Обязанности пенсионного фонда как страховщика

Обновлено: 18.05.2024

1) проводить проверки правильности выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок;

2) запрашивать у страхователей документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов;

2.1) запрашивать у страхователя сведения об остатках денежных средств на счетах страхователя в кредитных организациях и о недостаточности денежных средств на счетах страхователя в кредитных организациях для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований в случае обращения страхователя в территориальный орган страховщика в соответствии с частью 2 статьи 4.6 настоящего Федерального закона;

2.2) запрашивать в налоговых органах сведения о начисленных и уплаченных страхователями страховых взносах;

3) получать от органов Федерального казначейства сведения о поступивших в Фонд социального страхования Российской Федерации суммах страховых взносов, пеней, штрафов;

4) не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов;

5) осуществлять в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проверку соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности;

6) предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности;

7) представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями;

7.1) в случаях, указанных в части 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, запрашивать документы (сведения), необходимые для оказания бесплатной помощи застрахованному лицу в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также в виде представления интересов застрахованного лица в судах, назначения и выплаты пособий, и документы (сведения), подтверждающие наличие оснований, предусмотренных частью 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, у страхователя или застрахованного лица, если необходимые документы (сведения) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций или если необходимые документы (сведения) включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Иные необходимые документы (сведения) запрашиваются страховщиком в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях. В случаях, предусмотренных частью 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, страхователь или застрахованное лицо вправе представить необходимые для назначения и выплаты пособий документы в полном объеме по собственной инициативе;

7.2) запрашивать в кредитных организациях сведения об остатках денежных средств на счетах страхователя и о недостаточности денежных средств на счетах страхователя для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований, если указанные сведения не были представлены страхователем в территориальный орган страховщика, при принятии решения о назначении и выплате пособий территориальным органом страховщика в соответствии с частью 4 статьи 13 настоящего Федерального закона в случае невозможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований;

8) осуществлять иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

2. Страховщик обязан:

1) осуществлять управление средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и бюджетным законодательством Российской Федерации;

2) составлять проект бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и обеспечивать исполнение бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

3) вести в установленном порядке учет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

4) составлять проект отчета об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также установленную бюджетную отчетность;

5) осуществлять контроль за соблюдением страхователями законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при назначении, исчислении и выплате страхового обеспечения застрахованным лицам;

6) осуществлять в случаях, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплату страхового обеспечения застрахованным лицам;

7) выделять страхователям в установленном порядке необходимые средства на выплату страхового обеспечения сверх начисленных ими страховых взносов;

8) осуществлять регистрацию страхователей, вести реестр страхователей;

9) вести учет физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уплаченных ими страховых взносов и сумм выплаченного им страхового обеспечения;

10) бесплатно консультировать страхователей и застрахованных лиц по вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

10.1) оказывать застрахованному лицу бесплатную помощь, необходимую для получения страхового обеспечения в соответствии с частью 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также в виде представления интересов застрахованного лица в судах в случае, если застрахованное лицо письменно заявляет о необходимости оказания ему указанной помощи и дает согласие на получение и обработку его персональных данных;

11) не разглашать без согласия застрахованного лица сведения о результатах его медицинских обследований (диагнозе), получаемых им доходах, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

12) выполнять иные требования, установленные законодательством Российской Федерации.

3. Утратил силу с 1 января 2017 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ.

На протяжении 16 лет пенсионная система нашей страны претерпевает изменения, касающиеся механизма начисления и выплаты пенсий, порядка уплаты взносов в пенсионный фонд. Но что бы ни происходило, ст. 39 Конституции гарантирует, что каждый человек имеет право получать от государства денежные выплаты при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца в семье. С целью реализации конституционных прав законодательство предусматривает обязательное (государственное) и добровольное (негосударственное) страхование граждан.

Обязательное страхование

пенсионное страхование

Все работодатели регистрируются в ПФР, куда ежемесячно отчисляют страховые взносы за своих сотрудников (22%). Состав пенсионных взносов делится на страховую (16%) и накопительную части (6%). Страховая пенсия назначается страхователю с целью компенсации утраченного заработка (по достижении пенсионного возраста, в случае потери трудоспособности). Накопительная пенсия работает по принципу банковского вклада — деньги аккумулируются в государственном фонде, который инвестирует средства в надежные активы. После окончания трудовой деятельности страхователь может снять накопительную часть единовременно или частями.

На размер трудовой пенсии при ОПС влияет:

  • Длительность страхового стажа;
  • Размер заработной платы;
  • Продолжительность трудового стажа.

В 2014 году Госдума наложила мораторий на накопительную часть — деньги не накапливаются на счетах работающих граждан, а идут на выплаты пенсионерам. Мораторий действует до 2021 года, но, не исключено, что обязательные накопления отменят совсем. Минфин готовит предложения для внесения изменений в законодательство.

Если у гражданина нет необходимого трудового стажа или размера индивидуального коэффициента не хватает для оформления страховой пенсии, государство может ему назначить социальную пенсию (по утрате кормильца, по инвалидности, по старости).

Добровольное пенсионное страхование

пенсионные накопления

Этот вид страховки — добровольный, который применяют с целью:

  • Накопления денежных средств для обеспечения стабильности материального положения в старости;
  • Увеличения размера трудовой пенсии;
  • Инвестирования в экономику и развитие страны.

Добровольное страхование не может использоваться, как альтернатива ОПС.

Страховщики — лицензированные негосударственные пенсионные фонды. Страхователи — физические лица, ИП, юридические лица. Фонд формируется за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц. Для обеспечения исполнения обязательств перед участниками НПФ создает страховой резерв. По итогам финансового года организации проверяет аудит. Контроль деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

На размер страховых выплат влияет:

  • Возраст и пол застрахованного лица;
  • Сумма страховых взносов;
  • Длительность периода накопления.

Человек добровольно и самостоятельно выбирает СК и программы пенсионной страховки в рамках системы ДПС (периодичность, размер взносов, желаемые сроки выплаты накоплений). Например, взносы в фонд могут быть единовременными или накопительными, платежи — ежегодными/ ежеквартальными/ ежемесячными.

По сути, ДПС — инвестиционное или накопительное страхование жизни, при котором человек застрахован на случай смерти (от любой причины) на весь период действия полиса. При этом НПФ вкладывают средства пенсионных резервов в объекты инвестирования, список которых утвержден Правительством России.

Добровольные пенсионные накопления выплачивают единовременно (вся сумма накоплений и проценты), регулярно (пожизненно, в размере установленном страхователем).

При выборе НПФ рекомендуем учитывать:

  1. Доходность. Смотрите статистику за несколько лет, оцените, сколько процентов прибыли за год получил фонд от инвестирования средств.
  2. Надежность. Как правило, фонды указывают рейтинги надежности на своих сайтах. Лучший рейтинг — А++.

Полис ДПС дает возможность инвестировать деньги в выгодные проекты и получать дополнительные доходы, как прибавку к трудовой пенсии. Накопления можно завещать, что не работает при ОПС. Закон не запрещает единовременную выплату накопленных средств. Добровольная страховка удобна физлицам, получающим пенсию по инвалидности, по потере кормильца или при отсутствии трудового стажа.

При этом ДПС не лишена недостатков. Например, нет гарантий получения стабильного дохода от инвестирования, а в условиях кризиса накопительной части пенсии может не быть. Накопления не индексируются. При получении накопительной пенсии уменьшаются пенсионные отметки за год работы, что приводит к уменьшению размера страховой пенсии.


Социальное страхование в РФ – это комплекс мероприятий, обеспечивающий материальную поддержку граждан в период нетрудоспособности за счет бюджетных средств. Социальное страхование в РФ доступно как работающим, так и неработающим гражданам, а также ИП. Последним для оплаты больничных листов требуется заключить договор с ФСС и периодически перечислять взносы. Виды выплат, их размер могут зависеть от статуса физических лиц. Рассмотрим принципы соцстрахования в РФ.

Что такое государственное социальное страхование

Государство обеспечивает гражданам некоторые выплаты в качестве социальных гарантий для поддержания их материального положения. Социальное страхование в РФ – это обеспечение населения пособиями за счет средств бюджета в периоды наибольшей социальной незащищенности. Среди предусмотренных государством можно выделить следующие виды обязательного социального страхования:

  1. Оплата периода временной нетрудоспособности, в том числе в период беременности и родов. На это имеет право работающее население при предоставлении больничных листов. Больничные листы выдаются не только в случаях заболеваний самих сотрудников, также они предоставляются при необходимости ухода за больными детьми и прочими нетрудоспособными родственниками.
  2. Выплаты при наступлении несчастных случаев на производстве. Компенсируют полученные работниками увечья при выполнении трудовых обязанностей.
  3. Перечисление единовременных сумм при рождении ребенка, в случае постановки на учет на ранних сроках беременности.
  4. Выплаты по уходу за ребенком до 1,5 лет.
  5. Пособие при усыновлении.
  6. Пособие на погребение.

См. также:

В целях обеспечения дальнейших возможных затрат по нетрудоспособности за своих сотрудников работодатели ежемесячно производят отчисления в фонды. Процент перечислений зависит от видов деятельности, условий труда.

На некоторые виды пособий вправе претендовать лишь работающие граждане. Согласно ст. 183 ТК РФ, работодатель обязан материально компенсировать своим сотрудникам периоды их вынужденной нетрудоспособности в связи с заболеванием, уходом за больными родственниками, больничным листом во время беременности и родов. Размер перечислений зависит от стажа работника и его заработков.

Такие виды социального страхования в РФ, как выплаты по уходу за детьми до 1,5 лет, единовременные суммы, связанные с рождением ребенка, пособие на погребение, доступны и неработающим гражданам. Однако, в отличие от работающих лиц, размер выплат будет минимален, в то время как трудоспособное население вправе претендовать на некоторые суммы пособий (по уходу за ребенком до 1,5 лет), размер которых рассчитывается исходя из заработка. Минимальные же суммы могут меняться в зависимости от действующих районных коэффициентов к заработной плате. Кроме того, регионы вправе сами устанавливать дополнительные социальные пособия, регулируя периодичность их выплат и целенаправленность.

Принципы социального страхования

Федеральный закон РФ от 16.07.1999 № 165-ФЗ содержит принципы соцстрахования граждан страны. Среди них выделяют следующие:

  1. Доступность соцстрахования для всех граждан (застрахованных лиц).
  2. Соблюдение прав работников вне зависимости от финансового состояния работодателя-страховщика.
  3. Наличие обязанности по уплате взносов всеми страхователями.
  4. Ответственность за использование внебюджетных средств, выделяемых на соцстрахование физлиц.
  5. Государственный контроль за исполнением обязательств по соцстрахованию граждан.
  6. Финансовая независимость системы страхования в стране.

Одним из принципов правового регулирования отношений между работником и руководством в соответствии со ст. 2 ТК РФ также считается обязательное возмещение вреда сотруднику, полученного в ходе выполнения трудовых обязанностей.

Большую часть расходов по обеспечению населения социальными пособиями берет на себя государство. Оно восполняет работодателю потраченные ранее средства на выплату больничных листов и прочих компенсаций работникам. На руководство возлагается обязанность по начислению пособий за счет собственных средств лишь за первые 3 дня болезни самого сотрудника.

Периодические отчисления взносов в бюджет напрямую зависят от уровня доходов работающих лиц. Выплаты пособий (больничные листы, по уходу за ребенком до 1,5 лет) также зависят от предыдущих размеров зарплат.

Обязательное страхование от несчастных случаев

Конституция РФ гарантирует право не только на труд, но и на приемлемые условия работы, отвечающие принципам безопасности сотрудников во время исполнения трудовых обязательств. При возникновении несчастных случаев на производстве работники вправе рассчитывать на получение компенсации по возмещению ущерба и реализацию права на социальное страхование.

Согласно положениям ст. 219 ТК РФ, граждане на время трудовых отношений имеют следующие права:

  • трудиться в оборудованном по всем правилам безопасности рабочем месте;
  • иметь доступ к достоверной информации о порядке охраны труда на рабочем месте, возможных производственных рисках;
  • получить необходимые средства защиты от руководства;
  • проходить обучение по обеспечению безопасности на рабочем месте за счет работодателя;
  • отказаться от выполнения работ, если они нарушают требования по безопасности труда;
  • рассчитывать на компенсацию при наступлении несчастных случаев.

Что обеспечивает социальное страхование от несчастных случаев на производстве

Субъектами страхования от несчастных случаев выступают страхователь, страховщик и застрахованные лица, где страховщиком является ФСС, страхователем – работодатели, а застрахованными лицами – наемные работники. К последней категории лиц относятся выполняющие работу на основании трудовых и гражданско-правовых (если предусмотрена условиями соглашения обязанность по перечислению страховых взносов) договоров сотрудники, в том числе лица без гражданства и иностранцы.

Закон № 125-ФЗ предоставляет работникам следующие гарантии:

  • обеспечение соцзащиты застрахованных лиц;
  • оплата дополнительных медицинских расходов, связанных с наступлением несчастных случаев на производстве, возмещение вреда вследствие травм, полученных при выполнении трудовых обязанностей;
  • оплата последующих расходов на профреабилитацию ;
  • повышенное внимание к мерам, предупреждающим наступление несчастных случаев при выполнении трудовых обязанностей.

Право на получение компенсации наступает с первого дня подтверждения страхового случая. В случае смерти застрахованного выплаты, согласно ст. 7 закона № 125-ФЗ, получают иждивенцы, дети, члены семьи (в том числе родители и супруги умершего). Сроки выплат в таких случаях разные:

  1. Несовершеннолетние вправе претендовать на компенсацию вплоть до достижения ими возраста 18 лет.
  2. Инвалиды – на весь период инвалидности;
  3. Родственники пенсионного возраста – пожизненно.
  4. Обучающиеся дети – до окончания получения образования, но не позже 23-летнего возраста.
  5. Прочие лица – в соответствии с законом № 125-ФЗ.

При некоторых обстоятельствах несчастные случаи на производстве не квалифицируются как страховые ситуации. Так, согласно ст. 229.2 ТК РФ, алкогольное, токсическое, наркотическое и другие виды опьянения сотрудников, а также совершение самими работниками противоправных действий, повлекших по неосторожности причинение ущерба здоровью и жизни, не определяются как несчастные случаи на производстве.

Итоги

Социальное страхование в РФ призвано дать гражданам некоторые гарантии в виде денежной компенсации в случаях наступления нетрудоспособности, рождения детей, обеспечивает компенсационные выплаты при наступлении несчастных случаев на рабочем месте. Другие функции соцстрахования – предотвращение неблагоприятных ситуаций, повышение мер безопасности по охране труда, защита прав сотрудников на обеспечение мер, исключающих несчастные случаи при исполнении трудовых обязанностей.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

На протяжении 16 лет пенсионная система нашей страны претерпевает изменения, касающиеся механизма начисления и выплаты пенсий, порядка уплаты взносов в пенсионный фонд. Но что бы ни происходило, ст. 39 Конституции гарантирует, что каждый человек имеет право получать от государства денежные выплаты при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца в семье. С целью реализации конституционных прав законодательство предусматривает обязательное (государственное) и добровольное (негосударственное) страхование граждан.

Обязательное страхование

пенсионное страхование

Все работодатели регистрируются в ПФР, куда ежемесячно отчисляют страховые взносы за своих сотрудников (22%). Состав пенсионных взносов делится на страховую (16%) и накопительную части (6%). Страховая пенсия назначается страхователю с целью компенсации утраченного заработка (по достижении пенсионного возраста, в случае потери трудоспособности). Накопительная пенсия работает по принципу банковского вклада — деньги аккумулируются в государственном фонде, который инвестирует средства в надежные активы. После окончания трудовой деятельности страхователь может снять накопительную часть единовременно или частями.

На размер трудовой пенсии при ОПС влияет:

  • Длительность страхового стажа;
  • Размер заработной платы;
  • Продолжительность трудового стажа.

В 2014 году Госдума наложила мораторий на накопительную часть — деньги не накапливаются на счетах работающих граждан, а идут на выплаты пенсионерам. Мораторий действует до 2021 года, но, не исключено, что обязательные накопления отменят совсем. Минфин готовит предложения для внесения изменений в законодательство.

Если у гражданина нет необходимого трудового стажа или размера индивидуального коэффициента не хватает для оформления страховой пенсии, государство может ему назначить социальную пенсию (по утрате кормильца, по инвалидности, по старости).

Добровольное пенсионное страхование

пенсионные накопления

Этот вид страховки — добровольный, который применяют с целью:

  • Накопления денежных средств для обеспечения стабильности материального положения в старости;
  • Увеличения размера трудовой пенсии;
  • Инвестирования в экономику и развитие страны.

Добровольное страхование не может использоваться, как альтернатива ОПС.

Страховщики — лицензированные негосударственные пенсионные фонды. Страхователи — физические лица, ИП, юридические лица. Фонд формируется за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц. Для обеспечения исполнения обязательств перед участниками НПФ создает страховой резерв. По итогам финансового года организации проверяет аудит. Контроль деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

На размер страховых выплат влияет:

  • Возраст и пол застрахованного лица;
  • Сумма страховых взносов;
  • Длительность периода накопления.

Человек добровольно и самостоятельно выбирает СК и программы пенсионной страховки в рамках системы ДПС (периодичность, размер взносов, желаемые сроки выплаты накоплений). Например, взносы в фонд могут быть единовременными или накопительными, платежи — ежегодными/ ежеквартальными/ ежемесячными.

По сути, ДПС — инвестиционное или накопительное страхование жизни, при котором человек застрахован на случай смерти (от любой причины) на весь период действия полиса. При этом НПФ вкладывают средства пенсионных резервов в объекты инвестирования, список которых утвержден Правительством России.

Добровольные пенсионные накопления выплачивают единовременно (вся сумма накоплений и проценты), регулярно (пожизненно, в размере установленном страхователем).

При выборе НПФ рекомендуем учитывать:

  1. Доходность. Смотрите статистику за несколько лет, оцените, сколько процентов прибыли за год получил фонд от инвестирования средств.
  2. Надежность. Как правило, фонды указывают рейтинги надежности на своих сайтах. Лучший рейтинг — А++.

Полис ДПС дает возможность инвестировать деньги в выгодные проекты и получать дополнительные доходы, как прибавку к трудовой пенсии. Накопления можно завещать, что не работает при ОПС. Закон не запрещает единовременную выплату накопленных средств. Добровольная страховка удобна физлицам, получающим пенсию по инвалидности, по потере кормильца или при отсутствии трудового стажа.

При этом ДПС не лишена недостатков. Например, нет гарантий получения стабильного дохода от инвестирования, а в условиях кризиса накопительной части пенсии может не быть. Накопления не индексируются. При получении накопительной пенсии уменьшаются пенсионные отметки за год работы, что приводит к уменьшению размера страховой пенсии.

Читайте также: