Соглашение от 24 декабря 1993 года о порядке пенсионного обеспечения

Обновлено: 03.05.2024

Добрый вечер. Меня зовут Александр. Я белорус, в настоящее время живу в Минске, работаю в центральном аппарате МВД, подполковник милиции, 20 лет выслуги. В настоящее время собираюсь уволиться из ОВД, так как предстоит заключить брак с гражданкой РФ и переехать жить в Москву. Могу ли я претендовать на получение пенсии в РФ при условии получения вида на жительство или изменения гражданства на РБ на РФ? Спасибо

Могу ли я претендовать на получение пенсии в РФ при условии получения вида на жительство или изменения гражданства на РБ на РФ?
Александр

Можете по приобретении гражданства РФ, поскольку Ваша выслуга лет в ОВД РБ засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам ОВД:

Можете, поскольку Федеральный закон о страховых пенсиях это позволяет:

3.Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Могу ли я претендовать на получение пенсии в РФ при условии получения вида на жительство или изменения гражданства на РБ на РФ?
Александр

Лица, определенные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Договора для одной Договаривающейся Стороны, проживающие на территории другой Договаривающейся Стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой Договаривающейся Стороны в отношении того, что изложено в статье 3 настоящего Договора.

1. Настоящий Договор регулирует государственное социальное обеспечение, обязательное (государственное) социальное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон и являющихся их гражданами, а также членов семей этих лиц, подпадавших или подпадающих под действие законодательства Договаривающихся Сторон.

1. Настоящий Договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством Договаривающихся Сторон о государственном социальном обеспечении, обязательном (государственном) социальном страховании и обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том что относится к:
3) трудовым пенсиям по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) и социальным пенсиям;

Договор регулирует вопросы пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Российской Федерации или Республики Беларусь и являющихся гражданами этих государств.
Назначение трудовых пенсий по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) осуществляется на основании заявления гражданина, представленного в компетентный орган (организацию), на который возложено осуществление назначения и выплаты пенсий, той Стороны, на территории которой он проживает.
К заявлению прилагаются документы, необходимые для назначения пенсии в соответствии с законодательством Стороны, назначающей пенсию.
Заявления о назначении или пересмотре пенсии по нормам Договора, поданные согласно законодательству одной Стороны в компетентный орган (организацию) этой Стороны, считаются одновременно поданными в компетентный орган (организацию) другой Стороны. Датой подачи заявления является дата его регистрации в компетентном органе (организации) страны проживания.
Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой службы (почтовой связи) Стороны по месту отправления данного заявления.
Пенсия назначается со сроков, предусмотренных законодательством Сторон.
Компетентные органы (организации) Сторон в ходе сотрудничества по вопросам назначения и выплаты пенсий обмениваются соответствующими формулярами (прилагаются).

Аналогичная норма имеется и в более раннем законодательном акте

1. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют:
иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, — на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.

Но насколько я правильно понимаю речь идет о пенсии рассчитанной в соответствии с российским законодательством. Вопрос лишь в том насколько она существенно отличается от пенсии за выслугу лет, рассчитанной в РБ.

Прочитайте решение суда по аналогичному вопросу.

Пенсионное обеспечение лиц, проживающих за границей, осуществляется в соответствии с Федеральными законами “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ, “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, “О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации” от 06.03.2001 г. № 21-ФЗ и рядом других нормативно-правовых актов, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) Российской Федерации. При этом имеется ряд особенностей пенсионного обеспечения этих лиц.

Выплата пенсий лицам, проживающим за границей, осуществляется в соответствии со статьёй 24 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, Федеральным законом от 06.03.2001 г. № 21-ФЗ и Положением “О порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации”, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.2002 г. № 510. Данные нормативно-правовые акты подлежат применению только в случае отсутствия международного договора (соглашения), предусматривающего иной порядок пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей.

В настоящее время право лиц, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, на пенсионное обеспечение в соответствии с российским законодательством может реализовываться по трём вариантам:

• восстановление выплаты пенсий, которые были назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации до отъезда из России. Этот вариант распространяется как на граждан России, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства. То есть если иностранцу была назначена российская пенсия, он будет продолжать её получать в случае соответствующего волеизъявления и при выезде из России;

• новое назначение пенсий лицам, выехавшим за рубеж до наступления права на пенсионное обеспечение. Это вариант может быть реализован только при условии наличия российского гражданства. То есть если иностранец, работавший в России, выехал из страны, к примеру, до наступления пенсионного возраста, пенсия ему не может быть назначена, если иное не предусмотрено международным договором;

• на основании международных соглашений (договоров) Российской Федерации в области пенсионного обеспечения (в том числе на основании Соглашения с Литовской Республикой в отношении граждан, выехавших на жительство в Литву).

В настоящее время при установлении и выплате пенсий Пенсионным фондом Российской Федерации (далее – ПФР) и его территориальными органами применяются 12 пенсионных международных договоров, которые условно можно дифференцировать на две группы: соглашения, подписанные и ратифицированные СССР (в данном случае Россия выступает их участником как государство-правопреемник СССР), и соглашения, подписанные Российской Федерацией.

Подписанные СССР

Подписанные Россией

1. Соглашение между СССР

и Чехословацкой Республикой

о социальном обеспечении

от 2 декабря 1959 г.;

2. Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г.;

3.Соглашение между СССР

и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 г.;

4. Соглашение между СССР

и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г.

1. Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г.*;

2. Временное Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения от 15 января 1993 г.;

3. Договор между РФ и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11 апреля 1994 г.;

4. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г.;

5. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г.;

6. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 г.;

7. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г.;

8. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь

о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г.

* Участниками данного Соглашения на сегодняшний день являются: Российская Федерация, Казахстан, Украи­на, Армения, Таджикистан, Туркменистан, Киргизия, Узбекистан.

Из этих договоров три построены с использованием пропорционального принципа и предусматривают выплату пенсий за рубеж в отношении граждан договаривающихся сторон: с Испанией, Украиной и Белоруссией. Другие, как и Соглашение с Литвой, основаны на территориальном принципе и предусматривают осуществление пенсионного обеспечения по законодательству страны проживания, то есть выплата российских пенсий, как правило, в такие страны не производится.

Условия назначения и исчисления размера пенсии в отношении граждан, проживающих за рубежом, аналогичны условиям, действующим для лиц, которые живут в России, если иное не предусмотрено международным соглашением. При выполнении необходимых требований они могут иметь право на установление (восстановление) пенсии любого вида, кроме социальной, которая представляет собой по своей природе социальное пособие и за рубеж не переводится.

Порядок обращения за получением пенсии лиц, проживающих за границей, зависит от варианта реализации соответствующего права: восстанавливается ли выплата пенсии, осуществляется ли новое назначение пенсии или происходит её установление исходя из норм международного договора.

Назначение пенсии в соответствии с международным договором осуществляется на основании формуляров связи, которыми обмениваются компетентные органы договаривающихся сторон.

Гражданам, которым в России была установлена пенсия, перед выездом за границу на постоянное место жительства по их желанию и на основании необходимых документов выплачивается пенсия в российских рублях за шесть месяцев вперёд (то есть авансом).

В дальнейшем этим лицам на основании их письменного заявления пенсия может переводиться за пределы Российской Федерации по месту их постоянного жительства. Такое заявление подаётся в ПФР. Кроме того, в Пенсионный фонд Российской Федерации представляются документ, подтверждающий место постоянного жительства гражданина за пределами Российской Федерации, и справка о дате выезда на постоянное жительство из Российской Федерации (переезда из одного государства в другое) (образцы смотрите в ссылке “Бланки заявлений, справок, свидетельств”).

Документ, подтверждающий место постоянного жительства гражданина за пределами Российской Федерации, выдаётся дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства, справка о дате выезда - дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации.

ПФР на основании заявления гражданина и документов для организации выплаты пенсии запрашивает у органа, осуществлявшего пенсионное обеспечение гражданина на территории Российской Федерации, справку по его пенсионному делу по установленное форме.

После получения справки по пенсионному делу гражданина, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, ПФР осуществляет перевод пенсии за пределы Российской Федерации.

Перевод пенсии за пределы Российской Федерации производится начиная с месяца, следующего за месяцем выезда гражданина за пределы Российской Федерации, но не ранее чем со дня, до которого выплачена пенсия в российских рублях (с учётом выплаты пенсии за шесть месяцев вперёд перед выездом).

Обращение за новым назначением пенсии осуществляется в общем порядке. Граждане постоянно проживающие за границей, подают заявление о назначении пенсии непосредственно в ПФР со всеми необходимыми документами (удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству, о страховом стаже и среднемесячном заработке). В необходимых случаях (при назначении конкретного вида пенсии) прилагаются дополнительные документы, определенные законодательством.

Документы вправе представить в ПФР и доверенное лицо гражданина.

В ПФР по результатам рассмотрения заявления и всех необходимых документов выносится решение о назначении пенсии либо об отказе в её назначении.

Перевод пенсии за пределы Российской Федерации производится при условии представления в ПФР документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых, на 31 декабря каждого года (образец смотрите в рубрике “Бланки заявлений, справок, свидетельств”).

Такой документ выдаётся дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации за границей, нотариусом на территории Российской Федерации либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства.

В случае непредставления указанного документа выплата пенсии приостанавливается (прекращается) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. После представления выплата пенсии возобновляется (восстанавливается) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет перевод пенсии гражданину на его счёт в банке или другом финансово-кредитном учреждении иностранного государства, котором он постоянно проживает, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Перевод пенсии за пределы Российской Федерации производится в иностранной валюте по курсу рубля, установленному Центральным банком Российской Федерации на день совершения операции.

Выплата пенсий за пределы Российской Федерации осуществляется один раз в квартал. Сложившаяся с учётом международного опыта практика позволяет сократить затраты пенсионеров, поскольку банковские или иные финансово-кредитные учреждения иностранного государства, в котором они постоянно проживают, взимают с пенсионера определённую плату при получении пенсии.

Важно, что гражданам, проживающим за рубежом, пенсия может выплачиваться и на территории России. Заявление о выплате пенсии на территории Российской Федерации и соответствующие документы подаются в орган, осуществлявший пенсионное обеспечение гражданина на территории Российской Федерации. Также и граждане, постоянно проживающие за границей, но имеющие регистрацию по месту пребывания (жительства) на территории Российской Федерации и изъявившие желание получать пенсию на территории Российской Федерации, подают заявление в соответствующий территориальный орган ПФР.

Как отмечалось выше, согласно пунктам 11 и 23 Положения от 08.07.2002 г. № 510 гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, пенсия (кроме социальной), назначенная в соответствии с российском законодательством, на основании их письменного заявления может переводиться за пределы Российской Федерации по месту их постоянного жительства или выплачиваться на территории Российской Федерации.

При этом с целью перевода сумм пенсии – ДМО (дополнительное материальное обеспечение) и ДЕМО (дополнительное ежемесячное материальное обеспечение) за пределы территории Российской Федерации их получатель должен сообщить в ПФР сведения о банковских реквизитах (банковский счёт должен быть открыт в свободно конвертируемой валюте - доллары США или евро) латинскими буквами:

Название Банка_______________________________________________ ________________________

IBAN/Номер личного счёта ____________________________________________________________

Банк-Посредник (если есть)_____________________________________________________________

Согласно статье 12 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ признание гражданина инвалидом, установление времени наступления и периода инвалидности, а также степени ограничения способности к трудовой деятельности и причины инвалидности осуществляются Государственной службой медико-социальной экспертизы.

В соответствии с пунктом 30 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии Федеральными законами “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” и “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” , утверждённым Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионным фондом РФ от 27.02.2002 г. № 16/19па, признание лица инвалидом, а также период инвалидности, дата и причина установления инвалидности, степень ограничения способности к трудовой деятельности определяются на основании выписки из акта освидетельствования в учреждении Государственной службы медико-социальной экспертизы.

Для этого необходимо представить в ПФР следующие документы: заявление на проведение заочного медицинского освидетельствования (в произвольной форме); медицинские документы медицинского учреждения по месту постоянного проживания, содержащие достаточную информацию для освидетельствования в соответствии с рекомендованными стандартами обследования больных.

Согласно пункту 29 Правил от 20.02.2006 г. № 95 по результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт. Выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, а гражданину, признанному инвалидом, выдаётся (направляется) справка, подтверждающая факт установления инвалидности (пункты 35, 36 Правил).

С целью заочного освидетельствования лиц, проживающих за границей и изъявивших желание получать пенсию по месту своего жительства за пределами Российской Федерации, данные документы пересылаются ПФР в Главное бюро медико-социальной экспертизы г. Москвы, а для заочного освидетельствования лиц, проживающих за границей и получающих пенсию на территории Российской Федерации по прежнему месту своего жительства до выезда за рубеж, - в соответствующее территориальное бюро медико-социальной экспертизы (при этом с целью ускорения процесса осуществления заочного освидетельствования гражданину целесообразно направлять названные заявление и документы в территориальный орган ПФР, осуществляющий его пенсионирование).

Для заочного освидетельствования Главным бюро медико-социальной экспертизы г. Москвы в соответствии с пунктом 16 Правил от 20.02.2006 г. № 95 в медицинском документе должны содержаться результаты обследования, объективные данные, подтверждающие диагноз и отражающие степень выраженности функциональных нарушений.

Примерный перечень документов, которые необходимо представить гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за границей,
для установления трудовой пенсии

В современных условиях увеличивается межгосударственная миграция населения, в том числе и пенсионеров. В целях обеспечения социальных прав граждан Республика Беларусь развивает сотрудничество в области пенсионного (социального) обеспечения с другими государствами путем заключения международных договоров и соглашений.

29 марта 2007 года вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года (далее – Договор), который регулирует вопросы пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Российской Федерации или Республики Беларусь и являющихся гражданами этих государств.

Назначение трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет после вступления в силу Договора для граждан Республики Беларусь и Российской Федерации осуществляется с учетом норм Договора и Соглашения между Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации о применении Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года (далее – административное соглашение).

Договором предусмотрены следующие варианты пенсионирования граждан Республики Беларусь и граждан Российской Федерации:

(3) выплата пенсии в случае переезда пенсионера с территории одного государства на территорию другого продолжается государством, назначившим пенсию до переезда, без применения норм Договора, если пенсионер имеет страховой (трудовой) стаж продолжительностью не менее 25 лет (для мужчин) или не менее 20 лет (для женщин), полностью выработанный на территории этого государства (в том числе в период СССР), при этом исчисление указанного стажа осуществляется в календарном порядке (пункт 3 статьи 24 Договора).
Один из указанных вариантов выбирается гражданином самостоятельно и указывается в заявлении. Варианты пенсионирования по пункту 2 статьи 23 Договора и пункту 3 статьи 24 Договора являются окончательными и пересмотру не подлежат, в том числе и в случае перевода пенсионера на другой вид пенсии.

По желанию гражданина (на основании его заявления) до принятия окончательного решения может быть произведен предварительный расчет пенсии по пунктам 1 и (или) 2 статьи 23 Договора.

В случае изменения пенсионером, получающим пенсию по пункту 2 статьи 23 Договора, гражданства оснований для продолжения получения пенсии по законодательству государства, гражданство которого утрачено, не имеется. В таком случае у пенсионера вновь появляется право выбора получения пенсии по пункту 1 статьи 23 Договора или по пункту 2 статьи 23 Договора (по законодательству государства, гражданство которого приобретено).

При назначении пенсии (в том числе при исчислении общего и специального стажа) каждое государство применяет свое законодательство.

При определении права на пенсию (статья 11 Договора) может осуществляться суммирование стажа, накопленного на территориях обеих государств, если он не совпадает по времени. Для этого из территориального подразделения Пенсионного фонда Российской Федерации по последнему месту жительства (работы) в России запрашивается справка о страховом (трудовом) стаже согласно приложению 2 к административному соглашению (запрашивается органами по труду, занятости и социальной защите).

При определении права на пенсию за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет (в Российской Федерации – досрочную трудовую пенсию по старости) учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях и в соответствии с законодательством государств на аналогичных условиях, работах, в профессиях, должностях, учреждениях (организациях), кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.

В Республике Беларусь пенсия исчисляется исходя из фактического заработка в Республике Беларусь (бывшего СССР) до 01.01.1992 и дохода за работу за пределами Республики Беларусь, из которого согласно законодательству о государственном социальном страховании самостоятельно уплачены обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

Справочно: В 2016 году пенсия исчисляется из откорректированного фактического заработка (индивидуального коэффициента заработка) за последние 22 года работы (уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь), в 2017 году – за последние 23 года работы, в 2018 году – за последние 24 года работы и т.д.

Справочно: в настоящее время с государствами-участниками СНГ заключены соглашения (договоры) в области социального (пенсионного) обеспечения: Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (вступило в силу с 13.03.1992); Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 12.09.1995 (вступило в силу с 15.10.1996); Соглашение между правительством Республики Беларусь и Правительством Украины о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 14.12.1995 (вступило в силу 11.02.1997);Соглашение между Министерством социальной защиты Республики Беларусь и Министерством социальной защиты населения Республики Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 03.06.1998 (вступило в силу с 28.08.1998); Соглашение между правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 21.11.2013 (вступило в силу 15.07.2014); Договор между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 29.02.2008 (вступил в силу с 28.09.2010); Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о социальном обеспечении от 06.02.1995 (вступил в силу с 15.12.1999).

Для исчисления размера пенсии учитывается стаж: приобретенный на территории Республики Беларусь (БССР); до 1 января 1992 г. – на территории государств, ранее входивших в состав СССР (кроме Латвии); имевший место до 1 июля 1998 г. за пределами Республики Беларусь, если это предусмотрено законодательством Республики Беларусь, международными соглашениями (договорами), вступившими в силу для Республики Беларусь, в государствах, с которыми Республикой Беларусь заключены международные соглашения, договоры (Казахстан – до 01.01.1998) .

Пенсии, назначенные в соответствии со статьями 23, 24 Договора компетентными органами (организациями) одной из Договаривающейся Стороны (Российская Федерация, Республика Беларусь) лицам, проживающим на территории государства другой Договаривающейся Стороны, выплачиваются посредством перечисления их сумм компетентным органом (организацией) Стороны, назначившим пенсию, ежеквартально до 15 числа последнего месяца квартала на банковский счет компетентного органа (организации) Договаривающейся Стороны проживания лица.

Перевод сумм пенсий и их выплата осуществляется в национальной валюте той Договаривающейся Стороны, на территории которой лицо проживает, по курсам валют, официально опубликованным соответственно Национальным банком Республики Беларусь и Центральным Банком Российской Федерации и действующим на день совершения операции. При этом днем совершения операции считается день составления платежной ведомости (статья 14 административного соглашения).

Компетентный орган (организация) Договаривающейся Стороны проживания лица осуществляет организацию доставки сумм пенсий на счет лица в банке (кредитном учреждении).

Получатели пенсий не несут расходов, связанных с выплатой пенсий в порядке, предусмотренном административным соглашением.
При отсутствии у гражданина права на трудовую пенсию, ему может быть назначена социальная пенсия. Социальная пенсия назначается и выплачивается согласно законодательству государства, на территории которого проживает гражданин.

Пенсии, назначенные до вступления в силу Договора, могут быть пересмотрены в соответствии с нормами Договора на основании заявления пенсионера с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи соответствующего заявления.

Заявление о назначении пенсии с учетом норм Договора и необходимые документы подаются лицом в управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите горрайисполкомов по месту жительства в Беларуси.

О подписании Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

МОСКВА

О подписании Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" одобрить представленный Минтрудом России согласованный с МИДом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и предварительно проработанный с Таджикистанской Стороной проект Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (прилагается).

Поручить Минтруду России провести с участием МИДа России переговоры с Таджикистанской Стороной и по достижении договоренности подписать от имени Российской Федерации указанный Договор, разрешив вносить в прилагаемый проект изменения, не имеющие принципиального характера.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

ДОГОВОРмежду Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения

Российская Федерация и Республика Таджикистан, в дальнейшем именуемые Договаривающимися Сторонами,

руководствуясь желанием углублять дружественные отношения между двумя государствами и развивать сотрудничество в области пенсионного обеспечения,

договорились о нижеследующем:

Раздел I

Общие положения

Статья 1

Понятия

1. Для целей настоящего Договора следующие понятия означают:

1) "законодательство" - законы и другие нормативные правовые акты Договаривающихся Сторон, регулирующие отношения, предусмотренные в статье 2 настоящего Договора;

2) "уполномоченные органы" - органы, уполномоченные определять порядок применения настоящего Договора на территории соответствующей Договаривающейся Стороны, которыми признаются:

в Российской Федерации - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

в Республике Таджикистан - Агентство социального страхования и пенсий при Правительстве Республики Таджикистан;

3) "компетентные учреждения" - учреждения Договаривающихся Сторон, на которые возложено применение законодательства в отношении того, что предусмотрено в статье 2 настоящего Договора;

4) "застрахованное лицо" - лицо, признанное таковым в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон;

5) "член семьи" - лицо, определенное или признанное таковым в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон;

6) "место жительства (проживания)" - место постоянного или временного проживания на законных основаниях на территориях Договаривающихся Сторон, определяемое или признаваемое в качестве такового законодательством Договаривающихся Сторон;

7) "страховой стаж" - периоды работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы, а также иные периоды, учитываемые в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон при определении права на пенсии и исчислении их размеров;

8) "пенсии и пособие" - денежные выплаты, указанные в статье 2 настоящего Договора, предусмотренные законодательством Договаривающихся Сторон.

2. Другие понятия, применяемые в настоящем Договоре, имеют значение, которое им придается законодательством соответствующей Договаривающейся Стороны.

Статья 2

Сфера применения

1. Настоящий Договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством о пенсионном обеспечении обеих Договаривающихся Сторон, в том, что относится к:

1) в Российской Федерации:

страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, а также к фиксированной выплате к страховой пенсии, повышению и (или) увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии и доплате к страховой пенсии, если иное не предусмотрено настоящим Договором;

накопительной пенсии и иным выплатам за счет средств пенсионных накоплений;

социальному пособию на погребение;

социальной (федеральной или региональной) доплате к пенсии;

2) в Республике Таджикистан:

страховой пенсии по возрасту, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца;

накопительной части страховой пенсии по возрасту и по инвалидности;

надбавкам к страховым и государственным пенсиям;

пособию на погребение.

2. Настоящий Договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством каждой из Договаривающихся Сторон об уплате страховых взносов для обеспечения пенсий, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

3. Настоящий Договор распространяется и на отношения, регулируемые законодательством о пенсионном обеспечении Договаривающихся Сторон, которое изменяет или дополняет положения, изложенные в пункте 1 настоящей статьи, за исключением законодательства, которое расширяет круг лиц, а также устанавливает новые виды пенсионного обеспечения (страхования), если Договаривающиеся Стороны не договорятся об ином.

Статья 3

Круг лиц

Настоящий Договор распространяется на застрахованных лиц, отвечающих одновременно следующим условиям:

1) являются гражданами одной из Договаривающихся Сторон;

2) подпадали или подпадают под действие законодательства Договаривающихся Сторон.

Действие настоящего Договора также распространяется на членов семей указанных лиц, которые подпадали или подпадают под действие законодательства Договаривающихся Сторон.

Статья 4

Равные права

Если иное не определено настоящим Договором, следующие лица в период проживания на территории одной из Договаривающихся Сторон будут обладать одинаковыми правами и обязанностями в отношении того, что изложено в статье 2 настоящего Договора, как и граждане этой Договаривающейся Стороны:

1) граждане другой Договаривающейся Стороны;

2) беженцы в рамках статуса, определенного Конвенцией о статусе беженцев от 28 июля 1951 г. и Протоколом, касающимся статуса беженцев, от 31 января 1967 г.;

3) члены семей лиц, указанных в пунктах 1 - 2 настоящей статьи.

Статья 5

Общие положения о выплате пенсий

1. По заявлению застрахованного лица назначенные пенсии могут выплачиваться ему на территории Договаривающейся Стороны, их назначившей, либо переводиться на территорию другой Договаривающейся Стороны.

2. Если иное не определено настоящим Договором, пенсии, назначенные и выплачиваемые Договаривающимися Сторонами, не подлежат уменьшению, приостановлению или прекращению в связи с проживанием застрахованного лица на территории другой Договаривающейся Стороны или на территории третьего государства.

3. При переезде застрахованного лица, которому назначена пенсия, включая выплаты, устанавливаемые к пенсии, и повышения, с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны или на территорию третьего государства для проживания ее выплата продолжается Договаривающейся Стороной, ее назначившей.

4. В случае переезда застрахованного лица на постоянное место жительства в третье государство выплата назначенных пенсий по его выбору продолжает осуществляться Договаривающейся Стороной, их назначившей, либо на территории этой Договаривающейся Стороны, либо переводиться на территорию другой Договаривающейся Стороны.

5. Положения пунктов 1 - 4 настоящей статьи не распространяются в отношении:

Российской Федерации - на фиксированную выплату к страховой пенсии, валоризацию пенсионных прав в денежном выражении, доплаты к страховой пенсии, которые согласно законодательству Российской Федерации устанавливаются с учетом места жительства получателя пенсии и (или) члена его семьи, а также на сумму пенсии, исчисленной за страховой стаж, учтенный с применением норм международного договора, согласно которому обязательство по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого получатель пенсии проживает;

Республики Таджикистан - на применение районных коэффициентов к минимальной и базовой пенсиям, которые устанавливаются с учетом места жительства, надбавкам к страховым и государственным пенсиям.

6. Компетентное учреждение одной Договаривающейся Стороны, осуществляющее выплату пенсий на территорию другой Договаривающейся Стороны, несет расходы по их переводу.

Статья 6

Особые положения о выплате пенсий

1. Если обстоятельства, влияющие на установление пенсий или их выплату по законодательству одной Договаривающейся Стороны, имеют место на территории другой Договаривающейся Стороны, то первая Договаривающаяся Сторона рассматривает данные обстоятельства, как если бы они имели место на ее территории.

2. Назначение и выплата пенсии в соответствии с законодательством одной Договаривающейся Стороны не влияют на право застрахованного лица на одновременное назначение и выплату пенсии такого же и (или) другого вида, предусмотренных статьей 2 настоящего Договора, согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, если иное не предусмотрено настоящим Договором.

3. При установлении федеральной или региональной социальной доплаты к пенсии в Российской Федерации учитываются пенсии, установленные в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

4. Социальная пенсия в соответствии с законодательством одной Договаривающейся Стороны назначается и выплачивается при условии неполучения застрахованным лицом (членом его семьи) пенсии, предусмотренной статьей 2 настоящего Договора, по законодательству другой Договаривающейся Стороны.

5. Лица, имеющие право на получение сумм пенсии, не полученных застрахованным лицом или членом его семьи в связи со смертью, обращаются с заявлением об их выплате и необходимыми документами в компетентное учреждение одной из Договаривающихся Сторон.

Раздел II

Применимое законодательство

Статья 7

Общее положение

Застрахованные лица, на которых распространяется действие настоящего Договора, подпадают исключительно под действие законодательства той Договаривающейся Стороны, на территории которой они осуществляют трудовую (работа по найму) и (или) иную (работа не по найму) деятельность, если иное не предусмотрено настоящим Договором.

Статья 8

Особые положения

Из положений статьи 7 настоящего Договора устанавливаются следующие исключения:

Если в связи с непредвиденными обстоятельствами необходимые работы требуют больше времени, чем это было первоначально предусмотрено, и их продолжительность превышает 24 месяца, по согласованию между уполномоченными органами Договаривающихся Сторон законодательство первой Договаривающейся Стороны применимо к застрахованному лицу вплоть до завершения этих работ;

2) положения пункта 1 настоящей статьи применяются и в отношении застрахованных лиц, осуществляющих иную (работа не по найму) деятельность;

3) в отношении сотрудников дипломатических представительств и работников консульских учреждений Договаривающихся Сторон, а также частных домашних работников применяются соответственно положения Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г., Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. и других международных договоров, действующих между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан;

4) на членов экипажа, а также на других лиц, принятых на работу на судно, распространяется законодательство Договаривающейся Стороны, под флагом которой плавает данное судно.

6) на лиц, принятых на работу по погрузке, разгрузке и ремонту судов или в службу охраны порта, распространяется законодательство той Договаривающейся Стороны, на территории которой расположен порт.

Раздел III

Положения о пенсиях и пособии

Статья 9

Определение права на пенсию

1. Каждая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории, в соответствии с ее законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Договором.

2. При определении права на пенсию под страховым стажем, приобретенным на территориях Договаривающихся Сторон и в соответствии с их законодательством, понимается:

в отношении Российской Федерации - страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики;

в отношении Республики Таджикистан - страховой стаж, приобретенный на территории Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической Республики.

3. В случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, то первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории. При этом подсчет и подтверждение страхового стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая устанавливает пенсию.

4. Если страхового стажа, приобретенного по законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию, требуемого для права на нее недостаточно, во внимание принимается и страховой стаж, приобретенный по законодательству другой Договаривающейся Стороны, а также третьего государства, с которым Договаривающаяся Сторона, назначающая пенсию, имеет международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании), в случае если третье государство подтвердит страховой стаж.

5. При определении права на пенсию в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи страховой стаж, совпадающий по времени его приобретения, не учитывается.

6. В Российской Федерации при определении права на пенсию в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящей статьи величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа, приобретенного на ее территории, а также на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. В случае если согласно законодательству Российской Федерации право на пенсию в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента не возникает, применяется величина индивидуального пенсионного коэффициента, равная единице за один год стажа работы, приобретенного на территории Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической Республики, а также на территориях третьих государств, с которыми у Российской Федерации заключен международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании). При этом один месяц страхового стажа составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а один день - 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.

7. При определении права на пенсию в связи с работой по определенной специальности, на определенной должности или в определенных условиях труда и организациях по законодательству одной из Договаривающейся Сторон аналогичные периоды работы на территории другой Договаривающейся Стороны с периодами такой работы на территории первой Договаривающейся Стороны не суммируются, но учитываются как периоды страхового стажа на общих основаниях, за исключением периодов работы на территориях бывших Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Таджикской Советской Социалистической Республики, имевших место до 1 января 1991 г.

8. Если страховой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством одной Договаривающейся Стороны, составляет менее 12 месяцев, то пенсия не устанавливается, кроме случаев, когда этот страховой стаж дает право на пенсию.

9. При определении права на досрочную страховую пенсию по старости (по возрасту), которая зависит от количества членов семьи, учитываются дети, рожденные и воспитанные:

в отношении Российской Федерации - на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики;

в отношении Республики Таджикистан - на территории Республики Таджикистан, а также на территории бывшей Таджикской Советской Социалистической Республики.

Статья 10

Накопительная пенсия (накопительная часть страховой пенсии) и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений

В Российской Федерации определение права на накопительную пенсию и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также исчисление их размеров производятся согласно ее законодательству.

В Республике Таджикистан определение права на накопительную часть страховой пенсии по возрасту и инвалидности, а также исчисление их размеров и выплата производятся согласно ее законодательству.

Статья 11

Определение размера пенсии

1. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Договором.

2. При исчислении размера пенсии по законодательству Российской Федерации учитывается страховой стаж, приобретенный в соответствии с ее законодательством, а также на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Периоды, приобретенные на территориях других бывших республик Союза Советских Социалистических Республик, а также на территориях третьих государств, не учитываются.

При исчислении размера пенсии по законодательству Республики Таджикистан учитывается страховой стаж, приобретенный в соответствии с ее законодательством, а также на территории бывшей Таджикской Советской Социалистической Республики. Периоды, приобретенные на территориях других бывших республик Союза Советских Социалистических Республик, а также на территориях третьих государств, не учитываются.

3. Если продолжительность страхового стажа на территории Российской Федерации и на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики составляет менее требуемой продолжительности страхового стажа для определения права на страховую пенсию, то размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также размер повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и увеличения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливаются пропорционально отношению фактической продолжительности страхового стажа, приобретенного на ее территории, а

Ефремов А.В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

Автором рассмотрены некоторые правовые вопросы в области пенсионного обеспечения, возникающие при применении международных соглашений от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения" и от 24 декабря 1993 года "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников СНГ".

Ключевые слова: военные комиссариаты, практика деятельности, анализ.

The author of the following some of the legal issues in the areas of pensions and in the application of international agreements March 13, 1992 "On guarantees of the rights of citizens of the CIS member states in the areas of pensions" and December 24, 1993 "On the order of pensions and national insurance law enforcement officers States".

Key words: military recruitment, practice activities, and analysis.

Дело С-1/11-96 было возбуждено Экономическим судом Содружества Независимых Государств по запросам Совета министров обороны государств - участников СНГ и Министерства обороны Российской Федерации. Они просили дать толкование положений Соглашения между государствами - участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г.; Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.; Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников СНГ от 15 мая 1992 г. в части обязательного государственного страхования военнослужащих и членов их семей, проживающих на территориях государств - участников Соглашения, в целях разрешения спорных вопросов в случае коллизии норм национального законодательства государств - участников СНГ с нормами, содержащимися в межгосударственных (межправительственных) соглашениях.

Решение Экономического суда СНГ от 4 сентября 1996 г. N С-1/11-96.

Экономический суд, изучив указанные соглашения и проанализировав представленные документы по делу, в решении от 4 сентября 1996 г. указал, что пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников СНГ, Объединенных Вооруженных Сил СНГ, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территориях которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по этим вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, которые были установлены законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, установленный законодательством государств-участников в соответствии с Соглашением от 14 февраля 1992 г., не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

В случае отсутствия национального законодательства в государствах - участниках упомянутых соглашений, регулирующего указанные вопросы, применяются нормы законодательства и другие нормативные акты бывшего Союза ССР.

В случае коллизии норм внутреннего законодательства государств - участников СНГ с положениями соглашений от 14 февраля 1992 г., от 13 марта 1992 г. и от 15 мая 1992 г. применяются положения указанных соглашений, что соответствует принципу Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и обязательствам соблюдения общепризнанных принципов международного права, закрепленных в конституциях государств - участников СНГ.

Однако, как показывала практика, в отдельных государствах - участниках СНГ решение Экономического суда от 4 сентября 1996 г. трактовалось неоднозначно, делались противоположные выводы относительно выплат страховых сумм членам семей погибших военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, если эти члены семей проживали за пределами России - на территориях государств - участников Соглашения от 15 мая 1992 г.

В связи с изложенным выше Экономический суд посчитал необходимым по собственной инициативе истолковать решение Экономического суда от 4 сентября 1996 г. и разъяснить вопрос о том, кто обязан произвести выплаты страховых сумм членам семьи погибшего военнослужащего - государство, в котором военнослужащий проходил службу и был застрахован, или государство, на территории которого проживают члены семьи погибшего.

В Определении Экономического суда от 20 марта 1997 г. об официальном толковании решения N С-1/11-96 было указано, что выплаты страховых сумм членам семьи погибшего военнослужащего должны производиться страховой организацией того государства, в Вооруженных Силах которого служил и где был застрахован военнослужащий, независимо от того, проживают ли члены семьи на территории данного государства или же на территориях других государств - участников Соглашения.

Дело 13/95/С-1/6-96 также касалось сферы применения Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников СНГ от 15 мая 1992 г., в частности ее распространения на выплату пособий членам семей умерших военнослужащих и военных пенсионеров.

Экономический суд при осуществлении толкования пришел к выводу, что сфера применения Соглашения от 15 мая 1992 г. охватывает непосредственно обеспечение военнослужащих и членов их семей пенсиями, а также пособиями по обязательному государственному страхованию.

Названное Соглашение, принятое в развитие Соглашения о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г., распространяется также на выплату пособий членам семей умерших пенсионеров из числа военнослужащих (в частности, единовременного пособия по случаю смерти кормильца, пособия на погребение), размеры которых зависят от размера пенсии лица, уволенного с военной службы. Указанные пособия назначаются на условиях, по нормам и в порядке, предусмотренным законодательством государства - участника Соглашения от 15 мая 1992 г., в соответствии с которым выплачивалась пенсия лицу, уволенному с военной службы, ко дню его смерти.

Совет министров обороны государств - участников СНГ дважды обращался в Экономический суд с запросами о толковании.

По делу 01-1/5-99 требовалось истолковать применение ч. 1 ст. 2 вышеупомянутого Соглашения от 15 мая 1992 г. в связи с неоднозначным толкованием государственными органами при исчислении выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим, проживающим на территориях государств - участников СНГ и ранее проходившим службу на территориях бывших союзных республик СССР. Разногласия касались, в частности, вопроса о том, законодательство какого государства - места проживания военнослужащего (и, следовательно, назначения пенсии) либо места службы должно применяться при льготном исчислении военнослужащему выслуги лет за период его службы в Вооруженных Силах СССР на территориях бывших союзных республик, а также возможности применения при этом законодательства государства-участника по месту службы военнослужащего (а именно Республики Казахстан), если оно устанавливает основание для льготного исчисления выслуги лет, которое не было предусмотрено законодательством бывшего Союза ССР, в период действия которого проходил службу военнослужащий.

Решение Экономического суда СНГ от 28 февраля 1996 г. N 13/95/С-1/6-96.

Экономический суд, изучив действующее законодательство государств - участников СНГ, пришел к выводу, что при назначении государством - участником Соглашения от 15 мая 1992 г. пенсии военнослужащему его служба в другом государстве - участнике Соглашения засчитывается в выслугу лет, в том числе в льготном исчислении, на основании законодательства этого другого государства, принятого как до, так и после подписания Соглашения от 15 мая 1992 г.

Что же касается порядка исчисления выслуги лет, определенного ч. 1 ст. 2 Соглашения от 15 мая 1992 г., то Экономический суд посчитал, что она должна применяться к военнослужащим, проходившим службу на территориях других государств - участников Соглашения от 15 мая 1992 г., в том числе в период их вхождения в состав Союза ССР, и реализующим право на пенсионное обеспечение после принятия государством места службы соответствующего законодательства.

С таким выводом суда кассационной инстанции не согласилась Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, которая в Определении от 6 июля 2012 г. по гражданскому делу N 16-ВПР12-11 указала на то, что суд кассационной инстанции пришел к вышеприведенному выводу, основанному на неправильном толковании и применении норм материального и процессуального права, регулирующего возникшие правоотношения, поскольку гр. Р. до переезда в Российскую Федерацию являлся получателем пенсионного обеспечения за выслугу лет и при переезде приобрел соответствующее право на получение пенсии за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации на основании Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения". Иное толкование вышеназванных норм международного Соглашения ограничивало бы права граждан Российской Федерации на получение пенсионного обеспечения в случаях и размерах, определенных действующим законодательством.

Таким образом, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев 6 июля 2012 г. гражданское дело N 16-ВПР12-11, отменила Определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29 июня 2011 г. и оставила в силе решение суда первой инстанции в части признания права гр. Р. на получение пенсии за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Автору настоящей статьи хотелось бы обратить внимание читателей на то, что в ст. 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. и в статье 1 Соглашения от 15 мая 1992 г., основывающегося на первом из названных Соглашений, предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей осуществляется в соответствии с законодательством государств - участников перечисленных соглашений, на территориях которых проживают указанные лица.

Суд исходит из того, что под пенсионным обеспечением понимается весь комплекс отношений между государством и военнослужащим (членом его семьи), включая определение круга лиц, имеющих право на получение пенсии, исчисление стажа, необходимого для назначения пенсии, назначение, исчисление, выплату, перерасчет пенсий. Государства - участники указанных соглашений сделали единственное изъятие из общего правила, установленного ст. 1 Соглашения от 15 мая 1992 г., предусмотрев в ст. 2 того же Соглашения, что в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба в Вооруженных Силах и других воинских формированиях в порядке, установленном законодательством государства, на территории которого военнослужащие проходили службу. Следовательно, все остальные вопросы пенсионного обеспечения регулируются законодательством государства, в котором проживает подлежащее пенсионному обеспечению лицо. Отсюда следует, что расходы по выплате пенсий производятся из бюджета того государства, на территории которого проживает пенсионер.

Суд полагает, что Соглашение от 14 февраля 1992 г. и Соглашение от 15 мая 1992 г. однозначно определяют, что уровень прав и льгот военнослужащих и членов их семей, в том числе права на пенсионное обеспечение, предоставляемых этим лицам государствами - участниками Содружества, не может быть ниже, нежели уровень, установленный ранее для соответствующих категорий лиц законодательством Союза ССР. Поэтому государства-участники упомянутых соглашений не вправе устанавливать в своем законодательстве правила, которые ухудшали бы положение военнослужащих и членов их семей в области пенсионного обеспечения по сравнению с положением, предусмотренным законодательными и иными актами бывшего СССР. Если в государстве, где проживают военнослужащий или члены его семьи, нормативный акт, регулирующий пенсионное обеспечение этой категории лиц, не принят, обеспечение этих лиц пенсиями осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, действовавшим в СССР .

Решение Экономического суда СНГ от 4 сентября 1996 г. N С-1/11-96.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: