Налоговая политика курсовая 2020
Обновлено: 16.06.2024
Налоговая политика представляет собой систему действий, мероприятий, проводимых государством в области налогообложения, основными задачами которой являются обеспечение финансовыми ресурсами, экономическое регулирование. В статье проведено исследование формирования налоговой политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу до 2022 года.
Ключевые слова: налоговая политика, деофшоризация, налогообложение, налоговая система, ставки налогов, налоговые льготы
При проведении налоговой политики нужно обозначить три ключевых направления, которые представлены следующими мерами:
— системные меры, направленные на формирование стабильных налоговых условий. Главные изменения затронут нефтегазовый сектор, а именно планируется фиксация налоговых условий для достижения национальных целей развития, поставленных Президентом РФ;
— стимулирующие налоговые и финансовые меры, которые включают в себя: отмену налога на движимое имущество, тормозящего развитие и внедрение новых технологий, расширение сферы применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций, занимающихся строительством коммунальных, транспортных и социальных объектов; установление пониженных ставок к уплате страховых взносов в отношении резидентов, находящихся на территории опережающего социально-экономического развития в Дальневосточном федеральном округе; [7, 8]
— меры отраслевого характера, затрагивающие помимо нефтяного сектора также развитие инфраструктуры. Для достижения этих целей в структуре доходной части федерального бюджета сформирован соответствующий Фонд развития. Размер вложенных средств составляет до 4 трлн руб. на период до 2024 г., осуществляемый за счет дополнительных государственных заимствований.
Важным направлением проводимой налоговой политики является облегчение администрирования и снижение административных издержек. Для этого будет разработан специальный налоговый режим, обеспечивающий благоприятные условия для деятельности малого бизнеса — система налогообложения в виде налога на профессиональный доход. [12, 13]
Вместе с тем, по рекомендации Министерства финансов Российской Федерации в налоговое законодательство предусмотрено внесение изменений, касающихся иного подхода к налогообложению физических лиц, получающих доходы. В НК РФ в п. 2 ст. 207 прописано, что налоговыми резидентами признаются лица, пробывшие на территории РФ не менее 183 дней в течение 12 месяцев. Порог предлагается снизить до 90 дней. Также планируется введение ставки 13 % НДФЛ для налоговых нерезидентов.
Таким образом, основной целью налоговой политики в Российской Федерации является создания условий для развития бизнеса, привлечения инвестиций с целью финансово-экономического развития России.
В то же время распространение новой коронавирусной инфекции в 2020 году оказало значительное влияние на динамику доходов и расходов региональных бюджетов. Так, за первые 8 месяцев текущего года налоговые и неналоговые доходы регионов снизились на 7 % г/г. При этом география влияния кризиса на доходы субъектов неравномерна: так, в ресурсодобывающих регионах сокращение превысило 12,2 % г/г, в то время как в столичных агломерациях сложилась более устойчивая динамика (-5,1 %).
Соответственно, с точки зрения смягчения экономических последствий борьбы с пандемией задача:
— с другой стороны, избежать скатывания в кризисную спираль (снижение доходов бизнеса — сокращение занятости и доходов граждан — сокращение спроса — снижение доходов бизнеса).
Соответственно, антикризисные программы поддержки ориентированы в первую очередь на решении этих задач с акцентом на следующих направлениях:
- Укрепление системы здравоохранения;
- Поддержка доходов граждан;
- Поддержка МСП как наиболее уязвимого сегмента отечественного бизнеса;
- Поддержка отраслей и компаний, где деятельность временно приостанавливалась;
- Поддержка бюджетов регионов и внебюджетных фондов.
В целом антикризисные программы являются действенными и своевременными:
— Сохраняется устойчивость нефинансового сектора. Значительная часть вынужденных потерь добавленной стоимости в секторах, где деятельность приостанавливалась, в целом абсорбируется различными программами поддержки, а реструктуризация сроков уплаты обязательных платежей наряду с расширением доступа к программам льготного финансирования позволяет избежать массовых проблем с платежной дисциплиной.
Операционная рентабельность ненефтегазового сектора, хоть и снизилась по итогам 2 квартала 2020 года, остается на уровне, не представляющем угрозы для финансовой устойчивости как самого сектора, так и кредиторов (учитывая в том числе невысокий уровень долговой нагрузка).
— Ситуация на рынке труда остается под контролем. Уровень безработицы увеличился с 4,6 % в марте до 6,4 % в августе, что безусловно свидетельствует о повышенной напряженности, однако не представляется критическим уровнем как в историческом контексте (в кризис 2008–2009 гг. безработица превышала 9 %), так и в сравнении с другими странами. Сдержанному росту безработицы, в том числе, способствует реализация программ грантовой и кредитной поддержки пострадавших отраслей, обуславливающие предоставление субсидий сохранением занятости.
В целом влияние кризиса на трудовые доходы граждан сдержанное: динамика фонда оплаты труда организаций замедлилась во втором квартале 2020 года, но сохранилась в положительной области (+0,5 % г/г в реальном выражении). В пострадавших отраслях уровень расходов на оплату труда снизился (-7,2 % г/г в реальном выражении), однако в гораздо меньших масштабах чем сокращение коммерческих доходов этих отраслей в связи с введенными ограничениями.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, налоговая политика, внесение изменений, мера, направление, реальное выражение, снижение доходов бизнеса, таможенно-тарифная политика.
Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).
Налоговая политика России
- Налоговая нагрузка, анализ и уровень. Сравнение этого показателя в России и зарубежных странах.
- Меры, планируемые в рассматриваемом периоде.
Таким образом, документ, посвященный налоговой политике, имеет стройную и последовательную структуру.
ВАЖНО! Предлагаемые меры не применяются обособленно, а являются последовательным продолжением предыдущих действий государства. Кроме того, анализируется текущая ситуация в мире.
Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе
До появления ч. I НК РФ налоги и сборы в РФ регулировались отдельными нормативными актами. Веденная в действие 31.07.1998 ч. I НК РФ стала 1-м документом, в котором была обобщена информация о видах налогов, налогоплательщиках, налоговом контроле, налоговых правонарушениях и другая информация, общая для всех налогов.
Следующим шагом в наведении налогового порядка стала ч. II НК РФ. В ней появились главы, посвященные отдельным налогам, касающиеся их плательщиков, налоговой базы, деклараций и сроков.
Достаточно революционным стало введение гл. 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль. Она вступила в действие 01.01.2002. Именно тогда произошло выделение налогового учета. У многих хозяйственных операций появилась двойная оценка, возникли новые понятия: ОНА, ОНО.
Сейчас НК РФ — это документ, который содержит полную информацию о налоговой системе. Именно в него вносятся изменения при смене налоговой политики.
Налоговая политика на современном этапе развивается в следующих направлениях:
- Определен перечень налогов. В последнее время этот список не увеличивался.
- Причесывается порядок расчета существующих налогов, устраняются неточности в формулировках, учитываются изменения, вносимые в другие нормативные акты.
- Совершенствуется система налогового администрирования.
- Критерии проверок стали доступными.
- Появились налоговые каникулы.
Налоговая политика на современном этапе направлена на совершенствование действующего законодательства.
Налоговая политика государства на 2022-2024 годы
В проекте этого документа декларируется:
Основные направления налоговой политики на 2022 год
Итак, чего же нам ждать от государства в 2022 году:
- Совершенствования налогового администрирования.
- Новый налоговый режим. Подробности см. здесь.
- Создания кодекса неналоговых платежей.
- Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
- Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.
- Предельную стоимость рекламных материалов для освобождения от НДС предлагают увеличить со 100 до 300 руб.
В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.
Итоги
Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2022-2024 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 01.10.2021. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Читайте также:
- Неотделимые улучшения при продаже квартиры облагаются налогом
- Ндс в системе косвенного налогообложения в россии реферат
- Соотношение налоговой административной и уголовной ответственности
- Транспортный налог в декларации по налогу на прибыль где отражается
- Самым рискованным участником договора с точки зрения налоговых последствий является