Как списать имущество казны с баланса

Обновлено: 29.04.2024

По концессионному соглашению может передаваться существующее имущество, подлежащее реконструкции, или создаваться новый объект.

Реконструкция объекта концессионного соглашения подразумевает мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием, по изменению технологического или функционального назначения объекта, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств указанного объекта (ч. 3 ст. 3 Закона N 115-ФЗ).

Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности публично-правового образования — концедента на момент заключения подобного соглашения и должен быть свободным от прав третьих лиц.

Согласно ч. 4 ст. 3, ч. 5 ст. 8 Закона N 115-ФЗ в концессию могут передаваться автодороги и автодорожные сооружения, объекты здравоохранения, находящиеся в оперативном управлении государственного бюджетного учреждения, но только после их изъятия из оперативного управления при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

  1. в отношении государственного бюджетного учреждения принято решение о его реорганизации или ликвидации до заключения концессионного соглашения, объектом которого является такое имущество;
  2. в результате передачи недвижимого имущества по концессионному соглашению это учреждение не лишится возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом.

С 2018 года в пункт 144 Инструкции по применению единого плана счетов, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), были внесены изменения, согласно которым имущество, переданное в концессию, учитывается на отдельных счетах:

Передача уполномоченным субъектом учета существующего объекта имущества казны в концессию отражается следующей записью:

— передан объект имущества казны в концессию.

В ряде случаев имущество может передаваться в концессию без прекращения права оперативного управления или хозяйственного ведения. Такое имущество не поступает в казну, поэтому на балансе уполномоченного органа оно не отражается.

В 2019 году уполномоченный субъект учета в рамках своей учетной политики вправе установить особенности передачи имущества в концессию без изъятия у учреждения или унитарного предприятия, поскольку в настоящее время в инструкциях по учету они не установлены.

Кроме того, учреждение будет отражать на забалансовом счете, предназначенном для учета сметной стоимости создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, предусмотренную указанным соглашением сумму инвестиций (предельный размер расходов) на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения.

Не реже одного раза в полгода в течение периода создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения уполномоченный субъект учета будет:

  • отражать на забалансовом счете, предназначенном для учета увеличения стоимости имущества концедента, фактическую сумму инвестиций концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения на основании информации, предоставленной концессионером;
  • при необходимости корректировать сметную стоимость создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, отраженную на соответствующем забалансовом счете.

Забалансовых счетов, предназначенных для учета сметной стоимости и фактических вложений концессионера, в настоящее время в Инструкции N 157н нет. Не предусмотрены они и Приказом N 298н. Если соответствующие изменения не будут внесены в течение 2019 года, такой счет нужно будет предусмотреть в учетной политике уполномоченного органа и учреждения. Если в отношении имущества учреждения будет заключено концессионное соглашение в 2019 году, учреждению целесообразно начать забалансовый учет сметной стоимости объекта уже в текущем году.

В учете уполномоченного органа это отражается так:

— отражено изъятие имущества у подведомственного учреждения в целях передачи его в концессию.

Ранее начисленная по имуществу амортизация учитывается такой записью:

— принята к учету амортизация по изымаемому имуществу.

— отражено уменьшение вклада уполномоченного органа на сумму изъятого имущества.

В бухгалтерском учете учреждения отражаются выбытие имущества и возврат имущества учредителю с соответствующим уменьшением бюджетным, автономным учреждением расчетов с учредителем (расчетов по вкладам учредителя).

— отражено выбытие имущества на сумму балансовой стоимости основных средств;

— списана амортизация по выбывающим объектам основных средств.

— уменьшены расчеты с учредителем на сумму изъятого имущества.

Напомним, что в настоящее время согласно п. 94 Инструкции N 157н на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество казны.

Начисление амортизации на объекты имущества казны, переданные в концессию, оформляется следующей записью:

Если по концессионному соглашению создано новое недвижимое имущество, право собственности на него приобретает концедент, а право концессионера на пользование имуществом является обременением права концедента.

В ходе исполнения концессионного соглашения концедент отражает на забалансовом счете фактическую сумму инвестиций концессионера.

Ввод в эксплуатацию созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения осуществляется концессионером (ч. 14 ст. 3 Закона N 115-ФЗ).

Права владения и пользования концессионера переданным ему недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента. Государственная регистрация прав владения и пользования концессионера таким недвижимым имуществом может осуществляться одновременно с государственной регистрацией права собственности концедента на него. Срок подачи документов, необходимых для государственной регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на созданный объект концессионного соглашения, не может превышать одного месяца с даты ввода данного объекта в эксплуатацию (ч. 15 ст. 3 Закона N 115-ФЗ).

За нарушение указанного срока концессионер несет ответственность, предусмотренную концессионным соглашением.

Концедент должен отразить данное имущество в бюджетном учете и внести сведения о нем в соответствующий реестр государственного (муниципального) имущества.

  • отражает созданный (реконструированный) объект концессионного соглашения по стоимости, указанной в подписанном сторонами концессионного соглашения акте приема-передачи;
  • отражает сумму предусмотренных концессионным соглашением обязательств концедента по финансированию (возмещению) расходов концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения;
  • отражает предстоящие доходы на разницу между стоимостью создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и суммой обязательств концедента по финансированию (возмещению) расходов концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения;
  • списывает суммы, отраженные на забалансовых счетах, предназначенных для учета сметной стоимости создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и учета увеличения стоимости имущества концедента.

В настоящее время в Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее — Инструкция N 162н), предусмотрена следующая запись по поступлению нового объекта от концессионера:

— отражено поступление нового объекта от концессионера.

Учет обязательств концедента по финансированию (возмещению) расходов на создание и (или) реконструкцию и использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения также осуществляется согласно Инструкции N 162н в зависимости от содержания заключенного соглашения.

В случае досрочного прекращения (расторжения) концессионного соглашения остаток предстоящих доходов, признанных в связи с созданием (реконструкцией) объекта концессионного соглашения, подлежит единовременному отнесению на финансовый результат отчетного периода.

Нюансы учета особо ценного имущества АУ

В статье напомним, какие требования установлены законодательством в части учета имущества автономных учреждений, которым оно не вправе распоряжаться самостоятельно.

В пункте 2 ст. 3 Федерального закона № 174н[1], а также в п. 2 ст. 298 ГК РФ определено, что автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Напомним, к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, иное имущество, отнесенное к данной категории законом (ст. 130 ГК РФ).

Порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу.

Общие критерии отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу определены Постановлением № 538. На основании этого документа в каждом ведомстве, субъекте РФ, муниципальном образовании для подведомственных учреждений установлены свои порядки, которыми, в частности, определены стоимостные критерии имущества и конкретные виды имущества, относящегося к ОЦДИ, а также порядок формирования перечня ОЦДИ.

Так, перечень ОЦДИ федеральных государственных автономных учреждений, подведомственных Минспорту, установлен Приказом Минспорта РФ от 02.02.2017 № 61. В данный перечень включаются следующие категории имущества:

  1. Вычислительная техника.
  2. Информационное оборудование.
  3. Машины и иное оборудование.
  4. Оборудование систем связи.
  5. Оргтехника.
  6. Производственный и хозяйственный инвентарь.
  7. Средства измерения и управления.
  8. Транспортные средства.

Этим же приказом утверждена форма, по которой составляется перечень ОЦДИ учреждениями, подведомственными Минспорту. В ней выделены:

– имущество, балансовая стоимость которого превышает 500 000 руб.;

– иное движимое имущество, без которого осуществление федеральным государственным бюджетным (автономным) учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено;

– имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Ведение перечней ОЦДИ производится учреждениями на основании сведений бухгалтерского учета о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии) (п. 5 Порядка № 538).

По общим правилам решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение (п. 4 ст. 3 Федерального закона № 174‑ФЗ).

При этом необходимо обратить внимание на разъяснения Минфина, приведенные в Письме от 18.11.2011 № 02‑03‑10/5026: если ОЦДИ приобретено за счет собственных средств и используется учреждением для выполнения государственного (муниципального) задания, учредителем может быть рассмотрен вопрос о его закреплении за учреждением. Закрепление имущества за учреждением осуществляется по решению учредителя, принятому в порядке, установленном законодательством РФ. Таким имуществом учреждение без согласия собственника уже не вправе распоряжаться. Примером тому является случай, когда при изменении типа бюджетного учреждения – получателя бюджетных средств на автономное учреждение – получателя субсидий имущество, приобретенное за счет приносящей доход деятельности, закреплялось за учреждением и включалось в перечень ОЦДИ.

Отметим также, что Постановление № 538 не содержит ограничений для отнесения имущества автономных учреждений, приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доходы деятельности, к категории ОЦДИ уже после изменения типа. Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина РФ от 13.01.2020 № 02‑07‑10/668, от 07.05.2019 № 02‑07‑05/33148, от 31.08.2017 № 02‑06‑10/56069. Таким образом, имущество, приобретенное за счет собственных средств, может быть отнесено к категории ОЦДИ (включено в перечень ОЦДИ) исходя из стоимостного или иного критерия в зависимости от того, какой порядок установлен учредителем учреждения.

Таким имуществом (приобретенным за счет приносящей доход деятельности, включенным в перечень ОЦДИ, но не закрепленным за учреждением в установленном порядке) учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Согласно Письму Минфина РФ № 02‑06‑10/56069 учреждение при ведении перечня ОЦДИ может предусмотреть обособленно вести в нем два раздела:

  1. ОЦДИ, которым учреждение распоряжается самостоятельно.
  2. ОЦДИ, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.

Обособление в учете имущества, которым учреждение не вправе
распоряжаться самостоятельно.

В силу п. 5 ст. 3 Федерального закона № 174‑ФЗ автономные учреждения обязаны вести в установленном порядке обособленный учет:

1) недвижимого имущества, закрепленного за автономным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества;

2) особо ценного движимого имущества.

В целях бухгалтерского учета нефинансовых активов инструкциями № 157н[2], 183н[3] предусмотрены счета:

К указанным счетам применяются аналитические группы синтетического счета объектов учета, в частности:

Операции на указанных счетах отражаются в зависимости от источника приобретения имущества по соответствующим кодам вида финансового обеспечения, в частности:

– 2 – собственные доходы (приносящая доход деятельность);

– 4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

– 5 – субсидии на иные цели;

– 6 – субсидии на цели осуществления капитальных вложений;

– 7 – средства по обязательному медицинскому страхованию.

Если расходы, связанные с приобретением (созданием) основных средств или нематериальных активов, произведены по КВФО 5, 6, вложения в указанные объекты учета, отраженные на соответствующих счетах 5 (6) 106 20 000, необходимо перевести на КВФО 4 (счет 4 106 20 000). Принятие к учету объектов основных средств и нематериальных активов по КВФО 5, 6 не допускается, такие операции отражаются по КВФО 4 (по дебету счетов 4 101 20 000, 4 102 20 000 и кредиту счета 4 106 20 000).

Таким образом, на счетах бухгалтерского учета имущество, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, обособляется следующим образом:

– закрепленное за автономным учреждением собственником этого имущества, в том числе при изменении типа учреждения, отражается на соответствующих счетах аналитического учета счетов 4 101 10 000, 2 101 10 000 (в части недвижимого имущества), 4 10х 20 000, 2 10х 20 000, 7 10х 20 000 (в части ОЦДИ);

– приобретенное автономным учреждением за счет выделенных собственником имущества средств (учитывается на счетах 4 101 10 000 (в части недвижимого имущества), 4 10х 20 000 (в части ОЦДИ).

Корректировка показателей, отраженных на счете 0 210 06 000, осуществляется только в случае поступления или выбытия названного имущества при составлении годовой бухгалтерской отчетности (либо с иной периодичностью, установленной учреждением по согласованию с учредителем, но не реже чем один раз в год) и отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

Увеличен показатель расчетов с учредителем

В сумме балансовой стоимости принятого к учету недвижимого имущества и ОЦДИ, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного учреждением за счет средств собственника

Уменьшен показатель расчетов с учредителем

В сумме балансовой стоимости выбывающего имущества (при выбытии недвижимого имущества и ОЦДИ, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, при передаче объектов основных средств, нематериальных активов учредителю, собственнику, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления)

Данные операции отражаются в бухгалтерском учете на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) и извещения (ф. 0504805). На суммы изменений показателей счетов 4 210 06 000 (2 210 06 000) учреждение направляет учредителю указанное извещение в порядке, установленном учредителем.

В отношении ОЦДИ, приобретенного учреждением за счет приносящей доход деятельности (включенного в перечень ОЦДИ), но не закрепленного в установленном порядке за учреждением (имущество, которое приобретено после изменения его типа), показатели по счету 2 210 06 000 формированию не подлежат (Письмо Минфина РФ № 02‑07‑10/60698).

В связи с этим показатели балансовой стоимости особо ценного движимого имущества, которым учреждение не может самостоятельно распоряжаться, отраженные на счете 2 210 06 000, и состав движимого имущества, включенного в перечень ОЦДИ, могут различаться (Письмо Минфина РФ № 02‑07‑10/668).

Пример

Автономное учреждение в текущем году приобрело имущество, относящееся к ОЦДИ:

– за счет средств субсидий на иные цели – оборудование, балансовая стоимость которого составила 1 000 000 руб.;

– за счет приносящей доход деятельности – автомобиль, балансовая стоимость которого равна 1 300 000 руб.

Все расчеты осуществлялись с коммерческими организациями.

В этом же году учреждение списало по согласованию с учредителем компьютерную технику (5 единиц), отнесенную к ОЦДИ по приносящей доход деятельности и закрепленную за учреждением при изменении его типа, балансовая стоимость которой составила 150 000 руб. (учтена по счету 2 101 24 000). На данные объекты амортизация начислена полностью, убытки от обесценения не начислялись.

В целях упрощения примера операции по начислению амортизации не приводятся.

В бухгалтерском учете отражены следующие операции:

Сформирована стоимость вложений в основные средства – ОЦДИ в части приобретенного оборудования

Переведены вложения в оборудование
с КВФО 5 на КВФО 4

Принято к учету оборудование по сформированной стоимости

Сформирована стоимость вложений в основные средства – ОЦДИ в части приобретенного автомобиля

Принят к учету автомобиль по сформированной стоимости

Списана компьютерная техника

Приняты на забалансовый учет выбывшие из эксплуатации компьютеры (до момента их демонтажа и (или) утилизации)

Забалансовый счет 02

При отражении расчетов с учредителем необходимо учесть балансовую стоимость оборудования, приобретенного за счет средств целевой субсидии, и стоимость выбывшей компьютерной техники, приобретенной за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности до изменения типа учреждения. Автомобиль, приобретенный за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, не включается в данный показатель, так как учреждение вправе распоряжаться таким имуществом самостоятельно.

Увеличен показатель по расчетам с учредителем в сумме балансовой стоимости поступившего имущества (ОЦДИ)

Уменьшен показатель по расчетам с учредителем в сумме балансовой стоимости выбывшего имущества (ОЦДИ), закрепленного за учреждением при изменении его типа

Выбытие (списание) имущества, которым автономное учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника, осуществляется в порядке, установленном учредителем для своих подведомственных учреждений. В основном такие порядки разрабатываются в соответствии с Положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834.

Подробнее о процедуре списания имущества расскажем на стр. 20.

[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Организации повседневно сталкиваются с ситуациями, когда отразить имущество на балансовых счетах не представляется возможным. В бухгалтерском учете для отражения операций с ценностями, не являющееся объектами балансового учета используются забалансовые счета. Следует обратить внимание, что информация за забалансовому учету так же, как и по балансовому, отражается в отчетности (справка по забалансовым счетам ф.050730, ф.0503130 и ф. 050830), в связи с чем необходимо соблюдать корректность вводимых данных, чтобы не исказить отчетность.

Как работают забалансовые счета

Инструкцией 157н предусмотрен тридцать один забалансовый счет. Напоминаем, что субъект учета вправе применять дополнительные забалансовые счета. Для использования дополнительных счетов их следует включить в рабочий план счетов и утвердить при формировании Учетной политики.

Движение по забалансовым счетам отражается следующим образом – дебету учитывается увеличение ценностей по счету, а по кредиту – уменьшение, так как все счета являются активными. Запись на счетах в отличии от балансовых простая, для формирования проводки не нужен корреспондирующий счет.

Основные хозяйственные ситуации, в которых учреждению в соответствии с действующим законодательством необходимо выполнять записи на забалансовых счетах.

Аренда нефинансовых активов

Важно учесть различия учета на счетах 01 и 111.40:

  1. На счете 01 учитывался каждый отдельный объект нефинансовых активов с инвентарным номеров, присвоенным балансодержателем и указанным в акте приеме-передаче. При этом оценка объекта учета производилась по его стоимости, указанной балансодержателем. В случае отсутствия стоимостной оценки объектов допускается учет в условной оценке – 1 объект = 1 рубль.
  2. На счете 111.40 учитывается стоимость аренды, а не стоимость самого объекта. Для отражения в учете изменения в законодательстве по операциям аренды, произведенным в межрасчетный период следует произвести следующие действия:
    • принять к учету на счет 111.40 в корреспонденции с 401.30 суммовой выражение стоимости аренды по имуществу, полученному в аренду (операция оформляется бухгалтерской справкой);
    • списать остаток со счета 01 в отношении арендованного имущества.

Важно отметить, что по новым правилам, если договор аренды заключен в отношении отдельных объектов нефинансовые активов, то необходимости отражать их на 01 счете нет. Однако, если в аренду передается имущественный комплекс, включающий различное оборудование, в договоре аренды будет указана общая сумма договора без разбивки по объектам. В этом случае для обеспечения сохранности имущества и проведения инвентаризации рекомендуется отдельные объекты нефинансовых активов все же учитывать на счете 01.

В документе необходимо указать:

  • данные о МОЛ, ответственном за нефинансовый актив;
  • информации об арендодателе и договоре аренды;
  • информацию о самом объекте основных средств.

Получение неисключительных прав на использование программных продуктов

Рис

В документе необходимо заполнить информации об организации сдатчике и получателе, данные об объекте, счете учета и инвентарном номере, а также место хранения.

Учет переданного в пользование имущества

В результате передачи объекта нефинансового актива в пользование в Инвентарной карточке (ф. 0504031) должна быть сделана запись о передаче объекта (части объекта) в пользование иному юридическому лицу. При этом ответственным за сохранность переданных ценностей назначается руководитель или уполномоченное им лицо, принявшего объект (часть объекта) в пользование.

Принятие к учету объектов нефинансовых активов осуществляется на основании акта приема-передачи по стоимости, указанной в нем.

На основании проведенного документа формируется следующая проводка:

  • Дт 101.11.310 Кт 101.11.310 – смена материально-ответственного лица;
  • Дт 25.11 (26.11) – отражение передачи объекта НФА в аренду/безвозмездное пользование.

Создание записи с датой перехода на новые правила учета

Создание записи с датой перехода на новые правила учета

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Муниципальный округ
Пуровский район

Ямало-Ненецкий АО, Пуровский р-н,

г. Тарко-Сале, ул. Республики, д. 25

8 (34997) 6-06-10


Об утверждении Положения о порядке списания муниципального имущества муниципального образования Пуровский район от 03.09.2015

РАЙОННАЯ ДУМА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПУРОВСКИЙ РАЙОН
4 созыва

Р Е Ш Е Н И Е

03 сентября 2015 г. № 301
г. Тарко-Сале

Об утверждении Положения о порядке списания муниципального имущества
муниципального образования Пуровский район

В целях совершенствования процедур учета, управления и распоряжения муниципальным имуществом, в соответствии Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Пуровский район, утвержденным решением Районной Думы муниципального образования Пуровский район от 21 февраля 2007 года № 151, Районная Дума муниципального образования Пуровский район

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке списания муниципального имущества муниципального образования Пуровский район.
2. Признать утратившим силу решение Районной Думы муниципального образования Пуровский район от 27 февраля 2014 года № 218 "Об утверждении Положения о порядке списания муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального образования Пуровский район, закрепленного на праве оперативного управления и хозяйственного ведения в новой редакции".
3. Опубликовать настоящее решение в районной газете "Северный луч".
4. Настоящее решение вступает в силу со дня официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную нормативно-правовую комиссию Районной Думы (О.Г. Бережная).

Председатель Районной Думы А.Э. Мерзляков
Глава муниципального образования Пуровский район Е.В. Скрябин

Приложение
к решению Районной Думы
муниципального образования Пуровский район
от 3 сентября 2015 года № 301

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке списания муниципального имущества муниципального образования Пуровский район

1. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет единый порядок списания муниципального имущества муниципального образования Пуровский район (далее – Пуровский район, имущество), относящегося в соответствии с законодательством Российской Федерации к основным средствам и находящегося в хозяйственном ведении, оперативном управлении муниципальных унитарных предприятий Пуровского района (далее – предприятия), муниципальных автономных учреждений Пуровского района (далее – автономные учреждения), муниципальных бюджетных учреждений Пуровского района (далее – бюджетные учреждения), муниципальных казенных учреждений Пуровского района (далее – казенные учреждения) и органов местного самоуправления Пуровского района, а также имущества, входящего в состав муниципальной казны муниципального образования Пуровский район (далее – казна Пуровского района).
2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Пуровский район, утвержденным решением Районной Думы муниципального образования Пуровский район от 21 февраля 2007 года № 151, и другими нормативными правовыми актами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета основных средств.
3. Истечение нормативного срока полезного использования имущества или начисление по нему 100% амортизации (износа) не является основанием для его списания, если по своему техническому состоянию или после ремонта (при экономической целесообразности такого ремонта) оно может быть использовано для дальнейшей эксплуатации по прямому назначению.
4. Списание муниципального имущества, за исключением имущества, входящего в состав казны Пуровского района, производится только по согласованию со структурным подразделением Администрации Пуровского района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществляющим от имени муниципального образования Пуровский район права владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Пуровский район (далее – Уполномоченный орган), за исключением случаев, предусмотренных главой 3 настоящего Положения.
5. Списание имущества, входящего в состав казны Пуровского района, производится на основании распоряжения Уполномоченного органа.
6. Подлежит списанию имущество, относящееся к основным средствам и пришедшее в негодность:
- в результате физического или морального износа;
- при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
- в связи со строительством, расширением, реконструкцией и технологическим перевооружением.
Под физическим износом понимается несоответствие свойств вещи ее первоначальному состоянию.
Понятие морального износа применяется к объектам основных средств, снятым с производства, для которых сняты с производства комплектующие элементы (запасные части).

2. Комиссия по принятию решения о списании имущества

3. Самостоятельное списание имущества

1. Объекты основных средств, относящиеся к производственному и хозяйственному инвентарю, машинам и оборудованию, библиотечному фонду, прочим основным средствам, закрепленные на праве оперативного управления и хозяйственного ведения (за исключением особо ценного движимого имущества, а для казенных учреждений за исключением имущества, первоначальной (балансовой) стоимостью, превышающей 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей за единицу) с истекшим сроком полезного использования, определенными в соответствии с Классификацией объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01 января 2001 года № 1 (далее – Классификация), непригодные к дальнейшему использованию, а также основные средства, числящиеся на забалансовых счетах, непригодные к дальнейшему использованию, списываются балансодержателями самостоятельно.
2. Сведения об объектах основных средств, списанных самостоятельно, ежеквартально предоставляются в Уполномоченный орган по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.

4. Перечень документов, предоставляемых в Уполномоченный орган для согласования списания имущества

5. Принятие решения о согласовании списания имущества

1. Не позднее 30 дней со дня поступления в Уполномоченный орган указанных в главе 4 настоящего Положения документов принимается решение о списании имущества либо о мотивированном отказе.
1.1. Решение о списании имущества оформляется в форме распоряжения Уполномоченного органа о списании и исключении имущества из реестра муниципального имущества Пуровского района (далее – распоряжение о списании).
1.2. Решение об отказе в списании имущества оформляется в простой письменной форме с указанием оснований отказа.
2. Основаниями отказа в списании муниципального имущества являются:
- установление фактов умышленного искажения (несоответствия) данных в представленных документах;
- установление фактов несоответствия истинного состояния имущества данным в представленных документах;
- представление неполного пакета документов, предусмотренного настоящим Положением;
- арест списываемого имущества судебными и другими органами или арест расчетных и иных счетов этих предприятий;
- отсутствие оснований для списания имущества, предусмотренных настоящим Положением.

6. Списание имущества, входящего в состав казны Пуровского района

1. При списании имущества, входящего в состав казны Пуровского района и находящегося в фактическом пользовании пользователь имущества формирует:
1.1. Письменное обращение в Уполномоченный орган о согласовании списания имущества с приложением документов, указанных в главе 4 настоящего Положения, направляется руководителем организации, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, в пользовании которых находится имущество.
1.2. Заключение комиссии оформляется на основании акта технического состояния независимой стороны с указанием конкретных причин выхода из строя объекта по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению, за исключением случаев, установленных частью 2 главы 2 настоящего Положения, когда для списания имущества не требуются специальные знания.
2. При списании имущества, входящего в состав казны Пуровского района и не закрепленного договорными отношениями Уполномоченный орган формирует:
2.1. Документы, указанные в главе 4 настоящего Положения.
2.2. Заключение комиссии по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению.
При отсутствии в составе комиссии лица, компетентность знаний которого подтверждается соответствующими документами (дипломами, лицензиями, свидетельствами, сертификатами, выписками из штатного расписания, копией трудовой книжки), за исключением случаев, установленных частью 2 главы 2 настоящего Положения, когда для списания имущества не требуются специальные знания, заключение комиссии оформляется на основании акта технического состояния независимой стороны с указанием конкретных причин выхода из строя объекта.
3. При невозможности сформировать в полном объеме пакет документов, предусмотренный главой 4 настоящего Положения, Уполномоченным органом создается комиссия.
Состав комиссии определяется распоряжением Уполномоченного органа.
Комиссия принимает решение о возможности либо невозможности списания имущества в порядке и по основаниям, установленным настоящим Положением.
Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств отражается в заключении комиссии по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению.
После принятия Уполномоченным органом решения о списании имущества, Уполномоченный орган принимает меры по сохранности имущества, а также последующей утилизации такого имущества за счет выделенных бюджетных ассигнований.

7. Оформление первичных документов по списанию

1. Принятое решение о списании объекта основных средств:
1.1. Оформляется заключением комиссии согласно приложению 2 к настоящему Положению – в случае самостоятельного списания в соответствии с главой 3 настоящего Положения.
1.2. Оформляется в форме распоряжения Уполномоченного органа о списании и исключении имущества из реестра муниципального имущества в случае согласования списания имущества Уполномоченным органом в соответствии с главой 5 настоящего Положения и отражается в соответствующем первичном документе установленной формы:
- в акте о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств);
- в акте о списании транспортного средства;
- в акте о списании мягкого и хозяйственного инвентаря;
- в акте о списании исключенных объектов библиотечного фонда.
2. Первичный документ, указанный в пункте 1.2 части 1 настоящей главы (далее – акт о списании), утверждается балансодержателем; в случае списания имущества казны Пуровского района – Уполномоченным органом.
Подпись руководителя заверяется печатью. Использование факсимиле подписи не допускается.
3. В актах о списании, инвентарных карточках, инвентарных карточках группового учета вышедших из строя объектов основных средств, имеющих в своем составе драгоценные материалы, должны быть указаны соответствующие сведения о драгоценных материалах.
3.1. Запрещается уничтожать основные средства без предварительного изъятия из них частей, содержащих драгоценные материалы.
3.2. Учет и хранение, сдача в переработку драгоценных материалов осуществляется балансодержателями имущества, входящего в состав казны Пуровского района, пользователями имущества самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Утилизация (ликвидация) муниципального имущества

1. Разборка и демонтаж объектов основных средств, за исключением случаев, предусмотренных главой 3 настоящего Положения, до согласования их списания Уполномоченным органом не допускаются.
2. Утилизация (ликвидация) имущества, в отношении которого принято решение о списании, производится балансодержателями и пользователями имущества.
Утилизация (ликвидация) имущества осуществляется за счет средств балансодержателей и пользователей муниципального имущества.
Утилизация (ликвидация) имущества производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Ответственность за утилизацию (ликвидацию) имущества несут балансодержатели, пользователи муниципального имущества в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3. Балансодержатели, пользователи имущества обязаны представить в Уполномоченный орган:
3.1. В отношении движимого имущества акт об утилизации (ликвидации) списанного имущества в течение 10 дней со дня завершения мероприятий по утилизации (ликвидации).
3.2. В отношении недвижимого имущества (здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства) акт обследования (документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся кадастровых сведений о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства) течение 30 дней со дня завершения мероприятий по утилизации (ликвидации).
4. Уполномоченный орган на основании документов, указанных в пункте 3.1 части 3 настоящей главы:
4.1. В отношении движимого имущества исключает имущество из реестра муниципального имущества Пуровского района и снимает с контроля исполнение распоряжения о списании.
4.2. В отношении недвижимого имущества снимает с кадастрового учета, гасит свидетельства о государственной регистрации права, исключает имущество из реестра муниципального имущества Пуровского района и снимает с контроля исполнение распоряжения о списании.
5. Руководители организаций – балансодержателей несут дисциплинарную ответственность за несвоевременное выполнение мероприятий по утилизации имущества и предоставление акта об утилизации имущества в соответствии с частью 3 настоящей главы.

9. Заключительные положения

1. Установленный настоящим Положением порядок списания имущества средств не применяется в тех случаях, когда законодательством установлен иной порядок списания объектов основных средств.
2. В случаях нарушения порядка списания имущества виновные в этом лица несут ответственность в установленном законом порядке.

Приложение 1
к Положению о порядке списания муниципального
имущества, утвержденного решением Районной
Думы муниципального образования Пуровский район
от 3 сентября 2015 года № 301

ПЕРЕЧЕНЬ
основных средств, находившихся
в __________________________________________________
(хозяйственном ведении или оперативном управлении)
_______________________________________,
(полное наименование юридического лица)
списанных самостоятельно
за ________________________________________________
(период, за который списано имущество)

Читайте также: