Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества

Обновлено: 18.05.2024

Порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности федеральных государственных учреждений, подведомственных Федеральному архивному агентству, и об использовании закрепленного за ними государственного имущества (далее – Порядок) разработан в соответствии с пунктом 15.4 Плана мероприятий по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2010 г. № 296-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 10, ст. 1166; № 29, ст. 3974).

Настоящий Порядок устанавливает правила составления и утверждения отчета о результатах деятельности федеральных бюджетных и казенных учреждений, находящихся в ведении Федерального архивного агентства, и об использовании закрепленного за ними государственного имущества, а также их обособленных (структурных) подразделений без осуществления прав юридического лица, осуществляющих полномочия по ведению бухгалтерского учета (далее – учреждение) (далее – Отчет).

II. Порядок составления Отчета

Отчет о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества составляется учреждением в рублях с точностью до двух знаков после запятой (в части показателей в денежном выражении) по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Отчет учреждения составляется в разрезе следующих разделов:

исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и иных видов деятельности, не являющихся основными), которые учреждение вправе осуществлять в соответствии с его учредительными документами;

перечень услуг (работ), которые оказываются потребителям за плату в случаях, предусмотренных нормативными правовыми (правовыми) актами с указанием потребителей указанных услуг (работ);

перечень разрешительных документов (с указанием номера, даты выдачи и срока действия), на основании которых учреждение осуществляет деятельность (свидетельство о государственной регистрации учреждения, другие разрешительные документы);

количество штатных единиц учреждения (указываются данные о количественном составе и квалификации сотрудников учреждения на начало и на конец отчетного года). В случае изменения количества штатных единиц учреждения указываются причины, приведшие к их изменению на конец отчетного периода;

средняя заработная плата сотрудников учреждения;

количество обособленных (структурных) подразделений.

изменение (увеличение, уменьшение) балансовой (остаточной) стоимости нефинансовых активов относительно предыдущего отчетного года (в процентах);

общая сумма выставленных требований в возмещение ущерба по недостачам и хищениям материальных ценностей, денежных средств, а также от порчи материальных ценностей;

изменения (увеличение, уменьшение) дебиторской и кредиторской задолженности учреждения в разрезе поступлений (выплат), предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Федерального архивного агентства (далее – План), относительно предыдущего года (в процентах) с указанием причин образования просроченной кредиторской задолженности, а также дебиторской задолженности, нереальной к взысканию;

суммы доходов, полученных учреждением от оказания платных услуг (выполнения работ);

цены (тарифы) на платные услуги (работы), оказываемые потребителям (в динамике в течение отчетного периода);

общее количество потребителей, воспользовавшихся услугами (работами) учреждения (в том числе платными для потребителей);

количество жалоб потребителей и принятые по результатам их рассмотрения меры.

Бюджетным учреждением дополнительно указываются:

суммы кассовых и плановых поступлений (с учетом возвратов) в разрезе поступлений, предусмотренных Планом;

суммы кассовых и плановых выплат (с учетом восстановленных кассовых выплат) в разрезе выплат, предусмотренных Планом.

Казенным учреждением дополнительно указываются показатели кассового исполнения бюджетной сметы учреждения и показатели доведенных учреждению лимитов бюджетных обязательств.

общая балансовая (остаточная) стоимость недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления;

общая балансовая (остаточная) стоимость недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления, переданного в аренду;

общая балансовая (остаточная) стоимость недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления, переданного в безвозмездное пользование;

общая балансовая (остаточная) стоимость движимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления;

общая балансовая (остаточная) стоимость движимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления, переданного в аренду;

общая балансовая (остаточная) стоимость движимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления, переданного в безвозмездное пользование;

общая площадь объектов недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления;

общая площадь объектов недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления, переданного в аренду;

общая площадь объектов недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления, переданного в безвозмездное пользование;

количество объектов недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления;

объем средств, полученных в отчетном году от распоряжения в установленном порядке имуществом, находящимся у учреждения на праве оперативного управления.

Бюджетным учреждением дополнительно указываются:

общая балансовая (остаточная) стоимость недвижимого имущества, приобретенного учреждением в отчетном году за счет средств, выделенных Федеральным агентством железнодорожного транспорта учреждению на указанные цели;

общая балансовая (остаточная) стоимость недвижимого имущества, приобретенного учреждением в отчетном году за счет доходов, полученных от платных услуг и иной приносящей доход деятельности;

общая балансовая (остаточная) стоимость особо ценного движимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления.

III. Порядок согласования Отчета

Отчет учреждения утверждается руководителем учреждения и не позднее 28 февраля года, следующего за отчетным, в двух экземплярах представляется на согласование в Федеральное архивное агентство.

Отчет учреждения направляется в управление Федерального архивного агентства, к функциям которого относится осуществление координации деятельности соответствующего учреждения (далее – заинтересованное управление).

Отчет учреждения в течение десяти рабочих дней, следующих за днем поступления Отчета, рассматривается заинтересованным управлением и представляется на согласование руководителю (уполномоченному им заместителю) Федерального архивного агентства либо возвращается на доработку с указанием причин, послуживших основанием для его возврата.

Отчет возвращается учреждению на доработку в следующих случаях:

при отсутствии исчерпывающей информации по запрашиваемым позициям;

при несоответствии данных Отчета показателям утвержденного Плана;

при наличии ошибок технического характера.

Учреждение в течение семи рабочих дней дорабатывает Отчет с учетом замечаний и повторно представляет его на согласование в Федеральное архивное агентство в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Порядка.

Учреждение предоставляет Отчет, утвержденный и согласованный в соответствии с настоящим Порядком, для его размещения на официальном сайте в сети Интернет федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны [1] .

Отчет дополнительно может размещаться в сети Интернет на сайте учреждения с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

— унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Разъяснение

Фонды — это унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Правовое положение фондов регулируется пп. 1 пар. 7 гл. 4 ГК РФ Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово "фонд", месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации (п. 2 ст. 123.17 ГК РФ).

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей (п. 1 ст. 123.18 ГК РФ).

Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты об использовании своего имущества (п. 2 ст. 123.18 ГК РФ).

Управление фондом регулируется статьей 123.19 ГК РФ

1. Если иное не предусмотрено законом или иным правовым актом, к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относятся:

определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования его имущества;

образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда;

принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда, за исключением случаев, когда уставом фонда принятие решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов фонда;

принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда;

изменение устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом;

одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом.

Законом или уставом фонда к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда может быть отнесено принятие решений по иным вопросам.

2. Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление) или иной коллегиальный орган фонда, если законом или другим правовым актом указанные полномочия не отнесены к компетенции учредителя фонда.

К компетенции единоличного исполнительного и (или) коллегиальных органов фонда относится решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда.

4. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Дополнительно

Некоммерческие корпоративные организации - юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган.

Общественная организация - добровольное объединение граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.

Некоммерческие организации - организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Организационно-правовая форма - способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности

Фонды относятся к категории некоммерческих унитарных организаций. Использование в наименовании слова "фонд" у большинства вызывает некоторое замешательство, так как в наименовании слово "фонд" имеют и другие организации, которые не являются разновидностью некоммерческой организации - фондом и не соответствуют данному определению (бюджетные и внебюджетные фонды, фонды хозяйственных обществ, фонды охраны труда, инвестиционные, жилые, компенсационные, архивные, страховые и иные фонды).

Как разновидности фондов, именно некоммерческих организаций , необходимо выделить следующие часто используемые виды:

  • Фонд;
  • Благотворительный фонд ;
  • Общественный фонд ;
  • Негосударственный пенсионный фонд .

ИМУЩЕСТВО ФОНДА

Особенностью законодательного регулирования деятельности фондов является специфический правовой статус их имущества. В соответствии с п. 4 ст. 213 ГК РФ благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей , предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество , переданное ими в собственность соответствующей организации. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда . В случае ликвидации фонда имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах. Переданное учредителями имущество, в случае ликвидации, не может быть возвращено учредителям. Данная норма распространяется и на общественные организации (то есть и на общественные фонды ). Кроме того, уточнено, что учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам , а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Закон не устанавливает каких-либо ограничений относительно имущества, передаваемого в собственность фонда. Для пополнения своего имущества фонд может использовать результаты своей предпринимательской деятельности. Фонд становится собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда. Тем самым исключается и взаимная ответственность по долгам фонда и его учредителей . Ни при каких условиях фонд не может распределять полученное имущество между своими учредителями или работниками.

Основным видом деятельности фонда является финансовое посредничество, то есть по своей сути фонд, это своего рода инструмент для привлечения денежных средств , которые расходуются на его уставные цели.

УЧРЕДИТЕЛИ ФОНДА

Учредителями фонда могут выступать граждане и (или) юридические лица. Число учредителей фонда не ограничено. Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом , за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом. Следовательно, фонды могут создаваться и одним учредителем . Исключением является общественный фонд , который может быть учрежден не менее чем тремя учредителями, которыми могут быть физические лица, наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - только общественные объединения.

В связи с тем, что фонды не основаны на членстве, учредители фонда не обязаны участвовать в деятельности фонда, и имеют возможность участвовать в управлении его делами исключительно через органы управления фонда, только войдя в состав Высшего коллегиального органа, Попечительского совета и иных органов, созданных в фонде.

Нередко возникает вопрос учредителей о создании Высшего коллегиального органа, в форме Общего собрания учредителей фонда , данная позиция ошибочна, так как законодательство достаточно четко разделяет Высший коллегиальный орган и учредителя как самостоятельных субъектов, так например, если это будет определено уставом, либо Высший орган либо учредитель сможет изменять устав фонда.

Еще одним признаком самостоятельной компетенции учредителя является то, что учредитель вправе принять решение о ликвидации фонда, так по иску учредителя фонда в случае невозможности достижения целей, ради которых фонд создан, в том числе если осуществление деятельности фонда становится невозможным или существенно затрудняется, суд общей юрисдикции может принять решение о ликвидации фонда.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ

ВЫСШИЙ КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ

При создании фонда учредители формируют высший коллегиальный орган управления, запрета на включение в данный орган учредителей фонда - нет. В дальнейшем высший орган управления формируется путем кооптации в него новых членов, то есть введения в состав новых членов на основании решения высшего органа управления без проведения дополнительных выборов, так же подтверждения полномочий ранее принятых членов, либо путем принятия решений об исключении из членов высшего органа (досрочном прекращении полномочий члена высшего коллегиального органа управления фондом). Полномочия данного органа определяются уставом с учетом п. 1 ст. 123.19 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ в составе высшего органа управления именно благотворительного фонда может быть не более одного работника его исполнительных органов. То есть, если директор благотворительного фонда включен в состав высшего органа, то остальные сотрудники, занимающие руководящие должности, не могут в нем состоять.

ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ

Попечительский совет является надзорным органом за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет осуществляет свою деятельность на общественных началах. В Попечительский совет не могут входить члены органов управления и работники фонда .

ЕДИНОЛИЧНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН

Только Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда ( председателя, генерального директора и т. д. ). Наличие единоличного исполнительного органа в фонде обязательно и он подотчетен Совету Фонда и Попечительскому совету. К компетенции единоличного исполнительного органа относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда. Так например, уставом может быть предусмотрено решение следующих вопросов и выполнение полномочий:

  • руководство оперативной деятельностью;
  • решение вопросов хозяйственной и финансовой деятельности;
  • действие без доверенности от имени Фонда, представление его интересов во всех учреждениях, организациях и предприятиях, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом;
  • вправе принимать решения и издавать приказы по вопросам деятельности Фонда, а также давать указания, обязательные для всех работников;
  • распоряжение в пределах предоставленных полномочий имуществом Фонда, заключение договоров осуществление юридических действий от имени Фонда, по своему усмотрению открывает и закрывает счета в банках, включая валютный, распоряжается находящимися на счетах денежными средствами;
  • возлагается ответственность в пределах своей компетенции за использование средств и имущества Фонда в соответствии с его уставными целями;
  • утверждение штатного расписания в пределах сметы расходов, утвержденных высшим органом управления;
  • издание приказов о приеме на работу, переводе и увольнении работников, применение мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий;
  • контроль деятельности филиалов и представительств;
  • организация ведения статистического и бухгалтерского учета и отчетности, предоставление отчетности в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации;
  • внесение предложений в повестку заседаний Попечительского совета и Высшего органа управления;
  • организация исполнения решений высших и надзорных органов;
  • осуществление подготовки связанной с проведением собраний советов Фонда.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД

В отношении создания и деятельности благотворительных фондов действуют общие положения ГК РФ о фондах с учетом особенностей, установленных Законом о благотворительности и Законом об НКО.

Благотворительные фонды могут создаваться в целях, перечень которых содержится в п. 1 ст. 2 Закона N 135-ФЗ, данный перечень направлений деятельности благотворительных организаций (фондов) является закрытым .

Основным направлением благотворительной деятельности являются благотворительные пожертвования , которые могут осуществляться в формах:

  • бескорыстной передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
  • бескорыстного наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
  • бескорыстного выполнения работ, предоставления услуг.

Общие требования к благотворительной организации установлены ст. 12 Закона N 135-ФЗ. В частности, благотворительный фонд:

  • вправе заниматься деятельностью по привлечению ресурсов и ведению внереализационных операций;
  • для создания материальных условий реализации благотворительных целей вправе учреждать хозяйственные общества. Участие в хозяйственных обществах совместно с другими лицами не допускается ;
  • не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний.

Благотворительный фонд отличается от обычного фонда в основном тем, что благотворительный фонд не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых им за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ. Не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения Фондом этого пожертвования.

Благотворительный фонд может быть признан социально ориентированным НКО.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД

Общественный фонд является одновременно и фондом и общественным объединением . Следовательно общественный фонд, как и все общественные организации, считается созданным не с момента государственной регистрации, а с момента принятия решения учредителями о создании общественного фонда и может быть создан как общероссийский, межрегиональный, региональный и местный общественный фонд, при соблюдении определенных требований и как международный общественный фонд.

Деятельность общественного фонда должна быть гласной , а информация об учредительных и программных документах - общедоступной .

Органы управления общественного фонда имеют значительное отличие от других фондов, так как структура органов управления должна одновременно удовлетворять требования предъявляемые как к общественным организациям, так и к фондам.

Общественный фонд создается по инициативе его учредителей - не менее трех физических лиц .

ОТЧЕТНОСТЬ ФОНДА

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Данная норма закреплена в ст. 123.18 ГК, но порядок исполнения этой обязанности законом не определен. Представляется, что фонд самостоятельно выбирает способ публикации. Если для этого выбрано печатное издание, то целесообразно учитывать территорию деятельности фонда и помещать информацию в изданиях, распространяемых в соответствующих регионах. Оптимальным способом публикации отчета, может быть размещение бухгалтерского баланса на собственном сайте и размещение отчета о деятельности фонда на сайте Министерства юстиции . Фонды подлежат обязательному аудиту.

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит в § 7 "Некоммерческие унитарные организации" Гражданского кодекса РФ целый раздел 1 "Фонды" (статьи 123 17 - 123 20 ), в том числе - понятие и основные положения о такой организационно-правовой форме, как фонд:

Статья 123 17 . Основные положения о фонде

(по состоянию на 01.07.2018)

Фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово "фонд", месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Реорганизация фонда не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, а также законами, устанавливающими основания и порядок реорганизации фонда.
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 259-ФЗ)

Правовое положение негосударственных пенсионных фондов, включая случаи и порядок их возможной реорганизации, определяется настоящей статьей и статьями 123 18 - 123 20 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных законом о негосударственных пенсионных фондах.

Правовое положение наследственных фондов определяется настоящей статьей и статьями 123.18 - 123.20 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьями 123.20-1 - 123.20-3 настоящего Кодекса.
(п. 5 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 259-ФЗ и действует с 01.09.2018)

Комментарий к статье 123 17 ГК

Из данного в статье 123 17 ГК понятия (которое ничего нового не содержит) следует, что фонд - это унитарная (не имеющая членства) некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Из приведенного понятия видно, что в отличие от иных видов некоммерческих организаций, фонд представляет собой не объединение лиц, а объединение имущества.

Характерными признаками фонда как некоммерческой унитарной организации являются:

отсутствие системы членства;

не ограниченный субъектный состав участников;

основан на добровольных имущественных взносах;

учредители не сохраняют прав на переданное фонду имущество;

учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей;

публичная отчетность фонда об использовании имущества;

особый орган управления и надзора фонда - Попечительский совет;

преследует социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Новая редакция ГК не устанавливает новое минимальное количество учредителей фонда, следовательно, учредителем фонда может быть одно физическое или юридическое лицо.

Статья также устанавливает общие требования к содержанию единственного учредительного документа фонда - устава.

Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Наименование фонда должно содержать указание на характер их деятельности.

С учетом специальной правоспособности некоммерческих организаций (статья 49 ГК) и согласно статье 52 ГК в уставе фонда должны определяться также и место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также предмет деятельности юридического лица.

Устав фонда должен содержать помимо общих для всех некоммерческих организаций сведений, также:

наименование фонда, включающее слово "фонд";

о месте нахождения фонда;

сведения о предмете и целях деятельности фонда;

указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, и о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения;

о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Статьей предусмотрено создание специального органа - попечительского совета фонда, который является органом фонда и осуществляет:

надзор за деятельностью фонда;

принятие другими органами фонда решений и обеспечение их исполнения;

использование средств фонда;

соблюдение фондом законодательства.

Причем попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах, то есть не оплачивается фондом.

Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.

Регламентируя деятельность попечительского совета, закон оставляет на усмотрение учредителей полномочия и порядок деятельности других органов фонда, а также механизмы их взаимодействия между собой и с попечительским советом.

Имущество фонда

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит статью о требованиях к имуществу фонда:

Статья 123 18 . Имущество фонда

(по состоянию на 01.07.2018)

Комментарий к статье 123 18 ГК

В соответствии со статей 48 Гражданского кодекса РФ фонды относятся к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав. Согласно статье 213 ГК фонды являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

По общему правилу пункта 3 статьи 56 ГК учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника), за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ либо учредительными документами юридического лица.

Использование фондом его имущества предопределено его уставными целями и задачами. Вместе с тем поскольку фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, на практике бывает достаточно сложно отграничить коммерческую деятельность, соответствующую уставным целям, от не соответствующей этим целям.

В целях обеспечения контроля за использованием имущества фонда предусмотрена его обязанность ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Но не определены требования к печатным средствам массовой информации, в которых такие отчеты должны опубликовываться. Представляется, что это должны быть средства массовой информации по месту регистрации фонда.

Управление в фонде

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит статью о регулировании вопросов управления в фонде:

Статья 123 19 . Управление фондом

(по состоянию на 01.07.2018)

К исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относятся:

определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования его имущества;

образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда;

принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда;

принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда;

изменение устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом;

одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом.

Законом или уставом фонда к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда может быть отнесено принятие решений по иным вопросам.

Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление).

К компетенции единоличного и (или) коллегиального исполнительных органов фонда относится решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда.

Лица, уполномоченные выступать от имени фонда, обязаны по требованию членов его высшего коллегиального органа, действующих в интересах фонда, в соответствии со статьей 53 1 настоящего Кодекса возместить убытки, причиненные ими фонду.

Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Изменение устава и ликвидация фонда

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит статью о регулировании вопросов изменения устава и ликвидации фонда:

Статья 123 20 . Изменение устава и ликвидация фонда

(по состоянию на 01.07.2018)

Устав фонда может быть изменен высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя.

Устав фонда может быть изменен решением суда, принятым по заявлению органов фонда или государственного органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда, в случае, если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав.

Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:

1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;

4) в других случаях, предусмотренных законом.

В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда.

Статья написана и размещена 24 июня 2012 года. Дополнена - 05.01.2013, 16.05.2014

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 - 2020

Полезные ссылки по теме "Изменения в Гражданский кодекс - Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ: Фонды"

Изменения в статьи 1 - 10 ГК РФ (Закон № 302-ФЗ от 30.12.2013):

Изменения в Гражданский кодекс РФ, внесенные Законом № 100-ФЗ от 07.05.2013 и Законом № 142-ФЗ от 02.07.2013:

Читайте также: