Нужно ли уведомлять налоговую

Обновлено: 14.06.2024

С 01 января 2015 года в рамках борьбы с оффшорами в России вступили в силу так называемые "деоффшоризационные" поправки в Налоговый кодекс РФ. Ниже приведен комплекс действий, которые необходимо осуществить физическому лицу в случае, если он зарегистрировал или купил акции иностранной компании.

В отношении контролирующего лица налогового резидента РФ - налогоплательщика - физического лица

Уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) (КДН 1120411)
Основание для подачи Срок Приложение документов Ответственность
1) Возникновение (регистрация компании или покупка акций) участия (прямой либо косвенный, либо посредством номинальных лиц, либо фактический) в компании:
а) свыше 10%

2) Изменение доли (количества акций) или порядка участия (прямое, косвенное) в компании

3) Прекращение участия (ликвидация, продажа всех акций) в компании

3 месяца с даты возникновения/прекращения/изменения контроля Документы прикладывать НЕ требуется ст.129.6 НК РФ
50 000 руб. за каждую компанию.

Срок давности - 3 года с даты, когда наступила просрочка подачи уведомления об участии - по прошествии 3-х месяцев с даты возникновения/изменения/прекращения контроля - п.1 ст.113 НК РФ.

Контроль (прямой либо косвенный, либо посредством номинальных лиц, либо фактический) над компанией:

1) свыше 25%
2) свыше 10%, если доля участия всех налоговых резидентов - свыше 50% (считается общая доля с супругом и несовершеннолетними детьми)

1. ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ: до 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК

1) в случае регистрации компании в 2018 г. - до 20 марта 2020 г.

2) в случае покупки акций компании в 2018 г. - до 20 марта 2019 г.

2. ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (начиная с Уведомления о КИК за 2020 налоговый период): до 30 апреля года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК

- меньше 30 млн руб. (за 2016 г.),
- меньше 10 млн руб. (начиная с 2017 г.).

п.6 ст.25.15 НК РФ
Такая прибыль КИК не учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ контролирующего лица.

Требуется приложить финансовую отчетность, независимо от размера прибыли или убытка, начиная с Уведомления о КИК за 2020 налоговый период

Отчетность должна быть переведена на русский язык в части, необходимой для подтверждения величины прибыли (т.е. только лист Отчета о прибылях и убытках (апостиль и нотариальное заверение не требуются)

Подача Декларации 3-НДФЛ - не требуется.

Требуется подача нулевой Декларации по налогу на прибыль (для юридических лиц)

2) прибыль КИК
- больше 30 млн руб. (за 2016 г.),
- больше 10 млн руб. (начиная с 2017 г.)

Прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ контролирующего лица.

Требуется приложить финансовую отчетность, независимо от размера прибыли или убытка, начиная с Уведомления о КИК за 2020 налоговый период

Отчетность должна быть переведена на русский язык в части, необходимой для подтверждения величины прибыли (т.е. только лист Отчета о прибылях и убытках (апостиль и нотариальное заверение не требуются)

Требуется подача Декларации 3-НДФЛ (или Декларации по налогу на прибыль для юридических лиц)

3) "активная" компания (а также иные основания освобождения прибыли КИК от налогообложения п.1 ст.25.13-1 НК РФ)

п.1 ст.25.13-1 НК РФ
Необходимо приложить документы, подтверждающие условия освобождения прибыли КИК от налогообложения (законодательно перечень документов не установлен, поэтому такими документами могут быть: выписка из аудиторского заключения с указанием на активную деятельность компании; выписка по счету с указанием на активный характер операций и т.п.).

Документы должны быть переведены на русский язык (апостиль и нотариальное заверение не требуются)

Подача Декларации 3-НДФЛ - не требуется.

Требуется подача Декларации по налогу на прибыль для юридических лиц (с отражением в ней заявленных льгот)

п.1. ст.129.6. НК РФ
100 000 руб. за каждую компанию (в отношении Уведомлений о КИК за 2016, 2017, 2018 и 2019 налоговые периоды)

500 000 руб. за каждую компанию (в отношении Уведомлений о КИК, начиная с 2020 налогового периода)

п.1.1. ст.129.6. НК РФ
500 000 руб. за непредставление налоговому органу финансовой отчетности вместе с Уведомлением о КИК (для физических лиц) либо представление фин. отчетности с заведомо недостоверными сведениями (в отношении Уведомлений о КИК, начиная с 2020 налогового периода)

п.1.1-1. ст.129.6. НК РФ
1 000 000 руб. за непредставление финансовой отчетности или представления фин. отчетности с заведомо ложными сведениями (или документов, подтверждающих льготу, освобождающую нераспределенную прибыль КИК от налогообложения) в течение 1 месяца после соответствующего запроса налогового органа (в отношении Уведомлений о КИК, начиная с 2020 налогового периода)

Срок давности - 3 года с даты, когда наступила просрочка подачи уведомления о КИК - с 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК - п.1 ст.113 НК РФ

Одновременное соблюдение следующих условий:

- больше 30 млн руб. (за 2016 г.),
- больше 10 млн руб. (за 2017 г.)

2) Отсутствуют основания освобождения прибыли КИК от налогообложения п.1 ст.25.13-1 НК РФ

ВАЖНО: В случае, если прибыль КИК менее 30 и 10 млн., то подача Декларации 3-НДФЛ не требуется, однако, считаем, что налогоплательщику необходимо быть готовым к тому, что сотрудники налоговой могут попросить предоставить соответствующие подтверждающие документы - финансовую отчетность и аудиторское заключение, не содержащее отрицательного мнения.

1) подача декларации - до 30 апреля года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК (подается в тот же год, что и Уведомление о КИК)

2) Уплата налога - до 15 июля этого же года

2) аудиторское заключение по отчетности КИК (если аудит обязателен в соответствии с личным законом КИК или осуществлялся добровольно. Аудиторское заключение не требуется для юрисдикций, имеющих с РФ соглашение об обмене налоговой информацией)

Документы должны быть переведены на русский язык (апостиль и нотариальное заверение не требуются)

Допускается представление аудиторского заключения в срок не позднее 1 месяца с даты составления аудиторского заключения, указанной в Уведомлении о КИК

1) п.1.1. ст.126 НК РФ
Непредставление документов, предусмотренных п.5 статьи 25.15, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа в размере 100 000 руб.

2) ст. 119 НК РФ - непредставление декларации - штраф 5% от суммы неуплаченного налога за каждый полный и неполный месяц просрочки (начиная с 01 мая), но не более 30% и не менее 1 000 руб.

Срок давности - 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

3) ст.129.5 НК РФ -
неуплата или неполная уплата контролирующим лицом сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании - 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 000 рублей
(применяется за налоговые периоды начиная с 2018 г., т.е. по декларации 3-НДФЛ, поданной в 2019 г.)

Срок давности - 3 года с 16 июля года, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет

4) пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки (начиная с 15 июля)

5) ст. ст. 198 УК РФ - уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.

За деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате невключения в налоговую базу контролирующего лица в 2016 и 2017 годах прибыли КИК, уголовная ответственность не наступает, если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме.

Ответы на часто задаваемые вопросы

1. Применяются ли штрафы 50 000 и 100 000 за неуведомление об участии и о КИК, если я подал их с пропуском срока, но самостоятельно и до того, как о компаниях узнала налоговая?

Да. Указанные штрафы применяются именно за "неправомерное непредставление в установленный срок" уведомлений.

2. В случае, если прибыль КИК превышает порог (30 млн за 2016 г. и 10 млн за 2017 г.), то в базу по НДФЛ необходимо включать ВСЮ фактическую прибыль или только сумму превышения?

В базу контролирующего лица должна быть включена ВСЯ прибыль КИК в доле, соответствующей доле участия контролирующего лица в такой КИК.

При этом, прибыль КИК возможно уменьшить: 1) на величину налога, исчисленного в отношении данной прибыли в соответствии с местным законодательством (сумма уплаченного налога, при этом, должна быть документально подтверждена, в случае отсутствия у данной страны соглашения об обмене налоговой информацией - заверена компетентным налоговым органом ; 2) на величину выплаченных дивидендов, 3) на величину убытка КИК прошлых лет

3. Если я продал акции компании в 2017 году, то должен ли я направлять в налоговую Уведомление о КИК в 2018 г.?

В соответствии с п.3 ст.25.15 НК РФ прибыль КИК учитывается при определении базы по НДФЛ у контролирующего лица:
1) в случае распределения прибыли КИК в виде дивидендов - на дату принятия решения о распределении прибыли, принятого в календарном году, следующим за налоговым периодом по НДФЛ, на который приходится дата окончания финансового года КИК
2) в случае, если дивиденды не распределялись - на 31 декабря календарного года

Таким образом, если Вы не получали дивидендов от КИК в 2017 г., и по состоянию на 31 декабря уже НЕ являетесь контролирующим лицом КИК, то Уведомление о КИК в 2018 г. Вам подавать НЕ требуется.

5. Нужно ли мне делать аудит финансовой отчетности моей КИК, если местным законодательством он не предусмотрен?

Если величина прибыли КИК превышает порог и Вам необходимо учесть прибыль КИК при определении базы по НДФЛ, то финансовая отчетность и аудиторское заключение должны быть представлены вместе с декларацией 3-НДФЛ. Однако, если прибыль КИК меньше установленных порогов и, следовательно, не учитывается в базе по НДФЛ, то в данном случае есть высокая вероятность того, что сотрудники налоговой попросят Вам подтвердить соблюдение соответствующих порогов, что можно сделать только при приложении к финансовой отчетности положительного аудиторского заключения. В связи с чем, мы настоятельно рекомендуем иметь аудиторское заключение к финансовой отчетности Вашей КИК.

6. Если местным законом страны моей КИК не предусмотрен обязательный аудит, но я хотел бы его провести добровольно - услугами каких аудиторов мне можно воспользоваться?

Аудит финансовой отчетности КИК может быть осуществлен аудиторами любой страны, главное требование - проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита. Таким образом, пользуются популярностью либо Кипрские аудиторские компании, либо российские, осуществляющие аудит по Международным стандартам.

7. Я являюсь партнером партнерства LLP или LP. Что это? КИК?

Британские партнерства (LLP) и Шотландские партнерства (LP) относятся к иностранным структурам без образования юридического лица (ИСБОЮЛ). В отношении них заполняется соответствующий лист В Уведомления об участии с иностранных организациях.

8. Как в России узнают, что у меня есть иностранная компания?

9. У меня есть КИК, но я пока не решил, буду ли я ее "показывать" в России. Какая разница между тем, что я заявлю о ней сам с пропуском срока и уплатой штрафа либо заплачу тот же самый штраф после того, как налоговая о ней узнает?

Штраф за неуведомление об участии в иностранной организации в срок влечет наложение штрафа в размере 50 000 руб. Даже если Вы подали уведомление сами, то штраф все равно необходимо будет заплатить. Если же ждать, когда налоговая сама узнает (а может и не узнает) о компании, то дополнительно Вы подвергаетесь риску наложения следующих штрафов:
1) 100 000 руб. за каждый год просрочки подачи Уведомления о КИК
2) если прибыль КИК превышала порог 30 и 10 млн и не было условий освобождения прибыли КИК от налогообложения, то будут иметь место налоговые правонарушения в части неуплаты налогов, что повлечет начисление штрафа 5% за каждый месяц просрочки, но не более 30% за неподачу Декларации 3-НДФЛ; 20% за неуплату налога, а также пени за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования.

Все, что нужно знать об уведомлении.

Применять УСНО или нет – это решение, которое определяется только волей налогоплательщика. В силу п. 1 ст. 346.11 НК РФ возможность перейти на данный спецрежим не требует разрешения налогового органа и никак не связана с его мнением. Словом, налоговики не наделены полномочиями запрещать или разрешать налогоплательщику применять УСНО.

К сведению:

Возможность применения УСНО не ставится в зависимость от наличия или отсутствия у налогоплательщика статуса налогового резидента РФ (см. письма Минфина России от 29.12.2018 № 03-04-05/96589, от 14.09.2018 № 03-11-11/65819).

О своем намерении перейти на УСНО с начала налогового периода (то есть с 1 января) или с начала деятельности налогоплательщики сообщают в ИФНС посредством подачи уведомления по форме 26.2-1, утвержденной Приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@.

Подчеркнем: данная форма носит рекомендательный характер (!), что следует из названного приказа. Безусловно, этот нюанс важен, поскольку указывает на возможность применения альтернативных вариантов уведомления ИФНС.

Обратите внимание:

В соответствии с пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ организации и ИП, не уведомившие о переходе на УСНО в сроки, установленные п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ, не вправе применять названный режим налогообложения. Как подчеркнуто в Постановлении АС СЗО от 22.04.2019 № Ф07-3501/2019 по делу № А26-9853/2018, в названной норме содержится императивное правило о запрете на применение специального режима в случае неуведомления о переходе на УСНО в установленные кодексом сроки.

Правовая позиция Верховного суда.

Споры по вопросу о правомерности применения УСНО в связи с неподачей налогоплательщиками уведомления начались давно. Верховный суд обобщил судебную практику и в п. 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства[1] (далее – Обзор), указал следующее.

Иными словами, Верховный суд считает, что налоговый орган не вправе ссылаться на несвоевременность уведомления вновь созданным субъектом предпринимательства о выборе УСНО, если ранее фактически признал обоснованность применения специального налогового режима налогоплательщиком.

Отсутствие уведомления о переходе на УСНО при совершении налогоплательщиком иных действий, свидетельствующих о применении им данной системы налогообложения, не влечет запрета в ее применении и возникновения обязанностей по представлению налоговых деклараций по общей системе налогообложения.

Примеры из практики.

Для ответа на поставленный вопрос обратимся к делу № А62-5153/2017 и вкратце поясним суть спорной ситуации.

С 01.01.2006 компания применяла УСНО на основании уведомления, выданного налоговым органом 05.12.2005. Однако в период с 25.12.2007 по 24.06.2012 она не соответствовала требованиям, установленным п. 3 ст. 346.12 НК РФ, поскольку согласно данным ЕГРЮЛ единственным участником общества в указанный период являлось другое ООО с долей участия в уставном капитале 100 %. Поэтому компания утратила право на применение УСНО.

Суды трех инстанций, руководствуясь положениями ст. 346.11, 346.12 и 346.13 НК РФ в совокупности, сочли правомерным решение налоговиков (см. Постановление АС ЦО от 06.12.2018 № Ф10-291/2018 по делу № А62-5153/2017). В обоснование арбитры привели следующие доводы:

компания не подавала уведомление о переходе на УСНО, следовательно, она была обязана применять общую систему налогообложения и исполнять обязанность по представлению налоговых деклараций, в том числе по НДС, налогам на прибыль и на имущество;

подача компанией деклараций по УСНО за 2013 – 2015 годы и принятие их налоговым органом не могут рассматриваться как подтверждение ее права на применение этой системы налогообложения, поскольку налоговый орган не вправе отказать в принятии поданной декларации.

Не согласившись с решением кассационной инстанции, компания подала заявление в Верховный суд, приведя такие аргументы:

налоговики не сообщили (в порядке и сроки, установленные ст. 88 НК РФ) об отсутствии уведомления о переходе на УСНО;

никакие дополнительные сведения и документы у компании не запрашивались.

По мнению компании, отсутствие выявленных инспекцией нарушений в части сдаваемой отчетности свидетельствует о выполнении обязанности по информированию налогового органа о переходе на УСНО и обоснованности ее применения в спорный период. Следовательно, в указанных обстоятельствах сам по себе факт отсутствия уведомления не может служить основанием для самостоятельного изменения инспекцией налогового режима в отсутствие воли заявителя.

Судья Верховного суда (см. Определение от 29.05.2019 № 310-ЭС19-1705) счел этот довод заслуживающим внимания и передал дело № А62-5153/2017 для пересмотра в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ. И что-то нам подсказывает, что окончательное решение по данному спору будет вынесено в пользу налогоплательщика. Согласитесь, основания для оптимизма имеются.

Смена объекта налогообложения по умолчанию.

Есть еще одна ситуация, в которой налоговики сначала отмалчиваются, а затем предъявляют претензии. Речь о смене объекта налогообложения при УСНО.

Типичный спор был рассмотрен недавно АС МО (см. Постановление от 08.05.2019 № Ф05-4303/2019 по делу № А40-245402/2017).

Компания оспорила это доначисление. Она настаивала, что надлежаще уведомила налоговый орган (в декабре 2011 года) о смене объекта налогообложения (как того требуют п. 2 и 3 ст. 346.14 НК РФ). Но контролеры указывали на его отсутствие.

Между тем кассация отменила решение нижестоящих судов. Какие доводы при этом она привела, вы, полагаем, уже догадались. Совершенно верно, доводы все те же.

Налоговые органы обязаны своевременно осуществлять налоговый контроль и принимать меры в отношении состоящих на учете налогоплательщиков, в том числе требовать представления налоговой отчетности, приостанавливать операции налогоплательщика по счетам в банках в случае ее непредставления по установленной форме в отношении тех налогов, которые налогоплательщик обязан уплачивать (п. 2 ст. 22, пп. 1 и 5 п. 1 ст. 31, п. 2 ст. 32 НК РФ).

Иными словами, АС МО счел возможным применить при рассмотрении данного спора приведенную выше правовую позицию Президиума ВС РФ, изложенную в п. 1 Обзора (о чем, кстати, прямо сказано в судебном акте).

Вероятно, при других обстоятельствах итог спора относительно смены изначально выбранного объекта налогообложения при УСНО может оказаться другим. Это следует учитывать, тем более что Минфин по данному вопросу довольно категоричен.

Обратите внимание:

Минфин допускает возможность изменения первоначально выбранного объекта налогообложения по УСНО только до начала его применения. Об этом свидетельствуют разъяснения чиновников ведомства в письмах от 16.01.2015 № 03-11-06/2/813, от 14.10.2015 № 03-11-11/58878.

Приближается крайний срок уплаты имущественных налогов физлицами. До 1 декабря 2021 года собственники квартир, домов, дач, земельных участков и автомобилей должны уплатить налоги за 2020 год.

Какие налоги платят физлица 1 декабря?

До 1 декабря 2021 года нужно уплатить следующие налоги:

 налоги

Земельный налог платят физлица, которые владеют земельным участком по праву собственности, бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

  • мотоциклы;
  • самолёты;
  • яхты;
  • катера и другие транспортные средства.

Налог на имущество нужно заплатить за:

  • дома;
  • квартиры;
  • комнаты;
  • дачи;
  • гаражи и машино-места;
  • другие объекты капитального строительства.

Налог на имущество начисляется только собственникам, указанным в документе о собственности на перечисленные объекты. И его размер зависит от кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Как оплатить налоги?

Налоги начисляет ФНС на основании данных, имеющихся в Росреестре, ГИБДД и других информационных системах, которые передают информацию налоговикам. За месяц до окончания срока уплаты налогов ФНС информирует всех, рассылая налоговые уведомления, в которых указана сумма налога к уплате. Налоговое уведомление может быть выслано в электронном или печатном виде.

Уплатить налоги можно разными способами:

А есть ли налоговые льготы?

Налоговый кодекс закрепляет список граждан, имеющих право на федеральную льготу по налогу на имущество и земельному налогу. Кроме того, региональные и местные власти могут устанавливать дополнительные льготы. В одном и том же регионе могут быть разные группы льготников.

Подробнее узнать о льготах по всем имущественным налогам в вашем регионе можно на сайте ФНС.

Нужно ли подавать заявление на льготу?

Некоторые категории граждан получают льготу в беззаявительном порядке. Например, пенсионеры, предпенсионеры, инвалиды, ветераны боевых действий, многодетные семьи и владельцы хозпостроек площадью до 50 кв. м могут не обращаться в налоговые органы по этому вопросу: их льготы учитываются автоматически на основе тех данных, которые налоговики получают из Пенсионного фонда России, Росреестра, органов соцзащиты и других ведомств.

Если вы относитесь к льготным категориям граждан, но льготу вам не учли, необходимо самостоятельно заявить о ней, обратившись в ФНС.

Как быть, если нет налогового уведомления?

Те граждане, у которых есть личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС, получают налоговые уведомления в электронном виде. Все их налоговые документы размещаются в личном кабинете и не дублируются по почте.

Если уведомление не пришло ни по почте, ни в личный кабинет, то ФНС рекомендует самостоятельно обратиться в налоговую инспекцию:

  • через сайт службы;
  • через личный кабинет;
  • по почте;
  • через МФЦ;
  • лично в отделении.

Электронная подпись записывается на защищённый физический носитель — токен. В нашем магазине вы можете приобрести токены JaCarta LT, Рутокен ЭЦП 2.0.2100, Рутокен Lite 64. Они соответствуют требованиям законодательства и имеют все необходимые сертификаты.

Налоговики напоминают, что не отправляют уведомления, если сумма налога не превышает 100 рублей или по объектам, за которые не нужно платить налог, например, из-за применения налоговой льготы, вычета и т.д. В этом случае нужно подождать, когда сумма налогов накопится за несколько лет и превысит 100 рублей — тогда придёт налоговое уведомление.

Что будет, если не заплатить налоги вовремя?

Если просрочить уплату налогов, то, кроме самого налога, придётся заплатить ещё и пени — за каждый календарный день просрочки по процентной ставке, равной 1/300 от действующей ключевой ставки Центробанка России. Пени начнут начисляться уже со следующего дня, со 2 декабря.

Если общий долг превысит 10 000 рублей, ФНС взыщет долг через суд. При этом должнику придётся возместить все судебные издержки. Также при наличии налоговой задолженности физлицу может грозить запрет на выезд заграницу и арест банковских счетов.

image_pdf
image_print


Илья Назаров, управляющий партнер

АКТУАЛЬНО НА 01.11.2021

Уведомление об открытии/изменении реквизитов/закрытии зарубежного счета физическим лицом существует давно. С 2015 г. у физических лиц появилась обязанность направлять в российскую налоговую отчеты о движении денежных средств и иных активов по зарубежным счетам (банковским, а также счетам в иных организациях финансового рынка (ИОФР). В настоящей статье будут рассмотрены все обязанности физических лиц, связанные с наличием иностранного счета и последствия неисполнения таких обязанностей.

Уведомление об открытии зарубежного счета и Отчеты о движении денежных средств по зарубежному счету

Указанное ниже распространяется на физических лиц, которые являются валютными резидентами РФ (с 1 января 2018 г. — это ВСЕ граждане России, а также иностранные граждане, имеющие российский ВНЖ) и в календарном году находятся на территории РФ более 183 дней. Требования по представлению Уведомления об открытии/закрытии/изменении реквизитов зарубежного счета, Отчетов о движении денежных средств по зарубежному счету и к порядку проведения валютных операций по зарубежным счетам НЕ распространяются на граждан РФ, которые суммарно в календарном году находились или планируют находиться за пределами РФ более 183 дней.

2) Закрытие счета в иностранном банке

1 месяц с даты открытия/закрытия счета Документы прикладывать НЕ требуется
(напр., копии заключенных банковских договоров, реквизиты счета и т.д. прикладывать НЕ требуется, однако налоговый орган ВПРАВЕ запросить указанные документы в качестве подтверждения заявленных лицом сведений)
ч.2 ст. 15.25 КоАП РФ

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей.

ч.2.1. ст. 15.25 КоАП РФ

Документы прикладывать НЕ требуется

2) Закрытие счета в иностранном банке

1) первый отчет — в срок до 01 июня года, следующего за годом, в котором был открыт зарубежный счет

Далее — ежегодно в срок до 01 июня

ч.6.5. ст. 15.25 КоАП РФ

Повторное (подразумевается пропуск отчетного периода) непредставление Отчета о движении денежных средств

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 20 000 рублей

Срок давности — 2 года с момента совершения правонарушения , т.е. с 1 июня года, следующего за отчетным.

Декларация 3-НДФЛ

В случае же, если поступавшие на зарубежный счет суммы являются доходом, а валютный резидент в отчетном году являлся также НАЛОГОВЫМ резидентом РФ (находился на территории РФ более 183 дней в календарном году), то данный доход должен быть задекларирован в РФ и с него должен быть уплачен НДФЛ.

Отчетный период для иностранного счета: 01 января — 31 декабря

2) уплата налога — до 15 июля этого же года

Срок давности — 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

Если прибыль была получена налогоплательщиком в 2014 г., то декларация 3-НДФЛ должна быть подана до 30 апреля 2015 г.
Срок давности истекает: 01.05.2015 г.+ 3 года = 01.05.2018 г.

2) ст.122 НК РФ —
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога — 20% от суммы неуплаченного налога

Срок давности — 3 года с 01 января года следующего за годом, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет.

В 2022 г. налоговая может вынести решение о проведении проверки не более чем за 3 предыдущих отчетных года — 2021, 2020, 2019.

Налогоплательщик освобождается от ответственности за данное правонарушение, если им самостоятельно исчислен и уплачен в бюджет налог ДО того, как ФНС направило налогоплательщику соответствующее предписание.

3) пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки (начиная с 15 июля)

4) ст.ст. 198 УК РФ — уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.

Законность валютных операций

3) законное списание (расходование) денежных средств, НО зачисленных на счет с нарушением требований валютного законодательства — незаконная валютная операция

Момент исчисления срока исковой давности по административным валютным правонарушениям

Ст. 4.5. КоАП РФ Давность привлечения к административной ответственности

Постановление по делу об административном правонарушении за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете не может быть вынесено по истечении 2-х лет со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. В Постановлении Пленума ВС РФ (ниже) дано соответствующее разъяснение о том, какое правонарушение признается длящимся.

Судье следует иметь в виду, что статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения .

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

В отношении незаконной валютной операции срок давности начинает исчисляться С МОМЕНТА СОВЕРШЕНИЯ ОПЕРАЦИИ — правонарушение также НЕ является длящимся. Указанный срок НЕ может быть восстановлен уполномоченным органом с момента обнаружения факта правонарушения.

Момент исчисления срока исковой давности по налоговым правонарушениям

Ст. 113 НК РФ Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли 3 года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Таким образом:

ст. 119 НК РФ — непредставление декларации — штраф 5% от суммы налога за каждый полный и неполный месяц просрочки (начиная с 01 мая), но не более 30% и не менее 1 000 руб.

Срок давности — 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

Постановление Президиума ВАС РФ от 22.02.2011г. № 13447/1

Ст. 119 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ) предусматривает ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством срок, в виде взыскания штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога по этой декларации, за каждый полный или полный месяц просрочки, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

Таким образом, при несвоевременном представлении налоговой декларации днем совершения правонарушения является следующий день после истечения срока, установленного для подачи декларации в налоговую инспекцию.

При этом следует отметить, что дата фактического представления декларации в налоговую инспекцию на отсчет срока давности привлечения к ответственности не влияет.

ст.122 НК РФ — н еуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога — 20% от суммы неуплаченного налога

Срок давности — 3 года с 01 января года следующего за годом, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет.

Ответы на часто задаваемые вопросы

1. Как в России узнают, что у меня есть иностранный счет?

Информация о зарубежном счете может стать известна российским налоговикам в рамках автоматического обмена информацией между странами, подписавшими соответствующие соглашения ОЭСР. Вступление в силу соглашений, а соответственно и первый обмен намечены на сентябрь 2018 года . Только практика может показать, насколько эффективным и действенным окажется данный международный инструмент. Подробнее об автоматическом обмене с Россией Вы можете прочитать в нашей статье (СТАТЬЯ) Автоматический обмен налоговой информацией CRS 2018 — как происходит, какая информация передается, какая установлена ответственность?

Читайте также: