Может ли движимое имущество стать недвижимым

Обновлено: 25.04.2024

Движимое имущество – это всё имущество, которое нельзя классифицировать, как недвижимость – это жилые и производственные помещения, земельные участки, сооружения и так далее. Движимое имущество – это материальные ценности, которые можно передать физически от одного лица к другому. Перечислим, что относится к движимому имуществу: природные ресурсы, оборудование, которое возможно транспортировать, мебель, скот и другое. Необходимо различать движимое имущество от выраженного нематериально имущества в требованиях (права, ценные бумаги и так далее). Но трактовка некоторых объектов вызывает сложности. К примеру, понятно, что автомобиль – это движимое имущество, а недвижимое имущество – это лес, но срубленный лес уже можно транспортировать, тогда он становится движимым имуществом.

Движимая вещь (движимое имущество) — это любая вещь (в том числе ценные бумаги и деньги), которая не относится законом к недвижимости.

К недвижимым вещам относятся участки недр, земельные участки и всё, что связанно прочно с землёй, то есть объекты, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их предназначению, в том числе сооружения, здания, объекты неоконченного строительства. Российское законодательство к недвижимости также относит: морские и воздушные суда, космические объекты и суда внутреннего плавания.

Вид имущества движимого и недвижимого определяют по двум критериям:

  1. юридический — отнесение вещей к разряду недвижимых, вне зависимости от связи с землёй;
  2. материальный — степень связи с землёй вещей.

имущество движимое

По материальному критерию — движимой является вещь, которая не имеет прочной связи с землёй.

По юридическому критерию — движимой является вещь, перенос которой можно осуществить без нанесения для её назначения несоразмерного ущерба и вещь, не определяемая прямо законом, как недвижимость.

Для отнесения вещи к категории движимых, она должна удовлетворять оба критерия, иначе такая вещь будет относится к недвижимой.

История

Разделение вещей на недвижимые и движимые известно ещё в Римском гражданском праве классического периода (III век до н. э. — III век н. э.). К движимым пространственно относились перемещаемые вещи, а к недвижимым — земельные участки и все, что создается на них, а помимо этого — пространство над землей, недра. Считалось, что сделанное на поверхности следует за поверхностью.

В истоках такого деления вещей стоят более древние римские традиции. На ранних стадиях развития римского государства, земля, как самый важный объект собственности, составляла государственную собственность и принадлежала всей римской общине. Права на землю отдельных граждан определялись институтом владения (лат. possessio ), который означал только господство лица над вещью, в то время как право распоряжения данной вещью было ограничено. Сделки с землёй могли производить лишь квириты (римские граждане) меж собой, при помощи проведения публичного специального процесса — манципации (лат. mancipatio ). Действительность манципации утверждал судебный акт. Сделки в отношении прочих вещей (кроме крупного скота и рабов) выполнялись без манципации, при помощи простой передачи объектов сделки.

Федеральное имущество и структура федеральных властей, местных органов управления

Главные функции Росимущество в установленных полномочиях:

3543760

  • выполнение единственной государственной политики в области собственности и отношений земли;
  • внедрение полномочий владельца в лимитах и поскольку это должно быть, определено федеральным законодательством, относительно собственности федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акции (акции) акционерных (экономических) компаний и другого имущественного казначейства образования Российской Федерации
  • дифференцирование принадлежащей государству собственности, включая на земле, на собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципалитетов;
  • внедрение полномочий владельца собственности дебитора – федеральное государственное унитарное предприятие, выполняя процедуры банкротства;
  • защита собственности и других прав и законных интересов Российской Федерации в случае управления федеральной собственностью и ее приватизацией на территории Российской Федерации и за границей;
  • внедрение учета федеральной собственности и ведения реестра федеральной собственности.

Ток, оперативное управление коммунальным хозяйством должно быть осуществлено структур, которые особенно созданы с этой целью созданные из профессионально подготовленного персонала. Функции таких структур управления в муниципалитетах выполняют органы местного самоуправления. Они созданы в более широких целях и решении по крайней мере двух задач: политическое (властное) и экономическое правление, и не всегда возможно разделить эти задачи точно.

Методы оценки стоимости имущества

Специалисты используют следующие методы оценки стоимости имущества:

  • сравнительный метод;
  • дорогостоящий метод;
  • прибыльный метод.

Сравнительный метод требует идентификации конкурирующих объектов собственности, определения степени их сопоставимости к предполагаемому объекту для объективной корректировки цены продажи подобной собственности согласно изменяющейся конъюнктуре рынка.

Методы сравнительного подхода позволяют определять рыночную стоимость из места использования. Чтобы определить стоимость местом использования, необходимо добавить затраты для транспортировки, основного строительства, установки и пуско-наладочных работ к рыночной стоимости.
погрузка…

567458

Дорогой метод принимает использование информации рынка о текущей стоимости и условиях рынка применения методов. Эта информация позволяет оценщику определять размер предпринимательской прибыли, прибыльность организаций, показывать выгоды, и также уровень функционального устаревания собственности с момента входа на рынок.

Затратный подход – имущественный метод оценки на основе определения стоимости затрат для создания, изменения и использования собственности, принимающей во внимание все типы амортизации.

Затратный подход понимает принцип замены, которая выражена, что покупатель не оплатит за готовый объект больше, чем для созданного объекта той же полноценности.

Прибыльный метод требует от оценщика знания информации рынка о функционировании рынка, на котором есть собственность. Необходимо определить операционные расходы, ожидаемые нормы доходности, и также конкурентоспособный потенциал определенным рынком.

Различия между движимым и недвижимым имуществом

Все мы часто сталкиваемся с понятиями движимое имущество и недвижимость. В какой их различия? С одной стороны, это является на вид четким: подвижный то, что может быть перемещено, перемещено, поэтому, с неподвижным, которым это не может быть сделано. Но тем не менее это было бы требуемым, чтобы рассмотреть эти два понятия более в частности, точно понять то, что, это. Так, движимое имущество является, действительно, вещами, которые могут быть перемещены с места на место посредством собственных или иностранных сил. Одновременно они или те особенности и функции этих объектов не будут сломаны. Российский закон ограничен очень простой передачей факта, что возможно занять место как личная собственность, а именно: автомобильный транспорт большая часть различной функции; компьютер и офисное оборудование; различное промышленное оборудование; драгоценности; ценные бумаги; бытовая техника; мебель и другие объекты использования.

Любопытно, что Французское право подразделяет личную собственность на два типа: движимое имущество и движимые вещи. Морские суда, летательные аппараты, делают интервалы между беспокойством объектов к первому, например, который является всем, что может “независимо” переместиться. Однако, в некоторых случаях проекты могут быть оценены как категория так называемой подвижной недвижимости. В российском законодательстве строительство принадлежит регулярной недвижимости, где оцениваются земельные участки, любые здания и строительства, водные объекты, долгосрочные установки и леса, участки подпочвы. Все, что связано с землей и не может быть перемещено или перемещено, не нанося ущерб цели объекта, называют недвижимостью.

Каждое лицо имеет право владеть, свободно расположить и использовать это, он – владелец какой. Рассматривая более подробно различия между этими двумя типами собственности, нужно отметить, что права на движимое имущество и различные операции с ним не подвергаются государственной регистрации, за исключением случаев, которые непосредственно указаны в законодательстве. В частности это касается автотранспортных средств. Любая недвижимость требует регистрации, что потенциальный владелец ввел права на него на законных основаниях.

На видео: Понятие недвижимого имущества – Роман Бевзенко

6345634


Есть такой момент, когда в случае ссылки их или тех типов собственности к категории подвижных ошибок сделаны.

Какое имущество, такой и договор

53508933ae3fea65792e2ae4ed68ccaa

Вид имущества (движимое/недвижимое), по поводу которого стороны заключают сделку, может непосредственно влиять на соответствующий гражданский договор, который ее оформляет. В этом случае норма закона обычно четко разделяет, как действовать в ситуации с недвижимым имуществом, а как – при движимом имуществе. Приведем несколько примеров.

От вида имущества может зависеть, например, форма договора дарения. Так, договор дарения недвижимости всегда подлежит государственной регистрации, а подарить движимое имущество можно и в устной форме. Но есть два исключения, когда обязательна письменная форма, хотя и без государственной регистрации (п. 2 ст. 574 ГК РФ):

  • дарителем является юридическое лицо и стоимость дара больше 3000 рублей;
  • договор содержит обещание дарения в будущем.

Дарение между коммерческими организациями запрещено (ст. 575 ГК РФ). Исключением выступают обычные подарки, то есть стоимостью не более 3000 рублей.

В свою очередь предметом договора проката может быть только движимое имущество (п. 1 ст. 626 ГК РФ).

В зависимости от вида имущества установлены разные сроки, в течение которых участники долевой собственности вправе воспользоваться своим правом преимущественной покупки. Вот эти сроки: по недвижимому имуществу – в течение месяца, по движимому – в течение 10 дней со дня извещения (п. 2 ст. 250 ГК РФ).

Мы коротко рассмотрели определение термина движимое имущество, история, структура федеральных властей и местных органов управления имуществом, методы оценки стоимости имущества, различия между движимым и недвижимым имуществом, какое имущество, такой и договор. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Понравилось это определение бизнес термина? Теперь Вы знаете, что это такое - Движимое имущество, поделитесь в соц. сетях и расскажите друзьям - это лучшая благодарность нам! Поставьте свою оценку этому описанию бизнес термина, ПРОГОЛОСУЙТЕ за полезность - это анонимно и всем видно.

Критерии разделения движимого имущества от недвижимости фото

Каковы критерии разделения имущества на движимое и недвижимое?

Публикация актуальна для слушателей курсов повышения квалификации по направлениям:

Сегодня от налога на имущество организаций освобождено все движимое имущество, которое было принято на учет с 1 января 2013 года. Данная норма имеет силу только в тех регионах России, где принят подобный региональный закон (согласно требованиям пункта 25 статьи 381 и 381.1 Налогового кодекса РФ).

Уже после 1 января 2019 года любое движимое имущество перестанет быть объектом налогообложения налогом на имущество организаций. Об этом гласит принятый Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".

Налоговая служба РФ дает разъяснения по поводу разграничения имущества организации. Такая необходимость продиктована положениями главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), а также в связи с запросами на предоставление налоговой льготы в отношении движимого имущества, что предусмотрено пунктом 25 статьи 381 НК РФ.

Что нужно включить в перечень движимого имущества, чтобы исключить это имущество из объектов налогообложения?

Налоговый кодекс не разделяет понятия "движимое" и "недвижимое имущество". Но тем не менее статья одиннадцатая НК РФ позволяет применять определения, которые содержатся в иных отраслях законодательства, например, в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ).

Движимое и недвижимое имущество в ГК РФ

В статье 130 Гражданского кодекса пункт 2 указывается, что вещи, которые не относятся к недвижимости, признаются движимым имуществом. При этом в пункте один этой же статьи указано все, что является недвижимым имуществом, а именно:

  • земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
  • помещения и машино-место,
  • а также другое имущество.

Недвижимое имущество в Жилищном кодексе РФ

В Жилищном кодексе Российской Федерации, а именно в статье 15, недвижимым имуществом признаются:

  • все виды жилых помещений (жилой, в том числе многоквартирный, дом и его часть, квартира и ее часть, комната).

Также имеется приложение к Федеральному закону от 10.01.2003 № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации". Здесь к недвижимости причислены дачи и гаражи.

Объекты незавершённого строительства

Об объектах незавершенного строительства говорится в Федеральном законе от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", где также четко определены понятия:

  • "здание",
  • "сооружение",
  • "помещение".

Что является объектом незавершенного строительства, можно подчерпнуть из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Судебная практика показывает, что одним из критерие признания имужества недвижимым, является наличие регистрации вещных прав на недвижимость (определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.04.2016 по делу № 310-ЭС15-16638)

Важно учесть, что государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2015 № 303-ЭС15-5520).

Как разграничить недвижимое имущество? Инструкция от Налоговой службы

  1. Проверьте наличие записи об объекте в ЕГРН;
  2. Если нет сведений в ЕГРН, то нужно исследовать вопрос о наличии оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей, а значит и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению

Возьмём для примера объект капитального строительства.

Собираем для исследования следующие документы:·

документ технического учета

документ технической инвентаризации,

документ-разрешение на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию (при их необходимости),

заключения экспертизы или иных документов, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объектов, и т.п.

Популярные статьи в категории:

Как избавиться от мозолей на ногах?

Польза или вред фиников для организма

Дешёвые образовательные курсы: Как распознать мошенников?

Тепловой удар: как распознать, что делать и как предотвратить?

Наши менеджеры готовы проконсультировать Вас по любому вопросу, в любое время суток 24/7:

Последняя возможность продлить сертификат на 5 лет!
Идет набор в заключительную группу с выдачей мед. сертификата в 2020!

Практически каждое бюджетное учреждение владеет движимым и недвижимым имуществом. Права собственности или иные права (оперативное управление, безвозмездное пользование, бессрочное (постоянное) пользование и др.) на имущество подлежат государственной регистрации и учету в установленном законодательством РФ порядке. В данной статье рассмотрены основные нарушения, выявляемые в ходе проверок и ревизий бюджетных учреждений, связанные с регистрацией и учетом движимого и недвижимого имущества.

Программа ревизии финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений включает правильность учета имущества учреждения, а также его сохранность и рациональное использование. В рамках данного вопроса проверяется имущество учреждения, документы, подтверждающие право владения и пользования им, и др.

В соответствии со ст. 120, 296 ГК РФ бюджетное учреждение владеет имуществом на праве оперативного управления. Имущество бюджетного учреждения может быть движимым и недвижимым.

Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся: земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Рассмотрим основные положения регистрации и учета имущества учреждения, а также наиболее часто встречающиеся нарушения, связанные с ними.

Проверка начинается с предъявленных учреждением документов, подтверждающих его права на находящееся на балансе имущество.

Напомним, согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. При этом регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право постоянного пользования, ипотека, а также иные права в случаях, предусмотренных законодательством.

Право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество согласно ст. 219 ГК РФ возникает с момента его регистрации.

Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.

В основном государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.

Таким образом, ревизор должен удостовериться в наличии государственной регистрации прав на все недвижимое имущество проверяемого учреждения.

Согласно ст. 4 Федерального закона № 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе аренда.

Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Кроме того, государственная регистрация прав, осуществленная в отдельных субъектах РФ и муниципальных образованиях до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, является юридически действительной.

Добавим, что государственная регистрация возникшего до введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации, возникших после введения в действие данного закона перехода такого права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие указанного закона сделки с объектом недвижимого имущества.

Пример 1

В ходе проверки использования по назначению и сохранности государственного имущества Краснодарского края, закреплённого на праве оперативного управления за государственным учреждением, установлено следующее.

На балансе бюджетного учреждения числятся 10 объектов недвижимого имущества, подлежащего регистрации (здания, сооружения). В период проверки предъявлены свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления на 5 объектов основных средств.

В нарушение ст. 131 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона № 122-ФЗ учреждением не приняты меры по регистрации права оперативного управления на 5 объектов основных средств общей балансовой стоимостью 8 000 000 руб.

В случае если проверка проводится представителями Росфиннадзора и его территориальных органов, согласно п. 122 и 123 Административного регламента*(1) в проверяемое учреждение, допустившее нарушение, должно быть направлено предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства РФ и представление о ненадлежащем исполнении бюджета с указанием срока для их рассмотрения и принятия соответствующих мер по устранению и недопущению в дальнейшем указанных в предписании и представлении нарушений требований бюджетного законодательства РФ.

На практике срок регистрации имущества довольно продолжительный - не менее шести месяцев, поэтому выполнить требования представления и предписания учреждению не удается. В силу п. 126 Административного регламента за неисполнение требований представления или предписания на учреждение или руководителя учреждения может быть возложена административная ответственность в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ, а именно: наложение административного штрафа на должностных лиц - от 1 000 до 2 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет, на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.

В случае если учреждение не может выполнить требования в срок по причинам, не зависящим от него, рекомендуем в письме-ответе о выполнении представления или предписания выразить просьбу о продлении срока исполнения представления или предписания с указанием соответствующих причин. Руководство контролирующего органа может принять решение о продлении срока либо принять во внимание просьбу при вынесении решения о наказании учреждения.

Отметим, что в ходе проверки выявляется нарушение п. 2 ст. 6 Федерального закона № 122-ФЗ, а именно: уплата государственной пошлины при государственной регистрации перехода права на объект недвижимого имущества, возникшего до введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ, ил и сделки об отчуждении данного объекта недвижимого имущества.

В последнее время контролирующие органы интересует вопрос регистрации права на земельные участки проверяемых учреждений.

Напомним, в соответствии со ст. 20 ЗК РФ государственным и муниципальным учреждениям земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование.

Добавим, что Департамент недвижимости Минэкономразвития рассмотрел обращение по вопросу применения положений ст. 22.2 Федерального закона № 122-ФЗ и в Письме от 20.01.2009 N Д23-100 "О применении положений ст. 22.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отметил следующее.

Пунктом 4 ст. 22.2 Федерального закона 3 122-ФЗ установлен порядок государственной регистрации прав в отношении образуемых земельных участков. При этом необходимо отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 11.4 и п. 1 ст. 11.5 ЗК РФ, п. 18 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" измененный земельный участок не является образуемым земельным участком, а сохраняется с тем же кадастровым номером, но в измененных границах.

В то же время согласно п. 6 ст. 22.2 Федерального закона № 122-ФЗ отсутствие государственной регистрации права на измененный земельный участок не является препятствием для государственной регистрации прав на образуемые из него участки.

Пример 2

В декабре 2009 года в бюджетном учреждении проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности за 2008 год.

В ходе проверки установлено, что на балансе учреждения числятся 4 здания, которые закреплены за ним на праве оперативного управления. Документы, подтверждающие права на земельные участки, на которых находятся здания, в период проверки не предъявлены.

Повторим, что в соответствии со ст. 130 ГК РФ регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе. Законодательством РФ предусмотрена государственная регистрация транспортных средств.

В ходе ревизий и проверок в обязательном порядке изучаются документы, подтверждающие регистрацию транспортных средств.

Напомним, в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрацию транспортных средств на территории РФ осуществляют:

Порядок регистрации транспортных средств установлен Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года № 1001 "О порядке регистрации транспортных средств".

Пример 3

Как объясняет представитель учреждения, одно автотранспортное средство получено пять дней назад, на данный момент документы отправлены на регистрацию в ГИБДД письмом от 11 ноября 2009 года № 259. По остальным транспортным средствам объяснения отсутствуют, в связи с чем учреждению направлено предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства РФ и представление о ненадлежащем исполнении бюджета с указанием срока для их рассмотрения и принятия соответствующих мер по устранению и недопущению в дальнейшем указанных в предписании и представлении нарушений требований бюджетного законодательства РФ.

Некоторые бюджетные учреждения сдают неиспользуемые площади в аренду. В этом случае в ходе ревизии необходимо проверить наличие регистрации договоров аренды.

В соответствии со ст. 609 ГК РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. При этом согласно ст. 26 Федерального закона № 122-ФЗ, ст. 657 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из его сторон.

Если в аренду сдается земельный участок (участок недр) или его часть, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием его части, сдаваемой в аренду.

Обратите внимание, что договоры аренды (субаренды) земельного участка, заключенные на срок менее года, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ст. 26 ЗК РФ).

Если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещений с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или его части регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения).

Пример 4

В ходе проверки образовательного учреждения выявлен факт сдачи имущества в аренду по договору.

Ответственность при государственной регистрации имущества

Статьей 31 Федерального закона № 122-ФЗ предусмотрена ответственность при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Зачастую нарушения допускаются вследствие того, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав и учет имущества, не выполняет свои обязанности в полном объеме.

Вред, причиненный юридическим лицам в результате ненадлежащего исполнения органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, возложенных на них законодательством обязанностей, в том числе в результате внесения в Единый государственный реестр прав записей, не соответствующих закону, иному правовому акту, правоустанавливающим документам, возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме.

Для учреждений предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 19.21 КоАП РФ, а именно: несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.

Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок (ст. 19.22 КоАП РФ), если такая регистрация обязательна, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от 100 до 300 руб., на юридических лиц - от 1 000 до 3 000 руб.

*(1) Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утв. Приказом Минфина РФ от 04 сентября 2007 года № 75н.

*(3) Федеральный закон от 14 марта 2009 года № 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними".

Для решения вопроса об уплате либо неуплате налога на имущество с волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) или ее отдельных объектов, необходимо определить, являются ли эти объекты движимым или недвижимым имуществом.

Движимое имущество, принятое на учет c 1 января 2013 года в качестве основных средств, было освобождено от уплаты налога на имущество до 1 января 2019 года. После этой даты движимое имущество вообще перестало быть объектом налога на имущество, а значит, и облагаться этим налогом. В результате возникли налоговые споры о квалификации имущества в качестве движимого/недвижимого. Налогоплательщики пытаются доказать, что имущество, которое они традиционно считали движимым, не перестало таковым являться с момента появления налоговых преференций. Споры о квалификации коснулись трубопроводов, линий электропередачи, тепловых электростанций, производственного оборудования, смонтированного на фундаменте внутри цехов, заборов, асфальтированных площадок, световых конструкций на зданиях, и прочих объектов.

Операторы связи не остались в стороне от вопроса о квалификации профильных для своего бизнеса объектов, который приобрел актуальность в свете текущих судебных споров об уплате налога на имущество. Отрасль связи во многом регулируется специальными нормами. Вопрос о том, считать ли движимым/недвижимым имуществом линейно-кабельные сооружения (ЛКС), был урегулирован постановлением правительства РФ от 11.02.2005 №68. В этом нормативно-правовом акте зафиксировано, что ЛКС представляют собой совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимся движимым имуществом физическими цепями (кабелями), и кадастровый учет и государственная регистрация могут быть осуществлены как для единого недвижимого комплекса. Также ЛКС признается объект недвижимости, созданный или приспособленный для размещения кабеля связи, функционально и технологически не взаимосвязанный и не образующий единое целое с другими сооружениями связи.

Прямо в качестве объектов недвижимости в постановлении названы кабельная канализация, наземные и подземные сооружения специализированных необслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов, кабельные переходы через водные преграды, закрытые подземные переходы (проколы, микротоннели, коллекторы).

Суды, поддержавшие пере­квалификацию имущества из движимого в недвижимое, вслед за налоговыми органами исходили из того, что любые технологически связанные между собой объекты являются недвижимостью или единым недвижимым комплексом (например, дело ООО "ЛУКОЙЛ-Волго­град­нефте­пере­работка" №А40‑176218/2017 в отношении трубопроводов и газоходов). Исходя из правоприменительной практики, несложно предположить, что аналогичная логика о технологической связанности объектов может быть применена налоговыми органами и к ВОЛС.

Некоторый "просвет" в этом вопросе для налогоплательщиков возник после принятия Верховным Судом РФ определения от 12.07.2019 по делу ЗАО "Лесо­завод 25" №А05‑879/2018 в отношении оборудования линии по производству древесных гранул. При квалификации имущества суд предложил оценивать такие параметры, как самостоятельное предназначение и возможность самостоятельного использования объекта, а не только его связанность со зданием цеха и другими объектами производства, а также наличие общего фундамента. Еще одним критерием для оценки стало отнесение объектов в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов к самостоятельной группе основных средств. Расходы на демонтаж оборудования, по мнению суда, автоматически не презюмируют несоразмерный ущерб. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение, и хотя итоговое решение можно прогнозировать, полной уверенности в повороте практики в пользу налогоплательщиков нет.

Иллюстрацией этого служит решение Арбитражного суда города Москвы по делу ПАО "Орскнефтеоргсинтез" №А40‑85398/19‑20‑1574, принятое после появления позиции Верховного Суда РФ, в котором суд "возвращает" внимание к критериям, предложенным для квалификации имущества в гражданском обороте (непосредственная и опосредованная связь с землей, определение несоразмерности ущерба имуществу через расходы на его возможное перемещение).

Ранее вопрос о квалификации ВОЛС в качестве движимого/недвижимого имущества возникал только в судебных спорах о регистрации права собственности с Росреестром. Единственный налоговый спор, завершившийся в 2019 году постановлением суда кассационной инстанции не в пользу налогоплательщика, касался признания ВОЛС недвижимым имуществом только в силу того, что налогоплательщик не отразил в учете объекты незавершенного строительства и не уплатил с них налог на имущество. Какие-либо аргументы об основаниях признания ВОЛС недвижимым имуществом в судебных актах по делу А32‑38832/2018 отсутствуют.

Экспертный совет Федеральной налоговой службы России также не оставляет без внимания "операторские объекты" (и не только ВОЛС), в связи с чем в настоящее время перед налоговыми органами и операторами стоит задача в выработке единого подхода и критериев классификации "связного" имущества.

Читайте также: