2 земля как объект эколого правовых отношений

Обновлено: 27.03.2024

Объекты правоотношений, возникающих в сфере экологии, рассматриваются Законом об охране окружающей среды (статья 4). В качестве объектов законодательство трактует объекты, подлежащие охране в окружающей среде, которые также могут являться объектами экологических отношений в сфере права, включая:

  • землю и ее недра, почву;
  • воды, включая поверхностные и подземные;
  • лес и прочая растительность;
  • животных и других организмов, в том числе их генетический фонд;
  • атмосферу, ее озоновый слой и околоземное пространство космоса.

В число объектов, которые необходимо охранять в первую очередь, важно отнести определенные виды естественных систем экологии; ландшафт природы и природные комплексы, которые не подверглись антропогенному воздействию.

Особая охрана необходима для:

  • объектов, которые входят в состав Списка всемирного культурного и природного наследия;
  • природных заповедников государства, включая биосферные, природные заказники страны, природные памятники, национальные дендрологические природные парки, ботанические сады, лечебные местности и курорты и др;
  • исконной среды обитания, мест традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренного малочисленного народа государства;
  • объектов, которые обладают особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и прочим ценным значением;
  • континентального шельфа и исключительным экономическим зонам РФ;
  • редких или находящихся под угрозой вымирания почв, лесов и прочей растительности, животных и прочих организмов, включая места их обитания.

Что касается субъектов, то в экологические правоотношения по закону способны вступать различные субъекты. Классификация разделяет их на публичных и частный. Первые из них в свой состав включают:

  • Российскую Федерацию и ее субъектов;
  • муниципальные образования;
  • высшие органы власти государства, включая Президента, Государственную Думу, Правительство страны, Совет Федерации Федерального Собрания РФ;
  • специально уполномоченные органы государства, работающие в сфере охраны окружающей среды и пользования природой;
  • представительские и исполнительные органы государственной власти соответствующих субъектов, включая сформированные ими специальные органы, с помощью которых происходит управление природопользованием и охраной окружающей среды;
  • органы местного самоуправления, включая формируемые ими специальные органы, которые управляют в сфере охраны природы и др.

Частные субъекты представлены следующими:

  • гражданами РФ, иностранными лицами и лицами без гражданства, которые по закону находятся на территории нашей страны, включая тех, кто ведет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  • общественными экологическими объединениями и прочими некоммерческими организациями, включая отечественными отделениями международных неправительственных учреждений, связанных с экологией;
  • отечественными и иностранными юридическими лицами, юридическими лицами со смешанным капиталом.

Правовые отношения частных субъектов обладают гражданско-правовым характером, а отношения публичных и частных субъектов предполагают императивность.

Основные экологические правовые нормы

Экологические нормы права включают предписания и правила, которые включены в законы и подзаконные правовые акты, имеющие отношение к регулированию общественных отношений. Эти отношения касаются охраны окружающей среды, природопользования, поддержания безопасности в сфере экологии.

Подобные нормы классифицируются на нормы в виде дефиниций, деклараций, принципов и регуляторов.

Все это оказывает влияние на единообразие в понимании одних и тех же явлений, процессов, событий разными субъектами, что дает возможность точно формировать практику применения права.

Норма в виде декларации имеет характер лозунга. Подобные нормы в большинстве не подкрепляются твердыми гарантиями от публичной власти или способны повлечь за собой ответственность в случае их невыполнения. Статья 42 Конституции содержит положение, что каждое лицо вправе жить в благоприятной окружающей среде, но на практике реальное обеспечение этого права со стороны государства пока невозможно по причинам объективного и субъективного характера. Как декларация звучит и 58 статья Конституции, которая закрепляет обязанность для всех сохранять природу и окружающую среду. Из смысла этой нормы не совсем понятно, как осуществляется подобная охрана окружающей среды, как и нет в ней прямого указания на ответственность, если обязанность не будет выполнена.

Нормы в виде принципов представляют собой закрепленные в законодательстве ключевые положения. Они предназначены для участников (субъектов) соответствующих правоотношений.

Так, в 3 статье Закона об охране атмосферного воздуха сформулированы принципы, в соответствии с которыми не допускаются необратимые последствия загрязнения атмосферы для окружающей среды, при этом обязательным признается государственное регулирование выброса вредных (загрязняющих) веществ и вредного физического воздействия.

Нормы-регуляторы способны непосредственно определять рамки поведения соответствующих субъектов экологических правоотношений. Если содержащиеся в них предписания не исполняются или исполняются ненадлежащим образом, то это приведет к определенным негативным последствиям как для частных, так и для публичных субъектов. Например, необоснованная волокита со стороны специально уполномоченных государственных органов в сфере охраны и использования водных объектов по поводу принятия решений о предоставлении в пользование водных объектов оспаривается в суде. В результате выносится судебное решение, которое обязывает соответствующий орган к принятию решения.

Экологические правовые нормы включены в источники экологического права.

Возникновение, изменение и прекращение экологических правоотношений

Для возникновения, изменений или прекращения правоотношений в области экологии, необходимы соответствующие основания, которые представляют собой юридические факты в виде явлений, событий, действий (бездействие) субъектов, решений органов публичной власти и решений суда, которые влекут за собой правовые последствия.

Вступление гражданина в право наследования участком земли может быть основано на допускаемом гражданским законодательством событии, например, смерти наследодателя. Гражданин-наследник в этом момент становится участником экологических правоотношений, так как наделяется соответствующими его статусу правами, возлагая на себя соответствующие обязанности.

Если же произойдет стихийное бедствие, то это приведет к тому, что у собственника временно будет изъят земельный участок на основе решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти. Собственник останется собственником, но не сможет использовать уже свой участок по назначению. Здесь налицо изменение правоотношений или их прекращение (когда невозможно вернуть собственнику временно изъятый участок после того, как он получил соответствующую компенсацию.

Что касается возникновения экологических правоотношений по причине бездействия, то это может произойти в случае, когда лесопользователь не принял необходимых мер для того, чтобы обеспечить пожарную безопасность на переданном ему в пользование участке лесного фонда. В этой ситуации органом лесной охраны даже в случае отсутствия реального вреда от этой противоправной пассивности могут быть приняты меры принудительного характера в отношении к пользователю леса.

Прекращение правоотношений возникает через официально заявленный отказ природопользователя от реализации своих прав.

Решение уполномоченного органа государство может изменять характер экологических правоотношений, например, при приостановке действия выданных лицензий по причине несоблюдения пользователями установленных требований. При этом, природопользователь остается таковым официально, но не является фактически, так как без устранения в установленный срок требований внесенного ему предписания, он не вправе в полной мере реализовать свое право.

Судебные решения порождают, изменяют, прекращают экологические правоотношения. К примеру, положительное судебное решение по иску гражданина, который пострадал от вредного воздействие на его здоровье со стороны хозяйствующего субъекта. Это порождает обязанность субъекта выплатить потерпевшему доказанную в суде компенсацию. Причинно-следственная связь работы организации и наступившего ухудшения здоровья гражданина часто очевидна, но возможность получить ее он получает только после вынесения соответствующего решения судом. Это обусловлено тем, что добровольность подобного возмещения экологическое законодательство не презюмирует.

Статьей 6 Земельного кодекса РФ определен закрытый перечень объектов земельных отношений. Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.

2. Термин "земля" шире понятия "земельный участок"

Термин "земля" шире понятия "земельный участок", в связи с чем право субъекта Российской Федерации на установление содержания ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состава прилагаемых к нему документов предполагает также право на установление содержания ходатайства о переводе из одной категории в другую земельных участков и состава прилагаемых к такому ходатайству документов.

3. Как объект правовой охраны земля охватывает все виды земельных участков

Предмет правонарушения - земли (земля) - природный ресурс, неотъемлемый компонент биосферы, необходимое условие существования жизни, базис любой деятельности человека. Как объект правовой охраны земля охватывает все виды земельных участков независимо от форм собственности, характера владения, степени освоенности и использования человеком для удовлетворения своих потребностей (ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации).

4. Законодателем подчеркивается экологическое значение земли как природного объекта и природного ресурса

Использование федеральным законодателем термина "земля" как объекта земельных отношений, по сути, подчеркивает превалирующее экологическое (а не экономическое) значение земли как природного объекта и природного ресурса, в том числе с точки зрения перевода земли и составляющих ее земельных участков из одной категории в другую.

5. Земельный участок как объект права участвует в обороте в целом всей его площадью

По смыслу статей 6, 11.1 Земельного кодекса РФ земельный участок, границы которого определены в установленном законом порядке, является самостоятельным объектом правоотношений. Следовательно, если иное не установлено законом или договором, земельный участок как объект права участвует в обороте в целом всей его площадью, определенной установленными границами.

6. Объектом земельных отношений может быть только индивидуально определенный земельный участок

Земельный участок как объект права должен быть соответствующим образом индивидуализирован путем определения его размера, границ и местоположения.

Земельный участок как объект недвижимого имущества права должен быть соответствующим образом индивидуализирован путем определения его размера, границ, местоположения и присвоения ему кадастрового номера.

Для признания земельного участка объектом земельных отношений необходимо, чтобы он был индивидуализирован, а именно, должны быть определены его размер, границы и местоположение.

Для признания земельного участка объектом земельных отношений необходимо, чтобы он был индивидуализирован, а именно, должны быть определены его размер, границы и местоположение.

Для признания земельного участка объектом земельных отношений необходимо, чтобы он был индивидуализирован, а именно, должны быть определены его размер, границы и местоположение.

Для признания земельного участка объектом земельных отношений необходимо, чтобы он был индивидуализирован, а именно, должны быть определены его размер, границы и местоположение.

Земельный участок для того, чтобы он был признан недвижимостью, должен быть соответствующим образом индивидуализирован, то есть должны быть определены его размер, границы и местоположение.

Для признания земельного участка объектом земельных отношений необходимо, чтобы он был индивидуализирован, а именно, должны быть определены его размер, границы и местоположение.

Согласно ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.

Таким образом, для признания земельного участка объектом земельных отношений необходимо, чтобы он был индивидуализирован, а именно, должны быть определены его размер, границы и местоположение.

Для признания земельного участка объектом земельных отношений необходимо, чтобы он был индивидуализирован, а именно, должны быть определены его размер, границы и местоположение.

7. Объектом земельных правоотношений может выступать только сформированный земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет

Объектом гражданских правоотношений могут быть только сформированные земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Земельное законодательство, как действовавшее в период заключения договора, так и действовавшее на момент вынесения оспариваемого решения, исключает возможность включения в гражданский оборот несформированных и не прошедших кадастровый учет земельных участков.

По смыслу ст. 11.1 Земельного кодекса РФ и ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ, индивидуализация земельного участка осуществляется посредством его кадастрового учета. В силу этого, земельный участок, не прошедший государственного учета, не может являться объектом гражданско-правовых отношений.

8. Из числа объектов земельных отношений только земельные участки могут выступать в качестве объекта права частной собственности

Особенностью земельных споров в отношении права собственности является то, что из всех объектов земельных отношений, перечисленных в ЗК РФ, в качестве объекта права частной собственности могут выступать только земельные участки.

9. Неделимый земельный участок выступает объектом прав в целом

Неделимый земельный участок является одновременно и неделимым объектом как гражданских прав, так и земельных отношений, что, в частности, означает невозможность установления права собственности только лишь на его часть - такой земельный участок выступает объектом прав в целом.

Неделимый земельный участок является одновременно и неделимым объектом как гражданских прав, так и земельных отношений, что, в частности, означает невозможность установления права собственности только лишь на его часть, - такой земельный участок выступает объектом прав в целом.

Неделимый земельный участок является одновременно и неделимым объектом как гражданских прав, так и земельных отношений, что, в частности, означает невозможность установления права собственности только лишь на его часть, - такой земельный участок выступает объектом прав в целом.

Неделимый земельный участок является одновременно и неделимым объектом как гражданских прав, так и земельных отношений, что, в частности, означает невозможность установления права собственности только лишь на его часть, - такой земельный участок выступает объектом прав в силу его особых природных свойств.

Неделимый земельный участок является одновременно и неделимым объектом как гражданских прав, так и земельных отношений, что, в частности, означает невозможность установления права собственности только лишь на его часть, - такой земельный участок выступает объектом прав в силу его особых природных свойств.

Неделимый земельный участок является одновременно и неделимым объектом как гражданских прав, так и земельных отношений, что, в частности, означает невозможность установления права собственности только лишь на его часть, - такой земельный участок выступает объектом прав в целом.

Неделимый земельный участок является одновременно и неделимым объектом как гражданских прав, так и земельных отношений, что, в частности, означает невозможность установления права собственности только лишь на его часть, - такой земельный участок выступает объектом прав в целом.

Неделимый земельный участок является одновременно и неделимым объектом как гражданских прав, так и земельных отношений, что, в частности, означает невозможность установления права собственности только лишь на его часть, - такой земельный участок выступает объектом прав в целом.

Неделимый земельный участок является одновременно и неделимым объектом как гражданских прав, так и земельных отношений, что, в частности, означает невозможность установления права собственности только лишь на его часть.

Неделимый земельный участок является одновременно и неделимым объектом как гражданских прав, так и земельных отношений, что, в частности, означает невозможность установления права собственности только лишь на его часть, - такой земельный участок выступает объектом прав в целом.

10. В отношении неделимого земельного участка, как объекта права двух или более лиц, допускается существование только общей собственности

На неделимый земельный участок, как объект права двух или более лиц, в силу его особых природных свойств допускается существование только общей собственности.

На неделимый земельный участок как объект права двух или более лиц в силу его особых природных свойств допускается существование только общей собственности.

На неделимый земельный участок как объект права двух или более лиц в силу его особых природных свойств допускается существование только общей собственности.

На неделимый земельный участок как объект права двух или более лиц в силу его особых природных свойств допускается существование только общей собственности.

На неделимый земельный участок как объект права двух или более лиц в силу его особых природных свойств допускается существование только общей собственности.

На неделимый земельный участок как объект права двух или более лиц в силу его особых природных свойств допускается существование только общей собственности.

На неделимый земельный участок как объект права двух или более лиц в силу его особых природных свойств допускается существование только общей собственности.

На неделимый земельный участок как объект права двух или более лиц в силу его особых природных свойств допускается существование только общей собственности.

На неделимый земельный участок как объект права двух или более лиц в силу его особых природных свойств допускается существование только общей собственности.

11. В земельном законодательстве нет четкого разграничения понятий "земельный участок" и "часть земельного участка"

Согласно части 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Из содержания части 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации к объектам земельных отношений относятся не только земельные участки, но и части земельных участков.

Таким образом, в земельном законодательстве отсутствует четкое разграничение понятий "земельный участок" и "часть земельного участка".

Земля как объект земельных отношений выступает в двух качествах: в первом случае - как природный объект и природный ресурс, и в этом качестве она выступает объектом регулирования; во втором случае - земля как имущество и объект прав, и в этом качестве она выступает в виде конкретных земельных участков и частей земельных участков.

12. Описание местоположение границ земельного участка является его уникальной характеристикой

Одной из уникальных характеристик земельного участка, подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости, является описание местоположения его границ (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса, пункт 3 части 1 статьи 7 Закона N 221-ФЗ).

Одной из уникальных характеристик земельного участка, подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости, является описание местоположения его границ (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункт 3 части 1 статьи 7 Закона о кадастре).

Одной из уникальных характеристик, позволяющих индивидуализировать земельный участок как объект гражданских правоотношений, является описание его границ.

13. Понятия "земельный участок" и "доля в земельном участке" являются разными правовыми институтами

Согласно статье 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Из этого следует, что земельный участок и доля в земельном участке являются разными правовыми институтами.

14. Земельные доли в праве собственности на земельный участок обладают теми же характеристиками объекта земельных правоотношений, что и отдельный земельный участок

Объём правомочий собственника земельного участка и участника долевой собственности на земельный участок в значительной степени тождественен, статья 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" содержит общее понятие земельного участка, применяемое как индивидуально определённый объект в арендных правоотношениях, земельные доли в праве собственности на земельный участок обладают теми же характеристиками объекта земельных правоотношений, что и отдельный земельный участок.

15. Если исходный земельный участок поставлен на кадастровый учет, его часть также может быть объектом кадастрового учета в случае регистрации в государственном реестре прав обременения на данную часть объекта недвижимости

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 6 ЗК РФ объектом земельных правоотношений является, в том числе часть земельного участка. Согласно части 1 статьи 5 Закона о кадастре объектом кадастрового учета могут быть земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства.

Пункт 9 части 2 статьи 7 названного закона определяет, что сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости, являются дополнительными сведениями об объекте недвижимости.

Исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 23, частей 11 и 13 статьи 25 Закона о кадастре кадастровый учет части объекта недвижимости возможен в случае государственной регистрации обременения вещного права на соответствующую часть объекта недвижимости. Проанализировав приведенные нормы закона, суд пришел к выводу о том, что, если исходный земельный участок поставлен на кадастровый учет, его часть также может быть объектом кадастрового учета в случае регистрации в государственном реестре прав обременения на данную часть объекта недвижимости.

Факт самостоятельного кадастрового учета части объекта недвижимости не означает, что участники общедолевой собственности на указанную часть (на помещения указанной части) приобретают вещные права на соответствующую часть земельного участка. Указанное следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, и пункта 3 части 2 статьи 23, частей 11 и 13 статьи 25 Закона о кадастре, совокупность которых свидетельствует, что часть земельного участка выступает объектом гражданских правоотношений и может быть поставлена на самостоятельный кадастровый учет исключительно в целях государственной регистрации обременений объекта недвижимости.

16. Площадь земельного участка является одной из характеристик, позволяющих индивидуализировать его как самостоятельный объект гражданских прав

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с названным Законом требований, входит в состав уникальных характеристик земельного участка, сведения о которых подлежат включению в государственный кадастр недвижимости.

Из приведённых правовых норм следует, что площадь земельного участка является одной из характеристик, позволяющих индивидуализировать его как самостоятельный объект гражданских прав, и подлежит определению в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на январь 2021 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной.

Земля как объект правового регулирования выполняет троякую роль:

    1. в экологическом понимании - это природный объект, составная часть природной среды, взаимодействующая с другими объектами природы – лесами, недрами, водами, а в широком смысле охватывающая все природные ресурсы;
    2. с экономической точки зрения - это объект хозяйственной и иной деятельности (является материальной базой всякого производства; она – источник (ресурс) для удовлетворения самых разнообразных потребностей человека);
    3. в социальном отношении - это объект собственности (государственной, кооперативной, частной и личной).

    Земля как природный объект

    Земля – важнейший компонент природной среды, который функционирует по законам живого организма, способствует очищению атмосферы, хранит водные ресурсы, является питательной средой для всего живого. Земная поверхность имеет территориальные ограничения, она не может быть произвольно увеличена людьми в зависимости от их потребностей. Равным образом она не подлежит замене никаким другим средством производства, не устаревает и не изнашивается, как это происходит в отношении орудий и средств производства. При рациональном использовании земли ее плодородие постоянно возрастает, что, в свою очередь, влияет на ценностные характеристики данного объекта. Это, безусловно, свидетельствует о том, что земельные отношения являются отношениями особого рода и не могут, как предлагают некоторые ученые, устанавливаться и определяться нормами гражданского права, а должны регулироваться нормами земельного права с учетом норм гражданского права только в части, не урегулированной нормами земельного права.

    Земля обладает уникальными, невосполнимыми человеком, только ей присущими свойствами, она для каждого человека составляет основу жизни, условие его существования, источник удовлетворения его естественных нужд и потребностей, а также место хозяйственной и иной деятельности, способной изменить экологическую обстановку как в регионе, так и в планетарном масштабе.

    Земля выступает как основа жизни и общенациональное достояние, как компонент природы, биосферная категория.

    Земля как объект собственности

    Современная система прав на земельные участки основывается на едином первичном праве - праве собственности.

    В зависимости от субъектов права выделяют три основные формы собственности на земельные участки (ст. 9 Конституции РФ):

      1. государственную;
      2. муниципальную;
      3. частную;
      4. (и иные формы собственности - по Конституции РФ).

      При этом право собственности, и в особенности право частной собственности, носит ограниченный характер . Так, собственник обязан соблюдать:

        • установленное целевое назначение земельного участка;
        • ограничения, установленные для оборота земельных участков, и т.д.

        В ст. 9 Конституции РФ провозглашено: "Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности". Перечень субъектов соответствующих форм собственности определяется в соответствии с подразделом 2 Гражданского кодекса РФ. Поскольку круг субъектов права собственности регулируется гражданским законодательством, которое находится в исключительном ведении Российской Федерации, изменение круга субъектов права собственности на региональном или муниципальном уровне невозможно .

        Земля как объект хозяйствования (пользования)

        Земля представляет собой весьма сложный хозяйственный объект, обладающий множеством различных свойств и в силу этого находящийся в сфере деятельности различных отраслей права:

          1. конституционного , нормами которого регулируются административно-государственное устройство, государственные границы и суверенитет народов;
          2. административного , определяющего систему и компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений, устанавливающего ответственность за различные виды земельных правонарушений, и т. п.;
          3. гражданского , регулирующих земельные отношения по принципам гражданского права.

          Государственный контроль за использованием земель должен проводиться в целях соблюдения собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами земельных участков требований закона.

          Так как земля является единственным местом обитания всего живого, государство в публичных интересах должно осуществлять наблюдение за состоянием земель посредством мониторинга , который должен осуществляться в целях:

            1. своевременного выявления и прогнозирования развития негативных последствий, влияющих на качество и состояние земель, разработки и реализации мер по предотвращению этих процессов;
            2. оценки эффективности этих землеохранительных мероприятий;
            3. информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны земель, которое должно включать:

            Государственный мониторинг земель является составной частью системы государственного мониторинга окружающей природной среды.

            Особенности правового регулирования земельных отношений:
              1. земля для каждого человека составляет основу жизни, условие его существования, источник удовлетворения его естественных нужд и потребностей; она способна изменить экологическую обстановку как в регионе, так и в планетарном масштабе;
              2. так как земля представляет собой место хозяйственной и иной деятельности - основным субъектом земельной собственности должны быть граждане РФ;
              3. деятельность государственных органов, организаций и граждан относительно земли должна осуществляться с учетом интересов не только настоящего, но и будущих поколений;
              4. распоряжение землей на данной территории реализуется, как правило, через органы местного самоуправления (их администрации);
              5. установление режима хозяйственной эксплуатации земель, передача и изъятие земель в пользование, аренду, владение или продажа в собственность происходит путем специальных землеустроительных действий;
              6. вместе с изменением режима земельных участков происходит перемещение собственников и других пользователей землей на участок с новым режимом (так, с предоставлением земельного участка фермеру, последний переселяется на него, обзаводится хозяйственными и иными постройками, осуществляет разработку и окультуривание земель);
              7. в земельных отношениях особую значимость обретает институт соседства, который является неизбежным следствием неперемещаемости землепользования (этот институт порождает права и обязанности).

              Кроме того, земля обладает устойчивой природной неоднородностью, что порождает:

                • дифференциацию правового режима в зависимости от категорий, угодий, зон и других особенностей земель;
                • экономико-правовой режим выравнивания условий хозяйствования на земле (например, могут освобождаться от платы за земельные участки лица, осуществляющие их сельскохозяйственное освоение, на весь период, предусмотренный проектом производства работ; могут не взиматься с предприятий и граждан земельный налог и арендная плата за землю, находящуюся в периоде ее сельскохозяйственного освоения).

                Земля и территория

                Необходимо отграничивать статус территории от территориальных (пространственных) аспектов распоряжения землей.

                При этом в понятие “земля” следует включать поверхность, недра, воды, леса нашей планеты, способные быть предметом правоотношений собственности. Таким образом, под землеустройством можно понимать совокупность мероприятий, регулирующих земельные отношения путем изменения сложившихся и создания новых пространственных форм организации земли, способствующих расширенному воспроизводству господствующего способа производства.

                Согласно Земельный кодекс (ЗК РФ) Глава I. Общие положения ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

                Земли, указанные выше, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности

                  • к той или иной категории и
                  • разрешенного использования

                  в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

                  Территория - это часть поверхности с определёнными границами. Территорией прежде всего называется земельное пространство, на которое распространяется юрисдикция государства или административной единицы (территориального образования) в его составе.

                  Ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что

                    1. территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями;
                    2. территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;
                    3. в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

                    Таким образом, можно сделать вывод, что "территория" соотносится с "землями" как целое и часть.

                    Читайте также: