Налоговая декларация контур экстерн

Обновлено: 24.04.2024

Последние несколько лет государство все активнее подталкивает организации к переходу на сдачу налоговой отчетности в электронном виде, которая осуществляется посредством специализированных операторов связи (не бесплатно).

Невольно прослеживается ассоциация с платными дорогами, где обязательно должна присутствовать бесплатная альтернатива платному участку. Так как основное направление моей деятельности — максимальное сокращение расходов организаций на ИТ, то в данной статье я попытаюсь рассмотреть возможность бесплатной сдачи электронной отчетности.

Сразу обозначу область — будет рассматриваться общая ситуация без углубления в операционные системы и прочее ПО, так как это тема других статей, готовящихся к пуликации.

Обязанность предоставления отчетности в электронном виде

Обязанность предоставлять отчетность в электронном виде устанавливается каждым контролирующим органом. Также позволительно добровольно перейти на электронный документооборот (ЭДО). Более подробную информацию можно узнать обратившись в контролирующий орган или на их официальных сайтах:

Полезные ресурсы и материалы:

Необходимое программное обеспечение

Для сдачи электронной отчетности должно выполняться, как минимум, три условия:

  1. Наличие программы для заполнения и составления отчетности в электронном виде;
  2. Наличие сервиса или программы для передачи отчетности в электронном виде;
  3. Наличие Квалифицированной электронной подписи (КЭП) и программы-криптопровайдера.

Неплохо было бы еще иметь толкового бухгалтера и системного администратора.

Краткий обзор рынка

Помимо продуктов для передачи отчетности, есть программы для ведения бухгалтерского учета с возможностью передачи отчетности в контролирующие органы: 1С (для передачи используется Калуга Астрал), Контур.Эльба и Контур.Бухгалтерия, Мое дело, Кнопка, БухСофт-Онлайн, ImBoss, Небо.

Все решения представляют комплексный подход, предлагая заполнение отчетности, подгрузку готовых файлов из других систем бухгалтерского учета и их передачу, а также ряд сопутствующих услуг (нормативная база, ЭДО с контрагентами и пр.). Естественно, что все решения платные и их стоимость может значительно варьироваться в зависимости от типа организации и режима налогообложения.

Не стоит забывать, что каждый контролирующий орган дает возможность заполнять и сдавать электронную отчетность с помощью собственных программ и ресурсов. Об этом далее.

Заполнение и составление отчетности

Обычно отчетность выгружается из программ для ведения бухгалтерского учета (1С, Парус, SAP и т.д.). Зачастую это сопряжено с рядом проблем, так как форматы электронной отчетности постоянно изменяются и не все программы успевают за этими обновлениями. Иногда сами пользователи не удосуживаются вовремя установить очередное обновление, либо выгрузка невозможна по иным техническим причинам (отсутствие нужного формата, невалидные XML на выходе и т.д.).

В этом случае можно воспользоваться бесплатным ПО для подготовки электронной отчетности, которое предлагают сами контролирующие органы:

    (смотрите также прочее ПО); ; ; (также 4ФСС можно заполнить на портале. В некоторых регионах доступна отправка Листков Нетрудоспособности); ; .

Также на сайтах контролирующих органов есть дополнительное ПО и сервисы, которые могут пригодиться несмотря на способ составления электронной отчетности.

Многие продукты спецоператоров связи (за которые платятся немалые деньги) напрямую обращаются к ресурсам контролирующих органов:

    (в том числе юридически значимые); ; ;
  • и др.

Вопреки расхожему мнению (что государственное ПО крайне несовершенно), все вышеперечисленные программы вполне приемлемого качества и свои функции выполняют. Многие из них построены по принципу отдельной подгрузки xml-шаблонов необходимых форм. Это требует некоторого контроля со стороны пользователя, так как шаблоны часто обновляются (особенно у Росстата).

Совет! Имеет смысл сделать промежуточный репозиторий нужных xml-шаблонов, чтобы затем централизованно обновлять их. В данный момент я рассылаю шаблоны и информирую бухгалтеров об обновлениях с помощью нескольких простеньких Python-скриптов.

Передача отчетности

Контролирующие органы предоставляют бесплатную возможность передачи отчетности через собственные сервисы:

Требования для работы с ресурсами стандартны. Необходимо иметь Квалифицированную электронную подпись (КЭП), программу криптопровайдер и может потребоваться плагин для работы криптопровайдера с браузером.

Минусом такого способа является необходимость отдельной регистрации на каждом из ресурсов, что не очень удобно при больших объемах данных. В отличии от платных решений, которые предлагают единый бесшовный интерфейс.

Квалифицированные электронные подписи (КЭП)

Перед отправкой, подготовленные файлы отчетов необходимо подписать электронной подписью. Это единственное узкое место, которое не поддается удешевлению, так как бесплатно подпись для юрлиц никто не делает (на самом деле можно получить бесплатно в рамках акции, об этом далее).

На официальных ресурсах приводятся списки аккредитованных удостоверяющих центров, в которых можно оформить электронную подпись. Там же приведены требования к ним. Если уже имеется какая-либо электронная подпись, то вполне возможно, что она подойдет для подписания отчетов.

Также необходимо наличие программы-криптопровайдера. На официальных ресурсах контролирующих органов в основном используется КриптоПро. Программа имеет пробную лицензию на три месяца. Для экономии можно поставить версию КриптоПро 3.9, а потом установить КриптоПро 4.0 (подробнее о поддерживаемых ОС), выиграв 6 месяцев бесплатной работы. Потом во избежание проблем и головной боли проще приобрести лицензию.

Ряд спецоператоров предлагают для своих сервисов облачные КЭП (КлаудКЭП), которые хранятся на сервере специализированного оператора связи. Для работы с КлаудКЭП не требуется наличие криптопровайдера. Но работать с КлаудКЭП на сторонних ресурсах невозможно.

Upd: Калуга-Астрал позволяет использовать бесплатный криптопровайдер VipNet CSP.

Другие способы экономии

Есть еще один вполне простой способ экономить — всевозможные акции спецоператоров связи. На данный момент (10.05.2016 г.) действуют следующие акции:

КЭП выдаются в рамках акции. Тестируй — не хочу!

Итоги

При использовании программ и ресурсов контролирующих органов придется потратиться на приобретение КЭП. Средняя стоимость на текущий момент (10.05.2016 г.) составляет примерно 1500 р. Отдельно отмечу, что КЭП и программы-криптопровайдеры используются не только для передачи отчетности, но и для интернет-банкинга, различных ресурсов (госулуги и т.д.). Поэтому расходы на них нельзя относить исключительно к электронной отчетности.

Данный подход подойдет далеко не всем. Он не подходит крупным компаниям с большим объёмом данных (и совершенно другими бюджетами), им целесообразнее использовать платное решение. Но небольшие организации и ИП вполне могут использовать бесплатные аналоги.

Вариант с тест-драйвами подойдет всем, так как они дают доступ к полному функционалу программ, но временный. Конечно, если вы не собираетесь регистрировать новую компанию каждый год.

Многие спецоператоры предлагают минимальные тарифные планы начиная с 500 рублей (без учета акций). Дешевизна достигается благодаря тому, что многие операторы одновременно являются и удостоверяющими центрами, выпускающими КЭП. При этом, подобные тарифы имеют множество ограничений и нюансов, поэтому перед приобретением нужно очень внимательно уточнять все подводные камни дешевых решений. Например, они могут включать только возможность передачи отчетности, без возможности ее заполнения.

Через некоторых сепцоператоров можно сдать нулевую отчетность абсолютно бесплатно. При таком подходе не придется тратиться на КЭП. Это может оказаться оптимальнее, чем использование официальных каналов.

Ознакомиться с тарифами можно по следующим ссылкам:

Внимание! При выборе тарифного плана обязательно указывайте ваш регион, так как в разных регионах разная стоимость.

Отдельного внимания заслуживают решения для ведения бухгалтерской отчетности с возможностью ее сдачи. Совокупная стоимость владения подобными решениями может оказаться дешевле:

Не проще ли купить комплексное решение?

Многие ошибочно полагают, что достаточно заплатить деньги и спецоператор будет делать все сам. Это заблуждение. Функции спецоператора определены достаточно четко, а договоры составлены грамотно. По большому счету, единственная обязанность оператора — взять отчет и доставить его до приемного комплекса контролирующего органа. За все остальное он никакой ответственности не несет.

По своему опыту скажу, что с купленными комплексными решениями проблем не меньше (а порой и больше), чем с описываемым подходом. Во многом проблемы связаны не столько с операторами, сколько с приемными комплексами госорганов и не очень грамотными инспекторами.

Бывают случаи когда спецоператоры попросту не успевают реализовать новые версии форм или случаются технические неполадки и приходится обращаться к бесплатным программам, а отчетность передавать по официальным каналам.

Также стоит иметь ввиду, что маркетологи отлично выполняют свою работу и грамотно навязывают дорогостоящие решения (от 6000 руб. и выше). Несмотря на то, что пользователю требуется сдавать всего два-три отчета.

Пресловутый человеческий фактор

За свою практику я встречал много различных бухгалтеров. Среди них были молодые девушки, впадающие в ступор при перемещении ярлыка в другой угол на рабочем столе. Были и пожилые матроны, умеющие чистить Cookies в браузере. Многое зависит от человеческого фактора, который тоже следует учитывать.

Порой целесообразнее выбрать готовое комплексное решение и перекинуть тугого бухгалтера на плечи официальной технической поддержки спецоператора связи, сэкономив свои нервы и время (это спорный момент).

Есть категория бухгалтеров, которые видят в спецоператорах некоторый гарант спокойствия или козлов отпущения, на случай неоднозначных ситуаций. Многие спецоператоры предоставляют официальные письма в случае каких-либо технических проблем.

Заключение

Как видно, сдать электронную отчетность не заплатив ни рубля — можно. Но временно. Использование официальных бесплатных ресурсов требует определенных денежных затрат. С другой стороны, по рамкам этого бизнеса, 1500 рублей — смехотворная сумма.

К минусам бесплатных решений можно отнести их фрагментированность, что не является проблемой при небольших объемах отчетности. При грамотном подходе со стороны системного администратора и адекватности бухгалтера, бесплатное решение можно настроить не хуже платного. Дальнейшее сопровождение обоих вариантов все равно потребует периодического вмешательства со стороны системного администратора (обновление КЭП и корневых сертификатов, исправление xml, настройка криптопровайдеров и прочие сопутствующие проблемы).

Спасибо, что дочитали до конца. Пишите в комментариях, если есть вопросы или я что-то упустил.

Upd: Спасибо за ценные комментарии (раз и два) пользователям Niklsmgn и shachneff.


2021: Частичная интеграция с "Контур.Бухгалтерией"

Компания "СКБ Контур" 27 сентября 2021 года сообщила о том, что в "Контур.Бухгалтерии" стало больше форм для отправки в ФНС. Теперь пользователи учетного сервиса смогут отправлять больше сведений в ФНС. Это стало возможным благодаря частичной интеграции продуктов экосистемы "Контура": "Бухгалтерии" и "Экстерна". Подробнее здесь.

Интеграция с СЭД Docsvision

Интеграция платформы Docsvision с системой интернет-отчетности Контур.Экстерн через API позволяет компаниям ускорить обработку требований, поступающих от налоговых органов по итогам камеральных проверок. Об этом СКБ Контур сообщил 2 декабря 2020 года. Подробнее здесь.

Решение для самозанятых бухгалтеров

В системе интернет-отчетности Контур.Экстерн появилось специальное решение для бухгалтеров, которые самостоятельно ведут отчетность за клиентов и платят налог на профессиональный доход. Об этом СКБ Контур сообщил 16 сентября 2020 года.

Появление решения для самозанятых бухгалтеров

Такие специалисты могут объединять все свои организации на обслуживании в одну группу. Это значит, что бухгалтеру не нужно постоянно переключаться между аккаунтами своих клиентов. При входе в Экстерн бухгалтер сразу получает доступ к отчетности всех организаций, которые он ведет, на одном экране контролирует их отчеты и платежи, проводит сверку с бюджетом сразу по всем компаниям.

Когда бухгалтер прекращает работу с клиентом, то у него не возникает сложностей с передачей архива отчетности. Он отсоединяет компанию от группы, а клиент перевыпускает сертификат и продолжает самостоятельно или через другого бухгалтера отчитываться в госорганы через свой аккаунт в Экстерне, где сохраняются все его документы.

При самостоятельной покупке бухгалтером программного обеспечения есть минусы — цена за аутсорсинговые услуги формируется из стоимости услуг бухгалтера и затрат на покупку программ отчетности. Бухгалтер на упрощенной системе налогообложения 6% не может принять к вычету расходы на покупку ПО. Он платит 6% со всех полученных доходов, в том числе с компенсации за покупку программы, а значит, переплачивает налог. В случае с Экстерном самозанятому бухгалтеру не надо приобретать систему — это делает организация, которую он обслуживает. Поэтому бухгалтер указывает в отчетности только оплату за свою работу, а значит, налог на профессиональный доход будет удержан только со стоимости услуг бухгалтера.

Игорь Гольдберг, Менеджер проекта Контур.Экстерн:

В Контур.Экстерне появился сервис для контроля бизнес-рисков. Об этом 8 сентября 2020 года сообщил СКБ Контур.

Система интернет-отчетности Контур.Экстерн теперь позволяет оперативно получать уведомления о событиях, которые могут повлечь блокировку расчетного счета со стороны налоговой или штраф.

В период пандемии налоговики не блокировали банковские счета за нарушения при сдаче отчетности и обмене документами с ИФНС. Такие меры Правительство РФ утвердило в постановлении от 02.04.2020 № 409. Однако уже с 1 июля 2020 года санкции в соответствии с пунктами 3 и 3.2 статьи 76 НК РФ действуют в полную силу. Например, блокировка расчетного счета грозит компаниям за опоздание с подачей налоговых деклараций более чем на 10 дней или если не отправлена электронная квитанция о приеме документов из инспекции.

Например, сервис уведомит, что наступил последний день сдачи отчетности или что истекает срок отправки квитанции или ответа на требование. Также организация сразу же узнает о появлении задолженности или если она попала в один из реестров ФНС.

Совместимость с ОС "Лотос"

Возможность подачи заявки на госсубсидию через "Контур.Экстерн"

Контур.Экстерн

Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 получить господдержку смогут организации и ИП, которые соответствуют следующим условиям:

  • входят в реестр субъектов МСП на 1 марта 2020 года;
  • основной ОКВЭД относится к числу сфер, наиболее пострадавших от пандемии, и информация о нем содержится в ЕГРЮЛ/ЕГРИП на 1 марта 2020 года;
  • штатная численность составляет не менее 90% от численности работников в марте 2020 года;
  • на 1 марта 2020 года отсутствует задолженность более 3000 рублей по налогам и страховым взносам.

Субсидия не будет выплачена тем, кто находится в стадии банкротства, ликвидации, и по кому принято решение об исключении из ЕГРЮЛ.

Объем финансовой помощи рассчитывается по формулам:

  • для организаций = МРОТ (12 130 руб.) * количество работников в марте 2020 года;
  • для ИП с наемными работниками = МРОТ (12 130 руб.) * (количество работников в марте 2020 года + сам ИП);
  • для ИП без наемных работников = 1 МРОТ (12 130 руб.)

Заполнить заявление и передать его дистанционно можно с помощью системы интернет-отчетности Контур.Экстерн, потребуется только усиленная квалифицированная электронная подпись. После отправки в Экстерн придет уведомление, что налоговая приняла заявление или отклонила, если в нем некорректные данные.

Также передать заявление можно через сервис для выплаты субсидий на сайте ФНС или почтовым отправлением по форме, установленной приложением № 2 к Правилам предоставления субсидии.

Плагин "Контур.Экстерн" для установки на компьютер с ОС Astra Linux

1 апреля 2020 года СКБ Контур сообщил, что пользователи ОС Astra Linux могут отчитываться в контролирующие органы РФ через интернет с помощью системы Контур.Экстерн. Специальный плагин, разработанный компанией СКБ Контур, позволяет установить Экстерн на компьютер с ОС Astra Linux и пользоваться всеми его возможностями.

Разработка плагина для установки на компьютер с ОС Astra Linux

В рамках государственного проекта по импортозамещению большому количеству организаций предстоит переход на отечественное ПО. Система Контур.Экстерн подходит всем видам организаций и позволяет как коммерческим структурам, так и бюджетным учреждениям через интернет взаимодействовать с ФНС, ПФР, ФСС, Росстатом и другими контролирующими органами.

Доступность на MacOS

20 декабря 2019 года СКБ Контур сообщил, что Контур.Экстерн доступен теперь и на MacOS.

На MacOS работает не только сдача отчётности, но и все остальные возможности Контур.Экстерна. Всё точно так же, как на Windows. Платформу протестировали, технических сбоев и ошибок не было.

Чтобы начать работать в Экстерне на MacOS необходимо воспользоваться инструкцией по установке и настройке нужных программ.

Запуск сервиса регистрации бизнеса

22 октября 2019 года компания "СКБ Контур" сообщила о том, что теперь в системе интернет-отчетности Контур.Экстерн можно зарегистрировать ИП дистанционно. Сервис позволит бухгалтерским фирмам предоставлять услугу регистрации бизнеса своим клиентам-предпринимателям без визитов в налоговую.

В рамках пилотного запуска сервис регистрации ИП бесплатно доступен обслуживающим бухгалтериям, которые отчитываются через Экстерн. Для подключения нужно обратиться в техподдержку.

Перейти к созданию платежного поручения можно после проверки декларации, либо после отправки ее в налоговую инспекцию на всех этапах документооборота.

Когда платежное поручение будет сформировано, пользователь может скачать его в формате Word, чтобы потом распечатать и оплатить в банке, или в виде специального текстового файла, чтобы загрузить в интернет-банк.

2014: Интеграция с 1С

Модуль разработан для абонентов, использующих 1С и не испытывающих желания покидать эту среду и переходить в другую программу для отправки подготовленных отчетов. Модуль позволяет выполнить всю работу в одной программе, в привычном интерфейсе. Он подходит для "1С:Предприятия 8.2" и версии 8.3 "Бухгалтерии предприятия" (редакция 2.0).

  • отчет не нужно сохранять на компьютере, для загрузки в систему и отправки в налоговую.
  • с его помощью можно проверять отчеты, сформированные в 1С;
  • при необходимости редактировать отчёты в 1С.

По данным на начало 2012 года у системы представления налоговой отчётности через Интернет `Контур-Экстерн` более миллиона абонентов. Возможна интеграция указанных сервисов с облачными системами других провайдеров. Один из примеров подобной интеграции — известное комплексное предложение `Контур 365`, включающее в себя сервисы `Эльба` и Office 365.

Читайте также: