Нужно ли предоставлять учетную политику в налоговую при камеральной проверке

Обновлено: 13.06.2024

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Учетная политика организации представляет собой важнейший компонент управленческой системы. В ней сформулированы принципы и правила, согласно которым внутри предприятия осуществляются финансовый учет и контроль. Подразумевается, что эти правила будут отражать ведущийся в компании бухгалтерский учет адекватно действующему законодательству. Именно это соответствие и проверяется компетентными органами в ходе аудита учетной политики.

Рассмотрим, что именно становится объектом проверки в рамках такого аудита, какие цели и задачи он преследует и каким результатом завершится, а также какие типичные ошибки чаще всего встречаются у проверяемых.

Чем руководствуются аудиторы

Проверяя, насколько применяемые в данной организации методики бухгалтерского учета соотносятся с последними законодательными нормами, контролирующие органы действуют в рамках следующих нормативных актов:

Цель проведения аудита учетной политики

Знакомясь с учетной политикой, аудиторы ставят перед собой конкретную цель: выяснить полноту и соответствие отечественному законодательству правил бухучета, принятых в данной организации, а также корректность их применения. Для достижения этой цели перед проверяющими встают следующие основные задачи:

  • проанализировать существующую на предприятии систему финансового контроля и учета;
  • изучить финансовый документооборот на фирме;
  • оценить корректность учетной политики.

Вопрос: В организации с 01.02.2020 сменились директор и главный бухгалтер. Необходимо ли внести изменения в учетную политику в связи с этим? Если необходимо, то какой датой?
Посмотреть ответ

Что именно будут проверять

Изучая финансовую отчетность и внутренние нормативные акты, аудиторы могут:

  • выявить предпочитаемые методы ведения бухучета на данном предприятии;
  • оценить соответствие бухгалтерии декларируемым методикам учета;
  • проверить правильность отображения бухгалтерских данных на тех или иных счетах;
  • уточнить соответствие отображаемых операций принятым ПБУ регистрам;
  • сверить итоговые показатели тех или иных статей учета с Главной книгой и другими синтетическими регистрами.

В ходе аудита проверяющие должны дать оценку таким показателям учетной политики, как:

  • полнота – исчерпывающее отражение регламента учета хозяйственных операций;
  • своевременность – соответствие актуальным нормам закона;
  • осмотрительность – отсутствие спрятанных резервов, честное признание расходов, долгов, обязательств;
  • важность содержания в большей степени, чем формы – экономическое обоснование в приоритете над буквой оформления;
  • непротиворечивость – данные аналитического и синтетического учета не должны расходиться;
  • рациональность – степень соответствия выбранных методик параметрам аудируемого юрлица).

Ожидаемый результат аудита

В результате проверки формируется компетентное мнение о достоверности финансовой отчетности фирмы. Аудиторы смогут четко ответить на вопрос, допущены ли нарушения правил бухгалтерского учета, есть ли противоречия с актами законов, в результате чего возникают налоговые несоответствия.

Где искать доказательства

Результаты аудиторской проверки должны подкрепляться документальными доказательствами. Такой доказательной базой в ученой политике служат следующие документы:

Со всей этой документацией аудиторы имеют право беспрепятственно ознакомиться и изучить ее.

Важно! Помимо внутренних документов, в арсенале аудиторов есть государственные законодательные акты, на соответствие которым проверяется учетная политика. Во внимание также будут приняты предыдущие аудиторские заключения, если таковые имеются.

Дополнительными источниками доказательств могут служить сведения, разъяснения, заявления руководящих кадров организации.

Типичные ошибки, фиксируемые аудиторами

Руководителям предприятий следует быть особенно внимательными. Ряд нарушений, нередко встречающихся в учетной политике, легко узнаваем при аудиторской проверке, именно на эти моменты контролеры обращают внимание прежде всего:


Как проходит камеральная проверка? Какие документы необходимо представить? В какие сроки проводится проверка и чем заканчивается? Об этом и многом другом читайте в статье Екатерины Тощевой, старшего экономиста-консультанта.

С камеральной проверкой сталкиваются все компании и каждый индивидуальный предприниматель, независимо от выбранной системы налогообложения, присутствия убытка, показателей прибыльности. Такие проверки инспекция проводит регулярно на базе сданных деклараций и документов, полученных от налогоплательщиков.

О начале процедуры камеральной проверки предупреждать налогоплательщиков не будут. Проверка начнётся автоматически на основе представленной декларации/расчёта[1]. Вы поймёте, что в отношении вас проводится углублённая камеральная проверка, когда инспекция потребует представить документы, запросит пояснения. И тут налоговый орган не нарушает действующий закон, ведь нет норм Налогового кодекса, обязывающих ставить в известность о том, что они будут проводить углублённую проверку отчётности.

Права налогоплательщиков при проведении проверки

Часто в процессе проверки происходят нарушения прав налогоплательщиков. Чтобы этого не происходило, помните о своих правах.

  1. Право на проверку в рамках представленнойотчётности. Как указано в пункте 1 статьи 88[2] НК РФ в рамках данной проверки проверяется тот налог, по которому представлена декларация, и только по периоду, указанному в данной отчётности.
  1. Право на информирование о выявленных ошибках и направление пояснений. При проведении камеральной проверки плательщики имеют право[5]:

1) получить от налоговой инспекции информацию об обнаруженных ошибках, содержащихся в отчётности, несоответствиях между имеющимися у контролирующих органов сведениями и сведениями, которые направлены проверяемыми.

Тот момент, что проверяющие не сообщили налогоплательщику об обнаруженных ошибках, может быть принят в суде в качестве ещё одного доказательства в вашу пользу ( Постановление [6] ФАС Московского округа от 23.03.2006 № КА-А40/2122-06).

2) представить пояснения по обнаруженным ошибкам, противоречиям и (или) несоответствиям.

Игнорировать своё право на направление пояснений и дополнительных документов не нужно. Если вы внесёте ясность в ситуацию при расчёте налога, то претензии со стороны налоговиков будут незначительны. И, соответственно, можно избежать штрафов.

Если налогоплательщик согласен с замечаниями инспекции, он вправе не направлять пояснения, а подать уточнённую декларацию.

Рассмотрим такую ситуацию. В процессе проведения камеральной проверки инспектор обнаружил ошибки и, позвонив по телефону, потребовал предоставить пояснения. Должна ли организация реагировать на устные требования сотрудников инспекции?

Таким образом, налогоплательщики обязаны исполнять только законные требования налоговых органов, исполнение же устных указаний сотрудников ведомства законодательством не предусмотрено.

  1. Правона соблюдение сроков проверки. В процессе проведения камеральной проверки проверяющие обязаны придерживаться установленных НК РФ ограничений по сроку проверки. Проверка не может длиться больше трёх месяцев с момента представления отчётности ( п. 2 ст. 88[7] НК РФ).

Указанное ограничение инспекция не всегда соблюдает.

Но неутешительный вывод вытекает из пункта 14 статьи 101 [8] НК РФ: нарушение данного срока не является причиной для отмены решения по итогам данной проверки.

Также вы имеете право на предоставление уточнённой налоговой декларации в процессе прохождения проверки[9], право на соблюдение порядка при проведении процедур налогового контроля, право на получение акта, составленного по окончании проверки[10], право на изучение данных проверки[11] и т. д.

Сроки проведения камеральной проверки

Здесь всё просто. Срок проведения камералки по налогу на добавленную стоимость – два месяца, по остальным налогам – три.

Указанный срок не может быть продлён, но имеется одно исключение. Это в каждом правиле. Сотрудники налоговой вправе продлить срок проведения камеральной проверки по НДС, то есть проверка будет составлять уже три месяца. Но это возможно лишь в случае, если будут выявлены несоблюдение норм действующего законодательства о налогах[12].

Срок проверки начинает течь со следующего дня после дня подачи отчётности [13].

Дата окончания в общем случае – соответствующее число через три месяца. К примеру, инспекция получила отчётность 1 августа. Следовательно, последним днём проверки будет 1 ноября.

Изменились ли сроки проведения камеральной налоговой проверки из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации в стране? Ведь было много изменений: переносились сроки уплаты налогов для некоторых компаний, вводились запреты на проверки в это непростое время. Камеральные проверки проводятся в общеустановленные сроки без каких-либо продлений. На это указывают толкования ведомств[14].

Какие документы необходимо представить?

При камеральной проверке проверяющие могут затребовать дополнительные документы только в случаях, установленных НК РФ[15].

К примеру, документы вы должны представить, если:

  • не представили документы вместе с отчётностью, хотя НК РФ возлагал на вас эту обязанность. Допустим, вы зачли уплату налога на имущество за границей, но к декларации не были приложены подтверждающие документы[16];
  • претендуете на ту или иную налоговую льготу;
  • направили отчётность по НДС с налогом к возмещению;
  • в представленной декларации по НДС либо в декларации контрагента есть расхождения, что привело к недоплате налога либо к завышению возмещаемого НДС;
  • воспользовались пониженными тарифами по страховым взносам или указали в отчётности необлагаемые выплаты. У вас могут запросить документы, которые их подтверждают;
  • представили уточнённую отчётность, если прошло два года от представления первоначальной отчётности и в которой был уменьшен налог либо увеличен убыток;
  • воспользовались вычетами по налогу по системе tax free;
  • претендуете на инвестиционный вычет по налогу на прибыль.

Также можете представить документы по собственной инициативе, если знаете, что проверяющие в любом случае их запросят.

В рамках камеральной проверки сотрудники инспекции имеют право проводить широкий диапазон мероприятий налогового контроля. Но прибегают к ним реже, чем, допустим, при выездной проверке.

На практике в процессе камеральной проверки проверяющие:

  • истребуют у компании документы. Вправе только в случаях, рассмотренных нами выше;
  • запрашивают документы и информацию у контрагентов, так называемая встречная проверка[17];
  • вызывают в инспекцию на допрос, просят предоставить пояснения. Учтите, что за игнорирование вызова в налоговую инспекцию предусмотрена ответственность. Также в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией срок предоставления пояснений в процессе проверки декларации по НДС увеличивался на 10 дней. Но это относится только к требованиям, полученным с 1 марта по 30 июня включительно. Основание этому пункт 3[18] Постановления Правительства РФ от04.2020 № 409;
  • проводят осмотр территории проверяемого. Но такие случаи ограничены[19].

Оформление результатов камеральной проверки

Оформление результатов проведённой проверки зависит, выявлены ли нарушения или нет.

В итоге проверяющие выносят окончательное решение.

Если законодательство вы не нарушали, то результаты проверки проверяющие не регистрируют. Оформления какого-либо документа в данном случае Налоговым кодексом не предусмотрено.

Ответственность налогоплательщиков

Также должностных лиц организации за указанное нарушение могут привлечь к административной ответственности. А это штраф, размер которого варьируется от 300 до 500 рублей ( ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ[23]).

К ответственности также привлекаются плательщики, не предоставившие пояснения в указанный инспекцией срок. Придётся заплатить 5 000 рублей. Если в течение года нарушение повторится, то размер штрафа составит уже 20 000 рублей ( ст. 129.1 НК РФ[24]).

В случае непредставления документов и пояснений имеется риск включения в план выездных налоговых проверок.

Будьте внимательны, предоставляйте пояснения только по ТКС, если на вас возложена обязанность подать декларацию по НДС в электронном виде. Направив пояснения на бумажных носителях, они будут расценены как непредставленные ( абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ[25]).

Для справки

Регламент проведения камеральной налоговой проверки определён статьёй 88 Налогового кодекса РФ [26].

Этот вид проверки проводится на территории самой инспекции, без выезда к налогоплательщикам. Для налогоплательщиков это не доставляет неудобств, они продолжают вести свою финансово-хозяйственную деятельность.

Сотрудники ведомства при проведении камеральной проверки опираются на статьи НК РФ. Также используют:

  • рекомендации по проведению камеральных проверок[27];
  • письма[28] ФНС России, которые являются необходимыми к применению нижестоящими налоговыми органами.

Итак, камеральная проверка начинается после представления любой декларации или расчёта. А может ли проверка проведения без представления декларации? Нет, здесь действия проверяющих будут являться незаконными. Ведь камералка начинается только после представления отчётности. На что прямо указывает пункт 1 статьи 88 НК РФ [29].

Если инспекция не располагает представленной отчётностью, она вправе провести иной вид налогового контроля, но не камеральную проверку[30]. Но, обратите внимание: из любого правила есть исключение. К примеру, если декларацию (расчёт) не направила в намеченную дату иностранная компания, которая подлежит постановке на учёт согласно пункту 4.6 статьи 83 НК РФ [31], проверяющие вправе провести камеральную проверку на основе данных, которыми они располагают, а также данными о иных подобных налогоплательщиках.

Чтобы камеральная проверка завершалась с минимальными претензиями со стороны налоговых органов, знайте свои права и обязанности при проведении проверки.

Истребование налоговыми органами у налогоплательщика документов из года в год становится все более изощренным и вызывает глубокое недоумение со стороны бизнеса, равно как и вызывает сожаление у профессионального сообщества по поводу отношениия должностных лиц налоговых органов к толкованию действующего налогового законодательства.

И вот, появился новый кейс, где налогоплательщик посчитал требование налогового органа о предоставлении документов (информации) незаконным. Суд встал на его сторону и указал на недопустимость расширительного толкования отдельных положений НК РФ.

Итак, имеем следующую ситуацию:

Помимо вышеуказанных документов налоговым органом были истребованы акты сверок с отражением сведений (в том числе печатей и подписей) обеих сторон, акты о зачете взаимных требований, а также оборотно-сальдовые ведомости (общие и по всем счетам бухгалтерского и налогового учета в разрезе субсчетов и контрагентов), доверенности и т.п.

Как может показаться сначала, требование вполне стандартное, а подобная практика (прочно укоренившаяся в головах проверяющих) вполне обычная, но вот налогоплательщик так не посчитал и решил оспорить его.

Суд первой инстанции при рассмотрении данной ситуации в споре по делу А56-38742/2020, что не удивительно, встал на сторону налогового органа и признал его требование о предоставлении документов соответствующим закону. Отказывая в удовлетворении требования налогоплательщика, суд первой инстанции согласился с дополнительными доводами Управления (бы привлечено в качестве третьего лица) и сослался на то, что при истребовании документов при камеральной проверке НДС также подлежит применению ст. 54.1 НК РФ (Примечание: В тексте решения суда первой инстанции данное обстоятельство не раскрывалось, но суд апелляционной инстанции указал на это).

Это значит, что суд первой инстанции применил ст. 54.1 НК РФ на том лишь основании, что так как эти документы подтверждают факт наличия договорных отношений и реальное исполнение обязательств соответствующими контрагентами, то эти документы необходимы для проверки действий налогоплательщика на предмет соответствия положениям нашей пресловутой ст. 54.1 НК РФ, при этом, забыв напрочь, а в чем же действительный смысл и содержание камеральных налоговых проверок, но к этому вопросу вернемся позже.

Не согласившись с решением суда первой инстанции налогоплательщик обратился в суд апелляционной инстанции. Суд апелляционной инстанции согласился с доводами налогоплательщика и отменил решение суда, и принял новый судебный акт.

Статья 54.1 НК РФ устанавливает пределы осуществления налогоплательщиком прав по исчислению налоговой базы и суммы налога. Её положения не регулируют порядок проведения камеральных налоговых проверок и, соответственно, не могут трактоваться, как устраняющие ограничения, установленные пунктом 7 статьи 88 НК РФ, а равно, как расширяющие допустимый объем истребуемых документов, установленный пунктом 8 статьи 88 НК РФ. Следует особо подчеркнуть, что согласно пункту 7 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Кодексом.

Из содержания данной нормы следует, что законодатель связывает возможность истребования дополнительных документов и сведений с любым из двух условий:

- если это установлено статьей 88 НК РФ (а не какой-либо иной);

И вот тут как раз-таки мы и видим дефектность выводов суда первой инстанции в отношении правильности применения ст. 54.1 НК РФ. По сути, суд апелляционной инстанции напомнил налоговому органу о действительном смысле и содержании камеральных налоговых проверок, который исходя по смыслу положений п.1 и п.7 ст.88 НК РФ состоит в том, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа в первую очередь на основе налоговых деклараций (расчетов) и соответствующих документов, представленных налогоплательщиком вместе с налоговой декларацией (расчетом). При этом, обязанность по предоставлению налогоплательщиком иных документов должна быть прямо предусмотрена НК РФ.

Иное толкование будет идти уже в разрез с правильностью применения положений НК РФ, регулирующих особенности проведение выездных налоговых проверок, так как камеральная проверка по сути является счетной проверкой представленных документов, и не может подменять собой выездную проверку. Об этом, кстати, уже высказывался ВАС РФ в Определении от 03.05.2011 № ВАС-4873/11 по делу № А53-30597/2009. Данная правовая позиция, конечно, не новая, но сохраняет свою актуальность и по сегодняшний день.

Суд кассационной инстанции подтвердил правильность выводов суда апелляционной инстанции и отказал в удовлетворении жалобы уже МИФНС № 19.

По сути, суд кассационной инстанции еще раз подтвердил, что ст. 54.1 НК РФ не регулирует порядок проведения камеральных налоговых проверок и соответственно ограничения по истребуемым документам, предусмотренные НК РФ, должны трактоваться исключительно в пользу налогоплательщика.

Данный кейс еще подтверждает позицию, что полномочия налогового органа не абсолютны и должны иметь соответствующие правовые основания. В целях соблюдения баланса между правом налогового органа выставить требование и обязанностью общества его исполнить, содержание требования должно однозначно свидетельствовать о том, что обязанность общества представить документы (информацию) возложена на него законно и у налогового органа действительно имелась необходимость в их получении. Данную позицию, изредка, мы можем встретить в арбитражной практике (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.03.2017 № Ф03-712/2017 по делу № А51-14515/2016, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.06.2017 N Ф04-1488/2017 по делу № А27-12323/2016, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.2017 № Ф04-7101/2017 по делу № А75-6717/2016, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.04.2019 № Ф05-5289/2019 по делу № А40-211149/2018).

С точки зрения практического смысла это дает нам уверенность, что действия налогового органа, если они действительно противоречат налоговому законодательству, могут быть успешно оспорены.

Учетная политика: кому она может понадобиться еще

Учетная политика всегда была объектом повышенного внимания контролирующих органов. Любая проверка начинается с изучения учредительных документов и документов, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского и налогового учета в проверяемой организации. Являясь документом для внутреннего пользования и практическим руководством для всех сотрудников бухгалтерии, она имеет весомое значение и для внешних пользователей. Многие начинающие бухгалтеры интересуются вопросом, кому еще нужна учетная политика организации? Нужно ли ее предоставлять по первому требованию, и в какой форме? Ответы на эти вопросы найдете здесь.

Кто только не запрашивает учетную политику компании сегодня. Главбухи удивляются, зачем этот документ мог понадобиться кому-то еще, кроме налоговиков и аудиторов. Поясним это ниже.

Банкам

Сотрудники банка запрашивают отчетность, когда решают, предоставлять ли компании кредит или нет. Они хотят увидеть, часто ли компания сводит баланс, чтобы попросить самый свежий вариант учетной политики.

Консалтинговым фирмам

Интерес к учетной политике понятен, когда речь идет о бухгалтерском или налоговом консалтинге. Консультанты могут выбирать способ учета и хотят выяснить, как обычно поступает клиент. Либо они нашли для организации решение и его надо согласовать с правилами компании.

Министерствам

Чтобы получить бесплатно субсидию, бизнесу надо собрать документы по списку, утвержденному местными властями. Нередко в нем есть пункт о копии или выписке из учетной политики. Либо обязанность представить копию бухгалтерской политики прописывают в договоре на предоставление финансовой помощи (приказ Департамента СМИ и рекламы Москвы от 22.02.2012 № 49).

Учетная политика, например, может подтвердить, что компания ведет раздельный учет доходов от вида деятельности, для которого дают субсидию. Политику необходимо представить, если это обязательный документ по перечню. Иначе субсидию не получить.

Прокуратуре

Запрос из прокуратуры на предоставление учетной политики получит компания, о которой передали сведения туда налоговики. Следовательно, организацию подозревают в налоговом нарушении, и оно может стать уголовным. Учетная политика может понадобиться прокурорам, чтобы проверить раздельный учет по гособоронзаказам (ст.8 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ).

Судьям

В суде учетная политика нужна не судье, а организации. Она может победить в налоговом споре, если представит учетную политику.

Учредителю

Собственник бизнеса вправе знать, какие способы применяет компания в работе. Организация обязана в течение 5 рабочих дней обеспечить ему доступ к любым своим внутренним, а также обязательным документам (п. 2 ст. 50 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). К ним относится учетная политика.

Сумма налогов влияет на размер чистой прибыли. Поэтому учредитель заинтересован выяснить, как компания организовала налоговый учет.

Фондам

Фонды тоже запрашивают учетную политику, но для чего она им – не понятно. Фондам достаточно приказа, которым утвердили документ. Раньше ПФР требовал приказ об учетной политике, когда контролировал уплату взносов (утв. распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 № 34р). Но сейчас взносы под контролем налоговиков.

Налоговикам

Когда и зачем нужна налоговикам учетная политика.

Налоговые инспекторы могут запросить у компании учетную политику на любой проверке: выездной, камеральной и даже на встречной.

Инспекторы могут не сразу использовать политику, а запасти ее на время выездной проверки. Если компания незаметно правила недочеты в документе, налоговики это заметят, когда сравнят его со своим экземпляром. В любом случае не стоит отправлять весь текст учетной политики по любому запросу инспекторов, чтобы не давать им лишнюю информацию.

Компания вправе отказать налоговикам , когда они просят все подряд на камеральной проверке (п.7 ст. 88 НК РФ). Они обязаны прописать, по каким недочетам в декларации нужны пояснения и подтверждающие документы. Если из запроса это не ясно, попросите контролеров уточнить требование. Заодно выясните, какие именно правила учетной политики интересуют инспекторов.

По встречной проверке требовать учетную политику компании инспекторы не вправе. Налоговики могут просить информацию о контрагенте и сделке (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). То, как компания ведет свой учет, не относится к деятельности контрагента.

Как предоставлять учетную политику налоговым инспекторам.

  • по электронной почте как текстовый файл либо скан-копию;
  • налоговиков также устроит выписка из учетной политики;
  • иногда им достаточно приказа о том, что политику утвердили.

Контролеры редко требуют представить подлинник учетной политики, который утвержден до 1 января текущего года. Затребовать оригинал могут на выездной налоговой проверке.

Надо ли сдавать бухгалтерскую учетную политику.

Сама по себе бухгалтерская учетная политика им может оказаться бесполезной. Размер налогов редко зависит только от способа бухучета.

Читайте также: