Какие виды собственности выделяло традиционное китайское право

Обновлено: 18.05.2024

Вторая особенность заключается в необычайной архаичности форм, хотя это общая отличительная черта всех древних систем права. Китайская правовая норма каузальна, на ее основе достаточно трудно делать обобщения или применять аналогию.

Последняя особенность, вернее даже не особенность, а обычная трудность, связанная с исследованием истории древности, состоит в том, что до нас дошло чрезвычайно мало чисто юридического материала из ранней эпохи, поэтому большинство выводов приходится делать, используя два подхода: 1) понимая, что метод филиации применим и здесь; 2) имея в виду, что аналогия в китайском праве все же возможна.

Источники права

Форм выражения права было несколько. Первые три мы уже упоминали выше: Дао (Путь), ли (ритуал), фа (формальный закон). Все эти виды источников права неотделимы от морали, однако школа легизма сделала все возможное, чтобы отделить мораль от права, создав чистое (в условиях того времени) учение о законе — фа (см. выше). Тем не менее, мы можем с уверенностью судить, что произведения Конфуция, других философов, легистов в том числе, служили источником для решений по судебным и административным делам. Самая древняя форма закрепления правовых текстов в Китае — запись их на бронзовых сосудах или треножниках для них. Поскольку эти предметы применялись в культе, то тут можно видеть своеобразную попытку китайцев подчеркнуть божественный характер происхождения своих законов.

С эпохи Чжоу нам становится известен такой источник, как мин — формальный приказ сюзерена исполнить что-то определенное, который он отдавал вассалу.

Прецеденты (res iudicata) были источниками права в Китае, правда, большую роль они должны были бы играть в сфере администрации. В Го юй нередки ссылки на предыдущие решения мудрых правителей древности. Вообще это логично, если вспомнить, что все порядки древности для Конфуция были сплошным примером для подражания.

Центральное место в своде занимали законы люй - проверенные веками нормы права (в основном, правда, уголовного права [1] ), другую часть стали составлять законы лип — относительно недавние или вовсе современные постановления законодателя, дополнявшие и развивавшие первые. В эпоху Тан (VII—X вв. по Р.Х.) этот дуализм получил несколько иное значение. Так, люй стали обозначать в основном только уголовные законы, а лин — все остальные.

Однако на этом развитие систематизации источников не остановилось. Древний Китай после эпохи Цинь знал еще следующие источники права: гэ — указы императоров, которые пришли на смену менее формальным мин и ши и определяли правила поведения, формализовавшие и подготавливавшие применение ли Конфуция.

Вещное право китайцев

«Четвертый год Цзяннин, девятый месяц, первое число которого обозначено сюйу, двадцать восьмого дня сиюй, помощник конюшего взрослый государственный раб Сунь Чэн. Мужчина из города Лояна Чжан Бо-ши продал [Сунь Чэну]. Предметом продажи является один участок пахотного поля в Лобо, находящийся в тине Гуандэ. Цена [участка] 15 тысяч монет, в этот день [Сунь Чэн] выплатил все [деньги].

Свидетелями здесь выступают родственники продавца, их присутствие при сделке обязательно, поскольку таким образом они, очевидно, отказываются от права семейного (родового) выкупа отчужденного участка.

В ханьскую эпоху вещное право развилось настолько, что в Китае появляется договор аренды, арендатор при этом вступает не только в частноправовые, но и публичноправовые отношения, так как государственные повинности с арендуемого участка несет он, а не собственник земли.

Китайскому праву известна действенная защита права собственности, по форме напоминающая деликтную ответственность с перенесением ответственности не только на имущество, но и на личность деликвента. Так, за нанесение вреда имуществу виновный подвергался телесному наказанию.

Залог был известен, причем применялся он как к движимым, так и недвижимым вещам. Как в отношении общего понятия права собственности, так и в отношении залога китайское право нс имело общего их обозначения. Довольно часты обозначения залоговых отношений то как чжи, то дянь, то как те и т.д. Для того чтобы залог в конце концов привел к праву собственности для залогодержателя, необходима была формальная сделка по купле-продаже залога, автоматически прав собственности на залог при просрочке долга у залогодержателя не возникало. В залог можно было дать как недвижимость, так и движимость, включая рабов и членов семьи, при условии, что залогодатель являлся цзячжан — paterfamilias.

Обязательственное право китайцев

Обязательства, как подчеркивают китаеведы, занимали особое место в системе китайского права. Прежде всего стоит заметить, что обязательства заключались в письменной форме, хотя разрешалась и их устная форма, но при свидетелях. Текст договора скреплялся подписью сторон, если стороны были неграмотны, то отпечатками большого пальца. Письменная форма была действеннее устной.

Другой особенностью обязательственных отношений в Китае был их несвободный характер. В обществе тотальной регистрации и регламентации обязательства возникали не в силу принципа свободы воли и свободы договоров, а в силу интереса государства, сословного положения лиц и т.п.

В Китае прежде всего различали договор займа. Он был как процентным, так и беспроцентным. При процентном займе различали бэпь — основную сумму долга и ли — рост. Особо подчеркивалось, что ли не может превышать всей суммы бэпь. Этот вид обязательства обеспечивался поручительством <бао).

Следующий вид договора — ссуда. Выдавалась казной или частными лицами. Больше всего сил законодатель тратил при регулировании этого института на наказания за ссужение чиновником вещей из казны самому себе.

Договор купли-продажи очень долго в Китае сохранял форму мены, так как покупная цена очень долго исчислялась в натуральных продуктах. Эпоха Хань обогатила этот вид договоров продажей в кредит — шимай. Кроме того, условия договора разнились в зависимости от объекта договора. Некоторые вещи требовали специального оформления — письменного акта, свидетелей, государственную регистрацию и т.п., например продажа скота и недвижимости.

Наследственное право Китая

Традиционный взгляд требовал, чтобы имущество наследодателя наследовалось всеми его наследниками, невзирая на их пол, в равных долях. К наследованию допускались даже наложницы. Только незаконнорожденные могли претендовать на */2 от обычной доли, получаемой законными детьми наследодателя. Правда, надо заметить, что в более древнюю эпоху право преимущества на наследство получали братья покойного или его внуки, здесь они конкурировали с прямыми нисходящими. Объяснить это можно наличием сильных родовых пережитков, когда агнатская филиация конкурирует с когнатской — система чжао му.

При несовершеннолетии наследников имуществом управляла вдова, если и ее не было в живых, то ближайший совершеннолетний агнат. При выходе вторично замуж вдова обязана была произвести раздел имущества.

Стоит отметить, что к наследованию не допускались замужние дочери. Старший сын, и только он имел право наследовать общественное положение отца. Думается, это понятно. Приданое, которое брала с собой дочь, выходя замуж, являлось символическим выкупом ее права наследования сначала общеродового, потом семейного имущества.

Китайское право, хотя и знало завещание, но практической силы за ним не признавало.

Брачно-семейное право Китая

Древнекитайский термин чиа означал то же самое, что и древнегреческий oikos. В ранние эпохи рабы также входили в состав семьи, тогда она получала наименование чиа шеи цзу, равное по значению oiketes. Считалось обязательным, чтобы все члены семьи носили одну и ту же фамилию. Глава семьи был истинным ее paterfamilias, власть его была неограниченной.

По форме брак регулировался договором купли-продажи. Обязательным элементом брачной церемонии было сы юе — заключение формального соглашения между сторонами, где оговаривались все меркантильные стороны брака, в том числе свадебные подарки. По своему характеру такой договор был консенсуальным. Интересно отметить, что расторжение брачного контракта наказывалось, причем наказывали телесно только сторону невесты, если она выступила инициатором расторжения соглашения, подарки возвращались. Также подлежала наказанию эта сторона за подмену невесты, за подмену жениха, впрочем, наказание было еще строже.

Китайский брак знал полигамию в полной ее форме, т.е. наличие нескольких законных жен, и конкубинат. Старшинство жены особо оговаривалось при заключении брака. Правда, старшей считалась всегда первая по вступлении в брак. Ее власть в женской половине дома была огромной. Даже остальные законные жены были обязаны ее слушаться. Здесь же стоит упомянуть, что китайская полигамия наиболее предпочтительной формой считала сорорат. Об этом мы говорили выше. В эпоху Тан, впрочем, полигамия была запрещена, за двоеженство наказывали, но этот запрет не был действительным для верхов общества, конкубинат оставался в силе вплоть до установления республиканских порядков в Китае.

Китайский брак знал развод. Прежде всего он допускался по взаимному согласию сторон. Жена могла потребовать развода у мужа только в одном случае: при нарушении последним долга и цзюе, который заключался в следующем:

У мужа право на развод было шире. Называют семь поводов потребовать на законных основаниях развода: 1) отсутствие детей; 2) прелюбодеяние жены; 3) ссоры со свекром и свекровью; 4) болтливость жены, причем здесь законодатель под этим понимал скорее сварливый характер жены; 5) воровство, совершенное женой; 6) ревность, если она его чрезмерно замучит; 7) неизлечимое заболевание жены. Однако муж не мог воспользоваться этими поводами, если: 1) жена носила траур по свекрови и свекру; 2) во время брака они разбогатели; 3) жене не к кому было уйти. В этой связи надо особо заметить, что особенностью брачно-семейного права китайцев было полное незнакомство их с институтом левирата. Вернее, они его знали, соседние с ними племена его практиковали, но сами китайцы так никогда и не захотели его перенять:

Последствия развода были следующими: китайское право допускало здесь фикцию о том, что брачный контракт в случае развода никогда не был заключен. Разведенная жена при этом возвращалась в дом своих родителей. Дети от брака оставались с отцом. Приданое, однако, возвращалось в дом родителей жены.

Китайское право знало институт усыновления. Усыновление имело форму договора купли-продажи. Наибольшее предпочтение китайцы оказывали племянникам. Также бездетные супруги могли договориться с братом мужа об усыновлении детей собственных племянников, каковые, правда, при этом считались их внуками.

Эмансипация была известна китайцам.

Уголовное право в Китае

Характер преступления согласно менталитету китайцев был обусловлен внутренней природой данного человека — преступника. Плохой человек притягивается к неблаговидным поступкам. Преступление — это отклонение от Дао и ли. Восстановить их, наказав преступника, — таков был долг добродетельного правителя, его дэ.

Преступления подразделялись но объектам на государственные и частные. Государственные преступления — это преступления, направленные прежде всего против императора, вапа, представителя власти, их жизни и здоровья. Различали заговор, китайцы называли его достаточно образно:

В общем и целом, разновидности государственных преступлений были обусловлены различными деяниями, которые так или иначе затрагивали личность Сына Неба. Наказания, как правило, были жестоки, известен случай, что один император эпохи Чжоу приказал казнить начальника стражи своего дворца только за то, что тот отрубил головы двум оборванцам, по ошибке ночыо забравшимся в императорский сад. Причина, побудившая императора казнить начальника стражи, состояла в том, что он не позволил применить к этим людям более утонченного наказания; очевидно, простое отрубание головы показалось императору слишком гуманным. В этой части китайцы оказались большими придумщиками.

Преступления частные квалифицировались на преступления против личности и преступления против собственности. Преступления против личности — это прежде всего убийства, различали готи та — убийство по ошибке, гу гиа — преднамеренное убийство и другие его виды, и причинение телесных повреждений. Тяжесть наказания зависела от обстоятельств нанесения ран, способа, которым они были нанесены: был ли человек вооружен или нет, например. Все это смягчало или ужесточало наказание. Похищение человека, лишение его свободы рассматривалось по китайскому праву так же, как тяжкое преступление, направленное против личности.

Имущественные преступления квалифицировались на кражи цедао — незаконное приобретение имущества и разбой цзян дао — похищение чужой вещи с помощью угрозы или силы. Китайское право это различало.

Наказание смягчали или ужесточали в зависимости от статуса потерпевшего или преступника, в зависимости от объекта преступления. Похищение ритуальных вещей, храмового имущества и т.и. наказывалось всегда строже. Более того, китайцы всегда старались расследовать вопрос объективности вины, меры виновности преступника, однако учения о факторах невменяемости создано в Китае не было. Особенностью китайской системы наказания было то, что от многих ее видов можно было откупиться на вполне законных основаниях. Однако система наказаний была очень развитой. Китайцы квалифицировали не только смертную казнь: яочжэн — разрубание пополам; то — разрубание на части; хокэп — варка в котле; чоусе — выламывание ребер и т.д.; но и телесные (калечащие) наказания: бипь — вырезание коленных чашечек; ни — урезание носа; дай — битье по пяткам и пр.

Суд и процесс

Китайская судебная система очень долго была тесно связана с административной. Все это привело к тому, что очень рано в Китае административная инстанция стала заниматься рассмотрением судебных дел. Правом суда был наделен любой чиновник, стоявший прежде всего во главе какой- либо территориально-административной единицы. Кроме того, таким правом обладали специальные чиновники, заведовавшие профессиональными группами — корпорациями. Верховным судьей был сам император, промежуточной инстанцией между ним и другими были его министры, как правило, заведовавшие какой-либо отраслью управления.

Следующая стадия означала следствие но делу. Во время нее от сторон требовали доказательств, они оценивались, в случае необходимости применялась пытка.

Следующая стадия — стадия вынесения решения.

Доказательствами считались: документ, свидетельское показание, пытка. Наличие ордалий и других видов Божьего суда не следует отрицать, но достоверных данных у нас нет. В древности гадание по книге И Цзин являлось одним из возможных средств узнавания истины.

Целями данной контрольной работы будет являться выяснить следующее:
1. особенности возникновения законодательства;
2. влияние конфуцианства и легизма на развитие права, общие и отличные черты этих течений;
3. выявить этапы в процессе возникновения и становления права;
4. какие отрасли права получили наибольшее развитие;
5. какой вид собственности преобладал и почему;
6. устройство семьи; ее место и роль с точки зрения конфуцианства и легизма;
7. устройство судебной системы и системы наказаний.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

Право Древнего Китая.doc

Таким образом, самым главным регулятором общественной жизни в Древнем Китае оставался ритуал, опирающийся на обычаи и традиции.

Традиционное право Китая развивалось в основном как уголовное право, нормы которого носили как бы надотраслевой характер. Они пронизывали сферу и брачно-семейных, и гражданских отношений и пр.

Самым древним китайским кодексом был уголовный, состоящий из 3000 статей и разработанный в X веке до н.э. Такое обилие статей во многом объяснялось тщательностью классификации и дифференциации различных видов преступлений, которые еще в древности исчислялись 500 разновидностями. Неизменно в этом списке особое место стали занимать государственные преступления — измена императору, бунт и др. В царстве Цинь одним из тяжких государственных преступлений считалось хранение запрещенной литературы конфуцианского толка.

Из признания примата моральных норм вытекало, что мера виновности и суровость наказания должны были соответствовать не столько характеру самого поступка, сколько характеру духовного состояния преступника, не столько тяжести преступного действия, сколько интенсивности преступной воли.

В древнем праве проводились различия и между оконченным преступлением и покушением как проявлением преступной воли, наказываемым в принципе более мягко. Но нечеткость действия многих общих принципов уголовного права, которые деформировались под прессом конфуцианских догматов, приводила к тому, что часто покушение наказывалось как законченное преступление, например, в случае намерения убить кровного родственника.

Включение тех или иных противоправных действий в список преступлений, определение тяжести наказаний за них зависели от ряда причин: от субъективной воли императора, от доминирующего влияния тех или иных правовых концепций: конфуцианских или легистских. Этот список носил крайне дробный и неопределенный характер. Уголовному преследованию, например, подвергались невыплатившие долг должники.

В IV—III вв. до н.э. в пособиях для чиновников содержались такие примеры рассмотрения уголовных дел, как кража из храма, кража предметов культа, нанесение ранений, клевета, дезертирство из армии. Рано выделились в соответствии с канонами конфуцианской морали и такие преступления, как непочтение к отцу, к старшим в семье. Еще в древности была введена ставшая традиционной ответственность вышестоящих и нижестоящих сослуживцев чиновника, совершившего ошибку или проступок по службе. В III в, до н.э. была введена и ответственность чиновников, знавших о вине своего коллеги и не донесших на него.

Традиционным институтом китайского права, против которого конфуцианцы вели безуспешную борьбу с легистами, был институт коллективной ответственности родственников преступника. В глубокой древности истреблялся весь род преступника. В циньском Китае за государственные преступления казнили не только преступника, но и три поколения его родственников по линии отца, матери и жены. Казни таких преступников предшествовали все другие наказания, сначала татуировка, а затем забивание палками. У тех преступников, кто клеветал, злословил, оскорблял, проклинал императора, предварительно отрезали языки.

Наказание, таким образом, преследовало сугубо устрашающие цели. Некоторое смягчение наказания под влиянием конфуцианизации права на третьем этапе его развития выразилось во временной отмене наказания невиновных родственников преступника и в утверждении нормы о безнаказанности укрывательства родственниками (детьми, женами, внуками) близких лиц, совершивших преступление. Наказание неизменно отражало сословно-классовое положение преступника и потерпевшего. Карательная политика в отношении рабов менялась. В I веке до н.э. была запрещена распространенная ранее практика безнаказанного убийства частных рабов, отменен закон о смертной казни раба, ранившего свободного.

Семья носила в Древнем Китае патриархальный характер. Большие семейные связи отличались прочностью. Во главе большой семьи как хозяйственной единицы стоял старший в семье мужчина, которому подчинялись все члены семьи: жены и наложницы, сыновья и внуки, их жены и дети, рабы и слуги.

Большие семейные связи стали ослабевать вместе с развитием частной собственности на землю. Этот процесс был ускорен политикой легистов. Борясь против сепаратизма влиятельных больших семей, семейных кланов, являющегося препятствием на пути создания сильной центральной власти, Шан Ян в 356 — 350 гг. до н.э. санкционировал принудительный раздел больших семей, но большая семья, вместе с жесткими патриархальными порядками, как социально-хозяйственная ячейка не исчезла и в последующие века.

Для заключения брака необходимо было соблюдение ряда условий. Брак заключался семьями жениха и невесты или самим женихом и скреплялся частным соглашением, нарушение которого влекло за собой не только определенные материальные потери, но и наказание в уголовном порядке старших в семье. Традиционное убеждение, что брак - это не только соглашение между живыми, но и умершими предками, крайне заинтересованными в приобретении жены и ее плодовитости, находило выражение в соответствующем ритуале сватовства, включавшем в себя не только дары от семьи жениха семье невесты (деньги, украшения, скот и пр.), но и молебен в храме предков.

В книге V Ли цзы были закреплены своеобразные нижний и верхний пределы брачного возраста: для мужчин с 16 до 30, для женщин с 14 до 20 лет, фиксировавшие как бы пределы терпения и сдерживания гнева предков на неблагодарного и непочтительного потомка. В соблюдение этих возрастных пределов в древности было вовлечено и само государство, следившие за тем, чтобы они не нарушались. С этой целью, по свидетельству Чжоу ли (кн. XI), особый чиновник составлял списки мужчин и женщин, достигших предельного возраста, и наблюдал, чтобы мужчины, достигшие 30 лет, брали себе в жены девиц, которым исполнилось 20 лет.

Вторая особенность заключается в необычайной архаичности форм, хотя это общая отличительная черта всех древних систем права. Китайская правовая норма каузальна, на ее основе достаточно трудно делать обобщения или применять аналогию.

Последняя особенность, вернее даже не особенность, а обычная трудность, связанная с исследованием истории древности, состоит в том, что до нас дошло чрезвычайно мало чисто юридического материала из ранней эпохи, поэтому большинство выводов приходится делать, используя два подхода: 1) понимая, что метод филиации применим и здесь; 2) имея в виду, что аналогия в китайском праве все же возможна.

Источники права

Форм выражения права было несколько. Первые три мы уже упоминали выше: Дао (Путь), ли (ритуал), фа (формальный закон). Все эти виды источников права неотделимы от морали, однако школа легизма сделала все возможное, чтобы отделить мораль от права, создав чистое (в условиях того времени) учение о законе — фа (см. выше). Тем не менее, мы можем с уверенностью судить, что произведения Конфуция, других философов, легистов в том числе, служили источником для решений по судебным и административным делам. Самая древняя форма закрепления правовых текстов в Китае — запись их на бронзовых сосудах или треножниках для них. Поскольку эти предметы применялись в культе, то тут можно видеть своеобразную попытку китайцев подчеркнуть божественный характер происхождения своих законов.

С эпохи Чжоу нам становится известен такой источник, как мин — формальный приказ сюзерена исполнить что-то определенное, который он отдавал вассалу.

Прецеденты (res iudicata) были источниками права в Китае, правда, большую роль они должны были бы играть в сфере администрации. В Го юй нередки ссылки на предыдущие решения мудрых правителей древности. Вообще это логично, если вспомнить, что все порядки древности для Конфуция были сплошным примером для подражания.

Центральное место в своде занимали законы люй - проверенные веками нормы права (в основном, правда, уголовного права [1] ), другую часть стали составлять законы лип — относительно недавние или вовсе современные постановления законодателя, дополнявшие и развивавшие первые. В эпоху Тан (VII—X вв. по Р.Х.) этот дуализм получил несколько иное значение. Так, люй стали обозначать в основном только уголовные законы, а лин — все остальные.

Однако на этом развитие систематизации источников не остановилось. Древний Китай после эпохи Цинь знал еще следующие источники права: гэ — указы императоров, которые пришли на смену менее формальным мин и ши и определяли правила поведения, формализовавшие и подготавливавшие применение ли Конфуция.

Вещное право китайцев

«Четвертый год Цзяннин, девятый месяц, первое число которого обозначено сюйу, двадцать восьмого дня сиюй, помощник конюшего взрослый государственный раб Сунь Чэн. Мужчина из города Лояна Чжан Бо-ши продал [Сунь Чэну]. Предметом продажи является один участок пахотного поля в Лобо, находящийся в тине Гуандэ. Цена [участка] 15 тысяч монет, в этот день [Сунь Чэн] выплатил все [деньги].

Свидетелями здесь выступают родственники продавца, их присутствие при сделке обязательно, поскольку таким образом они, очевидно, отказываются от права семейного (родового) выкупа отчужденного участка.

В ханьскую эпоху вещное право развилось настолько, что в Китае появляется договор аренды, арендатор при этом вступает не только в частноправовые, но и публичноправовые отношения, так как государственные повинности с арендуемого участка несет он, а не собственник земли.

Китайскому праву известна действенная защита права собственности, по форме напоминающая деликтную ответственность с перенесением ответственности не только на имущество, но и на личность деликвента. Так, за нанесение вреда имуществу виновный подвергался телесному наказанию.

Залог был известен, причем применялся он как к движимым, так и недвижимым вещам. Как в отношении общего понятия права собственности, так и в отношении залога китайское право нс имело общего их обозначения. Довольно часты обозначения залоговых отношений то как чжи, то дянь, то как те и т.д. Для того чтобы залог в конце концов привел к праву собственности для залогодержателя, необходима была формальная сделка по купле-продаже залога, автоматически прав собственности на залог при просрочке долга у залогодержателя не возникало. В залог можно было дать как недвижимость, так и движимость, включая рабов и членов семьи, при условии, что залогодатель являлся цзячжан — paterfamilias.

Обязательственное право китайцев

Обязательства, как подчеркивают китаеведы, занимали особое место в системе китайского права. Прежде всего стоит заметить, что обязательства заключались в письменной форме, хотя разрешалась и их устная форма, но при свидетелях. Текст договора скреплялся подписью сторон, если стороны были неграмотны, то отпечатками большого пальца. Письменная форма была действеннее устной.

Другой особенностью обязательственных отношений в Китае был их несвободный характер. В обществе тотальной регистрации и регламентации обязательства возникали не в силу принципа свободы воли и свободы договоров, а в силу интереса государства, сословного положения лиц и т.п.

В Китае прежде всего различали договор займа. Он был как процентным, так и беспроцентным. При процентном займе различали бэпь — основную сумму долга и ли — рост. Особо подчеркивалось, что ли не может превышать всей суммы бэпь. Этот вид обязательства обеспечивался поручительством <бао).

Следующий вид договора — ссуда. Выдавалась казной или частными лицами. Больше всего сил законодатель тратил при регулировании этого института на наказания за ссужение чиновником вещей из казны самому себе.

Договор купли-продажи очень долго в Китае сохранял форму мены, так как покупная цена очень долго исчислялась в натуральных продуктах. Эпоха Хань обогатила этот вид договоров продажей в кредит — шимай. Кроме того, условия договора разнились в зависимости от объекта договора. Некоторые вещи требовали специального оформления — письменного акта, свидетелей, государственную регистрацию и т.п., например продажа скота и недвижимости.

Наследственное право Китая

Традиционный взгляд требовал, чтобы имущество наследодателя наследовалось всеми его наследниками, невзирая на их пол, в равных долях. К наследованию допускались даже наложницы. Только незаконнорожденные могли претендовать на */2 от обычной доли, получаемой законными детьми наследодателя. Правда, надо заметить, что в более древнюю эпоху право преимущества на наследство получали братья покойного или его внуки, здесь они конкурировали с прямыми нисходящими. Объяснить это можно наличием сильных родовых пережитков, когда агнатская филиация конкурирует с когнатской — система чжао му.

При несовершеннолетии наследников имуществом управляла вдова, если и ее не было в живых, то ближайший совершеннолетний агнат. При выходе вторично замуж вдова обязана была произвести раздел имущества.

Стоит отметить, что к наследованию не допускались замужние дочери. Старший сын, и только он имел право наследовать общественное положение отца. Думается, это понятно. Приданое, которое брала с собой дочь, выходя замуж, являлось символическим выкупом ее права наследования сначала общеродового, потом семейного имущества.

Китайское право, хотя и знало завещание, но практической силы за ним не признавало.

Брачно-семейное право Китая

Древнекитайский термин чиа означал то же самое, что и древнегреческий oikos. В ранние эпохи рабы также входили в состав семьи, тогда она получала наименование чиа шеи цзу, равное по значению oiketes. Считалось обязательным, чтобы все члены семьи носили одну и ту же фамилию. Глава семьи был истинным ее paterfamilias, власть его была неограниченной.

По форме брак регулировался договором купли-продажи. Обязательным элементом брачной церемонии было сы юе — заключение формального соглашения между сторонами, где оговаривались все меркантильные стороны брака, в том числе свадебные подарки. По своему характеру такой договор был консенсуальным. Интересно отметить, что расторжение брачного контракта наказывалось, причем наказывали телесно только сторону невесты, если она выступила инициатором расторжения соглашения, подарки возвращались. Также подлежала наказанию эта сторона за подмену невесты, за подмену жениха, впрочем, наказание было еще строже.

Китайский брак знал полигамию в полной ее форме, т.е. наличие нескольких законных жен, и конкубинат. Старшинство жены особо оговаривалось при заключении брака. Правда, старшей считалась всегда первая по вступлении в брак. Ее власть в женской половине дома была огромной. Даже остальные законные жены были обязаны ее слушаться. Здесь же стоит упомянуть, что китайская полигамия наиболее предпочтительной формой считала сорорат. Об этом мы говорили выше. В эпоху Тан, впрочем, полигамия была запрещена, за двоеженство наказывали, но этот запрет не был действительным для верхов общества, конкубинат оставался в силе вплоть до установления республиканских порядков в Китае.

Китайский брак знал развод. Прежде всего он допускался по взаимному согласию сторон. Жена могла потребовать развода у мужа только в одном случае: при нарушении последним долга и цзюе, который заключался в следующем:

У мужа право на развод было шире. Называют семь поводов потребовать на законных основаниях развода: 1) отсутствие детей; 2) прелюбодеяние жены; 3) ссоры со свекром и свекровью; 4) болтливость жены, причем здесь законодатель под этим понимал скорее сварливый характер жены; 5) воровство, совершенное женой; 6) ревность, если она его чрезмерно замучит; 7) неизлечимое заболевание жены. Однако муж не мог воспользоваться этими поводами, если: 1) жена носила траур по свекрови и свекру; 2) во время брака они разбогатели; 3) жене не к кому было уйти. В этой связи надо особо заметить, что особенностью брачно-семейного права китайцев было полное незнакомство их с институтом левирата. Вернее, они его знали, соседние с ними племена его практиковали, но сами китайцы так никогда и не захотели его перенять:

Последствия развода были следующими: китайское право допускало здесь фикцию о том, что брачный контракт в случае развода никогда не был заключен. Разведенная жена при этом возвращалась в дом своих родителей. Дети от брака оставались с отцом. Приданое, однако, возвращалось в дом родителей жены.

Китайское право знало институт усыновления. Усыновление имело форму договора купли-продажи. Наибольшее предпочтение китайцы оказывали племянникам. Также бездетные супруги могли договориться с братом мужа об усыновлении детей собственных племянников, каковые, правда, при этом считались их внуками.

Эмансипация была известна китайцам.

Уголовное право в Китае

Характер преступления согласно менталитету китайцев был обусловлен внутренней природой данного человека — преступника. Плохой человек притягивается к неблаговидным поступкам. Преступление — это отклонение от Дао и ли. Восстановить их, наказав преступника, — таков был долг добродетельного правителя, его дэ.

Преступления подразделялись но объектам на государственные и частные. Государственные преступления — это преступления, направленные прежде всего против императора, вапа, представителя власти, их жизни и здоровья. Различали заговор, китайцы называли его достаточно образно:

В общем и целом, разновидности государственных преступлений были обусловлены различными деяниями, которые так или иначе затрагивали личность Сына Неба. Наказания, как правило, были жестоки, известен случай, что один император эпохи Чжоу приказал казнить начальника стражи своего дворца только за то, что тот отрубил головы двум оборванцам, по ошибке ночыо забравшимся в императорский сад. Причина, побудившая императора казнить начальника стражи, состояла в том, что он не позволил применить к этим людям более утонченного наказания; очевидно, простое отрубание головы показалось императору слишком гуманным. В этой части китайцы оказались большими придумщиками.

Преступления частные квалифицировались на преступления против личности и преступления против собственности. Преступления против личности — это прежде всего убийства, различали готи та — убийство по ошибке, гу гиа — преднамеренное убийство и другие его виды, и причинение телесных повреждений. Тяжесть наказания зависела от обстоятельств нанесения ран, способа, которым они были нанесены: был ли человек вооружен или нет, например. Все это смягчало или ужесточало наказание. Похищение человека, лишение его свободы рассматривалось по китайскому праву так же, как тяжкое преступление, направленное против личности.

Имущественные преступления квалифицировались на кражи цедао — незаконное приобретение имущества и разбой цзян дао — похищение чужой вещи с помощью угрозы или силы. Китайское право это различало.

Наказание смягчали или ужесточали в зависимости от статуса потерпевшего или преступника, в зависимости от объекта преступления. Похищение ритуальных вещей, храмового имущества и т.и. наказывалось всегда строже. Более того, китайцы всегда старались расследовать вопрос объективности вины, меры виновности преступника, однако учения о факторах невменяемости создано в Китае не было. Особенностью китайской системы наказания было то, что от многих ее видов можно было откупиться на вполне законных основаниях. Однако система наказаний была очень развитой. Китайцы квалифицировали не только смертную казнь: яочжэн — разрубание пополам; то — разрубание на части; хокэп — варка в котле; чоусе — выламывание ребер и т.д.; но и телесные (калечащие) наказания: бипь — вырезание коленных чашечек; ни — урезание носа; дай — битье по пяткам и пр.

Суд и процесс

Китайская судебная система очень долго была тесно связана с административной. Все это привело к тому, что очень рано в Китае административная инстанция стала заниматься рассмотрением судебных дел. Правом суда был наделен любой чиновник, стоявший прежде всего во главе какой- либо территориально-административной единицы. Кроме того, таким правом обладали специальные чиновники, заведовавшие профессиональными группами — корпорациями. Верховным судьей был сам император, промежуточной инстанцией между ним и другими были его министры, как правило, заведовавшие какой-либо отраслью управления.

Следующая стадия означала следствие но делу. Во время нее от сторон требовали доказательств, они оценивались, в случае необходимости применялась пытка.

Следующая стадия — стадия вынесения решения.

Доказательствами считались: документ, свидетельское показание, пытка. Наличие ордалий и других видов Божьего суда не следует отрицать, но достоверных данных у нас нет. В древности гадание по книге И Цзин являлось одним из возможных средств узнавания истины.

Эта статья о законах Китая о собственности в целом. Для конкретного закона см. Закон о собственности Китайской Народной Республики.

    Директор: Си Цзиньпин Заместитель директора: Ли Кэцян Генеральный секретарь: Ян ЦзечиМинистр: Ван И (Статский советник) ПредставителиДипломатические миссии
    / в Китае
    / в Китай

Китайское право собственности существовала в различных формах на протяжении веков. После Коммунистическая революция в Китае в 1949 году большая часть земли принадлежала обществам или государству; то Закон о собственности Китайской Народной Республики принятые в 2007 году кодифицированные права собственности.

Содержание

История

Императорский Китай

Националистический Китай

Во время правления Националистическое правительство (1912–1949) общинные и традиционные права давали землевладение помещикам, дворянам, религиозным учреждениям и деревенским общинам. Между тем, государство разработало законы о собственности, основанные на традициях немецкого и японского гражданского права. [3] : 354–355 [4] : 17 При националистическом правлении большинство лесов принадлежало частному сектору. После того, как они пришли к власти, КПК постепенно работала над отменой частной собственности. Частные лесные владения продолжали существовать до коллективизации села. [4] : 60

Коммунистический Китай


Коммунизм и в основном социалистические основы повлияли на развитие Закона о собственности и праве в Китае.

В районах, контролируемых коммунистическими силами, традиционное землевладение было разрушено в результате земельной реформы. В ходе земельной реформы 1930-х годов на старых революционных базах, таких как Цзянси Советский и Приграничный район Шаан-Ган-Нин, был проведен с наименьшими возможными нарушениями в обществе. Средним и богатым крестьянам было разрешено сохранить часть своих земельных владений, в то время как экспроприированным помещикам было выделено достаточно земли, чтобы зарабатывать на жизнь. Но сразу после Вторая мировая войнаЗемельная реформа приняла более радикальный оборот. Только после выступления Мао в 1948 году умеренная позиция была вновь занята. [4] : 5–6

Несколько раз менялись права собственности и контроль над землей в Китае. Что касается сельских земель, эти изменения начались с создания Высших сельскохозяйственных производственных кооперативов в 1956 году. После этого частная собственность на землю в сельской местности была фактически отменена посредством земельной реформы, в результате которой земля осталась в руках государства или коллектива. [4] : 6

Земельная реформа Китая (1950-1952) была одним из крупнейших примеров экспроприации земли в мировой истории. При этом 200–240 миллионов акров пахотных земель были переданы примерно 75 миллионам крестьянских семей. [5] : 8

До деколлективизации в середине 1980-х годов существовало только два фактора, влияющих на изменение земельной политики: уровень коллективной собственности и степень свободы в частном землепользовании. Большой скачок вперед (1958–1962) вынудил центральное руководство децентрализовать владение землей от коммуны к производственной группе. Это было зафиксировано в Положении о партии, обнародованном в 1962 году (Шестьдесят статей). [4] : 6 Свобода в частном использовании (не владении) землей менялась в разное время. До 1958 года, когда сельский Китай был организован в огромные административные единицы - народные коммуны- фермерам были выделены небольшие участки коллективной земли в собственное пользование (зилюди). В зависимости от региона сельское хозяйство было более или менее приватизировано, а управленческие обязанности возлагались на домашнее хозяйство. Фермерские домохозяйства заключали контракты, по которым они должны были поставлять государству квоты на зерно по низким фиксированным ценам. Излишки зерна сверх квоты можно было свободно продавать на частных рынках. Эти привилегии дважды отменялись (и впоследствии восстанавливались) во время Большой скачок вперед и Великая пролетарская культурная революция (1966–76). [4] : 6


Правление Дэн Сяопина

Права на недвижимость

Инвестор, который хочет инвестировать или развивать землю или недвижимость в Китае, должен учитывать законы Китая о собственности, в первую очередь закон о собственности, введенный в 2007 году, [7] который впервые защищает интересы частных инвесторов в той же степени, что и национальные интересы. [8]

Недвижимость В целом права в Китае можно разделить на три типа. Первый тип - это права собственности. Второй тип - это узуфруктуарий прав, а третье - обеспечительные права.

Право собственности

Права собственности защищены статьей 39 Закона о собственности Китайской Народной Республики, которая дает владельцу право владеть, использовать, распоряжаться недвижимостью и получать прибыль от нее. Однако это право должно соответствовать законам и общественной морали. Это не может нанести вред ни общественным интересам, ни законным правам и интересам других лиц. [9]

В целом сельские коллективы владеют землей сельскохозяйственного назначения, а государство владеет землей в городах. Однако статья 70 Закона о собственности разрешает владение исключительными частями в многоквартирном доме, что подтверждает индивидуальную собственность на квартиры.

Права Usufructuary

Владелец права узуфрукта имеет право владеть, использовать и получать прибыль от недвижимого имущества, принадлежащего другим лицам. [10] Кредитор не может вмешиваться в осуществление прав владельцем права узуфрукта. [11] Есть несколько типов узуфруктных прав. К ним относятся право на договорное управление землей, право на использование земли для строительства, право на использование земли под жилые дома и сервитут.

Право на договорное управление землей

Право на управление землей по договору дает подрядчику право владеть, использовать и получать прибыль от сельскохозяйственных земель. [12] Это право может быть передано, но права на землепользование, основанные на договорах сельскохозяйственных домохозяйств, не могут быть произвольно изменены для несельскохозяйственных целей. [13]

Право пользования землей под застройку


Государству принадлежит городская земля, но право использования земли для строительства позволяет застройщикам получать прибыль от застройки земли.

Право на использование земли для строительства есть только в отношении земли, находящейся в государственной собственности, и правообладатель имеет право строить здания и прилегающие к ним объекты. Это в дополнение к возможности владеть, использовать и получать прибыль от земли. [14] Это право может быть установлено путем уступки или передачи, [15] но передача ограничена. [16] Право собственности на здания изменится вместе с землей. [17] В качестве защиты права срок действия права автоматически возобновляется по истечении [18] Если его необходимо забрать, выплачивается компенсация. [19]

Право пользования землей под жилую застройку

Владелец права пользования землей под жилые дома может владеть и использовать такую ​​землю как коллективную собственность, а также может строить жилые дома и прилегающие к ним объекты. [20] Закон об управлении земельными ресурсами и другие нормативные акты будут применяться к получению, осуществлению и передаче права на использование жилой земли. [21]

Легкость

Владелец сервитута имеет право использовать чужую недвижимость в своих интересах. Комфортность будет регулироваться условиями контракта. [22]

Обеспечительные права

Формы обеспечительных прав включают ипотечные кредиты, залоги и залоги. Держатели обеспечительных прав имеют приоритет, если должник не выполняет свои обязательства. [23] Это необходимо для обеспечения выполнения обязательств. Обеспечительные права не существуют независимо, но требуют наличия действительного основного требования и утрачивают силу после истечения срока долга.

Порядок осуществления инвестиций в недвижимость


Покупка земли

Иностранным инвесторам запрещено покупать землю в Китае. Земля в Китае принадлежит государству и коллективам.

Получение права землепользования

Землепользователь получает только право землепользования, но не землю или какие-либо ресурсы на земле или под ней. [24] Договор о предоставлении земли заключается между землепользователем и земельным управлением народного правительства на муниципальном или уездном уровне. [25]

Договор о предоставлении земли должен быть подписан. Права землепользования можно получить в земельном управлении по договоренности, тендеру или аукциону. [26] Независимо от метода предоставления права землепользования, договор о предоставлении права землепользования, или более известный как договор о предоставлении земли, должен быть заключен землепользователем и местным органом управления земельными ресурсами или муниципальными властями в или выше уровня округа в качестве праводателя. [27]

ЦельГоды Гранта
Земля под жилую застройку70 лет
Земля промышленного назначения50 лет
Земля для целей образования, науки и техники, культуры, здравоохранения или спорта50 лет
Земля для коммерческих, туристических или рекреационных целей40 лет
Земля совмещенного использования или иных целей50 лет

Постановка на учет

Статья 6 предусматривает общее требование о регистрации в случаях создания, изменения, передачи и отмены прав на недвижимое имущество.

Статья 10 (2) (l) требует единой системы регистрации для всех прав на недвижимость, но эта единая система в настоящее время принята только в городах первого уровня. [30] как Пекин и Шанхай. Объединение интересов в едином реестре все еще не распространено в малых городах, и до его внедрения потребуется больше времени. [29]

Кроме того, статья 10 (1) допускает соответствующие местные правила регистрации.

Функции нотариусов

Китай имеет систему государственные нотариусы которые подчиняются Министерству юстиции Китайской Народной Республики. Они несут ответственность за удостоверение прав собственности.

Правительственные полномочия и процедуры экспроприации недвижимого имущества

Приведенное ниже описание относится к пореформенный юридических договоренностей, и их не следует путать с национализацией собственности до 1978 года.

Процедура отчуждения сельской собственности

Определение общественного интереса намеренно расплывчато, и общий список таких интересов был составлен в попытке определить, что он означает. [33] [34]

К ним относятся такие интересы, как защита, транспортная инфраструктура, образование и здоровье.


В настоящее время существуют виды компенсации:

  1. Компенсация за потерю земли [35]
  2. Субсидия на переселение [36]
  3. Компенсация за конструкции и посевы на корню [37]

Однако первые два выплачиваются колхозникам, а не фермерам. Компенсация за неземельные сельские активы также носит весьма дискреционный характер.

После уведомления фермеров и коллективных землевладельцев можно начинать экспроприацию. Споры о компенсации и переселении не влияют на осуществление отчуждения. [38]

Порядок отчуждения городской собственности

Закон об административном земельном управлении предусматривает пять ситуаций, при которых право землепользования может быть отозвано: [39]

  1. Общественные интересы
  2. Ремонт старых городов
  3. Истечение сроков земли без продления
  4. Прекращение действия правообладателя выделенного земельного участка
  5. Прекращение использования общественной инфраструктуры

В соответствии с действующей правовой базой застройщики больше не имеют юридических полномочий экспроприировать и не участвуют в процедурах сноса и переселения. Местные органы власти или некоммерческие организации теперь отвечают за отчуждение земли и компенсацию.

Сведение к минимуму деловых интересов в процедуре экспроприации может снизить количество случаев принудительной экспроприации. [33]

Если правообладатель хочет защитить свою собственность, он может использовать определенные процессуальные гарантии, которые включают:

  • Обращение в городскую администрацию по осуждению для административного надзора, если соглашение не достигнуто
  • При неудовлетворительном рассмотрении иск может быть подан в течение 3 месяцев.

В случае невозможности достижения соглашения между домовладельцами и правительством экспроприация может быть осуществлена ​​только после судебный надзор. [33]

Новые правила, вступившие в силу 21 января 2011 года, вселили надежду на будущее в отношении нескольких споров, связанных с экспроприацией городской собственности.

В январе 2011 года 54-летний мужчина был забит до смерти за отказ покинуть свой дом, который был экспроприирован для сноса. [33] После этого случая официально запрещается применение насилия или принуждения, а также незаконных методов, таких как отключение воды и электроэнергии, для принуждения домовладельцев к выезду.

Хотя эти новые правила касаются городская земля, установленные правовые принципы имеют серьезные последствия для верховенство закона в Китае. Перспективы Закона о земельной администрации Китая обнадеживают, поскольку в будущем сельская земля ожидаются в ближайшем будущем. [43]

Споры

Коллективная собственность в сельской местности Китая


В Китае большинство, если не все фермы находятся в коллективной собственности - традиция и практика, восходящая к временам возникновения маоизма, идеологии, находящейся под сильным влиянием социализма.

Реализовав система производственной ответственности домашних хозяйств, Китай сохраняет находящиеся в коллективной собственности сельхозугодья в сельской местности. Это создает большой потенциал для злоупотреблений, поскольку критические решения относительно земли и ее использования принимаются небольшим количеством деревенских лидеров. [44] Питер Хо продемонстрировал, что одна из нерешенных проблем - это уровень коллективной собственности. После деколлективизации коллективная собственность - ранее представленная нижним коллективным уровнем (бывшая производственная бригада) - была разделена на три части: поселок, административный поселок и природный поселок. В китайском законодательстве не оговаривается, является ли бывшая производственная группа по-прежнему законным владельцем. [45]

Уровни китайской администрации и смена собственников [3] : 357
Административный уровеньТип собственностиСрок смены собственника
1949 – 1998После 1998 г.
Центральное государствогосударственная собственностьнациональное правительствонациональное правительство
Правительство провинции / муниципалитет при Государственном совете
Местное государствоПрефектура / город
Округ / Район
1962* – 1984/85После 1984/85 года
Коллективколлективная собственностьКоммунаГород / поселок
Производственная бригадаАдминистративный поселок
Производственная команда = Первоначальный владелецПриродная деревня / Группа сельчан = Новый владелец?

Хотя Закон о собственности, принятый в 2007 году, предоставляет некоторые правовые рычаги для предотвращения злоупотребления властью деревенскими советами, еще предстоит выяснить, доступны ли средства правовой защиты или даже используются ли сельские жители. Преобладающая местная культура, страх перед властью и возможность применения насилия препятствуют склонности жертвы обращаться за правовой помощью. [46] Кроме того, такие правила могут игнорироваться комитетами или советами из-за отсутствия соблюдения. [47]

Хотя критики могут скептически относиться к тому, что новые законы, разъясняющие вопрос о коллективной собственности, будут иметь значение, такие изменения по-прежнему приветствуются как признаки усиления защиты сельских жителей. [48]

Другой проблемой является проблема безудержной коррупции, возникающей в результате сделок с землей в сельской местности, с участием как государственных, так и негосударственных сторон. Это приводит к завышению цен, а также к неконтролируемому неправильному использованию земли. [49]

Социалистические ценности против принятия рыночной экономики

В 2004 году он внес поправки в Конституция 1982 года включить, что правительство должно выплатить человеку компенсацию за экспроприация (征收) или заявка (征用). Однако статья не предусматривает ни в конституции, ни в каком-либо подзаконном акте размер платежа и не оговаривает, что платеж должен быть пропорционален размеру земли. Это привело к злоупотреблениям со стороны государственных органов, особенно в сельской местности. Изъятие земли у фермеров - самая частая причина жалоб фермеров. [51] Однако в 2011 году правительство Китая выпустило положения, разъясняющие это, которые обещают обеспечить большую прозрачность и более справедливую систему компенсации. [33]

Читайте также: