Как подать заявление на перераспределение земельного участка через госуслуги

Обновлено: 19.05.2024

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в дополнение к письму Росреестра от 31.10.2017 N 14-12831-ГЕ/18 для сведения и возможного учета в работе направляет копии писем Росреестра от 16.07.2018 N 14-07286-ГЕ/18 и Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 24.08.2018 N Д23и-4640 по вопросу перераспределения земель и нескольких земельных участков.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 16 июля 2018 г. N 14-07286-ГЕ/18

В Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии продолжают поступать обращения территориальных органов Росреестра по вопросу возможности перераспределения нескольких земельных участков (вне зависимости от формы собственности) и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Ранее мнение Департамент недвижимости Минэкономразвития России по данному вопросу было доведено до Росреестра письмом от 10.10.2017 N Д23и-5855 (далее - письмо), копия которого в том числе направлена в территориальные органы Росреестра для сведения и возможного учета в работе.

Как отмечено в письме, в силу статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК) не допускается перераспределение земель и нескольких земельных участков (вне зависимости от формы собственности).

Вместе с тем территориальные органы Росреестра информируют о наличии судебных актов, свидетельствующих о том, что такое перераспределение не противоречит нормам ЗК, в частности:

в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.10.2017 N Ф03-3437/2017 в числе прочего отмечено, что доводы о невозможности перераспределения нескольких земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, неразграниченных земель и земельного участка, находящегося в частной собственности, с образованием в результате одного земельного участка, отклоняются судом как основанные на неверном толковании положений действующего земельного законодательства;

в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.12.2017 N Ф07-13923/2017 отмечено, что суда первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что формирование земельного участка путем перераспределения двух земельных участков, занятых многоквартирными домами, и земель, находящихся в государственной собственности, возможно при наличии предусмотренного пунктом 1 статьи 39.28 ЗК основания.

На основании изложенного просим вернуться к рассмотрению вопроса о возможности перераспределения нескольких земельных участков (вне зависимости от формы собственности) и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и высказать позицию Минэкономразвития России по нему для доведения ее до сведения территориальных органов Росреестра.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 24 августа 2018 г. N Д23и-4640

О ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬ И НЕСКОЛЬКИХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение Росреестра по вопросу перераспределения земель и нескольких земельных участков и в части своей компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких исходных смежных земельных участков прекращается.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Таким образом, положения абзаца второго пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ прямо указывают на то, что с землями может перераспределяться только один земельный участок.

При этом, по мнению Департамента недвижимости, расхождение в позициях относительно количества земельных участков, которые могут одновременно перераспределяться с землями, возникает в том числе в связи с использованием в статьях 39.28 и 39.29 ЗК РФ формулировки "перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности", из которой можно сделать вывод о допустимости перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, одновременно с землями и земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности.

Вместе с тем Департамент недвижимости отмечает, что согласно пункту 3 статьи 11.7 ЗК РФ главой V.4 ЗК РФ устанавливаются только случаи, при которых допускается осуществлять образование земельных участков путем перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, и порядок действий, обеспечивающих образование земельных участков таким способом.

При этом указанной главой не устанавливаются правила образования земельных участков путем перераспределения, в том числе: какие земельные участки могут быть исходными земельными участками (несколько смежных земельных участков либо земли и земельный участок) и какие последствия наступают (образуются несколько других смежных земельных участков, а существование исходных смежных земельных участков прекращается, либо существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок).

Таким образом, при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель или земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, должны соблюдаться правила, установленные пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного перераспределение земель и нескольких земельных участков, в том числе при соблюдении условий, указанных в пункте 1 статьи 39.27 и пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ, не допускается.

Кроме того, следует отметить, что перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, и предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности либо образуемых из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется разными главами ЗК РФ.

Такое разделение было введено не только в связи с разным порядком осуществления указанных процедур, но и в связи с тем, что перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности, а призвано помочь устранить недостатки в землепользовании. В этом случае увеличение площади земельного участка является лишь побочным следствием, а не целью перераспределения.

Иное толкование положений ЗК РФ о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, обесценивает требования ЗК РФ о предоставлении земельных участков на торгах.

Если рассматривать другой способ образования земельных участков, предполагающий увеличение площади исходного земельного участка, а именно объединение земельных участков (статья 11.6 ЗК РФ), то следует отметить, что ЗК РФ запрещается объединение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Это также свидетельствует о необходимости установления барьера для увеличения площадей земельных участков, находящихся в частной собственности, в обход конкурсного порядка предоставления земельных участков.

Дополнительно Департамент недвижимости обращает внимание, что в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2017 г. N 24-П практикообразующее значение имеют, по сути, только акты Президиума и Пленума Верховного Суда Российской Федерации, к ним не могут быть отнесены даже определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам.

С учетом изложенного судебные акты, вынесенные по определенному делу, на основании определенных доказательств, не являются нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе не составляют правовой основы регулирования земельных отношений, установленной статьей 2 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом приведенного дополнительного обоснования Департамент недвижимости подтверждает изложенную в письме Минэкономразвития России от 10 октября 2017 г. N Д23и-5855 позицию относительно невозможности перераспределения нескольких земельных участков и земель.

От имени заявителя при предоставлении государственной услуги вправе действовать его представитель при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документа, удостоверяющего представительские полномочия, оформленного в соответствии со статьями 185, 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Органы, организации, ответственные за предоставление государственной услуги

Ответственным органом исполнительной власти за предоставление государственной услуги является Департамент.

При предоставлении государственной услуги осуществляется взаимодействие с МФЦ, Управлением государственной регистрации права и кадастра по г. Севастополю (далее - Севреестр), Департаментом архитектуры и градостроительства г. Севастополя.

Результат предоставления государственной услуги

Результатом предоставления государственной услуги является:

распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о даче согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков (далее - Распоряжение), соглашение о перераспределении земельных участков (далее - Соглашение);

письменный мотивированный отказ в предоставлении государственной услуги.

Срок предоставления государственной услуги:


в случае принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка с последующим заключением соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков - не более 25 календарных дней с даты поступления заявления в адрес Департамента, а в последующем - не более 25 календарных дней с даты поступления в Управление кадастрового паспорта образованного земельного участка до отправки в адрес заявителя подписанных экземпляров проекта соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков - общий срок не превышает 50 календарных дней;

в случае направления заявителю уведомления о согласии на заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории с последующим заключением соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков - не более 25 календарных дней с даты поступления заявления, а в последующем - не более 25 календарных дней в Управление кадастрового паспорта образованного земельного участка до отправки в адрес заявителя подписанных экземпляров проекта соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков - общий срок не превышает 50 календарных дней;

в случае отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, - не более 25 (двадцати пяти) календарных дней.

Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем:

2) документ, удостоверяющий личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического лица или юридического лица;

3) документ, удостоверяющий полномочия представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя;

4) в случае направления заявления о приобретении прав на земельный участок посредством почтовой связи на бумажном носителе к такому заявлению прилагается копия документа, подтверждающего личность заявителя, а в случае направления такого заявления представителем юридического или физического лица - копия документа, подтверждающего полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, и границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;

7) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.

Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.

1) выписка из Единого государственного реестра недвижимости;

2) заключение о согласовании (несогласовании) схемы расположения земельного участка.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 Земельного Кодекса.

Требования к подготовке межевого плана утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 № 921.

В ст. 39.28 ЗК РФ установлены случаи и основания перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Подобное перераспределение допускается в следующих случаях:

  • перераспределение таких земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
  • перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
  • перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
  • земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса РФ, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Перераспределение указанных выше земель осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

Перераспределение осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (часть 3 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ).

Обязательными приложениями к соглашению о перераспределении являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения (часть 4 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ).

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения осуществляется за плату, размер которой определяется Правительством РФ, субъектом РФ или органом местного самоуправления, в зависимости от того, в чьей собственности находился земельный участок (часть 5 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ).

Этапы при перераспределении земельных участков условно можно разделить на несколько:

  • подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;
  • принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
  • проведение кадастровых работ;
  • подготовка межевого плана земельного участка, который образуется в результате перераспределения;
  • подача документов в орган регистрации прав для постановки на кадастровый учет;
  • получение выписки из ЕГРН после постановки на кадастровый учет вновь образованного земельного участка после перераспределения;
  • обращение в уполномоченный орган для заключения соглашения о перераспределении земельных участков;
  • подача документов в орган регистрации прав для государственной регистрации прав на образованный земельный участок или земельные участки.

Требования к подготовке межевого плана утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 № 921.

За регистрацию права собственности на земельные участки подлежит уплата госпошлины.

Особенности перераспределения земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности

Случаи и основания перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой регулируются статьей 39.27 Земельного кодекса РФ.

Законом установлены случаи, когда допускается перераспределение земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

- все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута;

- земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута;

- все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу.

В первых двух случаях перераспределение участков осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами, а в третьем случае на основании решения соответствующего органа (пункты 2 и 3 статьи 39.27 Земельного кодекса РФ).

Если перераспределение осуществляется на основании утвержденного проекта межевания, то в соглашении или решении уполномоченного органа указываются реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории. Если же перераспределение осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка, то данная схема является обязательным приложением к соглашению или решению о перераспределении (пункты 4, 5 статьи 39.27 Земельного кодекса РФ).

Соглашение о перераспределении земель должно также содержать обязательство сторон по обеспечению образования земельных участков, включая распределение бремени расходов, связанных с выполнением кадастровых работ по образованию земельных участков, а также информацию о правах, возникающих на образуемые земельные участки (пункт 6 статьи 39.27 Земельного кодекса РФ).

Таблица производственного бизнес-процесса "Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности"

Срок приема и регистрации заявления 1 день. Ответственным за исполнение данного административного действия является специалист администрации муниципального образования город Алексин.

Результатом исполнения административного действия является регистрация заявления о предоставлении земельного участка.

Категории получателей

Основания для оказания услуги, основания для отказа

Основание для оказания услуги

Обращение гражданина с заявлением "О предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для ведения садоводства и огородничества"

Основание для отказа

Результат оказания услуги

Постановление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно

Документы

Документы, необходимые для получения услуги

Способ получения

Варианты предоставления

Описание

Заполняется в электронном виде

Способ получения

Варианты предоставления

Описание

предоставляется в электронном виде

Способ получения

Варианты предоставления

Способ получения

Варианты предоставления

Описание

предоставляется в электроном виде

Способ получения

Варианты предоставления

Описание

предоставляется в электронном виде

Документы, предоставляемые по завершению оказания услуги

Положительный результат предоставления услуги/исполнения функции

Постановление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно

Количество экземпляров

Способ получения

Варианты предоставления

Дополнительная информация

Сведения о государственной услуге

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно

Реестровый номер услуги

Идентификатор цели

Дата размещения сведений в Федеральном реестре государственных услуг

Дата последнего обновления сведений в Федеральном реестре государственных услуг

Порядок обжалования

Возникли проблемы с получением услуги?

Подать жалобуОтказали в приеме документов или предоставлении услуги, нарушили сроки, требуют дополнительные документы или оплату? На нашем портале вы можете пожаловаться на некачественное предоставление услуги.

5. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) АМО, ее должностных лиц, муниципальных служащих, работников, а также решений и действий (бездействия) МФЦ, их должностных лиц, работников

Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и (или) решений, принятых (осуществленных) в ходе предоставления услуги

79. При предоставлении услуги заявитель и иные заинтересованные лица имеют право подать жалобу на действие (бездействие) и (или) решение АМО, его должностных лиц, муниципальных служащих, работников, а также на решение, действие (бездействие) МФЦ, его должностных лиц, работников (далее - жалоба).

Органы власти, организации и уполномоченные на рассмотрение жалобы лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке

80. Органом власти, в который может быть направлена жалоба, является АМО.

81. Жалобы на решения и действия (бездействие) главы АМО подаются заместителю Губернатора Тульской области в соответствии с распределением обязанностей, утвержденным в установленном порядке.

82. Жалоба на решения и действия (бездействие) АМО, главу АМО, должностного лица, муниципальных служащих, работников АМО может быть подана заявителем при личном обращении, по электронной почте, посредством Единого портала, через МФЦ.

Жалобы на решения и действия (бездействие) работника МФЦ подаются руководителю МФЦ. Жалобы на решения и действия (бездействие) МФЦ подаются учредителю МФЦ или уполномоченному в соответствии с действующим законодательством должностному лицу.

Способы информирования заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы, в том числе с использованием Единого портала

83. Информация о порядке подачи и рассмотрения жалобы размещается на официальном сайте министерства, официальном сайте МФЦ, на Едином портале, а также предоставляется должностными лицами АМО по почте, по электронной почте, посредством факсимильной связи, по телефону, при личном обращении.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) АМО, его должностных лиц, муниципальный служащих, работников, а также решений и действий (бездействия) МФЦ, их должностных лиц, работников

84. Порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) АМО, его должностных лиц, муниципальных служащих, работников, решений и действий (бездействия) МФЦ, его должностных лиц, работников регулируется следующими нормативными правовыми актами:

Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации;

Информация, указанная в данном разделе, размещается на Едином портале.

Межведомственное взаимодействие

Услуга предполагает межведомственное взаимодействие

Участвующие организации

  • Администрация муниципального образования город Алексин (Консультирование, Контроль исполнения, Ответственный, Предоставление услуги/исполнение функции, в т.ч. и по переданным полномочиям, Прием жалоб)
  • Комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования город Алексин (Консультирование, Контроль исполнения, Межведомственное взаимодействие, Ответственный, Предоставление услуги/исполнение функции, в т.ч. и по переданным полномочиям, Прием жалоб)

Кто предоставляет услугу

  • Администрация муниципального образования город Алексин
  • Комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования город Алексин

Нормативно-правовые акты

Федеральный закон от 25 октября 2001

Регистрационный номер

Ссылка на источник официального опубликования

Конституция от 10 декабря 1993

Регистрационный номер

Ссылка на источник официального опубликования

Федеральный закон от 27 июля 2010

Регистрационный номер

Ссылка на источник официального опубликования

Административный регламент

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно

Регламент от 29 сентября 2021

Регистрационный номер

Административные процедуры

Основания для начала

Критерии принятия решения для административной процедуры

Наличие полного пакета документов
Наличие полного пакета документов

Соответствие документов установленным требованиям
Соответствие документов установленным требованиям

Соблюдение порядка оформления документов, установленного законодательством
Соблюдение порядка оформления документов, установленного законодательством

Порядок передачи результата оказания

лично в руки, через МФЦ

Результат

Основания для начала

Критерии принятия решения для административной процедуры

Наличие полного пакета документов
Наличие полного пакета документов

Соответствие документов установленным требованиям
Соответствие документов установленным требованиям

Порядок передачи результата оказания

Результат

Основания для начала

Критерии принятия решения для административной процедуры

Наличие полного пакета документов
Наличие полного пакета документов

Соответствие документов установленным требованиям
Соответствие документов установленным требованиям

Соблюдение порядка оформления документов, установленного законодательством
Соблюдение порядка оформления документов, установленного законодательством

Порядок передачи результата оказания

Результат

Основания для начала

Критерии принятия решения для административной процедуры

Наличие полного пакета документов
Наличие полного пакета документов

Соответствие документов установленным требованиям
Соответствие документов установленным требованиям

Соблюдение порядка оформления документов, установленного законодательством
Соблюдение порядка оформления документов, установленного законодательством

Читайте также: