Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов

Обновлено: 03.05.2024

Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 ноября 1994 г. № 1233

г. Москва

Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности

(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.07.2012 № 740, от 20.02.2016 № 123, от 18.03.2016 № 214, от 06.08.2020 № 1186)

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.07.2012 № 740; от 18.03.2016 № 214)

2. Установить, что служебная информация, содержащаяся в подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, других служебных документов, не подлежит разглашению (распространению).

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации В.Черномырдин

УТВЕРЖДЕНОпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 3 ноября 1994 г. № 1233

ПОЛОЖЕНИЕо порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности

(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.07.2012 № 740, от 20.02.2016 № 123, от 18.03.2016 № 214, от 06.08.2020 № 1186)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет общий порядок обращения с документами и другими материальными носителями* информации (далее - документами), содержащими служебную информацию ограниченного распространения, в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, а также на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях (далее - организациях). (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.07.2012 № 740; от 18.03.2016 № 214)

Положение не распространяется на порядок обращения с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну.

1.2. К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2016 № 123)

1.3. Не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения:

акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;

описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;

порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;

решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке;

сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;

документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1186)

информация, содержащаяся в архивных документах архивных фондов (за исключением сведений и документов, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации). (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1186)

1.4. На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка "Для служебного пользования".

1.5. Руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа управления использованием атомной энергии, уполномоченного органа по космической деятельности в пределах своей компетенции определяет: (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.07.2012 № 740; от 18.03.2016 № 214)

категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения;

порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям;

порядок снятия пометки "Для служебного пользования" с носителей информации ограниченного распространения;

организацию защиты служебной информации ограниченного распространения.

1.6. Должностные лица, принявшие решение об отнесении служебной информации к разряду ограниченного распространения, несут персональную ответственность за обоснованность принятого решения и за соблюдение ограничений, предусмотренных пунктом 1.3 настоящего Положения.

1.7. Служебная информация ограниченного распространения без санкции соответствующего должностного лица не подлежит разглашению (распространению).

1.8. За разглашение служебной информации ограниченного распространения, а также нарушение порядка обращения с документами, содержащими такую информацию, государственный служащий (работник организации) может быть привлечен к дисциплинарной или иной предусмотренной законодательством ответственности.

1.9. В случае ликвидации федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа управления использованием атомной энергии, уполномоченного органа по космической деятельности, организации решение о дальнейшем использовании служебной информации ограниченного распространения принимает ликвидационная комиссия. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.07.2012 № 740; от 18.03.2016 № 214)

2. Порядок обращения с документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения

2.1. Необходимость проставления пометки "Для служебного пользования" на документах и изданиях, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, определяется исполнителем и должностным лицом, подписывающим или утверждающим документ. Указанная пометка и номер экземпляра проставляются в правом верхнем углу первой страницы документа, на обложке и титульном листе издания, а также на первой странице сопроводительного письма к таким документам.

2.2. Прием и учет (регистрация) документов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, осуществляются, как правило, структурными подразделениями, которым поручен прием и учет несекретной документации.

2.3. Документы с пометкой "Для служебного пользования":

печатаются в машинописном бюро. На обороте последнего листа каждого экземпляра документа машинистка должна указать количество отпечатанных экземпляров, фамилию исполнителя, свою фамилию и дату печатания документа. Отпечатанные и подписанные документы вместе с черновиками и вариантами передаются для регистрации работнику, осуществляющему их учет. Черновики и варианты уничтожаются этим работником с отражением факта уничтожения в учетных формах;

учитываются, как правило, отдельно от несекретной документации. При незначительном объеме таких документов разрешается вести их учет совместно с другими несекретными документами. К регистрационному индексу документа добавляется пометка "ДСП";

передаются работникам подразделений под расписку;

пересылаются сторонним организациям фельдъегерской связью, заказными или ценными почтовыми отправлениями;

размножаются (тиражируются) только с письменного разрешения соответствующего руководителя. Учет размноженных документов осуществляется поэкземплярно;

хранятся в надежно запираемых и опечатываемых шкафах (ящиках, хранилищах).

2.4. При необходимости направления документов с пометкой "Для служебного пользования" в несколько адресов составляется указатель рассылки, в котором поадресно проставляются номера экземпляров отправляемых документов. Указатель рассылки подписывается исполнителем и руководителем структурного подразделения, готовившего документ.

2.5. Исполненные документы с пометкой "Для служебного пользования" группируются в дела в соответствии с номенклатурой дел несекретного делопроизводства. При этом на обложке дела, в которое помещены такие документы, также проставляется пометка "Для служебного пользования".

2.6. Уничтожение дел, документов с пометкой "Для служебного пользования", утративших свое практическое значение и не имеющих исторической ценности, производится по акту. В учетных формах об этом делается отметка со ссылкой на соответствующий акт.

2.7. Передача документов и дел с пометкой "Для служебного пользования" от одного работника другому осуществляется с разрешения соответствующего руководителя.

2.8. При смене работника, ответственного за учет документов с пометкой "Для служебного пользования", составляется акт приема-сдачи этих документов, который утверждается соответствующим руководителем.

2.9. Проверка наличия документов, дел и изданий с пометкой "Для служебного пользования" проводится не реже одного раза в год комиссиями, назначаемыми приказом руководителя. В состав таких комиссий обязательно включаются работники, ответственные за учет и хранение этих материалов.

В библиотеках и архивах, где сосредоточено большое количество изданий, дел и других материалов с пометкой "Для служебного пользования", проверка наличия может проводиться не реже одного раза в пять лет.

Результаты проверки оформляются актом.

2.10. О фактах утраты документов, дел и изданий, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, либо разглашения этой информации ставится в известность руководитель организации и назначается комиссия для расследования обстоятельств утраты или разглашения. Результаты расследования докладываются руководителю, назначившему комиссию.

На утраченные документы, дела и издания с пометкой "Для служебного пользования" составляется акт, на основании которого делаются соответствующие отметки в учетных формах. Акты на утраченные дела постоянного срока хранения после их утверждения передаются в архив для включения в дело фонда.

2.11. При снятии пометки "Для служебного пользования" на документах, делах или изданиях, а также в учетных формах делаются соответствующие отметки и информируются все адресаты, которым эти документы (издания) направлялись.

* Требования настоящего Положения распространяются на порядок обращения с иными материальными носителями служебной информации ограниченного распространения (фото-, кино-, видео- и аудиопленки, машинные носители информации и др.)

• разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
• об идентификационном номере налогоплательщика;
• о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
• предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами.

Налоговые органы не считают секретными сведения о задолженности компании, даже если невыполненное обязательство перед бюджетом нельзя отнести к налоговому правонарушению (письмо МНС России 5 марта 2002 г. № ШС-6-14/252). Нетрудно догадаться, что наличие у контрагента компании данных о ее задолженности перед бюджетом может негативно сказаться на перспективах делового сотрудничества.

Доступ к сокровенному

Если запрос был направлен по почте, то подпись должностного лица подтверждается печатью.

Если заявка подается в электронном виде, тогда подпись должностного лица подтверждается электронной цифровой подписью.

Кроме этого, у госслужащего должны быть основание (ссылка на закон, устанавливающая право пользователя на получение конфиденциальной информации) и мотив (цель, связанная с исполнением должностных обязанностей) для запроса. Например, мотивом может быть дело в судопроизводстве или оперативно-розыскное мероприятие.

Запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям настоящего порядка, не будут исполнены. За выполнение таких заявок предусмотрена уголовная ответственность (ст. 183 УК РФ). Но вопрос о доступе к налоговой тайне неоднозначен и вызывает массу противоречивых толкований.

Компании без секретов

Как уже выяснилось, госслужащие могут быть наказаны за небрежное обращение с налоговой тайной. Но для компаний, секреты которых были разглашены, гораздо важнее то, как это отразится на них, а не на чиновниках.

Сведения, относящиеся к налоговой тайне, как и к любой иной конфиденциальной информации, в первую очередь интересуют лиц, использующих их против компании.

Такими лицами могут быть конкуренты, которым данные сведения необходимы для определения финансовой устойчивости и перспектив развития предприятия. Кроме того, налоговой тайной могут заинтересоваться специализированные организации, занимающиеся так называемыми недружественными поглощениями и захватами бизнеса. Последним, такая информация просто необходима для анализа деятельности предприятия. При проведении налоговых проверок контролирующие органы могут назначать встречные проверки контрагентов проверяемого налогоплательщика.

Значит, он более точно оценит реальный оборот компании, даже если она использует бизнес-схемы с участием индивидуальных предпринимателей и оффшорных компаний. Кстати, компании, которая каким-то образом получила диск с налоговой тайной и стала распространять секретную информацию о других фирмах, не угрожает уголовная ответственность. Ведь, исходя из самого определения, данные предоставлялись не ей, а налоговому органу, и доказать преступный сговор крайне трудно.

На практике налогоплательщик никак не может проследить, кем и каким образом используется информация о нем, предоставленная в налоговые органы.

Следовательно, в случаях, когда такие запросы из налоговых органов приходят зависимым организациям в рамках встречных проверок, необходимо внимательно отнестись к тому, какие сведения стоит представлять, а какие нет.

Напомним, что при проведении камеральных и выездных проверок налоговые органы могут потребовать информацию о деятельности фирмы, связанной с контрагентами.

Однако инспекция вправе получить у этих лиц только те документы, которые относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика (абз. 2 ст. 87 НК РФ). Таким образом, ни балансы контрагентов, ни книги покупок и продаж к таким документам не относятся. Кроме того, налоговые органы не вправе проводить ревизии контрагентов проверяемых компаний, то есть следующего звена бизнес-цепочки, хотя инспекторы часто пытаются это сделать.

На сегодняшний день сложилась однозначная арбитражная практика в пользу фирм (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 сентября 2004 г. по делу № А19-3516/04-5-51-Ф02-3670/ 04-С1, ФАС Московского округа от 1 октября 2004 г. по делу № КА-А40/8815-04).

Как уже выяснилось, госслужащие могут быть наказаны за небрежное обращение с налоговой тайной. Но для компаний, секреты которых были разглашены, гораздо важнее то, как это отразится на них, а не на чиновниках.

Сведения, относящиеся к налоговой тайне, как и к любой иной конфиденциальной информации, в первую очередь интересуют лиц, использующих их против компании.

Такими лицами могут быть конкуренты, которым данные сведения необходимы для определения финансовой устойчивости и перспектив развития предприятия.

Кроме того, налоговой тайной могут заинтересоваться специализированные организации, занимающиеся так называемыми недружественными поглощениями и захватами бизнеса.

Последним, такая информация просто необходима для анализа деятельности предприятия. При проведении налоговых проверок контролирующие органы могут назначать встречные проверки контрагентов проверяемого налогоплательщика.

У вас судебный процесс против налоговой?

Проконсультируем. Поможем выиграть процесс. Представим Ваши интересы в арбитражном суде.

Компания может самостоятельно сберечь тайну

Ряд простых шагов позволит минимизировать риск разглашения работниками компании конфиденциальных сведений, использование которых третьими лицами впоследствии причинило компании убытки.

Во-первых, необходимо ограничить круг лиц, владеющих и (или) имеющих доступ к налоговой тайне. Фактически этими сведениями обладает лишь топ-менеджмент, бухгалтерия и финансовый отдел.

Отсутствие текучести указанных кадров, лояльность и высокая мотивация сотрудников устранит саму возможность обнародования информации.

Во-вторых, требуется установить в трудовом договоре личную ответственность работников за разглашение конфиденциальной информации и взыскания за неисполнение этих условий.

Формальная независимость спасет налоговую тайну

Утечка конфиденциальной информации возможна, например, через государственные органы.

При этом внешние закупки группы должна осуществлять одна компания, продажи – другая, а управление, неформально, будет сосредоточено в третьей.

Налоговым, правоохранительным органам и конкурентам будет труднее собрать информацию об операциях группы (особенно при несовпадении учредителей и должностных лиц).

А по отдельности каждая компания не будет представлять из себя ничего интересного.

С момента их вступления в силу, многих стал волновать вопрос: что же теперь будет с адвокатской, аудиторской и прочими тайнами?

Неужели каждый аудитор, который проводил проверку на вашем предприятии, повинуясь своему гражданскому долгу, отправит копию аудиторского отчета в налоговую?

Что делать в такой ситуации?

Может, больше не обращаться ни к каким специалистам в страхе, что все ваши тайны станут достоянием компетентных органов?

Давайте сразу возьмем за основу, что ваша фирма — самый обычный налогоплательщик, а не пособник террористов и не содержатель наркопритона. С последними - разговор особый, и ограждать мирных граждан от их деятельности — прямая задача государства.

С какой целью я их позвал?

Прежде всего, и адвокаты, и аудиторы связаны профессиональной тайной по отношению к своим клиентам.

Кроме того, не следует забывать, чем именно занимаются аудиторские компании, адвокаты, нотариусы и т. д.

Для этого представителям тех профессий, которые связаны с привлечением к себе клиентов, просто необходима безупречная деловая репутация.

А что от нее останется, если каждый раз, когда, например, аудиторы обнаружат в ваших бухгалтерских документах ошибки, третьими лишними станут налоговики?

В российском законодательстве особое внимание уделяется вопросам хранения и доступа к информации. В первую очередь речь идет о работе сотрудников коммерческих и государственных организаций, у которых есть доступ к конфиденциальной информации – коммерческой и государственной тайне. Это создает риск утечки данных. Примеры, которые хорошо иллюстрируют проблему – промышленный шпионаж и воровство технологий, несанкционированный доступ к базам данных клиентов банков.

Для соблюдения этих мер используются разрешительные системы доступа персонала организаций к информации.

Что такое конфиденциальная информация

Конфиденциальные данные – это информация, доступ к которой имеет ограниченный круг лиц. При этом те, кто получает конфиденциальные сведения, не имеют права раскрывать их третьим лицам без предварительной договоренности и согласия контролирующих органов.

Организации ограничивают доступ к определенной информации из-за того, что она напрямую связана с коммерческим интересом предприятия или имеет ценность сама по себе.

Разрешительные системы

Разрешительная система доступа к информации – это комплекс мер, направленных на борьбу с несанкционированным доступом к данным (НСД). В каждой организации системы устроены по-разному, но, исходя из требований закона, у них есть общие черты:

  1. Выдвигаются определенные требования к тому, какие лица могут получать сведения: стажу работы и возрасту, наличию офицерского звания, рангу сотрудника;
  2. Персонал, получивший доступ к информации в государственных организациях – МВД, ФСБ, Миграционной службе РФ, находится под надзором органов. В частных организациях эта обязанность возложена на службу безопасности и специальные структурные подразделения;
  3. Информация хранится, обрабатывается и передается исключительно в защищенном виде для того, чтобы препятствовать НСД.

Для понимания того, как функционирует разрешительная система, нужно подробнее рассмотреть, как реализовывается каждая функция, возлагаемая на нее.

Нормативно-правовая база

Каждая разрешительная система опирается на свод нормативно-правовых документов организации, в котором описываются правила работы с защищаемыми сведениями, а также требования к лицам, которые получают конфиденциальную информации.

От того, насколько проработана правовая база системы, зависит то, как успешно она будет функционировать. В нормативно-правовых актах следует максимально детально отразить, как строится управленческая вертикаль организации (кто и каким образом выдает разрешение на доступ к конфиденциальной информации), описать требования к сотрудникам и указать перечень лиц, ответственных за управление конфиденциальной информацией.

Чем детальнее проработана нормативно-правовая база в организации, тем меньше риск утечки данных. Важно сделать так, чтобы каждое действие, связанное с защищенными данными, подвергалось контролю внутри организации.

В документах нужно перечислить сотрудников, которые могут санкционировать доступ к сведениям. При этом нужно разграничивать их полномочия. К примеру, директор имеет право предоставить разрешение на просмотр любых данных, в то время как руководитель отдела ограничен своей сферой деятельности.

Определение круга лиц, которые получают разрешение

Для защиты конфиденциальных сведений устанавливается строгий контроль за тем, кто входит в круг лиц, имеющих допуск к секретным сведениям. Сотрудникам организации выдвигаются требования, соразмерные с важностью сведений, к которым они имеют допуск. Обязательное требование – запрет на разглашение внутренней информации.

В зависимости от ценности защищаемых сведений, меняются требования. К примеру, доступ к наиболее ценной информации могут иметь только доверенные сотрудники или персонал конкретных структурных подразделений организации, которым эта информация нужна для служебных целей. В случае работы с государственной тайной работник часто не имеет права покидать пределы РФ. Запрет на выезд за границу – один из частных способов защитить ценные сведения от утечки.

Другие возможные требования к лицу, которое получает доступ к конфиденциальной информации:

  • возраст;
  • должность;
  • наличие офицерского звания (для государственной тайны);
  • стаж работы в организации.

Помимо этих требований, могут выдвигаться и другие. Все зависит от важности конфиденциальной информации и сферы работы организации.
Система контроля доступа также учитывает и ценность самих конфиденциальных данных. Так, к менее значимым конфиденциальным сведениям допуск могут получать даже рядовые сотрудники, в то время как к более ценным только те, которые занимают руководящие должности.

Конкретный сотрудник должен получать разрешение на изучение только тех документов, которые нужны ему для выполнения служебных обязанностей. При этом в документообороте надо обязательно указывать перечень документов и сведений, к которым человек получил доступ, а также время его получения.

Во многих организациях сотруднику предоставляют частичное право на просмотр документов. Бывает так, что для выполнения работы не нужна полная версия документа. Это дополнительная мера, способствующая увеличению безопасности.

Контроль за сотрудниками, имеющими доступ к информации

Каждый работник, который получил допуск к информации, должен быть ответственным за ее сохранность. В случае несанкционированного доступа, ответственность за возникшие проблемы несут также и те, кто выдавал допуск на изучение сведений.

Наблюдением за сотрудниками, получившими разрешение на изучение конфиденциальной информации, занимаются специалисты, указанные в правовых документах организации. В коммерческих компаниях этим обычно занимается служба безопасности или другое специально созданное структурное подразделение.

Разрешительная система предполагает постоянный учет. Записывается время предоставления доступа к конфиденциальным сведениям, указывается перечень лиц, которые его получали. Кроме того, перечисляются конкретные положения документа, к которым пользователь получал допуск. Учет необходим для того, чтобы эффективней контролировать лиц, имеющих разрешение. Кроме того, он помогает расследовать случаи утечки сведений и находить виновных.

Хранение, обработка и передача информации

Должностные лица обязаны контролировать документооборот организации и следить, чтобы никто не получил к нему несанкционированный доступ. Для этого конфиденциальные сведения должны передаваться по защищенным каналам связи и храниться надежным образом.

Физические документы ранжируются по грифам и располагаются в охраняемом месте, в пределах которого могут находиться только доверенные лица. Выдача документов для просмотра происходит под наблюдением уполномоченных сотрудников.

Если данные хранятся на электронных носителях, то они должна быть зашифрованной. Самая важная и засекреченная информация должна храниться на устройствах без подключения к Интернету. Допускается ее передача по локальной сети организации, но только в зашифрованном виде. Эти меры позволяют защитить сведения от НСД.

Порядок доступа к конфиденциальной информации

При получении доступа к конфиденциальной информации сотрудник делает прямой запрос руководителю. В нем он должен указать причины, по которым ему понадобилась закрытая информация. Иногда запрос предварительно проверяют сотрудники более низкого ранга и служба безопасности.

Для получения разрешения сотрудник обязан изучить нормативно-правовую базу организации, касающуюся секретных сведений. Кроме того, он подписывает документ, по которому на него накладываются дополнительные обязательства, в том числе требование о неразглашении секретных данных.

Документ, который разрешает доступ к информации, – это допуск, в котором перечислены лица, получающие его, и перечень сведений, которые им выдаются. На нем обязательно должна быть подпись руководителя или официальная печать. Обязательному протоколированию подлежат дата и время получения информации.

Допуск могут выдавать и другие лица – заместители руководителя и иные должностные лица. Они выдают разрешения только в пределах своих полномочий.

Доступ к конфиденциальной информации – важный вопрос как для коммерческих, так и для государственных организаций. Чтобы защитить сведения, в организациях вводятся разрешительные системы доступа к информации, которые позволяют уберечь секретные данные он несанкционированного проникновения к ним и предотвратить их утечку из-за сотрудников.

Компания может столкнуться с налоговой тайной при работе с поставщиками или участии в тендерах. Например, крупный партнер попросит сделать налоговую тайну общедоступной. Звучит так себе, но на деле не страшно.

Что такое налоговая тайна

Начнем с примера: бывшая жена ИП Петрова хочет узнать, сколько он зарабатывает и в каком банке держит деньги. Она обращается в налоговую с запросом:

Прошу предоставить сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета ИП Петрова; о номерах расчетных счетов, количестве и движении средств в рублях и иностранной валюте.

Если сотрудник налоговой расскажет о доходах и счетах предпринимателя, он рискует получить штраф до 1 млн рублей. Потому что эти сведения — налоговая тайна.

В законе нет списка сведений, которые относятся к налоговой тайне. Зато есть определение от обратного: налоговая тайна — это любые сведения, которые налоговая получает от бизнеса, кроме тех, что перечислены в статье 102. К примеру, в списке:

  • общедоступные сведения. Это название компании, ее адрес, дата регистрации и всё, что она сама рассказывает у себя на сайте или в рекламе, социальных сетях;
  • ИНН;
  • информация о долгах и задержках по налогам;
  • налоговый режим компании, например упрощенка;
  • среднесписочная численность сотрудников за прошлый год;
  • налоги, доходы и расходы за прошлый год.

Всё, что не входит в список исключений, могут знать налоговая, сам налогоплательщик и по запросу в налоговую или компанию — полиция с судом. Задача налоговой — следить, чтобы её сотрудники не разглашали эти сведения.

Кажется, что налоговая тайна — это что-то из внутреннего мира налоговиков, но есть два случая, когда тайна может понадобится предпринимателю:

  • проверка контрагентов;
  • признание налоговой тайны общедоступной для участия в тендере или сотрудничества с крупной компанией.

Налоговая тайна и проверка контрагентов

Подробнее о должной осмотрительности

До 2016 года в открытом доступе можно было найти только название, адрес компании, имя ее учредителя и данные о специальном налоговом режиме, например упрощенке. Остальное приходилось запрашивать у партнеров, потому что сведения о доходах, расходах, имуществе и сотрудниках были налоговой тайной. А сейчас это уже не тайна.

Нет точного списка, что обязательно проверить у контрагента, поэтому лучше посмотреть всё, что есть:

В сервисы попадают сведения за прошлый год — именно они уже не входят в налоговую тайну. Информация появляется по частям:

  • 1 августа — о спецрежиме на конец прошлого года и численности сотрудников. Можно проверить, работает поставщик на упрощенке или на общем налоговом режиме и сколько у него сотрудников;
  • 1 октября — налоги и страховые взносы, которые заплатила компания за прошлый год, ее доходы и расходы. Можно посмотреть динамику доходов и расходов за 2017-2018 годы;
  • 1 декабря — о налоговых нарушениях, недоимке по налогам и взносам, штрафах.

Если компания сдает отчеты в Росстат, там можно посмотреть ее долги, доходы и расходы по месяцам и узнать, сдавала ли она нулевые декларации. Сведения с сайта налоговой и Росстата автоматически подтягиваются в сервисы проверки контрагентов, например Сбис, Спарк.

Налоговая тайна и общедоступные сведения

В налоговую можно написать заявление, чтобы сведения, составляющие налоговую тайну, стали общедоступными. Например, так делают, если просит крупный партнер или для участия в тендерах.


Как провести тендер


В заявлении указывают коды — по ним налоговая узнаёт, какие сведения открывать. Например, код 0400 значит, что нужно открыть информацию о банке, в котором у компании счет, номере, дате открытия, типе счета и движении денег на нем. Если случайно указать не тот код, налоговая откроет не ту информацию.

Здесь же в заявлении указывают, за какой период открывают сведения, но есть нюанс: то, что уже стало открытым, остается открытым навсегда. В налоговом кодексе нет статьи об отзыве согласия.

Наказание за раскрытие налоговой тайны

За разглашение налоговой тайны есть наказания:

  • за сбор сведений, похищение документов или подкуп сотрудников налоговой — штраф до 500 000 рублей, исправительные работы до года или лишение свободы до двух лет;
  • разглашение или использование сведений — штраф до 1 млн рублей или лишение свободы до трех лет.

Сложно узнать, что сотрудник налоговой копирует на флешку декларации компании, а потом их продает конкурентам. Но такое может произойти, если владелец компании случайно увидит свою декларацию в интернете. Тогда надо обратиться в полицию или прокуратуру, они проведут расследование и всех накажут.

Читайте также: