Сколько хранятся штрафы в базе гаи рб

Обновлено: 19.05.2024

Штрафы от ГАИ частенько получаемые автомобилистами – стремление государства сделать дороги более безопасными. Не нарушай- не будешь оштрафован!

В Беларуси под штрафами, присылаемыми по почте, или выписываемые по линии ГАИ (Государственной автомобильной инспекции) принято понимать штрафы за нарушения, связанные с дорожным движением. Наложение таких штрафов детально прописано в действующем законодательстве Республики Беларусь. Для понимания “сколько и за что” достаточно будет всего двух документов:

  • Правил дорожного движения (ПДД) – этот документ рекомендуется изучать полностью. Даже тем, кто свои обязанности помнит и исполняет, полезно будет знать, чего ожидать от других;
  • Кодекса Республики Беларусь об Административных Правонарушениях – в этом документе следует знать статьи, относящиеся к дорожному движению. Их список и текст приводится в приложениях к ПДД.

Кто, кого и за что штрафует

Наложение любых взысканий за неисполнение Правил дорожного движения относится к компетенции сотрудников Госавтоинспекции. Даже в тех случаях, когда нарушение фиксируется без участия человека – фото- и видеофиксация, решение все равно принимается уполномоченными лицами в ГАИ.

Получить штраф за нарушение ПДД могут все его (т.е. дорожного движения) участники, и некоторые причастные к этим нарушениям лица.

Получить взыскание в виде штрафа могут:

  • Водители всех видов транспорта. Велосипедисты, лица, управляющие гужевыми повозками, всадники и погонщики скота не приравниваются, в полном смысле, к водителям автомобилей, мотоциклов и пр., но имеют свои обязанности;
  • Пассажиры – к этой категории требования Правил минимальны, касаются большей частью безопасности, но штрафные санкции предусмотрены и для пассажиров;
  • Пешеходы – самая многочисленная, разнообразная и, как показывает практика, недисциплинированная категория. Пешеходов штрафуют, в основном, за неправильное поведение на проезжей части, изредка – за создание помех дорожному движению;
  • Прочие категории – сюда относятся должностные лица допускающие транспорт к участию в дорожном движении, обязанные следить за его техническим состоянием. Сюда же попадают ответственные за недееспособных участников движения, к примеру – родители несовершеннолетних за их нарушения.

Причиной для штрафа могут быть:

  • Нарушения экологического состояния проезжей части и прилегающих территорий;
  • Нарушения технического состояния и безопасности транспортных средств;
  • Нарушения скоростного режима;
  • Нарушения правил движения механических транспортных средств, пешеходов, велосипедистов, гужевых повозок, скота;
  • Нарушения правил переезда железнодорожных путей, мостов и иных препятствий;
  • Нарушения правил остановки и стоянки;
  • Иные нарушения представляющие угрозу для дорожного движения.

В Республике Беларусь практикуется два способа назначения и уплаты штрафа:

  • Первый вариант – нарушение устанавливается, рассматривается и наказывается на месте совершения сотрудником Госавтоинспекции. Виновник соглашается с взысканием и уплачивает штраф на месте. Это касается более легких нарушений;
  • Второй вариант – по факту нарушения составляется протокол, у нарушителя временно изымается водительское удостоверение. Штраф назначается специальной комиссией. Так происходит рассмотрение более тяжких нарушений.

Таблица штрафов

В приложениях к Правилам дорожного движения существует удобная таблица, где перечислены нарушения ПДД и ответственность за них. Там же указаны и правовые основания для наказаний, т.е. статьи КоАП РБ. Размер штрафов привязан к базовой величине.

Попробуем коротко перечислить часто применяемые штрафные санкции за несоблюдение Правил:

Это далеко не полный список перечисленных в ПДД нарушений и наказаний. Можно считать общим правилом ужесточение ответственности за аналогичные нарушения в течение года. Меры воздействия на предпринимателей и организации строже, чем для граждан.

Разбираясь в конкретной ситуации необходимо рассматривать точные формулировки нарушения и наказания представленные в ПДД и КоАП. Неясность терминов может привести к неправильному пониманию своего положения. В закон могут вносится изменения. Так с 1 марта 2021 года вступили в силу изменения Кодекса об административных правонарушениях , по которому предусмотрены повышение размеров штрафов за нарушение ПДД.

В действующем кодексе штрафы за повторное нарушение скоростного режима такие же. Однако в новом кодексе также предусмотрено, что превышение скорости может устанавливаться по показателям средней скорости движения на определенном участке. Также, как и в действующем кодексе, в новом повторность отсутствует, если превышение скоростного режима было зафиксировано с помощью автоматической фото- видеосъемки. Для иностранцев часто проблемой становится выяснение наличия штрафа, так как машины чаще не имеют белорусской регистрации. Как узнать о наличии штрафа им?

Конечно, лучше не нарушать и тогда дороги будут безопаснее, а ваш бюджет не пострадает!

Как проходила работа над законопроектом и что изменится в сфере регистрации и учета правонарушений в новых условиях, Pravo.by рассказывает начальник информационного центра Министерства внутренних дел Наталья Гуринович.

Наталья Гуринович

– Наталья Владимировна, законодательство о единой государственной системе регистрации и учета правонарушений значительное время не претерпевало изменений. Чем была вызвана необходимость их внесения и каковы основные нововведения?

Естественно, что за столь продолжительный промежуток времени с развитием общества, совершенствованием законодательства накопились различные проблемные вопросы, которые потребовали комплексной переработки и их отражения в Законе. Что и было сделано.

Законом внесены изменения в части определения перечня оснований постановки на учет в единый банк данных сведений о правонарушениях, связанные с изменениями Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.

Изменены сроки хранения информации о правонарушениях. Сведения об административных правонарушениях будут храниться в едином банке данных 3 года после даты окончания исполнения административных взысканий. При этом срок хранения неисполненных административных правонарушений остается прежним – 10 лет.

Теперь подробно регламентируется порядок предоставления сведений о правонарушениях, что практически не нашло своего отражения в действующем Законе. Хотя данный вопрос, на мой взгляд, наиболее важен для граждан и юридических лиц и должен регулироваться на уровне законодательных актов.

– Стремительное развитие современных цифровых технологий оказывает влияние на развитие общественных отношений. Как Закон учел новые тенденции?

Предусмотрена возможность подачи заявления на предоставление сведений о правонарушениях в электронной форме и их получения в виде электронного документа посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы.

– Вопросы защиты персональных данных вызывают все большую обеспокоенность в связи с широкомасштабной информатизацией всех процессов общественной жизни. Как законодатель это учел?

– Сведения о правонарушениях, хранящиеся в едином банке данных, в настоящее время востребованы и по своей значимости выходят на передний план в различных сферах общественных отношений. Их незаконное предоставление (разглашение) нарушает конституционное право человека на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь.

Определен перечень госорганов и иных организаций, которым сведения о правонарушениях будут предоставляться без учета погашения (снятия) судимости, прекращения уголовного преследования, по истечении срока, после которого лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.

Закреплены нормы, устанавливающие порядок предоставления сведений о правонарушениях физическим лицам, адвокатам и нотариусам. Это позволит обеспечить, с одной стороны, возможность получения информации без согласия физических и юридических лиц, в частности, адвокатами – для оказания ими отдельных видов юридической помощи, нотариусами – для удостоверения документов в рамках осуществления необходимых административных процедур, с другой стороны, – конституционное право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь граждан. Определены также ограничения на право получения сведений, затрагивающих других лиц.

– Какие новации в Законе вызвали наибольшие вопросы в ходе его согласования?

– Одним из основных изменений, которые внесены в Закон, является сокращение сроков хранения в едином банке данных сведений об административных правонарушениях с 10 до 3 лет, что вызвало наибольшие обсуждения в ходе его подготовки. Поясню, чем это было обусловлено.

В настоящее время остро стоит вопрос необходимости приведения сроков хранения сведений об административных правонарушениях в едином банке данных со сроками хранения документов, имеющих отношение к административному процессу.

На практике имеют место случаи обращения граждан с претензиями на необоснованность предоставления в отношении них сведений об административных правонарушениях. В основном это касается тех правонарушений, по которым истекли предусмотренные законодательством сроки хранения самих административных материалов. Опираясь на информацию единого банка данных, подтвердить или опровергнуть достоверность таких сведений не представляется возможным.

Обоснованные нарекания вызывает у граждан длительное хранение информации о правонарушениях, которая в последствии по запросам (обращениям) государственных органов, иных организаций, физических лиц используется в качестве характеризующего материала. Данный вопрос важен, так как существенно затрагивает права и законные интересы граждан и в конечном итоге влияет в целом на судьбу человека (вопросы трудоустройства, награждения, предоставления кредитов и др.).

– Со дня на день на Национальном правовом Интернет-портале будут официально опубликованы новые административные кодексы. Учтены ли в Законе изменения, которые будут внесены новым административным законодательством?

– Одной из основных новаций, которые закрепляются в новых административных кодексах, является введение института мер воспитательного воздействия. В частности, новым Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусматривается возможность освобождения лиц, совершивших административные правонарушения, от административной ответственности с вынесением им предупреждения как меры воспитательного воздействия. Такая мера не может применяться к лицу повторно в течение года и, следовательно, в обязательном порядке подлежит учету, что отражено в Законе и не потребует его корректировки в этой части в дальнейшем.

В соответствии с поручением Президента Республики Беларусь, данным 18 июня 2020 г. на совещании по проектам новых кодексов об административной ответственности, Министерством внутренних дел возможность учета предупреждений в едином банке данных уже реализована.

– Благодарим за интервью и желаем дальнейших успехов в работе!

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

В минскую редакцию "СОЮЗа" обратился Вадим Скороспелов из Москвы. Не так давно он приезжал к родственникам в Беларусь. По дороге ему встретилось несколько камер фотофиксации, и водитель не уверен, правильную ли скорость он выбрал в тот момент. "Как я могу узнать, находясь в Москве, нарушил ли я скоростной режим? Если действительно превысил, как оплатить штраф?" - спрашивает наш читатель. Корреспондент "СОЮЗа" окунулся в тему, и оказалось, что вопросов у водителей из-за различий в российском и белорусском законодательстве и правилах дорожного движения очень много. Попробуем разобраться.

В Беларуси отдельной полосы на дороге для велосипедистов не предусмотрено. А вот в России полосы есть! Фото: Сергей Михеев

В Беларуси отдельной полосы на дороге для велосипедистов не предусмотрено. А вот в России полосы есть!

Как действует система фотофиксации

В Беларуси вопросы Единой системы фотофиксации нарушений скоростного режима курирует СЗАО "Безопасные дороги Беларуси". Там нам рассказали, что в отношении нерезидентов Республики Беларусь может взиматься оплата штрафов только на стационарных пунктах контроля. Всего в Беларуси 4 таких стационарных пункта. Если автоматическая система зафиксирует номер авто, за которым числится штраф, сотрудник пункта остановит водителя и предложит оплатить его на месте. Сделать это можно наличными или с помощью карты.

Фото: iStock

Александр Цегельник, временно исполняющий обязанности начальника УГАИ МВД Республики Беларусь, так комментирует ситуацию: "Россияне не могут проверить по электронной базе штрафы, полученные в Беларуси. И пока такой сервис мы не планируем". По его словам, сегодня Беларусь активно работает с Россией над вопросом взаимного признания подобных нарушений. Если этот проект удастся реализовать, будет налажен обмен данными, и так называемые "письма счастья" станут улетать из одной страны в другую. Пока же срок белорусского постановления о привлечении к административной ответственности для иностранцев истекает через 2 месяца после вынесения. А это значит, что если в течение этого времени вас не остановит сотрудник белорусского ГАИ, про штраф можно забыть.

Включать ли фары днем

Надо ли включать фары в светлое время суток? В России согласно ст. 19.5 ПДД РФ все движущиеся транспортные средства в светлое и темное время суток обязаны быть обозначены включенными фарами ближнего света или дневными ходовыми огнями.

В Беларуси включать их днем вовсе не обязательно. За исключением случаев плохой видимости: туман, сильный снегопад или сумерки.

Чем отличаются штрафы за превышение скорости

Самый распространенный штраф среди российских водителей - за превышение скорости от 20 до 40 км/ч. Это минимальная планка. В таком случае придется заплатить 500 рублей. Если нарушитель оплатит штраф в 20-дневный срок, то может рассчитывать на скидку в 50 процентов. Превышение скорости от 40 до 60 километров в час наказывается штрафом в 1500 рублей. Если же превышение скоростного режима составило от 60 км/ч до 80 км/ч, придется заплатить 2500 рублей. За превышение скорости от 80 км/ч выше разрешенной штраф еще больше - 5 тысяч рублей.

Фото: iStock

А теперь внимание! В Беларуси штраф можно получить за превышение скоростного режима от 10 километров. При этом сумма будет зависеть от того, попались вы в радар сотрудника автоинспекции или же на камеру фотофиксации. За превышение скорости от 10 до 20 км/ч на камеру придется заплатить 12,75 белорусского рубля (примерно 400 российских). Максимальный штраф предусмотрен за превышение скорости на 40 километров и больше - 153 белорусских рубля. Если же вас остановит сотрудник ГАИ, за превышение скорости даже на 10 километров придется заплатить 25,5 белорусского рубля.

Где должны двигаться велосипедисты

В России существует знак 5.14.2 "Полоса для велосипедистов". В Беларуси отдельной полосы на дороге для велосипедистов не предусмотрено. Согласно Правилам дорожного движения двухколесный транспорт должен двигаться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии - по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края.

Что грозит за езду по "выделенке"

И в Беларуси, и в России часто можно встретить выделенные полосы для движения общественного транспорта. Однако в Беларуси это правило соблюдают далеко не все, в отличие, скажем, от Москвы, где за нарушителями следят камеры фото- и видеофиксации. Проскочить незамеченным по "выделенке" в Москве можно очень редко, в то время как белорусские водители частенько этим грешат, ведь подобные системы контроля в Минске пока только тестируются. При этом в обеих странах за нарушение правила грозит штраф, поэтому лучше не рисковать.

Как правильно парковаться

С 2016 года в Москве действуют четыре вида парковочных зон, которые отличаются стоимостью в зависимости от той части города, где они находятся. Кстати, в местах платной стоянки могут бесплатно парковаться владельцы мотоциклов и электромобилей. В субботу и воскресенье все парковки становятся бесплатными. За неправильную парковку в Москве могут оштрафовать на 3000 рублей. А если вы припарковались на платной стоянке и не оплатили ее, придется заплатить еще больше - 5000 рублей.

В Беларуси с платными парковками ситуация обстоит иначе. Они есть преимущественно в центре и работают с понедельника по пятницу с 9.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье. Оплатить, как и в Москве, можно разными способами, в том числе через смс или специальное приложение. Однако если в Беларуси вы не оплатите парковку, то штраф вам не придет. Скорее всего, на лобовом стекле вы увидите желтый бланк, в котором будет прописано время вашей стоянки и просьба оплатить нарушение. Если это сделано не будет, организация, которая отвечает за платные парковки, вправе обратиться в суд. Так что во избежание испорченного отдыха в Минске лучше парковку оплатить.

Российские власти давно хотели взяться за белорусов и прочих иностранцев, которые остаются безнаказанными, хотя превышают скорость на российских дорогах, что фиксируют камеры фотофиксации.

Еще бы: принцип неотвратимости наказания, по сути, не работал, и можно только представить, какие суммы терял бюджет России из-за невзысканных с иностранцев штрафов. Но, похоже, все меняется.

"За белорусов ГИБДД взялась очень серьезно"

Наш собеседник Александр рассказал, что белорусов в России по камерам начали штрафовать "пачками". Для этого сотрудники ГИБДД останавливают авто с белорусскими "номерами" на стационарных постах. Лично он сам в начале ноября был остановлен инспектором и получил сразу 9 постановлений на уплату штрафа (все отсканированные документы автомобилист прислал в редакцию Автобизнеса). Были учтены все превышения скорости, допущенные им за два последних месяца. Более ранние нарушения "засчитаны" не были.

Как видно на фото, водитель попадался на камеры, установленные на участках трассы М1:

  • 102 км + 372 м, Московская область, в направлении Москвы. Здесь камера "стреляет" на 70 км/ч;
  • 77 км + 355 м, населенный пункт Ляхово Московской области, в направлении Москвы, камера настроена на 60 км/ч;
  • 102 км + 372 м, в направлении из Москвы, ограничение скорости 70 км/ч;
  • 63 км + 695 м, населенный пункт Кубинка, в направлении Москвы, ограничение 60 км/ч.

Александр рассказал Автобизнесу:

- Я белорус, работаю в Москве и на выходные часто езжу в Беларусь. Конечно, где-то и нарушаю. Поток авто из Беларуси в Москву и обратно очень большой и в будни, и в выходные - это и легковой транспорт, и грузовики, и микроавтобусы. Вижу, что за белорусов ГИБДД взялась очень серьезно. Поступило, видимо, распоряжение останавливать иностранцев и составлять постановления за нарушения, зафиксированные камерами.

Меня первый раз остановили 4 ноября на трассе М1 в Московской области на первом посту, сразу после Гагарина по пути из Беларуси. Инспектор, который меня оформлял, куда-то звонил (как потом выяснилось, в центр видеофиксации ГИБДД ГУ МВД по Московской области), высылал сканы моих документов ("права", паспорт, техпаспорт), а оттуда в ответ через какую-то программу пришли протоколы. В итоге оказалось, что камеры аж 9 раз зафиксировали мое превышение скорости за два последних месяца, первое датировано 16 сентября.

Конечно, я нарушал и раньше, но учли только нарушения за два последних месяца. Соответственно было оформлено 9 постановлений в двух экземплярах: один отдали мне на руки, второй остался на посту ГИБДД, я расписался. Понятно, я нарушать не должен, но сразу 9 протоколов - это был сюрприз. Штрафы - 500 и 1000 российских рублей в зависимости от того, насколько была превышена скорость. Общая сумма - 6000 рублей. Каждое письмо подписано инженером-электроником Центра видеофиксации ГИБДД ГУ МВД России по Московской области Иваном Ястребовым.

"С 1 января постановления будут присылать белорусам на дом"

На посту передо мной оформляли парней, тоже белорусов, которые занимаются коммерческим извозом, - у них аж 15 протоколов оказалось за два месяца! К счастью, в России существуют скидки для нарушителей: при уплате штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления его сумма в два раза меньше. Еще российское законодательство лояльно в том, что если разрешенная скорость, скажем, 70, то плюс 20 километров в час ты можешь ехать безнаказанно, за 90 в этом случае никто не оштрафует. Но лично у меня, каюсь, другие цифры: я езжу давно и примерно знаю, где нет людей и можно "притопить".

На посту в тот день собралась целая очередь из белорусов: за мной было еще 3 или 4 человека.

Интересно, что 11 ноября я возвращался на работу в Москву - снова тормозили всех белорусов, меня в том числе. Я уже подготовился, взял с собой постановления. Инспектор, когда увидел их, сказал: "Ну, свободен!" А так стояло 3-4 авто белорусских.

В Москве камер очень много, там я стараюсь не нарушать, причем они "ловят" не только на скорость, а фиксируют разные нарушения, как, например, заезд за стоп-линию, пересечение сплошной линии разметки, проезд на красный свет и т.п. Инспектор сказал, что Москва - это отдельный регион, там и будут выноситься постановления.

От Автобизнеса

Заставить белорусов и других иностранцев платить штрафы за нарушения, зафиксированные камерами скорости, - давняя мечта россиян. Еще в 2017 году со ссылкой на ГИБДД "Коммерсант" писал , что правоохранительные органы России, Беларуси и Казахстана наладят обмен информацией о нарушителях.

То, что белорусов за нарушения ПДД в России начнут штрафовать уже в первом полугодии этого года, заявлял в марте 2019-го глава ГИБДД Михаил Черников. Тогда же была проведена коллегия с Беларусью по информационному взаимодействию и обмену Правилами дорожного движения. "И все те нарушения ПДД как в Беларуси, так и в России по истечении 70 суток будут переданы на территорию той страны, где проживает тот или иной гражданин, - это взыскание в принудительном порядке штрафов", - сказал Черников.

Чаще всего постановления выносятся по ст.12.9 КоАП РФ, которая регулирует превышение скорости от 20 до 40 км/ч от установленного лимита. За данное правонарушение автолюбитель должен заплатить 500 рублей. Это минимальный штраф, в 20-дневный срок его можно уплатить с 50-процентной скидкой.

Так или иначе, но помните о скорости на трассе М1, в том числе на российском участке. Теперь может случиться так, что штрафа избежать не получится. Хотя дело даже не в наказании - просто нужно думать о безопасности, ведь из-за превышения скоростных режимов на М1 происходит немало жутких ДТП.

Читайте также: