Мнение граждан при предоставлении земельного участка для строительства

Обновлено: 31.05.2024

Согласно Земельному кодексу РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование земли является земельный налог или арендная плата. Вместе с тем, Земельным Кодексом определены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно. Федеральным законом определено, что случаи и порядок бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ.

В рамках контрольного мероприятия проведен анализ соблюдения требований законодательства и нормативных правовых актов при предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, льготной категории граждан, в том числе гражданам, имеющим трех и более детей.

За период с 2011 года по февраль 2017 года многодетным семьям предоставлено 1189 участков (62%). За проверенный период 2016 - 2017 гг. многодетным семья было предоставлено 723 земельных участка, в том числе:

Процент многодетных семей, получивших земельные участки в собственность, по состоянию на 31.12.2017 г. составил 99 % от числа поставленных на учет.

Для исполнения муниципальной услуги по предоставлению земельных участков многодетным семьям Администрацией города Кургана в 2015 году утвержден Административный регламент, определяющий сроки и последовательность процедур уполномоченного департамента по исполнению муниципальной услуги по бесплатному предоставлению земельных участков, порядок взаимодействия между структурными подразделениями и должностными лицами Администрации города Кургана, порядок взаимодействия уполномоченного Департамента (ДАСиЗО) с заявителями при предоставлении муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для ИЖС гражданам, имеющим трех и более детей.

Согласно Закону Курганской области информация о местоположении и количестве земельных участков, планируемых к предоставлению в текущем году гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства и подавшим заявления до вступления в силу изменений, внесенных в Закон Курганской области в мае 2015 года, подлежала официальному опубликованию (обнародованию) и размещению на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

По результатам контрольного мероприятия в адрес ДИЗО Курганской области направлено предложение по установлению в Законе Курганской области № 61 обязательности размещения информации о земельных участках, планируемых к предоставлению в текущем году, не только в СМИ, но и на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". По информации ДИЗО Курганской области предложение КСП будет учтено при разработке новой редакции Закона Курганской области.

Согласно п. 42 Административного регламента основанием для начала выполнения административной процедуры по предоставлению земельного участка является наличие образованных и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков, планируемых к предоставлению.

Административным регламентом установлено, что заявителю, стоящему первым в очереди на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков, направляется уведомление о предоставлении земельного участка, в котором предлагается выбрать один из предложенных земельных участков.

Контрольным мероприятием установлено, что специалистами уполномоченного Департамента при наличии не одного десятка сформированных земельных участков заявителю направлялось уведомление о выборе земельного участка из двух предложенных. Между тем, ни одним нормативным правовым актом Российской Федерации или Курганской области не установлено ограничение по количеству земельных участков при предоставлении права выбора одному заявителю.

Кроме того, действующее законодательство предусматривает норму о том, что только гражданам, стоящим первыми на учете, должно направляться уведомление в отношении земельных участков, на которые получены кадастровые паспорта из органа, осуществляющего кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, несмотря на количество таких земельных участков. То есть, гражданам, стоящим на учете вторыми и далее, направление уведомления законодательством не предусмотрено до тех пор, пока не будет решен вопрос с первоочередником. В ходе контрольного мероприятия установлено, что право выбора из 2-х земельных участков предоставляется одновременно всем очередникам, что, по мнению КСП, не в полной мере соответствует требования действующего земельного законодательства и может нести коррупционные риски.

Постановлением Правительства Курганской области от 29.12.2017 г. № 521 в 2017 году на инфраструктурное обустройство земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, было запланировано 15, 725 млн. руб. Из запланированных на инфраструктурное обустройство земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, муниципальному образованию г. Шадринск выделено 10,866 млн. руб. для строительства наружных сетей водоснабжения к жилой застройке для многодетных семей. Для Далматовского района Курганской области выделено 4,690 млн. руб. для строительства наружных сетей газоснабжения для предоставления земельных участков многодетным семьям. Нераспределенный резерв запланированных средств составил 168,447 тыс. руб. Администрация города Кургана участие в отборе по предоставлению субсидий из областного бюджета на инфраструктурное обустройство земельных участков за период 2016 - 2017гг. не принимала.

Анализ Порядка предоставления и расходования субсидий, утвержденного постановлением Правительства Курганской области, показал, что отбор муниципальных образований для предоставления субсидий осуществляется по утвержденным критериям, в том числе по наличию утвержденной в установленном порядке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

Анализ Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа – города Кургана Курганской области на период до 2028 года, утвержденной решением Курганской городской Думы от 22.04.2015 г. № 50, показал, что утвержденные перспективы развития муниципального образования в части прогноза застройки территории города Кургана не предусматривают развитие территорий, на которых, начиная с 2015 года, проводятся планировка и межевание земельных участков, в том числе для предоставления этих земельных участков семьям, имеющим трех и более детей.

-мкрн. Пригородный – 292 земельных участка;

-17 мкрн. – 62 земельных участка;

- мкрн. Зайково – 369 земельных участков.

Таким образом, денежные средства, направляемые городским бюджетом только на разработку проектов и межевание земельных участков для льготной категории граждан, по мнению КСП, не способствуют развитию малоэтажного жилищного строительства и не достигают цели улучшения жилищных условий для льготных категорий граждан.

По результатам проведенного анализа в адрес Руководителя Администрации города Кургана направлено представление с предложением по актуализации систем программных мероприятий программ в части развития коммунальной инфраструктуры территорий, на которых расположены земельные участки, предоставляемые льготным категориям граждан. Кроме того, было предложено рассмотреть вопрос об участии муниципального образования в отборе предоставления из областного бюджета субсидий на инфраструктурное обустройство земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей.

С результатами контрольного мероприятия ознакомлен Руководитель Администрации города Кургана. Отчет о результатах проведенной проверки направлен Главе города Кургана. Информация об итогах контрольного мероприятия заслушана на заседании постоянной депутатской комиссии по социальным вопросам Курганской городской Думы.

1. В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

2. В извещении указываются:

1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;

2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;

3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;

5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;

6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;

7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;

8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект;

9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.

3. В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

4. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

5. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.

6. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.

7. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Прокурор Белгородской области обратился в суд с заявлением об оспаривании п. 3 ч. 2 ст. 3 Закона Белгородской области ссылаясь на то, что оспариваемая норма противоречит положениям ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права многодетных семей на бесплатное приобретение земельного участка в собственность.

Решением Белгородского областного суда от 24.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Отказывая в удовлетворении апелляционного представления прокурора Белгородской области, Верховный Суд Российской Федерации исходил из следующего.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (под. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы ст. 28 ЗК РФ, согласно п. 2 которой предоставление таких земельных участков в собственность осуществляется за плату.

Таким образом, федеральный законодатель предоставил полномочия по определению оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли законодателю субъекта Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемая норма принята законодательным органом субъекта РФ в пределах предоставленных полномочий и не противоречит положениям федерального законодательства и не содержит каких-либо ограничений в установлении порядка предоставления земельных участков многодетным семьям бесплатно.

Поскольку в ЗК РФ отсутствуют обязательные предписания о порядке предоставления бесплатно земельных участков многодетным гражданам на основании п. 2 ст. 28 ЗК РФ, суд правомерно сделал вывод о том, что установление в оспариваемом региональном нормативном правовом акте указанных условий являются элементами порядка предоставления земельного участка указанной категории граждан бесплатно.

Довод апелляционного представления о том, что оспариваемая норма лишает возможности бесплатного получения участков тех граждан, кто ранее приобрел земельные участки у организаций (участником, акционером) которых является Белгородская область или муниципальное образование, и осуществляет строительство на данных участках и создает неравные условия в получении льготы для граждан одной социальной категории, основан на произвольном толковании норм и не может повлечь отмену обжалуемого судебного постановления (определение Верховного Суда РФ от 21.05.2014 № 57-АПГ14-1).

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации

9 июля 2014, 10:51

Определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям является прерогативой законодателя субъекта Российской Федерации

Прокурор Белгородской области обратился в суд с заявлением об оспаривании п. 3 ч. 2 ст. 3 Закона Белгородской области ссылаясь на то, что оспариваемая норма противоречит положениям ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права многодетных семей на бесплатное приобретение земельного участка в собственность.

Решением Белгородского областного суда от 24.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Отказывая в удовлетворении апелляционного представления прокурора Белгородской области, Верховный Суд Российской Федерации исходил из следующего.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (под. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы ст. 28 ЗК РФ, согласно п. 2 которой предоставление таких земельных участков в собственность осуществляется за плату.

Таким образом, федеральный законодатель предоставил полномочия по определению оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли законодателю субъекта Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемая норма принята законодательным органом субъекта РФ в пределах предоставленных полномочий и не противоречит положениям федерального законодательства и не содержит каких-либо ограничений в установлении порядка предоставления земельных участков многодетным семьям бесплатно.

Поскольку в ЗК РФ отсутствуют обязательные предписания о порядке предоставления бесплатно земельных участков многодетным гражданам на основании п. 2 ст. 28 ЗК РФ, суд правомерно сделал вывод о том, что установление в оспариваемом региональном нормативном правовом акте указанных условий являются элементами порядка предоставления земельного участка указанной категории граждан бесплатно.

Довод апелляционного представления о том, что оспариваемая норма лишает возможности бесплатного получения участков тех граждан, кто ранее приобрел земельные участки у организаций (участником, акционером) которых является Белгородская область или муниципальное образование, и осуществляет строительство на данных участках и создает неравные условия в получении льготы для граждан одной социальной категории, основан на произвольном толковании норм и не может повлечь отмену обжалуемого судебного постановления (определение Верховного Суда РФ от 21.05.2014 № 57-АПГ14-1).

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Я являюсь владельцем участка ИЖС. Сосед на соседнем участке выстроил монолитную бетонную стену высотой 3 м и отсыпал на своем участке грунт, т.е. поднял свой участок на 3 м. Свой участок я хочу продать, но уже три месяца не могу этого сделать. Всех пугает подпорная стена. Я почитал градостроительный план на свой участок. Там написано, что забор допускается возводить высотой до 1,8 м. Забор должен быть проветриваемым на высоту не менее 0,5 м от земли. Вся подпорная стена толщиной 35 см находится на моей территории. Еще в градплане указано, что изменять рельеф можно только с нотариально заверенного разрешения соседа. Сосед у меня ничего не спрашивал. Можно ли расценивать опорную стену как забор, есть ли какие-то нормативы на строительство подпорной стены и отсыпке участков?

В соответствии со ст. 260 Гражданского кодекса РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (ст. 209 ГК РФ) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Пунктом 3 ст. 209 ГК РФ установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Собственник земельного участка может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).

Земельные споры в соответствии с п. 1 ст. 64 Земельного кодекса РФ рассматриваются в судебном порядке.

Таким образом, в случае размещения опорной стены на принадлежащем вам земельном участке вы вправе обратиться к собственнику соседнего земельного участка, а в случае его отказа - в суд с требованием об устранении нарушений ваших прав, выразившихся в самовольном занятии части принадлежащего вам земельного участка.

Согласно п. 1 ст. 60 ЗК РФ в случае самовольного занятия земельного участка или его части нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению.

Действия, нарушающие права на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения (п. 2 ст. 60 ЗК РФ).

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (п. 3 ст. 76 ЗК РФ).

Одновременно в соответствии с п. 1 ст. 62 ЗК РФ могут быть взысканы убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, которые подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Кроме этого, в соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ строительство зданий, строений и сооружений, к которым относится опорная стена и (или) ограждение, должно выполняться на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Согласно ст. 43 Правил землепользования и застройки городского округа Новороссийск, утвержденных решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 23.12.201 № 4394, в зоне застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными участками установлены следующие требования.

Изменение общего рельефа участка, осуществляемое путем выемки или насыпи, ведущее к изменению существующей водоотводной (дренажной) системы, к заболачиванию (переувлажнению) смежных участков или нарушению иных законных прав их владельцев, не допускается. При необходимости изменения рельефа должны быть выполнены мероприятия по недопущению возможных негативных последствий.

Изменение рельефа земельного участка допускается при наличии письменного согласия правообладателей соседних земельных участков, подпись которых должна быть удостоверена нотариально.

Требования к ограждению земельных участков:

высота ограждения земельных участков должна быть не более 1,8 ;

ограждения между смежными земельными участками должны быть проветриваемыми на высоту не менее 0,5 м от уровня земли.

Допускается устройство функционально оправданных участков сплошного ограждения (в местах интенсивного движения транспорта, размещения септиков, мусорных площадок и проч.).

По взаимному согласию смежных землепользователей допускается устройство сплошных ограждений из качественных и эстетически выполненных элементов. При общей толщине конструкции ограждения до 100 мм ограждение допускается устанавливать по центру межевой границы участка, при большей толщине конструкции - смещать в сторону участка инициатора ограждения на величину превышения указанной нормы.

Проектные и строительные работы следует вести в соответствии с установленными параметрами разрешенного строительства (реконструкции), а также требованиями технических регламентов, строительных норм и правил, других нормативных документов действующих на территории Российской Федерации.

Допускается отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства и размеров земельных участков в установленном Градостроительным кодексом порядке при предоставлении соответствующего обоснования (предоставлении расчета, выполненного проектной организацией на основании требований технических регламентов, строительных норм и правил, других нормативных документов, действующих на территории Российской Федерации).

Контроль за соблюдением субъектами градостроительных отношений положений и требований, содержащихся в соответствующих нормативных правовых актах Краснодарского края и муниципальных нормативных правовых актах по вопросам градостроительной деятельности, и в соответствующих документах территориального планирования, региональных и местных нормативах градостроительного проектирования, документации по планировке территории, названных правилах землепользования и застройки, а также градостроительных регламентах разрешенного использования земельных участков, планируемых для размещения объектов капитального строительства регионального и местного значения, согласно ст. 40 Правил землепользования и застройки осуществляет уполномоченный орган администрации муниципального образования города Новороссийск.

В соответствии с п. 2 ст. 40 Правил землепользования и застройки уполномоченные органы администрации муниципального образования город Новороссийск в целях осуществления контрольных мероприятий вправе:

производить с согласия правообладателей наружный и внутренний осмотр объектов недвижимости, получать от правообладателей недвижимости необходимую информацию, знакомиться с документацией, относящейся к использованию и изменению объектов недвижимости;

обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления с заявлениями об отмене принятых незаконных решений;

обращаться в суд с заявлением о сносе объектов капитального строительства, построенных с нарушением требований законодательства, технических регламентов, градостроительной документации;

направлять в установленном порядке материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства в области градостроительной деятельности, для привлечения к административной ответственности должностных, физических и юридических лиц, виновных в соответствующих нарушениях;

осуществлять муниципальный земельный контроль за использованием земель городского округа;

осуществлять иные полномочия по контролю, не противоречащие законодательству.

Таким образом, в целях восстановления нарушенного права вы можете также обратиться в уполномоченный орган администрации муниципального образования город Новороссийск.

Читайте также: