Налоги и сборы система законодательства относятся к

Обновлено: 17.06.2024

Доклад на конференции "Налоговое право в решениях Конституционного суда РФ", 20 - 28 апреля 2021 г. Вы можете принять участие в конференции, оставив комментарий к этому докладу и к докладам других участников конференции. Программа конференции по этой ссылке.

КС РФ в качестве критерия для определения соответствия установленных механизмов регулирования налогообложения нормам Конституции РФ, руководствуется направленностью регулирования на обеспечение полного и всестороннего изучения обстоятельств, имеющих значение для выявления действительного размера налогового обязательства[1].

Исходной посылкой для определения данного понятия является обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). По смыслу данной нормы, обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы корреспондирует право каждого не быть принужденным к уплате налогов и сборов, не отвечающих указанному критерию[2].

Соответствие данному критерию означает, что обязанность платить налоги должна пониматься как обязанность платить налоги в размере не большем, чем это установлено законом[3].

Соблюдение данного критерия возможно при двух условиях:

  1. Установленный механизм налогообложения, который обеспечивает полноту и своевременность взимания налогов и сборов с обязанных лиц, и одновременно
  2. Надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанный с изъятием средств налогообложения.

Эффективность налогообложения и реальность его целей возможна только при формальной определенность[4], полноте элементов налогового обязательства и учете объективных характеристик экономико-правового содержания налога, что позволяет налогоплательщикам своевременно уплачивать налог, а налоговым органам осуществлять контроль за действиями налогоплательщиков по уплате налоговых сумм в бюджет[5].

Обеспечение полноты и своевременности взимания налогов и сборов с обязанных лиц означает установление федеральным законодательством надлежащих условий исполнения налоговой обязанности, что предполагает определение всех элементов налогообложения, включая объект налогообложения, налоговую базу, порядок исчисления и уплаты налога[6]. При этом, налоги устанавливаются законодателем в соответствии с сущностью каждого из них и как элементы единой налоговой системы, параметры и условия функционирования которой применительно к каждому налогоплательщику определяются объективными закономерностями и требованиями, включая их экономическую обоснованность и недопустимость произвольного установления[7].

Надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанных с изъятием средств налогообложения означает определение федеральным законодательством системы налоговых органов, относящихся к федеральным экономическим службам, их задачи, функции, формы и методы деятельности, порядок проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов[8].

Конституция РФ, закрепляя обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, непосредственно не предусматривает обеспечительный механизм ее исполнения. В качестве элемента правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, выступает система мер налогового контроля, каковой в соответствии с НК РФ признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ (п. 1 ст. 82 НК РФ)[9].

Одной из форм проведения налогового контроля являются налоговые проверки – камеральные и выездные[10]. Налоговые проверки, с точки зрения КС РФ, представляют собой механизм определения действительного размера налоговой обязанности налогоплательщика[11].

Указание в данном случае на исчерпывающие меры представляется неслучайным и содержание данных мер может быть выявлено при обращении к практике КС РФ по вопросам, связанным с оглашением показаний, данных не явившимся в суд потерпевшим или свидетелем.

Ввиду того, что именно налогоплательщик обязан уплачивать налог в размере не большем, чем это предусмотрено законом, на налоговый орган возложена обязанность обеспечить надлежащее исполнение данной обязанности, предпринимая для этого достаточные попытки (проявляя немалую настойчивость). При таком толковании, КС РФ рассматривает налоговый орган не только в качестве лица, действия которого направлены на обеспечение фискальных интересов государства, а рассматривает действия налогового органа как направленные на защиту налогоплательщика от возможной уплаты налога в размере большем, чем это предусмотрено законом.

Это свидетельствует о том, налоговые органы должны предпринимать действия, которые по своей направленности соответствуют действиям налогоплательщика, исполняющего обязанность уплаты налога в размере не большем, чем это предусмотрено законом. Налоговый орган в рамках налогового контроля должен установить размер налогового обязательства таким образом, как бы его самостоятельно исчислил налогоплательщик в соответствии с нормами закона.

Иными словами, действия налогового органа, предпринимаемые в рамках налогового контроля, не могут быть им произвольно ограничены в той мере, в какой данные действия необходимы для установления действительного размера налогового обязательства налогоплательщика. При этом данный довод не означает возможность налогоплательщика произвольно отказываться от возложенных на него законом обязанностей, ввиду того, что налоговый орган должен предпринимать исчерпывающие меры, направленные на установление действительного размера налогового обязательства.

Налогоплательщик представляет налоговую декларацию, что является одним из элементов обеспечительного механизма исполнения обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы[16].

Для исполнения обязанности по уплате налога одним из элементов является обязанность налогоплательщиков представлять необходимые для уплаты налогов документы и сведения[17]. Вместе с этим, на налоговые органы возложена обязанность воспользоваться правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию и налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов[18].

Вместе с этим налоговый орган должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные целями налогового контроля меры, в противном случае налоговый контроль может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности[20].

Следовательно, допустимые, исчерпывающие и не чрезмерные действия налогового органа в рамках налогового контроля являются необходимым условием для определения действительного размера налогового обязательства.

На основании вышесказанного, под действительным размером налогового обязательства понимается уплата налогов в размере не большем, чем установлено законом, что возможно, если единовременно соблюдаются следующие требования:

  1. Установлены элементы налогового обязательства (Формальная определенность, полнота элементов налогового обязательства и учет объективных характеристик экономико-правового содержания налога);
  2. Соблюдается надлежащий правовой характер деятельности налоговых органов, который:
    1. Обеспечивается формами налогового контроля (камеральная и выездная налоговые проверки);
    2. Реализуется исчерпывающими мерами, предпринимаемыми налоговым органом, которые направлены на определение действительного размера налогового обязательства.

    [1] Участие свидетеля (п. 1 ст. 90 НК РФ) (Определение Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 № 1770-О), выездная налоговая проверка (Определение Конституционного Суда РФ от 20.12.2016 № 2672-О, Определение Конституционного Суда РФ от 10.03.2016 № 571-О), выездная налоговая проверка за период, за который представлена уточненная налоговая декларация (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ) (Определение Конституционного Суда РФ от 20.12.2016 № 2670-О), повторная выездная налоговая проверка (п. 10 ст. 89 НК РФ) и дополнительные мероприятия налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ) (Определение Конституционного Суда РФ от 23.07.2020 № 1781-О, Определение Конституционного Суда РФ от 19.11.2015 № 2551-О), вынесение решения по результатам ВНП (п. 3 ст. 89, п. 8 ст. 101 НК РФ) (Определение Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 № 2470-О), применение расчетного метода (Определение Конституционного Суда РФ от 25.11.2020 № 2823-О, Определение Конституционного Суда РФ от 28.01.2021 № 150-О, Определение Конституционного Суда РФ от 26.02.2021 № 185-О), Совместная с налоговым органом сверка расчетов по налогам (пп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ) (Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2018 № 2461-О)

    [2] П. 3 Мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 17.03.2009 № 5-П

    [3] П. 2 Мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 28.02.2019 № 13-П, п. 2 Мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 03.06.2014 № 17-П, Определение Конституционного Суда РФ от 19.12.2019 № 3531-О, Определение Конституционного Суда РФ от 23.10.2014 № 2320-О, Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2013 № 966-О, Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2012 № 384-О-О, Определение Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 № 1553-О-П

    [4] Формальная определенность налоговых норм предполагает их достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание и применение (п. 2 Мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 28.03.2000 № 5-П).

    [5] П. 2 Мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 22.06.2009 № 10-П, п. 2 Мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 № 14-П

    [6] П. 2 Мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 22.06.2009 № 10-П

    [8] П. 2 Мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 № 14-П

    [9] Определение Конституционного Суда РФ от 06.07.2010 № 933-О-О

    [10] П. 2 Мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 № 14-П

    [12] Определение Конституционного Суда РФ от 27.02.2018 № 526-О

    [13] Определение Конституционного Суда РФ от 19.12.2019 № 3312-О, Определение Конституционного Суда РФ от 25.06.2019 № 1782-О, Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2019 № 513-О, Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2018 № 1969-О, Определение Конституционного Суда РФ от 27.03.2018 № 802-О, Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2018 № 196-О, Определение Конституционного Суда РФ от 19.12.2017 № 2827-О, Определение Конституционного Суда РФ от 23.11.2017 № 2739-О, Определение Конституционного Суда РФ от 19.12.2017 № 2893-О, Определение Конституционного Суда РФ от 10.10.2017 № 2252-О

    [14] Определение Конституционного Суда РФ от 10.10.2017 № 2252-О

    [15] Определение Конституционного Суда РФ от 10.10.2017 № 2252-О

    [16] Определение Конституционного Суда РФ от 15.11.2007 № 817-О-О, Определение Конституционного Суда РФ от 17.11.2009 № 1497-О-О

    [17] Определение Конституционного Суда РФ от 23.07.2020 № 1650-О, Определение Конституционного Суда РФ от 28.05.2020 № 1114-О, Определение Конституционного Суда РФ от 16.03.2006 № 70-О, Определение Конституционного Суда РФ от 05.07.2005 № 301-О, Определение Конституционного Суда РФ от 19.02.1996 № 5-О

    [18] Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 № 267-О

    [19] Определение Конституционного Суда РФ от 26.02.2021 № 185-О, Определение Конституционного Суда РФ от 28.01.2021 № 150-О, Определение Конституционного Суда РФ от 25.11.2020 № 2823-О, Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2020 № 2314-О, Определение Конституционного Суда РФ от 05.07.2005 № 301-О

    [20] п. 2 Мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 марта 2009 г. № 5-П, п. 3 Мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 № 3-П

    1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.

    2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

    1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

    2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

    3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

    4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

    5) формы и методы налогового контроля;

    6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

    7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

    3. Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов, страховых взносов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.

    4. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.

    5. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

    6. Указанные в настоящей статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте настоящего Кодекса "законодательство о налогах и сборах".

    7. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

    8. Федеральными законами может быть предусмотрено проведение в течение ограниченного периода времени на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, муниципальных образований экспериментов по установлению налогов, сборов, специальных налоговых режимов.

    Правоотношения, возникающие в ходе проведения указанных экспериментов, регулируются законодательством о налогах и сборах с учетом особенностей, установленных федеральными законами о проведении экспериментов.

    В период проведения эксперимента, но не позднее чем за шесть месяцев до его окончания Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отчет об эффективности (неэффективности) проведенного эксперимента, а также предложения о его продлении, об установлении настоящим Кодексом соответствующего налога, сбора, специального налогового режима либо о прекращении такого эксперимента.

    Комментарий к ст. 1 НК РФ

    Уже 17 лет в РФ действует часть первая Налогового кодекса РФ (введена в действие с 1 января 1999 года). До принятия НК РФ налоговое законодательство России по большому счету только формировалось. В то время действовало множество нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы налогов и сборов, в которых наличествовало огромное число пробелов и противоречий.

    Однако с момента введения Кодекса в действие многое изменилось. Российская экономика пережила несколько взлетов и падений. В повседневный оборот введены новые технологии. Поэтому неудивительно, что налоговое законодательство также существенно изменилось и в настоящее время представляет собой действительно современный, эффективный механизм, направленный на обеспечение жизнедеятельности нашего государства. И налогоплательщики, и налоговые органы теперь имеют защищаемые права и исполняют четкие и ясные обязанности. Можно с уверенностью сказать, что налоговые правоотношения подробно и качественно регламентированы, а налоговое законодательство РФ отвечает требованиям современных экономических реалий.

    Комментируемой статьей регламентировано понятие законодательства РФ о налогах и сборах, определены его составные части.

    Налоговое законодательство включает непосредственно сам НК РФ, принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, законы о налогах субъектов РФ, принятые в соответствии с НК РФ, а также нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах.

    Данный перечень нормативных правовых актов, составляющих понятие законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, является исчерпывающим.

    В связи с этим любые иные нормативные правовые акты не могут считаться устанавливающими налоговые обязанности для налогоплательщиков либо предусматривающими какие-либо налоговые льготы и преференции. Например, не относится к налоговому законодательству вступивший с 1 января 2013 года в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

    В Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 23.10.2015 N Ф09-7413/15 суд признал необоснованной ссылку Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан на необходимость применения разъяснений, изложенных в письме Министерства финансов Российской Федерации от 03.02.2014 N 03-05-04-03/4114. Разъяснения о необходимости уплаты при государственной регистрации ипотеки государственной пошлины в размерах, аналогичных размерам, установленным в подпункте 28 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, по существу означают введение органом исполнительной власти правового регулирования в нарушение статьи 57 Конституции Российской Федерации, а также пункта 3 комментируемой статьи, в соответствии с которым действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено данным НК РФ.

    Данный вывод подтверждается и иной судебной практикой (см. Постановления ФАС Центрального округа от 29.09.2010 N А23-5464/2009А-14-233, Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2012 N 09АП-34574/2012, 09АП-36475/2012).

    В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2012 N 09АП-33404/2012-АК указано, что письма Минфина России не отвечают критериям нормативного правового акта, в силу пункта 1 статьи 1 НК РФ не относятся к законодательству о налогах и сборах, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц. Следовательно, содержащиеся в них положения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налогоплательщиков правила поведения.

    В Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 25.01.2016 N Ф06-4906/2015 суд отклонил довод организации о том, что судом первой инстанции не учтены письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.06.2015 N Д13И-435 и Федеральной службы государственной статистики от 02.04.2015 N 02-02-6/1613-ТО, поскольку Минэкономразвития России и Росстат не являются органами, уполномоченными осуществлять официальное толкование нормативных правовых актов, и в этой связи разъяснения, содержащиеся в указанных письмах, не являются обязательными для применения.

    Кроме того, суд указал, что в силу комментируемой статьи вышеуказанные письма государственных органов не относятся к актам законодательства о налогах и сборах и не могут регулировать вопросы налогообложения.

    Кроме того, таможенное законодательство и законодательство о страховых взносах отделены от налогового законодательства, и положения Таможенного кодекса Таможенного союза, Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" никак не могут применяться при разрешении вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов.

    В Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 11.08.2015 N Ф06-26227/2015 суд отметил, что договор на реализацию инвестиционного проекта не включается в налоговое законодательство.

    На основании Закона об инвестиционной деятельности и распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.12.2007 N 2303-р между организацией - субъектом инвестиционной деятельности и Минэкономики РТ был заключен договор на реализацию инвестиционного проекта. Пунктом 2.3 указанного договора организации как субъекту инвестиционной деятельности предоставлены налоговые льготы по налогу на имущество в виде пониженной ставки по этому налогу. Суммы налоговых льгот, указанные в договоре, являются ориентировочными. Налоговые льготы предоставляются исходя из фактических показателей бухгалтерской и налоговой отчетности.

    Сам по себе факт отсутствия в договоре размера предоставляемых льгот, как отметил суд, не может повлечь отказ налогоплательщику в их применении.

    В силу комментируемой статьи договор не относится к актам законодательства о налогах и сборах и не может регулировать вопросы налогообложения.

    Ставка налога, установленная законом, обязательна для применения всеми налогоплательщиками, для которых эта ставка установлена, независимо от того, указана она в договоре или нет, поскольку налоговое законодательство не предусматривает возможность установления налоговых льгот и их объема на основании соглашения налогоплательщика и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

    Комментируемая статья также определяет перечень вопросов, которые могут быть урегулированы только непосредственно нормами НК РФ.

    Это означает, что другие нормативные правовые акты, в том числе входящие в налоговое законодательство, никак не могут устанавливать правовое регулирование по данным вопросам. Речь идет о видах взимаемых в России налогов и сборов, основаниях возникновения (изменения, прекращения) и порядке исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, принципах установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов, правах и обязанностях участников налоговых правоотношений, формах и методах налогового контроля, ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также порядке обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

    Данные положения имеют не только декларативный, но и весьма практический характер.

    В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 04.06.2015 N Ф05-6496/2015 суд отказал в удовлетворении требований организации к налоговому органу в части доначисления и предложения уплатить пени по налогу на добычу полезных ископаемых и штрафных санкций, отметив, что Порядок заполнения декларации по НДПИ, утвержденный Приказом Минфина России от 29.12.2006 N 185н, не является письменным разъяснением финансового органа о порядке исчисления и уплаты налога (сбора).

    Порядок заполнения декларации не может дополнять либо изменять положения НК РФ, поскольку не относится к законодательству о налогах и сборах.

    Как отметил суд, в соответствии с пунктами 1, 4, 5 комментируемой статьи законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, законов субъектов Российской Федерации о налогах, нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

    Следовательно, Порядок заполнения декларации, утвержденный Приказом Минфина России, не является законодательством РФ о налогах и сборах.

    Пунктом 1 статьи 4 НК РФ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов, в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

    Согласно пункту 2 комментируемой статьи именно НК РФ устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

    НК РФ устанавливает элементы налогообложения, в том числе налоговую базу и порядок исчисления налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ).

    Элементы налогообложения и порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых установлены в нормах главы 26 НК РФ.

    Учитывая, что Порядок заполнения декларации по НДПИ был издан Минфином России и ФНС России во исполнение норм НК РФ, следовательно, он должен применяться налогоплательщиками с учетом положений пункта 4 статьи 340 НК РФ в толковании, данном Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2013 N 11498/12.

    В Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.01.2016 N Ф02-7799/2015 суд удовлетворил иск администрации муниципального образования к организации о взыскании на основании договора аренды земельного участка задолженности по арендной плате и пеней, исходя из того, что расчет задолженности по арендной плате проверен и признан правильным.

    Суд пришел к выводу, что, поскольку удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в размере 691 рубль 11 копеек за 1 кв. м установлен Постановлением от 15.11.2013 N 517-пп, в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 05.05.2014 N 239-пп "О внесении изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп" (далее - Постановление от 05.05.2014 N 239-пп), которое распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 03.12.2013 (пункт 2 Постановления от 05.05.2014 N 239-пп), данный показатель верно применен истцом в расчете арендной платы на 2014 год. Соответственно, в 2015 году к размеру арендной платы верно применен коэффициент инфляции.

    Ссылка ответчика на положения пункта 1 комментируемой статьи отклонена судом, учитывая, что в силу пункта 4 статьи 1 НК РФ Постановление от 15.11.2013 N 517-пп, Постановление от 05.05.2014 N 239-пп не могут быть отнесены к актам законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах.

    С 2013 года действует положение о том, что любые изменения налогового законодательства, приостановление и отмена норм данного законодательства требуют принятия отдельных федеральных законов и соответствующие изменения не могут быть включены в текст "непрофильных" законов.

    Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года. Об этом указано в статье 15 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

    Налоговая система в РФ — это инструмент для выполнения ключевых государственных функций и задач. Совокупность механизмов и принципов организации фискального обременения представляет собой налоговую систему Российской Федерации. Определим действующую структуру и ключевые функции, а также расскажем об основах налоговой системы в Российской Федерации.

    Фискальная система государства: кратко об истории

    Уже в 1998 году была утверждена первая часть НК РФ , а через два года, в 2000, законодатели приняли вторую часть . Так, стал главной правовой основой налоговой системы РФ Налоговый кодекс. Норматив детально определял порядок взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.

    Преобразования коснулись не только самой налоговой системы страны, но и органов, осуществляющих контроль. Так, в 1990 году была создана Государственная налог. инспекция, на которую были возложены функции по контролю и сбору фискальных платежей. Затем ее переименовали в службу. Но уже 1998 году службу упразднили, а взамен было создано специальное Министерство по налогам и сборам.

    Однако и это не последнее изменение. В 2004 году чиновники решили передать бюджетные полномочия в Минфин РФ. Контрольная же функция была передана в ФНС — службу, которая действует и по сей день. Следовательно, единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства финансов России и ФНС.

    Определения и общая характеристика налоговой системы РФ

    Итак, что такое налоговая система, определение кратко: налоговая система — это совокупность норм, обязательств, налогоплательщиков и государственных органов.

    Иными словами, это не только фискальные платежи, зачисляемые в государственный бюджет в соответствии с действующими законодательными актами, это еще и все категории и виды налогоплательщиков, подпадающих под фискальное обременение, а также государственные органы, контролирующие правильность и полноту перечислений в бюджет.

    Сущность налоговой системы РФ (кратко) — это гарантия поступления платежей в бюджеты, а следовательно, это важнейший и основной источник дохода государства, позволяющий качественно и постоянно выполнять ключевые государственные функции и задачи.

    Принципы построения

    Разобраться в столь сложном понятии, не определив принципов его построения, невозможно. Так, все принципы становления и построения налоговой структуры РФ описаны в 3 статье НК РФ. К ним следует относить:

    • справедливость, то есть обременение распространяется на всех (граждане, ИП, организации);
    • определенность, которая не допускает двусмысленных трактовок одного и того же положения, правила, нормы;
    • равенство, устанавливается независимо от расовых, социальных, религиозных, национальных и прочих принципов;
    • доступность, то есть все нормы должны быть сформулированы максимально доступным и понятным языком;
    • удобство, налогоплательщики должны быть информированы обо всех обязательных платежах, объектах обложения и порядках исчисления суммы обязательства;
    • обоснованность, все действующие и новые обязательства должны быть экономически обоснованы, недопустимо вводить обременения, противоречащие Конституции России.

    Следовательно, принципы налогообложения направлены на соблюдение действующего законодательства и основ Конституции.

    Структура налоговой системы РФ 2020

    Налоговая система государства, налоги и их виды, подразумевает группировку на определенные уровни. А вот уровень конкретизируется двумя взаимосвязанными признаками: в какой бюджет зачисляется платеж, и власти какого уровня устанавливают нормы налогообложения. Так, выделяют всего три уровня:

    1. Федеральный. Платежи федерального уровня зачисляются напрямую в бюджет Федерации (высший уровень). Нормы и принципы налогообложения (объект, база, ставки, льготы, периоды, освобождения, отчетности и сроки) регламентируются Кодексом и Конституцией, федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства России. Федеральные обязательства применимы на территории всей страны.
    2. Региональный. Сборы, которые подлежат зачислению в казну региона, субъекта, автономного округа, области, города федерального значения. Следовательно, ключевые правила налогообложения устанавливают власти субъекта РФ. Нормы действуют только для конкретного региона.
    3. Местный. Обязательства, которые уплачивают в бюджет муниципального образования. Принципы налогообложения устанавливают власти местных администраций в индивидуальном порядке.

    Налоговая система России: кратко об элементах

    Эффективность определяется не только ее структурой, но и составляющими элементами. Выделяют следующие элементы:

    • виды налогов, сборов, взносов (с 2017 г.) и иных платежей;
    • права и обязанности налогоплательщиков и госорганов;
    • совокупность способов и видов контроля;
    • введение ответственности на правонарушения фискальных норм;
    • принципы и обоснования для установления фискальных платежей;
    • установленный порядок обжалования.

    Несмотря на многочисленность элементов, основой функционирования Налоговой системы РФ является его правовая база, а именно Налоговый кодекс.

    Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования

    Основное направление деятельности налоговой системы — это создание рационального, эффективного и справедливого механизма, который бы обеспечил достойный экономический рост всему государству. Однако, как показывает практика, ключевым направлением становится повышение стимула к сбору фискальных платежей.

    В то же время повышение стимулов к собираемости фискальных обязательств позволило российской экономике выйти на новый, более высокий уровень развития. Это связано с тем, что законодатели предложили рациональные виды и режимы налогообложения, сокращающие фискальную нагрузку плательщиков. А следовательно, большинство экономических субъектов решило выйти из теневой экономики. Однако действующие подходы несовершенны и требуют многочисленных изменений.

    Читайте также: