Деление всего свободного населения рима на имущественные разряды произошло при каком правителе

Обновлено: 27.05.2024

§ 31. Насе­ле­ние

Рас­про­стра­не­ние пра­ва граж­дан­ства на всех под­дан­ных импе­рии (закон Кара­кал­лы)

Если пери­од рес­пуб­ли­ки закон­чил­ся при­зна­ни­ем пра­ва граж­дан­ства за все­ми жите­ля­ми Ита­лии, то пери­од прин­ци­па­та харак­те­ри­зу­ет­ся рас­про­стра­не­ни­ем это­го пра­ва и на про­вин­ци­а­лов.

В нача­ле пери­о­да это дела­ет­ся дву­мя путя­ми: a) путем непо­сред­ст­вен­но­го даро­ва­ния пра­ва граж­дан­ства тем или дру­гим частям государ­ст­вен­ной терри­то­рии, тем или дру­гим отдель­ным общи­нам, при­чем для осво­бож­де­ния этих новых граж­дан от обя­зан­но­сти пла­тить про­вин­ци­аль­ную подать часто необ­хо­ди­мо еще даро­ва­ние осо­бо­го jus ita­li­cum 1 . b) Путем пре­до­став­ле­ния тем или дру­гим общи­нам т. н. jus la­ti­num 2 , т. е. того юриди­че­ско­го поло­же­ния, в кото­ром нахо­ди­лись преж­де la­ti­ni (пол­ное jus com­mer­cii 3 , но без поли­ти­че­ских прав). При этом раз­ли­ча­ют­ся la­tium majus и la­tium mi­nus. В общи­нах, полу­чив­ших la­tium majus, все жите­ли, выбран­ные в мест­ные маги­ст­ра­ты или в сена­то­ры, eo ip­so 4 дела­ют­ся рим­ски­ми граж­да­на­ми (ci­ves); в общи­нах, име­ю­щих la­tium mi­nus, такой при­ви­ле­ги­ей обла­да­ют толь­ко лица, выбран­ные в маги­ст­ра­ты, но несе­на­то­ры.

Рас­про­стра­не­ние пра­ва граж­дан­ства на всех про­вин­ци­а­лов повлек­ло за собой рас­про­стра­не­ние рим­ско­го пра­ва на всю 143 терри­то­рию импе­рии, т. е. и на те обшир­ные обла­сти, в кото­рых дей­ст­во­ва­ло до сих пор мест­ное пра­во, при­зна­вав­ше­е­ся по обще­му пра­ви­лу все­ми пра­ви­те­ля­ми про­вин­ций. Сре­ди этих обла­стей осо­бен­ное место зани­ма­ли Гре­ция и Восток (Еги­пет, Азия и т. д.), где до сих пор дей­ст­во­ва­ло гре­че­ское или силь­но элли­ни­зи­ро­ван­ное пра­во. Все эти мест­ные, нацио­наль­ные пра­ва (Volksrech­te 8 ) теперь сра­зу лиши­лись сво­ей поло­жи­тель­ной силы, а вза­мен их ста­ло дей­ст­во­вать еди­ное импер­ское пра­во (Reichsrecht 9 ), т. е. пра­во рим­ское. Но само собою разу­ме­ет­ся, что на прак­ти­ке сплошь и рядом про­дол­жа­ли при­ме­нять­ся мно­гие преж­ние мест­ные нор­мы и обы­чаи, вслед­ст­вие чего рим­ское пра­во, дей­ст­во­вав­шее где-нибудь в про­вин­ци­ях, дале­ко не сов­па­да­ло с рим­ским пра­вом Ита­лии. Чрез­вы­чай­но любо­пыт­ная кар­ти­на тако­го свое­об­раз­но сме­шан­но­го пра­ва в Егип­те рас­кры­лась пред нами в послед­нее вре­мя бла­го­да­ря с. 192 бога­тым наход­кам в этой стране раз­но­об­раз­ных доку­мен­тов — папи­ру­сов 10 . Пер­вая круп­ная наход­ка, сде­лан­ная при рас­коп­ках в El-Faijûm в 1877 г., при­влек­ла к папи­ру­сам общее вни­ма­ние уче­ных. С той поры коли­че­ство най­ден­ных доку­мен­тов зна­чи­тель­но воз­рос­ло, и изу­че­ние их (папи­ро­ло­гия) при­об­ре­ло систе­ма­ти­че­ский харак­тер. Иссле­до­ва­ния в этой обла­сти обна­ру­жи­ли, что мест­ное гре­ко-еги­пет­ское пра­во упор­но удер­жи­ва­лось в жиз­ни и ока­за­ло извест­ное обрат­ное вли­я­ние на зако­но­да­тель­ство позд­ней­ших импе­ра­то­ров 11 .

Сослов­ные деле­ния: раз­ви­тие or­do se­na­to­rius и or­do eques­ter

Что каса­ет­ся сослов­ной груп­пи­ров­ки насе­ле­ния, то ста­рое деле­ние на пат­ри­ци­ев и пле­бе­ев исче­за­ет есте­ствен­но — путем выми­ра­ния пат­ри­ци­ан­ских родов; вза­мен это­го преж­няя клас­со­вая груп­пи­ров­ка на no­bi­les и or­do eques­ter при­об­ре­та­ет сослов­ный харак­тер.

Так, импе­ра­тор Август уста­но­вил для обо­их сосло­вий извест­ный иму­ще­ст­вен­ный ценз: 1 мил­ли­он сестер­ци­ев (око­ло 40 тысяч руб­лей) для при­над­леж­но­сти к сена­тор­ско­му сосло­вию и 400 тысяч (око­ло 20 тысяч руб­лей) для сосло­вия всад­ни­че­ско­го, и кро­ме того, он утвер­дил здесь прин­цип наслед­ст­вен­но­сти. Соци­аль­ное раз­ли­чие обо­их сосло­вий сохра­ня­ет­ся, ослож­ня­ясь еще извест­ною про­ти­во­по­лож­но­стью поли­ти­че­ской. Or­do se­na­to­rius пред­став­ля­ет сосло­вие, из кото­ро­го выби­ра­ют­ся глав­ным обра­зом рес­пуб­ли­кан­ские маги­ст­ра­ту­ры и попол­ня­ет­ся сенат; есте­ствен­но, что это сосло­вие явля­ет­ся испол­нен­ным ста­рых рес­пуб­ли­кан­ских вос­по­ми­на­ний, а по отно­ше­нию к новой импе­ра­тор­ской вла­сти эле­мен­том оппо­зи­ци­он­ным. Всад­ни­че­ское сосло­вие, класс денеж­ной ари­сто­кра­тии, напро­тив, полу­ча­ло от ново­го режи­ма нема­ло­важ­ные выго­ды и пото­му, в общем, пред­став­ля­ет теперь эле­мент, для импе­ра­тор­ских тен­ден­ций бла­го­при­ят­ный. По пре­иму­ще­ству из это­го сосло­вия вер­бу­ют­ся теперь импе­ра­тор­ские чинов­ни­ки.

144 Вся осталь­ная мас­са насе­ле­ния, при всем раз­ли­чии про­фес­сий и поло­же­ний, счи­та­ет­ся про­сто­на­ро­дьем — plebs, низ­шую сту­пень кото­ро­го (в юриди­че­ском отно­ше­нии) зани­ма­ют воль­ноот­пу­щен­ни­ки — li­ber­ti­ni.

В обла­сти эко­но­ми­че­ских отно­ше­ний насту­па­ет неко­то­рое с. 193 улуч­ше­ние.

Это­му спо­соб­ст­во­ва­ло, преж­де все­го, ука­зан­ное выше упо­рядо­че­ние про­вин­ци­аль­но­го быта. Бла­го­да­ря боль­ше­му поряд­ку и боль­шей закон­но­сти, эко­но­ми­че­ская жизнь про­вин­ций пошла нор­маль­нее; в про­мыш­лен­но­сти и тор­гов­ле насту­пи­ло замет­ное ожив­ле­ние, кото­рое ста­ло отвле­кать туда нема­ло рабо­чих рук. Во мно­гих местах, бла­го­да­ря импе­ра­тор­ским заботам, воз­ни­ка­ют раз­лич­ные бла­готво­ри­тель­ные учреж­де­ния (напр., для вос­пи­та­ния сирот и т. п.), кото­рые поме­ща­ют свои капи­та­лы в виде посто­ян­ных земель­ных рент в тех или дру­гих земель­ных участ­ках; такой спо­соб поме­ще­ния капи­та­лов слу­жил весь­ма удоб­ным креди­том для земле­вла­дель­цев и спо­соб­ст­во­вал под­ня­тию их хозяйств.

Боль­шое зна­че­ние име­ло, далее, зна­чи­тель­ное сокра­ще­ние чис­ла рабов, вызван­ное почти пол­ным пре­кра­ще­ни­ем новых заво­е­ва­ний и сла­бым есте­ствен­ным при­ро­стом их. Бла­го­да­ря это­му раб­ский труд сде­лал­ся доро­же, и преж­няя систе­ма поль­зо­ва­ния им ока­зы­ва­лась не столь выгод­ной. Вслед­ст­вие это­го земле­вла­дель­цы все чаще и чаще при­бе­га­ют к разда­че сво­их име­ний мел­ки­ми участ­ка­ми в арен­ду, и, таким обра­зом, воз­рож­да­ет­ся класс мел­ко­го земель­но­го кре­стьян­ства в виде сво­бод­ных арен­да­то­ров, фер­ме­ров (co­lo­ni).

В широ­ком мас­шта­бе это насаж­де­ние кре­стьян­ско­го земле­вла­де­ния прак­ти­ко­ва­лось сами­ми импе­ра­то­ра­ми на огром­ных име­ни­ях, им лич­но при­над­ле­жа­щих: мел­кие участ­ки сда­ва­лись съем­щи­кам в арен­ду дол­го­сроч­ную и даже веч­ную, лишь с обя­за­тель­ст­вом пла­тить опре­де­лен­ный еже­год­ный оброк.

Нако­нец, пре­кра­ще­ние народ­ных собра­ний и народ­ных выбо­ров с воз­мож­но­стью раз­ных пода­чек, сокра­ще­ние казен­ной разда­чи хле­ба и т. д. осла­би­ло при­тя­га­тель­ную силу Рима, и мас­сы про­ле­та­ри­ев более охот­но идут теперь на зем­лю и в про­вин­ции.

Но все это отно­си­тель­ное улуч­ше­ние не было проч­ным. Поло­же­ние мел­ких арен­да­то­ров сплошь и рядом было тяже­лым, зави­си­мым. Пре­кра­ще­ние счаст­ли­вых войн с их бога­той добы­чей, необ­хо­ди­мость содер­жать боль­шие армии для охра­ны гра­ниц, необ­хо­ди­мость опла­чи­вать боль­шое коли­че­ство чинов­ни­ков и т. д. — все это застав­ля­ет пра­ви­тель­ство уве­ли­чи­вать тягость подат­но­го бре­ме­ни, а это ухуд­ша­ет и без того нелег­кое поло­же­ние мел­ких хозя­ев. Резуль­та­ты это­го не столь ост­ро­го, но все же печаль­но­го поло­же­ния ска­за­лись новым общим и уже повсе­мест­ным эко­но­ми­че­ским упад­ком в пери­од абсо­лют­ной монар­хии.


Оглавление

  • Римское право как древнейшая система права
  • Составные части римского права

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Римское право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Римское право как древнейшая система права

Римское право — уникальное явление в мировой истории: это единственная в мире система права, которая не только пережила цивилизацию, ее создавшую, но и получила дальнейшее развитие и породила создание правовых систем практически во всех европейских странах. Римляне давным-давно ушли с исторической сцены, но плодами их юридической мысли мы пользуемся до сих пор.

Что послужило основой для самого римского права и с чем связано такое фантастическое его совершенство? Ведь ни Египет, ни Вавилон, ни Древняя Греция, будучи сильными и в своем роде совершенными цивилизациями, не могут похвастаться тем, что их система права стала основополагающей для потомков.

Особенности такого положения Рима в мировой истории следует искать в национальной психологии римлян. И Египет, и Вавилон, и Греция сложились в самобытные и самодостаточные культуры. Чужие влияния плохо приживались на национальной почве. Римляне же с самого начала своей истории не боялись принимать чужие достижения как свои собственные. Они с легкостью переняли весь олимпийский пантеон богов, присвоив им собственные римские имена, они с легкостью подмяли под себя древних этрусков и до такой степени их поглотили, растворили в себе, что теперь мы гадаем, что ж это был за народ; но они взяли себе культуру этрусков. Они с такой же легкостью перехватывали любое чужое знание и не стеснялись пользоваться плодами умов покоренных ими народов.

Именно имперское сознание римлян и является тем ключом, который приоткрывает тайну совершенства их правовой системы. Римляне были удивительно не оригинальны в искусствах и науках, но они были воинственны, практичны и в определенном смысле дальновидны. Их простой и расчетливый ум быстро подмечал все, что можно использовать на благо родины. Завоевывая мир, они брали чужое, изучали внимательно, перенимали с огромным удовольствием и после этого перенятое чужое становилось совершенно римским, словно они с этими богами, науками, искусствами и родились.

Рим в античное время был громадным неповоротливым чудовищем, простиравшимся от современной Испании до современной Индии, от африканского Египта до современной Великобритании, и на всем этом необъятном пространстве жили римские граждане и действовало римское право.

Условно историю Рима можно разделить на три периода:

— царский период — 753–510 гг. до н. э.;

— период республики — 509–27 гг. до н. э.;

— период империи — 27 г. до н. э.–476 г. н. э.

По легенде, племена древних латин, сабин и этрусков, обосновавшихся в долине Тибра, основали в 753 г. до н. э. город Рим. Объединение племен привело к образованию в Риме общины, во главе которой стояли старейшие римские роды (патриции), которые обладали следующими правами: правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей (долей в общей земельной собственности); правом на наследование надела и родового имущества; правом на получение от рода помощи и защиты; правом на участие в религиозных обрядах и празднествах и т. д.

В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые входили в 3 трибы. Каждая курия была представлена в собрании только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела один голос. Пришлое население не входило в римскую общину, оно получило наименование плебса (плебеев). Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами. Имущественная дифференциация внутри общины разорила многих ее членов, а часть плебеев разбогатела.

Несмотря на богатство, плебеи не обладали политическими правами, что породило борьбу плебеев с патрициями, которая закончилась победой плебеев и созданием римского государства.

Ранний период римской истории называет семь царей: легендарный Ромул; Нума Помпилий; Тулл Гостилий; Анк Марций; Тарквиний Приск; Сервий Туллий; Тарквиний Гордый. Царь избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, — куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции. Царь исполнял военные, жреческие и судебные функции. Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами рекса (выборного вождя, царя) Сервия Туллия в VI в. до н. э.

Сервию Туллию удалось примирить интересы патрициев и плебеев, но его реформы способствовали возникновению в Древнем Риме республиканской формы правления.

В основу общественной организации Рима были положены имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима было разделено на имущественные разряды, исходя из размера земельного надела, которым владел человек. Из первого разряда была выделена особая группа граждан — всадники, а безземельные — пролетарии — обособлялись в отдельный, шестой разряд.

Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии — сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1–3 разряды — тяжеловооруженной пехоты, 4–5 разряды — легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.

Центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос, и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии этим и заканчивалось. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, что оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Деление свободного населения по территориальному принципу усилило процесс ослабления кровнородственных связей. Рим разделили на 4 городских и 17 сельских территориальных округов, к которым перешло название племен — трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, они подчинялись старосте, он же собирал с них налоги. Позже по территориальным трибам стали созываться собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос.

В 509 г. до н. э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй. Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких производителей (земледельцев и ремесленников).

Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами — свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими статусами, имело полную правоспособность. В публичном праве это означало право участвовать в народном собрании и занимать государственные должности. В частном праве — право вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях. Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.

В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры.

Народные собрания — центуриатные, трибутные и куриатные — большого значения для управления Римом не имели. Из них наиболее влиятельны центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. В компетенцию собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания были плебейские и патрицианско-плебейские, они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Куриатные собрания вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и были позже заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов.

Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат. сенаторы не избирались, а раз в пять лет включались цензорами в списки из представителей знатных и богатых семей. Это делало сенат фактически независимым от воли большинства свободных граждан. Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной: он контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, рассматривая (и отвергая) законопроекты; контролировал избрание народными собраниями должностных лиц; устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы; утверждал постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу; обладал внешнеполитическими полномочиями; ведал набором в армию и распределял легионы между командующими армиями; имел право принять решение об установлении диктатуры.

Государственные должности в Риме именовались магистратурами. В Риме сложились принципы замещения магистратур: выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность. Существовала иерархия должностей, власть магистратур разделялась на высшую (диктатор, консул и претор) и общую. Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные, создававшиеся в чрезвычайных обстоятельствах.

Во II в. до н. э. власть Рима распространилась практически на все Средиземноморье, что принесло немыслимое количество рабов и разорило крестьян. Началась борьба между мелким и крупным землевладением, ее кульминацией стали реформы братьев Гракхов. В 133 г. до н. э. избранный трибуном Тиберий Гракх предложил закон, по которому устанавливался максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках, — 1000 югеров на семью (около 250 га). Излишки подлежали распределению между безземельными и малоземельными.

Этой реформе воспротивился сенат. В борьбе с сенатом Тиберий и погиб (его обвинили в стремлении стать диктатором и казнили), его брату Гаю удалось добиться той же должности, он снизил цены на хлеб, начал колонизацию завоеванных земель, но был убит. Поскольку юридическим основанием аграрной реформы братьев Гракхов было то, что римская территория считалась общественной собственностью, законом 3 г. до н. э. земельные владения были объявлены неприкосновенной собственностью.

При консуле Марие (I в. до н. э.) римская армия становится наемной, служащей за жалованье. Послушная тому, кто ей платил, армия стала орудием партий. С ее помощью были ликвидированы последние остатки римской республиканской демократии. В 82 г. до н. э. полководец Сулла устанавливает в Риме единоличную бессрочную диктатуру, отстранив от власти все другие магистратуры. Сулла предоставил новые права сенату и резко уменьшил компетенцию народных собраний.

Трибуны были лишены политических функций. Римская рабовладельческая республика переживает глубокий кризис. Ее окончательное крушение было ускорено знаменитым восстанием рабов под руководством Спартака (74 г. до н. э.).

В середине I в. до н. э. Юлий Цезарь заложил основание нового политического строя, пришедшего на смену республиканскому. Его называют принципатом — по одному из титулов первого лица в государстве — римского императора — принципса (первого сенатора). Император получил от сената право объявлять войну, заключать мир и международные договоры, содержать собственную гвардию (преторианские когорты), право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы, он наделялся высшей властью, был избран на важнейшие должности в нарушение республиканских законов — одновременно консулом, цензором и народным трибуном.

Первоначально власть принцепса не была наследственной. Юридически он получал власть по решению сената и римского народа, но он мог указать своего преемника (сына или усыновленного), которого сенат и избирал принцепсом. Со II в. сенат потерял значительную часть прав, имея только право утверждать предложения принцепса. Параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ведомств со штатом чиновников.

В III в. н. э. в Риме установилась неограниченная монархия, и начался период домината. Исчезли старые республиканские учреждения, управление империей перешло в руки нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, которых назначает император. В интересах управления Римская империя была разделена на две части — Западную, со столицей в Риме, и Восточную, с центром в Константинополе. Империя считалась единой, но каждая ее часть имела своего главу.

Вся организация новой администрации строилась на началах строгой подчиненности сверху вниз и персональной назначаемости, члены администрации лишались сословных привилегий и были представителями новой военной бюрократии — опоры империи. сенат был отстранен от дел, а звание сенатора осталось как почетное обозначение привилегированного сословия.

Исчезла выборность должностных лиц. Все нити государственного управления сосредоточились в центральной и территориальной администрации. В последние века Римской империи в государственной администрации оформилась прослойка профессиональных управленцев — бюрократии, которая стала замкнутой системой, подконтрольную исключительно императору.

Восточная часть Римской империи превратилась в самостоятельное государство — Восточную Римскую империю, а позднее — Византию. Западная часть империи пала под ударами варваров, Византия просуществовала до XIV в., превратившись из рабовладельческого в феодальное государство, точнее основательно смешав черты рабовладения и феодализма, и создав на базе римского византийское право, которое отличалось от первоисточника, как ночь от сияющего дня.

По мнению многих современных историков, в Риме накануне его перехода к цивилизации и государственности господствовал родовой (гентильный) строй. При этом, как считает Покровский, уже в древнейшую эпоху его истории мы не находим в нем чистого родового строя, то есть строя, в котором роды были бы суверенны, независимы от какой бы то ни было высшей организации[1]. Уже на пороге своей истории Рим является общиной.

Римлянами считались лишь те, кто входил в родовые (гентильные) подразделения, включавшие в себя три трибы, 30 курий (по 10 в каждой трибе) и 300 родов (по 10 в каждой курии).

Самым важным из этих подразделений были курии, включавшие в себя только мужчин. Они имели собственных руководителей курионов, свои религиозные культы и места для собраний. По куриям голосовало народное собрание куриатные комиции (каждая курия имела один голос), созывалось народное ополчение, велись списки граждан.

В курии входили экзогамные роды, члены которых вели свое происхождение от общего предка и, кроме личного имени (например, Гай, Луций или Публий), носили общее родовое имя (например, Юлий, Марций или Корнелий). Со временем роды могли разделяться на отдельные ветви, которые обозначались третьим именем, так называемым родовым прозвищем (например, Цезарь, Сципион или Катон). Римский род состоял не из кровных родственников, как при классическом родовом строе, а из отдельных семей фамилий, поэтому на самом деле представлял собой скорее клан, чем род в строгом смысле этого слова.

Менее всего родовых следов было в области политических отношений. Напротив, в других отношениях значение рода было еще велико, прежде всего, род сохранял все свое значение как союз религиозный: члены рода были связаны единством религиозного культа. В связи с этим осуществлялся моральный контроль рода над своими сочленами: род следил за чистотой нравов, мог издавать относящиеся сюда постановления, налагать на провинившихся сочленов те или другие наказания вплоть до полного отлучения и т.д.

Сородичи должны были помогать друг другу в беде, они могли иметь общее имущество и наследовать друг другу при отсутствии прямых наследников.

Во главе римской общины стояли правители, называвшиеся царями, но непохожие на монархов более поздних эпох. Римский царь являлся верховным жрецом, главным судьей и командующим армии. Символами его обширной власти, которая называлась империй, были почетная стража из телохранителей (ликторов), носивших предназначавшиеся для порки пучки прутьев с воткнутыми в них секирами (фаски), царский трон из золота и слоновой кости, который назывался курульным креслом, а также возвышение (трибунал), откуда царь, сидя на троне, отдавал приказы и вершил суд.

Однако значительные решения царь мог принимать лишь в соответствии с обычаем и мнением членов совета старейшин (сената), куда входили 300 самых влиятельных и заслуженных римлян, называвшихся отцами. Причем наиболее важные решения должны были, видимо, получать санкцию народного собрания (куриатных комиций).

Царская власть не передавалась по наследству. После смерти очередного царя его преемника назначали сенаторы, а затем утверждали полноправные члены римской общины путем голосования в куриатных комициях, а также сами боги, чью волю, римляне узнавали с помощью птицегаданий (ауспиций).

Социальное положение населения Древнего Рима

В Риме этого времени наряду с рядовыми общинниками, которых называли плебеями или плебсом (буквально те, кого много), были богатые и влиятельные аристократы-патриции (буквально отцовские), считавшие себя потомками первых римских сенаторов.

Плебеи, не принадлежа ни к одному из патрицианских семейств, являлись, тем не менее, юридически самостоятельными, хотя и неполноправными. Они признавались самостоятельными членами гражданского общества, и в области гражданских прав (по имуществу) равнялись патрицию; при этом, правда, браки между патрициями и плебеями признаются незаконными. Частые жалобы плебеев на то, что долговые обязательства патрициям гнетут их, показывают, что между патрициями и плебеями могли существовать юридические отношения и что плебеи могли самостоятельно, в своем лице, искать и отвечать на суде. Это последнее различие в особенности существенно.

Являясь в области частных гражданских отношений правоспособными, плебеи не имели никаких прав в области отношений политических. Находясь вне патрицианской родовой организации, они не участвовали в народных собраниях и потому оставались чуждыми политической жизни общины.

Институт клиентелы играл в римском обществе очень важную роль на протяжении всей его истории. В раннем Риме клиентами становились люди, оказавшиеся по тем или иным причинам вне своей семьи, рода и общины. Это могли быть чужеземцы, переселившиеся в Рим, рабы, отпущенные на свободу, подвластные домочадцы, освобожденные домовладыкой из-под отеческой власти (эмансипированные), то есть изгнанные из семьи. Для того чтобы выжить, им не оставалось ничего другого, как найти себе влиятельного и богатого покровителя и заступника, который мог бы заменить им отца и домовладыку. В Риме такой покровитель назывался патроном (от pater отец). Он вводил клиента в свой род, давал ему свое имя, предоставлял ему надел земли и защиту в случае необходимости. В ответ клиент был обязан стать таким же послушным и покорным по отношению к патрону, как сын по отношению к отцу. Он выполнял все поручения патрона, делал ему подарки и приношения, сопровождал его в случае необходимости в путешествия и на войну.

Отношения патроната-клиентелы были наследственными и основывались на понятии верность (fides). Нарушение обязательств, связывающих патрона и клиента, рассматривалось как посягательство на основы миропорядка. По старинному римскому обычаю, со временем получившему силу закона, патрон, предавший своего клиента, подвергался проклятию и посвящался подземным богам, то есть фактически объявлялся вне закона.

Земельные участки, которыми патриции наделяли своих клиентов, как правило, относились к особому земельному фонду, принадлежавшему всей римской общине и называвшемуся, поэтому общественное поле (ager publicus). Рим в царский период вел успешные войны с соседями, постоянно расширяя свои владения. Отвоеванная у врагов земля обычно включалась в состав общественного поля.

Пользуясь своим положением в общине, патриции захватывали крупные наделы на общественном поле и владели ими на правах наследственной аренды. Такая практика называлась в Риме оккупацией земли. Институт оккупации усиливал экономическое и политическое могущество римской патрицианской знати. Ее главным оплотом был сенат, состоявший в основном из представителей самых влиятельных патрицианских семей.

Плебеи, лишенные возможности пользоваться наделами на общественном поле, в массе своей страдали от малоземелья. В засушливые годы, чтобы не погибнуть от голода, им приходилось залезать в долги к богатым патрициям на самых кабальных условиях. Те, кто не мог вовремя расплатиться с долгами, теряли не только имущество, но и свободу. В качестве бесправных кабальных работников они трудились в хозяйстве кредиторов и, если не были в состоянии своим трудом выплатить долг с процентами, то могли быть проданы в рабство к чужеземцам. Правда, и среди плебеев со временем появляются зажиточные активные люди, способные бороться за свои права.

Реформы Сервия Туллия

Как было указано выше, древнеримский общественный и государственный строй был всецело рассчитан на коренных, изначальных жителей общины, опирался на их родовую организацию. Позднейшие переселенцы, плебеи, стоя вне патрицианских родовых связей, стояли и вне политической жизни.

Такое положение дел могло не возбуждать внимания лишь в те времена, когда подавляющим элементом населения были патриции, а класс пришельцев-плебеев был немногочислен. Когда же этот последний класс значительно разросся и пустил прочные корни в Риме, его изолированное положение делалось все более и более общественной аномалией. С одной стороны, сами патриции мало-помалу привыкают смотреть на плебеев как на постоянную составную часть римского населения; с другой стороны, плебеи, для которых интересы их новой отчизны, Рима, делаются все более и более небезразличными, начинают обнаруживать стремление к участию в общинных делах.

Существует предание, что уже Тарквиний Приск имел мысль составить из плебеев новую (четвертую) трибу на равных правах с прежними, но его попытка разбилась о сопротивление жрецов[2]. Пришлось остановиться на компромиссе: из среды плебеев были выбраны некоторые фамилии и включены под именем gentes minores в состав прежних трех триб. Насколько достоверно это предание, трудно сказать. Gentes minores действительно существовали впоследствии среди патрицианских родов, но таково ли их происхождение, как говорит римское предание, неизвестно. Как бы то ни было, если даже реформа Тарквиния Приска – подлинная историческая правда и если она действительно имела в виду плебеев, – она не изменила основных принципов государственного строя, а только пополнила старые организации новыми лицами.

Гораздо более серьезное и принципиальное значение имела реформа, приписываемая Сервию Туллию. Пусть и автор, и время ее сомнительны, но общие основы ее, дошедшие до времен, более достоверных, неизменными, более или менее ясны.

Было бы, конечно, неправильно думать, что эта реформа была задумана и проведена как реформа политическая, прежде всего, как это представляли себе позднейшие римляне. Наиболее важной практически и наиболее вразумительной для патрициев стороной отмеченной выше общественной аномалии было то обстоятельство, что одни патриции несли на себе всю имущественную и личную тяготу воинской повинности. Целый значительный класс населения оставался в этом последнем отношении совершенно неиспользованным. Вследствие этого возникало полное несоответствие между действительным населением Рима и количеством выставляемого им войска. А между тем потребности обороны и растущие завоевательные стремления Рима требуют все большего и большего напряжения всех его личных сил. Представлялось поэтому желательным, прежде всего как-нибудь привлечь всю массу плебеев к участию (личному и имущественному) в несении воинской повинности. И действительно, вся так называемая реформа Сервия Туллия есть по основной идее своей реформа воинская и податная.

Достигнуть указанной цели можно было только радикальным изменением самого основного фундамента этих повинностей, заменив принцип происхождения вместе с его родовой и куриальной организацией народа и войска принципом имущественной состоятельности каждого.

Царь Сервий Туллий разделил римлян на пять имущественных разрядов или классов (разряд по-латыни classis). К первому классу принадлежали самые зажиточные граждане с состоянием не меньше 100 тысяч медных ассов. Они должны были приобретать за свой счет полное вооружение воина фаланги (в Риме она называлась легион): железный меч и копье с железным наконечником, а также защитные доспехи из бронзы, включавшие шлем, круглый щит, поножи и панцирь. Граждане первого класса выставляли на войну 80 центурий (букв. сотен) тяжеловооруженной пехоты, которая составляла главную силу легиона.

Ко второму классу принадлежали граждане победнее с состоянием не менее 75 тысяч медных ассов. Они приобретали за свой счет более дешевые и соответственно более легкие защитные доспехи, не включавшие панцирь, поэтому в бою их старались не ставить в первые ряды. Имущественный ценз следующих классов был еще ниже, оружие еще дешевле, а роль в бою еще более скромной. Граждане пятого класса с состоянием от 11 до 25 тысяч медных ассов были вооружены только пращами и метательными камнями. От них никогда не зависел исход сражения, в котором с обеих сторон участвовала тяжеловооруженная пехота, воевавшая в строю фаланги.

Система деления на классы была связана с организацией пехоты главной силы римской армии. Самые богатые граждане, принадлежавшие в основном к аристократии, сражались в коннице и не входили в первый класс. Они выставляли на войну 18 центурий всадников. Наконец, граждане с состоянием меньше 11 тысяч ассов, то есть не имевшие даже самого мизерного собственного хозяйства, которое могло бы их прокормить, считались стоявшими ниже класса (infra classem) и назывались пролетариями (от слова proles потомство). Так именовали тех, у кого не было ничего своего, кроме потомства. Пролетарии выставляли на войну одну центурию нестроевых воинов (обозной прислуги).

Реформа имела также большое политическое значение. Центурия становится теперь не только военной, но и политической единицей. Со включением основной массы плебса в гражданскую общину народные собрания по центуриям вытесняют куриатные комиции, которые утрачивают почти всякое значение. Голосование происходит тоже по центуриям, причём каждая центурия имеет один голос.

По свидетельству Цицерона, перевес в центуриатных комициях был у богатства, а не у большинства[3]. Многие римляне считали такой порядок справедливым, полагая, что чем больше вклад человека в защиту отечества, тем шире должны быть его политические права.

Современные ученые отмечают, что для Рима был характерен принцип геометрического равенства (объем прав равен объему обязанностей), а для демократических Афин принцип арифметического равенства (все граждане равны в политическом отношении независимо от их обязанностей перед полисом)[4].

Традиционный рассказ о реформе, изображая её в виде единичного акта, конечно, грешит против исторической истины. Изменения в социально-политическом устройстве римского общества, которые традиция приписывает творческой воле одного законодателя, на самом деле – результат длительных процессов, протекавших на протяжении нескольких столетий (VI-III вв. до н. э.).

Описанная реформа имела громадное и принципиальное, и практическое значение для дальнейшей римской истории. Несмотря на то, что она не уничтожала старого патрицианского строя, несмотря на то, что она имела в виду в первую очередь, воинские цели, она создала базис для крупной политической реформы.

В результате этой реформы существенно изменилось положение плебеев. Участвуя в войске, они приобрели теперь возможность участвовать и в народном собрании. Плебеи вышли, таким образом, из своего прежнего изолированного положения, втянулись в общенародную организацию.

Для патрициев эта реформа тоже не могла пройти бесследно: она должна была, прежде всего, отразиться в дальнейшем умалении значения родов и в дальнейшем разложении патриархального строя. Государственный принцип сделал новый и крупный шаг вперед.


Оглавление

  • Римское право как древнейшая система права
  • Составные части римского права

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Римское право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Римское право как древнейшая система права

Римское право — уникальное явление в мировой истории: это единственная в мире система права, которая не только пережила цивилизацию, ее создавшую, но и получила дальнейшее развитие и породила создание правовых систем практически во всех европейских странах. Римляне давным-давно ушли с исторической сцены, но плодами их юридической мысли мы пользуемся до сих пор.

Что послужило основой для самого римского права и с чем связано такое фантастическое его совершенство? Ведь ни Египет, ни Вавилон, ни Древняя Греция, будучи сильными и в своем роде совершенными цивилизациями, не могут похвастаться тем, что их система права стала основополагающей для потомков.

Особенности такого положения Рима в мировой истории следует искать в национальной психологии римлян. И Египет, и Вавилон, и Греция сложились в самобытные и самодостаточные культуры. Чужие влияния плохо приживались на национальной почве. Римляне же с самого начала своей истории не боялись принимать чужие достижения как свои собственные. Они с легкостью переняли весь олимпийский пантеон богов, присвоив им собственные римские имена, они с легкостью подмяли под себя древних этрусков и до такой степени их поглотили, растворили в себе, что теперь мы гадаем, что ж это был за народ; но они взяли себе культуру этрусков. Они с такой же легкостью перехватывали любое чужое знание и не стеснялись пользоваться плодами умов покоренных ими народов.

Именно имперское сознание римлян и является тем ключом, который приоткрывает тайну совершенства их правовой системы. Римляне были удивительно не оригинальны в искусствах и науках, но они были воинственны, практичны и в определенном смысле дальновидны. Их простой и расчетливый ум быстро подмечал все, что можно использовать на благо родины. Завоевывая мир, они брали чужое, изучали внимательно, перенимали с огромным удовольствием и после этого перенятое чужое становилось совершенно римским, словно они с этими богами, науками, искусствами и родились.

Рим в античное время был громадным неповоротливым чудовищем, простиравшимся от современной Испании до современной Индии, от африканского Египта до современной Великобритании, и на всем этом необъятном пространстве жили римские граждане и действовало римское право.

Условно историю Рима можно разделить на три периода:

— царский период — 753–510 гг. до н. э.;

— период республики — 509–27 гг. до н. э.;

— период империи — 27 г. до н. э.–476 г. н. э.

По легенде, племена древних латин, сабин и этрусков, обосновавшихся в долине Тибра, основали в 753 г. до н. э. город Рим. Объединение племен привело к образованию в Риме общины, во главе которой стояли старейшие римские роды (патриции), которые обладали следующими правами: правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей (долей в общей земельной собственности); правом на наследование надела и родового имущества; правом на получение от рода помощи и защиты; правом на участие в религиозных обрядах и празднествах и т. д.

В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые входили в 3 трибы. Каждая курия была представлена в собрании только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела один голос. Пришлое население не входило в римскую общину, оно получило наименование плебса (плебеев). Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами. Имущественная дифференциация внутри общины разорила многих ее членов, а часть плебеев разбогатела.

Несмотря на богатство, плебеи не обладали политическими правами, что породило борьбу плебеев с патрициями, которая закончилась победой плебеев и созданием римского государства.

Ранний период римской истории называет семь царей: легендарный Ромул; Нума Помпилий; Тулл Гостилий; Анк Марций; Тарквиний Приск; Сервий Туллий; Тарквиний Гордый. Царь избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, — куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции. Царь исполнял военные, жреческие и судебные функции. Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами рекса (выборного вождя, царя) Сервия Туллия в VI в. до н. э.

Сервию Туллию удалось примирить интересы патрициев и плебеев, но его реформы способствовали возникновению в Древнем Риме республиканской формы правления.

В основу общественной организации Рима были положены имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима было разделено на имущественные разряды, исходя из размера земельного надела, которым владел человек. Из первого разряда была выделена особая группа граждан — всадники, а безземельные — пролетарии — обособлялись в отдельный, шестой разряд.

Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии — сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1–3 разряды — тяжеловооруженной пехоты, 4–5 разряды — легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.

Центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос, и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии этим и заканчивалось. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, что оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Деление свободного населения по территориальному принципу усилило процесс ослабления кровнородственных связей. Рим разделили на 4 городских и 17 сельских территориальных округов, к которым перешло название племен — трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, они подчинялись старосте, он же собирал с них налоги. Позже по территориальным трибам стали созываться собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос.

В 509 г. до н. э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй. Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких производителей (земледельцев и ремесленников).

Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами — свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими статусами, имело полную правоспособность. В публичном праве это означало право участвовать в народном собрании и занимать государственные должности. В частном праве — право вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях. Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.

В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры.

Народные собрания — центуриатные, трибутные и куриатные — большого значения для управления Римом не имели. Из них наиболее влиятельны центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. В компетенцию собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания были плебейские и патрицианско-плебейские, они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Куриатные собрания вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и были позже заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов.

Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат. сенаторы не избирались, а раз в пять лет включались цензорами в списки из представителей знатных и богатых семей. Это делало сенат фактически независимым от воли большинства свободных граждан. Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной: он контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, рассматривая (и отвергая) законопроекты; контролировал избрание народными собраниями должностных лиц; устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы; утверждал постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу; обладал внешнеполитическими полномочиями; ведал набором в армию и распределял легионы между командующими армиями; имел право принять решение об установлении диктатуры.

Государственные должности в Риме именовались магистратурами. В Риме сложились принципы замещения магистратур: выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность. Существовала иерархия должностей, власть магистратур разделялась на высшую (диктатор, консул и претор) и общую. Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные, создававшиеся в чрезвычайных обстоятельствах.

Во II в. до н. э. власть Рима распространилась практически на все Средиземноморье, что принесло немыслимое количество рабов и разорило крестьян. Началась борьба между мелким и крупным землевладением, ее кульминацией стали реформы братьев Гракхов. В 133 г. до н. э. избранный трибуном Тиберий Гракх предложил закон, по которому устанавливался максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках, — 1000 югеров на семью (около 250 га). Излишки подлежали распределению между безземельными и малоземельными.

Этой реформе воспротивился сенат. В борьбе с сенатом Тиберий и погиб (его обвинили в стремлении стать диктатором и казнили), его брату Гаю удалось добиться той же должности, он снизил цены на хлеб, начал колонизацию завоеванных земель, но был убит. Поскольку юридическим основанием аграрной реформы братьев Гракхов было то, что римская территория считалась общественной собственностью, законом 3 г. до н. э. земельные владения были объявлены неприкосновенной собственностью.

При консуле Марие (I в. до н. э.) римская армия становится наемной, служащей за жалованье. Послушная тому, кто ей платил, армия стала орудием партий. С ее помощью были ликвидированы последние остатки римской республиканской демократии. В 82 г. до н. э. полководец Сулла устанавливает в Риме единоличную бессрочную диктатуру, отстранив от власти все другие магистратуры. Сулла предоставил новые права сенату и резко уменьшил компетенцию народных собраний.

Трибуны были лишены политических функций. Римская рабовладельческая республика переживает глубокий кризис. Ее окончательное крушение было ускорено знаменитым восстанием рабов под руководством Спартака (74 г. до н. э.).

В середине I в. до н. э. Юлий Цезарь заложил основание нового политического строя, пришедшего на смену республиканскому. Его называют принципатом — по одному из титулов первого лица в государстве — римского императора — принципса (первого сенатора). Император получил от сената право объявлять войну, заключать мир и международные договоры, содержать собственную гвардию (преторианские когорты), право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы, он наделялся высшей властью, был избран на важнейшие должности в нарушение республиканских законов — одновременно консулом, цензором и народным трибуном.

Первоначально власть принцепса не была наследственной. Юридически он получал власть по решению сената и римского народа, но он мог указать своего преемника (сына или усыновленного), которого сенат и избирал принцепсом. Со II в. сенат потерял значительную часть прав, имея только право утверждать предложения принцепса. Параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ведомств со штатом чиновников.

В III в. н. э. в Риме установилась неограниченная монархия, и начался период домината. Исчезли старые республиканские учреждения, управление империей перешло в руки нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, которых назначает император. В интересах управления Римская империя была разделена на две части — Западную, со столицей в Риме, и Восточную, с центром в Константинополе. Империя считалась единой, но каждая ее часть имела своего главу.

Вся организация новой администрации строилась на началах строгой подчиненности сверху вниз и персональной назначаемости, члены администрации лишались сословных привилегий и были представителями новой военной бюрократии — опоры империи. сенат был отстранен от дел, а звание сенатора осталось как почетное обозначение привилегированного сословия.

Исчезла выборность должностных лиц. Все нити государственного управления сосредоточились в центральной и территориальной администрации. В последние века Римской империи в государственной администрации оформилась прослойка профессиональных управленцев — бюрократии, которая стала замкнутой системой, подконтрольную исключительно императору.

Восточная часть Римской империи превратилась в самостоятельное государство — Восточную Римскую империю, а позднее — Византию. Западная часть империи пала под ударами варваров, Византия просуществовала до XIV в., превратившись из рабовладельческого в феодальное государство, точнее основательно смешав черты рабовладения и феодализма, и создав на базе римского византийское право, которое отличалось от первоисточника, как ночь от сияющего дня.

Читайте также: