Как снять обременение с квартиры после выплаты материнского капитала

Обновлено: 02.06.2024

Рассказываем, как наделить детей долями после выплаты ипотеки и не стать фигурантом уголовного дела.

Зачем вообще выделять доли?

Когда выделяется доля детям при ипотеке? Если квартиру купили с использованием ипотечного займа, сделать это нужно в 6-месячный срок после снятия ипотечного обременения (пп. ж п. 13 Правил, утв. Постановлением Правительства № 862 от 12.12.2007). Помните, вы оформляли у нотариуса соответствующее обязательство, чтобы погасить часть ипотеки маткапиталом? Его оригинал точно у вас, а копия – в ПФР. Не теряйте его, оно понадобится вам при выделении долей.

Какие доли нужно выделить?

Впрочем, если не хотите делить поровну, рекомендуем учесть сложившуюся практику и после закрытия ипотеки выделить детям доли , соразмерные их долям в материнском капитале. Такую практику одобряют, в том числе и суды (определение ВС РФ № 4-КГ16-73 от 14.03.2017).

Ну, например. Представим, что вы купили квартиру за 4,5 млн руб. Средства маткапитала – 450 тыс. руб. или 10% от общей собственности. Вот эти 10% и являются общими для всей семьи и подлежат разделу. Остальная часть жилого помещения – общая собственность супругов и разделу не подлежит. Таким образом, каждому члену семьи нужно выделить минимум по 2,5% = 10% ÷ 4 (количество членов семьи).

При оформлении соглашения части каждого члена семьи рекомендуется определять в долях. Представим, что вы приобрели квартиру 60 кв. м, 10% от которых – 6 кв. м. Каждый член семьи должен получить в собственность доли, эквивалентные 1,5 кв. м (2,5%),то есть по 1/40 на каждого. По такой доле нужно выделить мужу, первому и второму ребенку (если у вас их двое, если трое – доли будут другими). У того же, кто оформлял ипотеку, должно остаться 37/40 доли в праве собственности.

Впрочем, супругу можно выделить и больше, чем 1/40 – семейное законодательство оставляет за ним право ровно на половину от 36/40 доли в праве собственности, не охваченных материнским капиталом!

Как оформить выделение долей детям после погашения ипотеки?

Мы уже рассказывали, как разделить общее имущество по соглашению. Теперь подробно остановимся на том, как это делать в случае с маткапиталом.

Самый простой вариант – это составить соглашение о разделе долей в простой письменной форме, распечатать его на ПК, подписать и отнести на регистрацию в Росреестр. Для этого вы можете использовать бланк соглашения ниже.


Но это работает, если доли выделяются только детям. Если в соглашении участвует еще и супруг, такая сделка признается разделом супружеского имущества. И потому она требует нотариального удостоверения – для составления соглашения придется посетить нотариуса (ст. 38 СК). На эти цели придется потратить 5-15 тыс. руб. в зависимости от региона и расценок конкретного нотариуса.

Соглашение оформлено, что делать дальше?

А дальше, нужно зарегистрировать право собственности каждого члена семьи в Росреестре. С этим тоже ничего сложного – берем соглашение (3 экземпляра, по одному на каждого члена семьи, которому выделяются доли), прикладываем к нему:

  • паспорта мужа и жены;
  • свидетельства о рождении всех детей;
  • свидетельство о браке;
  • чек об уплате госпошлины в 2000 руб.

и подаем их в Росреестр. Документы можно подать несколькими способами – лично, через ближайший МФЦ, через сайт Росреестра или по почте, выбирайте, как удобнее. В зависимости от способа подачи в течение 5-7 дней Росреестр зарегистрирует детские доли и выдаст вам выписку из ЕГРН, где это будет отражено. На этом выделение закончится.

Если вы обратитесь для оформления соглашения к нотариусу, самостоятельно подавать документы в Росреестр не придется. Это за вас должен будет сделать нотариус, удостоверивший соглашение.

А что, если доли не выделять?

На какие бы цели не был израсходован маткапитал – покупка квартиры по ДДУ, строительство, реконструкция или рефинансирование ипотеки, с выделением долей на детей затягивать не стоит. Пройдет полгода, и ваше обязательство будет считаться нарушенным. А это может повлечь уже совсем нежелательные последствия:

  1. Во-первых, выделить доли вас может заставить суд по иску прокуратуры. Примеров такой прокурорской заботы об имущественном положении детей масса. Как и судебных решений, например, решение Добрянского районного суда Пермского края № 2-1482/2018 от 27.11.2018.
  2. Во-вторых, та же прокуратура может инициировать в отношении вас возбуждение уголовного дела по ст. 159 УК за мошенничество.
  3. В-третьих, если вы потом решите продать квартиру без выделения долей, такую сделку могут признать недействительной. Так произошло, например, в Челябинской области (решение Верхнеуральского районного суда Челябинской области № 2-1379/2014 от 19.12.2014).

В общем, с этим лучше не шутить. Погасили ипотеку, сняли обременение, и не затягивайте – сразу оформляйте соглашение и идите в Росреестр. Это не дорого и можно сделать самостоятельно.

Пусть мобильное приложение учреждения показывает нули, а менеджер хмурит брови в ответ на просьбы выдать документ. Вам точно нужна справка, подтверждающая, что у банка больше нет к вам финансовых претензий. Она пригодится на случай сбоя в системе, человеческих ошибок и прочих проблем.

Например, может оказаться, что в системе зависла недоплаченная копейка, которая через год может превратиться в тысячи долга из‑за якобы просрочки по выплатам. Если у вас на такой случай будет припасена справка с печатями и подписями, решить вопрос будет гораздо проще.

2. Снять обременение

То есть фактически получить право полностью распоряжаться квартирой.

Что такое обременение

Ипотечный кредит предполагает, что вы берёте у банка большую сумму денег. А чтобы ему было спокойнее, вы делаете это под залог недвижимости. Чаще всего речь идёт именно о той квартире, которую вы покупаете в ипотеку, но это может быть и другой объект.

Заложенное имущество получатель кредита не может продать, подарить или сбыть иным образом. Чтобы добиться этого наверняка, на жильё накладывается обременение, и это фиксирует Росреестр при регистрации сделки. Отныне и до тех пор, пока вы не расплатитесь с долгом, в выписке из Единого государственного реестра недвижимости будет указано, что жильё в залоге.

Обременение накладывается и по другим поводам, например при аресте имущества за долги. Но мы разберём конкретно кредитный вариант.

Чтобы стать полноценным владельцем квартиры и получить право ею распоряжаться по своему усмотрению, необходимо обременение снять.

Как снять обременение с квартиры

Это сделает Росреестр после того, как вы направите туда необходимые документы. Некоторые кредитные учреждения берут данную функцию на себя — уточняйте это конкретно в вашем. Например, Сбербанк уверяет Снятие обременения , что процесс начнётся в течение двух дней, а через 30 дней обременение будет снято. Причём всё запускается автоматически.

Личный опыт подсказывает, что срок может растянуться в два и более раз, даже если вы будете постоянно напоминать о себе. Более того, информацию от сотрудников вы будете получать крайне противоречивую. Например, один напишет, что закладную потеряли, другой — что ничего такого не было (вся переписка в чате при этом сохраняется).

С другой стороны, нарушение сроков может стать проблемой, только если вам срочно надо продать квартиру. В противном случае вы можете ждать и периодически переписываться с банком. Рано или поздно обременение будет снято без усилий с вашей стороны.

Если учреждение этого не делает или вы непременно хотите действовать сами, можете передать документы в Росреестр следующим образом.

  • Через многофункциональный центр. Лучше записаться на приём заранее, чтобы не сидеть в очереди. Имейте в виду: если подаёте документы через МФЦ, туда придётся сходить второй раз, чтобы забрать то, что сдали. Каким образом вас известят о поступлении бумаг — узнавайте на месте.
  • В электронном виде на сайте Росреестра. Вам понадобится квалифицированная электронная подпись.
  • Почтой. Отправление должно быть с объявленной ценностью, описью вложения документов и уведомлением о вручении.

Какие документы нужны, чтобы снять обременение с квартиры

В самом Росреестре советуют Ответы на важные вопросы иметь при себе следующие документы:

  • Паспорт заёмщика.
  • Заявление заёмщика на снятие обременения (шаблон). Если подаёте документы через МФЦ, сотрудник поможет его заполнить.
  • Закладная из банка с отметкой представителя учреждения о том, что долг полностью погашен. К ней обычно прилагаются кредитный договор, а также нотариальная доверенность, которая разрешает сотруднику учреждения подписывать документы от лица банка.

Если закладную потеряли, банк может запросить её в Росреестре или переоформить самостоятельно. Ещё вариант — подать совместное заявление от вас как залогодателя и банка как залогодержателя и сопроводить его выпиской со счёта. Так же делается, если закладной и вовсе не было или она была электронной.

Сколько будут снимать обременение с квартиры

У Росреестра на это три рабочих дня с момента поступления документов. При оформлении через МФЦ к сроку нужно добавить ещё два дня — на перевозку документов из пункта приёма в пункт обработки.

Как проверить, что обременение снято

На странице справочного сервиса Росреестра

Введите в появившейся форме или кадастровый номер, или условный, или адрес, или номер права.

Снимаем обременение с квартиры после погашения ипотеки правильно: сроки, документы и советы экспертов

Просто погасить ипотеку иногда оказывается недостаточно. ФАН выяснил у специалистов пресс-службы Сбера (Сбербанк России), как правильно снять обременение с ипотечной квартиры.

Ипотечные программы, в большом количестве представленные в российских банках, зачастую являются единственной возможностью для многих людей обзавестись, наконец, собственным жильем. И вот сложный путь от внесения первоначального взноса, сбора необходимых документов, заключения договора и проведения сделки до полного погашения имеющегося долга пройден, и вы становитесь законными обладателями успевших стать родными квадратных метров. Остается последний этап — снятие обременения с квартиры.

Что такое обременение?

Приобретенная в ипотеку квартира является собственностью покупателя, но при этом на нее договором налагаются некоторые ограничения в пользовании, который регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом №102 и соответствующими пунктами, прописанными в соглашении между финансовой организацией и заемщиком.

Ни один банк не занимается благотворительностью, и все его действия оправданно направлены на получение выгоды. Как правило, ипотечные кредиты берутся на достаточно длительный срок, и даже самый благонадежный клиент со стабильным высоким доходом и безукоризненной кредитной историей может однажды по той или иной причине лишиться заработка, серьезно заболеть или умереть, соответственно, потеряв возможность регулярно вносить ежемесячные платежи по ипотеке. Чтобы, как говорится, остаться при своих интересах, банк подстраховывает себя залогом (обычно это тот самый приобретаемый объект или иная недвижимость, имеющаяся в собственности у должника). В случае, если тот прекращает платить, залоговое имущество изымается и продается.

Понятно, что сохранность квартиры — полностью в интересах банка, поэтому в ипотечном договоре прописываются такие положения, как, например, запрет на перепланировки. Кроме того, собственник имеет полное право проживать на жилплощади, которая находится в залоге, но при этом не может без согласия банка продавать, дарить, сдавать ее в аренду и даже прописывать туда посторонних людей, не входящих в состав семьи. Перед подписанием договора рекомендуется внимательно изучить соответствующие пункты, чтобы избежать возможных неприятностей в будущем.

Обременение на квартиру в обязательном порядке регистрируется в базе Росреестра. Снять его можно только тогда, когда будут полностью погашены все финансовые обязательства перед банком, включая проценты, вне зависимости от того, будет ли это сделано точно в срок по графику или досрочно.

Как только был внесен последний платеж, самое время приступать к процессу погашения записи о наложении ограничений. Для этого залогодатель или представитель банка подают в соответствующие органы заявление и закладную. Иногда бывает так, что при расчете окончательной суммы, достаточной для погашения имеющейся задолженности, допускаются ошибки, и на неучтенный остаток начисляются штрафы и пени. Поэтому важно получить от банка справку об отсутствии долга и предоставить ее по требованию.

По закону срок снятия обременения составляет три рабочих дня, если документы подавались в Росреестр. При оформлении процедуры через многофункциональные центры время ожидания может быть немного увеличено.

Снять обременение можно через Интернет

Как снять обременение

Многие люди полагают, что, как только бы внесен последний платеж, все обязательства с них снимают автоматически. Однако это не всегда так.

После этого нет необходимости куда-либо обращаться самостоятельно. Специалисты банка сами соберут весь необходимый пакет документов и передадут его в ведомство. Клиент получает уведомления на каждом этапе процесса снятия обременения и может отслеживать продвижение в личном кабинете. Как только Росреестр снимет обременение, банк известит об этом клиента.

Кроме того, клиент может заказать выписку из ЕГРН в МФЦ, чтобы узнать сняли ли обременение, и убедиться в том, что отныне собственник имеет право распоряжаться имуществом по своему усмотрению.

Итак, для начала процесса по снятию обременения вам потребуется предоставить следующие документы:

  1. Паспорта каждого из собственников объекта, бывшего в ипотеке.
  2. Заявление установленного образца с указанием ФИО, паспортных данных, места проживания, причин, по которым снимается обременение, недвижимости, которая числилась в качестве залога с точным адресом, кадастровым номером, площадью. Бланк с печатью заемщику выдадут в банке. Если собственник не один, то форма заполняется на каждого из них.
  3. В некоторых случаях вместо заявления принимается заверенная банком закладная (при ее наличии) с отметкой о полном погашении задолженности.
  4. Справка из банка об исполнении обязательств по погашению ипотеки в полном объеме. Единого стандарта для нее нет. Строго говоря, такого рода документ желательно получать после внесения последнего платежа по любому кредиту, а не только ипотечному. Это нужно для того, чтобы в будущем избежать возможных претензий в случае, если, к примеру, в Бюро кредитных историй не получили сведения о том, что кредит погашен, и получается, что добросовестный гражданин, рассчитавшийся по своим обязательствам, переходит в разряд злостных неплательщиков, что может повлечь за собой неприятные последствия.
  5. Ипотечный договор.
  6. Договор купли-продажи.
  7. Если для погашения ипотеки были использованы средства материнского капитала, потребуется копия сертификата.
  8. Квитанция об уплате госпошлины. Выписку из Единого государственного реестра недвижимости можно получить как в бумажном, так и в электронном виде, уплатив при этом соответствующий сбор. Госпошлина берется с каждого собственника.

Снятие обременения в МФЦ

После того как собран полный пакет документов, необходимо обратиться в офис МФЦ, где его примет ответственный сотрудник и, если это потребуется, поможет правильно заполнить заявление на снятие обременения с ипотечной квартиры. Взамен клиенту выдадут опись с перечислением принятых документов и датой готовности, после которой следует повторно прийти в МФЦ и получить уведомление о снятии ограничений в собственности.

Снятие обременения на сайте Росреестра

Возможные причины отказа

Бывает и такое, что вместо долгожданного уведомления о снятии обременения приходит отказ. Причины этого могут крыться в следующем:

  1. Неполный комплект документов.
  2. Необходимые документы предоставили не все собственники.
  3. Произошел технический сбой, и за заемщиком по-прежнему числится задолженность по ипотеке.
  4. Заявление может подать только собственник лично. Если такой возможности нет, необходимо оформить нотариальную доверенность на другое лицо.
  5. Ошибки в документах, вплоть до орфографических. Тщательно проверяйте все перед отправкой.

Продавать или дарить недвижимость можно только после снятия обременения по ипотеке

Снятие обременения по ипотеке не такая сложная процедура, как может показаться на первый взгляд. Специалисты рекомендуют после внесения последнего платежа для собственного спокойствия взять в МФЦ выписку из ЕГРН, чтобы еще раз удостовериться, что теперь недвижимость находится в вашем полном распоряжении.

Снятие обременения по ипотеке

Что такое обременение по ипотеке?

Обременение по банковской ипотеке – это наложенные в силу договора ограничения на право собственности.

Ограничения определяются Гражданским кодексом, ФЗ№ 102 и условиями соглашения с банком. Недвижимость, находящуюся под залогом, нельзя обменивать, дарить, продавать и, в некоторых случаях, сдавать в найм без официального согласия залогодержателя.

Обременение банк накладывает после покупки клиентом жилья на кредитные средства. Основанием для этого является договор. Приобретаемый объект, по условиям документа, на весь срок выплаты долга передается в залог банку в качестве обеспечения клиентом его финансовых обязательств.

Данные о том, что объект находится под ограничениями, заносятся в единую базу недвижимости Росреестра. Обычно процедуру регистрации ипотеки проводят сразу в день заключения соглашения с финансовым учреждением.

Когда можно снять обременение с квартиры по ипотеке?

Освободить объект недвижимости от ограничений можно только в том случае, когда банк не имеет финансовых претензий к собственнику жилплощади. Иными словами, снятие обременения с квартиры по ипотеке возможно лишь после возврата кредита с процентам в полном объеме. Причем внесение последнего платежа может быть как по графику, так и досрочно.

Росреестр погашает запись о наложении ограничений на основании одного из предоставленных документов:

  • справка о праве собственности, полученная в результате продажи объекта на аукционе;
  • вступивший в силу судебный документ, подтверждающий закрытие ипотеки;
  • закладная с записью о том, что сумма долга была полностью погашена клиентом;
  • заявление о снятии обременения по ипотеке от собственника и банка.

В случае отсутствия каких-либо претензий и судебных разбирательств документом, на основании которого собственник может погасить запись о залоге, является заявление, написанное лично им и представителем банка, и закладная. Начать процедуру можно уже на следующий день после внесения последнего платежа.

Льготная ипотека (онлайн)

Условия снятия обременения по ипотеке

Для снятия обременения с залогового жилья существует стандартная процедура. Предусмотрена возможность оформления документов с помощью местного МФЦ, и, тем не менее, отдельные сложность все же иногда возникают.

Случается, что проценты (особенно при досрочном погашении долга) рассчитываются неправильно и на кредитном счете остается минимальная сумма долга. Постепенно на эту небольшую сумму начисляются пени и штрафы, в результате чего добросовестный плательщик превращается в должника.

Банковское учреждение должно передать заемщику официальные бумаги, которые подтвердят то, что кредитополучатель оплатил всю сумму ипотеки и договор закрыт. Эта справка нужна для того, чтобы МФЦ передал бумаги о снятии обременения, нужный для внесения записи в ЕГРП.

Срок снятия обременения по ипотеке

В соответствии со ст. 25 ФЗ №264, снятие обременения по ипотеке Росреестр проводит в течение 3 рабочих дней с момента подачи собственником документов.

Если бумаги подавались через МФЦ, то процесс может затянуться на 1-2 дня, так как центру потребуется дополнительное время на пересылку документов.

Срок увеличится до 5 рабочих дней, если собственник хочет снять обременение по ипотеке на объект, приобретенный по долевому строительству.

Некоторые финансовые учреждения самостоятельно проводят данную процедуру. Но в этом случае сроки будут затянуты до 3-4 недель.

Какие нужны документы для снятия обременения?

После внесения последнего платежа по ипотечному кредиту, гражданин должен обратиться в банк, для получения документа подтверждающего полную выплату долга. Специалист по ипотечному кредитованию консультирует по процедуре снятия обременения.

Читайте также: