнейшим налогоплательщикам провела выездную проверку и начислила недоимку по налогу на имущество, считая, что все перечисленные объекты следовало отнести к недвижимому имуществу (зданию и его составным частям) и организация неправомерно применяла к данным объектам освобождение от налогообложения, предусмотренное п. 25 ст. 381 НК РФ для движимого имущества.

Арбитры трех инстанций уменьшили размер доначислений, придя к выводу, что в отношении трансформаторной подстанции налоговый орган не исследовал подключение ее к другим объектам общества и не установил наличия ее функциональной или технологической взаимосвязи со зданием цеха.

Признавая законным решение инспекции в оставшейся части (по иным объектам), суды исходили из того, что к недвижимому имуществу могут быть отнесены в том числе составные части объектов недвижимости – объекты основных средств, которые по совокупности признаков являются составной частью неделимой недвижимой вещи.

Верховный Суд на стороне налогоплательщика

С учетом изложенного, если иное не вытекает из содержания ПБУ 6/01 и классификаторов основных фондов (основных средств), машины и оборудование, приобретенные как объекты движимого имущества, отражаются в бухгалтерском учете отдельно от зданий и сооружений в качестве самостоятельных инвентарных объектов и согласно п. 1 ст. 374 НК РФ подлежат налогообложению в таком качестве. Соответственно, по общему правилу к машинам и оборудованию, выступавшим движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятым на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, применимы исключения из объекта налогообложения, предусмотренные пп. 8 п. 4 ст. 374 и п. 25 ст. 381 НК РФ.

Из аналогичного подхода исходит Минпромторг, издавший Письмо от 23.03.2018 № ОВ-17590/12 (доведено до сведения налоговых инспекций Письмом ФНС России от 28.03.2018 № БС-4-21/5834@). В нем содержится разъяснение об отсутствии оснований для отнесения к облагаемому налогом недвижимому имуществу машин и оборудования, поименованных в соответствующем разделе классификатора основных фондов, поскольку эти объекты основных средств (расположенные как внутри, так и вне зданий) не являются составными элементами зданий, будучи предназначены не для обслуживания зданий, а для изготовления готовой продукции либо обслуживания производственного процесса.

В случае установления в ходе налоговой проверки обстоятельств, указывающих на искусственное разделение в бухгалтерском учете единого объекта основных средств, выступающего недвижимым объектом (зданием или сооружением), налоговые органы не лишены права обосновывать необходимость взимания налога на имущество в подобных ситуациях. Однако необходимость взимания налога должна быть основана на объективных критериях, соблюдение которых являлось бы ясным любому разумному налогоплательщику при принятии объекта основных средств к учету, а не зависело бы от оценочных суждений экспертов и не приводило бы к постановке в неравное положение налогоплательщиков, осуществивших инвестиции в обновление производственного оборудования в зависимости от особенностей монтажа и эксплуатации этих объектов (например, от климатических условий места производства, требующих расположения оборудования в здании для обеспечения его нормальной эксплуатации).

Согласно материалам дела спорные объекты (производственное оборудование, транспортеры, система защиты от пожаров и пылевых взрывов) поставлены обществу иностранным изготовителем в составе линии для производства древесных гранул как движимое имущество и приняты к учету налогоплательщиком в таком качестве после окончания монтажа как самостоятельные инвентарные объекты основных средств.

При рассмотрении дела общество обращало внимание на то, что приобретенные им объекты движимого имущества, формирующие производственную линию, согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, действовавшему на момент принятия этих объектов к учету, предназначены не для обслуживания здания, а для производства готовой продукции и относятся к такому виду объектов основных средств, как машины и оборудование, классификатором прямо не предусмотрено их включение в состав зданий. Кроме того, общество ссылалось на письмо бюро технической инвентаризации, которое указало, что спорное оборудование не является недвижимым имуществом.

Однако эти доводы не получили надлежащей оценки со стороны судов.

Суды трех инстанций, ссылаясь на положения гражданского законодательства, определяющие правовой режим сложных и неотделимых вещей, а также на результаты судебной экспертизы и экспертизы, проведенной в рамках налоговой проверки, высказали суждение о том, что здание и установленное в нем оборудование образуют единое целое, поскольку данные предметы имеют общее назначение: здание цеха изначально проектировалось для установки оборудования, приобретенного налогоплательщиком, и изъятие смонтированных в здании объектов приведет к прекращению использования как самого здания, так и производства готовой продукции.

Однако сам по себе факт монтажа оборудования в специально возведенном для его эксплуатации здании, в том числе если последующий демонтаж и перемещение оборудования потребуют несения дополнительных затрат и частичной ликвидации здания, не означает, что назначением оборудования становится обслуживание здания.

В связи с этим заключение экспертов по существу сводится к оценке экономической целесообразности последующего демонтажа оборудования в случае перемещения производства, если такое решение будет принято в будущем.

Применение критерия экономической целесообразности в данном случае приводит к постановке в неравное положение налогоплательщиков, осуществивших инвестиции в обновление оборудования, и не позволяет обеспечить достижение тех целей дифференциации налогового бремени, из которых исходил законодатель при введении пп. 8 п. 4 ст. 374 и п. 25 ст. 381 НК РФ: стимулирование организаций к инвестированию в средства производства, к их модернизации, приобретению новых и развитию существующих средств производства, а также повышению спроса на них.

Таким образом, судебная экспертиза, равно как и представленные налоговым органом и обществом заключения экспертов, полученные во внесудебном порядке, проведены по вопросам, не имеющим значения для правильного разрешения настоящего спора, и, соответственно, полученное по результатам экспертизы заключение не могло быть признано относимым к делу доказательством, поскольку не опровергает правомерность классификации приобретенного налогоплательщиком имущества в качестве оборудования, подлежащего учету в виде отдельных инвентарных объектов.

В результате Судебная коллегия ВС РФ отменила судебные акты всех трех инстанций и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

О последствиях появления позиции ВС РФ

Несмотря на то, что обе упомянутые Судебной коллегией нормы – пп. 8 п. 4 ст. 374 и п. 25 ст. 381 НК РФ – с 01.01.2019 утратили силу, актуальность позиции Верховного Суда не только не утрачена, а еще более повышается. Дело в том, что с указанной даты в связи со вступлением в действие Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ движимое имущество исключено из объектов обложения налогом на имущество организаций.

Полагаем, в ближайшее время определение ВС РФ будет направлено налоговым органам для использования в работе. В связи с этим можно предположить, что многие налогоплательщики почувствуют снижение давления со стороны инспекций, предлагающих организациям самостоятельно переквалифицировать имеющиеся на балансе объекты и уточнить суммы ранее начисленного налога (авансовых платежей).

Ценность сделанных Верховным Судом выводов состоит в закреплении постулата: приобретенные в качестве движимого имущества машины и оборудование не становятся недвижимостью в связи с их монтажом (включая установку на фундамент) в здании, в том числе специально спроектированном и построенном для их размещения в целях осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, связанных с изменением предмета труда. Наличие технологической связанности (единство технологической цели), а также то обстоятельство, что последующий демонтаж и перемещение оборудования потребуют несения дополнительных затрат и частичной ликвидации здания, не означают, что назначением оборудования становится обслуживание здания.

Обратите внимание: объекты основных средств (расположенные как внутри, так и вне зданий), предназначенные не для обслуживания зданий, а для изготовления готовой продукции либо обслуживания производственного процесса, не являются составными элементами зданий и не признаются недвижимым имуществом.

Производственное оборудование, имеющее самостоятельное (иное по сравнению со зданием) предназначение – изготовление продукции, а не поддержание функционирования здания или со– оружения, подлежит квалификации в качестве движимого. Это должно стать аксиомой для проверяющих и судов.

Читайте также: