Перспективы развития сотрудничества налоговых органов с налогоплательщиками

Обновлено: 04.05.2024

Информационное взаимодействие между структурными подразделениями одного налогового органа представлено обменом документов на бумажных носителях, электронными образами этих документов и электронными документами.

Обмен файлами документов осуществляется по локальной вычислительной сети, с использованием системы электронного документооборота, средств внутренней электронной почты, веб-доступа к ресурсам сети, совместно используемых каталогов файловых систем, доступа к базам данных налогового администрирования.

Характер взаимодействия между структурными подразделениями налоговых органов зависит от их организационных структур, рекомендованных ФНС России, технической оснащенности, квалификации персонала и уровня руководства налоговым органом. Эти факторы оказывают существенное влияние на корпоративный уровень взаимодействия в целом.

В течение последних 10 лет в системе ФНС России произведены коренные преобразования, повлекшие сокращение числа налоговых инспекций (в 5 - 6 раз) и персонала. Созданы межрайонные налоговые инспекции, обслуживающие налогоплательщиков нескольких административно-территориальных образований, на базе упраздненных налоговых инспекций образованы территориально обособленные рабочие места (ТОРМ). Отдаленность налогоплательщиков - юридических и физических лиц непосредственно от центральных офисов налоговых инспекций еще больше обострила необходимость получения оперативной и достоверной информации по каналам связи о налоговых поступлениях, задолженности налогоплательщиков, обращениях и др. В настоящее время функции ТОРМ ограничены приемом отчетности, выдачей справок о состоянии расчетов, получением заявлений, индивидуальным консультированием. Это препятствует решению задачи преобразования налоговых органов в сервисные центры обслуживания налогоплательщиков.

Информационное взаимодействие между налоговыми органами осуществляется как по вертикали иерархии организационного подчинения, так и по горизонтали. Обусловлено это тем, что иерархия функций налогового администрирования включает в себя административные, методические, плановые, контрольно-аналитические процессы, учет платежей, проведение выездных проверок, мониторинг недоимок и др. Все это требует организации как вертикальных (восходящих и нисходящих), так и горизонтальных информационных потоков.

Информационное взаимодействие представляет собой обмен информацией, электронными документами и документами на бумажных носителях, доставляемыми, как правило, курьерами, и электронными образами этих документов (с использованием каналов связи) в соответствии с порядком, регламентами и протоколами по обмену информацией.

Существенной проблемой в реализации задач информационного взаимодействия в системе ФНС России, имеющей глубокие корни, является неравномерное развитие информационных технологий в регионах. Изначально, с 1990-х гг., необходимой компьютерной и электронной техникой оснащались налоговые органы экономически сильных регионов за счет избыточных средств действующего в то время фонда социального развития налоговых инспекций. Наряду с этим основную часть средств на материально-техническое обеспечение этим регионам, которые, кстати, давали наибольшие налоговые поступления в государственный бюджет, выделял федеральный центр.

Это привело к неравномерному развитию налоговых органов в настоящее время. Между субъектами и объектами налогового администрирования недостаточно оперативно ведется обмен информацией, связанный с истребованием документов при проведении налоговых проверок, возмещением налога на добавленную стоимость, постановкой на налоговый учет и снятием с него налогоплательщиков, учетом объектов налогообложения, информацией об открытии и закрытии счетов в банковских учреждениях и др.

Снять остроту данной проблемы призвано создание Федерального казенного учреждения "Налог-сервис", предметом деятельности которого является осуществление организационно-технического и информационного обеспечения деятельности ФНС России, ее территориальных органов, а именно:

  • централизованный ввод сведений о налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности, представленных налогоплательщиком на бумажном и электронном носителях, а также по каналам связи;
  • централизованный ввод сведений из иных документов, представляемых в налоговые органы на плановой основе, в том числе в соответствии со ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ);
  • централизованный ввод документов переменной структуры (счетов-фактур, книг покупок и продаж, выписок банков), которые получены налоговыми органами в результате процедуры истребования;
  • централизованная печать и (или) массовая рассылка налогоплательщикам налоговых документов по имущественным налогам, в том числе в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
  • администрирование технического, программного и информационного обеспечения автоматизированной информационной системы (АИС "Налог") ФНС России;
  • оказание услуг контакт-центра, включающих анализ обращений пользователей и актуализацию информационного обеспечения его работы;
  • централизованное архивное хранение в бумажном и электронном виде документов, поступающих или образующихся в результате деятельности налоговых органов;
  • формирование архивных фондов, осуществление учета, хранения, научно-технической обработки документов, образующихся в результате деятельности налоговых органов;
  • обеспечение мероприятий по защите информации;
  • обеспечение мероприятий по эксплуатации, обслуживанию и ремонту систем и средств связи и автоматизации, вычислительной и копировально-множительной техники, оргтехники, эксплуатируемых в налоговых органах.

В соответствии с Законом РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и Положением о Федеральной налоговой службе "Налог-сервис" осуществляет взаимодействие с налогоплательщиками, органами государственной власти и государственного управления, с регистрирующими органами, финансово-кредитными и другими организациями всех уровней. Перечень этих организаций достаточно широк: около 50 ведомств и их представительств на местах.

Информационный обмен с внешними организациями и ведомствами организуется по каналам связи и (или) на электронных или бумажных носителях в соответствии с соглашениями, регламентами и протоколами по обмену информацией и с учетом готовности этих органов к обмену с применением современных средств вычислительной техники.

Юридической основой взаимодействия служит законодательство РФ (НК РФ, Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" и др., которые определяют задачи, функции и полномочия конкретного ведомства и ведомственные нормативные акты: приказы, положения, договоры, соглашения, устанавливающие конкретные направления, формы и методы взаимодействия, взаимные права и обязанности в ходе его осуществления).

Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов в качестве задачи современного этапа развития налогового администрирования определено повышение его эффективности за счет изменения идеологии взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками. Вместе с тем необходимы соответствующие условия и механизмы взаимодействия между структурными подразделениями ФНС России для избавления налогоплательщиков от излишнего администрирования при сохранении за налоговыми органами достаточных полномочий. Соблюдение баланса прав и обязанностей возможно за счет развития особого функционального блока в механизме налогового администрирования по взаимодействию с налогоплательщиками, ориентированного на решение следующих задач:

  • расширение сферы предоставляемых налогоплательщикам услуг и модернизация применяемых для этого технологий;
  • минимизация издержек выполнения законодательных требований по исполнению налоговой обязанности;
  • упрощение административных процедур для законопослушных налогоплательщиков;
  • переориентация системы контроля на сдерживание налоговых правонарушений;
  • противодействие сознательному уклонению от уплаты налогов;
  • развитие налоговой культуры в целях осознания большинством налогоплательщиков необходимости уплаты налогов;
  • воздействие на сознание и поведение налогоплательщиков с целью вовлечения их в правовое поле налоговых отношений.

Институт налогового администрирования выполняет важную превентивную функцию, которая актуализирует направления деятельности, в том числе сервисную (информирование), формирование электронных баз данных, содержащих необходимые сведения для исчисления и уплаты налогов, развитие электронных сервисов.

В условиях неурегулированности межбюджетных отношений, хронической недостаточности средств в бюджетах (особенно местных) наиболее актуальным является вопрос информационного взаимодействия налоговых органов с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях обеспечения финансовых органов местных администраций информацией. Эта информация необходима для формирования и исполнения соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами.

Неотлаженность системы получения и обработки информации о налогоплательщиках (их доходах, финансовых потоках, имуществе, сделках и т.д.) в электронном виде не позволяет своевременно и правильно исчислить налог. Вместе с тем отсутствие полной информации в органах законодательной (представительной) и исполнительной власти о поступлении налогов в бюджет лишает их возможности принимать управленческие решения. Решению этой проблемы мешают ведомственная разобщенность, а также низкая обеспеченность органов местного самоуправления компьютерной техникой и соответствующими специалистами. Необходимо также отметить, что в Российской Федерации отсутствует единый координирующий орган, который занимался бы работой по реализации стратегии развития сектора информационных технологий как целенаправленной и активной деятельности государства.

Задача государства не только в полном объеме взимать налоги, но и публично, своевременно и исчерпывающим образом информировать налогоплательщиков об их правах и обязанностях. Государственная власть также обязана заранее и широко сообщать обо всех готовящихся изменениях и поправках в налоговом законодательстве, избирать такие формы и способы доведения информации о налогах до потенциальных налогоплательщиков, которые позволяли бы им без неоправданных затруднений получать и воспринимать касающиеся их нормы и режимы налогообложения.

Развитие системы представления налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи является перспективным направлением построения качественно новых деловых отношений между государством и налогоплательщиками. По мнению налогоплательщиков, к снижению уровня коррупции ведет такой общеизвестный прием, как сведение к минимуму личных контактов работников налоговых инспекций с налогоплательщиками (классическим примером в этой области может служить внедрение электронных форм общения). Информированность налогоплательщиков - очевидный путь сокращения числа правонарушений и преступлений, так как нет необходимости искать неформальных контактов с инспекцией.

Итогом модернизации налоговых органов должна стать четко организованная (ФНС - управление - инспекция - налогоплательщик) система налогового администрирования с предельно прозрачной и упрощенной налоговой отчетностью, ясно сформированным налоговым законодательством, максимально приближенная и доброжелательная к налогоплательщикам при условии полной автоматизации всех рабочих процессов.

Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков, установленные ФНС России, внесли принципиальные изменения в характер отношений налогоплательщиков и налоговых органов: указанные отношения становятся уже не чисто фискальными, а приобрели характер партнерских. Принятие подобного акта явилось достаточно прогрессивным шагом в современных условиях проводимых налоговых преобразований.

Модернизация работы налоговых органов требует следующих направлений налогового администрирования:

  • разработки концепции оказания налогоплательщикам консультационных услуг;
  • обработки деклараций в центрах обработки данных, что позволит освободить персонал налоговых инспекций для более качественной информационно-консультативной работы с налогоплательщиками и снизить риски возможного влияния налогоплательщиков на процедуры налогового контроля;
  • дальнейшего развития и повсеместного внедрения в практику работы налоговых органов прогрессивных форм и методов информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками с использованием современных технических средств, в том числе организации порталов сайтов ФНС России и управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации с целью размещения материалов по актуальным вопросам налогового законодательства; создания на одном из центральных каналов учебно-информационной программы по вопросам налогообложения; оснащения собственной телестудии ФНС России; разработки сценарных и рекламных роликов ФНС России.

Для решения этих задач необходимо провести ряд комплексных мероприятий:

  • повсеместно внедрить в практику работы профилактику электронного документооборота;
  • представлять отчетность в электронном виде;
  • наладить обмен информации с налогоплательщиками, рассылку информации для налогоплательщиков, подключенных к системе представления отчетности по каналам связи;
  • расширить сферы услуг по консультированию, формированию и представлению отчетности в налоговых органах;
  • вести поиск и разработку новых эффективных форм взаимодействия.

Важно также отметить, что необходимость обеспечения информационной безопасности органов государственной власти в условиях перехода России к информационному обществу обусловлена тем, что в системе государственного управления обращается множество видов конфиденциальной информации:

  • служебная (о деятельности юридических лиц);
  • персональные данные физических лиц;
  • научно-техническая и др.

Нарушение статуса конфиденциальности обесценивает информацию, поэтому она должна быть защищена от воздействий, нарушающих ее статус. Это проявление заботы о безопасности информации.

К числу основных недостатков нормативного правового обеспечения информационной безопасности РФ в этой области относится, в частности, слабое развитие нормативной базы, стимулирующей вовлечение государственных информационных ресурсов в эффективный хозяйственный оборот.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что немногочисленные правовые нормы, относящиеся к информационному взаимодействию, которые включены в действующее законодательство, совершенно не обеспечены системой необходимых для их исполнения правовых, организационных и материально-технических гарантий. Вот почему эффективность таких нормативных правил в настоящее время так низка.

Список литературы

  1. Александров И.М. Налоги и налогообложение. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К, 2012. 318 с.
  2. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование: Учеб. пособие. М.: Экономист, 2006.
  3. Беспалов М.В. Анализ современной российской налоговой политики и планируемых изменений в налоговом законодательстве в 2011 году // Налоги и финансы. 2011. N 3.
  4. Беспалов М.В. Налоговая политика на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. 2012. N 6.
  5. Братухина О.А. Контроль и организация проверок налоговыми органами. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 400 с.
  6. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. 6-е изд. М.: ИНФРА-М, 2011. 507 с.
  7. Налоги / Под ред. Д.Г. Черника. 6-е изд. М.: Финансы и статистика, 2011. 788 с.
  8. Налоги и налоговое администрирование в Российской Федерации: Учеб. пособие / А.И. Пономарев, Т.В. Игнатова, М.А. Богатырев. М.: Финансы и статистика, 2009. 392 с.
  9. Налоги и налогообложение в России / Под ред. В.А. Парыгиной, К. Браун, Дж. Масгрейв, А.А. Тедеева. М.: Эксмо, 2012. 640 с.
  10. О налоговых органах Российской Федерации: Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 (в ред. от 07.05.2013).
  11. О направлении Плана мероприятий: Письмо ФНС России от 20.06.2011 N ММВ-17-8/3@.
  12. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (в ред. от 05.04.2013).
  13. Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе: Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (в ред. от 20.03.2013).

Кандидат экономических наук,

заместитель главного бухгалтера

Тамбовский государственный университет

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


За время существования налоговой системы в Российской Федерации сформировался определенный механизм налогового администрирования.

Налоговое администрирование — одна из частей управления налоговой системой, включающей в себя контроль соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками, контроль реализации и исполнения законодательства налоговыми органами, а также организационное и методическое, аналитическое обеспечение контрольной деятельности [1]. Данное понятие включает в себя качество работы налогового аппарата, которое способно в процессе функционирования как выявлять факты несовершенства налогового законодательства, так и стремиться соблюдать основные принципы налогообложения.

Перед налоговым администрированием стоит первостепенная задача — это в современных условиях, в условиях рыночной экономики, вовремя и своевременно реагировать на всевозможные изменения в экономике и налоговых правоотношениях.

Исследование проблем налогового администрирования непосредственно связано с повышением эффективности налоговой системы, качественным улучшением собираемости налогов.

Разработка методологических основ налогового администрирования, адаптированных к современным требованиям экономического развития, является важным направлением научного поиска. Его результаты позволят получить теоретико-методологическую основу эффективной реализации налоговой политики государства, что позволит обогатить отечественную теорию и практику налогообложения.

Эффективность функционирования налоговой системы во многом зависит от качества управления ею.

Налоговая система Российской Федерации подвергается постоянным изменениям, ориентируясь на современное состояние экономики в целом с целью увеличения налоговых поступлений в бюджет РФ. В нашей стране за последнее время реализовано множество мероприятий налогового администрирования, но сегодняшний день многие вопросы ориентировочно налогового администрирования остаются неизученными или изучены, но недостаточно хорошо и требуют дальнейшего рассмотрения, изучения и преобразования.

На данный момент в Налоговой системе РФ существуют следующие проблемы, неточности и пробелы:

  1. Ежегодно сокращается качество проведения камеральных налоговых проверок, при том, что количество налогоплательщиков лишь возрастает.

Это свидетельствует о том, что в целом по России плохо развит механизм выборки объектов проверки, так как из года в год меняется как состояние экономики в целом, так и деятельность налогоплательщиков, а также способы сокрытия и неуплаты доходов и ведения теневого бизнеса. Данные обстоятельства обуславливают необходимость постоянной перестройки и изменения алгоритмов и правил отбора налогоплательщиков в целях камеральной налоговой проверки, которые являются важным элементом в системе налогового администрирования.

Налоговое администрирование, прежде всего, нацелено на соблюдение налогового законодательства всеми участниками налогового процесса. Но проблема заключается в том, что налоговое законодательство РФ, во-первых, слишком неустойчиво, во вторых, запутанно и противоречит в определенной части экономическим реалиям. Кроме того, налоговое законодательство РФ содержит несколько неурегулированных моментов, которые приводят к созданию новых и использованию уже хорошо известных и налоговым органам, и всем налогоплательщикам налоговых схем уклонения от уплаты налогов и сокрытия своих доходов.

Налоговое администрирование, по сути, есть практическая деятельность налоговых органов. Для качественного исполнения функции администрирования налогов в современных экономических условиях необходимо сочетание нескольких факторов:

– наличие высококвалифицированных специалистов в налоговых органах;

– наличие должным образом оборудованного рабочего места;

– наличие новых технологий (программных продуктов) для осуществления многих функций в электронном виде для упрощения многих процедур, как для работников налоговых органов, так и для налогоплательщиков;

– скоординированная работа уполномоченных ведомств по обмену данными с налоговыми органами.

В отношении трёх последних перечисленных факторов существуют серьезные проблемы, хотя в последние два года ситуация существенно изменилась, но всё же ситуация сохранилась.

Что касается технического оснащения рабочего места, то здесь по сей день имеются такие проблемы, как:

– отсутствие удобного, оборудованного рабочего места, позволяющего сконцентрироваться на работе;

– отсутствие современной и работоспособной техники, соответствующей современным требованиям, что осложняет работу налоговых органов, а в некоторых случаях и вовсе останавливает её, т. к. программное обеспечение ПК не позволяет обработать нужную информацию (полученная информация не открывается на ПК) или вовсе некоторые системные программы не работают;

– отсутствует нужное количество компьютерной техники, оргтехники, в то время как налоговый орган принимает на службу нового сотрудника, но не в состоянии предоставить оснастить его рабочее место.

  1. Проблемы при осуществлении обмена данными между государственными органами иналоговыми инспекциями.

Так, происходят сбои или задержки при передаче данных от органов внутренних дел (паспортных столов, миграционной службы, ГИБДД) в налоговые органы, в результате чего налогоплательщики несколько лет могут ожидать получения уведомления об уплате транспортного налога на проданный автомобиль или квитанцию не на свое имя или не по месту жительства.

Также существуют проблемы обмена данными между самими налоговыми органами и массивный документооборот. К примеру, когда отправляется запрос о налогоплательщике, или запрос об истребовании документов по данному налогоплательщику в инспекцию по месту его постановки на учёт, но в установленные сроки ответ не получен, тем самым налоговый орган, отправивший запрос, не может произвести соответствующую работу или осуществить налоговую проверку.

Одним из способов снижения документооборота, что непосредственно положительно сказывается на системе, является составление по итогам налоговой проверки сразу акта, а не справки, как промежуточного документа, что в целом позволит налоговым органом в некоторой степени сократить расходы на осуществление соответствующей налоговой проверки, что и является одним из направлений налогового администрирования — снижение издержек.

Путями решения вышеперечисленных проблем могут стать следующие мероприятия:

– Ежегодное выделение средств из бюджета именно на цель закупки и обновления всей необходимой техники и персональных компьютеров, отвечающих последним требованиях.

– Разработка каналов связи, позволяющих не терять информацию во время обмена данными между государственными органами и налоговыми инспекциями и вовремя её получать.

– Закрепление ответственности за всеми органами за несвоевременное предоставление требуемой информации и несение соответствующих предусмотренных дисциплинарных взысканий (замечание, предупреждение, выговор и даже увольнение) за совершенный дисциплинарный проступок.

Администрирующие мероприятия: информирование налогоплательщиков, предоставление форм налоговой отчетности и разъяснение порядка их заполнения из-за налоговой неграмотности, проведение внутреннего аудита налоговых органов, выработка единой правоприменительной практики налоговых органов, развитие системы электронного взаимодействия, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан.

Контроль налоговыми органами мероприятий по взаимодействию должностных лиц и налогоплательщиков (аудио и видеоконтроль) во избежание проявления грубости, негатива, подозрительности и предвзятости со стороны должностного лица налогового органа.

Довольно часто юридические лица регистрируются на студентов, пенсионеров, безработных, лиц без определенного места жительства и д. р. На деле проверить всю эту информацию не составляет большого труда, но на это нужно время, которое по законодательству не отводится при регистрации юридического лица, т. к. существуют определенные сроки постановки на учёт, не включающие данное мероприятие предпроверочного анализа [2].

Решением данной проблемы будет закрепление на законодательном уровне дополнительного времени при постановке на учет в целях осуществления мероприятий предпроверочного анализа учредителей, мест регистраций и т. д. и тем самым будет происходить предотвращение существования фирм однодневок, посредствам которых и происходит сокрытие доходов, минимизация налоговых платежей и следовательно сокращение поступлений средств в бюджет.

Решение вышеперечисленных проблем является важным и необходимом этапом для достижения цели прозрачной и эффективной налоговой системы, обеспечивающей поступления налоговых доходов в бюджеты с максимальным соблюдение прав и интересов налогоплательщиков. Формирование мероприятий по преодолению изложенных выше проблем должно носить комплексный характер, учитывающий специфику российский условий и длительные промежутки времени до их реализации.

Поэтому необходимо создание такого механизма налогового администрирования, который приводил бы к наиболее качественному и количественному взиманию налогов и сборов, учитывающий специфику и состояние современной экономики, а также все изменения в налоговом законодательстве и ориентированном на налогоплательщиков, что и обуславливает высокую значимость и актуальность.

Обеспечение налогового администрирования является залогом оптимальной налоговой политики страны.

Несомненно, главными приоритетами налогового администрирования должны быть выявление и предотвращение использования налоговых схем, определение жестких мер ответственности за уклонение от уплаты налогов. Но также не стоит забывать о решении вышеперечисленных проблем, которые способствуют лучшей работе налоговых органов и улучшение взаимодействия с налогоплательщиками.

Законодательство Российской Федерации не безупречно, везде имеются пробелы, нерешенные вопросы, лазейки, которыми пользуется налогоплательщик для получения выгоды, тем самым нарушая законодательство РФ о налогах и сборах, что в свою очередь осложняет работу налоговых органов. Всё это в совокупности и ведет к недопоступлению денежных средств в бюджет страны. Между тем потенциал для увеличения собираемости налогов находится на достаточно высоком уровне.

Наша налоговая система должна быть ориентирована так, чтобы она функционировала с главной целью: стимулирование деловой активности, рост экономики и инвестиционных вложений в неё, создание конкурентных условий для существования и работы наших предприятий [3].

Условиями качественного налогового администрирования могут выступать: реорганизация и усовершенствование структуры ФНС России, усиление материально-технической базы, ориентация на прецеденты судебных разбирательств прошлых лет, дальнейшее внедрение и использование новых технологий работы, в частности и по отбору налогоплательщиков в целях совершения налоговой проверки, изменение структуры контакта и взаимоотношений ФНС России и налогоплательщиков, модернизация и развитие информационного обеспечения налоговых служб, переподготовка и повышение квалификации сотрудников налоговых органов с ориентацией на более лояльное взаимоотношение с налогоплательщиками.

Система администрирования налогов должна быть эффективной с точки зрения первостепенной государственной цели — обеспечение необходимых налоговых поступлений в бюджетную систему и одновременно снижение уровня издержек на исполнение налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков [4].

Грамотно сбалансированное и эффективное налоговое администрирование, сочетающее в себе интересы и государства, и налогоплательщиков, является важнейшей составляющей экономических, социальных и политических преобразований в стране.

Сейчас лишь можно сказать о том, что, лишь изменив неточности в НК РФ, мы сможем увидеть наличие или отсутствие результата, и предпосылки к дальнейшим действиям. Причина некоторых проблем сводится ещё и к тому, что происходит неточное толкование НК РФ, что обуславливается трудностями терминологий введения в Российскую практику правовую систему зарубежных правовых конструкций.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговое администрирование, налоговая система, налогоплательщик, орган, налоговое законодательство, проблема, налоговый орган, Российская Федерация, уплата налогов, сокрытие доходов.

Аннотация: Формирование модели сервисно-ориентированного администрирования предполагает развитие государственных услуг, основанных на электронном взаимодействии налоговых органов с налогоплательщиками. Реализация данного направления предполагает создание условий для упорядочения и упрощения налоговых процедур, форм и методов налогового администрирования, позволяющих увеличить количество налогоплательщиков, добровольно исполняющих свои налоговые обязательства. Ожидаемым результатом станет расширение спектра услуг, оказываемых налоговыми органами налогоплательщикам, улучшение информирования по вопросам налогового законодательства и, как следствие, увеличится доля налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество налогового администрирования. Цель данной работы заключается в рассмотрении действующей практики информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками и определении основных направлений ее совершенствования. В статье показана роль современных информационных технологий в процессе преобразования деятельности налоговых органов. Обоснована необходимость развития онлайн-сервисов налоговой службы, позволяющих автоматизировать максимальное количество налоговых процедур. Доказана целесообразность перехода к Налоговому мониторингу, основанному на формировании доверительных отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками при контроле за своевременностью и полнотой поступления налоговых платежей в бюджетную систему


Ключевые слова: налоговые органы, информационное взаимодействие, онлайн-сервисы, Государственные налоговые услуги, Налоговый мониторинг, налогоплательщик, налоговая проверка, налоговое информирование, налоговый инспектор, партнерство

Abstract: Creation of the model of service-oriented management involves the development of public services based on electronic interaction of the tax authorities with taxpayers. Implementation of these areas involves the creation of conditions for streamlining and simplification of tax procedures, forms and methods of tax administration which can increase the number of taxpayers who voluntarily perform their tax obligations. The expected result will be the expansion of the range of services provided by tax authorities to taxpayers, improvement of information on tax legislation and, as a consequence, increase in the share of taxpayers who satisfactorily assess the quality of tax administration.The purpose of this paper is to review the current practice of information exchange between tax authorities and taxpayers and to determine the main directions of improving it.The authors of the article show the role of modern information technologies in the process of transforming the activities of tax authorities. The authors prove the need for the development of online tax services allowing to automate the maximum amount of tax procedures. They also demonstrate that it would be advantageous take on the tax monitoring based on building trust between tax authorities and taxpayers while controlling the timeliness and completeness of tax payments to the budget system.

tax audit, taxpayer, tax monitoring, State Tax Service, online services, communication, tax authorities, tax awareness, tax inspector, partnership

Алехин С. Н. Становление и развитие территориальных налоговых органов / С. Н. Алехин // Финансы и кредит. – 2012. – № 16. – С. 36 – 44.

Алькина Г.И. Сущность государственных услуг / Г. И. Алькина, В. А. Герба// Вестник ТОГУ. 2010. – № 3 (14). – С. 129–134.

Богатырев О. Г. Проект модернизации налоговых органов / О. Г. Богатырев // Налоговый вестник. – 2011. – №

Ефремова Т. А. Горизонтальный мониторинг как способ формирования партнерских отношений налоговых органов с налогоплательщиками / Т. А. Ефремова // Финансы и кредит. – №33 (609). – 2014. – С. 61–66.

Надточий Е. В. Горизонтальный мониторинг – новый инструмент взаимодействия в налоговой сфере / Е. В. Надточий // Налоги и налогообложение. – 2013. – № 1. – С. 33–40.

Alekhin S. N. Stanovlenie i razvitie territorial'nykh nalogovykh organov / S. N. Alekhin // Finansy i kredit. – 2012. – № 16. – S. 36 – 44.

Al'kina G.I. Sushchnost' gosudarstvennykh uslug / G. I. Al'kina, V. A. Gerba// Vestnik TOGU. 2010. – № 3 (14). – S. 129–134.

Bogatyrev O. G. Proekt modernizatsii nalogovykh organov / O. G. Bogatyrev // Nalogovyi vestnik. – 2011. – №

Efremova T. A. Gorizontal'nyi monitoring kak sposob formirovaniya partnerskikh otnoshenii nalogovykh organov s nalogoplatel'shchikami / T. A. Efremova // Finansy i kredit. – №33 (609). – 2014. – S. 61–66.

Nadtochii E. V. Gorizontal'nyi monitoring – novyi instrument vzaimodeistviya v nalogovoi sfere / E. V. Nadtochii // Nalogi i nalogooblozhenie. – 2013. – № 1. – S. 33–40.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Налоговая политика государства яв­ляется важной составной частью экономической политики, направленной на стимулирование экономического роста и инвестиционной активности в стране. Использование налоговых приемов воздействия на инвестиционные процессы позволяет гибко использовать косвенные методы управления экономикой. Осо­бенностью этих методов является их широкое разнообразие, универсальность, воздействие на материальные интересы и непрерывность. Кроме того, стимули­рующая функция объективно присуща налогам как основному инструменту управления экономикой.

В современных условиях реформа налоговой системы в России направле­на на снижение налогового давления на экономику. Однако, налоговая система России по-прежнему выполняет в основном фискальные функции и не стиму­лирует экономический рост и тем самым расширение налогооблагаемой базы. Между тем мировой опыт показывает, что решение проблемы существенного роста инвестиций в развитие экономики невозможно без такого косвенного и эффективного метода государственного управления, как налоги. Во всех разви­тых странах налоговая система является одним из самых эффективных и вос­требованных инструментов воздействия на экономические процессы. В период экономического роста государства вводят налоговые льготы для отраслей, ко­торые они считают приоритетными для национальной экономики. Во время производственных спадов вводят льготы для инвесторов и снижают налоговую нагрузку на население, чтобы поддержать потребительский спрос.

Несмотря на относительно уверенный рост инвестиций в основной капи­тал в последние годы, отношение инвестиций к валовому внутреннему продук­ту в России остается низким. Также очень незначительны темпы обновления основных фондов в большинстве отраслей экономики. Поэтому для обеспече­ния устойчивых стимулов к инвестиционному росту в России должны быть разработаны налоговые льготы для организаций, осуществляющих вложения в реальный сектор. Необходимо отойти от уравнительной политики налогообло­жения, ставящей в невыгодное положение законопослушных крупнейших нало­гоплательщиков, несущих основное бремя налоговой нагрузки. [22,с.543]

Совершенствование налогового механизма связано с рационализацией системы налогового администрирования, повышением эффективности прове­дения налогового контроля на основе внедрения информационных технологий, сокращения и упрощения налоговой отчетности, переходом на партнерские от­ношения государства и частного сектора в сфере налоговых отношений. Со­вершенствование налогового администрирования также способно сократить уровень налогового бремени экономических агентов с помощью структурных преобразований налоговой системы, повышения качества выполняемых ею функций. Кроме того, проблемы налогового стимулирования инвестиций и по­вышения эффективности налогового администрирования теоретически и мето­дологически недостаточно разработаны.

Одной из приоритетных задач проводимой в настоящее время модернизации налоговых органов является улучшение обслуживания налогоплательщиков с целью создания им комфортных условий для исполнения налоговых обязательств.

Для повышения качества взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков необходимы серьезные изменения системы работы налоговой службы. Основным из них должна стать работа по внедрению принципа единообразия во взаимоотношениях налоговых органов с налогоплательщиками. Это касается информационно-разъяснительной работы, режима приема налогоплательщиков и, наконец, работы с определенной категорией налогоплательщиков, например, крупнейшими и основными.
Целью указанных изменений является построение работы налоговой службы, направленной на создание благоприятных условий для исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов и сборов.
Решение проблемы повышения качества обслуживания налогоплательщиков невозможно в условиях значительной доли поступающей в налоговый орган информации на бумажных носителях, так как это связано с ручной обработкой, и, как следствие, значительными трудовыми и временными затратами.

В настоящее время сделаны серьезные шаги по улучшению обслуживания налогоплательщиков. В первую очередь это относится к созданию специализированных подразделений налоговых органов, ответственных за информирование и консультирование налогоплательщиков.
Построение структуры инспекций по функциональному принципу позволяет наиболее грамотно использовать кадровый состав. В этой связи отделы работы с налогоплательщиками комплектуются сотрудниками не только обладающими достаточными знаниями налогового законодательства, но и умеющими объяснять, работать с налогоплательщиками.




Одной из главных задач по внедрению новых форм работы с налогоплательщиками является информирование и внедрение системы представления организациями и предпринимателями налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Вся необходимая инфраструктура в настоящее время практически налажена, утверждена полная правовая база. При ее наличии на первый план выходит проблема мотивации налогоплательщиков для перехода на представление отчетности по телекоммуникационным каналам связи с применением всех форм защиты информации. [15,с.512]

В такой системе на первый план выходит удобство передачи отчетности в налоговый орган в электронном виде по ТКС. Выгоды для налогоплательщика очевидны. Никаких очередей, декларацию можно отослать по электронной почте в любой день, причем не до 18.00, а до 23.59. Прежде чем отправлять, ее можно проверить с помощью специальной программы. Налогоплательщик сможет оперативно получить на электронный почтовый ящик информацию о состоянии расчетов с бюджетом, наличии или отсутствии задолженности, информационную рассылку об изменениях в налоговом законодательстве. Функционирование данной схемы строится на надежной защите информации.

Одной из передовых систем во взаимоотношениях с налогоплательщиками является привлечение к работе по представлению налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности фирм, выступающих в качестве представителей в соответствии со ст. 26, 27 НК РФ. В настоящее время в крае идет активный процесс распространения данного вида услуг для налогоплательщиков. Сейчас представители несут ответственность не только за составление отчетности, но и за представление ее в налоговый орган на магнитном носителе.

Одним из основных принципов изменения форм работы с налогоплательщиками является уход от закрепления организаций и предпринимателей за конкретным инспектором. Для этого сотрудники отделов работы с налогоплательщиками, выполняющие функции приема отчетности, не выполняют никаких контрольных функций. Их задача – принять пакет документов, провести визуальный контроль на предмет соответствия документов требованиям законодательства и передать весь пакет для последующей обработки. Такой подход реализует принцип самоначисления, когда налогоплательщик начислил, передал декларацию, не имея никаких контактов с инспектором, который будет ее проверять. Причем реализация данной схемы произошла практически во всех ведущих зарубежных налоговых системах.

Построение структуры налоговых органов по единому функциональному принципу позволяет закрепить функции консультирования за конкретным подразделением, а значит создать организационные условия по информированию налогоплательщиков. Это и является основной задачей налоговых органов в работе с налогоплательщиками. Важность такой работы осознали все передовые налоговые службы мира. Инспекции несут обязанность по оказанию помощи налогоплательщикам по вопросам исчисления и уплаты налогов, их консультированию, чем полностью выполняются требования НК РФ.

Важным условием эффективной работы является создание в инспекциях операционных залов, обеспечивающих инспекторов комфортабельными условиями работы, а налогоплательщиков – наличием всей необходимой информации.

Работа по построению новых форм взаимодействия с налогоплательщиками одна из самых важных в ходе модернизации налоговых органов. И, в первую очередь, в этом направлении Министерством по налогам и сборам поставлены задачи по построению структур инспекций по единому принципу, внедрению электронной обработки данных, а также в пропаганде и реализации представления налогоплательщиками отчетности в электронном виде.

Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков

Единый стандарт представляет собой перечень функций (услуг) налоговых органов, сроки их реализации, форму предоставления, а также перечень законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих исполнение соответствующих функций (услуг). Необходимость в актуализации Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков обусловлена, в частности, изменениями в системе федеральных органов исполнительной власти, а также в налоговом законодательстве. Так, например, в связи с отменой единого социального налога из перечня исключены отдельные функции (услуги), касающиеся предоставления налогоплательщикам информации по уплате данного налога. Кроме того, функции налоговых органов по контролю за оборотом алкогольной продукции были переданы Росалкогольрегулированию. Данные функции также исключены из Единого стандарта. Помимо этого обновлены формы учетных документов и актуализирован перечень нормативных актов. Признан утратившим силу Приказ ФНС РФ от 14.08.2008 N ММ-3-4/362@, которым был утвержден ранее действующий Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков.

В целях дальнейшего совершенствования организации взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков был утвержден единый стандарт обслуживания налогоплательщиков (см. Приказ Федеральной налоговой службы от 14.08.2008 г. N ММ-3-4/362@ "Об утверждении Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков", опубликован 28 октября 2008 г.).

Руководствоваться единым стандартом обязаны все территориальные органы ФНС России, осуществляющие взаимодействие с налогоплательщиками. Причем будет обеспечен контроль соблюдения сроков и форм предоставления налогоплательщикам услуг и процедур, установленных стандартом, в том числе посредством проведения аудиторских и тематических проверок внутреннего аудита организации работы нижестоящих налоговых органов. С целью информирования налогоплательщиков о Едином стандарте обслуживания, документ уже размещен на интернет-сайте управления ФНС России по субъекту РФ.

В стандарте систематизированы виды оказываемых налоговыми органами услуг, которые разделены на пять групп:

оказание услуг по регистрации и учету налогоплательщиков;

информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам

оказание услуг по выдаче разрешений, лицензированию, проведению экспертных оценок и регистрации объектов игорного бизнеса

оказание услуг по информированию налогоплательщиков.

В стандарте также приведены сроки реализации услуг, отражена форма предоставления конкретной услуги, а также содержится информация о том, какими нормативными правовыми актами регулируются действия налоговых органов.

В частности, государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также выдача документов ее подтверждающих, должна занимать не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. В аналогичный срок налоговые органы должны будут предоставлять сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, ЕГРН, причем возможно и срочное представление – не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления запроса. Стандартом также предусмотрено, что постановка на учет организаций в налоговом органе по месту их нахождения должна быть осуществлена не позднее 5 рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации. Снять с учета организацию налоговые органы обязаны не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в реестр о прекращении ее деятельности. [8,с.432]

В стандарте появилось описание новой процедуры - рассмотрение заявления и выдача справки о подтверждении неполучения социального налогового вычета либо подтверждения факта неполучения суммы предоставленного вычета в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ (справка формы КНД 1160077). Справка выдается в течение 30 дней со дня регистрации письменного заявления.

В едином стандарте обслуживания налогоплательщиков прописано, как и в какие сроки налоговики обязаны отвечать на запросы налогоплательщиков, проводить госрегистрацию юрлиц, ставить на налоговый учет организации и так далее.

Предполагается, что все нижестоящие органы будут руководствоваться нормами единого стандарта. Контролировать соблюдение норм приказа станут руководители управлений ФНС, в том числе с помощью аудиторских и тематических проверок организации работы нижестоящих налоговых органов. Единые стандарты обслуживания доведены до сведения налогоплательщиков: для этого их разместили в открытом доступе на сайте налоговой службы.

Все услуги, оказываемые налоговой службой, разделены на пять групп. Во-первых, организация и учет налогоплательщиков. Во-вторых, прием и регистрация налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и других документов и предоставление информации налогоплательщикам (речь идет о выдаче справок, ответах на вопросы). В-третьих, информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. А также выдача разрешений, лицензирование, проведение экспертных оценок и регистрация объектов игорного бизнеса. И, наконец, информирование налогоплательщика (ответы на устные и письменные вопросы налогоплательщика по вопросам применения налогового законодательства).

Но обо всем по порядку. Согласно приказу государственная регистрация юрлиц и индивидуальных предпринимателей и выдача документов, ее подтверждающих, должна занимать не более пяти рабочих дней со времени представления документов в инспекцию. В такой же срок налоговики обязаны предоставить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц. При этом возможно срочное предоставление этой информации - не позднее следующего за днем обращения рабочего дня.

В этом же параграфе предусмотрено, что постановка на учет организаций в налоговой инспекции по месту их нахождения и выдача соответствующего свидетельства осуществляются в срок не позднее пяти рабочих дней с момента представления документов. Снимать с учета организации налоговики обязаны не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в реестр о прекращении деятельности организации.

Также за пять дней с момента государственной регистрации налоговики должны сообщить сведения о налогоплательщике в государственные внебюджетные фонды и территориальные органы Федеральной службы государственной статистики для постановки на учет.

Для компаний, совершающих операции с прямогонным бензином и денатурированным этиловым спиртом, разработан особый порядок. Таким налогоплательщикам придется дожидаться свидетельства о госрегистрации (или отказа в ней) 30 календарных дней.

В следующем разделе предусмотрено, что рассмотрение письменного заявления гражданина и документов, подтверждающих право на получение имущественного налогового вычета у работодателя, не может длиться более 30 календарных дней. Отдельной строкой прописан порядок выдачи документов на право применения упрощенной системы налогообложения на основе патента (используется малым бизнесом). Согласно регламенту в десятидневный срок налоговая инспекция должна либо выдать патент, либо предоставить уведомление в отказе о выдаче этого патента.

Что касается информирования налогоплательщика о состоянии расчетов с бюджетом, то справка об отсутствии задолженности выдается в течение пяти рабочих дней. В такой же срок, только считая с момента подачи новой декларации о предполагаемом доходе, должно проводиться уточнение и перерасчет налоговых обязательств авансовых платежей по ЕСН.

Специальный параграф посвящен оказанию услуг по выдаче разрешений, лицензированию, проведению экспертных оценок и регистрации объектов игорного бизнеса. Согласно этому разделу рассмотрение заявления и принятие решения о выдаче лицензии, ее переоформлении, продлении (приостановлении) срока действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или соответствующем отказе принимается в срок не боле 30 дней. При этом в случае проведения дополнительной экспертизы это время может быть продлено еще на 30 дней.

Рассмотрение заявления и выдача разрешений на проведение всероссийских лотерей занимает два месяца, после чего организации выдается разрешение или мотивированный отказ.

Также налоговики обязаны отвечать на запросы гражданина или представителя организации, сделанные в устной форме, а также по телефону.

Еще одна услуга - выдача налогоплательщику информации о перечне налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах, сборах, плательщиком которых он является или будет являться и администрируемых налоговыми органами. Эту информацию обязаны предоставить при обращении налогоплательщика (его законного или уполномоченного представителя) в налоговый орган.

По мнению экспертов, четкая регламентация взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков пойдет на пользу и тем, и другим и позволит повысить качество предоставления услуг. Вместе с тем возложение обязанности контролировать соблюдение регламента на самих налоговиков не может не тревожить.

Читайте также: