Наш дом это согласование

Обновлено: 19.05.2024

Сейчас непростое время: экзамены переносят и отменяют, многие выпускники девятых классов не понимают, что сдавать и к чему готовиться. Поэтому мы хотим порадовать вас понятным и простым объяснением, как решать 4 задание ОГЭ по русскому языку. Мы знаем, вы любите лайфхаки 🙂

Что нужно знать, чтобы решить 4 задание ОГЭ по русскому?

В этом задании нужно заменить словосочетание на синонимичное, выбрав правильный вариант. Для этого нужно знать, как устроено словосочетание и какие бывают типы связи между словами.

Самостоятельно подготовиться к ОГЭ непросто. На то, чтобы разобраться со всеми темами, понадобится много времени. Но и это не решит проблему! Например, если вы запомнили какое-то решение из интернета, а оно оказалось неправильным, можно на пустом месте потерять баллы. Если хотите научиться решать все задания ОГЭ по русскому, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM Education! Наши специалисты уже проанализировали сотни вариантов ОГЭ и подготовили для вас вас максимально полезные занятия.

Приходите к нам на пробный урок. Вы узнаете всю структуру ОГЭ-2022, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и узнаете, как устроена подготовка к экзаменам в MAXIMUM. Все это абсолютно бесплатно!

Итак, как я объясняю своим ученикам 4 задание ОГЭ?

Теория: словосочетание и типы связей

Зачем идти по сложному пути, если есть классный алгоритм — простой и понятный?

Я обязательно поделюсь им с вами, но начнем с теории!

В словосочетании есть главное и зависимое слово. Главное слово — то, от которого задаём вопрос, зависимое слово — то, к которому задаём вопрос.

Например: кожаная куртка. Куртка (какая?) кожаная.

Куртка – главное слово.

Между этими словами может быть три типа связи: согласование, управление и примыкание.

Согласование: в словосочетании при склонении меняются оба слова, зависимое слово — прилагательное (на ОГЭ будет так).

кожаная куртка, нет кожаной куртки

Управление: при склонении изменяется только главное слово, зависимое слово — существительное, между словами может быть предлог (фишка управления).

куртка из кожи, куртки из кожи

Примыкание: зависимое слово — неизменяемая часть речи (наречие).

готовила вкусно, готовят вкусно

Это всё, что вам нужно знать, чтобы выполнять задание! Честно-честно!

Алгоритм

А теперь тот самый алгоритм, который позволит вам без проблем решать 4 задание ОГЭ по русскому.

Шаг 1

Определяем главное и зависимое слово в словосочетании. Само словосочетание в задании вам уже дано.

Шаг 2

Выписываем главное слово БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ!

А теперь самое интересное.

Шаг 3

Трансформируем зависимое слово в нужную нам часть речи.

Если нас просят заменить связь на согласование, превращаем наше слово в прилагательное (какой? какая?).

Просят управление — ставим существительное (кто? что?).

Просят примыкание — превращаем в наречие (как?)

  • согласование — прилагательное
  • управление — существительное
  • примыкание — наречие

Важно! Порядок главного и зависимого слова может измениться:

родительский дом — дом родителей

Важно! Если мы работаем с управлением, может добавиться/пропасть предлог:

кожаная куртка — куртка из кожи

Шаг 4

Выписываем получившееся словосочетание в бланк. Ура! Балл у нас в кармане!

Пример

Рассмотрим вариант из демоверсии:

Идем строго по алгоритму:

  1. Цель (чего?) жизни. Цель — главное, жизни — зависимое.
  2. ЦЕЛЬ
  3. Жизни (существительное) превращаем в прилагательное (т.к. нас просят сделать согласование). Какая? Жизненная
  4. ЖИЗНЕННАЯ ЦЕЛЬ

Поздравляю, вы супер!

Более сложный пример

Разберём хитрый случай:

Идем по алгоритму!

  1. Сказал (как?) грустно
  2. СКАЗАЛ
  3. Грустно (наречие) превращаем в существительное – грусть. Без предлога здесь не обойтись – добавляем!
  4. СКАЗАЛ С ГРУСТЬЮ

Надеюсь, теперь вы согласны с моими учениками, что 4 задание ОГЭ по русскому простое и классное! Главное — пользоваться нашим замечательным алгоритмом. Готовьтесь к ОГЭ с удовольствием! И обязательно прочитайте наш гайд для ОГЭ по русскому, чтобы разобраться с остальными темами этого экзамена и сдать его на высокий балл 🙂

Помощь ученикам при выполнении задания В2. Алгоритм замены одного словосочетания на другое.

ВложениеРазмер
podgotovka_k_gia._tipy_slovosochetaniy._v_2.docx 28.02 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Алгоритм работы над заданием ГИА В2.

  1. Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому.

Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову.

Определи тип связи.

Н: столик (какой?) деревянный – это согласование

  1. Задай от главного слова вопрос того типы словосочетания, который требуется в задании для замены синонимичным. Если это управление, то вопрос косвенного падежа:
  1. Подбери однокоренное слово к зависимому так, чтобы оно отвечало на новый заданный вопрос:

деревянный столик из дерева

Дерево и деревянный – однокоренные слова.

Проверь тип связи. Это управление.

Ответ: столик из дерева.

родительском в доме родителей

мамино возвращение мамы

для замены согласования на управление требуется Р.п. (кого? чего?) иногда с предлогом,

для замены управления на согласования – какой? чей?,

для замены примыкания на управление – В.п. с предлогом, Т.п. с предлогом,

Ученики должны выучить типы словосочетаний, уметь их отличать ( особенно по вопросам ). Для этого есть таблица:

Какой частью речи является зависимое слово

Вопрос к зависимому слову

Главное слово диктует зависимому род, число и падеж, поэтому зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.

чей? чья? чьё? чьи?

( и их формы при склонении)

Существительное (часто с предлогом).

Управление Вопросы косвенных падежей

Местоимение в функции существительного

Главное слово не способно диктовать зависимому свою форму, потому что зависимое не изменяется

Как? Где? Куда? Откуда? Сколько?

что делать? что сделать? что делая?

Неопределенная форма глагола.

Что сделать? (вопрос инфинитива)

Для сдачи ГИА в 9 классе этого материала достаточно, но учитель должен помнить , что типы словосочетаний значительно шире.

Эта таблица М.Ю.Федосюк пригодится уже для 11 класса на ЕГЭ при выполнении В12:

Типы синтаксических отношений

Виды синтаксической связи

Белый снег, красивый дом

Снег ослепительной белизны, дом необыкновенной красоты

- отношение к предмету

Кофе с молоком, территория завода

Кофе по-восточному, территория медресе

- принадлежность живому существу

Костюм сына, комната Саши

Костюм конферансье, комната портье

- отношение к знаниям адресата

- порядок следования при счете

- признак- уточненное наименование

Пить воду, вызов врача

Пить кофе, вызов такси

Приход мамы, прыжок акробата

Приход кюре, прыжок кенгуру

Идти на окраину, отказаться из-за болезни

Идти далеко, отказаться поневоле

Два человека, часть доклада

Два атташе, часть интервью

Как вы обратили внимание, к примыканию относятся и несклоняемые формы прилагательных и существительных ( это заимствованные слова). Но остается вопрос : как быть с несклоняемыми существительными русского происхождения ( артист-кенгуру, лётчик-камикадзе). Необходимо научить учеников быть осторожными с несклоняемыми словами.

Ещё вы должны обратить внимание на три притяжательных местоимения : её, его, их, которые в свою очередь хотя и отвечают на вопрос согласования чья?, чей?, чьи?, но вместе с главным словом ( в словосочетаниях типа: её шляпа, его машина, их дом) будут являться примыканием. Почему? Ответ таков же, как и на предыдущий вопрос о несклоняемых существительных. Для согласования и управления важна грамматическая связь между словами, которая выражается в окончании, когда при изменении главного слова изменяется и зависимое. Этого не происходит в рассмотренных примерах, поэтому мы и отнесем их к примыканию.

На мой взгляд, важной является следующая информация:

Согласование — подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках.

Зависимое слово при согласовании может быть выражено

1) прилагательным в любой форме (кроме простой сравнительной и построенной на его базе составной превосходной степеней сравнения), которое согласуется с главным словом в роде, числе, падеже: интересную книгу, краткое прилагательное в позиции определения — в роде и числе: Зол на друга, я перестал ему писать;

2) местоименным прилагательным (кроме его, ее, их), согласование то же: мою книгу;

3) порядковым числительным и числительным один, согласование то же: пятую / одну книгу;

4) причастием; согласование то же: прочитанную книгу;

5) существительным — согласованным приложением, которое согласуется с главным словом в падеже и числе (если согласуемое существительное изменяется по числам): мамой-учителем;

6) количественными числительными в косвенных падежах; согласование в падеже, а для слова оба и в роде: обеих девочек, обоих мальчиков.

Управление — подчинительная связь, при которой от главного слова зависит существительное или местоимение в форме определенного падежа с предлогом или без него.

Главное слово при управлении выражается

1) глаголом в любой форме: читать / читал / читающий / читая книгу;

2) существительным: чтение книги;

3) прилагательным: довольный успехом;

4) количественным числительным в именительном (винительном) падеже: три стула, пять стульев.

Зависимое слово при управлении — существительное, местоименное существительное или любая часть речи в функции существительного: посмотреть на друга / на него / на сидящего.

Примыкание — вид подчинительной связи, при которой к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово или форма изменяемого зависимого слова, не обладающая способностью согласования (инфинитив глагола, деепричастная форма, простая сравнительная степень прилагательного или наречия). Связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу.

Главное слово при примыкании :

1) глагол: бежать быстро,

2) прилагательное: очень быстрый,

3) наречие: очень быстро,

4) существительное: яйцо всмятку, брюки клеш, дети постарше.

Зависимое слово при примыкании выражается

1) наречием, в том числе в форме степеней сравнения: идти пешком, пиши быстрее,

2) деепричастием: говорил заикаясь,

3) инфинитивом: просил написать,

4) сравнительной степенью прилагательного: дети постарше,

5) неизменяемым (аналитическим) прилагательным: цвет хаки,

6) местоименным прилагательным его, ее, их: его дом / книга / окно,

Удачи на ГИА и ЕГЭ!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Типы словосочетаний

Таблица краткая, поясняет виды СС.


Типы словосочетаний 8 класс

Проверочная работа составлена в форме теста.


Подготовка учащихся к выполнению заданий ГИА по новой форме для 9-х классов по русскому языку.


Словосочетания . Типы словосочетаний (8 класс)

Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.

В рус­ском язы­ке сло­ва свя­за­ны в сло­во­со­че­та­ние согла­со­ва­ни­ем, управ­ле­ни­ем и при­мы­ка­ни­ем.

Виды словосочетаний

Между сло­ва­ми, что­бы они ста­ли сло­во­со­че­та­ни­ем, долж­на суще­ство­вать под­чи­ни­тель­ная связь или связь по смыс­лу. В зави­си­мо­сти от это­го в рус­ском син­так­си­се раз­ли­ча­ют три вида сло­во­со­че­та­ний: со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Таблица с примерами

Виды подчинительной связи в словосочетании

Согласование

ОпределениеСогласование — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой зави­си­мое сло­во при­ни­ма­ет грам­ма­ти­че­ские фор­мы глав­но­го сло­ва.

Согласование

При такой свя­зи оба сло­ва, и глав­ное, и зави­си­мое, пол­но­стью сов­па­да­ют в роде, чис­ле и паде­же. Делаем вывод, что оба сло­ва явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми.

Обычно согла­су­ют­ся суще­стви­тель­ные с при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми, с местоимениями-прилагательными, место­име­ния с суще­стви­тель­ны­ми.

Примеры

  • жел­тые листья
  • пожел­тев­шие стра­ни­цы,
  • тре­тий зво­нок
  • моя сум­ка
  • чистая сто­ло­вая
  • пере­до­вой рабо­чий
  • заго­ре­лый отды­ха­ю­щий
  • диван-кровать.

Управление

ОпределениеУправление — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой зави­си­мое сло­во упо­треб­ля­ет­ся в том кос­вен­ном паде­же, кото­ро­го тре­бу­ет глав­ное сло­во.

Управление

Примеры

  • писать (что?) кни­гу,
  • щел­кать (чем?) зуба­ми,
  • три (чего?) гри­ба,
  • улы­бать­ся (чему?) солн­цу.

В зави­си­мо­сти от того, каки­ми частя­ми речи выра­же­ны глав­ное и зави­си­мое сло­во, раз­ли­ча­ем виды сло­во­со­че­та­ний со свя­зью управ­ле­ния:

  • гла­гол + суще­стви­тель­ное (зака­зать фото­гра­фу, посмот­реть фильм, встре­тить маму),
  • при­ла­га­тель­ное + место­име­ние (нико­му не нуж­ный),
  • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (дирек­тор шко­лы, покрас­ка забо­ра),
  • наре­чие + суще­стви­тель­ное (груст­но до слез),
  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (двое ребят, три мед­ве­дя),
  • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние (бла­го­да­ря хозяй­ку, улы­ба­ясь мне).

Примыкание

ОпределениеПримыкание — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой неиз­ме­ня­е­мое зави­си­мое сло­во при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му толь­ко по смыс­лу.

Примыкание

В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их фор­мы:

инфи­ни­тив, наре­чие, дее­при­ча­стие, неиз­ме­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные, фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го.

Примеры

  • нау­ка наблю­дать
  • поз­во­лил выска­зать­ся
  • наме­рен отдох­нуть
  • читать быст­ро
  • пово­рот напра­во
  • стри­жен­ная по-мальчишески
  • спар­тан­ски стро­гий
  • раз­го­ва­ри­вал улы­ба­ясь
  • летел кувыр­ком
  • пой­ду бегом
  • взгляд иско­са
  • пры­гать выше
  • чуть север­нее
  • крас­ка инди­го
  • цвет хаки
  • час пик.

Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос.

Дополнительный мате­ри­алСмотрите ещё при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния, при­мы­ка­ния.

Здравствуйте. Скажите пожалуйста, какой будет тип связи в словосочетании "работать от души". Если примыкание , то правильно ли понимаю, что "от души" - это наречие?

Ответ справочной службы русского языка

Являются ли эти словосочетания примыкание м? Читать вслух, сделать точь-в-точь, обдумывая задание, желание понять, шел не торопясь.

Ответ справочной службы русского языка

В сл/соч. ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ какой вид связи и почему?

Ответ справочной службы русского языка

Вид связи здесь – примыкание (к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово; связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу).

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, какой вид связи используется в словосочетаниях "носить пальто, ехать в метро", то есть в таких, где зависимым словом является несклоняемое существительное. Думаю, что примыкание , но коллега склонна к варианту управление. Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте, помогите, пожалуйста, разобраться: ВЕСЕННИЙ СЕВ - это согласование, а СЕВ ВЕСНОЙ - управление? или примыкание ? Когда слова ВЕСНОЙ, ЛЕТОМ, УТРОМ становятся наречиями?

Ответ справочной службы русского языка

Добрый вечер. Подскажите, пожалуйста, не могу понять, почему в СС "ее дом" вид связи примыкание ? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Дело в том, что притяжательное прилагательное ее не изменяется по падежам, следовательно, оно не может "управляться" каким-либо падежом.

Ответ справочной службы русского языка

Вы смешиваете синтаксическую роль (в данном случае это действительно приложение) и синтаксическую связь (здесь это примыкание ).

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте. Здание В3 в ЕГЭ посвящено видам подчинительной связи в словосочетании. Я правильно понимаю, что границы трех видов связи довольно зыбки (особенно между управлением и примыкание м)? Напр., поставило в тупик словосочетание "немало имен". Рассуждал так: с одной стороны, тут есть падежное управление (немало (чего?) имен), с другой - признак примыкания (наличие неизменяемого слова (наречия). Есть ли какой-то более четкий критерий разграничения управления и примыкания? Буду крайне признателен за совет.

Ответ справочной службы русского языка

Тип связи - управление или примыкание - нужно определять по зависимому слову, а не по главному. Если зависимое слово существительное в определенном падеже, то перед нами сочетание со связью управления.

Подскажите, пожалуйста, насколько допустимо использование слов, где "эсперанто-" выступает в качестве своеобразного префикса, обозначающего отношение к эсперанто и ко всему, с ним связанному? В Орфографическом словаре приводятся слова "эсперанто-движение" и "эсперанто-ассоциация", но допустимы ли в целом такие формы, как "эсперанто-организация", "эсперанто-лига", "эсперанто-среда", "эсперанто-литература", "эсперанто-традиции", "эсперанто-встреча" и т. п.? Есть ли общее правило/соображение, или же с каждым конкретным словом вопрос решается отдельным образом? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Такая модель образования новых слов сегодня очень продуктивна, и ошибки здесь нет. Однако традиционны сочетания с примыкание м и управлением: литература по эсперанто, движение эсперанто и т. д.

Ответ справочной службы русского языка

Вряд ли это возможно, если только вместо слова "в плечах" не использовать какое-нибудь синонимичное наречие.

Ответ справочной службы русского языка

Управление (если считать "лесом" формой существительного) или примыкание (если рассматривать "лесом" как наречие).

Ответ справочной службы русского языка

если зависимое слово в словосочетании является неизменяемым существительным, то какой это тип связи? Например, слушать радио.

Читайте также: