Земельный налог в благовещенске

Обновлено: 19.05.2024

Земельный налог уплачивается с участков, принадлежащих гражданам и предприятиям на праве собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. Так как этот платеж отнесен к местным налогам, то определять ставки и дополнительные льготы могут муниципалитеты.

Федеральные льготы по земельному налогу в Ставропольском крае

Льготы федерального уровня по земельному налогу определены в статьях 391 и 395 НК РФ. Согласно ст. 395 НК РФ, полностью освобождаются от земельного налога следующие субъекты:

  1. учреждения УФСИН в отношении участков, предоставленных для выполнения возложенных на них функций;
  2. организации в отношении земельных участков, занятых государственными автодорогами общего пользования;
  3. религиозные организации в отношении участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  4. общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;
  5. организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 % (за исключением отдельных категорий участков);
  6. учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов;
  7. организации народных художественных промыслов в отношении участков, находящихся в местах традиционных промыслов и используемых для производства, реализации изделий народных промыслов;
  8. граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов в отношении участков, используемых для сохранения и развития образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  9. ряд иных категорий юридических лиц, указанных в ст. 395 НК РФ.

В ст. 391 НК РФ указан перечень собственников или владельцев, которые могут уменьшить налоговую базу при расчете земельного налога на 600 кв. м. площади участка:

  1. Герои СССР и РФ, полные кавалеры ордена Славы;
  2. инвалиды I и II групп;
  3. инвалиды с детства, дети-инвалиды;
  4. ветераны и инвалиды ВОВ, ветераны и инвалиды боевых действий;
  5. граждане, имеющие право на меры соц. поддержки по факту воздействия радиации на ЧАЭС, ПО "Маяк", вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  6. граждане, принимавшие участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  7. граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь, ставших инвалидами в результате испытаний, учений, связанных с любыми видами ядерных установок, в том числе оружия и космической техники;
  8. пенсионеры, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
  9. граждане, соответствующие условиям для назначения пенсии в соответствии с законодательством на 31 декабря 2018 года;
  10. лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.

Воспользоваться таким вычетом можно только в отношении 1 земельного участка. Если у гражданина есть несколько участков, они может сам сделать свой выбор, либо налоговый орган применит наиболее выгодный вариант расчета. Если общая площадь единственного участка для указанных лиц не превышает 600 кв. м. (6 соток), платить налог не придется.

Региональные льготы по земельному налогу в Ставропольском крае

При издании местных нормативных актов о ставках и порядке уплаты земельного налога, муниципальные образования могут вводить собственные льготы. Они не должны носить индивидуального характера, т. е. не могут распространяться только на одного плательщика.

Также ст. 394 НК РФ предусматривает установление дифференцированных ставок для участков разного целевого назначения. Муниципальные власти не могут установить ставку земельного налога более 0,3% от кадастровой стоимости для:

  1. земель сельскохозяйственного назначения;
  2. участков под жилфондом и объектами инженерной инфраструктуры, в том числе по землям ИЖС;
  3. участков, выделенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства;
  4. земель для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Для иных категорий участков ставка не может превышать 1,5 % от кадастровой стоимости.

Также муниципальные власти могут вводить льготные ставки по месту расположения участка (например, в центре населенного пункта и на окраине), по категории земель и разрешенным видам пользования. Уточнять такие вопросы нужно в ИФНС по месту нахождения участка либо в муниципальных органах.

Как получить льготы по земельному налогу

Гражданам квитанции на оплату земельного налога присылает ИФНС, о праве на льготу нужно заявить заблаговременно. Для выбора участка, по которому будет предоставлен вычет на 600 кв. м., нужно подать в ИФНС уведомление до 1 ноября налогового периода.

Организации должны подтвердить право на льготу в ежегодной декларации и при подаче авансовых расчетов.

Отдел по надзору за исполнением земельного

природоохранного законодательства прокуратуры края

Прокуратура
Ставропольского края

Прокуратура Ставропольского края

19 ноября 2020, 08:28

Льготы по земельному налогу в Ставропольском крае

Земельный налог уплачивается с участков, принадлежащих гражданам и предприятиям на праве собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. Так как этот платеж отнесен к местным налогам, то определять ставки и дополнительные льготы могут муниципалитеты.

Федеральные льготы по земельному налогу в Ставропольском крае

Льготы федерального уровня по земельному налогу определены в статьях 391 и 395 НК РФ. Согласно ст. 395 НК РФ, полностью освобождаются от земельного налога следующие субъекты:

  1. учреждения УФСИН в отношении участков, предоставленных для выполнения возложенных на них функций;
  2. организации в отношении земельных участков, занятых государственными автодорогами общего пользования;
  3. религиозные организации в отношении участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  4. общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;
  5. организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 % (за исключением отдельных категорий участков);
  6. учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов;
  7. организации народных художественных промыслов в отношении участков, находящихся в местах традиционных промыслов и используемых для производства, реализации изделий народных промыслов;
  8. граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов в отношении участков, используемых для сохранения и развития образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  9. ряд иных категорий юридических лиц, указанных в ст. 395 НК РФ.

В ст. 391 НК РФ указан перечень собственников или владельцев, которые могут уменьшить налоговую базу при расчете земельного налога на 600 кв. м. площади участка:

  1. Герои СССР и РФ, полные кавалеры ордена Славы;
  2. инвалиды I и II групп;
  3. инвалиды с детства, дети-инвалиды;
  4. ветераны и инвалиды ВОВ, ветераны и инвалиды боевых действий;
  5. граждане, имеющие право на меры соц. поддержки по факту воздействия радиации на ЧАЭС, ПО "Маяк", вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  6. граждане, принимавшие участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  7. граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь, ставших инвалидами в результате испытаний, учений, связанных с любыми видами ядерных установок, в том числе оружия и космической техники;
  8. пенсионеры, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
  9. граждане, соответствующие условиям для назначения пенсии в соответствии с законодательством на 31 декабря 2018 года;
  10. лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.

Воспользоваться таким вычетом можно только в отношении 1 земельного участка. Если у гражданина есть несколько участков, они может сам сделать свой выбор, либо налоговый орган применит наиболее выгодный вариант расчета. Если общая площадь единственного участка для указанных лиц не превышает 600 кв. м. (6 соток), платить налог не придется.

Региональные льготы по земельному налогу в Ставропольском крае

При издании местных нормативных актов о ставках и порядке уплаты земельного налога, муниципальные образования могут вводить собственные льготы. Они не должны носить индивидуального характера, т. е. не могут распространяться только на одного плательщика.

Также ст. 394 НК РФ предусматривает установление дифференцированных ставок для участков разного целевого назначения. Муниципальные власти не могут установить ставку земельного налога более 0,3% от кадастровой стоимости для:

  1. земель сельскохозяйственного назначения;
  2. участков под жилфондом и объектами инженерной инфраструктуры, в том числе по землям ИЖС;
  3. участков, выделенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства;
  4. земель для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Для иных категорий участков ставка не может превышать 1,5 % от кадастровой стоимости.

Также муниципальные власти могут вводить льготные ставки по месту расположения участка (например, в центре населенного пункта и на окраине), по категории земель и разрешенным видам пользования. Уточнять такие вопросы нужно в ИФНС по месту нахождения участка либо в муниципальных органах.

Как получить льготы по земельному налогу

Гражданам квитанции на оплату земельного налога присылает ИФНС, о праве на льготу нужно заявить заблаговременно. Для выбора участка, по которому будет предоставлен вычет на 600 кв. м., нужно подать в ИФНС уведомление до 1 ноября налогового периода.

Организации должны подтвердить право на льготу в ежегодной декларации и при подаче авансовых расчетов.

Сталкиваясь с земельным налогом, важно понимать его сущность и основные характеристики: кто и как должен платить земельный налог, по каким объектам, есть ли исключения из налогообложения и соответствующие льготы. В данной статье мы ответим на эти и другие вопросы, разобрав элементы земельного налога подробнее.

Напомним перед этим, что земельный налог является местным налогом, то есть общие положения закреплены в Главе 31 НК РФ, а установление налога и его подробное регулирование (ставки, льготы) осуществляются уже на местном уровне нормативными правовыми актами муниципальных образований. Что касается городов федерального значения, то земельный налог регулируется законами этих субъектов.

Налогоплательщики

Согласно статье 388 НК РФ земельный налог обязаны платить физические и юридические лица, которые обладают земельными участками:

на праве собственности;

на праве бессрочного пользования;

на праве пожизненного наследуемого владения.

Если же земельный участок передан как вклад в паевой инвестиционный фонд (ПИФ), то плательщиком налога является управляющая компания.

Важно отметить, что статус плательщика земельного налога взаимосвязан с принципом государственной регистрации прав на земельные участки и определяется моментом внесения соответствующей записи о праве на земельный участок в ЕГРН, а не фактическим использованием земельного участка или другими юридическими фактами.

Из этого правила есть несколько исключений, на которые в свое время обратил внимание ВАС РФ в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54:

если имеет место универсальное правопреемство, то есть наследование и реорганизация юридического лица (кроме выделения, ведь здесь создается новое юридическое лица без ликвидации прежнего), обязанность уплатить земельный налог возникает с момента открытия наследства (статья 396 НК РФ) или внесения соответствующий записи в ЕГРЮЛ о реорганизации.

Кто же не должен платить земельный налог

Законодатель специально перечислил тех, кто не платит земельный налог. К ним относятся:

    физические лица и организации, владеющие земельным участком на праве безвозмездного пользования;

физические лица и организации, владеющие земельным участком по договору аренды.

Объект налогообложения

Согласно статье 389 НК РФ земельным налогом облагаются земельные участки, что расположены в границах муниципальных образованиях, а также городов федерального значения.

Таким образом, земельный участок должен соответствовать некоторым условиям:

располагаться на территории, где введен земельный налог;

не быть исключенным из налогообложения земельным участком.

Если же о первых пунктах мы говорили ранее, то последний еще не рассматривали. Он является не менее важным, так как не каждый земельный участок облагается земельным налогом.

Исключенные из налогообложения земельные участки

изъятые из оборота земельные участки (в границах национальных парков, под объектами ФСБ и т.д.);

земельные участки, под особо ценными объектами культурного наследия объектами из Списка всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;

земельные участки категории лесного фонда;

земельные участки под государственными водными объектами (земли водного фонда);

земельные участки из состава общего имущества многоквартирного дома.

Налогооблагаемая база

Налоговая база, то есть стоимостная (количественная и качественная) оценка земельного участка для целей налогообложения, выражается в кадастровой стоимости. Именно ее берут в основу определения размера земельного налога.

Кадастровая стоимость устанавливается в результате проведения государственной кадастровой оценки и внесения соответствующих данных в ЕГРН. Однако здесь все не так просто: количество исков об оспаривании результатов оценки, согласно информации Росреестра, с каждым годом увеличивается и в 2019 году составило 22 737.

Более подробно кадастровую стоимость, порядок её определения и снижения мы разберем в следующих статьях.

Налоговые ставки

Статья 394 НК РФ предусматривает, что конкретные ставки земельного налога устанавливаются представительными органами муниципальных образований. Ставки земельного налога могут дифференцироваться в зависимости от категории и разрешенного использования. но в следующих пределах, установленных Налоговым кодексом РФ:

0,3% для земельных участков сельскохозяйственного назначения, жилищного фонда, ЛПХ, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства, а также для ограниченных в обороте земельных участков (то есть находящихся в государственной или муниципальной собственности), предоставленных в целях обеспечения обороны и безопасности.

На последнее особое внимание обращали Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Арбитражный Суд Российской Федерации и Минфин России - реквизиты решений можете посмотреть в списке документов ниже. А подробнее мы на этом остановимся, когда в следующих статьях будем разбирать кейсы по снижению земельного налога.

В большинстве случаев в муниципальных образованиях действуют максимальные ставки, но имеются обратные примеры, когда ставка земельного налога понижена по сравнению с упомянутыми в федеральном законодательстве. Так, 0,1 % в отношении земельных участков ЛПХ и жилищного фонда в Белоглинском районе Краснодарского края или 0,01 % в отношении земельных участков учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта в Еловском районе Пермского края.

Узнать, какие ставки земельного налога действуют в субъектах Российской Федерации, Вы можете на сайте ФНС России или в нашем специальном реестре.

Налоговые льготы

Налоговые льготы по земельному налогу закреплены в виде освобождения от уплаты налога и уменьшения его размера.

На федеральном уровне согласно статье 395 НК РФ от обязанности платить земельный налог освобождены:

общественные организации инвалидов;

общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России;

резиденты особой экономической зоны;

участники свободной экономической зоны;

управляющие компании инновационного центра Сколково;

фонды инновационных научных центров.

Как правило подобное освобождение распространяется на те земельные участки, что субъекты непосредственно используют в своей деятельности.

Помимо этого, с 2017 года возможно уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) благодаря уменьшению налогооблагаемой базы на величину кадастровой стоимости 600 кв.м, то есть в случае с земельным участком в 600 кв.м. налогооблагаемая база может стать нулевой и фактически освободить от уплаты налога. Однако уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) возможно только социальном незащищенным слоям населения: пенсионерам, инвалидам, ветераном Великой Отечественной войны и некоторым другим.

Дополнительные льготы устанавливаются на региональном и местном уровнях.

На местном уровне как правило от уплаты земельного налога фактически освобождаются органы местного самоуправления и муниципальные учреждения, социально незащищенные слои населения, однако имеются муниципальные образования, в которых дополнительные льготы не устанавливаются – в Некрассовском районе Ярославской области, Читинском районе Забайкальского края.

Санитарно-эпидемиологическая ситуация в связи с пандемией коронавируса в 2020 года внесла свои коррективы в администрирование земельного налога. Так, срок уплаты авансовых платежей продлен до 30.10.2020 и 30.12.2020 за первый и второй кварталы соответственно при определенных условиях:

    организация входит в единый перечень субъектов малого и среднего бизнеса;

организация включена в перечень социально ориентированных некоммерческих организаций, что получают поддержку во время действия ограничений из-за коронавируса, если в муниципальном образовании предусмотрены авансовые платежи по земельному налогу.

Следите за нашими публикациями в этом блоге или на сайте нашей компании: mitsan.pro

[1] Пепеляев С.Г., Попов П.А., Хачатрян Н.Р., Ивлиева М.Ф. Правовые основы поимущественного налогообложения. М., 2016. С. 104, 105.

[2] Основы законодательства СССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г. № 1251-1

[3] Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54, Письмо Минфина России от 21.01.2020 № 03-05-06-02/3068

[4] Письмо Минфина России от 21.06.2018 № 03-05-05-02/42312

[7] Определение ВАС РФ от 25.11.2013 № ВАС-16014/13 по делу N А51-23181/2012

[8] Письмо Минфина России от 11.12.2013 № 03-05-05-02/54346

Фото: Anton Balazh/shutterstock

Вместе с экспертами рассказываем об особенностях программы, будущих нововведениях и трудностях владения землей на Дальнем Востоке.

Свой гектар на Дальнем Востоке

Участки по программе можно получить только за пределами городов. Они должны располагаться на расстоянии как минимум 10 км от населенных пунктов с населением свыше 50 тыс. жителей и в 20 км от городов с населением более 300 тыс. человек.

Изначально подать заявку на участие в программе могли только жители Дальнего Востока, но с 2020 года такую возможность получили все россияне и даже участники программы добровольного переселения соотечественников.

Ирина Ильина, директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ:


— Программа была нацелена на то, чтобы привлечь людей на Дальний Восток и сохранить местное население. Пока успехи этой программы недостаточны — около 80–90 тыс. человек взяли дальневосточные гектары, что в масштабах страны немного. Об этом также свидетельствует смягчение требований — изначально программа была рассчитана только на жителей Дальнего Востока.

Главная проблема программы заключается в том, что земельные участки выдаются на определенном расстоянии от городов. Люди должны коренным образом менять свой образ жизни и осваивать новые земли. Но на это готов далеко не каждый. Поэтому, возможно, стоило бы отказаться от такого ограничения и осваивать территорию вблизи городов. Безусловно, есть определенная польза, предусмотрено много льгот для получателей гектара. Но для того чтобы Дальний Восток осваивался активнее, надо программу дорабатывать. Ее нужно увязывать с программами развития регионов, стратегией пространственного развития страны, а также принимать большой пакет мер, которые стимулировали бы переезд населения в Сибирь и на Дальний Восток. Все должно развиваться в комплексе.

Сколько земли можно получить

Бесплатный земельный участок на Дальнем Востоке один человек пока может получить лишь однажды. Площадь участка не должна превышать один гектар, но может быть и меньше указанного размера. Требований к возрасту получателя нет — землю можно оформить даже на младенца. Таким образом, семья из трех человек может получить три гектара.

Получить землю под освоение можно коллективно — так будет проще развиваться

Получить землю под освоение можно коллективно — так будет проще развиваться (Фото: Suvorov_Alex/shutterstock)

Комментарий пресс-службы Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике (АРЧК ДВ):

Требования

Основное условие получения гектара в собственность — его освоение. Изначально земля передается на пять лет на основании договора безвозмездного пользования, при этом уже в течение первого года заявителю необходимо определиться с видом использования участка, а через три года — задекларировать его освоение. После пяти лет безвозмездного пользования участок можно получить в собственность или оформить длительную аренду — на 49 лет (это касается лесных участков — их нельзя оформить в собственность). Однако если в течение пяти лет пользователь не начинает осваивать землю, то он автоматически теряет на нее право.

Комментарий пресс-службы Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике:

— Минвостокразвития подготовило законопроект, подразумевающий возможность отказа гражданина от участка с сохранением возможности взять другую землю. Предполагается, что эта норма будет действовать в случае, если невозможно использовать землю — это, например, случаи несоответствия вида разрешенного использования участка утвержденному градостроительному регламенту, климатические или географические особенности земли. Инициатива внесена в план законотворческой деятельности правительства на осень 2021 года.

Как получить дальневосточный гектар: инструкция

Пример доступного гектара на карте

Почему отказали и что делать

Что можно делать на участке

Вид использования земельного участка можно выбрать в течение года после получения гектара. Ограничений по использованию нет, главное — чтобы это не противоречило закону и соответствовало виду разрешенного использования земли. Например, на землях лесного фонда можно заниматься только определенными видами деятельности, связанными в основном с обработкой древесины. Но в целом все зависит от фантазии и бюджета участника программы. Можно построить дом, открыть ферму по выращиванию грибов шиитаке или заняться виноделием. Но для этого нужно будет получить необходимые разрешения, лицензии и свидетельства.

Поддержка владельцев дальневосточного гектара

Помимо этого, предлагаются готовые бизнес-планы по использованию гектаров. Среди них — бизнес-план организации детского лагеря и солнечного круглогодичного биовегетария — предполагаемые инвестиции 33,5 млн и 7,8 млн руб. соответственно. Всего около 40 готовых решений.

Меры поддержки, доступные на территории Якутии

Когда платить налоги

Владение участком облагается налогом на общих основаниях. В случае оформления участка в долгосрочную аренду стоимость аренды земли не может быть выше земельного налога. Арендная плата по лесному участку определяется Лесным кодексом РФ (ст. 73 Лесного кодекса РФ). Налог напрямую зависит от вида использования земельного участка и его кадастровой стоимости. Налоговые ставки можно посмотреть на сайте налоговой службы.

Что касается распоряжения гектаром, то до момента оформления в собственность его нельзя продать или сдать в аренду. Но и после оформления не допускается заключение договоров купли-продажи, дарения, аренды, договоров безвозмездного пользования и т. д., если второй стороной сделки является иностранное государство, международная организация или иностранный гражданин, уточнила Ольга Эттлер.

Трудности владения

Главная трудность, возникающая перед желающими получить землю, заключается не в бюрократических процедурах, которые заявитель вынужден пройти (этот процесс автоматизирован), а в обустройстве полученной недвижимости, говорит член Ассоциации юристов России Дмитрий Уваров.

Отсутствие инфраструктуры на десятки километров в округе — главный стоп-фактор для многих потенциальных участников программы

Отсутствие инфраструктуры на десятки километров в округе — главный стоп-фактор для многих потенциальных участников программы (Фото: Valerii_M/shutterstock)

Вилен Вардапетян, директор научно-образовательного центра проблем модернизации экономических и политических систем ВШКУ РАНХиГС:


— Для того чтобы привлечь больше квалифицированных участников в проект, на мой взгляд, в программе необходимо предусмотреть проектное предоставление земельных участков до 1 тыс. га. Квалифицированный участник должен иметь возможность, предоставив бизнес-план, получить под свой проект соответствующий участок. После этого в течение планового срока (от трех до пяти лет) запустить проект и, достигнув целевых показателей, пройти проверку региональной комиссии и получить участок в собственность на безвозмездной основе.

После успешного запуска нескольких крупных проектов квалифицированными участниками можно организовать местную кластерную инициативу и в рамках кластера создать необходимую инфраструктуру, что позволит более эффективно расходовать бюджетные средства. При этом возможность получения участков в рамках существующего порядка неквалифицированными участниками также стоит сохранить — это будет и дальше востребовано у жителей соответствующих регионов Дальнего Востока.

Земельный налог

Земельный налог – местный налог, устанавливается местными властями и регламентируется главой 31 НК.

Земельный налог зачисляется в местный бюджет по месту нахождения земельного участка.

Именно муниципальные органы определяют ставки налога, порядок уплаты, налоговые льготы.

Решения местных властей в городах, где расположены офисы ЦБУ:

    городской Думы муниципального образования г. Новороссийск от 21.11.2017 № 241 (в редакции от 25.02.2020) городской думы Краснодара от 24.11.2005 № 3 п.2 (в редакции от 19.11.2020) Совета депутатов Минераловодского городского округа от 20.11.2020 № 18

Размер земельного налога зависит не от финансовых результатов деятельности плательщика, а только от таких характеристик, как плодородность, месторасположение участка и т.д.

Кто платит земельный налог?

Владельцы земельных участков.

Плательщиками земельного налога являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, обладающие земельными участками на праве:

  • собственности,
  • постоянного бессрочного пользования,
  • пожизненного наследуемого владения.

Земельный налог не платится за участки, находящиеся на праве безвозмездного срочного пользования или по договору аренды

Объекты налогообложения?

Облагаются земельным налогом участки земли, расположенные на территории муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не являются объектом налогообложения:

  • участки, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте;
  • участки из состава земель лесного фонда;
  • участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома и др.

Ставка земельного налога

Ставки земельного налога зависят от категории земли. Категория земли – это ее назначение.

Чтобы узнать налоговую ставку нужно:

  1. определить категорию земли,
  2. в решении местных органов власти узнать ставку по категории своего участка.

Категория земли может быть указана в выписке из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости), свидетельстве о праве собственности на землю, государственном кадастре недвижимости, договоре купли-продажи и т.д.

Налоговая ставка устанавливается местными властями, но не может превышать:

  • 0,3% в отношении следующих земельных участков:
    • сельскохозяйственного назначения;
    • занятых;жилищным фондом и коммунальными комплексами;
    • для подсобного или дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
    • ограниченных в обороте для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

    Если местная власть не определилась со ставкой, то действует общая ставка – 1,5%, а для некоторых категорий земель – 0,3%

    Как узнать кадастровую стоимость земли?

    Кадастровая стоимость участка является налоговой базой по земельному налогу. Она утверждается органами власти в отношении каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, за который уплачивается налог. Если земельный участок образован в течение расчетного года, то берется кадастровая стоимость на день внесения в ЕРГН.

    Кадастровая стоимость может быть изменена в течение года в случаях:

    • изменения вида разрешенного использования;
    • перевода участка из одной категории земель в другую;
    • изменения площади земельного участка.

    Расчет налога на землю

    Годовая сумма налога рассчитывается по формуле:

    Если в течение года менялось право собственности на земельный участок: возникло или прекратилось, то сумма налога корректируется на специальный коэффициент.

    В течение года может измениться кадастровая стоимость участка: при изменении площади, вида разрешенного использования или категории земли. Тогда расчет производится с учетом корректировки кадастровой стоимости и даты регистрации новой стоимости в ЕГРН.

    Льготы по земельному налогу

    В НК предусмотрены льготы по земельному налогу для физических лиц и организаций. Например, полностью освобождаются от земельного налога коренные малочисленные народы либо участки, используемые для автодорог общего пользования. Для некоторых льготников, например, инвалидов, налоговая база уменьшается на 10 000 рублей.

    Местное законодательство может устанавливать дополнительные льготы.

    При наличии налоговой льготы советуем подать в инспекцию соответствующее заявление. Иначе у налоговиков может не оказаться нужных сведений, и они посчитают налог без учета льготы.

    Вместе с заявлением можно подать документы, подтверждающие право на данную льготу.

    Льготу могут учесть и без заявления, если на момент исчисления налога у инспекции будут сведения о том, что у владельца есть право на льготу.

    Порядок расчета налога для организаций и физических лиц

    Владельцы земли: организации и граждане – это налогоплательщики земельного налога. Налогоплательщики обязаны оплатить налог. Налоговый период – год.

    Однако расчет налога и сроки уплаты у юридических и физических лиц отличаются.

    Организации исчисляют земельный налог самостоятельно. Кроме этого компания должна уплачивать авансовые платежи и сдавать в налоговый орган декларацию.

    Расчет и оплата земельного налога

    Организация должна уплачивать авансовые платежи по итогам 1, 2 и 3 кварталов, если в местном нормативном акте:

    • установлены отчетные периоды,
    • не предусмотрено освобождение от уплаты авансовых платежей.

    Сумма авансового платежа за 1, 2 и 3 кварталы рассчитывается как ¼ от суммы земельного налога.

    По итогам года нужно перечислить налог за минусом авансовых платежей. В случае, когда компания не должна платить авансовые платежи, оплачивается вся годовая сумма налога.

    Сроки уплаты

    Сроки уплаты налога и авансовых платежей во всех регионах едины.

    • Для авансовых платежей – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
    • Для налога – не позднее 1 марта следующего года.

    Если окончание срока выпадает на выходной день, перечислить платеж нужно не позднее следующего рабочего дня

    Декларация по земельному налогу

    Начиная с налогового периода 2020 г. организации больше не сдают в налоговый орган декларацию.

    В последний раз декларация должна быть представлена за 2019 год. Срок подачи декларации – не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. Например, декларацию за 2019 год необходимо сдать до 1 февраля 2020 года.

    При предоставлении первичных или уточненных деклараций до 2019 года включительно действует прежний порядок – заполняется тот бланк, который действовал в сдаваемом периоде.

    Формы налоговой декларации по земельному налогу:

    Новая обязанность для юрлиц

    С 2021 года компании, владеющие земельными участками, которые попадают под налогообложение, должны уведомить о них налоговиков, если:

    Сделать это нужно один раз до 31 декабря года, следующего за отчетным.

    Связанные темы

    Расчет земельного налога для физических лиц и ИП осуществляется налоговой инспекцией.

    Срок оплаты земельного налога – 1 декабря следующего года. Так, за 2020 год земельный налог нужно оплатить не позднее 1 декабря 2021 года.

    За несвоевременную оплату будет начислена пеня за каждый день просрочки. Налоговики могут уведомить работодателя и потребовать удержать недоимку из зарплаты должника либо ввести ограничения на выезд из страны.

    Если землевладелец уведомление не получал, то необходимо проявить инициативу и сообщить об этом в налоговую инспекцию.

    Связанные темы

    В заключении следует отметить, что налоговая нагрузка на владельцев земли с каждым годом увеличивается. Это связано с увеличением налоговой базы – кадастровой стоимости земли.

    Можно ли уменьшить земельный налог?

    1. Для начала необходимо проверить право владельца на федеральную либо местную льготу. Для получения льготы в налоговую инспекцию нужно представить заявление и подтверждающие документы.
    2. Необходимо проверить соответствие кадастровой стоимости земли и рыночной. Если разница существенная, то можно через суд снизить кадастровую стоимость земли.
    3. Если земельный налог оплачивается по уведомлению, то нужно проверить расчет суммы. Например, правильно ли определена налоговая ставка.

    Справочная информация

    Земельный налог в Краснодаре

    Земельный налог в Новороссийске

    В Новороссийске ставки и льготы по земельному налогу установлены Решением Городской думы от 26.11.2013 № 351 (в редакции от 25.11.2014).

    Земельный налог в Минводах

    В городе Минеральные Воды ставки и льготы по земельному налогу установлены Решением Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 13.11.2015 года № 63

    Читайте также: