Проверка достоверности данных получателей пенсий пособий компенсаций

Обновлено: 26.04.2024

Данная компетенция осваивалась мной благодаря практическим ситуациям с нормативным правовым обоснованием с применением нормативно-правовых актов.

Для освоения ПК. 1.1 Осуществлять профессиональное толкование нормативных актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты. Я ознакомилась с рядом нормативных правовых актов, регулирующих пенсионное обеспечение в Российской Федерации, такими как:

Также я была ознакомлена с основными структурными подразделениями Пенсионного фонда России.

Что касается реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты, то мной было составлено исковое заявление, которое представлено в приложении Б.

Осуществление приема граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты

Для освоения второго модуля ПК. 1.2 Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты. Я наблюдала, как граждане обращаются к специалистам, работающим в отделе выплат пенсии с вопросами которые их интересуют. Также я прослушивала, как специалист консультирует граждан по интересующим их вопросам.

В целях комплексного освоения профессиональной компетенции, были выполнены дополнительные задания методических рекомендаций. В соответствии с заданием для освоения ПК. 1.2 нужно было научиться осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты, поэтому было составлено заявление по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты (Приложение В).

2.3 Рассмотрение пакета документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите

Данная компетенция осваивалась путём изучения нормативных правовых актов для определения пакета документов, необходимых для установления пенсий, назначения пособий, компенсаций и других мер социальной поддержки, а также выделения недостающих документов и определение сроков их предоставления.

Также я ознакомилась с различными видами документов, которые приобщаются в пенсионные дела.

Документы, необходимые для установления пенсии:

1. заявление о назначении пенсии;

2. документы, удостоверяющие личность (паспорт, для иностранных граждан - вид на жительство);

3. документы о стаже (трудовая книжка, трудовой или гражданско-правовой договор);

4. военный билет;

5. документы на нетрудоспособных членов семьи;

6. документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ (справки, уточняющие особый характер и условия работы);

7. свидетельство о рождении детей;

8. справка о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности.

В целях комплексного освоения профессиональной компетенции, были выполнены дополнительные задания методических рекомендаций. В соответствии с заданием для освоения ПК. 1.3 была сделана таблица, которая содержит компьютерные программы для назначений пенсий и пособий (приложение Г).

2.4 Осуществление установления (назначения, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат

Данная компетенция осваивалась путём решения практических заданий с определением права на трудовую, государственную или страховую пенсию, расчета размера пенсий, в том числе с индексацией, определение срока их назначения, по перерасчету, переводу, корректировке трудовых и государственных пенсий, решение практических заданий на условия назначения пособий, компенсаций, других социальных выплат, определение размера и срока их назначения, решение практических заданий на правила выплаты трудовых и государственных пенсий, пособий, социальных выплат, демонстрация навыков расчета пенсий, пособий, компенсаций, других социальных выплат с применением информационно-компьютерных технологий, изложение правил назначения, перерасчета, перевода, индексации, корректировки, выплаты трудовых и государственных пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат.

Освоение ПК. 1.4 происходило также путем решения задач по определению размера пенсий, пособий и субсидий с помощью пенсионного калькулятора Пенсионного фонда и других интернет сервисов.

В целях комплексного освоения профессиональной компетенции, были выполнены дополнительные задания методических рекомендаций. В соответствии с заданием для освоения ПК. 1.4 была составлена таблица видов страховых пенсий в РФ (приложение Д).

2.5 Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат

Данная компетенция осваивалась путём изучения законодательства, правил и инструкций о формировании макетов пенсионных дел, дел получателей пособий и других социальных выплат, изложения правил хранения пенсионных дел, дел получателей пособий и других социальных выплат.

Суд указал, что если в случае невыполнения этой обязанности ПФР гражданин несвоевременно обратился с заявлением о получении компенсационных выплат, то неполученные суммы должны быть выплачены ему полностью без ограничения каким-либо сроком


Одна из адвокатов заметила, что решение Верховного Суда является примером того, как должны применяться нормы права на практике и при разрешении споров. Другая отметила, что значительное количество споров о поражении в правах социально незащищенных граждан связано с юридической неграмотностью. По мнению третьей, рассматриваемая правовая позиция ВС дает гражданам зеленый свет для взыскания сумм задолженности за прошлое время, не полученных своевременно по вине ответственных органов.

Верховный Суд опубликовал Определение № 5-КГ21-29-К2 от 31 мая, в котором поддержал мать ребенка-инвалида в требовании перерасчета ежемесячных компенсационных выплат, не полученных в течение нескольких лет по вине пенсионного органа.

1 января 2012 г. Главное управление ПФР № 9 по г. Москве и Московской области назначило социальную пенсию по инвалидности дочери Юлии Баланиной. Через месяц она прекратила работать, поскольку осуществляла уход за ребенком.

Спустя 6 лет, 1 ноября 2018 г. пенсионный орган установил Юлии Баланиной ежемесячную компенсационную выплату как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом. Далее женщина обратилась с заявлением о перерасчете ежемесячной выплаты со дня возникновения права на такую выплату, т.е. за период с 7 февраля 2012 г. по 31 октября 2018 г. В данном заявлении ей было отказано, но решением пенсионного органа указанный период был засчитан Юлии Баланиной в страховой стаж.

В октябре 2019 г. женщина через представителя обратилась в суд с иском о перерасчете ежемесячной компенсационной выплаты со дня возникновения права на такую выплату. В суде представитель заявителя приводил доводы о том, что правоотношения между Юлией Баланиной и ГУ ПФР № 9 возникли с января 2012 г. при подаче ею заявления о назначении пенсии по инвалидности ее ребенку, при этом пенсионным органом ей не было разъяснено о праве неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, обратиться с заявлением об установлении ежемесячной выплаты. Он также указал, что в 2014 г. Юлия Баланина при смене места жительства представляла документы в тот же пенсионный орган, однако и при этом обращении он не уведомил ее о наличии у нее права на ежемесячную выплату.

Как отмечалось в иске, отказ пенсионного органа в перерасчете ежемесячной выплаты не соответствует положениям пенсионного законодательства и Указа Президента РФ от 26 февраля 2013 г. № 175, в связи с чем Юлия Баланина просила признать незаконным отказ пенсионного органа в установлении ей ежемесячной выплаты как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, со дня возникновения права на эту выплату и обязать ответчика произвести перерасчет этой выплаты.

Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 24 декабря 2019 г. в удовлетворении исковых требований Юлии Баланиной было отказано. Впоследствии апелляция и кассация поддержали это решение. Суды указали, что из материалов дела не следует, что уполномоченным органом были нарушены права заявителя, поскольку ежемесячная выплата назначена с месяца подачи заявления в пенсионный орган, оснований для назначения выплаты ранее обращения Юлии Баланиной у органа отсутствовали, в связи с чем действия ответчика не могут быть признаны незаконными, а основания для перерасчета также отсутствуют.

Позднее представитель Юлии Баланиной обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд. Изучив дело, Судебная коллегия по гражданским делам ВС удовлетворила жалобу, отменив решения нижестоящих инстанций в связи с выявленными нарушениями норм материального и процессуального права.

Как пояснил Верховный Суд, в целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента РФ от 26 декабря 2006 г. № 1455 с 1 января 2007 г. установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, к категории которых были отнесены в том числе дети-инвалиды в возрасте до 18 лет. Анализируя положения данного Указа, Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат от 4 июня 2007 г. № 343, Указа Президента РФ от 26 февраля 2013 г. № 175, Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам от 2 мая 2013 г. № 397, Верховный Суд указал, что ежемесячная выплата рассматриваемой категории граждан является мерой социальной поддержки.

ВС отметил, что по общему правилу ежемесячная выплата назначается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, на основании заявления лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также необходимых документов, представляемых этим лицом в случае их отсутствия в распоряжении органа, осуществляющего выплату пенсии ребенку-инвалиду.

Таким образом, ВС пришел к выводу, что в случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению неработающего трудоспособного лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, в пенсионный орган с заявлением о назначении ежемесячной выплаты, данное лицо имеет право на выплату неполученных сумм ежемесячной выплаты за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Суд также заключил, что суды нижестоящих инстанций не учли тот факт, что пенсионный орган не представил данных о том, что при обращении Юлии Баланиной с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности своему ребенку он выполнил обязанность по информированию о ее праве получения льготы. В связи с этим ВС отменил судебные акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение.

Адвокат АП Новосибирской области Татьяна Яцученко считает, что гражданское судопроизводство должно обеспечивать правильное разрешение дел и способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду. По ее мнению, рассматриваемое определение вызывает уважение к Верховному Суду РФ и является примером того, как должны применяться нормы права на практике и при разрешении споров.

По мнению юриста, к.ю.н. Юлии Севастьяновой, выводы, высказанные Верховным Судом, можно охарактеризовать как тихую революцию в области социального обеспечения, поскольку они дают вторую жизнь принципу приоритета прав человека и гражданина, закрепленному в Конституции.

Адвокат, член Совета АП Калининградской области Ирина Фаст указала, что в настоящее время действительно существует проблема: многие граждане узнают о своем праве на получение социальных выплат спустя длительное время с момента его возникновения или вовсе не знают о нем. По ее мнению, это вызвано многими причинами, в числе которых низкая правовая грамотность и сложное для простого человека законодательное регулирование.

Адвокат обратила внимание, что ВС в данном судебном акте исходил из того, что РФ является социальным государством, политика которого направлена на обеспечение достойной жизни каждого человека путем установления и реальной реализации различных гарантий социальной защиты.

Счетная палата проинформировала президента России Владимира Путина о выявленных нарушениях в системе персонифицированного учета, которую ведет Пенсионный фонд России.

Фото: iStock

Проверка проводилась в отделениях по Москве, Московской и Саратовской областям, а также в Межрегиональном информационном центре Пенсионного фонда.

Выяснилось, что основной проблемой учета является открытие на одного и того же человека двух и более счетов, а также присвоение одного СНИЛС нескольким гражданам. "Доплаты со дня назначения пенсий в 53,3 % не осуществлялись, что привело к нарушению пенсионных прав граждан. Из-за несвоевременного поступления сведений о смерти и снятия средств с банковского счета родственниками умершего пенсионера, переплаты пенсий только в двух территориальных органах ПФР составили более 377 млн рублей", - говорится в отчете. Ошибки происходят в основном из-за того, что базы данных ЗАГС, ФНС России и ПФР различаются в части фамилии, паспортных данных и места проживания граждан. Получается, что у каждого ведомства разная информация об одних и тех же людях.

"Из проверенных назначенных пенсий 1 061 гражданина нарушения пенсионных прав выявлены в 171 случае (16,1 %). Выплаты недополученных пенсий составили около 3 млн рублей. Установлены факты незаконного отказа в назначении пенсии, затягивания рассмотрения документов о назначении пенсии и нарушение сроков проведения перерасчета пенсии, связанных с нарушением (до 21 месяца) ПФР сроков отражения на счетах взносов, добровольно уплаченных гражданами на страховую пенсию в ПФР. Пенсионные права граждан нарушались не только при проведении перерасчетов в автоматизированном режиме, но и при назначении пенсий", - следует также из отчета Счетной палаты.

Есть недоработки и в анкете застрахованного лица, которую граждане должны заполнить для регистрации в системе персонифицированного учета. В частности, она не соответствует требованиям к наличию фамилий при рождении и ИНН. "Сейчас ИНН присваивается практически при рождении. Поэтому, если в анкете будут эти строки, то будет легче идентифицировать соответствующее лицо", - считает аудитор Сергей Штогрин.

Кроме того, в самом индивидуальном лицевом счете Пенсионный Фонд не указывает сведения о правопреемниках застрахованного лица и долях распределения между ними средств пенсионных накоплений, что является нарушением закона об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

"Конечно, когда существует такой большой массив данных, то возникает проблема и необходимость совершенствования этой системы", - прокомментировал результаты проверки аудитор Сергей Штогрин. Счетная палата предлагает наладить механизм межведомственного взаимодействия и провести сверку персонифицированной информации о гражданах по единому идентификатору (например, СНИЛС или ИНН).

Фото: iStock

Также предложено усовершенствовать механизм взаимодействия ПФР с налоговой службой. Много вопросов к автоматизированному учету стажа застрахованных граждан. Сведения о стаже сразу же отражаются на лицевом счете застрахованного только в том случае, если система учета не выявляет ошибки в предоставленных работодателем отчетах. На практике же число ошибок может достигать 4% от общего числа лиц, по которым представлены данные. Так, на счетах почти 13 тыс застрахованных лиц до сих пор не отражены сведения за 2017 год, за 2018 год не полные данные у 27 тыс застрахованных. А неправильно учтенный стаж - это минус в пенсии. Для минимизации ошибок Счетная палата предлагает Фонду пересмотреть подход к проведению контроля отдельных форм отчетности, которые не содержат персонифицированных сведений. Кроме того, Минтруд по рекомендациям Счетной палаты подготовил два законопроекта, устраняющие недостатки формирования счетов граждан, и регулирующие сроки передачи в доверительное управление пенсионных накоплений граждан, возвращенных в ПФР по решению суда.

Специалисты ОПФ и ОСЗН должны знать правила назначения и выплаты пенсий, пособий, компенсации в соответствии с законами, постановлениями, распоряжениями.

В настоящих Правилах используются следующие понятия:

- выплата пенсии, включая организацию доставки - ежемесячное перечисление территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации начисленных к доставке сумм пенсии на счет организации, осуществляющей доставку пенсии;

- выплатное дело - комплект соответствующих установленным требованиям документов в подлиннике и (или) в копии, в том числе в электронной форме, на основании которых гражданину установлены и выплачиваются пенсия, дополнительное материальное обеспечение и иные выплаты, размер которых связан с размером установленной этому гражданину пенсии;

- доставка пенсии - передача начисленной суммы пенсии получателю путем ее вручения в кассе организации, осуществляющей доставку, или на дому или путем зачисления суммы пенсии на счет пенсионера в кредитной организации.

Правила выплаты пенсий и пособий:

1. Ежемесячные пенсии и пособия выплачиваются в текущем месяце за текущей месяц. Расходы за доставку и пересылку берутся из соответствующего источника финансирования (а не из пенсии пенсионера).

Выплата пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения пенсионного дела на основании заявления пенсионера.

Пенсионеру, проживающему в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, выплата пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения этого учреждения.

Пенсионеру, осужденному к лишению свободы, выплата пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения исправительного учреждения.

При выплате пенсии территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:

- разъясняет правила выплаты пенсии;

- взаимодействует с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения своевременной выплаты и доставки пенсии;

- истребует от физических и юридических лиц документы, необходимые для выплаты и доставки пенсии;

- производит оценку представленных документов и проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи;

- принимает решения и распоряжения о приостановлении, прекращении, продлении, возобновлении и восстановлении выплаты пенсии;

- принимает решения о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру;

- принимает меры в отношении виновных лиц по фактам перерасхода средств на выплату пенсии.

Для выплаты пенсии на каждого пенсионера территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации открывает лицевой счет.

В лицевом счете производится начисление сумм пенсии, причитающихся пенсионеру, в том числе за прошедшее время, на основании документов пенсионного дела и иных документов, влияющих на расчет этих сумм:

- решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о назначении пенсии или переводе на другой вид пенсии;

- распоряжения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о перерасчете, индексации и корректировке размера пенсии

- решения и распоряжения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о приостановлении, прекращении, продлении, возобновлении и восстановлении выплаты пенсии;

- документов об обстоятельствах, влияющих на приостановление, продление и прекращение выплаты пенсии;

- документов об удержаниях из пенсии в соответствии со статьей 26 Закона от 17.12. 2001 г.;

- заявления и всех необходимых документов пенсионера, выезжающего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации;

- заявления пенсионера о добровольном возмещении излишне полученных сумм пенсии;




- заявления пенсионера о перечислении пенсии в полном объеме или определенной им части этой пенсии в счет обеспечения установленных законодательством платежей.

В лицевом счете пенсионера может производиться начисление сумм дополнительного материального обеспечения и сумм иных выплат, установленных этому пенсионеру, на основании документов его выплатного дела.

2. Перерасчет назначенных пенсий, пособий в сторону увеличения или уменьшения производится с первого числа следующего месяца. Если пенсия по инвалидности, а степень стала выше, то перерасчет надо производить со дня установления более высокой степени.

3. Доставка пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, организациями федеральной почтовой связи, кредитными и иными организациями, с которыми Пенсионным фондом Российской Федерации заключены соответствующие договоры.

Оплата доставки пенсии осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на оплату услуг по доставке пенсий, утвержденным федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год.

Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку пенсии, и письменно уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Для доставки пенсии территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации оформляет ведомость (поручение, список) о начисленных к доставке суммах пенсии.

Доставочный документ оформляется на лицо, которому начислена пенсия согласно лицевому счету.

Доставка пенсии производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

В том случае, если законным представителем пенсионера является учреждение, в котором он проживает, то доставка пенсии может осуществляться путем ее перечисления на счет этого учреждения.

Доставка пенсии осужденному к лишению свободы производится исправительным учреждением путем перечисления на лицевой счет осужденного.

По желанию пенсионера доставка пенсии может производиться по доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Если пенсионер проживает в доме-интернате, то пенсионеру выплачивается не менее 25%, а дому-интернату – 75%.

Если у пенсионера есть иждивенцы, то пенсия выплачивается следующим образом:

- На одного иждивенца – 25%

- На два иждивенка – 33%

- На три иждивенка – 50%

5. Если длительное время пенсионер не получал пенсию по своей вине, то можно выплатить одновременно не более чем за 3 года. А если вина органов, которые назначают и выплачивают, то срок не ограничен.

6. Если по приговору суда пенсионер находится в заключении, то право на пенсию не теряет, но по старому месту жительства выплата приостанавливается, а по новому возобновляется.

7. В случае смерти пенсионера невыплаченные суммы могу быть выплачены членам семьи, которым будет назначена пенсия по СПК. Если таких членов семьи несколько, то пенсия делится поровну, причем пенсия выплачивается за полный месяц независимо от даты смерти. Компенсация выплачивается наследникам по 122-ФЗ.

Начисленные суммы трудовой пенсии, причитавшиеся пенсионеру в текущем месяце и оставшиеся не полученными в связи с его смертью в указанном месяце, не включаются в состав наследства и выплачиваются тем членам его семьи, которые относятся к лицам, указанным в пункте 2 статьи 9 Федерального закона № 173-ФЗ , и проживали совместно с данным пенсионером на день его смерти, если обращение за неполученными суммами указанной пенсии последовало не позднее чем до истечения шести месяцев со дня смерти пенсионера. При обращении нескольких членов семьи за указанными суммами трудовой пенсии причитающиеся им суммы трудовой пенсии делятся между ними поровну.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе выдать справку о суммах пенсии, не выплаченных при жизни пенсионеру, возможным наследникам умершего пенсионера до истечения шестимесячного срока на основании их заявления и запроса нотариуса.

В современных условиях являются актуальными вопросы модернизации пенсионной системы. В данной работе авторами рассмотрены возможности применения программного обеспечения для ускорения процесса назначения пенсий и повышения качества определения ее размера.


Государственное пенсионное обеспечение является частью пенсионной системы, обеспечивающей за счет средств Пенсионного фонда и федерального бюджета выплаты отдельным категориям граждан. Исторический опыт показывает, что государственная система пенсионного обеспечения должна быть централизованной, обладать достаточным уровнем финансовой и административной независимости, иметь обязательные для исполнения на всей территории страны законы.

В настоящее время в России все еще действует так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Ее суть в следующем: все средства, уплачиваемые за счет работающих граждан в виде обязательных пенсионных взносов, распределяются между пенсионерами с учетом продолжительности их трудовой деятельности. Такой механизм называют механизмом солидарности поколений, т.к. те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. Подобные системы существуют и успешно функционируют во многих развитых странах (страны Европы, США, Канада, Япония и т.д.).

Начавшаяся пенсионная реформа затрагивает весь комплекс отношений, функционирующий в обществе, связанных с пенсионным обеспечением: по образованию соответствующих финансовых источников, материальному обеспечению граждан в виде пенсий, управлению пенсионным обеспечением и т.д. На федеральном уровне сделаны попытки полностью перестроить правовое регулирование общественных отношений в этой сфере.

Главным предназначением пенсионной реформы является замена распределительной системы пенсионного обеспечения на принципиально иную – накопительную.

Предполагается, что элементы накопительного финансирования будут поэтапно внедряться в обязательную систему пенсионного страхования. При этом в обязательную накопительную систему одновременно включаются все работающие независимо от возраста, профессии и места работы.

Работодатели уплачивают страховые взносы в установленном порядке в общей сумме, исходя из совокупного тарифа к фонду заработной платы, включая сумму страховых взносов, подлежащую зачислению на накопительный счет. Вся сумма страховых взносов зачисляется на счета Пенсионного фонда, который переводит фактически поступившие страховые взносы пропорционально, исходя из установленного тарифа, на отдельный банковский счет по учету страховых взносов в накопительной схеме. Затем указанные денежные средства направляются на расчетные счета управляющих компаний.

Таким образом, данными средствами Пенсионный фонд не управляет, для этих целей функционируют управляющие компании, отвечающие за их размещение и работу.

По истечении года в установленные сроки плательщики страховых взносов представляют в службу Пенсионного фонда по месту их регистрации в качестве плательщиков, сведения по каждому работнику об уплаченных в накопительную систему суммах для их отражения на именных накопительных счетах в рамках системы персонифицированного учета. Управляющая компания с определенной периодичностью направляет Пенсионному фонду информацию о начислении инвестиционного дохода, который определяет среднюю величину инвестиционного дохода для учета на именных накопительных счетах застрахованных.

Таким образом, основными преимуществами накопительной системы являются:

- зависимость размера пенсии от заработной платы;

- отсутствие факта влияния демографической ситуации в стране на финансовую устойчивость пенсионной системы;

- увеличение объема сбережений способствует ускорению экономического роста.

Необходимо отметить, что основные черты будущей пенсионной системы предопределены ее нынешним содержанием. Реформой предусматривается не разрушение, а сохранение и укрепление оправдавшей себя государственной пенсионной системы с учетом необходимости развития новых форм пенсионного обеспечения. С введением в государственную систему пенсионного обеспечения так называемых социальных пенсий и провозглашением права на создание негосударственных пенсионных систем возникли предпосылки для развития трехуровневой пенсионной системы.

Сфера распространения социальных пенсий зависит от социально-экономического развития общества в прошлом, которое характеризовалось полной занятостью трудоспособного населения и правом практически каждого нетрудоспособного гражданина на трудовую пенсию. Однако по мере развития рыночной экономики круг лиц, не имеющих страхового стажа, будет расширяться, а роль социальных пенсий, соответственно, возрастать. Естественно, что государство с социально ориентированной экономикой не может игнорировать проблемы материального обеспечения значительного круга нетрудоспособных, по разным причинам не охваченных социальным страхованием. Таким образом, первым уровнем внедренной системы является базовая часть пенсии, которая в перспективе должна заменить социальную.

В качестве второго уровня выступает страховая часть пенсии, ее роль определяет всю организацию социального, и в первую очередь пенсионного, страхования. В контексте реформы она должна быть освобождена от несвойственных ей функций, и перестать соответствовать природе солидарности поколений, на которой сейчас базируется социальное страхование. Из чего вытекает принципиальное требование к реформе трудовых пенсий: соответствие условий предоставления и размеров пенсий объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица, зависящему от продолжительности страхования и величины взносов.

Третий уровень системы пенсионного обеспечения должны составлять негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств в страховых компаниях или пенсионных фондах.

В современной России проблема совершенствования системы пенсионного обеспечения становится одной из актуальных задач, ведь без ее эффективного функционирования не может быть стабильности и прогресса в обществе.

Следует отметить, что активное распространение высоких технологий способствовало внедрению в практику автоматизированной системы расчета размера пенсии.

Система выполняет следующие функции:

1. Ведение картотеки пенсионных дел:

- назначение пенсии или пособия;

- ввод ранее рассчитанного пенсионного дела;

- корректировка и перерасчет пенсионных дел;

- расчет стажа, среднего заработка, повышений и надбавок;

2. Ведение картотеки получателей пособий.

3. Ведение словарей и классификаторов.

4. Ежемесячный расчет выплачиваемой суммы пенсии с учетом удержаний и доплат.

5. Выдача выплатных и сопроводительных документов для выплаты пенсии:

- ведомостями через отделение связи;

- почтовыми переводами через отделение связи;

- разовыми поручениями через отделение связи;

- списками через сбербанк;

- разовыми почтовыми переводами;

6. Формирование платежных поручений для расчетов с узлом связи и сбербанком.

7. Учет выплаты при расчетах с узлом связи и сбербанком.

8. Массовый перерасчет пенсий:

- при увеличении минимального размера пенсии;

- при изменении районного коэффициента;

- при изменении размера компенсации;

9. Сервисное обслуживание:

- выбор принтера, управление печатью, цветом;

- сжатие, индексация, очистка и слияние информационных массивов;

- копирование на дискету и восстановление с дискеты правовой и выплатной информации;

- ввод (вывод) правовой и выплатной информации с другого компьютера через дискету.

Основными функциями специалиста при работе с Системой являются ведение картотеки получателей пенсий, пособий и алиментов и выдача выплатных и сопроводительных документов.

После запуска программы на экране появляется главное меню и системная дата, установленная в компьютере.

► Источники финансирования выплат;

► Причин прекращения выплаты;

Для того чтобы начать выплачивать назначенную пенсию (пособие) необходимо перевести получателя из картотеки новых назначений в основную картотеку.

1. Ведомостями через отделение связи.

2. Почтовыми переводами только за пределы района (по адресу фактического проживания или получателю алиментов).

Внутри района предусмотрены только разовые почтовые переводы.

3. Списками через сбербанк.

4. Списками (разовыми поручениями - талонами) через отделение связи.

После заполнения общей информации о пенсионере вводятся данные о стаже и заработке, затем осуществляется конвертация пенсионных прав, т.е. определяется пенсионный капитал, который необходим в дальнейшем для расчета размера пенсии.

Так как пенсионное дело находится в новой картотеке, выплата пенсии по нему невозможна. Дело должно быть переведено в основную картотеку, после чего печатается распоряжение.

В АРМ предусмотрена выдача следующих выходных форм:

► Справка (информация о порядке расчета размера пенсии);

► Распоряжение (финансовый документ);

► Стаж (информация о периодах трудовой деятельности);

► Средний заработок (данные о заработной плате);

► Иждивенцы (возраст, срок выплаты, родственные отношения с пенсионером и др.).

Для решения более специализированных задач разрабатываются отдельные программы, например для получения списков пенсионных дел с истечением срока выплаты и т.д.

Применение автоматизированных форм обработки данных в системе пенсионного обеспечения населения значительно расширяет возможности получения аналитической информации, а также ускоряет процесс назначения пенсий и повышает качество определения ее размера.

Читайте также: