Налоговое регулирование бюджетной обеспеченности

Обновлено: 16.05.2024

1. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района предоставляются поселениям, входящим в состав данного муниципального района, в соответствии с муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 02.08.2019 N 307-ФЗ.

2. Абзац утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

Порядок определения общего объема и распределения между муниципальными образованиями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

3. Объем и распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района утверждаются решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

В случае, если проект бюджета муниципального района утверждается на очередной финансовый год и плановый период, допускается утверждение на плановый период не распределенного между городскими, сельскими поселениями объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета муниципального района не более 20 процентов общего объема указанных дотаций, утвержденного на первый год планового периода, и не более 20 процентов общего объема указанных дотаций, утвержденного на второй год планового периода.

4. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района, за исключением дотаций, предоставляемых в порядке, установленном пунктом 5 статьи 137 настоящего Кодекса, предоставляются городским и сельским поселениям, расчетная бюджетная обеспеченность которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений данного муниципального района.

Расчетная бюджетная обеспеченность поселений определяется соотношением налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом городского и сельского поселения исходя из налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичного показателя в среднем по поселениям данного муниципального района с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторах и условиях, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности определяется по городским и сельским поселениям по единой методике, обеспечивающей сопоставимость налоговых доходов городских и сельских поселений, перечня бюджетных услуг и показателей, характеризующих факторы и условия, влияющие на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя, по поселениям и может устанавливаться отдельно для городских и сельских поселений.

Использование при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений показателей фактических доходов и расходов за отчетный период и (или) показателей прогнозируемых доходов и расходов отдельных поселений не допускается.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 29.11.2014 N 383-ФЗ.

4.1. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено, что при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений помимо налоговых доходов, указанных в абзаце втором пункта 4 настоящей статьи, могут учитываться неналоговые доходы бюджетов поселений, формируемые в соответствии с настоящим Кодексом, и (или) законами субъектов Российской Федерации, и (или) муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных районов за счет:

1) платы за негативное воздействие на окружающую среду;

2) платы за передачу в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также средств от продажи прав на заключение договоров аренды указанных земельных участков;

3) платы за передачу в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также средств от продажи прав на заключение договоров аренды указанных земельных участков (за исключением земельных участков, предоставленных муниципальным предприятиям, в том числе казенным, муниципальным бюджетным и автономным учреждениям).

5. Утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

6. В случае предоставления дотаций, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, финансовый орган муниципального района вправе заключать с главами местных администраций (руководителями исполнительно-распорядительных органов) муниципальных образований, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района, соглашения, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов поселения.

Порядок, сроки заключения соглашений и требования к соглашениям, которые указаны в настоящем пункте, устанавливаются местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом) муниципального района.


Основная задача реализации бюджетно-налоговой политики на уровне субъектов Федерации заключается в обеспечении стабильных условий для формирования доходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы и эффективном распределении бюджетных ресурсов.

Бюджетное регулирование означает принятие мер вышестоящих органов государственной власти по выравниванию доходов бюджетов нижестоящих уровне бюджетной системы, отстающих в своем социально-экономическом развитии.

Механизм бюджетного регулирования – это совокупность методов, инструментов, финансовых технологий и правил, посредством которых государственные и иные уполномоченные институты и органы управления воздействуют на процессы формирования и использования бюджетных фондов для достижения целей, определенных социально-экономической политикой государства.[1] Через этот механизм осуществляется выполнение региональными органами власти и органами местного самоуправления своих представительных и исполнительских полномочий с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней.[2]

В России основными инструментами бюджетного регулирования на уровне субъектов Федерации являются:

- установление нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, подлежащих зачислению в вышестоящий бюджет;

- предоставление местным бюджетам дотаций на выравнивание их бюджетной обеспеченности через фонды финансовой поддержки, а также целевой финансовой помощи в форме субсидий и субвенций на исполнение делегированных полномочий через специальные фонды.






из Фонда финансовой

муниципальных районов (городских округов)

из Фонда компенсаций

из Фонда софинансирования расходов

Рис. 1 –Методы бюджетного регулирования субъектов Федерации

В действующем Бюджетном Кодексе РФ (БК РФ) выде­ляются следующие формы межбюд­жетных трансфертов:

-дотации (на выравнивание бюджет­ной обеспеченности субъектов Федерации, муниципаль­ных районов (городских округов), поселений);

-субвенции (из фондов компенсаций, субвенции бюджетам автоном­ных округов, входящих в состав сложносоставных субъек­тов Российской Федерации);

-субсидии из фондов софинансирования расходов, субсидии, перечисляемые из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуници­пального характера, субсидии, перечисляемые в бюдже­ты субъектов Федерации для формирования региональ­ных фондов финансовой поддержки поселений и регио­нальных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

В соответ­ствии со ст. 6 БК РФ, вступившей в силу с 1 января 2008 г., дота­ции определены как межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной ос­нове без установления направлений и (или) условий их использования. Таким образом, дотациям присущи следующие особенности:

- заранее не определены направления расходования средств;

- софинансирование не предполагается.

Установление нормативов отчислений от налогов позволяет органам власти субъектов Федерации обеспечить местные бюджеты собственными (нецелевыми) доходами. Наряду с отчислениями от налогов, методом бюджетного регулирования являются межбюджетные трансферты.

Установление нормативов налоговых отчислений в местные бюджеты применяется взамен предоставления дотаций.

Читайте также: