Налоговые преступления следственный комитет

Обновлено: 16.05.2024

14 октября в Госдуму был внесен президентский законопроект о признании утратившей силу только одной статьи УПК РФ, действовавшей, всего ничего, с сентября 2011г. (ч. 1.1. ст 140).

Давайте во всем обстоятельно разберемся.

Начнем с того, что раскроем порядок действительного взаимодействия налоговых и правоохранительных органов при проведении выездных налоговых проверок, как есть, и определим результаты такого взаимодействия.

С января 2011г. полномочия по расследованию налоговых преступлений переданы Следственному комитету РФ. Налоговые органы стали передавать материалы налоговых проверок не в Органы МВД, а в Следственный комитет. Тогда как Управлению экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБиПК) при МВД досталась роль оперативного сопровождения следователей по делам о налоговых преступлениях и осуществление оперативно-розыскной деятельности (ОРД), которой оно активно и занялось (особенно активно на фоне проведения сокращений подразделений МВД занимающихся налоговыми преступлениями).

Материалы проведенных оперативно-разыскных мероприятий (ОРМ) по обнаружению налоговых преступлений Полицейские стали передавать в Налоговые органы, поскольку только по материалом налоговой проверки может быть в дальнейшем возбуждено уголовное дело.

Таким образом, если выездная налоговая проверка начинается с предпроверочного анализа, то при получении налоговым органом материалов ОРМ, проведенных сотрудниками Полиции, предпроверочный анализ приобретает уже вид законченной проверки.

Налоговому органу остается лишь назначить выездную проверку и сформировать доказательную базу.


Налоговые органы, в свою очередь, стали охотнее привлекать сотрудников Полици

Более того, в настоящий момент отдельные сотрудники УЭБиПК прикрепляются к конкретным налоговым инспекциям, и часто напрямую взаимодействуют с налоговыми инспекторами, договариваясь о совместных проверках.

Сотрудник Полиции, включенный в выездную налоговую проверку, наделяется теми же полномочиями, что и налоговые инспектора, действует в рамках налогового законодательства и подчиняется руководителю проверяющей бригады.

Сотрудники Полиции при выездной налоговой проверке не привлекаются для документального контроля, им поручают то, что они лучше всего умеют делать: розыск, привод и допрос свидетелей, сопровождение контрольных мероприятий, связанных с осмотром помещений, выемкой предметов.

Общий итог: значительная часть выездных проверок с доначислениями превышающими 10 млн. рублей относится как раз таки к совместным с органами МВД проверкам. В этом большую роль играет и то, что Полицейские нацелены не только на выявление налоговых правонарушений, но и на то, что бы эти правонарушения отвечали признакам преступления.

ФНС стало придавать большее значение показателям работы налоговых органов, характеризующих их взаимодействие с органами МВД. Например, строго отслеживается количество поступивших материалов из органов МВД о возможных налоговых правонарушениях, сколько из них было фактически использовано в контрольной деятельности налоговыми органами, результат использования (причины не использования). Совместные выездные проверки находятся на особом контроле Управлений ФНС, поскольку их количество и качество стали показателями (в числе прочих), определяющими рейтинг областных инспекций.


А что же следственный комитет? - Следственному комитету нужны уголовные дела, оценка его деятельности напрямую завязана на количестве направленных в Суд уголовных дел.

Решение о привлечении должно обязательно вступить в силу, и если на стадии апелляционного обжалования в вышестоящем налоговом органе первоначальное решение, вынесенное инспекцией, отменено, материалы проверки в Следственный комитет не передаются (даже если поводом к отмене послужило нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, не связанное с существом дела).

Кроме того, даже если налоговое правонарушение отвечает всем признакам преступления, то материалы проверки передаются в следственные органы, только в случае, если доначисленные налоговым органом суммы не были уплачены в течение двух месяцев после окончания срока для их добровольной уплаты в соответствии с Требованием (п. 3 ст. 32 НК РФ).

А если уголовное дело все же было возбуждено, то УПК предусматривает прекращение дела в случаях, кода до назначения судебного заседания возмещен весь ущерб от налогового правонарушения (уплачены сумма недоимки, пени и штрафы) (ст. 28.1 УПК)

А вот у Следственного комитета статистика падает!

Уголовные дела по налоговым правонарушениям, оказались с низкой перспективой направления в суд, с постоянным риском прекращения, да еще и с высоким процентом оправданий ввиду наличия множества коллизий в законодательстве.

Возможно по этой причине глава Следственного комитета А. И. Бастрыкин со свойственным ему эпатажем стал

Да и отношения между самими ведомствами разладятся. В совместных с Налоговой проверках Полицейские заинтересованы не будут, само участие в которых не всегда гарантирует нужный им результат. МВД будет проводить ОРД по выявлению налоговых преступлений и возбуждать дела по своему усмотрению.

Общее описание составов налоговых преступлений преподносим в виде наглядной таблицы, чтобы сразу было понятно что и за что (для справки, распечатать и повесить на стенку):

В Следственном комитете Российской Федерации (далее - Следственный комитет) рассмотрено письмо в связи с обращением об упразднении отделов по расследованию ятрогенных преступлений и по другим вопросам.

Столь заметная интенсификация уголовного процесса потребовала не только образования отдельных подразделений, предусматривающих соразмерный нагрузке штат работников, но и введения специализации последних, исходя из того, что предметные навыки расследования вышеуказанных деяний повышают оперативность и качество следствия.

В связи с изложенным очевидно отсутствие оснований для претензий к следственным органам, активность которых напрямую связана с указанными обстоятельствами, то есть поток жалоб пропорционально увеличивает число возбужденных дел, что ведет к предсказуемому недовольству со стороны медицинского сообщества. Решение правового конфликта между представителями последнего и гражданами, как правило, всегда влечет жалобы стороны, чья позиция признана необоснованной.

Тем не менее, несмотря на известную распространенность резонансных случаев неисполнения профессиональных обязанностей медицинскими работниками, следователи ориентированы на обеспечение взвешенного подхода к оценке полученных доказательств и предъявление обвинения исключительно при установлении прямой причинно-следственной связи между врачебным браком и тяжкими негативными последствиями. Уголовное преследование в подавляющем большинстве случаев ведется без применения мер процессуального принуждения в отношении медицинских работников, во всяком случае, без ограничения их свободы.

Решение о направлении уголовного дела в суд принимается исключительно при наличии неопровержимых доказательств виновности лица. Судебные акты при этом отличаются относительной мягкостью наказания.

Возбуждение уголовных дел неверно и предвзято оценивать как средство давления, почти всегда такое решение вызвано необходимостью установления наличия признаков состава преступления с использованием возможностей экспертных исследований качества оказанных медицинских услуг и проведения сложного комплекса следственных действий, производство которых невозможно в рамках процессуальной проверки. Таким способом обеспечивается соблюдение прав потерпевших. В Следственном комитете принимаются исчерпывающие меры для сохранения оптимального баланса прав всех участников уголовного судопроизводства.

Беспокойство медицинских работников за необоснованное уголовное преследование является в большей степени следствием их неинформированности о реальном положении дел, что усугубляет нередко преувеличенный средствами массовой информации ажиотаж вокруг отдельного факта. Высокая корпоративная сплоченность медицинского сообщества, остро реагирующего на привлечение к ответственности любого из его членов, также влияет на формирование излишне претенциозного отношения к деятельности следственных органов Следственного комитета, которые, по сути, выполняют свои профессиональные обязанности и не могут игнорировать поступающие жалобы.

Вопреки отдельным мнениям Следственный комитет является активным защитником добросовестных членов медицинского сообщества, выполняющих свой профессиональный долг. Предложения Следственного комитета, адресованные руководству страны, в частности, учтены при ужесточении административной ответственности за воспрепятствование проезду машин скорой медицинской помощи, приняты во внимание иные концептуальные направления по совершенствованию защиты работников здравоохранения. Последовательно поддерживалась инициатива об усилении уголовной ответственности за посягательство на их жизнь и здоровье.

Возрастающая активность граждан по обращению в Следственный комитет в связи с неоказанием или ненадлежащим оказанием медицинской помощи, как полагаем, обусловлена отсутствием иных эффективных механизмов защиты нарушенных прав, поэтому Следственный комитет является сторонником дифференциации ответственности медицинских работников, в частности, путем введения института страхования профессиональной ответственности последних. Работа в этом направлении ведется.

Заместитель Председателя
И.В.КРАСНОВ

Задайте вопрос юристу:

Следственный Комитет Российской Федерации, его органы и должностные лица являются еще одной стороной, с которой взаимодействуют налоговые органы по результатам проведенных налоговых проверок.

Акт налоговой проверки или результаты, оформленные иными документами, в которых содержатся сведения о выявленных налоговых правонарушениях, при определенных налоговым и уголовным законодательством условиях могут явиться поводом для возбуждения уголовного дела.

Правовая регламентация деятельности Следственного Комитета РФ в налоговых правоотношениях.

Уголовным Кодексом РФ предусмотрен ряд уголовно-наказуемых деяний в сфере налоговых правоотношений:

  • статья 198 УК РФ – Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица;
  • статья 199 УК РФ – Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации;
  • статья 199.1 УК РФ – Неисполнение обязанностей налогового агента,
  • статья 199.2 УК РФ – Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которого должно производиться взыскание налогов и (или) сборов;
  • статья 159 УК РФ – Мошенничество (при незаконном возмещении НДС из бюджета).

Основания для возбуждения уголовного дела в сфере налоговых правоотношений.

Конечно, из теории уголовного права, основанием для возбуждения любого преступление является наличие состава, то есть всех четырех его признаков, объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны.

Однако не будем останавливаться на общей теории, постараемся сгруппировать основные признаки, необходимые для возбуждения интересующих нас уголовных дел.

Итак, это:

  • Наличие недоимки, выявленной при проведении проверки налогоплательщика (ст. 198, 199 УК РФ);
  • фактическое уклонение налогоплательщика от уплаты конкретных налогов (сборов);
  • наличие умысла в действиях налогоплательщика – физического лица или руководителя (гл. бухгалтера) юридического лица;
  • соответствие суммы недоимки крупному или особо крупному размеру, предусмотренному примечанием к ст. 198, 199 УК РФ
  • совершение преступления одним или несколькими способами, перечисленными в ст. 198, 199 УК РФ;
  • крупным размером в ст. 199, а также в статье 199.1 Уголовного Кодекса РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

Порядок действий налоговых органов при направлении материалов в Следственный Комитет РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 101.3 НК РФ на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Таким образом, если налоговый орган по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки принял решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и сумма начисленной недоимки позволяет предполагать факт совершения преступления, налоговый орган не вправе направлять материалы проверки в следственные органы.

Итак, сформулируем основные этапы действий налоговых органов и Следственного Комитета по материалам налоговой проверки.

1) Следственный Комитет РФ может возбудить в отношении налогоплательщика состав преступления, предусмотренного ст. 198,199, 199.1, 199.2 УК РФ только в случае неуплаты (неперечисления) в полном объеме суммы недоимки, начисленной налогоплательщику решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и не решать вопрос о привлечении налогоплательщика к уголовной ответственности при добровольной уплате налогоплательщиком суммы недоимки;

2) при направлении материалов налоговой проверки в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела налоговые органы не могут одновременно исполнять принятые в отношении физического лица-налогоплательщика решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа;

3) в случае если по итогам рассмотрения материалов будет вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или постановление о прекращении уголовного дела, а также если по соответствующему уголовному делу будет вынесен оправдательный приговор, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не позднее дня, следующего за днем получения уведомления об этих фактах от следственных органов, выносит решение о возобновлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.

4) при вынесении обвинительного приговора налоговый орган отменяет вынесенное решение в части привлечения налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Иные внепроцессуальные формы взаимодействия Следственного Комитета РФ с налоговыми и правоохранительными органами.

Помимо установленных налоговым и уголовно-процессуальным законом форм взаимодействия Следственного Комитета РФ и налоговых органов, такие формы предусмотрены организационно-распорядительными или ведомственными приказами.

1) при направлении налоговыми органами материалов налоговым проверок в СК РФ в порядке ст. 32 НК РФ, СК РФ направляет в ФНС РФ письменное уведомление о возбуждении уголовного дела либо копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;

2) при недостаточности материалов СК РФ запрашивает у ФНС РФ дополнительные документы, которые ФНС обязано предоставить в 7-дневный срок;

3) ФНС РФ информирует СК РФ:

— об обращении н/плательщика в суд с заявлением о признании решения налогового органа незаконным;

— о принятых обеспечительных мерах и их отмене судом, если налогоплательщик обратился с таким заявлением.

Важно: данные сведения не являются основанием для отказа в возбуждении уголовного дела.

4) до возбуждения дела СК РФ при наличии информации об имуществе налогоплательщика направляет информацию в ФНС для принятия ими обеспечительных мер.

И напоследок немного статистики. По отчетным данным прокуратуры Московской области в 2016 году судами области рассмотрено 31 уголовное дело о преступлениях в сфере налогообложения в отношении 32 лиц, в том числе о преступлениях, предусмотренных:

-ст.198 УК РФ – 5 уголовных дел в отношении 5 лиц;

-ст.199 УК РФ – 13 уголовных дел в отношении 14 лиц;

-ст.199.1 УК РФ – 4 уголовных дела в отношении 4 лиц;

-ст.199.2 УК РФ – 9 уголовных дел в отношении 9 лиц.

Обвинительные приговоры постановлены по 22 уголовным делам в отношении 23 лиц, в том числе 14 лиц осуждено по результатам рассмотрения 14 уголовных дел без проведения судебного разбирательства в порядке, предусмотренном главой 40 УПК РФ.

Прекращено 9 уголовных дел в отношении 9 лиц, в том числе:

-в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности прекращено 5 уголовных дел в отношении 5 лиц;

— в связи с применением акта об амнистии прекращено 4 уголовных дел в отношении 4 лиц.

Сложные отношения предпринимателей и налоговой оценивает ещё одна структура - Следственный комитет. И нередко ведомство встаёт на сторону бизнеса. Почему - рассказывает Свойкировский.

В 2015 году в структуре следственного управления СК РФ по Кировской области был создан третий отдел по расследованию особо важных дел, который занялся расследованием налоговых преступлений. До этого налоговые дела расследовали территориальные подразделения Следкома, причём делали это по остаточному принципу, так как считалось, что объективно невозможно закончить такие дела в установленный законом срок - за два месяца.

Не всё так однозначно. Почему Следком прекращает дела на бизнесменов, которых обвиняют в неуплате налогов

Какие налоговые преступления подпадают под уголовную ответственность?

Уголовных дел налоговой направленности становится больше?

- В последние годы число возбуждённых дел по налоговым преступлениям сокращается. В 2017 году в Кировской области их было всего 26.

Причин этому несколько. Во-первых, из-за увеличения минимальных сумм ущерба бюджету, с которых наступает уголовная ответственность. Во-вторых, постоянно снижается общее число выявленных налоговых преступлений. Это связано с сокращением количества выездных проверок налоговыми органами. В 2016 году в Кировской области проверок стало на 20% меньше, а в 2017 - на 30%, по отношению к 2016 году. На выявлении налоговых преступлений сказалось и то, что в 2016 - 2017 годах продолжилось сокращение сотрудников полиции, занимающихся экономическими преступлениями.

26 дел - цифра вроде бы небольшая.

- Небольшая. Но все дела объёмные, сложные и, главное, нам удаётся возместить значительный ущерб в бюджет страны. Так, в 2017 году удалось вернуть в казну более 100 млн рублей из 161 миллиона причинённого ущерба. Это 62%. Например, в 2016 году было возмещено 58% ущерба. Для сравнения, все остальные следственные подразделения по уголовным делам всех категорий возместили ущерб в сумме 13 млн рублей, что в 10 раз меньше результатов работы отдела по расследованию налоговых преступлений.

Человек системы. Что думают кировские эксперты об итогах работы Светланы Чарушиной в должности главы УФНС

6729 9

И часто вы не соглашаетесь с выводами налоговых органов?

- Бывают расхождения по суммам недоимки. Кроме того, периодически мы отказываем в возбуждении дел на основании истечения сроков давности. Бывает так, что налоговая проводит проверку год и больше и затем передаёт материалы нам. А срок давности по налоговым преступлениям небольшой тяжести составляет всего два года. Вот сейчас налоговая проверяет предприятия за 2015 год, у них срок уплаты налогов в 2016 году, то есть в 2018 году и по НДС, и по налогу на прибыль уже истёк срок уплаты. И если налоговая передаёт нам такие сведения, то мы выносим постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Получается, бизнесу выгодно затягивать налоговые проверки?

- Да, зачастую именно ради этого ведётся противодействие налоговой со стороны бухгалтерий предприятий. Налоговая заинтересована провести проверку в сжатый срок, а бухгалтерии стараются время оттянуть, долго не предоставляют документы. Тогда налоговая вынуждена делать встречные проверки, искать налогоплательщиков по всей стране, и так может тянуться годами.

И вот по такому просроченному преступлению вообще не будет никакого наказания?

А есть те, кто идёт до конца - в суд?

Не всё так однозначно. Почему Следком прекращает дела на бизнесменов, которых обвиняют в неуплате налогов

Вот вы говорите, что налоговая годами проверяет предприятия. Это ведь всё негативно сказывается на бизнесе. Предприниматели после такого уводят свои фирмы в другие регионы.

- Действительно, это распространённая практика. Но налоговая действует в рамках своих полномочий. Если налоговики в чём-то перегибают, мы это выявим. Так, недавно мы проверяли данные, поступившие из налоговой в отношении одного из налогоплательщиков. У них в 2007 году произошло разделение холдинговой компании на несколько компаний, на которые было выведено имущество. Десять лет они работали спокойно, платя налоги. А вот в 2017 году налоговая проверила и пришла к выводу, что есть признаки дробления бизнеса, так как во вновь образованных компаниях нет персонала, только имущество, а управляется всё одними и теми же людьми, подписи которых присутствуют во всех документах. В итоге общая сумма налоговых претензий составила больше 100 млн рублей. Но когда материалы передали нам, мы всё проверили и приняли обоснованное процессуальное решение.

А есть отрасли, в которых чаще уклоняются от уплаты налогов?

- От отрасли это не зависит. В любых отраслях есть люди, которые работают честно, а есть, люди, которые ищут обходную схему. Так что всё зависит от человека.

Но предприниматели говорят, что если честно платить все налоги и страховые взносы, ничего не останется на развитие предприятия, на жизнь.

- Суммы выплат действительно порой огромные, особенно на крупных производствах. Но таково наше законодательство. Я уверен, что честно работать можно, если не иметь больших аппетитов. Всё упирается в аппетиты конкретных людей. Ведь когда заплатишь налоги, останется не столько денег, сколько хотелось бы. И начинают хитрить, что чревато уголовными делами. Так что совет один - честно платить налоги и страховые взносы.

Читайте также: